Мастер-класс для педагогов «Развивающие игры Воскобовича. Учебно-методическое пособие (младшая группа) на тему: Дидактическое пособие «Кораблик «Брызг-брызг» своими руками по В.В.Воскобовичу

Игры Воскобовича Немного истории Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик. Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы». «Мы отказались от «одноразовых» продуктов: собрал-разобрал и отложил в сторону, мы создаем универсальные игры, которые можно неоднократно творчески использовать», - говорит Вячеслав Воскобович. Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича» по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр.


Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности. Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества. Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал. Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях. Развитие мелкой моторики.


Особенности развивающих игр Воскобовича - Игры разработаны, исходя из интересов детей. Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности. - Широкий возрастной диапазон. В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений. - Многофункциональность и универсальность. Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т.д.). - Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал. - Методическое сопровождение. Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.




Детский народ называет Геоконт "дощечкой с гвоздиками" или "разноцветными паутинками". Это, действительно, игровое пособие, приложение к сказке. "Пособие" Геоконта представляет собой фанерную дощечку. На дощечке укреплены координатная пленка и разноцветные пластмассовые гвоздики. На эти гвоздики во время детских игр и фантазий натягиваются разноцветные "динамические" резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы. Всего на доске Геоконт находится 33 гвоздика: один центральный черный, а остальные объединены в группы гвоздиков разных цветов, кроме верхних белых гвоздиков. Верхние белые гвоздики символизируют белый луч свет. По законам оптики белый цвет состоит из 7 цветов, соответствующих 7 цветам радуги. Поэтому белый верхний лучик, попав в центр доски Геоконта, то есть в черный гвоздик, "разделяется" на 7 лучей, соответствующих цветам радуги -- красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Это удобно для ознакомления детей с цветовой гаммой. Это удобно и для ознакомления ребенка с системой координат. Каждый луч обозначен буквой в соответствии с цветом: "Б", "К", "О", "З", "Г", "С", "Ф". И каждый гвоздик в луче имеет номер 1, 2, 3 или 4. Значит, каждому гвоздику можно дать имя. Например "О1" или "З4".



К игре "Геоконт" прилагается сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и Я, дядя Слава». Сказка позволяет познакомить ребенка с Малышом Гео и другими героями Фиолетового леса, которые с помощью "Геоконта" открывают мир геометрических и образных превращений, разноцветных приключений. Взрослые читают сказку детям, а они по ходу сюжета складывают фигуры на «Геоконте», отвечают на вопросы. Малыш Гео Ворон Метр и Я,дядя Слава


А начинается сказка так: «Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белу свету день, второй, третий, и вдруг - навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал, и вдруг - голос: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крылами, закружила, Малыш испугался и побежал. И снова голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было. И снова голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в Фиолетовый Лес». Таким образом, малыш не просто создает изображения на «Геоконте», а делает паутинку паука Юка, лучи и отрезки, которые называются "оранжевым криком Красного зверя", "зеленым свистом Желтой птицы" или "синим шепотом Голубой рыбы". В книжке приводятся схемы-рисунки того, что должно у ребенка получиться.


Описание игры. Игра «Геоконт» представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый «луч», второй «гвоздик»). «Геоконт» - оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные несимметричные узоры. В комплект игры «Геоконт» входит методическая работа «Умелые лапки». это сказочная история о Пауке Юкке и его внучатах – паучатах, игровые задания, схемы. Методическая сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» открывает цикл сказочных историй Фиолетового Леса. В ней «Геоконт» становится Чудесной Поляной Золотых Плодов. Сказка «оживляет» геометрические понятия, делает их интересными и понятными для дошкольников. Ее сюжет построен таким образом, что ребенок, выполняя задания, помогает сказочным преодолеть возникающие на их пути препятствия.


Игра развивает: - различение цветов радуги; - освоение названий и структуры геометрических фигур, их размера; - умение строить симметричные, несимметричные фигуры, узоры, ориентироваться в пространстве; - умение конструировать фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму и собственному замыслу; - внимание, память, элементы логического мышления; - воображение, творческие способности; - пальцевую и кистевую моторику рук.


Методические рекомендации. Игра «Геоконт» используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи. Например, в процессе игры перед детьми возникает «препятствие» (задание, вопрос, задача и т.д.). Олицетворением этого препятствия является натянутая в поле «Геоконта» резинка («паутинка») любого цвета. В случае правильного решения задачи она «исчезает». Младший дошкольный возраст. Осваивая игру «Геоконт», дети младшего дошкольного возраста просто натягивают резинки на «гвоздики». Затем конструируют простые геометрические фигуры, элементарные контуры предметных форм и создают образы объектов по собственному замыслу. Малышей знакомят с персонажами сказки и рассказывают ее упрощенный вариант. Старший дошкольный возраст. Дети старшего дошкольного возраста не только конструируют геометрические фигуры или предметные формы, но и выполняют более сложные развивающие игровые задания, знакомятся с понятием «луч», «прямая», «кривая», «отрезок». Дошкольники рисуют план игрового поля, запоминают координаты точек, переносят на план придуманные и построенные на «Геоконте» фигуры. Игровая деятельность с «Геоконтом» строится на основе сказочного сюжета.


Задания. 1. Угадай, какую фигурку сплел из Паутинки Ромбик. Ее «шифр» - КЗ-О4- Ж2-33-Г2-С4-ФЗ-Ф2-К2. Соедини линиями на своей схеме эти точки, и получится Паучку Плюсику нравятся геометрические фигуры. Он построил из Паутинки в центре Поляны сначала маленький квадрат, потом несколько квадратов побольше. Сколько всего квадратов можно построить в центре Поляны? Нарисуй и сосчитай их 3. Паучок Вопросик любит загадывать загадки. Он построил три фигуры. Первая - Ф4-К4-Ж4-Г4, вторая - Ф4-СЗ-Г4-Ж4-ОЗ-К4-Ф4, третья -Ф4-С2-Г4-Ж4-О2-К4-Ф4. Обведи три фигуры разноцветными резинками и найди закономерность. Какая фигу­ра будет следующей? 4. Вопросик сделал из Паутинки вазочку Ф4-К4-К2-Ж4-Г4-Ф2-Ф4. Одно движение уме­лых лапок, и вазочка превратилась... в табуретку. Как это получилось?


Кораблик «Плюх-Плюх» Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения. На матче корабля малыш должен прикрепить определенное количество флажков, рассортировав их по цвету и величине. Играя корабликом «Плюх-Плюх» ребенок знакомится с капитаном Гусем и матросом Лягушкой, которые приглашают его в мир захватывающих приключений. Кораблик «Плюх- Плюх» является многофункциональной игрой, которая: знакомит малыша с различными цветами формирует математические навыки прививает умения по сортировке предметов, учитывая их количество и цвет


Обучающая сказка «Кораблик Плюх-Плюх»: игры для детей 2-4 лет Каждая игра Воскобовича – это не просто набор элементов, но еще и увлекательная история. Какой же захватывающий сюжет автор сочинил на этот раз? Кораблик рассекает волны под разноцветными парусами. На его борту – отважная команда: Лягушки-матросы и Гусь-капитан. Вместе с вашим ребенком эти веселые персонажи отправились в путешествие по морю знаний. В их компании малышу будет еще интереснее выполнять различные игровые задания. Сами задания встречаются по ходу сюжета. То есть взрослый просто рассказывает сказку, а малыш попутно выполняет те или иные действия:


Сначала выполняем команду капитана «Снять все флажки!» и опять надеваем их на мачты в том же порядке. (мелкая моторика) Подул сильный ветер, и все флажки перепутались. Сортируем их по цвету и сравниваем по количеству. (навыки счета, логика, изучение цветов) Капитан снова командует: «Флажки одного цвета на мачту!» Учимся различать высокие и низкие мачты. На какую мачту наденется больше всего флажков? А на какую меньше всего? (логика, счет, понятие размера) И вот плывет «Кораблик Плюх-Плюх» с красивыми разноцветными мачтами. Называем цвета самой низкой и самой высокой. А можно попробовать перечислить и все остальные цвета. (повторение цветов и размеров) Вдруг кораблик захлестнула волна. «Сушить флажки!» – командует Гусь. Надеваем все флажки на шнурок двумя способами: через металлическое отверстие или через сам флажок. Можно сделать нарядную гирлянду. (мелкая моторика, понятие симметрии, творчество)


Проверяем, все ли флажки на месте после бури: выкладываем их в 5 рядов по цветам, пересчитываем, говорим, где флажков меньше/больше. (повторение счета и цветов, логика) Лягушки-матросы отдыхают и вместе с ребенком складывают из флажков красивые узоры. (комбинаторика, симметрия, творчество) «Полный вперед! Поднять паруса!» – кричит капитан. Надеваем на мачты сначала по одному флажку, затем еще по одному и так далее. На сколько мачт поместилось по одному флажку? На сколько – по два, три, четыре, пять?(логика, повторение счета и размеров) Пусть предложенная сказка будет для вас только основой для дальнейшей игры. Придумывайте свои повороты сюжета, а вместе с ними – новые задания.


Игры с «Корабликом Плюх-Плюх» для детей старше 4 лет Ребятам старше 4 лет это пособие также интересно и полезно. Предложите им более сложные задания. Например, такие: - Освоение пространственных отношений: поверни тот или иной флажок вправо/влево, какого цвета третий флажок на пятой мачте, отыщи средний флажок на самой высокой мачте и т.п. - Решение логических задач: покажи мачту, которая ниже самой высокой, но выше средней; покажи все мачты выше второй и т.п. - Обучение счету свыше 5: сколько всего флажков на кораблике? Надень на две мачты флажков поровну и т.п.


Что развивает «Кораблик Плюх-Плюх» Воскобовича Основная цель этой игры – научить ребенка считать в пределах 5. Причем не просто «вызубрить» с ним цифры, а наглядно объяснить ему понятие количества. У малыша формируются и первые математические представления: он учится различать понятия «больше/меньше/поровну», «много/мало». Параллельно ребенок изучает цвета и размеры, развивает логическое и даже творческое мышление (например, во время складывания узоров). Нанизывание флажков на шнурок отлично тренирует мелкую моторику пальцев, а значит, влияет и на интеллектуально-речевое развитие ребенка. Осваивайте веселую математику вместе с командой «Кораблика Плюх-Плюх»!


Кораблик «Брызг-Брызг» - уникальное пособие, которое разработал Вячеслав Воскобович для детей старшего дошкольного возраста. Игра учит различать цвета, знакомит с порядковом и количественном счетом, помогает понять, как решать логико- математические задачи.


Пособие представляет собой кораблик с семью мачтами. На каждой их них размещаются флажки в соответствии с цветами радуги. Количество флажков отражает порядковый номер мачты. Получается, что на первой расположен один красный флажок, а на последней мачте - семь фиолетовых. Воскобович допускает, что кораблик может быть полезен и для занятий с малышами. Тогда рекомендуется немного упростить задания, учитывая возрастные особенности ребенка и его навыки. Количество матч лучше всего сократить до трех и использовать или основные цвета (красный, желтый, зеленый), или первые цвета радуги (красный, оранжевый, желтый). Логико-математические задачи рекомендуется решать со взрослыми или не касаться их вовсе.


Дети от пяти лет могут решать все задания. В прилагающейся к Кораблику инструкции даются развивающие игры и их подробное описание. Основная задача детей – размещать на мачтах флажки. Вы можете предложить ребенку отсортировать их по цвету. Первый ряд снизу – фиолетовый, второй – синий и т.д. Или попросить собрать флажки лесенкой, то есть по диагонали (первый диагональный ряд – фиолетовый, второй – синий и т.д.). После выстраивания флажков, рекомендуется задавать ребенку вопросы. К примеру, сколько флажков в первом ряду снизу или какого они цвета. Когда ребенок научится размещать флажки на мачте, приступите к решению логико-математических задач. Они представлены в виде игр «Ветер срывает флажки», «Ищем мачты», «Загадка капитана» и т.д.



Для любого ребенка слова «играть» и «учиться» – синонимы. Именно поэтому развивающая игра Воскобовича «Кораблик Брызг-брызг» так привлекательная для детей от 3-5 лет. Ее успех заключается в сочетании сказочного сюжета и наглядного дидактического материала. Судно отправляется в захватывающее морское путешествие. В пути ребята-пассажиры осваивают азы математики и развивают свои интеллектуальные способности.

Как устроен «Кораблик Брызг-брызг»

Игра представляет собой плоскую деревянную лодочку с 7 мачтами из фетра. На липучках к мачтам крепятся деревянные флажки всех цветов радуги. Для удобства у каждого флажка есть ручка, за которую его удобно снимать и прикреплять. Каждая мачта пронумерована и имеет разную высоту – от 1 до 7 флажков. Кораблик можно повесить на стену или на стенной ковер: кроме специальных отверстий под гвоздики или крючки на обратной стороне предусмотрены липучки.

Как играть с «Корабликом Брызг-брызг»

В инструкции описано множество игровых заданий. Каждое развивает у малыша важные качества и навыки. Познакомиться с основными цветами очень легко, надевая яркие флажки на мачты по принципу «радуги», «тельняшки» или «лесенки». Это занятие также объясняет ребенку понятия горизонтали/вертикали/диагонали.

Мачты можно сравнивать по высоте: какая самая высокая, самая низкая, средняя? А какая выше средней, но ниже самой высокой? И так далее. Надевая флажки на мачты, малыш познакомится также с составом числа. Например, в одном из заданий ему предстоит отсчитать 9 флажков и повесить их на 3 мачты. Сколько флажков окажется на каждой из них? Или отсчитать 10 флажков и полностью закрыть ими 3 мачты. Какие это будут мачты по высоте? А по номеру?

Большую часть заданий составляют логико-математические задачи. В них ребенку предлагается не просто расставить или снять флажки в определенном порядке, а поучаствовать в сюжете сказки. Например, расскажите малышу, что в море поднялся сильный ветер, и флажки начало срывать с мачт. Сначала сорвало все флажки одного цвета (какого?) со средней мачты. Затем улетели все зеленые флажки (с каких мачт?). Какие флажки остались на кораблике? Ответы на подобные задачи можно проверить по рисункам в инструкции.

Что развивает «Кораблик Брызг-брызг»

В процессе игры ребенок совершенствует пространственно-логическое мышление, память, внимание, речь и мелкую моторику рук. Задания подходят для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (5-9 лет). В инструкции подробно описано, как можно упростить иргу для малышей 3-5 лет.

Изучайте веселый счет на борту «Кораблика Брызг-брызг»!

Заключительный пост петербургского тьютора Екатерины Зайцевой об игре «Кораблик Брызг-Брызг».
«И снова здравствуйте, дорогие коллеги! Хочу рассказать об одной из моих любимых игр В.В.Воскобовича — о кораблике «Брызг-Брызг». Эта игра очень интересна детям, как и все, что связано с морской тематикой. А для педагога она дает огромный простор для творчества, выдумки сюжетов. Во время путешествий, придуманных педагогом, ребята осваивают и математические навыки, и узнают много нового об окружающем, совершенствуется словарный запас и связная речь, дети фантазируют, а значит идет развитие воображения.
Кораблик «Брызг-Брызг» представляет собой плоскую лодочку из дерева, мачты сделаны на ковролиновой основе. Кораблик можно закрепить на вертикальной поверхности с помощью липучек, т.е. данное пособие может использоваться для фронтальной и индивидуальной работы. У кораблика семь мачт, на каждой мачте расположены разноцветные флажки. Флажки деревянные, каждый их них имеет удобный держатель и крепится к мачте липучкой. Все мачты пронумерованы цифрами от 1 до 7.



Игра предназначена для детей 4-7 лет, но в работе с малышами я успешно использую кораблик, сняв флажки с 6 и 7 мачт, ведь мы учимся считать до 5. А если основной целью игры является развитие мелкой моторики, то задействуем все мачты. В наших играх всегда помогает веселая команда — гусь Капитан Океанкин и его дружные матросы-лягушата.
Очень нравятся детям сказочные путешествия радужных гномов на корабле по морям с приключениями. Это была игра с продолжением, которого дети ждали. В этих играх-путешествиях закрепляются навыки счета до 5, идет знакомство с порядковым счетом, сравнение предметов по высоте, дети учатся соотносить понятия «число» и «цифра». Ребята видят и понимают значение слов «Направо», «налево», «ввех», «вниз». Ну и конечно, детей увлек сказочный сюжет который я придумывала с удовольствием. Ведь команда и гномы оказывались на острове, спасали матроса Речкина, попавшего в беду, придумывали, как можно переправиться через бурную реку и продолжать можно бесконечно. По ходу игр я давала детям такие задания: «Чтобы кораблик плыл быстрее, надо на третью мачту повесить фиолетовые флажки. Сколько фиолетовых флажков ты повесил, сосчитай.» , или «Дует попутный ветер, поверните все флажки вправо». Добавлю, что на этом сказочном сюжете получались такие интегрированные занятия, которые успешно можно представлять разным категориям зрителей.
В индивидуальной работе с детьми и корабликом «Брызг-брызг» возможны такие варианты заданий:
Разобрать флажки по цвету. Флажков какого цвета больше всего, какого меньше всего? Сколько флажков такого-то цвета?
Сколько флажков на первой и т.д. мачте?
Налетел ветер и сорвал все флажки. Давайте заново оденем флажки на мачты.. Но есть правило — голубые и фиолетовые флажки будут поверныты вправо.
Расположить цветовые ряды по вертикали, горизонтали и диагогали.
Диктанты с разными вариантами, напр. — прикрепи на 4 мачту вверху голубой флажок.
Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со 2 и 3 мачт. (или 4 и 1) Какого цвета будут флажки и сколько их. Из каких чисел состоит число 5?».

Нина Ивановна Воробьёва

Тема мастер-класса для педагогов :

«Развивающие игры Воскобовича :

коврограф «Ларчик» , кораблик «Брызг-брызг» ,

волшебная восьмёрка 1, двухсторонний квадрат.

Провела :старший воспитатель МБДОУ №43 Воробьёва Нина Ивановна

Цель мастер -класса : внедрить технологию Воскобовича «Сказочные лабиринты игры » в педагогическую деятельность каждого воспитателя МБДОУ №43.

Задачи : познакомить воспитателей с развивающими играми Воскобовича , их особенностями, формами и методами работы с играми.

Развивать творческий познавательный интерес к играм Воскобовича .

Введение

Немного истории

Вячеслав Вадимович Воскобович - живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 40 развивающих игр и пособий . В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. Воскобович , пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушка, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры : «Геоконт» , «Игровой квадрат» , «Цветовые часы» .

Чуть позже был создан центр ООО «Развивающие игры Воскобовича » по разработке, производству, внедрению и распространению методик и развивающих и коррекционных игр .

Развивающие игры от Воскобовича представляют собой самобытную, особенную, творческую и очень добрую методику.

Все основано на трех основных принципах :

Познание

Интерес

Творчество

Цели занятий с игровыми материалами Воскобовича

Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

Развитие наблюдательности , воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

Развитие мелкой моторики .

Особенности развивающих игр Воскобовича

- Игры разработаны , исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.) .

Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовый развивающий дидактический материал.

Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои - мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик - сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.


1. Знакомство с игровым обучающим комплексом «Коврограф Ларчик» :

Коврограф- это игровое поле из ковролина размером 1м \1м с нанесённой сеткой;

Разноцветные верёвочки (5 верёвочек длиной по 1м.) ;

Разноцветные липучки (25 кружков из цветной контактной ленты, 5 кружков с держателями, 5 зажимов для фиксации картинок, карточек на коврографе;

Цветные карточки (10 карточек из ковролина : семь хроматических цветов (радуга) и три ахроматических (серый, белый, чёрный) ;

Буквы, цифры (90 карточек из прозрачной плёнки : 15шт с буквами красного цвета – гласные; 30шт. с буквами синего цвета - согласные, твёрдый знак; 30 шт. с буквами зелёного цвета – согласные, мягкий знак; 15 шт. – с цифрами и арифметическими знаками жёлтого цвета);

Забавные буквы (10 карточек из картона с гласными буквами) ;

Забавные цифры (10 карточек из картона с цифрами) ;

Кармашки (для размещения карточек) .


Используя в своей педагогической деятельности игры с Коврографом «Ларчик» , педагоги развивают у воспитанников сенсорные способности; элементарные математические представления : цвет, форма, размер; отношения : пространственные, количественные, по величине; сохранение количества, алгоритмы; ознакомление с окружающим : предметный мир, мир природы : растения и животные.

В старшем дошкольном возрасте добавляется : развитие психических процессов : внимание, память, мышление, воображение; числа и цифры; развитие речи , обучение грамоте.

2. Игры , задания, упражнения с коврографом «Ларчик» с педагогами :

Бусы на верёвочке (по 2шт. каждого цвета, другой цвет на 1 больше, 1 разноцветная липучка+1 маленькая и т. д.).

Узоры (в ряд, полукругом, зигзагом) – разноцветных липучек может быть одинаковое или разное количество.

Составление геометрических фигур, растений, животных, предметов, букв и цифр из разноцветных верёвочек.

Графический диктант.

-Игры с Гномами КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ

(Кто спрятался? Кто не на своём месте? Поменяй местами.)

Счёт предметов с помощью забавных цифр.

Шуты-акробаты (эхо, песенка друзей, чехарда, волшебные сундучки и др.)

А-О-У-Ы-Э (синие, т. к. влияют на твёрдость согласных)

Я-Ё-Ю-И-Е (зелёные, т. к. влияют на мягкость согласных)



3. Знакомство с развивающей игрой Воскобовича - Кораблик «Брызг-брызг»

Представляет собой игровое поле из ковролина в виде корабля с приклеенным фанерным корпусом и нанесенными цифрами от 1 до 7. К мачте на корпусе нужно прикреплять по цветам радуги и по необходимому количеству флажки на липучках - паруса. Корабль - образ числовой оси (1-я мачта, 2-я мачта, 7-я мачта, 1-самая низкая, 2- низкая, 3- ниже средней, 4- средняя, 5- выше средней, 6-высокая, 7-самая высокая.

Флажок : может быть повернут (налево или направо) .

Это свойство можем использовать на закрепление направления.

Флажки могут быть расположены :

радуга – вертикальные ряды,

матросская тельняшка – горизонтальные ряды,

лесенка – диагональные ряды,

пёстрое одеяло – произвольное расположение

Игра способствует :

Совершенствованию интеллекта : внимания, памяти, мышления, речи;

Тренировке мелкой моторики рук;

- развитию умения решать логико-математические задачи.


4. Игры , задания, упражнения с Корабликом «Брызг-брызг» .

Флажки (сортировка по цвету, количественный счёт) ;

Сколько флажков на каждой мачте? (счёт, соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой) ;

Надеть флажки на мачты (сортировка по цвету, определение пространственных отношений)

Если флажки перемешать, то задания могут быть такими :

Снять 2 флажка - не красных, не зеленых, не синих. (Закрепление : цвет, количество, отрицание) .

Снять зеленый флажок между желтым и синим (Пространственная характеристика) .

Развернуть на 7 мачте красный флажок (Направление) ;

Ветер срывает флажки, надеваем флажки, считаем флажки, ищем мачты (решение логико-математических задач, состав числа) ;

Загадка капитана, загадка матросов (игры «да-нет» ).

Есть также другие разновидности математических корабликов :

Кораблик «Плюх-плюх» - 5 мачт. Он не прикрепляется к коврографу, а стоит на столе. Флажки снимаются с мачт.

Кораблик «Буль-буль» Ларчик - 10 мачт. Можно использовать для счета в пределах 100. Флажки соединены парами, тройками, четверками, белые - десятками. В упаковке 10 десятков. Например 12 это 1 белый (соединенный) десяток и еще 2 флажка.

5. Знакомство с игрой «Волшебная восьмёрка 1»

Состав : игровое поле для конструирования одной цифры. На рисунке восьмёрки написаны слова считалки

КОХЛЕ-ОХЛЕ-ЖЕЛЕ-ЗЕЛЕ-ГЕЛЕ-СЕЛЕ-ФИ (шифр цветов радуги)

Двусторонние палочки для конструирования цифр. С одной стороны они окрашены в цвета радуги.

Игра развивает : интеллект – процессы внимания, словесно-логической памяти, операции пространственного и логического мышления, умение составлять цифры и складывать образные фигуры; мелкую моторику рук – координацию глаз-рука, точные движения кистей рук и детских пальчиков.

6. Игры и задания с волшебной восьмёркой :

Конструирование цифр по схеме,

Конструирование по словесной модели,

Мысленное создание словесных моделей цифр, без опоры на действие.

7. Знакомство с квадратом Воскобовича

«Квадрат Воскобовича » или «Игровой Квадрат» бывает двухцветным и четырехцветным.

Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. «Квадрат» легко трансформируется : его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Игру сопровождает методическая сказка «Тайна Ворона Метра или сказка об удивительных превращениях Квадрата» . В ней «Квадрат» оживает и превращается в различные образы : домик, мышку, ежика, котенка, лодку, туфельку, самолетик и т. п. Ребенок собирает фигуры по картинкам в книжке, где показано, как сложить квадрат, и дано художественное изображение предмета.

Эта игра головоломка позволяет не только поиграть, развить пространственное воображение и тонкую моторику, но и является материалом, знакомящим с основами геометрии, основой для моделирования, творчества, которое не имеет ограничение по возрасту.


8. Конструирование с помощью квадрата Воскобовича .

9. Моделирование.

Предлагаю всем присутствующим самостоятельно придумать задания с любой понравившейся игрой.

10. Рефлексия (дискуссия по результатам совместной деятельности)

В своём мастер -классе я использовала основной пошаговый алгоритм технологии мастер – класса (автор Русских Г. А) с демонстрацией и разъяснениями по практическому использованию материала.


С удовольствием отвечу на все вопросы.

Рекомендации : Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

Литература :

1. Вкладыши к играм.

2. Развивающие игры Воскобовича . 2015г. издательство ТЦ СФЕРА. Под редакцией В. В. Воскобовича , Л. С. Вакуленко.

Спасибо за внимание!

Представление мастер-класса Форма проведения: мастер-класс
Аудитория: дети старшего дошкольного возраста и родители.
Количество участников: до 8 человек.
Цель: Создание условий способствующих здоровому развитию ребенка посредством использования развивающих игр «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- показать и рассказать об играх «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста;
- предоставить родителям практическую возможность поиграть в игры «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста;
- приобретение родителями способности использовать игры «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.
- установление обратной связи и раппорта посредством взаимодействия педагога-психолога и родителей.
Ожидаемые результаты: Скачать буклет №1

У родителей сформированы способности об особенностях использования игр «Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста;
- родителям даны практические рекомендации по использованию игр Шнур-затейник», кораблик «Брызг- Брызг» В.В. Воскобовича направленных на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста;
- с родителями установлена обратная связь и раппорт посредством взаимодействия педагога-психолога и родителей.

Предварительная работа.
- подбор пособий, игр, методической литературы по теме;
- оформление наглядных материалов и практических рекомендаций для родителей.
Информационно-техническое обеспечение:
Раздаточный материал для родителей:
- «Книжка для родителей» (подбор материала для выполнения упражнений);
Материалы и оборудование:
Развивающие игры «Шнур-затейник», игра кораблик «Брызг- Брызг» В.В.Воскобовича, направленные на развитие речи у детей старшего дошкольного возраста:
Логика проведения:
1.Приветсвие родителей.
2.Дискуссия с родителями.
Сегодня, я хочу рассказать Вам о развивающих играх Вячеслава Вадимовича Воскобовича. Вячеслав Воскобович был инженером- физиком и во времена перестройки решил сам конструировать игры. Он создал свое собственное предприятие «Геоконт» и там воплотил в жизнь свое множество гениальных идей, придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Его игры награждены медалями и дипломами за уникальность продукции. Дошкольники с развитой речью более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Эти игры:
1. Яркие, красочные, качественные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.
2. Отличительной особенностью этих игрушек является сочетание сказки и головоломки. Сказка читается перед игрой. Благодаря этому ребенок более активно включается в игру.
3. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простых действий, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.
4. Игры всесторонне развивают детей.

Здоровье- состояние физического, психического благополучия, при котором человек может реализовать свой потенциал и развиваться. Игры Воскобовича дают возможность ребенку продуктивно развиваться.
Будущему школьнику важно уметь ориентироваться в пространстве, находить на тетрадном листе заданные точки, иметь подготовленные к письму пальцы рук. Игра «Шнур-затейник» - это доступное, увлекательное занятие и эффективное средство развития детей в возрасте 3-8 лет.
В играх со «шнурком- затейником» у ребенка развиваются:
1.Психические процессы, такие как речь, внимание, память.
2.Мелкая моторика рук, зрительно- двигательная координация движения рук и глаз, точные движения кистей рук, умение ориентироваться на плоскости, в пространстве (верхний, средний, нижний ряд).
3.Умение вышивать различные узоры по схеме и графическому диктанту.
4.Подготовка к чтению и письму.
5.Освоение моторного образа цифры, буквы, составление слов и их написание.
6. Творческие способности.
Состав игры:
Это поле цветной фанеры с тремя рядами отверстий и закрепленными в них металлическими кнопками.
3 цветных шнурка.
Схемы узоров, цифр и слов.
Шнурок может продеваться в кнопку, огибать ее или закручиваться вокруг нее. С помощью шнура на игровом поле вышиваются буквы и несложные слова. Можно написать цифру и легко превратить ее в другую, складывать и вычитать, решать примеры.
Можно ребенку прочитать сказочную историю «Филимон Коттерфильд». «Филимон Коттерфильд» - знаменитый факир». По городу говорящих попугаев пронесся слух – знаменитый факир Филимон Коттерфильд показывает новую программу. Появилась афиша: «Небывалые трюки!», «Невиданные узоры!». На вечернем представлении под звуки фанфар на арену цирка выходит Филимон Коттерфильд. Он поднимает вверх сверкающий щит, взмахивает жезлом. Из корзины медленно выползает змея. Еще один взмах – змея бросается на жезл щит и шипит. Зрители замирают. Но фокусник опять взмахивает жезлом, и змея послушно опять ползет по прямой дорожке, делает поворот, один, другой. Предлагаем ребенку. Возьми «Шнур- затейник», схемы, и пусть твои ловкие пальчики творят чудеса!»

Кораблик «Брызг-брызг» представляет собой плоскую деревянную лодочку с 7 мачтами из фетра. На липучках к мачтам крепятся деревянные флажки всех цветов радуги (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Для удобства у каждого флажка есть ручка, за которую его удобно снимать и прикреплять. Каждая мачта пронумерована и имеет разную высоту – от 1 до 7 флажков. Кораблик можно повесить на стену или на стенной ковер: кроме специальных отверстий под гвоздики или крючки на обратной стороне предусмотрены липучки.
Игра кораблик «Брызг-брызг» развивает:
1. Интеллект: внимание, память, мышление, речь, восприятие (цвет, размер).
2. Тренирует мелкую моторику.
3. Математические представления, знания и количественном и порядковом счете, составе числа.
Все эти развитые способности будут способствовать лучшей учебе в школе.
Играя в кораблик «Брызг-брызг» дети отправятся в захватывающее морское путешествие. В процессе игры у родителей есть возможность эмоционально сблизиться с ребенком.
Существует множество игр с этим замечательным корабликом.
Варианты игры:
1. «Высота мачт». Ребенку предлагается посмотреть на кораблик и запомнить, как называются мачты. У кораблика семь мачт. 1-самая низкая. 2- низкая. 3- ниже средней. 4- средняя. 5- выше средней. 6- высокая. 7- самая высокая.
2. «Загадка капитана». Кораблик давно в пути. Лягушки- матросы в очередной раз снимают флажки, приводят их в порядок и готовятся вешать на мачты. Гусь- капитан решил проверить своих матросов и загадал мачту. Лягушки задают вопросы, а капитан отвечает:
- Эта мачта ниже высокой? – Да.
- На этой мачте пять флажков? – Нет.
- Эта мачта находится между четвертой и первой? – Да.
- Эта мачта ниже третьей? – Да.
3. «Загадываем мачту». Взрослый загадывает флажок, дети отгадывают.
4. «Сколько флажков на каждой мачте?». Гусь капитан дает команду: «Измерить флажками высоту мачт» и спрашивает: «Сколько флажков помещается на седьмой мачте?», «Сколько на самой низкой?», «Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между седьмой и пятой?»
5.«Ветер срывает флажки». Например, расскажите, что в море поднялся сильный ветер, и флажки начало срывать с мачт. Сначала сорвало все флажки одного цвета (какого?) со средней мачты. Затем улетели все зеленые флажки (с каких мачт?). Какие флажки остались на кораблике?
6. «Считаем флажки». Кораблик в пути несколько дней. За это время флажки стали грязными и некрасивыми. Матросы их снимают, стирают и сушат. Капитан дает лягушкам команду:
6.1.«Отсчитать 10 флажков любых цветов и повесить их так на три мачты, чтобы они были полностью закрыты. Какие это будут мачты по высоте? Ответы: (1+4+5; 2+3+5; 2+1+7).
6.2. Отсчитать 9, 8, 7, 5, 4, 3 флажка.
7. «Радуга». Пора трогаться в путь. Гусь-капитан дает команду:
-Прикрепить красный флажок к первой мачте.
-Оранжевые - ко второй мачте.
- Желтые - к третьей.
- Зеленые - к четвертой.
- Голубые – к пятой.
- Синие – к шестой.
-Фиолетовые – к седьмой.
Матросы выполняют команду капитана. «Радуга получилась!» - говорит капитан. Рассматриваем расположением флажков по диагонали, по вертикали, по горизонтали.
Спасибо за внимание!



 

Возможно, будет полезно почитать: