Анархизмом называется. Анархист –это… Разбираемся

Введение

1. Происхождения анархизма

2. Суть анархизма и его базовые принципы

3. Основные направления анархизма

Заключение

Список использованной литературы


Введение

В социологической науке власть рассматривается, как неотъемлемая часть общества, «функция, необходимый элемент социальной системы».

Политические институты, обеспечивающие установление и поддержание политической власти, являются важнейшими социальными институтами. Государство же среди социальных институтов один из главных, который контролирует общественную жизнь и определяет общественные нормы. Отличием государства от всех прочих форм коллективности в том, что лишь оно, обладая политической властью, имеет право создавать законы для регулирования и сохранения собственности для пользы всего общества или отдельной группы людей, стоящих во главе. Государство также имеет право прибегать к общественной силе для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. В современном понятии государство контролирует отношения различных социальных групп и слоев, а порой даже отдельных индивидов. Но государство также стремится к регулированию всех аспектов человеческой жизни, всех видов взаимодействия индивидов.

Таким образом, вопрос о роли государстве, степени его вмешательства в различные сферы общества чрезвычайно важен, особенно в России, где традиционно вмешательство государства в личную жизнь людей было очень широко. Именно этому вопросом, по сути, посвящено такое социалистическое учение, как анархизм.

Часть людей, которая хоть и не составляла никогда большинство, всегда привлекала анархическая идея о том, что общество может и должно быть организовано без гнета со стороны государства, а власть должна быть ликвидирована и заменена сотрудничеством индивидов.

Анархисты отвергают государство, выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком. Это означает, что общественные отношения и институты должны формироваться на основе личных интересов, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого члена, а все формы власти должны быть упразднены. Л.Н. Толстой, рассуждая о проблеме государства, утверждал, что «государство есть насилие», а его слова: «Это так просто и несомненно, что не согласиться с этим нельзя» характеризуют отношение к теории анархизма.

Некоторые исследователи настолько широко рассматривают проблему власти, что отрицают наличие социологического исследования, которое не было бы связано явно или косвенно с проблемой власти.


1. Происхождение анархизма

Анархизм (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - общественно- политические и социально-экономические учение, враждебно относящееся ко всякому государству, противопоставляющее интересы мелкой частной собственности и мелкое крестьянство прогрессу общества, основанному на крупном производстве. Философской основой анархизма являются индивидуализм, субъективизм, волюнтаризм.

Элементы анархического мировоззрения и отдельные философские идеи анархического характера прослеживаются в течение многих веков. Желание полного освобождения личности в свободном обществе, противостояние власти и эксплуатации проходит через различные цивилизации и эпохи. Эту тенденцию можно охарактеризовать именно как протоанархизм. Первые анархистские идеи восходят к философским школам Древней Греции и Китая (хотя ростки протоанархизма отслеживаются в разных странах мира, в том числе в Египте и др.). К древнегреческой протоанархии традиционно относят софистику (Антифонт, Диоген Синопский и других) и учение киников. К древнекитайской относят даосскую традицию Лао-цзы и Чжуан-цзы. Анархизм в современной форме сформировался из светского, равно как и религиозного направлений мысли эпохи Просвещения, в частности из идей о свободе и морали Жан-Жака Руссо.

Кроме того, праотцами современного анархизма можно рассматривать многие религиозные христианские ереси, такие как, например движение анабаптистов.

Впервые основные принципы анархизма появились вскоре после Английской революции XVII в. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» Дж. Уинстэнли писал о развращении людей властью, о несовместимости собственности и свободы. С убеждением, что результаты собственной деятельности людей может положить конец несправедливому мироустройству, он возглавил группу своих последователей в 1649 году, носивших название «диггеров».

Идеи Уинстэнли были заимствованы некоторыми направлениями английского протестантизма и позднее нашли свое наиболее яркое отражение в работе Годвина «Исследование о политической справедливости», ставшей основой современной теории анархизма. Уильям Годвин (1756-1836) стал непосредственно первым теоретиком современного анархизма.

Годвин не только привел классический довод анархизма, заключающийся в противоречии власти человеческой природе, невозможности людей свободно действовать в соответствии с разумом, как причине общественного зла, но он также представил модель децентрализованного общества, в котором небольшие автономные общины являются основной ячейкой. Эти общины функционируют без каких-либо управленческих органов, поскольку даже демократия является формой тирании, а распределение полномочий при представительном правлении ведет к отчуждению индивида. Годвин также отрицал такой источник власти как собственность. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до тридцати минут в день, что облегчит переход к свободному обществу (П.А. Кропоткин в своих работах также говорил о том, что в современном ему обществе четырёхчасовая работа каждого человека достаточна для удовлетворения всех материальных нужд). Значительное влияние Годвина прослеживается в работах таких поэтов и мыслителей, как П.Б. Шелли, У. Вордсворт и Роберт Оуэн.

Первым же либертарным теоретиком, открыто называвшим себя анархистом, выступил Пьер Жозеф Прудон. Он по праву считается подлинным основателем современной анархистской теории (в отличие от Годвина у него были последователи). Прудон предложил идею «положительной анархии», когда порядок возникает в результате того, что люди делают то, что они сами желают делать, и такая система самоуравновешивается, приходя к естественному порядку, где общественный строй создают деловые операции. При этом, как и Годвин, Прудон был противником революционного преобразования общества, он представлял анархию как «форму правительства или конституции, в которой общественное и личное сознание, сформированное через развитие науки и закона, достаточных, чтобы поддерживать порядок и гарантировать все свободы. В таком случае, как следствие, учреждения полиции, превентивных и репрессивных методов, бюрократического аппарата, налогообложение и т. д. должны были уменьшаться до минимума. В этом, в особенности, формы монархии и усиленной централизации исчезают, чтобы быть замененными федералистскими учреждениями и образом жизни, основанной на коммуне».

Под «коммуной» Прудон подразумевал местное самоуправление. Его идеи вдохновляли многих последователей анархизма в XIX – XX веках.

Анархизм в XIX веке был распространен во Франции, в Италии, в Испании.

В это время анархизм окончательно сформировался и самоопределился - в борьбе и полемике с двумя другими влиятельными течениями, также порожденными Французской Революцией - буржуазным либерализмом и государственным социализмом. Либерализм заострял внимание на значении политической свободы гражданина (признавая необходимость сохранения, хотя и в предельно упрощенной форме, государства), социализм провозглашал социальное равенство, называя способом его осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом анархизма, противостоящего обоим фронтам, по праву считаются знаменитые слова М. Бакунина: "Свобода без социализма есть привилегия и несправедливость... Социализм без свободы есть рабство и скотство".

При работе Международного товарищества трудящихся анархисты столкнулись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. Теории анархистов были поставлены под сомнение учением Маркса и Энгельса, поскольку, по их мнению, отказ анархистов от прихода пролетариата к политической власти является чертой подчинения рабочего класса буржуазии. После 1917 года анархизм сначала стал «третьей силой» гражданской войны, а потом его назвали контрреволюционным течением.

Анархизм пользовался значительным влиянием в Испании в 30-х гг. XX века. После Второй Мировой войны идеи коммунистического анархизма Кропоткина распространились в Восточной Азии, Латинской Америке.

2. Суть анархизма и его базовые принципы

Анархизм - это философская, социально-политическая теория, содержащая в себе множество направлений, которые могут быть диаметрально противоположными друг другу. Направления анархистской философии включают в себя широкий диапазон идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма. Одна часть анархистов отрицает любые виды принуждения и насилия (например - толстовцы, представители христианского анархизма), выступая с пацифистских позиций. Другая же часть анархистов наоборот находит насилие необходимой составляющей повседневной борьбы за свои идеалы, в частности выступая с позиций пропаганды социальной революции, как единственным способом достижения свободного общества.

Анархизм во всех формах вращается вокруг базовых принципов:

1) Полный отказ от существующего общественного строя, основанного на политической власти;

Отрицание власти говорит о том, что в анархистском обществе один индивид, либо группа лиц не могут навязывать собственное мнение, желания и волю другим представителям. Это же говорит об отсутствии иерархической системы и представительной демократии, равно как и авторитарного правления. Анархизм исключает любого рода попытки создания тоталитарного общества, при котором все сферы человеческой жизни тотально контролируются и регламентируются вплоть до полного единообразия. Анархизм личностоориентирован, направлен на максимальное развитие каждого индивида в отдельности и подходит к решению проблем и нужд отдельных людей индивидуально, если на это возможно в конкректой ситуации.

Сегодня, просто идя по улице, можно заменить множество представителей различных субкультур. У всех их есть какие-то отличительные внешние знаки, и все они придерживаются определенных принципов и взглядов. Чем же отличаются от всех анархисты и, вообще, кто такой анархист и каково значение этого слова?

Анархисты – те люди, которые придерживаются свободного мышления, включающего в себя такие нормы и теории, которые выступают против проявления любого вида принудительного государственного управления. Грубо говоря, если вкратце ответить, кто такой анархист, то это человек, выступающий за полную свободу мыслей и действий (но в рамках лично установленного порядка).

Анархисты против любой эксплуатации человека, которая предполагается при любом действующем государственном строе. В то же время вместо существующего строя предполагается установление сотрудничества индивидуумов. Основой любого такого сотрудничества есть следующие принципы: личная заинтересованность, взаимопомощь, добровольное согласие, ответственность.

Чем занимаются анархисты?

Деятельность анархистом можно проклассифицировать как активную и пассивную. Пассивная состоит в том, что человек просто придерживается принципов анархизма, читает соответствующую литературу, ходит на собрания, где обсуждаются последние политические события.

Активная деятельность же направлена на изменение существующего порядка. Анархисты выпускают специальные буклеты для агитации новых членов в свое сообщество, пытаются заниматься политической деятельностью, решают проблемы местного характера.

Как стать анархистом?

Вникать в любое движение стоит с подробного изучения его сути – только в этом случае вы сможете понять полный смысл идей и принципов, заложенных в него. Начните читать соответствующую литературу. Начать можно с Кропоткина и Бакунина.

Далее займитесь поиском уже существующих движений анархистов. Если таковые есть, то примкните к ним, а если отсутствуют, то создайте свое. Стоит отметить, что в сегодняшнее время популярности социальных сетей создание новой группы по интересам не составляет ничего сложного.

Потом уже придется самостоятельно решить в каком направлении двигаться. Есть несколько вариантов развития: просто расширять список участников движения, поддерживающих принципы анархизма; пытаться добиться политического влияния.

Известные анархисты

К знаменитым анархистам первым делом относят, как ни странно Нестора Махно, который активно боролся как с белыми, так и с красными в двадцатые годы 20 века.

Если взглянуть глубже в историю, то к первым анархистом считают Диогена Синопского. Он всячески презирал любое проявление власти и то же время считал, что всем можно управлять одной лишь добродетелью.

Главным теоретиком мирового анархического движения считается М. Бакунин, который в 19 веке сумел не только создать единое мировоззрение во многих странах Европы, но и сформировать полностью автономные организации.

Также известным теоретиком данного движения был Петр Кропоткин. Он выступал за создание вольных коммун без участия любого проявления власти. Управляться такие коммуны должны были бы всеми людьми на основе принципов добра, мудрости и веры.

Важно сказать, что активно начинают задаваться вопросом, кто такие анархисты и что они делают, во времена, когда давление государственного режима становится уже непосильным для обычного человека. Люди полностью перестают верить в институт власти и ищут выход в других, более оптимальных, для себя направлениях управления государством.

Экономический словарь терминов

(от греч. anarchia - безначалие, безвластие) анархизм

теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом данной теории называют П.-Ж. Прудона, хотя зарождение она получила у Ж.-Ж. Руссо. В России М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин выступали против всякого принуждения и дисциплины. Основными принципами данной теории явились положения о ликвидации классов, уравнивании в правах всех людей, отсутствии правительства, замене частной собственности на владение, означающие, что каждый будет располагать неким имуществом, которое нельзя передавать или уступать кому-либо. На практике анархизм не привел к осуществлению заложенных в его основу принципов, положений.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

анархизм

анархизма, мн. нет, м.

    Мелкобуржуазное политическое течение, проповедующее анархию, враждебное марксистско-ленинскому учению о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, как единственном пути к уничтожению классов и отмиранию государства. Анархизм является контрреволюционной силой, ведущей борьбу против Советского Союза и предающей революционную борьбу рабочего класса капиталистических стран.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

анархизм

А, м. Общественно-политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу.

прил. анархический, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

анархизм

    м. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу.

    м. разг. Отказ от соблюдения принятых в обществе норм поведения, от выполнения каких-л. обязанностей.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

анархизм

АНАРХИЗМ (от греч. anarhia - безвластие) общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу. Анархизм сложился в 40-70-х гг. 19 в. в Зап. Европе. Главными идеологами были М. Штирнер, П. Прудон, М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин. В России в 19 в. идеи анархизма нашли отражение в теории и практике революционного народничества в деятельности различных анархистских групп в годы Революции 1905-07 и особенно в годы Гражданской войны (в ст. Н. И. Махно).

Анархизм

(от греч. anarchía ≈ безвластие), мелкобуржуазное общественно-политическое течение, враждебное пролетарскому научному социализму. Основная идея А. состоит в отрицании всякой государственной власти и проповеди ничем не ограниченной свободы каждой отдельно взятой личности. Рассматривая любое государство (в т. ч. и государство, осуществляющее диктатуру пролетариата) как первопричину всех общественных несправедливостей, А. предлагает начать с его уничтожения создание нового общества. При этом анархисты отвергают всякую власть (не только государственную), отрицают общественную дисциплину, необходимость подчинения меньшинства большинству, выступают против политической борьбы рабочего класса, против организации рабочих в политическую партию. В. И. Ленин указал три основных различия между марксизмом и А. по вопросу о государстве:

    марксисты «...ставя своей целью полное уничтожение государства, признают эту цель осуществимой лишь после уничтожения классов социалистической революцией, как результат установления социализма, ведущего к отмиранию государства»; анархисты «...хотят полного уничтожения государства с сегодня на завтра, не понимая условий осуществимости такого уничтожения»;

    марксисты «...признают необходимым, чтобы пролетариат, завоевав политическую власть, разрушил полностью старую государственную машину, заменив ее новой...»; «анархисты...отрицают использование государственной власти революционным пролетариатом, его революционную диктатуру»;

    марксисты «...требуют подготовки пролетариата к революции путем использования современного государства; анархисты это отрицают» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 112≈13).

    Конечной целью А. объявляет свободную федерацию мелких автономных ассоциаций производителей; при этом проповедуется грубая, примитивная уравнительность.

    Социальную основу А. наряду с мелкой буржуазией составляют деклассированные элементы, люмпен-пролетариат. Вместе с тем решительная критика пороков буржуазного общества, а также реформизма и соглашательства некоторыми представителями А. привлекает к ним симпатии определённых прослоек участников революционного движения. А. сыграл известную роль в пробуждении у трудящихся масс протеста против эксплуатации. Однако с развитием рабочего движения А., уводящий рабочих на ложный путь, стал объективно мешать классовой борьбе пролетариата против буржуазии.

    А. сложился в 40-х ≈ начале 70-х гг. 19 в. и приобрёл наибольшее распространение в странах с высоким удельным весом мелкой буржуазии [Испания, Португалия, Италия, Швейцария, Франция, Россия (см. в разделе Анархизм в России), Австрия, Нидерланды, некоторые страны Латинской Америки]. Сам термин «А.» введён П. Ж. Прудоном, а истоки идей А. восходят к 17≈18 вв. (У. Годвин и др.). Главными идеологами А. на различных этапах его развития были М. Штирнер (Германия), М. А. Бакунин, П. А. Кропоткин (Россия), П. Ж. Прудон, Ж. Грав (Франция).

    К. Маркс и Ф. Энгельс раскрыли теоретическую несостоятельность и социальную природу А. В Интернационале 1-м они вели настойчивую борьбу против прудонизма (его приверженцы стремились увековечить раздробленное мелкое производство), а после его разгрома ≈ против Бакунина и его последователей (в 1868 бакунисты создали раскольнический международный Альянс социалистической демократии), сводивших революцию к «самопроизвольному действию», т. е. стихийному бунту масс, прежде всего ≈ деклассированных элементов и крестьянства. В 1872 Гаагский конгресс 1-го Интернационала исключил из Интернационала анархистских лидеров Бакунина и Д. Гильома. В том же году бакунисты создали т. н. Анархистский интернационал, который просуществовал до 1878. В 1873 Генеральный совет Интернационала принял решение о том, что все организации, отказавшиеся признать общие решения Гаагского конгресса, не могут считаться членами Интернационала; по существу это означало исключение бакунистов из его рядов.

    Во 2-й половине 19 в. анархисты наносили серьёзный ущерб социалистическому движению своей тактикой «прямого действия» (террористические акты, саботаж), выступлениями против политической борьбы и политической партии пролетариата. Анархисты пытались дезорганизовать работу Интернационала 2-го, который в 1891 исключил их из своих рядов. На почве А. в конце 19 в. возникает анархо-синдикализм , достигший наибольшего влияния в начале 20 в. Недовольство рабочего класса оппортунистической политикой социал-демократических лидеров способствовало распространению анархистских настроений и среди части рабочих, занятых в крупной промышленности. В эти годы большое значение в идейной борьбе против А. имели труды В. И. Ленина, направленные против анархистских и правооппортунистических извращений пролетарской теории и тактики.

    В годы 1-й мировой войны 1914 ≈ 18 многие анархистские лидеры (Г. Эрве, П. А. Кропоткин и др.) заняли шовинистическую позицию, прямо противоречившую выдвигавшимся ими раньше антимилитаристским доктринам.

    После Октябрьской революции А. в Советской республике потерял свою классовую базу, выродился в контрреволюционное течение и в 1920-е гг. был ликвидирован. В других странах А. также пришёл в упадок в обстановке подъёма революционной борьбы рабочего класса. Единственной страной, в которой А. продолжал пользоваться заметным влиянием, оставалась Испания, где в 1926 была основана политическая организация анархистов ≈ Федерация анархистов Иберии (ФАИ). Во время Национально-революционной войны 1936 ≈ 39 в Испании часть анархистов и их лидеров (Б. Дуррути и др.) встала на путь организованной борьбы с фашизмом; другие лидеры отрицали необходимость революционной дисциплины в ходе Национально-революционной войны 1936 ≈ 39, снимали некоторые части с фронта, устраивали бесчинства и провокации в тылу, требовали «немедленной революции» и «либертарного» (т. е. свободного от государственной власти) «коммунизма». Эти действия ослабляли Испанскую республику. После 2-й мировой войны 1939 ≈ 45 анархисты проявляют некоторую активность лишь в Испании, Италии и в отдельных странах Латинской Америки. Конгрессы сторонников А., проводимые после войны периодически во Франции, крайне малочисленны; основную роль в них играет эмигрантская организация ФАИ; из Италии, Аргентины и некоторых др. стран, где ещё сохранились немногочисленные группы приверженцев А., в конгрессах принимают участие лишь отдельные лица. Однако в конце 1960-х гг. вовлечение всё более широких слоев населения (в частности, студенческой молодёжи) в антикапиталистическую борьбу сопровождается оживлением идейных направлений, более или менее родственных А. Этим пытаются воспользоваться враждебные коммунизму элементы, а подчас и прямая агентура империалистов.

    А. в России возник в конце 60-х ≈ начале 70-х гг. 19 в. В 70-е гг. часть народников (см. Народничество), вплоть до образования « Народной воли », находилась под влиянием анархистских идей М. А. Бакунина. Программные и тактические установки русских анархистов сформулированы Бакуниным в книге «Государственность и анархия» (1873). Характерными чертами А. тех лет были: отрицание необходимости политической борьбы с правительством, отрицание парламентаризма, вера в социалистические «инстинкты» русского крестьянства, вера в крестьянскую общину как основу социализма, в близкую социальную революцию в России, которая якобы должна произойти в результате повсеместного крестьянского восстания. Бакунин убеждал молодёжь в глубокой и неистощимой революционности крестьянских масс, считая, что «ничего не стоит поднять любую деревню» на бунт. Под влиянием Бакунина в революционном народническом движении 70-х гг. сформировалось бунтарское бакунистское направление. А. 70-х гг. выражал интересы мелкой буржуазии и части крестьянства. «Хождение в народ» показало несостоятельность надежд русских анархистов на готовность крестьянства к революции. Выявились противоречия, которые были заложены в учении самого Бакунина. В 70-е гг. А. смог «... развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою неверность, свою непригодность, как руководящей теории для революционного класса» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 15). В 80-е гг. А. по существу не играет никакой роли в русском освободительном движении.

    В конце 19 ≈ начале 20 вв. идеологом А. выступил П. А. Кропоткин. В 1906 в Петербурге появились его работы «Анархия, ее философия, ее идеал», «Анархия и ее место в социалистической революции». В 1903 в Швейцарии при участии Кропоткина стал выходить анархистский журнал «Хлеб и воля». В России анархистские группы образовались в Одессе, Екатеринославе, Белостоке и др. Социальная база А. в эти годы ≈ отсталые слои рабочего класса, мелкая буржуазия.

    В период Революции 1905≈07 анархистские организации появились почти во всех крупных промышленных городах, особенно на юге России, и на флоте. Однако их влияние было незначительно. В. И. Ленин, отмечая вред теоретических взглядов анархистов и их тактики для пролетариата, в декабре 1905 писал: «...Мы употребим... все средства идейной борьбы, чтобы влияние анархистов на русских рабочих осталось столь же ничтожным, каким оно было и до сих пор» (там же, т. 12, с. 132). Анархисты вместе с меньшевиками в 1906≈07 вели пропаганду за созыв беспартийного «рабочего съезда», 5-й съезд РСДРП принял специальное решение о ненужности такого съезда. Среди анархистов в этот период оформилось несколько течений: «хлебовольцы», отрицавшие экспроприацию и признававшие пользу рабочих организаций; « анархисты-синдикалисты», рассматривавшие синдикаты (объединение рабочих на почве производственных интересов в профсоюзы) как ячейки будущего безгосударственного общества и издававшие за границей журнал «Буревестник»; «безначальцы» и «чернознаменцы» (позднее часть из них выделилась в группу «безмотивников»), которые выдвигали на первый план террор и экспроприацию. Организации анархистов почти все были разгромлены полицией.

    После Февральской революции 1917, в связи с пробуждением к политической жизни широких мелкобуржуазных масс, анархисты активизировались; они создали во многих городах «федерации» и образовали фракции в ряде Советов (Кронштадтский совет).

    Анархистское движение 1917 в значительной мере свелось к экспроприациям и террору. Выступавшие часто под видом анархистов бандиты и авантюристы способствовали полной компрометации А. как политического течения. Октябрьская революция, лишившая буржуазию политических прав, ликвидировала почву для анархистской агитации. Часть анархистов признала Советскую власть. Другая часть анархистов по мере укрепления Советского государства стала развёртывать пропаганду против Советской власти, заявляя, что она якобы означает «восстановление государственного гнёта». В обстановке Гражданской войны некоторые анархисты выступали против Советской власти с оружием в руках в различных бандах (см. Махновщина). В 1919 в Москве сложилась «Всероссийская организация анархистов подполья», совершившая ряд террористических актов (например, совместно с левыми эсерами ≈ взрыв 25 сентября1919 здания МК РКП(б) в Леонтьевском переулке и др.). Эта и др. подобные организации анархистов были раскрыты органами ВЧК. До середины 20-х гг. продолжали действовать лишь небольшие легальные группы или кружки анархистов, пытавшиеся пропагандировать свои идеи (издательство «Голос труда»). Потеряв свою классовую базу, А. в СССР был ликвидирован.

    Лит.: Маркс К., Нищета философии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; его же, Конспект книги Бакунина"Государственность и анархия", там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунисты за работой, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., Альянс социалистической демократии и Международное Товарищество Рабочих, там же; Ленин В. И., Анархизм и социализм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 5; его же, Социализм и анархизм, там же, т. 12; его ж е. Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Наши разногласия, в его кн.: Избранные философские произведения, т. 1, М., 1956: Бакунин М. А., Собр. соч. и писем, т. 1≈4, М., 1934 ≈ 35; Кропоткин П. А., Собр. соч., т. 1≈2, М., 1918; Ярославский Е., Анархизм в России, М., 1939; Лейбзон Б. М., Мелкобуржуазный революционаризм, М., 1967; Косичев А. Д., Борьба марксизма-ленинизма с идеологией анархизма и современность, М., 1964; Комин В. В., Анархизм в России, Калинин, 1969: Штирнер М., Единственный и его собственность, пер. с нем., ч. 1≈2, СПБ, 1907≈09; Прудон П., Что такое собственность?..., пер. с франц., СПБ, 1919; Штаммлер Р., Анархизм, пер. с нем. , СПБ, 1906; Реклю Э., Эволюция, революция, анархический идеал, пер. с франц., М., 1906; Godwin W., Enquiry concerning political justice and its influence on general virtue and happiness, v. I ≈ 2, L., 1793; Read H., Anarchy and order, L., 1954; Nettlau М., Der Anarchismus von Proudhon zu Kropotkin, B., 1927.

    Г. Н. Коломиец, В. В. Александров, Н. М. Пирумова.

Википедия

Анархизм

Анархи́зм - свободное мышление, заключающее в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм - политическая философия, основывающаяся на свободе и имеющая своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком. Анархизм предлагает заменить сотрудничеством индивидов власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим. Это означает, что, по мнению анархистов, общественные отношения и институты должны основываться на личной заинтересованности, взаимопомощи, добровольном согласии и ответственности каждого участника, а все виды власти должны быть ликвидированы.

Примеры употребления слова анархизм в литературе.

Якобы, анархизм проповедует разнузданность народных страстей, направленных против общественного спокойствия, культуры и цивилизации.

По мнению этих политиканов, анархизм проповедует полное безвластие, разрушение элементарных понятий о праве и законности.

Православие, развращаясь, дает хулиганство, разбойничество, анархизм и бандитизм.

Великого русского писателя роднило с Торо религиозное и гражданское бунтарство, философский анархизм , идеализация бедности и ручного труда.

Русский анархизм - женственный, а не мужественный, пассивный, а не активный.

Дружба между Махно и Волиным, одним из теоретиков анархизма , началась на царской каторге.

Хочу отметить, что выдающиеся идеологи анархизма , Михаил Бакунин, Элизе Реклю и другие не были участниками или хотя бы свидетелями широкого анархистского движения.

Я попытаюсь кратко, но довольно точно передать речь одного из выдающихся теоретиков анархизма и одновременно одного из главных руководителей махновского движения.

Старые мечты и настроения мыслителей, пытавшихся в большинстве случаев изложить их в форме художественного воссоздания будущего, утопий - вылить свои, иногда точные научные мысли, в форму научных социализма и анархизма , - всегда частью наукой схваченные, - как будто близятся к реальному, в известной мере, осуществлению.

Он сформулировал принципы гражданского неповиновения, продолжавшие традиции христианского анархизма квакеров и перфекционистов: отказать в поддержке неправедной власти значило не голосовать, не занимать государственных должностей, не обращаться в суд, не нести воинской повинности.

В программе Коминтерна, в которой упоминаются в каче стве идеологов анархизма Кропоткин и Грав, имя Корнелисена не обнаружено.

И в других странах можно найти все противоположности, но только в России тезис оборачивается антитезисом, бюрократическая государственность рождается из анархизма , рабство рождается из свободы, крайний национализм из сверхнационализма.

Под напором мировых волн пали утопии гуманизма, пасифизма, международного социализма, международного анархизма и т.

Общее Дело включает в себя все проявления экологизма, радикализма и анархизма , сейшенизма и хеппенингизма, ведущие к освобождению общества от оков повседневности и несущие Любовь, Радость и Свободу!

В полную противоположность эпистемологическому анархизму или персоналистическому анархизму , Э.

«Мама - анархия, папа - стакан портвейна» - так в песне В. Цоя сообщают о себе некие молодые люди. С портвейном, допустим, все ясно, но при чем здесь анархия? Попытаемся понять.

Анархизм (дословно - безвластие) - это система философских взглядов, отрицающая всякое принудительное управление и власть одних членов общества над другими. Анархия призывает к ликвидации любых считая их органами эксплуатации и подавления. Анархист - это человек, желающий полной и абсолютной свободы.

Человечеству свойственно вольнолюбие, и потому идеи анархизма многими изначально воспринимаются с симпатией. Но позже пропадает.

Базовые принципы анархизма

Идеология анархизма базируется на замечательных принципах, таких как равенство и братство, полная свобода (в т. ч. ассоциаций) и человеческая взаимопомощь. А главное - отсутствие какой-либо власти. Настоящий анархист - это человек, искренне верящий в такое построение общества, где один вождь или их группа не смогут навязывать свои требования другим. Поэтому он отрицает не только авторитарность и тоталитаризм, но даже Анархист - это тот, кто ратует за полный отказ от принуждения личности к участию в любых действиях против ее воли (даже при наличии самых благородных целей!). Предполагается, что человек может участвовать в каких-либо общественных проектах, лишь осознавая свою собственную ответственность. А так как личность мало что может сделать в одиночку, предполагаются ассоциации людей, свободно объединившихся с общей целью и обладающих равными правами в ее реализации.

К вопросу об общественном управлении

Но как же можно, отрицая всякую власть, осуществлять общественное управление? Анархист - это тот, кто видит решение данной проблемы в коллективном правлении и развитии низовой инициативы. То есть при осуществлении каких-либо общественных проектов инициатива идет снизу вверх, а не сверху, как это принято сейчас (простейший пример - выборность руководства на предприятиях).

Подобный подход к общественному устройству многими рассматривается как идеалистичный. Он требует от членов общества, построенного по принципам анархизма, особой самоорганизации и высочайшего уровня культуры. Ведь человек, отрицающий власть извне, должен уметь не только свободно выстроить собственную жизнь, но и наладить мирное бесконфликтное сосуществование с другими людьми, жаждущими, как и он, полной неограниченной свободы. Нужно ли говорить о том, что в современном, не самом совершенном обществе, это почти нереально? И. А. Покровский, известный российский правовед начала 20 века, так и писал: «Если есть учение, которое поистине предполагает святых людей, так это именно анархизм; без этого он неизбежно вырождается в звериное».

Разрушать или созидать?

Известные анархисты сетуют на то, что в обществе их идеология часто воспринимается неверно; анархизму приписывают не свойственное ему желание вернуть мир к диким законам и погрузить его в хаос. Но давайте разбираться.

Анархизм как теория существует уже сотни лет и состоит из десятков направлений, зачастую противоречащих друг другу, а то и вовсе противоположных. Анархисты не могут определиться не только в своих отношениях с властями и другими партиями. Они не могут достичь единства даже в своем понимании цивилизации и технического прогресса. Поэтому в мире почти не существует примеров успешного построения, а затем и стабильного поддержания анархистами каких-либо значимых проектов. Зато примеров разрушений (впрочем, иногда полезных), осуществленных сторонниками анархии, более чем достаточно. Так что, если вернуться к песне Цоя, анархия и стакан портвейна - вполне реальное сочетание, анархизм и наган - тоже. А вот представить себе созидающего анархиста уже несколько сложнее.

Значение слова АНАРХИЗМ в Большом современном толковом словаре русского языка

АНАРХИЗМ

Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу.

Отказ от соблюдения принятых в обществе норм поведения, от выполнения каких-либо обязанностей.

Большой современный толковый словарь русского языка. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое АНАРХИЗМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • АНАРХИЗМ в Словаре экономических терминов:
    (от греч. anarchia - безначалие, безвластие) - теория о неограниченной свободе и равенстве людей. Отцом этой теории называют П.-Ж. Прудона, …
  • АНАРХИЗМ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Анархизм ("безвластие") - общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение всякой государственной власти в результате стихийного бунта масс и создание …
  • АНАРХИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (от греч. anarhia - безвластие) общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате "самопроизвольного", стихийного бунта …
  • АНАРХИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (от греч. anarchia - безвластие), мелкобуржуазное общественно-политическое течение, враждебное пролетарскому научному социализму. Основная идея А. состоит в отрицании всякой государственной …
  • АНАРХИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    см. Социалистические партии и Штирнер. 29 июля 1900 г. убит анархистом король итальянский Гумберт, 6 сент. 1901 г. — президент …
  • АНАРХИЗМ в Современном энциклопедическом словаре:
  • АНАРХИЗМ
    (от греческого anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступает за немедленное уничтожение государственной власти и утверждение добровольных ассоциаций свободных индивидов …
  • АНАРХИЗМ в Энциклопедическом словарике:
    а, мн. нет, м. Общественное-политическое течение, проповедующее анархию1, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу. Анархический - относящийся к …
  • АНАРХИЗМ в Энциклопедическом словаре:
    , -а, м. Общественно-политическое течение, проповедующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованную политическую борьбу. II прил. анархический, -ая, …
  • АНАРХИЗМ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АНАРХ́ИЗМ (от греч. anarchia - безвластие), общественно-полит. течение, к-рое выступало за немедл. уничтожение всякой гос. власти (в результате "самопроизвольного", стихийного …
  • АНАРХИЗМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? см. Социалистические партии и Штирнер. 29 июля 1900 г. убит анархистом король итальянский Гумберт, 6 сент. 1901 г. ? …
  • АНАРХИЗМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    анархи"зм, анархи"змы, анархи"зма, анархи"змов, анархи"зму, анархи"змам, анархи"зм, анархи"змы, анархи"змом, анархи"змами, анархи"зме, …
  • АНАРХИЗМ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. anarchia безначалие, безвластие) 1) враждебное научному социализму мелкобуржуазное общественно-политическое течение, характерной чертой которого является отрицание всякой государственной власти, …
  • АНАРХИЗМ в Словаре иностранных выражений:
    [ 1. враждебное научному социализму мелкобуржуазное общественно-политическое течение, характерной чертой которого является отрицание всякой государственной власти, организованной политической борьбы, руководящей …
  • АНАРХИЗМ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    1. м. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу. 2. м. разг. Отказ от соблюдения …
  • АНАРХИЗМ в Словаре русского языка Лопатина:
    анарх`изм, …
  • АНАРХИЗМ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    анархизм, …
  • АНАРХИЗМ в Орфографическом словаре:
    анарх`изм, …
  • АНАРХИЗМ в Словаре русского языка Ожегова:
    враждебное марксизму мелкобуржуазное общественно-политичнское течение, проповед ующее анархию, отрицающее всякую государственную власть, организованую политичес кую борьбу и руководящую роль пролетарской …
  • АНАРХИЗМ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (от греч. anarhia - безвластие), общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта …
  • АНАРХИЗМ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    анархизма, мн. нет, м. 1. Мелкобуржуазное политическое течение, проповедующее анархию, враждебное марксистско-ленинскому учению о пролетарской революции и диктатуре пролетариата, как …
  • АНАРХИЗМ в Толковом словаре Ефремовой:
    анархизм 1. м. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу. 2. м. разг. Отказ от …
  • АНАРХИЗМ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    I м. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и любой иной власти, проповедующее неограниченную свободу. II м. разг. Отказ от соблюдения …


 

Возможно, будет полезно почитать: