Valiant hearts the great war рецензия. Рецензия на Valiant Hearts: The Great War

Первая мировая - один из мрачнейших эпизодов в истории человечества. А ещё, как заведено у крупных вооружённых конфликтов, популярный фон для компьютерных баталий. Куча-мала с участием всех видных мировых держав вдохновила на творчество не один десяток студий, однако по сравнению со своим более страшным и кровавым «сиквелом» Великая война освещена как-то однобоко: добрую половину игр составляют лётные симуляторы.

Взглянуть на трагические события под иным углом попробовала , и оригинальности ей не занимать - ведь меньше всего жестокое противостояние, унёсшее миллионы жизней, ассоциируется с мультиками и умилительно тявкающими собачками. Легкомысленность эта, впрочем, иллюзорна: пусть декорации и персонажи нарисованы в карикатурном стиле, зато душевная боль - неподдельная.

Привет, оружие

В безумной схватке, перекроившей политический атлас начала прошлого века, переплелись нити четырёх повествований. Карл, иммигрант из Германской империи, наслаждался семейным счастьем в местечке Сен-Миель. Однажды за ним пришли - и, оставив жену с ребёнком, Карл против воли отправился назад на родину, чтобы исполнить свой гражданский долг и вступить в ряды славных воинов рейха. Вскоре повестку вручили и Эмилю, тестю мобилизованного паренька, только ему предстояло служить уже во французской армии. По пути на фронт Эмиль познакомился с американским инженером Фредди - обладателем пудовых кулаков и незаменимых в хозяйстве кусачек, - а позднее на горизонте возникла бельгийка Анна. Зрелище бессмысленной бойни обнажило в студентке-ветеринаре полную сострадания натуру: Анна без колебаний записалась в медсёстры…

Иногда вместе, но чаще порознь герои кочуют по полям сражений, на своей шкуре перенося все тяготы войны. Ощущение «пушечного мяса» подкрепляет двумерная перспектива: в нельзя шагнуть ни вправо, ни влево - лишь вперёд, навстречу пулям. Бои выглядят не хуже постановочных перестрелок из Call of Duty , да и смысл такой же - бежать стремглав по прямой, пока вокруг стрекочут пулемёты, взлетают вверх комья земли, хлопают винтовки и один за другим падают братья по оружию.

Кроме того, у героев есть особые навыки. Фредди в этой лотерее не повезло - он умеет лишь резать колючую проволоку. Ловко орудуя лопатой, Эмиль роет тоннели в рыхлой почве, причём с такой скоростью, что хоть сейчас в Digger . А талант Анны раскрывается в мини-игре, копирующей и ей подобные «танцевалки»: девушка накладывает жгуты, вправляет конечности и делает массаж сердца, пока по экрану проносятся изображения кнопок, на которые надо нажимать в заданном темпе. Пошловато? Быть может, но переживания ещё те.

Служили пять товарищей

Телепатическое помыкание животным - уместная игровая условность, ведь ориентирована в первую очередь на детей: это самая настоящая сказка, только не про троллей и драконов, а про танки и ядовитый газ. Упрощения и гротескность не вредят атмосфере и ничуть не портят удовольствия от прогулок по траншеям. Жаль, сюжет как будто страдает раздвоением личности: полную грустных интонаций повесть о кампании на Западном фронте подпирает детсадовская байка про кровожадного и невероятно живучего немецкого генерала, которому и фугас под ноги - не аргумент.

Мать учения

Забрасывать злодея взрывчаткой предстоит неоднократно, поскольку авторы руководствовались девизом «Хороший анекдот повторить не жалко». Многие фрагменты - побег на автомобиле, пазл с трубопроводом, вскрытие сейфа, прятки по кустам, спасение мирных жителей от удушья - изготовлены в нескольких экземплярах. словно сама понимает свою вину, поэтому из кожи вон лезет, дабы насытить пространство между этими регулярными экзерсисами чем-нибудь особенным (чёрная-чёрная ночь, озаряемая вспышками осветительных ракет, оставляет неизгладимое впечатление). Битвы поставлены так, что чувствуется витающая в воздухе смерть, и скриптовые сценки неизменно напоминают: вы - лишь винтик в огромной безжалостной военной машине.

Которая, к слову, выглядит роскошно. Многослойные фоны возвращают 2D-картинке потерянный объём, и рисованные человечки движутся по ним совсем как живые. Звуковое оформление - ещё один жирный плюс. Раскаты взрывов, душераздирающий детский плач, стоны раненых, отчаянные крики горожанина на пожаре - в симфонии кошмара нет ни единой фальшивой ноты, а музыкальные композиции, несмотря на простоту, без труда выжимают слезу.

Если задаться целью максимально быстро добежать до финиша, вы упустите из виду важнейшую «фишку» . К игре приделана энциклопедическая справка, и, хотя для некоторых пунктов принцип «Show, don’t tell» сработал бы лучше (вместо статьи «Грязь в окопах» неплохо бы просто изобразить чавкающую под подошвами жижу), благодаря этим крохам информации можно существенно расширить кругозор. Помимо общих фактов - первая в истории газовая атака, первый «огневой вал», - здесь полно любопытных заметок о солдатском быте, но чтобы прочитать их все, придётся разыскать разбросанные по уровням коллекционные предметы - 100 с лишним штук.

Если игры про Вторую мировую уже плотно обосновались у игрока в печени, то про Первую мировую этого пока еще не скажешь. Свой взор на один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества бросили французы из , те самые ребята, что подарили нам шедеврального Раймана. Движок взят отработанный, UbiArt , а вот тема кардинально отличается от красочного радужного повествования. Что у команды получилось в итоге, обсудим в нашем обзоре.

И собака.

Жизнь Карла можно было фотографировать и вставлять снимок в качестве иллюстрации к слову «спокойствие» в словаре. Красавица-жена Мари, недавно родившийся сын Виктор, безоблачное небо и не предвещающая бед работа на полях Сан-Миэля... Однако судьба распорядилась иначе. Мари – француженка, Карл – немец, а на дворе 1914 год с вытекающим из него зачином Первой мировой войны. Хочешь-не хочешь, но пора идти на поля сражений. Родиной героя давно стала Франция, но теперь он будет вынужден воевать против тех, с кем недавно делил кров. Одного из этих самых «тех», Эмиля, отца Мари, фронт забирает следующим. Именно с него берет начало душевное повествование в людях.

Смело, натурально, инфантильно. Сюжет не взят с потолка, но основан на переписке француза Феликса Шазаля, прадеда одного из создателей игры. Имя проекта тоже выбрано не случайно – оно повторяет название реквиема жертвам Первой мировой. В качестве повествования игроку предлагается история нескольких героев, постоянно сплетающаяся, но, к сожалению, не менее часто расплетающаяся. История дружбы Эмиля и американца Фрэдди, что отправился на войну добровольно. История ветеринара Анны, мечтающей спасти своего отца. История Карла, которому эта война нужна меньше всех на свете. И, наконец, история харизматичного пса медицинского назначения, постоянно помогающего всем персонажам.

Во главу стола поставлена именно история. Трогательная, грустная, но самое страшное – правдоподобная. Щепетильно, с вниманием к деталям, Valiant Hearts знакомит игрока с историей войны: ужасающие цифры погибших соседствуют здесь с найденным гребешком, которым солдаты вычесывали вшей из волос; информация о зимовке военных в промерзлых окопах поставляется вместе с их доподлинными письмами родным и близким; наконец, даже за простой формулой реакции хлора с водой стоит страшное понимание ее применения на практике на территории бельгийского города Ипр. Ubisoft Montpellier рассказывает об истории лучше любого учебника по истории.

Военные ложки дегтя.

На фоне жутких исторических фактов и пересказа реальных событий можно испытать чувство когнитивного диссонанса при виде местного геймплея. Персонажи не произносят за всю игру ни слова, но общаются рисунками, что поставляются в комиксных баблах. Понятное дело, это состоятельный и весьма душевный вариант творческого повествования, но вкупе с доподлинными фотографиями изуродованных ранами лиц, такая подача кажется инфантильной. Когда тебе говорят о пропитанных мочой тряпках как единственном средстве не прожечь свои легкие хлором, веселые кривляния героев выглядят неуместно.


Местные задачки нельзя назвать не то, что сложными, но даже задачками в принципе. В активе персонажа может находится один предмет, который необходимо доставить из пункта А в пункт Б. На повестке дня постоянный поиск ручки от рычага, камешка, что можно куда-нибудь закинуть, или конуры для санитарного пса. Последний выступает в роли ангела-хранителя, помогающего справляться со всевозможными трудностями: пройти туда, куда не может пройти герой, и достать этим героем недоставаемое.

Лучшей реализации исторических справок просто не существует. Чтобы хоть как-то скрасить простейшие головоломки, авторы добавили в Valiant Hearts мини-игру «залатай больного» от лица Анны, пару встреч с боссом и поездки на автотранспорте. В последнем пункте контора использовала схему свежих Rayman’ов: препятствия на пути машины выскакивают под музыку. Сказать, что все эти элементы органично вписываются в геймплей, к сожалению, нельзя: выглядят они именно как попытка развеселить заскучавшего за игровым процессом пользователя. Зато музыка в Доблестных Сердцах выше всяких похвал – благодаря ей некоторые сцены настолько проникновенны, что к горлу подкатывает ком.


Valiant Hearts – игра с невероятно трогательной, душевной и правдивой историей, но примитивным однокнопочным геймплеем. Точно такое же печальное сочетание погубило – претенциозную адвенчуру от Тима Шейфера. Но проект французов вышел куда более презентабельный, ибо правдоподобный. Невероятная доступность в исполнении подчеркивает детскую направленность, а рассматриваемые вопросы – желание привить детям правильные чувства гордости за свое прошлое и необходимости помнить и чтить свои корни. Нет никаких сомнений в том, что каждый представитель подрастающего поколения должен ознакомиться с этим проектом. Есть серьезные опасения, что современным детишкам он окажется неинтересен: в подавляющем большинстве они скорее будут давить проституток в , чем задумываться над пусть страшными, но реальными событиями прошлого. Ничего не остается, кроме как посчитать ребенком себя и проникнуться историей Valiant Hearts несмотря на свои 30 годиков.

Как надо рассказывать о войне? Можно с привычным трагическим надрывом: ведь каждая ее жертва достойна скорби. Можно увидеть в войне опасное, но захватывающее приключение, ведь именно здесь человек показывает, на что способен в экстремальной ситуации. А можно попытаться совместить и то и другое. Рискованно? Не то слово!

Ubisoft Montpellier ступила на весьма шаткую тропинку, решив делать игру о войне в жанре приключенческого квеста-платформера. Почти не охваченная в играх тема первой мировой еще усугубляла риск: ведь пристальное внимание обеспечено, и малейшая фальшь непростительна. Впрочем, этому подразделению Ubisoft не привыкать к смелым решениям.

O доблестях, о подвигах, о славе

Пожилой фермер Эмиль и его зять, этнический немец Карл, оба попали на войну. Оба по принуждению и поэтому оказались по разные стороны фронта. Теперь главное для Эмиля - найти Карла и убедиться, что он жив и с ним все в порядке. А Карл мечтает лишь об одном: вернуться домой, к жене и маленькому сыну.

Бравый доброволец, американец Фредди, напротив, чувствует себя в гуще боя как рыба в воде. Но и его привели на войну не поиски славы и почестей. У него - личные счеты с немецким генералом, бароном фон Дорфом. А дома у Фредди остался младший брат, и военная машина уже подбирается к нему: когда Америка вступит в войну, младший тоже отправится в Европу.

Анна училась в Париже и мечтала стать ветеринаром. Но теперь ей приходится спасать раненых, вытаскивая их с поля боя. Она не хотела воевать, но ее отца, бельгийского ученого, схватили немцы. Сейчас он находится в ставке фон Дорфа, занимается разработкой убийственных машин. Нельзя оставлять его там.



Знакомьтесь, это барон фон Дорф, и он очень зол. Он нас гранатами, а мы ему на органе поиграем!

С четырьмя героями мы проходим через всю войну на Западном фронте, с первого ее дня и до последнего. Эти четыре судьбы переплетаются, как струйки ливня на стекле: герои встречаются и расстаются, спасают друг друга и теряют, справляются с трудностями вместе и врозь, пытаются выжить и заботятся о друзьях. Эти слова относятся к ним: доблестные сердца, Valiant Hearts, строчка из стихотворения Джона Аркрайта, которое было посвящено павшим ирландцам, но стало гимном и реквиемом всем жертвам первой мировой.

Еще один участник событий: пес-санитар, который тоже потерял «своих» и прибился к Эмилю. Отважный и умный, он становится прекрасным компаньоном каждому, с кем сводят его события игры: он может принести нужный предмет из недоступного закоулка, отвлечь охранника и даже нажать на рычаг.

Я мечтаю вернуться с войны

Неуютная двойственность проявляется в игре буквально с первых секунд. Смешные коротконогие человечки неуклюже передвигаются по двумерному фону, старательно топая крошечными ботиночками. Новобранцы умилительно беспомощны, офицеры гротескно крикливы. Снаряды устраивают на нарисованной земле взрывы, выдранные из бюджетного комикса. И все это — под настолько драматически печальную музыку, что сразу становится как-то совсем не смешно.

Мультяшные локации между тем обозначают вполне реальные территории войны. Впервые, пожалуй, мы осознаем это под Ипром, старательно проводя Эмиля меж клубов смертоносного газа. Но можем догадаться и раньше, если залезем в журнал поинтересоваться, что за блестящую штучку мы только что подняли с земли. Привычные записочки, монетки, сувениры складываются в коллекции военных воспоминаний. И вот самое главное: все они реальные. Настоящие. Подлинные.

Сюжет Valiant Hearts основан на письмах с фронта Феликса Шазаля, французского солдата и, говорят, прадедушки одного из разработчиков. Но не только на них. Едва у нас в голове появляется мысль: «Ну и напридумывали же!» — в уголке экрана начинает мигать значок, означающий, что в соответствующем меню появились новые записи. Очередная страница энциклопедии первой мировой продемонстрирует, что придуманного в игре не так уж и много. И доказывают это фотографии, документы, свидетельства, военные сводки. Вот вам танки, вот боевые дирижабли, вот успехи военно-полевой медицины, вот рапорты о потерях. А рядом - настоящий музей. Письма и телеграммы, солдатские жетоны и оружие, вырезанные из обломков снарядов сувениры. Некоторые «экспонаты» довольно неожиданные: например, частый гребешок, которым солдаты вычесывали вшей, носки, пропитанные адской смесью воска и формалина (так пытались защититься от обморожений), сделанное вручную подобие противогаза - применение химического оружия застало союзников врасплох.



Классическая квестовая задачка: отыскать код к цифровому замку. К полиции - в полицейской форме, к солдатам - в военной, а для доступа в конец локации придется разжиться офицерскими погонами.

Детали копятся и копятся, пока под ними, как под лавиной, не рушатся остатки недоверия и отстраненности. Эти смешные игрушечные солдатики умирают самой настоящей смертью. Жизнь этих нелепых горожан разрушена навсегда. Эта нарисованная земля не скоро залечит свои раны.

Нужно не только мастерство, но и огромная душевная чуткость, чтобы рассказать о великой трагедии забавными яркими картинками.

Не стреляй!

Самый простой путь - сделать про войну эдакий ураганный шутер. Самый сложный - вообще не давать героям в руки оружия. Все наши «доблестные сердца» за все время игры ни разу не запятнают себя убийствами. Вырубить охранника голыми руками - это не в счет, да и подбить гранатой вражеский дирижабль - тоже.

Свои проблемы герои решают как можно более мирным путем, ремонтируя механизмы, отыскивая путь к цели, устраняя препятствия в виде завалов и запертых дверей. И это может показаться скучным - но нет, игра не дает нам заскучать, умело балансируя элементами жанров и с виртуозной скоростью меняя места и задачи.

Вот мы мчимся под обстрелом, уворачиваясь от снарядов и пулеметных очередей. Вот тренируемся метать гранаты - героям часто приходится швырять в цель динамитные шашки, яблоки, деревяшки, камни и помидоры. Устали от опасности? Подумайте, как спасти вон того парижанина, застрявшего в разбомбленном доме. А как насчет решить головоломку, одновременно прячась от охранников или спасаясь от струй пламени? Отлично, теперь схватка с боссом — сможете понять, как использовать сломанный орган, чтобы прогнать его с позором? Осторожно, он будет отстреливаться! Помогите Анне спасти раненого, последите за его пульсом. А теперь - сюрприз: промчимся на всех скоростях на парижском такси, объезжая преграды и уклоняясь от бомб, падающих в ритме чардаша, венского вальса или зажигательного канкана.

Мирный Париж начала войны и разрушенный Ипр, мрачный форт Дуомон и заснеженный Вобекур, напичканные тротилом туннели Вокуа и лагерь военнопленных. Из каждого значимого военного события вырван самый яркий кусочек, из карт военных действий взяты самые запоминающиеся места. Историю первой мировой мы видим глазами наших героев. И чем дальше идем, тем яснее становится, что любой исход не будет счастливым здесь, на земле, устланной трупами врагов и друзей. Вот милый доктор радостно играет с собакой: он скоро погибнет. Вот Эмиль ведет добровольцев: они умирают один за другим, чтобы мы могли пройти дальше.

* * *

Для Российской империи история первой мировой перетекла в историю революции и гражданской войны - и почти вытеснилась ими. И вот теперь французская компания расскажет нам то, о чем мы не знали, а может, позабыли вместе с другими уроками истории. Этот мы запомним, ведь рассказчики - талантливые и неравнодушные люди.

Первая мировая война - одна из самых трагичных и недооценённых страничек в истории человечества. Один роковой выстрел в июне 1914 года привёл к исчезновению с политических карт мира четырёх огромных империи, а вместе с ними и старых порядков. 4 года, 38 стран и больше 20 миллионов погибших, половина из которых - мирное население. Первое применение химического оружия и танков на поле боя, первые сформированные эскадрильи военных самолётов и артиллерия, страшные жертвы, принесённые на алтарь общей победы. Годы потрясений, приведшие одних к будущему процветанию, а других к революции и последующей гражданской войне. До сих пор историки, политики и простые люди спорят - можно ли было избежать этого мирового коллапса, да и стоил ли он того? Ради чего и кого боролись все эти люди? Студия Ubisoft Montpellier попыталась дать свои ответы на эти непростые во всех смыслах вопросы в виде красочного платформера Valiant Hearts: The Great War И, как оказалось в итоге, попала точно в цель.

И все, потому, что смогла показать ту страшную войну глазами простых людей, откинув в сторону, большую политику и ненужную мишуру. Перед игроками предстаёт четыре непохожих друга на друга героя, прошедших через все семь кругов ада той страшной войны для того, чтобы снова увидеть своих родных и близких. Наша долгая трогательная история начинается с этнического немца Карла, живущего во Франции вместе со своей милой женой по имени Мари и их только-только появившимся на свет первенцем. Но война, как и смерть за ней, приходят незаметно, заставая врасплох даже самых сильных духом людей. Французское правительство депортирует Карла на историческую родину, где его незамедлительно забирают в армию генерала фон Дорфа. Не выдержав страданий своей любимой белокурой дочурки по ушедшему тестю, пожилой француз Эмиль решает вступить в ряды вооружённых сил своей страны, дабы отыскать на войне Карла и увериться, что он живым и невредимым доберётся до дома.


Параллельно этим событиям развивается история чернокожего добровольца Фредди, прибывшего из США прямиком на передовую. Вначале сценаристы стараются представить его игрокам, как этакого Рэмбо, героя без страха и упрёка, рвущегося сразиться со всей немецкой армией сразу, но ближе к концу первого акта, игрокам раскрывается истинная причина, почему Фредди отправился на Западной фронт. Его влечёт жажда отмщения, и он не успокоится, пока не сможет удовлетворить её, даже, если за это придётся отдать собственную жизнь. Жаль, только, дома у Фредди остался его младший брат, который так и жаждет вступить в американские рядовые и отправиться в Европу, не зная, какая мясорубка ждёт его там. Во втором акте на переднюю сцену выходит красавица Анна, ставшая «Сестрой Милосердия» не по своей воле, а для того, чтобы спасти собственного отца, трудолюбивого бельгийского учёного, взятого в плен злобным немецким генералом фон Дорфом и его свитой. Теперь ему приходится работать на благо немецкой военной машины, создавая все более изощрённое оружие, которое поможет немцам нанести сокрушительный удар по силам Антанты. Анна, хоть и юна, но очень отважна и готова пойти на все, чтобы освободить любого родителя и не дать врагам воспользоваться его наработками. И последним участником и «героем» игры станет маленький песик-санитар - надёжный друг для всех героев и связующее звено между ними. Всегда придёт на выручку, если нужно отвлечь охрану или нажать на рычаг.

Вроде бы все они такие разные, но их истории гармонично переплетаются в одну большую, где есть место всему: любви и ненависти, добру и злу, взаимопомощи и разлуке, неприязни и истинной дружбе. Каждый из них готов прийти другому на помощь, если что-то пойдет не так, ведь внутри их сердец ещё осталась любовь и надежда на лучшее будущее. Да и нет в игре очевидных злодеев, кроме генерала фон Дорфа. Простых немцев не менее жалко, чем тех же союзников, ибо они такие же - простые люди, выполняющие приказы глупых генералов и испытывающие тот же страх и боль. В особенности это хорошо видно по двум коротеньким историям: одна связана с немецким медиком и по совместительству истинным владельцем милого песика, а вторая с усатым инженером, застрявшим в катакомбах и бесславно погибшем по вине однополчан Эмиля. Ближе к финалу в вас будет храниться только одна злость, но не на врагов, нет, а на генералов и офицеров, которые бросают мирных людей в бой, как пушечное мясо, а сами в это время тихо отсиживаются где-нибудь в окопах или бункерах. Начинаешь понимать мотивации одного из главных персонажей, почему он поступил в конце так, а не иначе. Что один правильный, но опрометчивый поступок может изменить все... Но есть и в основной сюжетной линии и огромный минус, перекрывающий все её плюсы - наш американский друг. Он слишком уж выделяется из общей толпы, постоянно демонстрируя свою недюжинную силу и крутость во всем. Поймите правильно вашего покорного слугу, Фредди - неплохой герой, но сценаристы показали его слишком уж крутым перцем, по сравнению с тем же Эмилем или Карлом. И как вы, надеюсь, догадываетесь таких пресловутых штампов в игре с мощной постановкой и историей о «простых людях», попросту не должно быть, ибо тогда рушатся все остальные части как в каком-нибудь карточном домике.


Но этот недостаток простителен, учитывая какую титаническую работу проделали авторы при соединении реальной и вымышленной истории. Да, перед нами мелькают нарисованные мультяшные уровни, но все они представляют собой вариацию на настоящие события и места, когда-то поучаствовавшие в той войне. Сначала вы увидите страшную битву под Ипром, в ходе которой немцы впервые использовали ядовитый газ против своего врага (в реальности распылив около 168 тонн хлора, который за секунду сжигал лёгкие человека изнутри). Потом захлебнувшееся в собственной крови наступление союзников под Аррасом в 1917 году. Если же вы не верите происходящему на экране, то можете в любой момент залезть в специальный журнал в меню или почитать дневники главных героев. Разработчики сумели не просто пообщаться с историками, но и поработать вместе с официальным правительственным проектом Mission Centenaire 14-18, который считается одним из самых крупных архивов во Франции, хранящим тысячи документов и фотографий того периода. К радости русских поклонников, французы не забыли и о Российской империи, частенько её, приводя в пример в различных маленьких внутриигровых сводках и исторических справках. По всем локациям разбросано определённое количество предметов, связанных с настоящей историей обычных людей: монетки, каски, солдатские жетоны, различные виды оружия, отрывки писем близким и родным, да и много чего другого. Все эти найденные вами трофеи сопровождаются интересными приписками о том и для чего в годы войны использовался тот или иной предмет. Можно со сто процентной уверенностью сказать, что некоторые такие экспонаты смогут вас порядком удивить: от немецких касок с «рожками» до специальных снарядов, в которых солдаты хранили табак. Конечно, тут есть исторические вольности и некоторые небылицы, как огромный танк или дирижабль с кучей оружия на борту. Однако их немного, и все они направлены только на то, чтобы поддержать стиль комикса/мультфильма, где все немного преувеличено.

Но самое интересное начинается чуть раньше, когда вы непосредственно прикасаетесь к игровому процессу и осознаете, что разработчикам каким-то волшебным образом удаётся мастерски свести невозможное: войну и абсолютное миролюбие ваших подопечных. Да-да, за всю игру вы не совершите ни одного убийства, что там, вы даже гранаты будете использовать исключительно в мирных целях, только для того чтобы пробраться дальше по уровню. Изначально, кажется, что каждая локация полностью двухмерна, но это не совсем так: все они разделены на подуровни, то есть частенько вам придётся возвращаться в те места, где вы уже побывали, но уже с другим заданием. Это не напрягает и не расстраивает, ведь авторы умело чередуют различные игровые ситуации, не давая вам заснуть до самого конца. Вот вы чините какой-то хитрый механизм, отыскивая детали, разбросанные по всему уровню. А вот уже на бешеной скорости мчитесь сломя голову на парижском такси, объезжая солдат и преграды, а заодно уклоняясь от гранат, бомб и другой техники, двигающейся в ритме классической музыки Брамса, мазурки или кадрили. Кроме того, у трёх из главных героев есть собственные уникальные способности, которые помогают им продвинуться ещё чуть-чуть ближе к заветной цели или выходу. А умение Анны лечить людей тесно связано с мини-игрой, в которой вам предстоит быстро, а самое главное правильно нажимать определённые кнопки, чтобы пациент выжил после вашей небольшой операции на той же сломанной ноге. Управление простое и интуитивно понятное, так как наши герои могут делать всего несколько основных действий: использовать или поднимать предметы, наносить удары или кидать гранаты. А больше, по сути, и не надо, потому что простая механика - залог того, что игроки не бросят игру уже через пять минут прохождения. Иногда появляются в игре и головоломки, но честно говоря, они нетрудные и решаются в два счета и без каких-либо лишних вопросов. В крайнем случае, если ваши мозги уже совсем не могут переварить то, что от вас требуется, добрые разработчики вставили в игру специальную систему подсказок в виде писем, присланных вам с помощью почтовых голубей. Но появляются они не сразу, а через минуту, дав ещё немного времени на то, чтобы вы поразмыслили сами и догадались, как выйти из сложившийся ситуации. В некоторых заданиях вам понадобится помощь ранее упоминаемого четвероного друга, ибо без него вы попросту не сможете повернуть рычаг или достать нужные вам предметы.


Хотя все персонажи в игре отличаются немногословностью и говорят только смешными возгласами, издалека напоминающими некоторые фразы или слова из различных языков мира, это абсолютно не мешает прохождению, а наоборот, придаёт их характерам целостность, а общей картинке завершённость. Отдельно хотелось бы отметить отличный визуальный стиль и музыкальное сопровождение игры. В наше время редко увидишь такую тщательную работу художников над каждой деталью и мелочью в игре: от простой запонки на костюме до красивых домиков в центре Парижа. Практически до конца игры с вашего лица не будет исчезать лёгкая улыбка от нарочито карикатурного стиля игры и толстеньких смешных солдат, в отчаянии идущих в атаку на врага. Правда, когда вы впервые увидите окровавленные кучи вот таких вот человечков, на душе что-то защемит и станет как-то не по себе от увиденной картины. Даже не показав игрокам настоящего насилия, крови и оторванных частей тела, разработчики через утрированную форму добились своего: показали всю банальность и глупость войны, забравшей миллионы жизней ради чьих-то амбиций. А какие красивые и в тоже время грустные мелодии наигрывает где-то на фоне пианист, вдохновлённый саундтреком к военным драмам последних лет десяти и как ни странно «Амели». Что же касается перевода, тот тут у автора данных строчек, претензии вообще нет. На место английского актёра, произносящего закадровые реплики, пригласили не менее талантливого русского, который полностью справляется с поставленной перед ним задачей - говорить в микрофон с эмоциями и в тоже время не переигрывать. Субтитры тоже оказались на высоте, без серьёзных ошибок и качественно оформленные.
Обзор написан по цифровой версии игры для PlayStation 4, предоставленной команде сайта российским отделением компании Ubisoft.

Студия Ubisoft неожиданно решила сделать всем нам приятный подарок, который, на первый взгляд, является коктейлем из великолепного мультика, драматичной истории и энциклопедии о событиях Первой мировой войны. А если копнуть глубже, то можно обнаружить исследование человеческой души, попытку понять, как война влияет на судьбы людей, простых, хороших, не героев. Название у этой «гремучей» смеси соответствующее - Valiant Hearts: The Great War . Вообще, говорить о Valiant Hearts, как о простой игре, не совсем правильно. Перед нами в действительно полноценное произведение искусство, самостоятельный шедевр. Что-то вроде той же Journey (по крайней мере, по силе воздействия), но на другую тему и в совсем иной форме. Тем не менее, о Valiant Hearts будут помнить и после ее релиза, спустя годы.

Первое, на что обращаешь внимание, визуальный способ подачи материала. Несмотря на свой уникальный и богатый красками стиль, в Valiant Hearts: The Great War подняты очень серьезные темы, тут в довольно-таки цензурной форме раскрыты основные моменты Первой мировой войны. Но то, что мы не видим кровавых зверств и картинной жестокости, идет произведению лишь на пользу. Мы обращаем внимание на главное, на суть, на то, что происходит в душе героев и что, не дай бог, могло бы происходить в наших душах в подобных обстоятельствах. Так сложилось, что Первая Мировая Война, хотя и унесла меньше жизней, чем Вторая, сыграла критическую роль в мировой истории. Были уничтожены главные империи Европы, канули в небытие монархии, определявшие мировой порядок. Мир уже никогда не будет таким, каким его знали наши прадеды и прабабки. История, которую мы потеряли, мир, которой так никогда и не случился... Таковы результаты главного исторического побоища в истории человечества. Именно в Первой Мировой Войне были заложены основы современного "военного" устройства общества, именно тогда исторчиеская мясорубка сокрушила не только судьбы людей, но и целые государства, были посеяны семена зла, которые привели в итоге и к появлению нацистской Германии, созданию ядерной бомбы и прочих ужасов 20-го века.

На Западе до сих пор одинаково чтят воинов, погибших в обеих мировых войнах. Беспощадное и бессмысленное противостояние Первой мировой войны запомнилось Западу на долгие годы. Мы на какое-то время забыли все это, ведомые идеологами СССР, которые окрестили Великую Войну Империалистической. Но сейчас и у нас, в России, также отдают дань уважения воинам того побоища, с грустью вспоминая то, что мы потеряли.

Но перейдем непосредственно к самой игре. Буквально с первых минут Valiant Hearts: The Great War захватывает все ваше внимание. И тут не только заслуга великолепной картинки, также игрока на протяжении всей игры будут сопровождать отличная музыка и шикарная постановка. Да, необычная, но от этого не менее впечатляющая.

Сразу же следует понять, что Valiant Hearts: The Great War это не просто красивая картинка и удачная режиссерская постановка. Перед нами замечательная интерактивная книга, в которой переплетаются несколько душещипательных историй. Нам предстоит познакомиться с французским фермером, которого забрали на фронт, с его зятем, который вынужден воевать на другой стороне (в Германии), с бравым американским солдатом-добровольцем, обаятельной медсестрой-бельгийкой, и даже с храбрым песиком. Со всеми этими персонажами вам предстоит пережить не один час приключений, на протяжении которых вы будете атаковать под Марном, переживете газовую атаку под Ипром, выберетесь из немецкого плена, а также проведете полевую операцию по ампутации руки у боевого товарища. А все ваши герои всего лишь простые, хорошие люди, оказавшиеся в очень непростых и нехороших обстоятельствах. И все ради... Впрочем, сохраним все в тайне. С Valiant Hearts у каждого игрока должно случится свое личное, интимное можно сказать, знакомство.

Трагизм войны в Valiant Hearts

На самом деле удивительным фактом является то, что невероятно милая и забавная подача истории здесь идет рука об руку с трагическими событиями, которые очень умело вплетены в сюжет и постановку. Каждая сцена в игре действительно к месту и не кажется притянутой за уши. Да, "мультик", да, довольно оптимистичная стилистика. Но, если вы не сделаны из камня, вы будете плакать, вы станете размышлять, вы поймете, что нет никакого геройства в убийстве и нет никакой доблести в войне за территории, идеологию, ресурсы.

Еще один очень важный элемент Valiant Hearts, музыка. В игре один из лучших саундтреков в истории. Эти композиции хочется слушать вновь и вновь. Думаю, те, кто оценил игру, уже скачали главные музыкальные темы и слушают их отдельно. Оценить можете сами, это главная музыкальная композиция игры:

Что касается игрового процесса, то он, по сути, отходит на второй план. Впрочем, вовсе не мешает повествованию и прекрасно вписывается в общую канву. По другому, кажется, сделать было просто нельзя. Так что же Valiant Hearts представляет из себя, как игра? По сути, это платформер с набором головоломок, достаточно простых, но от этого не менее интересных. Решение таких вот задач иногда прерывается экшен-сценами, в которых игроку нужно нажимать на появляющиеся на экране клавиши, чтобы выполнить то или иное действие. То есть имеем то, что имеем: платформер с паззлами и QTE-элементами. Не говорите, что вам не нравится, пока не попробуете. Смысл вот таких вот "игр-полотен" в другом: в сочетании всех элементов в одно целое. Такова была и Journey, о которой мы уже писали выше, где нужно было всего лишь идти вперед. Зато, какое эмоциональное воздействие имела игра на умы. Даже, можно сказать, душу. Вот и Valiant Hearts: пища все-таки для ума, шедевр целого, а не отдельных частей.

Valiant Hearts - очень душевное приключение, в котором перечислены все те ценности, из-за которых люди просыпаются по утрам и двигаются дальше. Да, с ней нелегко. Это действительно очень тяжелая история, от которой по телу начинает бежать мурашки, игра, которая заставляет вам чувствовать, по-настоящему страдать, испытывать все то, что выпало на долю героев. То есть, сценаристы игры на самом деле очень талантливые ребята. Таких в игровой индустрии единицы. И мы надеемся, что в будущем мы увидим что-то подобное от них вновь. А пока хотелось бы сказать, что Valiant Hearts: The Great War видится нам одной из тех великих игр, которые просто нельзя пропускать. Ну и мы бы назвали ее на данный момент главным претендентом на звание игры 2014-го года.

Скриншоты Valiant Hearts: The Great War









 

Возможно, будет полезно почитать: