Что такое образовательный туризм. Образовательный туризм

Образовательный туризм - это вид туризма, в котором сочетаются отдых и образовательная деятельность. Изучение иностранного языка, других наук (экономики, маркетинга, менеджмента), кулинарии может быть главной или второстепенной целью этого вида отдыха. Целью образовательного туризма может быть также повышение квалификации (в профессии или какой- либо сфере деятельности) и возможность удовлетворить свою любознательность.

Образовательные туры могут отличаться по первопричине и тематике тура. В туре может быть предусмотрено образование с элементами отдыха. Примером такого тура могут быть языковые курсы, обучение в заграничных образовательных учреждениях, посещение выставок и музеев, исторические экскурсии, экскурсия на работающие предприятия, семинары и конференции, выездные курсы по повышению квалификации.

Второй вид туризма предусматривает отдых с элементами образования. Это может быть культурный, гастрономический, религиозный и другие виды туризма, в которых есть обучающие и образовательные мотивы. По тематике тура наиболее распространенным видом образовательного туризма является языковой тур, цель которого - изучение английского языка в конкретной языковой среде. Эти туры популярны среди студентов и школьников. Такой тур может длиться 10 дней или 3-6 месяца. Кроме изучения английского языка, в таком туре проводят интересные экскурсии, спортивные мероприятия, гастрономические программы. Как правило, языковые туры проводят во время каникул, это может быть хорошим подготовительным этапом для того, чтобы продолжить образование в учебных заведениях за границей.

Следующий тур называется «Академический год». Этой программой предусмотрен культурный обмен между странами Европы (например, между Россией и США). Продолжительность тура составляет 9 - 11 календарных месяцев. Цель тура - изучить иностранный язык, культуру и традиции, включая также изучение общеобразовательных предметов. По плану тура проходят школьные или университетские занятия, кроме того, культурные, спортивные и экскурсионные мероприятия. По тематике образовательные туры могут быть спортивно-обучающими. Цель тура - занятия и обучение некоторым видам спорта. Это может быть обучение дайвингу и серфингу, гольфу и теннису, верховой езде, парусному спорту, катанию на лыжах сноуборде и другие.

Целью образовательного тура может стать повышение квалификации, сюда относятся туры профессионального обучения. Выездные курсы, стажировки и семинары не связаны с получением дохода в стране временного пребывания (это место обучения). Такой тур может длиться и несколько дней, и несколько месяцев. Для работников туристических фирм, например, такой тур предусматривает знакомство с отелями и экскурсионной программой какого - либо курорта. Большинство путешествий тематического тура выполняет познавательную функцию. Сюда относятся исторические экскурсии, кулинарные и астрологические курсы, курсы тайского массажа или боевых искусств и так далее.

Образовательный туризм развивается во многих странах, особенно популярны языковые туры. Для студентов и школьников созданы специальные программы для того, чтобы привлечь внимание к изучению языка и традиций зарубежных стран. Стали популярными образовательные туры в страны Азии. Экономические семинары проходят в Японии и Сингапуре, курсы разных видов массажа - в Таиланде, религиозные истины буддизма изучают в Индии, боевые искусства - в Китае.

Информация о курсах менеджера по туризму:

Туристические курсы ознакомят вас с видами путешествий: познавательным туризмом, активным, оздоровительным, образовательным. Также курсы обучения туризму научат вас разрабатывать и выбирать туристические программы для клиентов. Это качество как раз ценится в менеджерах по туризму больше всего. Вы научитесь организовывать туры за рубеж, на отдых, экскурсионные маршруты, комбинированные и индивидуальные поездки, автобусные туры, морские и речные круизы, образовательные и зимние туры, поездки для школьников, бизнес и шоп–туры.

В чем полезные стороны обучения менеджеров по туризму

Основные темы изучаемые на курсах менеджмента туризма

Туризм обучение состоит из довольно обширной программы, включающей в себя девятнадцать тем, каждая из которых рассматривается очень подробно. Оканчиваются курсы менеджер по туризму зачетом, который поможет вам подытожить полученные вами знания. Наша школа туризма первой темой рассмотрит правовые аспекты туристического бизнеса. Это нормативная база, терминология, а также органы государственного управления туризмом. Менеджер по туризму обучение включает в себя рассмотрение всех участников туристского процесса. Сюда входят турфирмы, гостиницы, рестораны, экскурсионные бюро, туроператоры, турагенства и, несомненно, клиент. Важной составляющей отношений туроператор-клиент является договор на туристическое обслуживание.

Образовательный туризм - это поездки для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, аспирантуры. Школы и лагеря подготовки также организуют религиозные и политические структуры .

Образовательные туры являются распространенным видом туризма, совмещающим отдых с обучением. Развивается по таким направлениям как:

языково-обучающее;

спортивно-обучающее;

профессиональное обучение.

Языково-обучающие туры. Туры с изучением иностранных языков очень популярны среди клиентов различных возрастов - от детей и их родителей, покупающих туры для детей с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров.

Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые.

Совмещение языковой подготовки с отдыхом и туризмом в стране изучаемого языка дает очень хорошие результаты. Такие туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых - в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Есть, конечно, и исключения, когда английский язык с успехом можно поучить в Ирландии, на Мальте и т. д.

Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие (стандартные); бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание развлечений с изучением языка); обучение один на один и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Наиболее популярно на сегодняшний день изучение английского языка, затем следуют немецкий, испанский/итальянский. Следом за ними идут предложения по изучению французского и португальского языков. Эти языки достаточно часто употребляются в мире как средства межнационального общения. Реже, но все же встречаются предложения по изучению восточных языков во время специальных туров в Азию - китайского, фарси, японского.

Средняя продолжительность туров - 2-3 недели.

Языково-обучающие туры могут быть индивидуальными и групповыми (чаще всего - это группы бизнес-языка, группы школьников).

Основные программы обучающих туров - это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах).

Учебные программы - специальный курс обучения языку в аудиториях, лингафонных кабинетах.

Занятия языком могут быть организованы на разных уровнях: для начинающих, для совершенствующихся и т. д.

Все программы включают в себя аудиторные занятия иностранным языком. Первая половина дня при этом посвящена изучению иностранного языка, вторая половина дня предусмотрена для развлечений, досуга, занятий спортом и экскурсий.

Предлагаются также туры с интенсивным изучением языка с программой 20-30 часов языка в неделю.

Экскурсионно-познавательные программы включают в себя изучение культуры и достопримечательностей страны посещения, ее истории и литературы. Одной из форм обучения может быть посещение театров.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Главная особенность подготовки языково-обучающего тура исключительно индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста.

Организацией языково-обучающих туров занимаются в основном специализированные рецептивные туроператоры. Они заключают договоры с местными учебными заведениями (университетами, институтами, колледжами и т. д.) на использование учебной базы, работу преподавателей и пользование методическими пособиями. Обычно у рецептивного туроператора по обучающим турам имеются "договоры не с одним, а с несколькими учебными заведениями, предоставляющими несколько разные условия обучения и других услуг (размещение, досуг, спорт и т. д.), а значит, и больший выбор для туристов.

Размещение туристов языково-обучающих туров может быть разнообразным: гостиницы, общежития при колледжах, даже турбазы. Однако наиболее предпочтительным для индивидуальных пуристов является размещение в семьях местных жителей. Это обеспечивает «принудительную» разговорную практику, а также «проникновение в дух нации». Кроме того, размещение в семьях чаще обходится дешевле, чем в гостиницах. При желании старшие дети окажут помощь по дому семье, в которой они живут, и тогда плата за жилье практически сводится на нет. Проживание в семье удобнее и даже безопаснее, особенно для маленьких детей. А главное - эффективнее в отношении совершенствования языка, так как обучающемуся приходится общаться на изучаемом языке не только в школе, но и в семье .

К подбору семей, в которых размещаются обучающиеся, необходимо подходить особенно тщательно. С семьями туроператор заключает специальные договоры на размещение туристов, в соответствии с которыми семья предоставляет туристам отдельную комнату и завтрак (в некоторых случаях и ужин). Проживание детей в семьях контролируется специальными менеджерами. Обычно эти семьи сотрудничают с туроператорами не один год и имеют хорошую репутацию и опыт в приеме детей.

Спортивно-обучающие туры. Такие туры также распространены во всем мире. Среди них можно назвать туры с обучением игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, гребле на каноэ и байдарках, яхтовый, парусный спорт, подводное плавание, водные лыжи и др. На таких турах самое главное - обеспечение возможности научиться выбранному виду спорта.

Обучающие программы - это занятия выбранным видом спорта по специальной обучающей программе под руководством опытных инструкторов.

Экскурсионно-познавательные программы в основном общего характера.

Преимущество в массиве времени туристы отдают обучению и занятиям выбранным видом спорта.

На таких турах необходимо предоставлять туристам дополнительные услуги: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы - словом, все, что интересует туристов на отдыхе.

С туристами должны постоянно работать инструкторы по соответствующему виду спорта. Рекомендуется также привлекать профессиональных спортсменов и тренеров, услуги которых могут быть платными.

В завершение тура между туристами могут быть устроены мини-соревнования по изучаемому виду спорта.

Так же как и на спортивных турах, здесь необходимо обеспечить для туристов прокат и продажу соответствующего спортивного инвентаря и снаряжения.

Привлекательна для туристов возможность приобретения сопутствующих товаров, одежды, очков (подводных, горнолыжных, солнцезащитных), специальной обуви и т. д.

Размещение на спортивно-обучающих турах производится в гостиничных предприятиях, приспособленных для занятий и обучения выбранному виду спорта. Гостиницы должны иметь специальные спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы.

При обучении теннису при гостинице должны быть корты, прокат теннисного инвентаря и сопутствующих товаров (костюмы, обувь и пр.).

Если, например, организуется прием туристов с обучением конному спорту, то их размещают на специальной турбазе, имеющей конюшню, конные выгулы и трассы, тренировочные круги и площадки.

Необходимо наличие медицинского пункта и возможности оказания срочной медицинской помощи в экстренных случаях.

В целом требования к таким гостиницам те же, что и к гостиницам на спортивных турах.

Кроме того, в настоящее время формируются дополнительные рынки на обучающие туры, так называемое профессиональное обучение - обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, туризму, дизайну, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву - всему тому, на что есть спрос по обучению во время путешествий. Это можно назвать привычным словосочетанием - «повышение квалификации». Но только повышение квалификации во время путешествия при помощи туристских фирм.

Категории и количество специальных видов туризма не являются раз и навсегда заданными. С изменением потребностей туристов могут появляться новые специальные виды, и в то же время ряд специальных видов туризма постепенно может переходить в разряд ординарных и привычных.

Программное обслуживание в первую очередь использует мотивы и стремления клиентов. Естественно, что не все они могут быть отчетливо сформулированы и определены. Поэтому при их описании необходимо придерживаться несколько условной классификации, основанной на мотивации туристов при выборе того или иного вида отдыха или путешествия.

Мотивы туристов при выборе путешествия могут быть самыми разнообразными и зависят от многих факторов. Среди них, конечно же, и возраст, и уровень доходов туристов, и национальные особенности, и даже мода.

Однако среди всего многообразия мотивов специалисты выделяют наиболее типичные, присутствующие у большинства потребителей на большинстве туристских рынков. На них обычно основываются стандартные программы обслуживания, распространенные во всем мире.

Образовательные туры, включающие в свою программу изучение иностранных языков, являются наиболее популярными. В свете тесного мирового экономического сотрудничества государств, особенностей российского рынка с тенденцией на преобладание импортного товарооборота, смывании границ между странами особую актуальность приобретает английский язык. Этим обуславливаются лидирующие позиции образовательных туров, имеющих в своей основе его изучение или закрепление.

К основным проблемам развития образовательного туризма в России можно отнести: недостаточную ознакомленность общественности с данным видом деятельности, обусловленную слабой рекламной и маркетинговой политикой; высокую стоимость поездки, когда в современных экономических условиях население вынуждено отказаться от трат, не являющихся предметами первой необходимости; недостаток разнообразия предложений как по направлениям тура, так и по программам обучения, и в первую очередь эконом-класса .

Данные проблемы обусловлены тем, образовательный туризм - явление сравнительно новое. Еще несколько лет назад такой вид отдыха рассматривали немногие. Однако в свете современной динамики развития общемировой экономики, международных отношений - популярность «полезного отдыха» существенно возросла. В России число студентов, готовых совместить приключения и отдых с пользой для собственного развития значительно увеличилось, и образовательный туризм начинает играть все более и более заметную роль среди других видов туризма.

Также активно развивается практика обучения студентов за рубежом. Можно привести еще ряд подобных примеров. Довольно широкий круг людей остается не вовлеченным в этот процесс межкультурного взаимодействия. Бытовой уровень культуры - это иная среда. Здесь подавляющее влияние оказывает американская массовая культура, причем зачастую в упрощенных ее формах. Сильные опасения в последнее время вызывает засилие американской культуры. Поражают темпы и масштабы ее распространения и ассимиляции. Обнаружить различные формы этого влияния можно как на духовном, так и на материальном уровне общественной жизни. Трудно представить, к примеру, современный город без супер- и минимаркетов, макдоналдсов, боулингов, Интернет-кафе, хот-догов и т. д. Молодежная культура наиболее подвержена влиянию американской массовой культуры. Достаточно вспомнить различные способы самоидентификации представителей молодого поколения: тинейджер, ди-джей, ти-джей, юзер, геймер, хаккер, роккер, роллер и т. д .

Таким образом, можно сказать, что тенденции развития образовательного туризма в России обусловлены его проблемами и перспективами развития. Т.е. в ближайшее время ориентированы на устранение недостатков и расширение географии поездок, а также, на разработку новых ценовых категорий.

Возможность получения образования, знаний, умений и навыков во время туристической поездки становиться все более актуальной темой в России. Она интересна, как школьникам и студентам, так и профессионалам и бизнесменам, стремящимся вывести свою деятельность на высокий уровень, используя практику обучения по специальным образовательным программам, которые совмещают в себе не только процесс обучения, но и, например, отдых, работу или занятия любимым делом - хобби.

Таким образом, образовательный туризм как вид образовательной услуги включает в себя ряд особенностей: распространенность, так как во время поездок турист совмещает отдых с обучением. Интегративность - совмещение учебных и экскурсионно-познавательных программ. Индивидуальный подход: школы и учебные программы подбираются для каждого человека с учетом его языкового уровня, образования, возраста. Выделяют три вида обучающего туризма: языково-обучающие туры; спортивно-обучающие туры; профессиональное обучение.

Таким образом, образовательный туризм представляет собой особый вид туризма, содержащий в программе тура обучающий элемент.

Анализ проблем образовательного туризма на современном этапе показал, что к основным проблемам развития образовательного туризма в России можно отнести: недостаточную ознакомленность общественности с данным видом деятельности; высокую стоимость поездки. Тенденции развития образовательного туризма в России обусловлены его проблемами и перспективами развития.

Образовательный туризм - одно из перспективных и активно развивающихся сегодня отраслей туризма .

На сегодняшний день в российском законодательстве понятия «образовательный туризм» и «образовательный тур» отсутствуют, в то время как многие авторы выделяют эти понятия и включают их в классификацию туризма. Также различные источники предлагают свой понятийный аппарат, что делает это понятие неточным среди других видов туризма.

Рассмотрим несколько определений этого туристского сегмента, предлагаемых разными авторами, и сформулируем более точное понятие «образовательного тура».

В современной литературе образовательный туризм трактуется по-разному. Одно из первых определений дают Зорин И.В. и Квартальнов В.А. Авторы определяют образовательный туризм как туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов.

Соломин В.П., Погодина В.Л. уточняют цель и задачи образовательных туров, называя их познавательными, совершаемыми с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений.

Лунин Э.А. отмечает продолжительность образовательных туров в период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации - в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания». Согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией (ЮНВТО), понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированном в стране или месте посещения. Поездки с целью «образования и профессиональной подготовки» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов и прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов .

Принимая во внимание приведенные определения, можно сформулировать определение образовательного туризма как экономической категории. Образовательный туризм - деятельность туристов связанная с потреблением образовательного туристского продукта или образовательного тура, с целью профессионального или дополнительного обучения за пределами постоянного места проживания. При этом под образовательным туром понимаются комплекс услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туристов в овладении знаниями, умениями и навыками во время перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной целью «образования» от 24 часов до одного года.

Образовательный туризм, позволяющий туристу совмещать отдых с обучением, является важной составляющей социокультурной деятельности современного общества. К основным видам образовательных (обучающих) туристических поездок можно отнести следующие: языковые программы, спортивно-обучающие, профессиональное обучение. Значительная доля подобных туров осуществляется в рамках развития международного туризма.

Рассматривая сегменты рынка международного образовательного туризма, на данный момент можно выделить ряд направлений. Это, конечно, в первую очередь - обучающие языковые курсы, которые пользуются большой популярностью не только среди наших соотечественников различной возрастной категории, но и среди молодежи и лиц среднего возраста разных стран .

Рынок этого сегмента международного образовательного туризма еще не очень значителен, но развивается высокими темпами. Так, например, по экспертным оценкам, в РФ годовой оборот этого рынка составляет более 200 млн евро.

Языковые курсы пользуются большой популярностью практически круглогодично. Это возможность не только получить или укрепить свои знания в области иностранных языков, но и отдохнуть, познакомиться с культурой, бытом и достопримечательностями другой страны.

Обучающие языковые туры организуются, в первую очередь, в страны-носители языка (Великобританию, США, Францию, Испанию, Германию, Австрию, Италию, Португалию, Швейцарию). Наиболее популярный - английский язык -изучается также в Ирландии, на Мальте и т. д.

Некоторые страны, например Швейцария, предлагают дорогие, но востребованные образовательные программы, предусматривающие обучение одному из трех основных европейских языков (английскому, немецкому или французскому - швейцарцы являются непосредственными носителями двух последних языков) и занятие многими видами спорта.

Лидером этого направления международного образовательного туризма традиционно была и остается Мальта, где развитие образовательного туризма рассматривается как важнейший сектор экономики и серьезно поддерживается на государственном уровне. Английские образовательные традиции, широко известные по всему миру, до сегодняшнего дня активно используются в системе образования Мальты. Конкурентными преимуществами мальтийских языковых программ являются: сравнительно невысокая (относительно других англоязычных стран) цена, простота въездного режима в страну и возможность совмещать обучение с отдыхом на море. Сегодня на Мальте более тридцати языковых школ, официально зарегистрированных, в которых иностранцам преподают английский язык. Но есть и ряд других образовательных учреждений с разнообразными интересными программами, в частности существуют школы с экономическим и художественным уклоном Международные языковые обучающие программы по интенсивности и целям обучения делятся на интенсивные (до 30 ч в неделю) и стандартные (15-20 ч в неделю) курсы; бизнес-курсы, осуществляющие подготовку к сдаче международных тестов или экзаменов, к получению сертификатов; каникулярные курсы для школьников и студентов, позволяющие сочетать обучение языку с отдыхом; академические курсы для поступления в частную школу или в зарубежный университет .

Наиболее популярные для изучения языки (по убыванию): английский, немецкий, испанский, итальянский, французский, португальский. Растет интерес и к восточным языкам: китайскому, хинди, корейскому, японскому.

Средняя продолжительность языковых курсов - две - три недели. Большинство таких туров сочетают учебные и экскурсионно-познавательные программы. Самая распространенная в мире форма изучения иностранного языка для детей и молодежи - летние курсы, позволяющие отдыхать, заниматься спортом, общаться и учить язык одновременно.

Особенности размещения языковых туристов следующие: наиболее предпочтительно размещение в семье носителей языка, что обеспечивает дополнительное погружение в языковую среду, дает вынужденную бытовую разговорную практику, позволяет ближе познакомиться с культурой данной страны и, наконец, просто обходится дешевле, чем размещение в гостинице. Помимо этого, языковых туристов размещают в общежитиях при колледжах, гостиницах и турбазах. По ценовому диапазону языковые обучающие программы подразделяются на три уровня:

Дорогие летние программы частных языковых школ, с которыми турфирмы, как правило, не работают из-за ограниченного платежеспособного спроса населения и отсутствия массового интереса к дорогостоящему образовательному продукту;

Программы среднего ценового уровня, предлагаемые специализирующимися на образовательном туризме агентствами (от традиционных английских учебных заведений до «народных школ» Финляндии);

Относительно дешевые языковые обучающие программы (от русского пансиона «Мальта-Краун» на Мальте до языковых курсов в Крыму).

Массовый спрос на предложения третьего ценового уровня подвигает, порой, турагентства к работе со школами, не имеющими аккредитации в международных организациях. Кроме того, относительно недорогие языковые программы зачастую подразумевают расселение и обучение в русскоязычных группах, что не обеспечивает языковую среду погружения.

Тем не менее, все большую популярность в последнее время начали набирать летние международные языковые лагеря для школьников и студентов. Это направление развивают страны Евросоюза, в частности Франция, Венгрия, Германия, Швейцария, Испания, Чехия, Словакия, Греция и, конечно, Великобритания. Целью подобного вида туризма является организация детского и студенческого отдыха с максимальной пользой. Учебные программы, как правило, не превышают 15-20 ч в неделю, а что касается организации досуга, то молодежь может заняться разными видами деятельности, включая занятия спортом, различные экскурсии и развлечения.

Следующий сегмент так называемые «академические программы». К ним относятся подготовительные курсы, продолжительность которых составляет от трех месяцев до года. Практику подобных курсов используют различные европейские и американские университеты. В большинстве случаев данные курсы направлены на совершенствование и доведения до должного уровня языковых знаний будущих студентов. Особенно это широко используется в тех учебных заведениях и школах, где преподавание ведется на государственном языке. В качестве яркого примера можно привести всемирно известный Карлов Университет в Праге. Для поступления в этот старейший европейский университет придется сдать экзамен по чешскому и английскому языкам. Такая же система существует практически во всех вузах Германии, Франции и Великобритании .

Очень большим спросом в данном сегменте также пользуются программы обучения в средней и старшей школе в Соединенном Королевстве Великобритании. Такая популярность обусловлена безусловным качеством классического образования и разнообразием предлагаемых услуг в рамках изучаемых программ Особенно хочется отметить программу IB (International Baccalaureate), выпускник которой может продолжать свое обучение в престижнейших образовательных центрах мира, таких как Йелль, Принстон, Оксфорд, Гарвард, Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт.

Вторым видом рассматриваемых нами обучающих туров являются спортивно-обучающие программы, среди которых можно выделить туры, направленные на обучение игре в гольф, теннис, конному спорту, серфингу, катанию на горных лыжах, парусному спорту, подводному плаванию, серфингу и т. д.

Данный вид обучающих программ предусматривает занятия выбранным видом спорта под руководством профессионального тренера. В качестве дополнительных услуг в этом виде обучающих программ предусмотрены следующие: бассейн, сауна, массаж, бары, дискотеки, вечера встреч, фестивали, конкурсы и т. д.

Размещение клиентов спортивно-обучающих туров осуществляется в специализированных гостиницах, имеющих спортивные залы и сооружения на прилегающей территории, трассы и т. п., приспособленные для занятий выбранными видами спорта.

Третий вид международных образовательных туров - профессиональное обучение. Основные направления профессионального обучения, пользующиеся спросом в международном образовательном туризме - это обучение менеджменту, маркетингу, компьютерным технологиям, дизайну, туризму, гостиничному хозяйству, банковскому делу, праву. Следующим элементом рынка международного образовательного туризма можно назвать курсы дополнительного образования и повышения профессиональной квалификации . Этот сегмент рынка еще не так сильно развит, особенно в нашей стране, но перспективы его развития выглядят весьма привлекательно. В настоящее время этот вид туризма используется в сфере медицинских и биотехнологий, управления, инженерных специальностей и строительства, а также в сфере кино- и видеопроизводства.

Основной целью данных программ является получение новой информации и обмен опытом, в частности, на рынке международного образовательного туризма в нашей стране появляются и успешно работают образовательные консалтинговые компании, которые организуют туры повышения квалификации за рубеж «под ключ». В среднем такие поездки составляют 4-7 дней, в зависимости от предлагаемой программы обучения. Говоря о направлениях таких туров, следует отметить, что традиционно это европейские страны (в частности Германия) , но в последнее время очень интересным представляется направление Китай и Юго-Восточная Азия.

Культурно-познавательный туризм чаще всего рассматривают как экскурсионный, который также является важной составляющей международного образовательного туризма. Главное внимание в таких программах, насыщенных экскурсиями, уделяется осмотру достопримечательностей. В последние годы все более актуальными становятся туры в страны, где отдых совмещается с культурно-познавательной программой.

Говоря о перспективах развития международного образовательного туризма, необходимо отметить, что в большинстве развитых стран экспорт образовательных услуг является одним из приоритетных направлений развития экономики. Оценивая специализацию зарубежных стран в образовательном туризме, можно отметить следующее.

На рынке образовательного туризма значительно выделяются шесть стран:

США, где представлены самые разнообразные обучающие программы всех направлений;

Германия, реализующая программы классического высшего образования ;

Испания, специализирующаяся на обучающих программах в области архитектуры, дизайна, графики, декоративно-прикладного искусства, туризма и испанского языка (при относительно невысоких ценах);

Италия, в основном предлагающая обучающие программы по гуманитарным дисциплинам;

Франция, традиционно сочетающая демократичность образования, относительно невысокую плату и отсутствие ограничений;

Швейцария, ориентированная на элитарное и качественное европейское образование.

Что же означает словосочетание «образовательный туризм»? И возможно ли совместить туризм и учебу, а отдыху и развлечениям предпочесть образование? Туризм - это когда человек посещает различные места, чтобы получить новый опыт и впечатления, и многие люди именно этому и посвящают свою жизнь, изучая различные территории. Образовательный туризм - это когда целью путешествия является не только погружение в культуру и традиции других стран, но и личное образование.

Виды образовательного туризма

Обучающие поездки можно разделить на несколько видов. Это не только зубрежка иностранного в зарубежной стране, это и новые знакомства, спорт, развлечения, путешествия! В настоящее время наибольшим спросом пользуется изучение английского языка, затем - немецкого, чешского, испанского и итальянского. Менее востребованные направления - это изучение французского, японского и китайского.

Языковые обучающие программы . Такие туры популярны среди всех возрастов - начиная от школьников, студентов и заканчивая взрослыми и пожилыми людьми. Языковые школы разных стран готовы принять даже детей дошкольного возраста (начиная с пяти лет). Но таких юных путешественников совсем немного, основная доля желающих изучать язык на каникулах приходится на возраст от семи до 19 лет. А вот на взрослых приходится совсем малая часть - примерно 10% от всех учащихся, и это в основном интересующиеся бизнес-языком предприниматели и управленцы.

Изучение иностранного в стране-носителе этого языка является самым эффективным. Поэтому туры необходимо выбирать соответствующие: в Англию, США или Канаду стоит ехать за английским, в Германию и Австрию - за немецким, в Италию - за итальянским, а в Японию - за японским. Исключение составляют страны, в которых два национальных языка, как, например, в Индии, на Мальте или в Ирландии.

Языковые программы также делятся на общеобразовательные, программы по изучению делового языка, индивидуальные, групповые и академические для поступления в вуз.

Спортивно-языковые туры . Это направление пользуется спросом как среди молодежи, так и у людей более старшего возраста. Принцип одинаков - турист совмещает языковую программу с занятиями спортом, которые проходят тоже на профессиональном уровне - с опытными инструкторами по игре в гольф, большому теннису, яхтовому, парусному спорту, водным лыжам, подводному плаванию и др. Некоторые счастливчики могут потренироваться даже в школе при футбольном клубе «Манчестер», а заодно и подтянуть язык.

Самое главное - подобрать оптимальный график занятий, чтобы совмещать уроки со спортивными тренировками. Ведь важно не переборщить с физической нагрузкой, оставить силы на интеллектуальную работу и, конечно, выделить время на экскурсии, изучение местных достопримечательностей и развлечения.

Культурно-языковые программы . Огромный поток туристов выбирает на период летних каникул языковые лагеря и центры, расположенные на морских побережьях и в курортных местах. Это самая распространенная форма изучения иностранного языка в летнее время, когда учебу можно совмещать с отдыхом и экскурсионными программами.

Помимо этого, молодежь и более старшее поколение выбирает европейские столицы - идеальная возможность окунуться в повседневную жизнь города и изучить культуру страны изнутри. Молодые люди будут наслаждаться общением с новыми знакомыми в кафе и ресторанах, знакомиться с ночной светской жизнью и погружаться в шопинг. Взрослые же смогут посетить музеи, театры и изучить памятники архитектуры.

К тому же для творческих личностей можно подобрать такие образовательные учреждения, в которых предлагаются дополнительные занятия по рисованию, музыке, вокалу, танцам и другим направлениям искусства.

Комбинированные программы . К этой группе относятся курсы с дополнительными занятиями не только по различным видам спорта, но также и по изучению таких дисциплин, как история, информационные технологии, дизайн и др.

Помимо этого, в последние годы у студентов особой популярностью пользуется еще один вид комбинированных туров - совмещение обучения в нескольких школах в одной или даже разных странах. Например, три недели занятий в Великобритании и три недели в Ирландии. Или же несколько недель на Мальте и оставшееся время каникул - в Италии.

Возрос спрос и на семейные языковые курсы, когда родители вместе с детьми одновременно изучают язык на базе одного учреждения, но в различных группах и по разным программам.

Групповые поездки vs индивидуальные

Отправляться в чужую страну одному или с друзьями? Заниматься в группе или один на один с учителем? Этот выбор сугубо личный и зависит от поставленных целей и задач.

Индивидуальные занятия идеально подойдут для тех, кто хочет извлечь максимум пользы от проведенных летних дней в зарубежной школе и значительно повысить уровень владения языком. Если занятия тет-а-тет вас несколько пугают, можно выбрать обучение в мини-группе. Такую возможность предоставляет большинство школ. Причем для мини-групп действует особая политика - строгая национальная квота, когда все студенты в классе из разных стран.

Индивидуальные занятия, как правило, дороже на 20-30% групповых и требуют от студента хорошего знания языка, а также опыта самостоятельных поездок. Иначе будет сложно ориентироваться в незнакомой стране и осваиваться в новой среде, чуждой нашему менталитету.

Если же есть желание не только подтянуть язык, но и завести новых друзей, повеселиться и посвятить свободное время общению и развлечениям, в этом случае смело выбирайте групповые программы!

Туризм - это дело нехитрое: взял путевку да полетел бороздить неизведанные края. Но вот образование - это уже более серьезная сфера, в которой необходимо разбираться. Маленький совет: не тратьте время на перелопачивание сотен сайтов и самостоятельное изучение тысячи всевозможных школ и туров. Если вы решили провести отпуск с пользой, лучше сразу обращаться к профессионалам в сфере образования. На сайте Глобал Диалог собраны все лучшие предложения по обучению за границей - как для детей, так и для взрослых. А если от многообразия вариантов глаза разбегутся, то консультанты компании «Глобал Диалог» обязательно помогу вам сделать окончательный выбор. Такой, чтобы вы точно остались довольны своим образовательно-туристическим отдыхом!



 

Возможно, будет полезно почитать: