Второй раз история повторяется виде фарса. История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй — в виде фарса

Многократно приходилось мне слышать крылатое выражение, что история повторяется дважды: первый раз как трагедия, второй раз как фарс. Но до недавнего времени не знал я точно, откуда оно взялось, и о каком повторении идет здесь речь. Дело же обстоит так.

Фраза эта принадлежит перу Карла Маркса и открывает его памфлет "18 брюмера Луи Бонапарта":

Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса.

Карс Маркс - основатель научного коммунизма и автор популярных афоризмов


Чтобы понять, о чем здесь пишет Маркс, необходимо кратко пересказать историю Франции с 1789-го до 1852-го года.

В 1789-м году началась Великая Французская революция. За несколько лет Франция прошла через коренные преобразования, пролив при этом реки крови. Некоторые реформы оказались для страны благотворны, некоторые катастрофичны, а некоторые просто курьёзны. К последним можно отнести реформу календаря.

Французский революционный календарь был введен в 1793-м году. В попытке полностью порвать с религиозно-монархическим прошлым, революционеры изменили систему счисления времени. Революционный день делился на 10 часов, каждый час на 100 минут, а минута на 100 секунд (десятичная система и метрическая система мер считались очень прогрессивными). Можно себе представить путаницу с часами. Вспоминается Галич: "Который час, и то никто не знает точно"! Количество месяцев в году, как ни странно, осталось 12, хотя все месяцы были переименованы (к чему мы еще вернемся). Летоисчисление велось от 1792-го года, года I Республики. Каждый месяц состоял из 30-ти дней и делился на 3 декады (вместо недель). Отметим, что выходным был только décadi, последний день декады. Так что если вам тяжело дотянуть до пятницы, подумайте о французских революционерах! В революцию не до отдыха. Чтобы согласовать календарь с 365-ю днями солнечного цикла, в конце года добавлялось 5 (в високосный год - 6) дополнительных праздничных дней.

Новые названия месяцев придумал актер и писатель Фабр д’Эглантин (кстати, потом его казнили). Названия были основаны на природных явлениях, характерных для данного месяца. Месяц, примерно соответствовавший ноябрю назывался брюмер (brumaire ) от французского слова brume , туман.

18-го брюмера VIII года Республики (9-го ноября 1799-го года по более традиционному календраю) в ходе революции произошел очередной переворот, в результате которого к власти пришел генерал Наполеон Бонапарт.

Генерал Бонапарт во время переворота 18 брюмера
Это первое появление исторического события, о котором писал Маркс - 18-е брюмера Наполеона Бонапарта. Движемся ко второму появлению, фарсу.

Сначала Наполеон правил Францией в ранге консула, но в 1804-м году провозгласил себя императором, а Францию - империей.

Коронация Наполена

К слову сказать, Бетховен, который до того очень почитал Бонапарта и собирался посвятить ему свою третью симфонию, очень разочаровался, когда Наполеон сделался императором, порвал посвящение и назвал симфонию просто "Героическая".

Затем Наполеон завоевал почти всю Европу, но в итоге все-таки был разгромлен и смещен. Во Франции вернулась к власти династия Бурбонов. Но в 1848-м году французы восстали снова, опять свергли монархию и провозгласили Вторую Республику. На этот раз они решили избрать Президента Республики, и выборы несколько неожиданно выиграл Луи Бонапарт - племянник и на тот момент единственный наследник Наполеона!

Пробыв Президентом три года, Луи Бонапарт пошел по стопам дяди - в 1851-м году он фактически захватил власть единолично, а в 1852-м объявил себя Императором Французов Наполеоном Третьим (третьим потому, что сын Наполеона I несколько дней в 1814-м году формально считался императором Наполеоном II).

Император Наполеон III

Захват власти Луи Наполеоном Маркс и посчитал фарсом, повторением трагической истории Наполеона I, о чем и написал в своем знаменитом памфлете, изданном в 1852-м году. Кстати, зря. Наполеон III правил достаточно успешно, пока в 1870-м году не случилась очередная революция и его свергли. После этого во Франции больше не было монархии, а Луи Наполеон стал первым президентом и последним монархом Франции.

Ну, к примеру, 30 марта 1944 года в Минске состоялось заседание окружных наместников Белорусской Центральной Рады и окружных руководителей БКА с участием Президента БЦР Р. Островского. На заседании были оглашены результаты мобилизации белорусов в БКА:
Минск. сформировано 6 батальонов (2358 чел.), Слуцк. 5 батальонов (3982 чел.), Новогрудок. 4 батальона (2047 чел.), Барановичи. 8 батальонов (6495 чел.), Глубокое. 4 батальона (2910 чел.), Вилейка. 4 батальона (2414 чел.), Слоним. 3 батальона (1423 чел.), Итого: 21 629 человек, 34 батальона.
Вспомним и белорусский шуцманшафт (особые подразделения, первоначально, в составе вспомогательной полиции порядка Третьего рейха на оккупированных территориях, карательные батальоны, действовавшие под непосредственным командованием немцев и вместе с другими немецкими частями. Как правило, формировалась из местного населения и военнопленных). Его численный состав на период 1943-1944 год:
Батальон № 45 (охранный) -180?240 голов
Батальон № 46 (охранный) -187?167 голов
Батальон № 47 (охранный) -320?380 голов
Батальон № 48 (фронтовой) -592?(615)590 голов
Батальон № 49 (охранный) - 327?314 голов
Батальон № 56 (артиллерийский)- 230?280 голов
Батальон № 60 (фронтовой)-562?526 голов
Батальон № 64 (фронтовой,а с мая 1944 охранный) - 100?165 голов
Батальон № 65 (фронтовой) -120?172 голов
Батальон № 67 (охранный) -130?223 голов
Батальон № 68 (фронтовой)-150?600 голов
Батальон № 69 (фронтовой)-150?200 голов
Итого от 3000 голов и более (в зависимости от потерь). Впоследствии из части шуцманшафт-батальонов и ряда других коллаборационистских вооружённых формирований в июне 1944 года были сформированы 4 полка входящих в шуцманшафт бригаду «Зиглинг», впоследствии переформированной в 30-ю гренадерскую дивизию СС (2-я русская). Численность бригады оценивалась на уровне около 11 600 человек. От 65 до 70 % (около 7 тысяч) были выходцами с территории Белоруссии, большинство из которых были этнические белорусы. В бригаде также были немцы, украинцы, русские, поляки и незначительное число членов «восточных отрядов» полиции (татар, армян).
Некоторые шуцманшафт-батальоны были позднее также непосредственно переведены в состав подразделений СД и войск СС.
Кроме того в составе вермахта исправно "трудились" следующие части сформированные преимущественно из этнических белорусов:
1-й белорусский штурмовой взвод;
Белорусский батальон железнодорожной охраны;
13-й белорусский полицейский батальон СД;
30-я гренадерская дивизия СС (1-я белорусская);
Гренадерская бригада войск СС (1-я белорусская);
Белорусский десантный батальон «Дальвитц»;
38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунген».

А вот, к примеру, "чисто белорусские" вооружённые формирования:
Белорусский корпус самообороны (БСА). - оккупационная полиция. Руководитель Иван Ермаченко.
Белорусская краевая оборона (БКА). Командир Франц Кушель.
1-й кадровый батальон Белорусской краевой обороны
Беларусская Освободительная Армия
Новогрудский эскадрон

А вот, к примеру, крайне лояльные нацистам и крайне угодливые организации белорусских коллаборантов:
Белорусская рада доверия
Белорусская центральная рада (БЦР)
Белорусская народная самопомощь (БНС)
Белорусская партия независимости (БНП)
Союз белорусской молодёжи (СБМ).

А вот "выдающиеся" белорусские аналоги "бандер" и "шухевичей":
Радослав Островский - президент БЦР, эмигрировал.
Николай Шкелёнок - 1-й вице-президент БЦР, казнен, по другим данным погиб в бою
Вацлав Ивановский - бургомистр Минска (1942?1943), убит партизанами.
Витовт Тумаш - бургомистр Минска (1941?1942), эмигрировал.
Владислав Козловский - редактор «Белорусской газеты», убит партизанами.
Василий Захарка - президент БНР в изгнании, умер (погиб?) в Праге в 1943 г.
Адам Демидович-Демидецкий - заместитель бургомистра Минска.
Николай Абрамчик - президент БНР в изгнании после смерти В. Захарки, жил в эмиграции.
Ф.Олехнович - драматург, убит партизанами.
Константин Езовитов - руководитель вооружённых формирований, казнён в СССР.
Франц Кушель - руководитель Белорусской краевой обороны, эмигрировал в США.
Фабиан Акинчиц - журналист, убит партизанами.
Владимир Сябура - редактор журнала «Новы шлях», эмигрировал в США.
Иван Ермаченко - эмигрировал.
Михаил Ганько - глава СБМ, эмигрировал на Запад, возможно, позднее нелегально проник в Беларусь и погиб.
Надежда Абрамова - бывший глава СБМ, эмигрировала, умерла в конце 1970-х в Западной Германии.
Юрий Соболевский - начальник полиции при БЦР, эмигрировал, умер при неясных обстоятельствах в Мюнхене.
Пётр Касацкий
Язеп Сажич - эмигрировал, возглавлял правительство БНР в изгнании.
Станислав Станкевич - бургомистр Борисова, журналист, после войны - активный деятель белорусской эмиграции.
Иван Гелда - командир батальона «Дальвитц», казнен.

Ну и "на сладкое", вернёмся на Украину:
Общая численность советских партизан и подпольщиков на территории Украины в 1941-1944 годы оценивалась на уровне 220 тыс. чел. в составе 53 партизанских соединений, 2145 партизанских отрядов и 1807 партизанских групп. В количественном отношении, среди украинских советских партизан преобладали украинцы, вместе с ними в партизанских отрядах сражались русские, белорусы и представители 38 других национальностей СССР, а также интернационалисты - граждане европейских государств: 2 тыс. поляков, 400 чехов и словаков, 71 югослав, 47 венгров, 28 немцев и 18 французов
За участие в антифашистской борьбе в подполье и партизанских отрядах на территории УССР советскими правительственными наградами были награждены 183 тыс. человек, звание Героя Советского Союза получили 95 человек (двое из них, А. Ф. Фёдоров и С. А. Ковпак стали дважды Героями Советского Союза)

ПС: фармакология, безусловно, наука нужная, но, тем не менее, учите историю, гражданин Аптекарь

Говорят, что история повторяется. Те процессы, которые мы видим сегодня, имеют аналогии в прошлом. Нам хотелось бы провести параллель между состоянием интеллигенции Российской империи предреволюционных годов, и ее религиозными настроениями, с сегодняшним витке истории.

В начале 20-го столетия большинство представителей интеллигенции традиционно считали себя христианами. Свое отношение к христианству они обычно выражали такими фразами: “Христианство благородное учение; оно содержит в себе высокие идеалы; это прекрасный путь к самосовершенствованию”, и т.п. И, в тоже время, среди интеллигенции укоренилась отчужденность и холодное безразличие к Православию, и органическая, на первый взгляд, непонятная враждебность к Церкви. Интеллигент, считавший себя христианином, говорил: я имею собственный взгляд на религию, я принимаю христианство свободное от суеверий, я не буду бить поклоны головой об пол, - у меня свое внутреннее христианство.

Интеллигенция того времени отличалась широкой эрудицией, и тем более странно, что в отношении к Православию она проявляла поразительное невежество, кастовое высокомерие и окаменевшую предубежденность. Увлекаясь европейской философией, эти люди не были знакомы с блестящей христианской патристикой, в которой могли бы найти ответы на самые глубокие метафизические вопросы. Читая поэзию Японии и Китая, они как будто не подозревали о существовании церковной гимнографии; восхищаясь мистикой западных пантеистов - Мейстера Экхарта и Бёме - они не хотели дотронуться рукой до книг православных аскетов. Между интеллигенцией и Церковью образовалась пропасть, которая расширялась все больше и больше. Выражать свою приверженность к какому-то абстрактному, туманному христианству и относиться с презрением к Церкви - стало стилем мышления интеллигенции и ее своеобразным этикетом. Театр, литература, пресса, объединились в общих усилиях дискредитировать Православие, очернить в глазах народа Церковь, иногда скрыто, а иногда с явной ненавистью, переходящей в какой-то демонизм. При этом дело обставляли так, как будто речь идет о сохранении христианских идеалов, которые якобы искажает Церковь. Особенно усердствовала дешевая газетная пресса, которая специализировалась на сочинении пасквилей и анекдотов, насмешек и сплетен над священниками и монахами. Даже более серьезные издания старались обратить общественное мнение против Церкви. Известный философ, член Государственной Думы Сергей Булгаков, в книге “Свет невечерний”, имеющей автобиографический характер, вспоминал, что когда он принял священнический сан, то ему пришлось тотчас оставить кафедру в университете, которому он отдал много лет своей жизни. Когда Булгаков был одним из ведущих легальных марксистов, то это не препятствовало его преподавательской деятельности, а когда стал священником, то в глазах своих коллег превратился в изгоя. По неписаным законам священник не мог оставаться членом университетской корпорации, и это происходило в государстве, которое считалось христианским.

Чем объяснить неприязнь интеллигенции к Церкви? Укажем на одну причину, которая нам кажется главной. Церковь - это живая духовная среда, имеющая свои законы и структуру, которые охватывают всю жизнь человека. Церковь требует от христианина непрестанной борьбы со своими страстями и духом гордыни. Человек должен постоянно изменять себя, очищать свое сердце, контролировать не только поступки, но мысли и тайные желания. Здесь ему предлагается новая система ценностей, новые нравственные ориентиры, не похожие на светский этикет. От него требуется не только вера, но религиозная дисциплина: посещение храма, регулярные молитвы, соблюдение постов; его частная, домашняя жизнь должна быть слита с литургическими ритмами церкви, он получает свободу через борьбу со своими страстями, и духовную мудрость через подчинение ума вечным истинам. Поэтому церковное христианство является во многом делом воли, мы бы сказали - подвигом воли.

Либеральное абстрактное христианство ничем не связывает человека: понимай христианство как хочешь, и живи, как тебе угодно. Здесь нет ни жертвенности, ни напряженной борьбы с собой. Либеральное христианство считает все присущее человеку, в том числе страсти, естественным и, следовательно, позволительным. Здесь представления о природной испорченности человека отсутствуют, все заповеди сводятся к одной: делай, что тебе хочется, но только не причиняй зла другим людям. И здесь существует множество отговорок, недоумений, возможностей, обойти даже скудную моральную декларацию либералов. Можно быть лжецом, клятвопреступником, и в тоже время тонко рассуждать о трансцендентальных вопросах; можно быть развратником, и в тоже время горячо доказывать благотворное влияние христианства на культуру народа - все это не будет тревожить совесть либерала.

Борьба со страстями, в которых многие видят яркие краски жизни, и с гордыней, которая в миру обычно отождествляется с человеческим достоинством, оказались не по силам и не по нраву людям, преданным страстям. В этом главная причина апостасии - отступления интеллигенции от Церкви, и последующей борьбы с ней. Псевдохристианство подготовило почву для атеистического диктата. Когда убеждения становятся не делом и подвигом жизни, а отключенными идеями и абстракциями, то от них легко отказаться, как сбросить старую одежду.

В настоящее время повторяются те же процессы. Значительная часть интеллигенции считает себя исповедующей Православие и, в тоже время, стоит далеко от Церкви. Это первый этап: индифферентность и холодность к православию, нежелание его узнать и понять. Но такая индифферентность обычно переходит в противостояние.

Период атеистического диктата как будто кончился. Но ничто не возникает случайно, и не исчезает бесследно. Какие метаморфозы ожидают нас? Во что трансформируется атеизм в следующем витке истории?

Они восходят к одному и тому же латинскому глаголу farcīre со значением "наполнять, набивать". Только если «фарс» пришел в русский язык, как указывает М. Фасмер, напрямую из французского fаrсе "шутка, фарс" (первоначально - "начинка", собственно интермедия между действиями спектакля), то «фарш» оказался у нас в XVIII в. благодаря немецкому посредству - из Fаrсе с тем же значением.

Дела эти давние, а уже в наше время произошло кое-что интересное. Слово «фарш» стало употребляться в сниженной экспрессивной речи для обозначения чего-то ужасного, жуткого, кровавого.

Как тут не вспомнить знаменитую максиму и не переиначить ее на современный лад: «История повторяется дважды: первый раз в виде фарша, второй - в виде фарса».

__________________

Всегда ставьте на то, что человек, которому приписывается то или иное остроумное высказывание, на самом деле никогда его не произносил. Это беспроигрышный путь.

«История повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй - в виде фарса». Эта глубокая фраза принадлежит, если верить коллективному бессознательному интернету, то ли Карлу Марксу, то ли Георгу Вильгельму Фридриху Гегелю; причем кто бы ни брал на себя труд ее корректной атрибуции, не забывает упомянуть, что «обычно» она «ошибочно» приписывается не тому мыслителю.

В действительности все было чуть сложнее.

В 1852 году в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» Карл Маркс писал следующее: «Hegel bemerkte irgendwo, daß alle großen weltgeschichtlichen Tatsachen und Personen sich sozusagen zweimal ereignen. Er hat vergessen, hinzuzufügen: das eine Mal als Tragödie, das andere Mal als Farce. Caussidière für Danton, Louis Blanc für Robespierre, die Montagne von 1848–1851 für die Montagne von 1793–1795, der Neffe für den Onkel». [Гегель где-то отмечает, что все великие всемирно-исторические события и личности появляются, так сказать, дважды. Он забыл прибавить: первый раз в виде трагедии, второй раз в виде фарса. Коссидьер вместо Дантона, Луи Блан вместо Робеспьера, «Гора» 1848–1851 гг. вместо «Горы» 1793–1795 гг., племянник вместо дяди.]

Это гегелевское «где-то» - «Лекции по философии истории», опубликованные в 1837 году: «...wie denn überhaupt eine Staatsumwälzung gleichsam im Dafürhalten der Menschen sanktioniert wird, wenn sie sich wiederholt. So ist Napoleon zweimal unterlegen, und zweimal vertrieb man die Bourbonen. Durch die Wiederholung wird das, was im Anfang nur als zufällig und möglich erschien, zu einem Wirklichen und Bestätigten». [...как и вообще любой государственный переворот делается в сознании людей как бы санкционированным, в том случае если он повторяется.

Так Наполеон дважды потерпел поражение, а Бурбоны были дважды изгнаны. Путем повторения то, что вначале казалось только случайным и возможным, становится чем­-то действительным и подтвержденным.]

Оно по заслугам должно быть передано какому-то безымянному идиоту-просветителю, который в погоне за краткостью упустил из вида, что с его слов выходит так, будто все в истории случается не по два, а по три раза - коль скоро она дважды только «повторяется». Вот бы поразился такому открытию Гегель!

О том, что историческое развитие человечества происходит в определенной цикличности свидетельствует феномен схожести исторического развития цивилизаций, разделенных эпохами и пространственными расстояниями, который был установленИ.Ньютоном, Л.Гамоном, Ф.Грегоровиусом, А.Фоменко, В.Калашниковым, Н.Келлиным, С.Рачевым, В.Федоровым, Л.Морозовой, Г.Носовским.

Например, обнаружена идентичность династий Римской империи III - VI веков н.э. и средневековой Империи Карла Великого VII - VIвеков н.э.,разделенных360 годами.Оказалось, что смена правителей в обеих династиях, их количество и время правления полностью совпадают. Повторяется и ход исторических событий.
Аналогичный цикл повторения исторических событий обнаружен междуримскими империями времен правления Цезаря и Диоклетиана(333 года);между античной Тарквинской войной в Риме и средневековой Готской войной в Риме (1053 года).Ученые также отмечают «параллелизм»между римской историей I - VI веков н.э. и Священной Римской империей X - XIII веков; между английской историей и византийско-римской историей;между китайской и европейской историей; между древнеегипетской и европейской историей и пр.
Исследования, проведенные А.Т.Фоменко, позволили выявить периоды возрождения династий (повторения исторических событий), которыесоставили примерно: 330, 1050 и 1780 лет. И хотя часть исследователей связывают такой «хронологический сдвиг» с фальсификацией истории, однако, такой выводоказывается крайне неверным (не в отношении фальсификации истории). Используя метод аналогии, можно задать следующий вопрос: «Каким образом тогда многоуважаемые научные умы смогут объяснить схожесть судеб Гитлера и Наполеона, а также американских президентовА.Линкольна и Дж.Кеннеди?»
Дело в том, что в исторических датах Наполеона и Гитлера прослеживается цикличностьв129лет,ау американских президентов Линькольна и Кеннеди -в 100 лет.С интервалом в 539 лет повторяются события жизни Св. Луи и короля Луи XVI .
Так, Наполеон родился в 1760 году, а Гитлер - в 1889-м. Наполеон пришел к власти в 1804 году,а Гитлер - в 1933-м. Наполеон вошел в Вену в 1809 году, а Гитлер - в 1938-м. Наполеон напал на Россию в 1812г, а Гитлер в - 1941-м.Оба потерпели крах своих начинаний из-заРоссии, один в 1816г, другой в 1945г. Оба пришли к власти в 44 года, напали на Россию в 52 года и проиграли войну,когда им былопо55лет. Смерть обоих представляет загадку для многих исследователей.
Теперь об американских президентах.Линкольн стал президентом США в 1860 году,а Кеннеди в 1960г.Оба президента трагически погибли в присутствии своих жен,и оба убийства произошли в пятницу. Преемниками обоих стали президенты по фамилии Джонсон. Оба Джонсона были сенаторами-демократами с юга США и даты их рождения были соответственно 1808 и 1908 года.Убийца Линкольна, Уидо, родился в 1829 году, а убийца Кеннеди,Освальд,-в 1929году.Уидосовершил преступление в театре,а затем скрылся на складе.Освальд стрелял со склада, а затем пытался скрыться в кинотеатре.Оба президента были убиты пулями,вошедшими в голову сзади.Линкольна убили в театре Форда,а Кеннеди был убит,когда ехал в автомобиле «линкольн»,изготовленном на заводах Форда.Каждая из президентских жен до этого потеряла по одному сыну уже в то время,когда семьи жили в Белом доме.
Секретарь Линкольна носил фамилию Кеннеди, а секретарь Кеннеди -фамилию Линкольн. Оба секретаря давали президентам в день убийства совет не покидать резиденции и оба президента фатально не прислушались к голосу судьбы. Однако кроме фатализма(и об этом говорится во всех эзотерических источниках) всегда существует и свобода воли.На этом принципе основана и астрология, которая допускает вмешательство свободной воли в предначертанное «судьбой» или мировыми циклами истории.



 

Возможно, будет полезно почитать: