Что такое предметы заместители в игре. Создание условий для развития сюжетно - ролевой игры

Мини-исследование на тему:

«Предметы – заместители в детской игре».

В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей. Ребенок проводит в игре много времени. Она вызывает существенные изменения в его психике. Известнейший в нашей стране педагог А. С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: “Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре…”

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Чем неопределеннее функция предмета, тем свободнее ребенок приписывает ему то или иное значение. Это предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заменителю – удобство в выполнении игровых действий.

Сарафанникова Анна, 3 года 3 месяца.

В период наблюдений Аня играла в магазин, кормила кукол обедом.

Играя в магазин, Аня была продавцом и продавала куклам разные продукты питания. В качестве денег девочка использовала бумажные карточки, в качестве продуктов фигурировали предметы-заместители такие как: яблоко-красный мяч, хлеб – деревянный кубик, сыр – баночка из-под крема и т. д.

Когда девочка играла в магазин, я спрашивала ее, что она продает, и показывала на разные предметы, которыми она пользовалась. Аня четко называла предметы,взяв деревянный кубик она называла его хлебом. Играя, девочка комментировала свои действия, проявляла фантазию и воображение.

Когда Аня кормила кукол обедом, то и в этой игре у нее присутствовали такие предметы-заместители: карандаш –ложка, яичко-шарик, тарелочка –ладошки и т. Д.

Во время игры Аня варила суп и делала салат. Она сама накрыла стол, и позвала девочек на обед. Потом она угощала своим обедом девочек, используя в качестве тарелки- ладошки, в качестве ложки- карандаш. Угощала их яичком -шариком, пирогами- пазлы, супом – скомканные салфетки.

Аня играла свободно замещая один предмет другим, она отражала в игре то, что видела вокруг себя.

Подоляко Денис , 2 года 11 месяцев.

В отличие от Ани Денис не всегда в своих играх пользуется предметами- заместителями. Ему нужна моя помощь, он не комментирует свои действия.

Когда Денис играл с машинами, я спрашивала его, что он везет и показывала на разные предметы, которыми он пользовался. Сначала мне приходилось помогать ему. Мы брали кубики и предполагали что это кирпичики. Затем мы везли машинку на коврик и стоили мост, сооружая горку из кубиков. В игре мы использовали такие предметы-заместители: песок – детали от конструктора, кубики-кирпичи, блоки-книги. Каждое действие мы проговаривали, говорили что мы сделаем сначала, а что потом, что везем, что будем строить. Наши игры сопровождали соответствующими стихами А. Барто. По ходу игры я предоставляла ребенку возможность действовать самому.

Денис сначала копировал мои действия, а потом самостоятельно начал пользоваться предметами-заместителями. Он сам построил гараж для своей машины, катал игрушки, возил их в магазин.

Мальчику очень понравилась такая игра-замена. Он хорошо играет в такую игру и подключает в свои игры детей из группы.

Таким образом, использование в игре предметов-заместителей у детей раннего возраста стимулирует интеллектуальную активность, инициативность, умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо использовать различные формы комплексного руководства игрой, создавая при этом необходимую игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения, показы. Особое значение имеет активное участие самого ребенка в игре, взрослый лишь вызывает инициативные действия, постепенно усложняя игровые задачи.

Все приведенные мной примеры показывают, что дети активно пользуются предметами-заместителями, развивая тем самым воображение, фантазию, речь. Все это закладывает основу настоящей сюжетно-ролевой игры.

Важным моментом в развитии игры у детей является введение предметов заместителей. Многие воспитатели неточно представляют назначение предметов-заместителей, не вполне владеют умениями «запуска» в детскую игру средообразующих модулей, следствием чего нередко является низкий уровень соответствующих умений детей. Развивающие функции игры используются не в полной мере: дети нередко просто манипулируют предметами. Тем самым сужается поле для применения условности и творчества в игре, а также недостаточно используются возможности вербального взаимодействия воспитанников с помощью усвоенных речевых моделей.

Предмет-заместитель - это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Игрушка-самоделка - это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом. Игрушку-самоделку ребенок использует в своих играх достаточно часто, т. к. у нее, как правило, сохранены основные черты объекта. Специального обучения ввод таких игрушек не требует, нужно лишь натолкнуть мысль ребенка на использование игрушки в игре, придание ей характерных свойств персонажа. Для этого воспитатель в совместных играх должен сам использовать игрушки-самоделки.

Также необходимо научить детей самостоятельно изготавливать игрушки-самоделки из бросового материала. Когда ребенок хорошо научился подключаться и продолжать игру взрослого, то надо начинать учить использовать в игре предметы-заместители. Происходит это, как правило, в первой младшей группе, хотя и на втором году жизни ребенку можно показать способ игры с предметами-заместителями (напоить куклу из чашки в виде кубика).

Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно - игровой среды:

  • Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др.
  • Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик).
  • Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители.

В игровом уголке необходимо обзавестись коробкой с заместителями. Это могут быть: детали от старых конструкторов, кубики, веревочки, лоскутки, шишки, коробочки, небьющиеся пузырьки. Также необходимо организовать индивидуальные пространства для игр. Это можно сделать с помощью разных ширм или больших картонных коробок, которые желательно оклеить обоями, а затем вырезать в них красивые окошки. Главное условие - они должны быть эстетично оформленными, наталкивать ребенка на развитие игры характерными деталями.

Работа по обучению детей игре с предметами-заместителями начинается с придания предметам несвойственных им функциональных значений. Поднося ко рту кирпичик, воспитатель говорит: «Ням-ням, пирожок»; постучав шариком по столу, начинает «чистить, и есть яичко», надев большое кольцо на локоть, покачивает им - «сумочка». Каждое игровое значение должно быть выражено действием и словом.

Показав действие, воспитатель предлагает детям повторить его в игровом сюжете: «Попробуй мой пирожок!» или «Это у тебя пирожок? Дай я попробую». Затем организуются игры с использованием предметов-заместителей, обозначающих хорошо знакомые детям, но отсутствующие в данный момент игрушки. Сначала заместители предлагаются как вспомогательные предметы (мыло, конфетка, а затем как основные.

Например, свернутый пушистый платок - это котенок, которого укладывают спать. Необходимо обыгрывать любое случайно возникшее у ребенка действие с игрушками и предметами. Нужно вводить игровые задания. Например, дать пузырек и сказать, что это принцесса, и она очень хочет спать, или дать кубик и попросить ребенка покатать машинку. Если малыш затрудняется, то показать, как вы это сделали, сопровождая свои действия речью. Постепенно такие задания усложняются. По мере развития игры использование предметов-заместителей становится более осознанным и самостоятельным. Например, ребенок надевает на голову кольцо - это «шляпа», придерживает его на боку - «карманчик», повесит на руку - «сумочка», тянет колечко по столу - «машина» и др. Если в самостоятельной игре ребенок использует заместитель, нужно обязательно спросить, что это у него, чтобы он словесно указал на условное значение предмета.

Введение предметов-заместителей готовит детей к включению в игру «воображаемых действий» с воображаемыми предметами: расчесывание расческой, которой нет, облизывание воображаемого мороженого, угощение воображаемой конфетой и пр. Часто бывает необходимо «обрамление» воображаемой ситуацией предметных действий ребенка: «Не праздник ли сегодня у кукол?» При бесцельном манипулировании ребенка с игрушкой воспитатель сам приписывает действию сюжетный смысл: «Что это у тебя? Это арбуз? Ты его ешь? Куклы тоже хотят арбуза». Возможно, обыгрывание случайно возникшего действия: «Что пьет кукла - молоко или чай?», а также сравнение ситуаций в реальной жизни и в игре: «Где ты сидишь во время обеда? Почему же кукла сидит на полу? Разве ей удобно? Куда ее нужно посадить?» Нужно вводить в игры кроме заместителей воображаемые предметы.

Необходимо включать ребенка в любую деятельность. Например: стирая, говорите: «Сейчас я опущу белье в машину. Теперь я включу ее. Она загудела: «у-у-у», вода в ней забулькала: «Буль-буль», а белье закувыркалось и заохало: «ох-ох». Затем после такой «совместной деятельности» нужно разыграть эту ситуацию на предметах-заместителях. При обучении детей действиям с предметами-заместителями два-три раза в неделю воспитателем создаются проблемно-игровые ситуации: «Кукла Оля испачкала свое платье»; «Обезьянка ждет гостей»; «У лисички нет домика» и др. Для этого воспитатель специально организует предметную среду. Например, в кукольном уголке сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит кукла, у которой перепачкано платье, или за накрытым столом сидит обезьянка. Воспитатель помогает детям заметить необычность обстановки, обнаружить проблему и разрешить ее: постирать кукле платье, построить для лисички домик из кирпичиков и др.

Также можно использовать специальные игры-упражнения. Например: Игра «Во что с этим можно поиграть?» Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов. Например: палочка - градусник, ложка, ручка; стульчик - самолет, конь; зонтик - гриб, парашют; веревка - пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы. Игра «Что я делаю?» Взрослый изображает различные действия без предметов или с заменяющими предметами, а ребенок должен угадать, какое действие показывают.
Примерный список действий: умывание, причесывание, измерение температуры, мытье рук, вытирание пыли, подметание пола, мытье посуды, развешивание белья, поливание цветов, чтение книги, пользование телефоном.

Татьяна Басова
Предметы-заместители в детской игре с 2–3 лет

Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов – заместителей . Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческого воображения. Дети, умеющие играть с предметами – заместителями , к концу раннего возраста способны самостоятельно придумывать и разыгрывать сюжеты даже без опоры на реалистические игрушки.

Вводить в игру предметы – заместители можно по мере того, как ребенок начинает совершать первые игровые действия с реалистическими игрушками и усваивает смысл действий «понарошку» . Приведем пример того, как можно помочь ребенку принять игровое замещение.

Воспитатель наблюдает, как ребенок «кормит» куклу ложкой из тарелочки, затем подсаживается к малышу и интересуется, что кушает кукла. В зависимости от ответа малыша, взрослый предлагает покормить куклу чем – то другим. Например, говорит от имени куклы : «А теперь я хочу печенье, где у нас печенье?» Ребенок не понимает, что делать, растерянно разглядывает игрушки. Воспитатель берет предмет , по форме напоминающий печенье (делать конструктора, домино, большую пуговицу, протягивает малышу и говорит : «Да вот же оно! Давай играть, как будто это печенье? Дай куколке печенье». Ребенок берет «печенье» и «кормит» им куклу. Воспитатель комментирует действия ребенка, спрашивает у куклы, вкусное ли печенье, отвечает за нее, благодарит и пр.

Может случиться, что ребенок не сразу поймет смысл замещения и будет просто копировать действие взрослого. Однако после нескольких подобных игр он начнет и сам использовать предметы – заместители – сначала те, которыми играл вместе со взрослым, а затем придумывать собственные замещения.

После того как малыш начнет самостоятельно пользоваться предметами – заместителями , взрослому бывает достаточно лишь косвенного обращения к ребенку для стимуляции подобных игровых действий. Например : «Кажется. Твой зайчик хочет морковку. Где у нас морковка?» или : «Ляля заболела, ей нужно дать лекарство. Что у нас будет таблетками?» .

Важную роль в становлении замещений играет речь. На начальных этапах самостоятельной игры дети, уже используя некоторые предметы в качестве заместителей, не всегда ясно представляют себе , что именно они замещают. Содержание их игровых действий, как правило, диктуется теми предметами , которые попадают в поле внимания. Каким образом можно помочь ребенку более содержательно использовать предметы заместители ? Приведем пример.

Воспитатель замечает, что во время кормления куклы ребенок берет со стола шарик и несколько раз подносит его ко рту куклы. Взрослый спрашивает его : «Чем ты кормишь куколку?» . Малыш растерянно молчит, не знает, что ответить. Взрослый задает наводящий вопрос : «Может быть, это яичко?» . Ребенок согласно кивает головой : «Яичко» . После этого он сразу берет ложку, энергично стучит ею по яичку, пальчиками «очищает» от скорлупки, зачерпывает из него ложкой и кормит куклу.

В следующий раз шарик можно назвать конфеткой, пирожком и т. д.

Помощь взрослого в подборе предметов – заместителей не должна быть навязчивой. Нужно давать ребенку возможность самому найти подходящий предмет , назвать его, стимулировать его собственное воображение.

Постепенно ребенок начнет все отчетливее представлять , что и каким образом он замещает, активно использовать в игре слово , обозначающее предмет – заместитель . Это закладывает основу настоящей сюжетно – ролевой игры.

Мини – исследование на тему : «Предметы –заместители в детской игре » .

Маша и Аня (двойняшки) 3года 1 мес.

В период наблюдения дети играли в игру «Накорми сестру» .

В этой игре объединились несколько игровых действий в один сюжет. Маша начала готовить обед. В качестве продуктов фигулировали предметы заместители такие как : хлеб – деревянный кубик, картошка – желток из киндер сюрприза, капуста – большой зеленый мяч и т. д.

Маша готовила обед, Аня ей помогала, Я спросила у Маши : «Что ты приготовила?» . Она ответила : «Готовлю обед» .

Маша показывала разные предметы , которыми она пользовалась. Маша правильно назвала предметы – заместители . Показывает зеленый мяч и объясняет, что это капуста и т. д.

Маша сварила щи, накрыла стол и позвала сестру Аню на обед.

В последующие дни девочки поменялись ролями.

Аня готовила обед, а Маша кушала.

Аня варила макароны с сосисками. Вместо макарон она взяла кусочки из бумаги, фломастеры- сосиски, кубики – хлеб. Приготовив обед она с помощью воспитателя накрыла стол и пригласила Машу на обед.

Во время приготовления обеда Маша играла с кубиками.

Два дня девочки готовили обед по очереди, а на пятый день готовили обед вместе. Воспитатель предложила девочкам пригласить в гости других ребят. Девочки согласились.

Аня и Маша приготовили салат, щи, макароны с сосисками (из тех же предметов ) и компот.

С моей помощью девочки накрыли на стол. Вместо салата в тарелку положили детали от конструктора, вместо компота поставили чашки, вместо ложек – карандаши.

И пригласили ребят. Ребята не отказывались и с интересом садились за стол и обедали. Когда дети пообедали воспитатель спросила : «Что нужно сказать девочкам?» Ребята ответили : «спасибо» .

Марк 3 года 3 мес.

Марк играл в железную дорогу. В отличии от Маши и Ани он не всегда пользовался предметами – заместителями . Марку было нужна моя помощь.

Когда Марк играл с вагонами я его спрашивала : «Что ты везешь по железной дороге Показывая на разные предметы , которыми он пользовался. Он не ответил. Мне пришлось помогать ему. Мы взяли пазлы и решили, что это песок. Затем с помощью трактора – погрузчика погрузили песок в вагон. Потом я объяснила и показала Марку, что нужно везти по железной дороге вагон с песком. Мы привезли песок на другую станцию и выгрузили с помощью трактора в кучу песок.

Все действия мы приговаривали, говорили что мы делаем сначала, а что потом, что везем. По ходу игры я давала возможность ребенку действовать самому.

Марк копировал мои действия, а потом начал сам использовать предметы – заместители . Потом он сам использовал другие предметы – заместители кубики – кирпич, песок – пазлы, деревянные палочки от конструктора – бревна.

Марку очень понравилась игра – замена, он с удовольствием играет в эту игру и приглашает друзей из группы.

Вывод :

Дети раннего возраста используют предметы – заместители стимулируют умение самостоятельно принимать решение, опираясь на жизненный опыт. Поэтому необходимо создавать игровую среду, обогащая опыт детей через наблюдения.

Приведенные мною примеры показывают дети активно играют в предметы – заместители , развивают воображение, речь, мышление и фантазию.

Почему играют дети? Зачем нужна игра? Этот вопрос задал себе известный учёный, психолог Даниил Борисович Эльконин, наблюдая за двумя своими дочками-дошкольницами.

Как-то раз, а дело было до войны, ему пришлось одному остаться с детьми. Они читали, рисовали, возились, шалили. Настало время завтрака, детям была приготовлена традиционная манная каша, от которой они наотрез отказались. Не желая омрачать хорошее настроение, он предложил им поиграть в «детский сад», на что девочки с радостью согласились. Были распределены роли: папа — воспитатель, дочки — дети детского сада. Весь антураж соответствовал сюжету: собираясь на «прогулку», дети надели пальто, папа-«воспитатель» тоже. Они «гуляли» по комнате, затем пришли «домой», читали. Настало время завтрака. Одна девочка исполняла роль «дежурной». «Воспитатель» надел фартук, «дети» сели за стол и… с удовольствием съели манную кашу, даже попросили добавку, хотя совсем недавно отказались от неё.

Этот случай заставил молодого учёного задуматься об игре, её происхождении, значении, основных функциях и тех чудесных «превращениях», которые происходят в игре. Так появилась замечательная книга «Психология игры», фундаментальное исследование, которое Д. Б. Эльконин посвятил своим двум маленьким дочкам и жене, погибшим во время блокады Ленинграда.

Игра детей. Сколько радости и восторга, сколько дружеских связей и конфликтов, как она нужна нашим детям! У некоторых потребность играть не исчезает даже в зрелом возрасте. Как-то несколько студенток рассказали мне, что они тайком играли в дочки-матери в возрасте 20—23 лет, испытывая острую потребность в этом и одновременно озабоченность, не является ли это какой-либо патологией.

Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления.

ИГРА — ШКОЛА ОБЩЕНИЯ

Оригинальные эксперименты Д. Б. Эльконина позволили установить, что главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. Игра, как и любовь, рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Например, у животных нет ролевой игры, они могут играть друг с другом или с предметами вовсе не для отработки навыков взаимопонимания и взаимодействия, а для забавы.

Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.

Основной мотив игры: действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ

В игре, кроме этого, есть ещё ряд важных моментов, благотворно сказывающихся на развитии детей. Это использование предметов-заместителей, когда недостающие игрушки или предметы заменяются другими предметами, причём внешнее сходство с ними вовсе не обязательно, главное — это функциональные свойства предмета, т. е. возможность использовать его в качестве недостающего. Например, карандаш может быть ножиком, расчёской, указкой и даже скачущей лошадкой. Представляете, какой простор для развития находчивости, воображения, изобретательности. То ли дело, когда у малыша полный комплект игрушек, — тогда потребности в использовании предметов-заместителей нет. А ведь именно предметы-заместители, используемые в игре, развивают творчество, находчивость, смекалку, самостоятельность в поиске, умение из ограниченного числа предметов создать полноценную игру.

О том, как важна ролевая игра для ребёнка, лучше всего свидетельствуют случаи, когда из-за её отсутствия искажается нормальное развитие ребёнка.

В практике консультирования я встречалась со случаями, когда дети-дошкольники не умели играть в ролевые игры, не играли в них и даже не испытывали в этом потребность. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников. Сейчас мы наблюдаем разрушение ролевой игры, что, в свою очередь, является следствием разрушения человеческих отношений. Причины разные: вытеснение игры компьютером, отсутствие дворовой компании, домашняя изоляция, семейные конфликты и т. д.


© Все права защищены

Использование предметов-заместителей в игровой деятельности дошкольников Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде Насыщенность Трансформируемость Полифункциональность Вариативность Доступность Безопасность Полифункциональность материалов предполагает: - возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д. -наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). Что такое предмет-заместитель? Предмет-заместитель – это предмет заменяющий функции реального объекта, носит условный характер. Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, сделанная руками ребенка, взрослого, и имеющая много сходных черт с реальным объектом. В своих работах Д.Б. Эльконин отмечает, что, «дети, как правило, в игре предпочитают использовать неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия». А Л. С. Выготский отвечая на вопрос: «Но все ли в игре может быть всем?» указывает на то, что перенос значения с одного предмета на другой ограничен возможностями показа действия. Процесс замещения одного предмета другим подчинен правилу: замещать можно только такой предмет, с которым можно воспроизвести хотя бы рисунок действия. Роль игрушки-заместителя в развитии детей Все психические процессы: воображение, мышление, речь, память, слуховое и зрительное восприятие. Развивает крупную и мелкую моторику. Воспитывает полезные привычки. Увеличивает двигательную активность. Способствует развитию взаимоотношений со сверстниками. Творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций. Обеспечивает эмоциональное благополучие. Познавательный интерес. Младший возраст Включение предметов-заместителей в игры требует изменений в предметно-игровой среды: Из кукольного уголка поочередно убирается часть игровых материалов: ложки, утюжки и др. Создаются комплексы: «игрушка + предмет-заместитель» (ванночка + кубик). Заводится коробка с «бросовым материалом» и другими предметами, которые в разных ситуациях могут использоваться как заместители. Организовываются индивидуальные пространства для игр. Игра «Во что с этим можно поиграть? » Взрослый предлагает ребенку придумать игровые употребления предметов. Например: палочка – градусник, ложка, ручка; стульчик – самолет, конь; зонтик – гриб, парашют; веревка – пояс, змея, дорожка, ручеек. Для этой игры можно использовать любые предметы. Средний возраст Гости Что нужно: Кирпичики- мыло, телефон, котлета, хлеб; Шарики –яичко, яблоко, мороженое, Палочка- ложка, нож Кубик-чашка, мясо Скомканная бумага- каша, суп Трубочки от коктейля – макароны. Мяч – арбуз. Что делать: ребенок по телефону приглашает гостей на обед, назначает время и приступает к приготовлению первого, второго и десерта. Красиво сервирует стол, рассаживает гостей, поддерживает беседу, меняет блюда. Гости, пообедав, благодарят хозяина за вкусную еду и прощаются. Старший возраст Магазин Что нужно: витрина (строится из кубиков или лего-деталей), продукты (набор пластиковых муляжей, продукты, вырезанные из цветной бумаги или слепленные из пластилина, шишки, крышки от пластиковых бутылок), фигурки кассира, грузчиков, продавцов, покупателей, бумажные деньги, ценники –полоски бумаги, сыр-баночка из-под крема, пироги - пазлы, пластмассовый мячик-картофель, кольцо от кольцеброса-сумочка, шляпа, блинчик, карманчик. Что делать: грузчик выгружает товар, привезенный в магазин. Продавец аккуратно раскладывает товар на витрине и расставляет ценники. Покупатель приходит в магазин, выбирает продукты, складывает их в тележку, выгружает продукты на ленту. Кассир считывает штрих-код, называет сумму покупок, берет деньги у покупателя, выдает ему сдачу и чек. Почему это здорово: дети учатся считать, вести себя в общественном месте и разбираться в процессе покупки. Школа Что нужно: парты (кубики), доска (лист бумаги), фигурки, исполняющие роли учеников и учителя, тетради, письменные принадлежности. Что делать: звенит звонок, учитель проводит несколько простых уроков: математика, рисование, чтение, физкультура. На каждый урок отводится пять минут. Между уроками устраивается перемена, во время которой дети общаются друг с другом и играют в игры. Цирк Что нужно: арена цирка (круглый поднос, картонный круг), фигурки зрителей, животных и цирковых артистов, скакалки, верёвочки, кегли, лоскутки ткани, искусственные цветы, шарики, мячики, футляры от киндер-сюрприза… Что делать: зритель покупает билет, приходит в цирк, занимает место, указанное в билете. Ведущий объявляет номера программы. Начинается представление: гимнасты кувыркаются, обезьянки ездят верхом на лошадях, мишка катается на велосипеде. Зрители аплодируют артистам. В антракте они прогуливаются по цирку, фотографируются, покупают в буфете что-нибудь вкусное. Умение использовать в игровой деятельности предметы заместители поможет: глубже понять окружающую действительность, оперировать абстрактными образами и понятиями, усвоить более сложные системы знаков, такие как язык, математическая символика, различные виды искусства, формированию отношения к образованию как одной из ведущих жизненных ценностей, создать положительную мотивацию к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни, стремлению к получению знаний.



 

Возможно, будет полезно почитать: