Южный полюс первым покорила какая экспедиция. Кто первым достиг южного полюса

Раз человек сумел покорить Северный полюс, рано или поздно он должен был достичь и Южного, расположенного в центре ледяного материка Антарктиды.
Здесь ещё холоднее, чем в Арктике. Вдобавок почти никогда не утихают свирепые ураганные ветры... Но Южный полюс тоже сдался, причём история покорения двух крайних точек Земли любопытным образом связалась воедино. Дело в том, что в 1909 году на завоевание Северного полюса, как и Пири, намеревался выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен - тот самый, что за несколько лет до этого сумел провести свой корабль из Атлантического океана в Тихий северо-западным морским путём. Узнав же, что Пири добился-таки успеха первым, честолюбивый Амундсен, не колеблясь, направил своё экспедиционное судно "Фрам" к берегам Антарктиды. Он решил, что будет первым на Южном полюсе!
Добраться до самой южной точки Земли пытались и прежде. В 1902 году капитан английского королевского военно-морского флота Роберт Скотт вместе с двумя спутниками сумел достичь 82 градусов 17 минут южной широты. Но затем пришлось отступить. Потеряв всех ездовых собак, с которыми они начали путешествие, трое смельчаков едва смогли вернуться к берегу Антарктиды, где стояло экспедиционное судно "Дискавери".

В 1908 году новую попытку предпринял другой англичанин - Эрнст Шеклтон. И вновь неудача: несмотря на то, что до цели оставалось всего лишь 179 километров, Шеклтон повернул назад, не выдержав тягот пути. Амундсен же и в самом деле добился успеха с первого раза, продумав буквально каждую мелочь.
Его путешествие к полюсу было разыграно, как по нотам. Между 80-м и 85-м градусами южной широты через каждый градус норвежцы заранее устроили склады с продовольствием и топливом. В путь Амундсен отправился 20 октября 1911 года, с ним были четверо спутников-норвежцев: Хансен, Вистинг, Хассель, Бьоланд. Путешественники двигались на санях, которые тащили ездовые собаки.

Костюмы для участников похода были сшиты... из старых одеял. Идея Амундсена, неожиданная на первый взгляд, полностью себя оправдала - костюмы были легки и вместе с тем очень теплы. Но трудностей немало выпало и на долю норвежцев. Удары пурги до крови иссекли лица Хансена, Вистинга и самого Амундсена; эти раны долго потом не заживали. Но закалённые, мужественные люди не обращали внимания на такие мелочи.
14 декабря 1911 года в 3 часа дня норвежцы достигли Южного полюса.
Они пробыли здесь три дня, проводя астрономические определения точного местоположения, чтобы исключить малейшую возможность ошибки. В самой южной точке Земли был установлен высокий шест с норвежским флагом и вымпелом "Фрама". На доске, прибитой к шесту, все пятеро оставили свои имена.
Обратный путь занял у норвежцев 40 дней. Не произошло ничего непредвиденного. И рано утром 26 января 1912 года Амундсен вместе со своими спутниками вернулся на берег ледяного материка, где в Китовой бухте его поджидало экспедиционное судно "Фрам".

Увы, победа Амундсена была омрачена трагедией другой экспедиции. В том же 1911 году новую попытку достичь Южного полюса предпринял Роберт Скотт. На этот раз она была успешной. Но 18 января 1912 года Скотт и четверо его спутников нашли на Южном полюсе норвежский флаг, оставленный Амундсеном ещё в декабре. Разочарование англичан, пришедших к цели лишь вторыми, оказалось столь великим, что выдержать обратный путь у них уже не было сил.
Несколько месяцев спустя поисковые отряды англичан, обеспокоенных долгим отсутствием Скотта, разыскали в антарктических льдах палатку с замёрзшими телами капитана и его спутников. Кроме жалких крох еды, в ней обнаружили 16 килограммов редких геологических образцов Антарктиды, собранных во время путешествия на полюс. Как оказалось, до спасительного лагеря, где запасено было продовольствие, от этой палатки оставалось всего двадцать километров...



Руал Амундсен (1872-1928) норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом па судне Йоа от Гренландии к Аляске (1903- 1906). Руководил экспедицией в Антарктику на судне Фрам (1910-1912).Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911). В 1918-1920 годах прошел вдоль северных берегов Евразии на судне Мод. В 1926 году руководил первым перелетом через Северный полюс на дирижабле Норвегия. Погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской экспедиции У. Нобиле. Годы спустя Фритьоф Нансен скажет о своем младшем коллеге: В нем жила какая-то взрывчатая сила. Амундсен не был ученым, да и не хотел им быть. Его влекли подвиги. Сам Амундсен рассказывал, что стать полярным путешественником он решил в пятнадцать лет, когда прочитал книгу Джона Франклина. Этот англичанин в 1819-1822 годах пытался отыскать Северо-Западный проход путь из Атлантического океана в Тихий вокруг северных берегов Северной Америки. Участникам его экспедиции пришлось голодать, питаться лишайниками, собственной кожаной обувью. Удивительно, вспоминал Амундсен, что... больше всего приковало мое внимание именно описание этих лишений, испытанных Франклином и его спутниками. Во мне загорелось странное стремление претерпеть когда-нибудь такие же страдания. В детстве он был болезненным и слабым мальчиком. Готовя себя к будущим испытаниям, он стал ежедневно тренироваться, зимой совершать длительные лыжные переходы. К ужасу матери, открыв окна в своей комнате, спал на коврике возле кровати, укрывшись одним пальто, а то и просто газетами. И когда пришло время отбывать воинскую повинность, старый армейский врач несказанно удивился и даже вызвал из соседней комнаты офицеров: Молодой человек, каким образом удалось вам развить такие мускулы? Жизнь сложилась так, что только в двадцать два года Амундсен впервые ступил на борт судна. В двадцать два он был юнгой, в двадцать четыре штурманом, в двадцать шесть впервые зимовал в высоких широтах. Руал Амундсен был участником бельгийской антарктической экспедиции. Вынужденная, неподготовленная зимовка продолжалась 13 месяцев. Почти все болели цингой. Двое сошли с ума, один умер. Причиной всех бед экспедиции было отсутствие опыта. Амундсен на всю жизнь запомнил этот урок. Он перечитал всю полярную литературу, стремясь изучить достоинства и недостатки различных рационов, различных видов одежды, снаряжения. Вернувшись в 1899 году в Европу, он сдал экзамен на капитана, затем заручился поддержкой Нансена, купил небольшую яхту Йоа и приступил к подготовке собственной экспедиции.

Любой человек не так уж много умеет, говорил Амундсен, и каждое новое умение может ему пригодиться.Он изучал метеорологию и океанологию, научился проводить магнитные наблюдения. Он прекрасно ходил на лыжах и управлял собачьей упряжкой. Характерно: уже позже, в сорок два года, он научился летать стал первым гражданским летчиком Норвегии. Он хотел осуществить то, что не удалось Франклину, что не удавалось до сих пор никому, пройти Северо-Западным проходом. И три года тщательно готовился к этому путешествию. Ничто так не оправдывает себя, как затраты времени на подбор участников полярной экспедиции, любил повторять Амундсен. Он не приглашал в свои путешествия людей моложе тридцати лет, и каждый из тех, кто шел с ним, знал и умел многое. На Йоа их было семеро, и в 1903 1906 годах они осуществили за три года то, о чем человечество мечтало в течение трех столетий. Через пятьдесят лет после так называемого открытия Севере-Западного прохода Мак-Клуром, в 1903 1906 годах, Руал Амундсен первым обогнул на яхте Северную Америку. От Западной Гренландии он, следуя указаниям книги Мак-Клинтока, повторил сначала путь несчастной экспедиции Франклина. От пролива Барроу он направился на юг проливами Пил и Франклин к северной оконечности острова Кинг-Вильям. Но, учтя гибельную ошибку Франклина, Амундсен обогнул остров не с западной, а с восточной стороны проливами Джемс-Росс и Рей и провел две зимовки в гавани Йоа, у юга-восточного берега острова Кинг-Вильям. Оттуда осенью 1904 года он обследовал на лодке самую узкую часть пролива Симпсон, а в конце лета 1905 года двинулся прямо на запад, вдоль берега материка, оставляя к северу Канадский Арктический архипелаг. Он миновал ряд мелководных, усеянных островами проливов и заливов и, наконец, встретил китобойные суда; прибывшие из Тихого океана к северо-западным берегам Канады. Перезимовав здесь третий раз, Амундсен летом 1906 года прошел через Берингов пролив в Тихий океан и закончил плавание в Сан-Франциско, доставив значительный материал по географии, метеорологии и этнографии обследованных берегов. Итак, более четырехсот лет от Кабота до Амундсена понадобилось для того, чтобы одно малое судно, наконец, проследовало Северо-Западным морским путем из Атлантического в Тихий океан. Следующей своей задачей Амундсен считал покорение Северного полюса. Он хотел войти в Северный Ледовитый океан через Берингов пролив и повторить, только в более высоких широтах, знаменитый дрейф фрама. Нансен одолжил ему свое судно, но деньги приходилось собирать по крохам.

Пока шла подготовка экспедиции, Кук и Пири объявили, что Северный полюс уже покорен... Чтобы поддержать мой престиж полярного исследователя, вспоминал Руал Амундсен, мне необходимо было как можно скорее достигнуть какого-либо другого сенсационного успеха. Я решился на рискованный шаг... Наш путь из Норвегии в Берингов пролив шел мимо мыса Горн, но прежде мы должны были зайти на остров Мадейру. Здесь я сообщил моим товарищам, что так как Северный полюс открыт, то я решил идти на Южный. Все с восторгом согласились... В весенний день 19 октября 1911 года полюсная партия в составе пяти человек на четырех санях, запряженных 52 собаками, отправилась в путь. Они легко нашли прежние склады и дальше на каждом градусе широты оставляли склады продовольствия. Вначале путь проходил по снежной холмистой равнине шельфового ледника Росса. Но и здесь путешественники нередко попадали в лабиринт ледниковых трещин. На юге в ясную погоду перед взором норвежцев стала вырисовываться неведомая горная страна с темными конусообразными Вершинами, с пятнами снега на крутых склонах и сверкающими ледниками между ними. На 85-й параллели поверхность круто пошла вверх шельфовый ледник кончился. Начался подъем по крутым заснеженным склонам. У начала подъема путешественники устроили главный склад продовольствия с запасом на 30 дней. На весь дальнейший путь Амундсен оставил продовольствия из расчета на 60 дней. За этот срок он планировал дойти до Южного полюса и вернуться обратно к главному складу. В поисках проходов сквозь лабиринт горных вершин и хребтов путешественникам приходилось неоднократно подниматься и спускаться обратно, чтобы затем подняться вновь. Наконец они оказались на большом леднике, который, подобно застывшей ледяной реке, каскадами спускался сверху между гор. Этот ледник был назван именем Акселя Хейберга покровителя экспедиции, пожертвовавшего крупную сумму. Ледник был испещрен трещинами. На стоянках, пока собаки отдыхали, путешественники, связавшись друг с другом веревками, на лыжах разведывали путь. На высоте около 3000 метров над уровнем моря были убиты 24 собаки. Это не было актом вандализма, в котором нередко упрекали Амундсена, это была печальная необходимость, запланированная заранее. Мясо этих собак должно было служить пищей их сородичам и людям. Это место было названо Бойней. Здесь были оставлены 16 собачьих туш и одни сани. 24 наших достойных спутника и верных помощника были обречены на смерть! Это было жестоко, но так должно было быть. Мы все единодушно решили не смущаться ничем для достижения своей цели. Чем выше поднимались путешественники, тем хуже становилась погода.

Порой они карабкались в снежной мгле и тумане, различая путь только под ногами. Горные вершины, возникавшие перед их взором в редкие ясные часы, они называли именами норвежцев: друзей, родных, покровителей. Самая высокая гора была названа именем Фритьофа Нансена. А один из ледников, спускавшихся с нее, получил имя дочери Нансена Лив. Это было странное путешествие. Мы проходили по совершенно неизведанным местам, новым горам, ледникам и хребтам, но ничего не видели. А путь было опасен. Недаром отдельные места получили столь мрачные названия: Врата ада, Чертов глетчер, Танцевальный зад дьявола. Наконец горы кончились, и путешественники вышли на высокогорное плато. Дальше простирались застывшие белые волны снежных застругов. 7 декабря 1911 года установилась солнечная погода. Двумя секстантами определили полуденную высоту солнца. Определения показали, что путешественники находились на 88° 16 южной широты. До полюса оставалось 193 километра. Между астрономическими определениями своего места они выдерживали направление на юг по компасу, а расстояние определяли по счетчику велосипедного колеса окружностью в метр одометру, привязанному сзади саней. В тот же день они прошли самую южную точку, достигнутую до них: три года тому назад партия англичанина Эрнеста Шеклтона достигла широты 88°23 , но перед угрозой голодной смерти вынуждена была повернуть обратно, не дойдя до полюса всего 180 километров. Норвежцы легко скользили на лыжах вперед, к полюсу, а нарты с продовольствием и снаряжением везли еще достаточно сильные собаки, по четыре в упряжке. 16 декабря 1911 года, взяв полуночную высоту солнца, Амундсен определил, что они находятся примерно на 89°56 южной широты, то есть в семи десяти километрах от полюса. Тогда, разбившись на две группы, норвежцы разошлись по всем четырем сторонам света, в радиусе 10 километров, чтобы точнее обследовать приполюсный район. 17 декабря они достигли точки, где, по их расчетам, должен был находиться Южный полюс. Здесь они установили палатку и, разделившись на две группы, по очереди наблюдали секстантом высоту солнца каждый час круглые сутки. Инструменты говорили о том, что они находятся непосредственно в точке полюса. Но чтобы их не обвинили в том, что они не дошли до самого полюса, Хансен и Бьоланд прошли еще семь километров дальше. На Южном полюсе они оставили небольшую палатку серо-коричневого цвета, над палаткой на шесте укрепили норвежский флаг, а под ним вымпел с надписью Фрам. В палатке Амундсен оставил письмо норвежскому королю с кратким отчетом о походе и лаконичное послание своему сопернику Скотту.

18 декабря норвежцы по старым следам пустились в обратный путь и через 39 дней благополучно вернулись во Фрамхейм. Несмотря на плохую видимость, склады продовольствия они находили легко: устраивая их, они предусмотрительно складывали из снежных кирпичей гурии перпендикулярно пути по обе стороны от складов и отмечали их бамбуковыми шестами. Все путешествие Амундсена и его товарищей к Южному полюсу и обратно заняло 99 дней. Приведем имена первооткрывателей Южного полюса: Оскар Вистинг, Хелмер Хансен, Сверре Хассель, Олаф Бьяланд, Руал Амундсен. Через месяц, 18 января 1912 года, к норвежской палатке на Южном полюсе подошла полюсная партия Роберта Скотта. На обратном пути Скотт и четыре его товарища погибли в ледяной пустыне от истощения и холода. Впоследствии Амундсен писал: Я пожертвовал бы славой, решительно всем, чтобы вернуть его к жизни. Мой триумф омрачен мыслью о его трагедии, она преследует меня! Когда Скотт достиг Южного полюса, Амундсен уже завершал обратный маршрут. Резким контрастом звучит его запись; кажется, речь идет о пикнике, о воскресной прогулке: 17 января мы добрались до продовольственного склада под 82-й параллелью... Шоколадное пирожное, поданное Вистингом, до сих пор свежо в нашей памяти... Я могу привести рецепт... Фритьоф Нансен: Когда приходит настоящий человек, все трудности исчезают, так как каждая в отдельности предусмотрена и умственно пережита заранее. И пусть никто не является с разговорами о счастье, о благоприятных стечениях обстоятельств. Счастье Амундсена это счастье сильного, счастье мудрой предусмотрительности. Амудсен построил свою базу на шельфовом леднике Росса. Сама возможность зимовки на леднике считалась очень опасной, так как всякий ледник находится в постоянном движении и огромные его куски обламываются и уплывают в океан. Однако норвежец, читая отчеты антарктических мореплавателей, убедился, что в районе бухты Китовой конфигурация ледника за 70 лет практически не изменилась. Объяснение этому могло быть одно: ледник покоится на неподвижном основании какого-то подледного""острова. Значит, можно зимовать и на леднике. Готовя полюсный поход, Амундсен еще осенью заложил несколько продовольственных складов. Он писал: ...От этой работы... зависел успех всей нашей битвы за полюс. Амундсен забросил к 80-му градусу более 700 килограммов, к 81-му-560, к 82-му-620. Амундсен использовал эскимосских собак. И не только как тягловую силу. Он был лишен сентиментальности, да и уместны ли разговоры о ней, когда в борьбе с полярной природой на карту ставится неизмеримо более ценное жизнь человека.

План его может поразить и холодной жестокостью, и мудрой предусмотрительностью. Так как эскимосская собака дает около 25 килограммов съедобного мяса, легко было рассчитать, что каждая собака, взятая нами на Юг, означала уменьшение на 25 килограммов продовольствия как на нартах, так и на складах. В расчете, составленном перед окончательным отправлением на полюс, я точно установил день, когда следует застрелить каждую собаку, т. е. момент, когда она переставала служить нам средством передвижения и начинала служить продовольствием. Выбор места зимовки, предварительная заброска складов, использование лыж, более легкое, более надежное, чем у Скотта, снаряжение все сыграло свою роль в конечном успехе норвежцев. Сам Амундсен называл свои полярные путешествия работой. Но годы спустя одна из статей, посвященных его памяти, будет озаглавлена совершенно неожиданно: Искусство полярных исследований. К моменту возвращения норвежцев на береговую базу Фрам уже пришел в Китовую бухту и забрал всю зимовочную партию. 7 марта 1912 года из города Хобарта на острове Тасмания Амундсен известил мир о своей победе и благополучном возвращении экспедиции. И вот... завершив задуманное, пишет Лив Нансен-Хейер, Амундсен в первую очередь приехал к отцу. Хелланд, находившийся в это время в Пульхёгде, живо помнит, как они встретились: Амундсен, несколько смущенный и неуверенный, неотрывно глядя на отца, быстро вошел в зал, а отец непринужденно протянул ему руку и сердечно приветствовал: Со счастливым возвращением, и поздравляю с совершенным подвигом! . Еще почти два десятка лет после экспедиции Амундсена и Скотта никто не был в районе Южного полюса. В 1925 году Амундсен решил совершить пробный полет на самолете к Северному полюсу от Шпицбергена. Если бы полет оказался удачным, то потом он планировал организовать трансарктический перелет. Финансировать экспедицию вызвался сын американского миллионера Линкольн Элсуорт. Впоследствии Элсуорт не только финансировал воздушные экспедиции знаменитого норвежца, но и сам участвовал в них. Были приобретены два гидроплана типа Дорнье-Валь. Пилотами были приглашены известные норвежские летчики Рисер-Ларсен и Дитрихсон. механиками Фойхт и Омдаль. Обязанности штурманов взяли на себя Амундсен и Элсуорт. В апреле 1925 года участники экспедиции, самолеты и снаряжение прибыли пароходом в Кингсбей на Шпицбергене. 21 мая 1925 года оба самолета поднялись в воздух и взяли курс на Северный полюс. На одном самолете находились Элсуорт, Дитрихсон и Омдаль, на другом Амундсен, Рисер-Ларсен и Фойхт.

Примерно в 1000 километров от Шпицбергена мотор самолета Амундсена стал давать перебои. К счастью, в этом месте среди льдов оказались полыньи. Пришлось идти на посадку. Сели сравнительно благополучно, если не считать, что гидроплан ткнулся носом в лед в конце полыньи. Спасло то обстоятельство, что полынья была покрыта тонким льдом, который замедлил скорость самолета при посадке. Второй гидроплан также сел невдалеке от первого, но при посадке он получил сильное повреждение и вышел из строя. Но взлететь норвежцы не смогли. В течение нескольких дней они предприняли три попытки подняться в воздух, но все закончились неудачей. Положение казалось безнадежным.Идти на юг пешком по льдам? Но продовольствия оставалось слишком мало, они неминуемо погибли бы от голода в пути. Со Шпицбергена они вылетели с запасом еды на один месяц. Сразу после аварии Амундсен тщательно подсчитал все, что у них было, и установил жесткий паек. Шли дни, все участники полета работали не покладая рук. Но все чаще и чаще руководитель экспедиции урезал норму питания. Чашечка шоколада и три овсяных галеты на завтрак, суп из 300 граммов пеммикана в обед, чашка горячей воды, сдобренная щепоткой шоколада, и те же три галеты на ужин. Вот и весь суточный рацион для здоровых людей, занятых почти круглосуточно тяжелой работой. Потом количество пеммикана пришлось сократить до 250 граммов. Наконец, 15 июня, на 24-й день после аварии, подморозило и они решила взлететь. Для взлета требовалось не менее 1500 метров открытой воды. Но им удалось выровнять полосу льда длиной лишь немногим более 500 метров. За этой полосой была полынья шириной около 5 метров, а дальше плоская 150-метровая льдина. Заканчивалась она высоким торосом. Таким образом, полоса для взлета имела в длину всего лишь около 700 метров. Из самолета выбросили все, кроме самого необходимого. Пилотское место занял Рисер-Ларсен. Остальные пятеро едва уместились в кабине. Вот пущен мотор, и самолет тронулся с места. Следующие секунды были самыми захватывающими во всей моей жизни. Рисер-Ларсен сразу же дал полный газ. С увеличением скорости неровности льда сказывались все сильнее, и весь гидроплан так страшно накренялся из стороны в сторону, что я не раз боялся, что он перекувырнется и сломает крыло. Мы быстро приближались к концу стартовой дорожки, но удары и толчки показывали, что мы все еще не оторвались от льда. С возраставшей скоростью, но по-прежнему, не отделяясь от льда, мы приближались к небольшому скату, ведущему в полынью. Мы перенеслись через полынью, упали на плоскую льдину на другой стороне и вдруг поднялись в воздух... Начался обратный полет. Летели они, как выразился Амундсен, имея ближайшим соседом смерть.

В случае вынужденной посадки на лед, даже если бы они уцелели, их ждала голодная смерть. Через 8 часов 35 минут полета заело приводы рулей. Но, к счастью, самолет уже летел над открытой водой вблизи северных берегов Шпицбергена, и пилот уверенно посадил машину на воду и повел ее как моторную лодку. Путешественникам везло и дальше: вскоре к ним подошло небольшое рыбацкое судно, капитан которого согласился отбуксировать самолет в Кингсбей... Экспедиция закончилась. От Шпицбергена участники ее вместе с самолетом плыли на пароходе. Встреча в Норвегии была торжественной. В Ослофьорде, в порту Хортен, самолет Амундсена был спущен на воду, участники воздушной экспедиции сели в него, взлетели и совершили посадку в гавани Осло. Их встретили тысячные толпы ликующих людей. Это было 5 июля 1925 года. Казалось, все невзгоды Амундсена остались в прошлом. Он снова стал национальным героем. В 1925 году Элсуорт после длительных переговоров купил дирижабль, получивший название Норге (Норвегия). Руководителями экспедиции были Амундсен и Элсуорт. Создатель дирижабля итальянец Умберто Нобиле был приглашен на должность капитана. Команда была сформирована из итальянцев и норвежцев. В апреле 1926 года Амундсен и Элсуорт прибыли судном на Шпицберген, чтобы принять ангар и причальную мачту, построенные за зиму, и вообще подготовить все к приему дирижабля. 8 мая 1926 года к Северному полюсу стартовали американцы. На борту самолета, получившего название Жозефина Форд, вероятно, в честь жены Форда, финансировавшего экспедицию, находились только двое: Флойд Беннетт в качестве пилота и Ричард Бэрд в роли штурмана. Через 15 часов они благополучно вернулись, совершив полет до полюса и обратно. Амундсен поздравил американцев со счастливым завершением полета. В 9 часов 55 минут 11 мая 1926 года, в тихую ясную погоду, Норге взял курс на север, к полюсу. На борту находились 16 человек. Каждый занимался своим делом. Моторы работали ровно. Амундсен наблюдал за ледовой обстановкой. Он видел под дирижаблем бесконечные ледяные поля с грядами торосов и вспоминал свой прошлогодний полет, закончившийся посадкой у 88° северной широты. Через 15 часов 30 минут полета, в 1 час 20 минут 12 мая 1926 года, дирижабль был над Северным полюсом. Сначала Амундсен и Вистинг сбросили на лед норвежский флаг. И в этот момент Амундсен вспомнил, как он и Вистинг водрузили флаг на Южном полюсе 14 декабря 1911 года. Почти пятнадцать лет Амундсен стремился к этой заветной точке. Вслед за норвежцами сбросили флаги своих стран американец Элсуорт и итальянец Нобиле. Дальше путь пролегал через Полюс недоступности точку, равноудаленную от берегов окружающих Северный Ледовитый океан континентов и отстоящую от Северного географического полюса почти на 400 миль в сторону Аляски.

Амундсен внимательно всматривался вниз. Они летели над местами, которых никто до них не видел. Многие географы предсказывали здесь землю. Но перед взором воздухоплавателей проходили бесконечные ледяные поля. Если между Шпицбергеном и полюсом и далее за полюс до 86° северной широты иногда встречались полыньи и разводья, то в районе Полюса недоступности был сплошной лед с мощными грядами торосов. К своему удивлению, даже в этой наиболее удаленной от берегов точке Амундсен увидел медвежьи следы. В 8 часов 30 минут дирижабль вошел в густой туман. Началось обледенение наружных металлических частей. Пластины льда, срываемые струёй воздуха от пропеллеров, пробивали оболочку аппарата. Пробоины приходилось заделывать тут же, на ходу. 13 мая слева по курсу путешественники увидели землю. Это был берег Аляски, приблизительно в районе мыса Барроу. Отсюда дирижабль повернул на юго-запад, к Берингову проливу. Амундсен узнал знакомые окрестности эскимосского селения Уэнраит, откуда он и Омдаль собирались в 1923 году лететь через полюс. Он увидел строения, людей и даже дом, который они построили здесь. Вскоре дирижабль вошел в густой туман. С севера задул штормовой ветер. Навигаторы сбились с курса. Поднявшись над полосой тумана, они определили, что находятся в районе мыса Сердце-Камень Чукотского полуострова. После этого повернули на восток снова к Аляске и, увидев берег, направились вдоль него на юг. Прошли мыс принца Уэльского самую западную точку Северной Америки. Над льдами полет проходил спокойно и плавно. А здесь, над открытым бурным морем, дирижабль бросало как мяч, вверх и вниз. Амундсен решил закончить полет и отдал приказ идти на посадку. Возвращение путешественников было триумфальным. Они пересекли Соединенные Штаты Америки с запада на восток на трансконтинентальном экспрессе. На станциях их встречали с цветами толпы людей. В Нью-Йорке торжественную встречу возглавил Ричард Бард, только что вернувшийся со Шпицбергена на родину. 12 июля 1926 года Амундсен и его друзья прибыли пароходом в Норвегию, в Берген. Здесь их встретили салютом из крепостных орудий. Как победители, проехали они по улицам Бергена под дождем цветов, под восторженные овации горожан. От Бергена до Осло по всему побережью пароход, на котором они плыли, встречали флотилии разукрашенных судов. Прибыв в Осло, они проехали по запруженным людьми улицам в королевский дворец, где им был устроен торжественный прием. 24 мая 1928 года Нобиле на дирижабле Италия достиг Северного полюса и два часа находился над ним. На обратном пути он потерпел крушение. 18 июня из Бергена на спасение экипажа Италии вылетел Руал Амундсен.

После 20 июня его самолет пропал без вести. Так, стремясь спасти полярников, погиб Амундсен, величайший по размаху исследований полярный путешественник. Он первым достиг Южного полюса и первым совершил перелет из Европы в Америку (Шпицберген Аляска); он первым на яхте Йоа с севера обошел Америку и первым проследовал вдоль всего побережья Северного Ледовитого океана, после того как на судне Мод в 1918-1920 годах обогнул с севера Европу и Азию.

Чтобы добровольно отправиться на край света во имя науки, нужно быть особенным человеком. Но именно это кучка людей делает каждое лето (в южном полушарии в это время зима) на географическом Южном полюсе. - самое холодное и сухое место на земном шаре, и наш южный полюс - среди самых забытых богом мест. Живущие на полярной станции «Амундсен — Скотт» в течение зимы переживают время, полное приключений, изоляции и того самого опыта, который доступен очень немногим. Жить на Южном полюсе хоть и трудно, но очень интересно. Где еще вы найдете…

Из-за уникального расположения Южного полюса на самом дне земного шара, солнце там видно как нигде больше. Именно на концах Земли можно понаблюдать за самым длинным закатом.

Из-за наклона оси планеты Южный полюс испытывает один закат и один восход в год. На смену этих двух явлений уходит много дней, поэтому любителям посмотреть на Солнце будет на что посмотреть, во всех смыслах.

Часы не нужны

Если вы работаете на свежем воздухе, часы вам не понадобятся. Когда солнце, наконец, взойдет, оно будет постепенно подниматься до середины лета, а затем медленно спускаться к горизонту.

Пока светящийся шар ползет по небу, освещая его 24/7, понять время суток будет очень просто. Когда светило окажется у определенного здания или опознавательного знака в определенное время, оно будет оказываться там каждый день в то же время. Если время обеда наступает, когда солнце находится над объектом с метеорологическим зондом, можно отправляться в кафетерий всякий раз, когда это случается.

Головокружительное путешествие

По прибытии на Южный полюс вы обнаружите, что ходить там не так уж сложно. Лед хорошо спрессован и кристаллизовался, образовав не скользкую поверхность. Антарктида везде одинакова, не считая высоты.

Южный полюс лежит на 3000-метровой пластине льда, и новоприбывшие оказываются примерно в 3 километрах над уровнем моря. Никаких элеваторов нет, поэтому всякий раз, когда багаж придется поднимать на 15 метров, они будут сурово напоминать о возвышенности.

Сонливость может стать проблемой

Ваше тело в конечном счете акклиматизируется к высоте, но физиологически подъем будет переноситься еще тяжелее из-за атмосферного явления, которое можно обнаружить только на полюсах. Когда барометрическое давление падает, воздух становится плотнее, как и всюду на Земле. Наша планета вертится вокруг своей оси, создавая центробежную силу. Эта сила стягивает атмосферу к экватору, «опуская» небо на полюсах.

По мере падения небес воздух становится тоньше, делая высоту Южного полюса большей, чем она на самом деле является. Поскольку жители обитают на высоте 3000 метров над уровнем моря, лишние 600 метров могут вызвать сонливость, которую скалолазы испытывают при подъеме на высоту.

В ловушке

Хотя исследовательские станции Южного полюса гудят научной деятельностью во время коротких летних сезонов, на зиму там остается лишь небольшая команда из 50 человек. Эти отважные души находятся в изоляции на дне планеты, начиная с момента отбытия последнего самолета в середине февраля и до возвращения следующего в конце октября – начале ноября.

Вне зависимости от болезни и сумасшествия, людям приходится оставаться в западне, поскольку низкие температуры зимой наверняка заморозят самолетное топливо, сделав любой отлет невозможным.

Унылый месяц

Для тех, кто отважился положить себя во имя науки, зима будет долгой. После закатов длиной в несколько дней и месяца сумерек воцаряется ночь на несколько месяцев. Некоторые страдают от сезонного аффективного расстройства, но чаще всего работа, жизнь и творчество в тесном контакте одних и тех же 50 человек на протяжении недель сказываются хуже всего остального.

Такие условия кого угодно сделают капризным, и даже самые жизнерадостные выходят с кислой миной, когда зима заканчивается. В большинстве случаев это происходит примерно в августе. Хотя на всех влияние оказывается разным, видеть одни и те же лица в бесконечной темноте порядком надоедает.

Раздевашки с друзяшками

Хотя температура зверски низкая и даже смертельная без подходящего снаряжения, столбик термометра редко опускается ниже -73 градусов по Цельсию. Но когда это происходит, у местных жителей появляется возможность вступить в одно из самых эксклюзивных братств планеты: «клуб трехсот» (300 Club).

Они собираются обнаженными в сауне исследовательской станции и нагревают ее до 93 градусов по Цельсию (200 по Фаренгейту). И когда все уже хорошие, мокрые и разгоряченные, они надевают одни лишь сапоги и выскакивают наружу к метке географического Южного полюса. Выход из сауны к метке влечет за собой изменение температуры в 300 градусов (по Фаренгейту) и прекрасный снимок нагишом, с тонким серебристым слоем замороженного пота, аккурат рядом с историческим Южным полюсом.

Когда земля носит

Южный полюс лежит на пластине льда 3-километровой толщины. А когда лед лежит сверху, он имеет склонность скользить… сильно скользить. Хотя настоящий географический Южный полюс не движется, метка и здания над ним - еще как, на 2,5 сантиметра в день. Все относительно полюса смещается на 9 метров в год.

Геодезисты точно определяют точное местоположение Южного полюса, а метка полюса ежегодно перемещается, чтобы компенсировать длительное медленное скольжение.

Оббежать весь мир

Бег - отличный способ сохранить форму, но бег на холоде может здорово обжигать легкие. Тем не менее немногие могут противостоять искушению быть способным похвастаться тем, что они буквально оббежали весь мир. На Южном полюсе это потребует около 20 шагов.

Чтобы поставить бегунов в честные условия, на станции проходит ежегодный забег. Маршрут кольцом обходит метку полюса, позволяя участникам абсолютно честно говорить, что они действительно оббежали весь мир.

Новый год и снова, и снова, и снова

Временные зоны разделены на 15 градусов долготы. Эти градусы больше всего разделены на экваторе - между ними примерно 111 километров. С экватора они уходят на север и юг, постепенно снижая расстояние между собой, пока все 24 не сойдутся на полюсах. Проживая на Южном полюсе, люди имеют возможность переходить из одной временной зоны в другую за несколько шагов.

В Новый год это приобретает особый размах. Полярные жители могут отмечать Новый год в каждой временной зоне Земли, просто переставляя ноги. Только сильнейшие смогут пережить 24-часовое празднество.

Экспедиция Р. Амундсена

Северный полюс планеты покорен, значит должен быть покорен и Южный полюс. В Антарктиде намного холоднее, чем в Арктике, где свирепые ураганные ветры практически не утихают, но воля человека оказалась намного сильнее. Южный полюс тоже сдался.

Определение 1

Южный полюс – это точка пересечения земной оси вращения с её поверхностью в Южном полушарии.

Находится Южный полюс на высоте $ 2800$ м в пределах Полярного плато Антарктиды. Покорение двух крайних точек планеты можно связать воедино. Еще в $1909$ г. на покорение Северного полюса хотел выступить знаменитый полярный исследователь Руал Амундсен, но его опередил Р. Пири, добившийся успеха первым. Не колеблясь, честолюбивый Амундсен свое экспедиционное судно «Фрам» направил к берегам Антарктиды, решив, что на Южном полюсе он будет первым. До Амундсена подобную попытку предпринимали многие исследователи, но безуспешно. Амундсен продумал все мелочи своего мероприятия. Через каждый градус широты норвежцы устраивали склады с продовольствием и топливом, чтобы использовать их на обратном пути. В путь экспедиция, состоящая из $4$-х человек, отправилась $20$ октября $1911$ г. Двигались на санях, которые тащили ездовые собаки. В отношении костюмов участников похода идея Амундсена полностью себя оправдала – костюмы, сшитые из старых одеял, были легкими и теплыми, но трудностей это не убавило. Почти одновременно с норвежской экспедицией к Южному полюсу устремилась экспедиция британская, во главе которой стоял капитан $I$ ранга, кавалер ордена Виктории Роберт Фолкон Скотт. За $85$ параллелью норвежцев ждал тяжелый подъем с шельфового ледника Росса на хребет, который впоследствии был назван в честь норвежской королевы (хребет Куин-Мод). Заканчивающийся провиант пополняли собаки, взятые специально с этой целью. Лишних собак убивали, чтобы кормить их мясом остальных животных и людей. Норвежская экспедиция $15$ декабря $1911$ г. достигла Южного полюса. Здесь, на высоте $ 2800$ м, была разбита палатка и поднят норвежский флаг. Южный полюс покорился людям. На доске, прибитой к шесту, все участники экспедиции оставили свои имена. Через два дня они повернули обратно, их путь лежал на север. На обратном пути, который занял $40$ дней, не произошло ничего непредвиденного. Каждые три дня приходилось убивать одну собаку, чтобы люди и животные питались свежим мясом, пока не подойдут к $85$ параллели – где находился первый из оставленных ими складов.

В тех событиях участие принимали и представители России. На «Фраме» молодой и талантливый океанограф А. Кучин проводил свои многочисленные исследования, а среди зимовщиков-англичан были Д. Гирев и конюх А. Омельченко. В Китовую бухту, где исследователей поджидало экспедиционное судно «Фрам», Амундсен вернулся $26$ января $1912$ г, пройдя в оба конца $2800$ км за $99$ суток. Победа норвежской экспедиции была омрачена страшной трагедией другой экспедиции к Южному полюсу.

Экспедиция Р. Скотта

Попытку достичь Южного полюса в том же году предпринял второй исследователь англичанин Роберт Скотт. На своем веку, успев покомандовать крейсерами и линкорами, Скотт был морским офицером. Два года он провел на антарктическом берегу, будучи руководителем исследовательской зимовки. Отряд, которым он руководил, за три месяца продвинулся по направлению к полюсу на тысячу миль. Вернувшись на родину, Скотт начал подготовку к следующей экспедиции. На пути к Антарктиде они узнали, что в том же направлении на Южный полюс движется экспедиция Амундсена. Основным транспортным средством Скотт выбрал низкорослых и очень выносливых маньчжурских пони. Кроме этих лошадок в путь были взяты собаки и моторные сани, которые в то время являлись новинкой. Путь до полюса был сложным – $800$ миль по страшным трещинам ледников и обратное возвращение в сорокаградусные морозы при свирепой пурге с полной потерей видимости. На пути к полюсу люди получили сильные травмы, обморожения, вышли из строя моторные сани, погибли все лошади. Оставалось только упорство и сила духа. Участники группы сопровождения, не дойдя до цели $150$ миль, повернули назад, а оставшиеся пятеро англичан, впрягшись в тяжелые сани, вышли на финишную линию. Эта линия не была прямой, она петляла среди трещин и ледяного хаоса антарктического высокогорья.

В математическую точку Южного полюса Р. Скотт с участниками похода подошли $17$ января $1912$ г. Их взору открылись остатки чужого лагеря, следы собачьих лап и палатка с норвежским флагом. Все было понятно – полюса достигли соперники ровно за месяц до их прихода. Немного отдохнув и отдав салют, отряд англичан двинулся в обратный путь. Они тоже передвигались от одного промежуточного склада до другого. В условиях страшной непогоды силы молодых и выносливых людей таяли. Умирает самый молодой и крепкий Эдгар Эванс. Лоуренс Отс, капитан драгунского полка, отморозил ноги и руки, передвигаться стало невыносимо больно. На одной из ночевок Отс покидает палатку, чтобы не быть обузой для товарищей. Все поняли, он добровольно пошел навстречу смерти. В живых оставалось $3$ человека, но жестокие метели не давали продвигаться вперед, к складу с пищей и теплом. Оставалось $11$ миль, всего $11$ из тех $1600$ уже пройденных, но мартовская пурга остановила их навечно.

Спустя $7$ месяцев тела лейтенанта Г. Бауэрса, доктора Э. Уилсона и Р. Скотта обнаружила спасательная группа, вышедшая на их поиски. Спасатели рядом с телом Скотта нашли сумку с дневниками и прощальными письмами. В сумке было найдено $35$ фунтов геологических образцов, которые были собраны во время пути. Глядя в глаза смерти люди, продолжали тащить эти камни до последнего своего дыхания.

Замечание 1

В последние минуты своей жизни этот отважный исследователь тщательно разобрал причины катастрофы, сумел дать самую высокую нравственную оценку каждому из своих спутников. Последней записью в его дневниках была фраза, облетевшая весь мир: «Ради Бога, не оставьте наших близких».

Обращаясь к своей жене, Роберт Скотт просил её о том, чтобы его сын, повзрослев, занялся естественной историей и продолжил дело своего отца. Доктор Питер Скотт, скончавшийся в $90$-е годы, по желанию отца стал выдающимся биологом и экологом. Он был одним из руководителей Международного союза охраны природы и природных ресурсов.

Современные исследования Антарктиды

Целый ряд государств – США, Великобритания, Норвегия, Австралийский Союз – в первой половине $XX $века организовали специальные экспедиции, чтобы продолжить изучение этого сурового белого континента. Проводившиеся исследования касались только побережья материка, внутренние области которого оставались совсем неизвестными. Только Международный геофизический год, прошедший в $1957$-$1958$ гг., положил начало совместному изучению Антарктиды. Свои усилия в решении этого вопроса объединили $12$ государств мира и одно из ведущих мест в этой работе заняли советские исследователи. Для проведения экспедиций, которые организовывались на высоком научном и техническом уровне, использовался богатый практический опыт освоения Арктики.

Замечание 2

Во главе первой советской антарктической экспедиции стоял опытный полярник и крупнейший ученый – Михаил Михайлович Сомов, во главе второй экспедиции был Алексей Федорович Трешников. В сложнейших климатических условиях советские исследователи продвигались вглубь континента и за короткий период времени построили несколько научных станций – Мирный, Пионерская, Восток. Советские научные станции стояли не только на побережье материка, но и во внутренних и очень труднодоступных частях Антарктиды. Станция Полюс Недоступности была построена в прямом смысле там, где ещё не ступала нога человека.

В наше время самой крупной и основной станцией является станция Молодежная, где расположен аэрометеорологический центр Антарктики. Антарктида не имеет постоянного населения и никому не принадлежит. В суровых природных условиях работать на материке продолжительное время невозможно, максимальное время пребывания там ученых ограничивается годом. Это континент мира и науки, на котором по международному соглашению запрещено проведение любых испытаний оружия и ядерных взрывов. К сегодняшнему дню существует много научных трудов по Антарктиде, создан первый отечественный атлас материка, содержащий сведения обо всех компонентах её природы. На карте Антарктиды увековечены сотни имен русских исследователей.

Южный полюс - это точка, через которую проходит воображаемая ось вращения нашей планеты. Находится он не посередине Антарктиды, а ближе к ее Тихоокеанскому побережью. Открыт южный полюс был 11 декабря 1911 г. (по некоторым источникам - 14 декабря).

Кто первым достиг южного полюса?

Поставили для себя целью побывать в этом суровом месте земного шара в начале прошлого века сразу два путешественника - норвежец Рауль Амундсен и англичанин Роберт Скотт. Оба исследователя провели самую тщательную подготовку к походу. Роберт Скотт решил использовать в качестве тягловой силы моторные сани и пони. Р. Амундсен сделал ставку на собачьи упряжки. Подготовились к походу оба исследователя, кончено, максимально тщательно. Так кто же первым достиг южного полюса?

Экспедиция Роберта Скотта продвигалась к цели медленно, преодолевая большие трудности. Пони исследователя, к сожалению, не вынесли нагрузок тяжелого пути и их пришлось усыпить. Моторные сани же не могли преодолеть ледяные торосы.

У Амундсена дела шли гораздо лучше. Благодаря выносливым северным собакам, он доехал до самой юной точки земного шара быстрее Скотта. Именно Амундсен и считается первым человеком, достигшим южного полюса. Экспедиция Роберта Скотта добралась сюда лишь 17 января 1912 года.

Трагедия

Конечно же, моральное потрясение негативным образом сказалось на обратном пути английской группы. Сначала умер самый молодой участник экспедиции Р. Скотта - Э.Эванс. Затем по собственной инициативе покинул товарищей, чтобы не стать обузой, отморозивший ноги Л. Отс.

Оставшиеся члены экспедиции, включая самого Скотта, также не вернулись на базу. В пути их застала метель. Тела членов группы позднее были найдены в 18 км от лагеря. О судьбе их стало известно лишь из дневника Р. Скотта, умершего последним.

Память об исследователях

Ну что ж, теперь наш читатель знает, кто первым достиг южного полюса. Победитель - честолюбивый Амундсен - конечно же, был очень расстроен произошедшей во льдах Антарктиды трагедией. Впоследствии он не раз говорил журналистам о том, что не задумываясь пожертвовал бы своей славой первооткрывателя лишь для того, чтобы вернуть Скотта и его людей к жизни.

Вот таким вот образом и было омрачено трагедией одно из самых важных географических открытий прошлого века. Однако полюс помнит обоих героев-исследователей. Их имена были навеки соединены в названии большой научной станции Амундсен-Скотт, работающей и поныне в самой южной точке Земли.



 

Возможно, будет полезно почитать: