Что значит гонзо. Характерные приёмы стиля гонзо-журналистики

Любой стиль журналистики имеет свои особенности и характерные приемы, которые автор использует при написании каких-либо журналистских работ. Стиль гонзо-журналистики не исключение.

Разбирая характерные приемы гонзо-журналистики, следует обратиться к ранее упомянутой статье «Дерби в Кентукки упадочно и порочно», которая считается первым журналистским материалом, написанным в стиле гонзо.

После публикации одиозного материала Хантера Томпсона «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» общественность впервые смогла познакомиться с тем, что гонзо-репортаж может вестись там, где даже нет прямых и ключевых событий для репортажа.

Позже Юрий Захаров и Владимир Бабенко в своих научных статьях отметили характерные приемы гонзо стиля. Одним из них стал прием свободного использования лексики. Гонзо-журналистами подобный прием используется для того, чтобы показать аудитории окружающую обстановку без какого-либо искажения Захаров Ю. «Гонзо-журналистика в современном мире» // «Медиаскоп»: электронное научное издание. 2009. 8 февраля. URL: http://www.mediascope.ru/node/737 (дата обращения: 10.12.2014)..

Другой ключевой особенностью гонзо-журналистики является крайняя эмоциональность. Данный прием достигается путем использования эмоционально-окрашенных слов Бабенко В.В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: - СПБ, 2013. С. 37..

«Но какого хрена? Любой, кто болтается по миру, постоянно повторяя "Епты, я из Техаса", заслуживает того, что с ним может случиться Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Использования эффекта присутствия, давая тем самым аудитории возможность прочувствовать событие со всех сторон. «Усиливается данный прием за счет ввода в текст огромного количества деталей»60:

«Старые негры спорят о ставках; «Подожди-ка, я глотну» (покачивая пинтой виски, в руке пригоршня долларовых бумажек); девочка сидит на плечах у парня, на футболке надпись: «Украдено из тюрьмы Форт Ладердэйл». Тысячи тинэйджеров, хором поют «Пусть восходит солнце», десять солдат стоят у американского флага и жирный пьяный мужик в синей футболке (80-й размер) ошивается вокруг с квартой пива в руке»Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Субъективный взгляд на событие: автор репортажа, оформленного в стиле гонзо-журналистики, всегда пропускает происходящее через себя, сопровождая все детали и элементы события своими собственными мнениями и оценкамиСаттаров А. «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» // LiveJournalURL: http://azat-sattarov.livejournal.com/49973.html (дата обращения: 30.05.2015)..

Также немаловажно для определения понятия и становления гонзо-журналистики то, что в дальнейшем журналисты, взявшие на вооружение стиль гонзо, уделяли большее внимание не самому событию, а рефлексии этого события внутри самого себя. Событие для гонзо-журналистики стало лишь фоном и дополнением к происходящему.

[…]для серьезного наблюдения за публикой почти не останется времени. А в отличие от большинства присутствующих журналистов, нам было абсолютно по барабану то, что происходит на трэке. Мы прибыли сюда посмотреть на настоящий бал монстров Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

АзатСаттаров в своей научной статье «Тенденции гонзо-журналистики в современных российских СМИ» отмечает, что автор материала в стиле гонзо должен быть непосредственным участником описываемых событий, которые, собственно, и крутятся вокруг него63.

Владимир Бабенко, в свою очередь добавляет, что журналист стиля гонзо занимает в своем материале центральное положение в структуре материала, выступая главным участником события и единственным обозревателем. Тем самым, взгляд автора преподносится как единственно возможный Бабенко В.В. Особенности стилистики гонзо-репортажа Хантера С. Томпсона: - СПБ, 2013. .

Он улыбнулся. «Знаешь, я уже думал об этом», - сказал он. «Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на это ужасное зрелище: люди трогаются умом и блюют на себя и все такое... и знаешь, что? Мы же сами такие...» Thompson Hunter S. «The Kentucky Derby is Decadent and Depraved» // «Scanlan"s Monthly». - 1970. - №6.

Отметим также то, что единственное полное и структурированное определение гонзо-журналистики в России содержит в себе те особенности стиля гонзо, о которых было сказано ранее: «гонзо-журналистика - это направление в журналистике, представляющее собой глубоко субъективный стиль повествования, ведущегося от первого лица, в котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий»Мандель Б.Р. Некоторые актуальные проблемы современной науки. - М., 2014. С. 203..

В результате, можно сказать о том, что характерными приемами гонзо-журналистики являются:

Свободное использование лексики

Крайняя эмоциональность

Создание эффекта присутствия

Субъективный взгляд на событие

Журналист в гонзо-журналистике занимает в своем материале центральное положение

НОСКОВ А. С., ИГОШИНА О. А.

МЕСТО ГОНЗО-ЖУРНАЛИСТИКИ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ СМИ

Аннотация. В статье повествуется о гонзо-журналистике, её основоположнике Хантере Томпсоне и о влиянии его наследия на современные СМИ.

Ключевые слова: Гонзо, репортаж, Хантер Томпсон.

NOSKOV A. S., IGOSHINA O. A.

GONZO-JOURNALISM IN MODERN MEDIA

Abstract. The article analyzes the phenomenon of gonzo journalism. Particularly, the authors study the works of its founder Hunter S. Thompson and their influence on modern mass media.

Keywords: Gonzo, reportage, Hunter S. Thompson.

Журналистика США непрерывно притягивает внимание исследователей как отечественных, так и зарубежных. Изучению истории СМИ Америки посвящено большое количество научных трудов. Как пишет известный исследователь С. А. Михайлов: «Средства массовой информации и коммуникации Соединенных Штатов Америки за всю историю своего существования прошли большой и сложный путь, превратившись в мощную, оснащенную по последнему слову науки и техники индустрию» . Действительно, США на сегодняшний день являются самой развитой в информационном отношении державой, что позволяет им деятельно влиять не только на мнение и взгляды собственного населения, но и на события, происходящие далеко за рубежом.

Американская журналистика всегда была одной из ведущих в мире. На методах и жанрах американской журналистики учились многие газеты и журналы различных стран мира. Также стоит упомянуть о том, что именно американская журналистика породила множество новых жанров в журналистике, такие как: «движение макрейкеров», радиовыступления Рузвельта «У камелька». После Второй мировой войны, образования различных протестных движений возникает такое специфическое направление в журналистике, как «новая журналистика» (само понятие «новый журнализм» появилось в 60-х годах и означало вид журналистики, более приближенный к прозе), внутри которой появился жанр гонзо-журналистики. Именно данный жанр, а также биографию и творческие методы создателя жанра Хантера С. Томпсона мы и рассматриваем в данной статье.

Знаменитый журналист, писатель, летописец «американской мечты» Хантер Стоктон Томпсон является создателем жанра гонзо-журналистики. Всем своим образом

жизни он давал понять, что не намерен подстраиваться под обычных обывателей, истеблишмент, как он любил их называть. Своим видом, поведением, словами он провоцировал людей, внушая им страх, и не боялся показаться в их глазах сумасшедшим. Он вообще мало чего боялся: Томпсон видел настоящие лица политиков, полицейских, журналистов и прочих представителей власти. Он ненавидел журналистику, считал, что она мешает ему стать настоящим писателем, но был вынужден работать в ней, чтобы заработать. Однако все его книги - это одни большие репортажи, наполненные автобиографией. Хантер Томпсон является, пожалуй, единственным ярким представителем данного течения, однако влияние гонзо-журналистики на последующее развитие всей журналистики в целом неоспоримо. Следы «гонзо» можно, например, заметить в лучших проявлениях музыкальной и спортивной журналистике, а также в Интернет-блогах, дневниковых записях.

Гонзо - это особый вид журналистики, а точнее репортажа, где в противовес объективному взгляду на событие ставится субъективный взгляд. В таком репортаже главную роль играют эмоции и переживания автора от происходящего и окружающей атмосферы. Если в общепринятом понятии «репортаж» подразумевается как освещение фактической стороны события с позиции участника, то в гонзо само событие отходит на второй план и полностью раскрывается то, что происходит вокруг репортёра: обстановка, люди и их поведение. Этот стиль по существу самый правдивый, в нём нет регламентированных норм, и манера изъяснения полностью зависит от характера автора. Но, как правило, главной лингвистической и стилистической особенностью текста является крайняя эмоциональность. Это проявляется в использовании ярко окрашенных выражений, использовании цитат, сарказма, юмора, преувеличений и даже ненормативной лексики, острый и нестандартный взгляд на вещи, попытка докопаться до сути вещей, которая может показаться парадоксальной, ненормальной, даже шокирующей. Также в таком репортаже совсем необязательна структура, в нём, зачастую, отсутствуют чёткие сюжетные разграничения.

Самая первая статья в стиле гонзо была опубликована в 1970 году в американском журнале «Scanlan"s Monthly» и представляла собой бессвязные наброски, которые были перепечатаны с присланных в редакцию блокнотных листков. Репортёром являлся американский писатель и журналист Хантер Стоктон Томпсон, отправившийся за репортажем в Кентукки на лошадиное дерби вместе с британским художником Ральфом Стедманом, но из-за алкоголя, наркотиков и отсутствия мест для прессы они не смогли напечатать статью. «Полный хаос, нельзя увидеть ни забег, ни даже трэк... всем наплевать. Люди стоят в длинных очередях у наружных окошек для ставок, затем встают сзади,

чтобы увидеть выигрышные номера на большом табло, словно это гигантское лото» . Статья была названа соответствующе: «Дерби в Кентукки упадочно и порочно». Позже друг и коллега Хантера Томпсона, редактор журнала «The Boston Globe», Билл Кардозо в своей рецензии на статью охарактеризовал ее: «Это чистый гонзо-журнализм». В дальнейшем он объяснил, что взял слово из ирландского сленга. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas, что означает «я тебя одурачил», «нелепости». Также в устной биографии Томпсона говорится, что слово «гонзо» было взято из названия песни Нью-орлеанского джазового музыканта Джеймса Букера. А в американском сленге слово Gonzo означает - сумасшедший, спятивший, чокнутый, рехнувшийся. В дальнейшем Хантер Томпсон продолжил работать в этом жанре, и из-под его пера вышли такие интересные художественно-публицистические репортажи, как: «Страх и отвращение в Лас-Вегасе: Дикое путешествие в Сердце Американской Мечты» (экранизирован в 1998 году), «Ромовый дневник» (экранизирован в 2011 году), «Страх и отвращение в ходе 72 избирательной кампании», «Большая охота на акул» (последние два экранизированы в 1980 году под названием «Там, где бродит бизон» и его описание жизни изнутри крупнейшего и нашумевшего в своё время клуба мотоциклистов «Ангелы Ада»: «... подобно Чингиз-Хану на железной лошади, они восседают на своих монстрах-конях с огнедышащим анусом, отрывая с мясом крышки пивных банок и успевая пощупать за ляжку твою дочь, не рассчитывая на хороший прием, не моля о пощаде и не щадя никого; показывая цивилам своего рода класс, давая им слегка дернуть от запаха тех приколов, о которых они, цивилы, никогда не узнают.» .

Хантер Томпсон даже придумал символ гонзо-журналистики (см. рис. 1). Это шестипалый кулак с зажатым большими пальцами цветком пейота. Кулак переходит в меч, гардой (перекрестьем) которого является слово «GONZO». Сжатый кулак - символ и жест единства, свободы, самовластия, сопротивления, справедливости, неприятия политической действительности и готовности отстаивать свои права и твёрдо защищать свою позицию. Пейот (пейотль) - это название маленького коричневого кактуса, из которого получают галлюциногенное вещество мескалин, которым увлекался основатель гонзо-журналистики. Рис. 1.Символ гонзо- журналистики.

Он символизирует мышление без границ. Два больших пальца указывают на аномалию, ненормальность. А меч показывает силу и власть журналистского слова. Гонзо-журналистику ассоциируют с американской культурой, но это явление не прошло незамеченным и в других странах .

Россия не стала исключением, так как этому явлению больше сорока лет, в нашей стране оно появилось только в начале XXI века, благодаря развитию сети Интернет. Вопрос принадлежности сетевых дневников к средствам массовой информации - не новый, но по-прежнему острый и актуальный. Новейшие технологии электронных коммуникаций за какие-нибудь несколько месяцев могут внести смятение в отлаженную систему работы древнейшей профессии. Массовый Интернет меняется слишком быстро, поэтому традиционные СМИ не всегда успевают адаптироваться и принять как данность новые формы и вариации журналистики, трансформированные потребностями электронной аудитории и уникальным каналом передачи информации - сетью Интернет. Сегодня многие нетрадиционные и новаторские течения в российской журналистике могут функционировать только в сети. Некоторые игнорируются, остаются незамеченными. Современные публицистические течения в сети можно рассматривать только вместе, как единый электронный процесс. Поэтому консервативные теоретики, пытающиеся вписать блоги в контекст печатных СМИ и не учитывающие особенностей несколько иной природы этого информационного явления, не всегда оправданно описывают тенденции.

В основном статьи в жанре гонзо проявляются в блогсфере и других социальных сервисах, так как Интернет-ресурсы меньше всего подвергаются цензуре, и это позволяет каждому писать так, как он хочет и то, что он хочет. Собственно, такая свобода и дала развитие гонзо в России и других странах. Но такой интерес к этому жанру проявился не только в связи с отсутствием ограничений в плане цензуры. Первопричиной является та сухая, однотипная подача информации в современной прессе, в которой от выпуска к выпуску меняются лишь имена и цифры. Простота подачи информации в гонзо и её экспрессивная насыщенность воспринимаются лучше и позволяют, на наш взгляд, глубже и подробнее ощутить и проанализировать событие. Также гонзо предоставляет аудитории свободный и независимый взгляд на происходящее в виде авторского мнения. За сорок с лишним лет такая форма предоставления информации проникла во все типы СМИ: прессу, телевидение, кино, радио, Интернет. Снимки на запретные темы, намеренное нарушение пропорций и других параметров приводят к дополнительному эффекту. Характерным приемом является включение в репортаж тех кадров, которые обычно вырезаются.

Гонзо-журналист может быть одновременно и корреспондентом, и оператором, комментируя происходящее за кадром. Такие сюжеты не попадают на телевидение, но в Интернете пользуются большой популярностью. Например, приведем подборку некоторых Интернет-ресурсов, связанных с явлением гонзо: онлайн-газета «Lenta.ru» (рубрика «Офтопик»), онлайн-газета «Газетами» (рубрика «Портфель»), Gonzo National

Press-Club, Доктор Гонзо^ Journal (LiveJournal), Данила Блюз (Livejournal), Портал о рок-музыке и кино Rock-Review.Ru, онлайн-журнал YE!NOT.

В связи с несгибаемой системой СМИ в России, в частности, всех государственных изданий, стиль гонзо проявился наименьшим образом. Но некоторые журналы и частные газеты используют отдельные приёмы гонзо не совсем осознанно. К примеру, журнал «Русский репортёр» или тот же самый «Rolling Stone», аналог американского одноимённого журнала, стоявшего у истоков гонзо-журналистики, и публиковавшего статьи основоположника и «короля» гонзо Хантера Томпсона, имеет рубрику «Общество потребления», при написании которой корреспондент выпивает с известной личностью и таким образом узнаёт более «интимные» стороны собеседника. В традиционной журналистике это зачастую не практикуется, но вот для гонзо такой подход в самый раз. А в телевизионных СМИ наиболее показательными являются программы творческого объединения Реутов-ТВ на телеканале «2х2». И если гонзо частично проникло во многие структуры масс-медиа, мировое сообщество СМИ и широкие круги публики не воспринимают всерьез подобный вид подачи информации и репортажи. Этот стиль не преподают ни в одном университете или другой школе. Но, несмотря на это, многие последователи стиля гонзо пытаются бороться за это право на полном серьезе. Ярким примером является украинское товарищество гонзо-журналистов или доказательством может служить Образовательный форум «3D Журналистика», который прошёл в Санкт -Петербурге 28-29 апреля 2012 года. Одной из тем, вынесенных на обсуждение, как раз является проблема гонзо-журналистики.

Из всего вышесказанного можно судить о том, что гонзо-журналистика - не молодое, но совсем неразвитое явление, проявляющееся не столько в системе традиционных СМИ, сколько в эклектичных Интернет-ресурсах. И благодаря своей оценочной насыщенности и простоте восприятия, задача гонзо-журналиста не заключена в том, чтобы дать объективную картину или понравиться всем без исключения, его основная цель - удивить читателя и бросить вызов обществу. Этот жанр входит в «новую журналистику», связанную с небезывестными авторами, такими как Том Вульф, Норманн Мейлер, Лестер Бэнгс, Терри Саутерн, Джон Бирмингем. Но «новая журналистика» склоняется к эстетике романов и эссэ, а гонзо-журналистика - нечто иное, более наглое, бесцеремонное и беспощадное в плане социального разоблачения. Но сколько бы ни было подражателей, Хантер Томпсон, безусловно, был и остаётся «королём» жанра.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. - 320 а

2. Соколов-Митрич Д. Русское гонзо [Электронный ресурс] // РИА-новости. - Режим доступа: http://ria.ru/authors/20090728/178891630.html.

3. Томпсон Х. С. Ангелы Ада. - М.: АСТ, 2011. - 416 с.

4. Дерби в Кентукки упадочно и порочно [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lib.ru/INPROZ/TOMPSON/derbi.txt. - Загл. с экрана.

5. http://azat-sattarov.livejournal.com/

В котором репортёр выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий и использует свой личный опыт и эмоции для того, чтобы подчеркнуть основной смысл этих событий. Использование цитат, сарказма , юмора, преувеличения и даже ненормативной лексики также являются неотъемлемой чертой этого стиля.

Этот стиль можно считать ответвлением так называемой новой журналистики , движения 60-х, основоположником которого был Хантер С. Томпсон , чьи идеи были подхвачены Лестером Бэнгсом и Джорджем Плимптоном.

История термина

Впервые термин гонзо был использован редактором американского журнала The Boston Globe , Биллом Кардозо после того, как он прочитал опубликованную в журнале Scanlan’s Monthly в 1970 г. статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» (англ. The Kentucky Derby Is Decadent and Depraved ), написанную журналистом Хантером Томпсоном , позже популяризовавшим стиль гонзо , и проиллюстрированную английским художником Ральфом Стедманом . Томпсон был отправлен редактором в Кентукки для освещения известных лошадиных скачек (дерби). Присутствуя на скачках, Томпсон был впечатлён поведением зрителей, являвших собой жалкое сборище пьяниц и матершинников, о чём он подробно написал в дневнике. Когда срок сдачи статьи подошёл к концу, она ещё не была готова. И Томпсон отправил редактору страницы, вырванные из своей записной книжки, наброски в которых были крайне жёсткими и имели глубоко субъективную окраску. Опубликованная статья вызвала большой общественный резонанс.

Кардозо утверждал, что словом Gonzo в ирландских кругах Южного Бостона называют человека, который последним из всей компании сможет стоять на ногах после ночного алкогольного марафона. Согласно другой версии, этот термин может происходить от испанского gonzagas , что означает «я тебя одурачил», «нелепости».

Ссылки

  • Каноны (гонзо) журналистики: Хантер Стоктон Томпсон (часть 1 , часть 2)
  • «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» в библиотеке Максима Мошкова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Гонзо-журналистика" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 журналистика (8) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - … Википедия

    См … Словарь синонимов

    Журналистика актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Под журналистикой понимают также практику сбора, интерпретации информации о… … Википедия

    Интернет журналистика новая разновидность журналистики, появившаяся в конце XX века с развитием и распространением Интернета. Специфика Интернета позволила организовывать регулярное информационное вещание на широкую аудиторию без… … Википедия

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии. Музыкальная журналистика (англ. Music journalism … Википедия

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения. Научная журналистика область журналистики, которая используется для создан … Википедия

    Гражданская журналистика вид увлечения, которому посвящают себя люди разных профессий, получивший широкое распространение с развитием Интернета и новых цифровых технологий. Засняв на бытовую видеокамеру, цифровой фотоаппарат или сотовый… … Википедия

В 1931 году Джеймс Адамс официально ввёл понятие Американской мечты в своей книге «The Epic of America», под которым понималась страна, где каждому живётся хорошо, где у каждого есть возможность самореализоваться, добиться всего собственными усилиями, «пользоваться жизнью» в полной мере, извлекать из неё максимальную пользу, выгоду.

Одновременно с расцветом «американской мечты» в 1940-1950-е годы появляется движение битников, ставших оппозиционерами существующим в американском обществе ценностям и образу жизни: «конформизму, «промывке мозгов» масс-медиа, лицемерию и ханжеству американского «общественного мнения» и «общественной морали»». Политические воззрения представителей бит-поколения выражались в острой критике «общества мейнстрима», общества с нехваткой спонтанности и умения радоваться, с его конформизмом и репрессивностью, с предчувствием обречённости и, в особенности, с его милитаризмом холодной войны. Все это выражалось в произведениях писателей и поэтов бит-поколения, главными фигурами которого были Джек Керуак, Уильям Берроуз и Аллен Гинзберг. А так же Грегори Корсо, Диана Ди Прима, Гари Снайдер и многие другие. Каждый из них работал в разной манере, но вместе они передавали социальные и политические проблемы поколения.

Представители битничества: Аллен Гинзберг, Джек Керуак, Грегори Корсо.

Берроуз демонизировал администрацию Ричарда Никсона, считая, что та стремится монополизировать частную жизнь граждан страны:

«Мы разрушаем понятие частной жизни, которую рьяно пытается монополизировать администрация Никсона. Не станет частной жизни - не станет стыда, и мы вернемся в райские кущи, где Бог не пасет нас, словно штатный сыскарь с магнитофоном. Книги и фильмы откровенного содержания - первый шаг в верном направлении. Стыд и страх - это оружие в лапах Никсона, средство политического контроля. Поэтому власти и стараются сохранить понятие частной жизни».

Гинзберг также проявлял большую политическую активность и гражданскую позицию. Много лет он участвовал в выступлениях за свободу слова, права ЛГБТ и декриминализацию марихуаны, а также в ненасильственных политических протестах против значительного числа явлений, начиная от войны во Вьетнаме и заканчивая цензурой, полицейским насилием и кампанией по борьбе с наркотиками.

В отличие от своих товарищей разбитого поколения Керуак не пытался изменить политики страны, а стремился найти в ней свое место, скитаясь по просторам Америки. В какой-то момент это привело к отрицанию ценностей 1950-х годов, и в его творчестве проявилось желание вырваться на свободу из социальных шаблонов и найти смысл жизни. Спонтанный исповедальный язык Керуака вдохновил таких авторов Том Роббинс, Ричард Бротиган, Кен Кизи, Уильям Гибсон, Боб Дилан и Хантер Томпсон. Последний из них и стал создателем гонзо-журналистики.

Хантер Стоктон Томпсон начал свою карьеру журналиста уже будучи не в ладах с законом. Когда ему было девять лет, в его дом пришли двое агентов ФБР и выдвинули против него обвинения в «Деле о вышвыривании ящика Федеральной Почты под колеса мчащегося на полной скорости автобуса» и пригрозили тюремным заключением. Томпсон, все же совершивший это преступление со своими друзьями, сумел дать отпор агентам и обвинил их отсутствии свидетелей. С тех ранних лет он получил для себя отличный урок не верить словам полицейских и противостоять тому, что было ему не по духу.


Так происходило и во взрослой жизни журналиста и писателя. Он всем своим образом жизни давал понять, что не намерен подстраиваться под обычных обывателей. Томпсон не боялся показать в своих репортажах настоящие лица политиков, полицейских и даже своих коллег журналистов. Ему приходилось заниматься журналистикой, чтобы заработать, но он всегда говорил о ней в негативном тоне: «Великая американская пресса - да это чушь собачья, построенная на сплетнях и клише империя, куда стекаются торговцы слухами и напыщенные болваны». Однако, несмотря на такую критику профессии, его книги походили на большие репортажи, зачастую автобиографичные.


Свою первую статью «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» в стиле гонзо он написал в 1970 году. Она была опубликована в американском журнале «Scanlan’s Monthly» и представляла собой наброски, перепечатанные с присланных в редакцию блокнотных листков. Оставив в стороне сам забег, Хантер Томпсон вместе с британским художником Ральфом Стедманом сосредоточились на атмосфере мероприятия, посещая бары, пресс-бокс, закрытую для обычных посетителей площадку клабхауса и даже друзей Томпсона, пробивая себе путь баллончиком Мэйса сковозь хаос и толпы людей и вооружившись ударными дозами алкоголя. В конце выходных Стедман сказал Томпсону:

«Мы приехали сюда, чтобы посмотреть на это ужасное зрелище: люди трогаются умом и блюют на себя и все такое… и знаешь что? Мы же сами такие..»

Все эти безумные описания выходных в Кентукки попали без редактирования в журнал и очень ярко иллюстрируют гонзо-журналистику. В таком репортаже главную роль играют эмоции и мысли автора, само событие отходит на второй план и полностью раскрывается то, что происходит вокруг репортера: обстановка, люди и их поведение. Том Вульф, отец новой журналистики, назвал стиль гонзо «маниакальным, полным адреналина от первого лица, в котором доминирую собственные эмоции Томпсона».

Гонзо не содержит регламентированных норм, а манера изложения полностью зависит от автора. Его отличают: использование цитат, юмора, преувеличений, сарказма и даже ненормативной лексики; зачастую, в нем отсутствуют четкие сюжетные ограничения. Все это помогает показать, как это ни парадоксально, самую правдивую версию происходящего, лишенную пестрой обертки суть вещей. При этом читатель видит наличие художественного вымысла, помогающего более точно рассказать, что же происходило на самом деле.

Большинство лучших работ Томпсона было опубликовано в журнале Rolling Stone. На его страницах появился «Страх и отвращение в Лас-Вегасе. Безумная поездка в сердце Американской мечты», самый известный роман писателя, написанный в 1971 году. Он являлся своего рода отчётом от первого лица журналиста о поездке в Лас-Вегас с адвокатом «Доктором Гонзо», целью которой было освещение легендарной гонки на мотоциклах «Минт 400», а затем полицейской наркоконференции. И хотя сам Томпсон однажды назвал его «неудачным экспериментом в гонзо-журналистике», многие критики, да и сам автор признают книгу шедевром.» Это довольно чистый реальный опыт, немедленно конвертированный в литературу, — говорит о книге Хантер Томпсон. – он не уступает «Великому Гетсби» и лучше Хемингуэевского «И восходит Солнце». «Страх и отвращение в Лас-Вегасе» по праву можно считать летописью Смерти Американской Мечты.

Шестидесятые годы двадцатого века были преисполнены веры в свободу и возможность быть услышанными. В то время между гражданами и государством шел некий диалог, так что сам акт протеста, пусть даже сопровождаемый насилием, в конечном итоге можно было рассматривать как демонстрацию исполненной оптимизма веры в правительство, способное изменить положение. Таково была ситуация до появления у власти Никсона, президента, действия которого неоднократно критиковал Томпсон. В своих мемуарах «Царство Страха» он писал:

«Эти ублюдки так никого и не поняли самого главного – «Движение» выражало глубокую, беззаветную веру в Американскую мечту. Люди, которые «боролись» в те годы, не были жестокими и циничными чудовищами. Которыми их делал официоз. На самом деле в демонстрациях участвовали среднестатистические отцы семейств, которых лишь немного встряхнули, ненадолго оторвали от вредных привычек, от их ленивой, косной. Повернутой на деньгах жизни.. и, уже однажды осознав свою внутреннюю уверенность, они, несомненно, поступали правильно».

К концу 60-х гг. всем становится понятно, что новые материалы Томпсона отличаются от произведений его коллег по перу, работавших в стиле нового журнализма, как его понимал Т. Вулф. «В то время как Гэй Тейлизи, Джимми Бреслин, Труман Капоте, Том Вулф, Норман Мейлер и Терри Сауферн, обслуживая растущий спрос на новую журналистику, окопались в Esquire и нью-йоркской Herald Tribune, Томпсон, предпочитавший термин «импрессионистская журналистика», не купился на этот размытый и во многом ограниченный «интеллектуальными» рамками феномен, - подчеркивает Дуглас Бринкли. - Томпсон восхищался, как Эрнест Хемингуэй, Стивен Крейн и Марк Твен комбинировали технику художественной прозы и репортажа, подчеркивая степень авторского участия при описании новостных событий».

Сам Томпсон высоко ценил работы многих своих современников - представителей нового журнализма. С большинством из них он был знаком лично, поддерживал регулярную переписку. Однако, по мнению Томпсона, ни один из них не смог ухватить взрывной смысл личного журналистского приключения, отличавшего произведения таких выдающихся писателей, как Дж. Оруэлл, Дж. Лондон и Э. Хемингуэй.

«Отличие Хантера Томпсона от Тома Вулфа в том, что если последний напоминал стрелка, только рассматривавшего жертву в прицел снайперской винтовки, то первый бросался в штыковую атаку с одной саперной лопаткой. Он вышел за предел, до которого так и не смог добраться Норман Мейлер и у которого остановился Вулф», - подчеркивает в этой связи критик и переводчик А. Керви.

Стиль Хантера Томпсона можно и в наше время считать ярчайшим примером гонзо-журналистики. Даже если добавить в обычную статью те особенности языка, отличающие данный стиль повествования, – сарказм, просторечия, цитаты, щедро приправить ненормативной лексикой или вести репортаж в состоянии алкогольного опьянения, он не сможет стать настоящим гонзо-репортажем. Фигура автора является несомненно важным критерием успеха.


За свою журналистскую деятельность Томпсон баллотировался в мэры города, жил среди байкеров, летал в сотни командировок по заданию журнала Rolling Stone, с которым сотрудничал многие годы. При этом он всегда оставался самоироничным и мудрым, даже рассекая в кабриолете по шоссе на полной скорости. Его умение различать в калейдоскопе слов и поступков власти голую правду и приглашать читателя взглянуть на мир его глазами, не принуждая верить его точки зрения, стало главным слагаемым успеха в карьере. О своем творчестве Хантер Томпсон говорил:

«Я совсем одинок тут, на баррикадах, посреди опускающейся тьмы. Демонизация также превратила мое творчество в своего рода подпольные, подрывные записки, а меня самого сделала неожиданно богатым. Всю свою жизнь я воюю с мстительными ретро-фашистами из истеблишмента, которые постоянно преследовали меня. Эта война сделала меня мудрым, проницательны и вконец сумасшедшим. Меня поймет только тот, кто сам познал такую борьбу»

Сочинения Томпсона, как подметил американский публицист Тимоти Феррис, «проложили дорогу в журналистику сияющим потоком дикарской мудрости и беспардонного напора, которыми теперь может воспользоваться любой журналист, у которого хватит ума учиться на опыте Томпсона, а не пытаться в точности воспроизвести его стиль».

Илющенко Г.

Наверняка, многие слышали этот термин, возможно, некоторые даже вспомнят некоего Хантера Томпсона и что он «как-то связан с Джонни Деппом». Но точное определение понятию «гонзо-журналистика» редко кто может дать. В этом вам поможет данная статья.

Кулак Гонзо. Символ гонзо-журналистики и Томпсона в частности

Начать стоит с объяснения значения загадочного слова «гонзо». Споры по этому поводу не утихали с самого момента первого употребления слова редактором Boston Globe Биллом Кардосо в 1970 году. В его рецензии на статью Хантера С. Томпсона, самого основоположника гонзо-журналистики, «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» промелькнула фраза «это чистый Гонзо журнализм». Позже Кардосо объяснил, что это слово из ирландского сленга и обозначает последнего стоящего на ногах человека после пьянки. Также редактор заявил, что корни слова гонзо – gonzo – исходят из искаженного французского gonzeaux, обозначающего в дословном переводе «сияющий путь».

Еще одно объяснение можно отыскать в устной биографии Томпсона, где говорится о том, что слово «гонзо» было взято у соответствующего названия песни нью-орлеанского джазового исполнителя Джеймса Букера, которое, в свою очередь, пришло из имени одного из героев фильма «Торговец Наркотиками» (англ. « The Pusher » - сленг.нарк. «толкатель, тот, кто продает наркотики») 1960 года.

Все, кто связывает понятие «гонзо-журналистика» с Хантером Томпсоном, будут правы. Ведь именно американский журналист впервые использовал стиль «гонзо» в написании статьи, а именно – «Дерби в Кентукки упадочно и порочно» о скачках в Луисвилле, родном городе Томпсона. Особенность ее заключалась в следующем: Хантер Томпсон, работавший тогда на скачках с художником Ральфом Стедманом, столкнулся с двумя факторами, предопределившими содержание и стилистику статьи.

Фактор первый: со своих мест Томпсон и Стедман просто не видели саму гонку лошадей, поэтому им пришлось работать с тем, что происходило вокруг скачек – вечеринки, пьянки, орущая толпа, погрязшая в разврате и тому подобное. В статье Томпсон писал, что им со Стедманом пришлось окунуться в эту атмосферу с головой, чтобы составить образ того слоя общества, на который они изначально планировали карикатуры.

Второй фактор: дедлайн, к которому Томпсон не успевал, и в итоге ему пришлось отдать редактору на верстку блокнот с отрывочными записями о скачках. Записи эти были наполнены субъективизмом настолько, что сама статья, в конце концов, не была похоже на журналистскую вообще. Кстати, есть теория, что Хантер Томпсон намеренно не писал чистовик статьи, ограничившись набросками в блокноте и сюрреалистическими скетчами Стедмана, чтобы как можно точнее отобразить атмосферу скачек. Как бы то ни было, начало гонзо-журналистике было положено.

Вообще, Хантер Томпсон был интереснейшей личностью. Информационной деятельностью он начал заниматься еще во время службы в армии на авиабазе во Флориде. Далее всего за несколько лет Томпсон сменил множество мест работы, занимаясь в основном независимой журналистикой для американских газет. В 1963 году он женился на Сандре Коллин, с которой его связывали давние романтические отношения. Через год у пары родился сын Хуан.

Одной из главных вех в его карьере стала книга о байкерах мотоклуба Ангелы Ада, с которыми он находился в тесном контакте до тех пор, пока те не избили его без каких-либо явных причин. Расцвет же карьеры Томпсона пришелся на период работы в журнале Rolling Stone . Именно в нем были опубликованы две пожалуй самые главные книги писателя – «Страх и Ненависть в Лас Вегасе», по которой много позже был снят блестящий фильм с Джонни Деппом и Бенисио Дель Торо в главных ролях, а также «Страх и Ненависть на Предвыборной кампании 72»/.

Первая книга посвящена знаменитой гонке на мотоциклах Минт-400 в пустыне Невада, проходившей под Лас Вегасом, а также полицейской наркологической конференции. Отличительная черта произведения – не просто субъективное описание опыта участия в происходящих событиях, а описание действий, совершенных под наркотиками, которые, между прочим, играли большую роль в формировании Томпсона как гонзо-журналиста.

Вторая книга представляет собой сборник статей о предвыборной гонке Никсона и Макговерна. Все статьи были буквально пронизаны критикой Никсона и его методов управления. В то же время, Томпсоном всячески одобрялись демократы и Макговерн конкретно. Однако после его поражения на президентских выборах 1972 года, писатель сказал, что окончательно пресытился политикой.

Из более поздних произведений Томпсона можно отметить «Проклятие Гавайев», в каком-то смысле логическое продолжение «Страха и Ненависти в Лас Вегасе», и «Царство Страха» - прощальное слово к 19-му веку.

Насколько яркой была жизнь Томпсона, настолько же ярким получился его уход: Хантер Стоктон Томпсон покончил жизнь самоубийством в возрасте 67 лет выстрелом в голову. Причин суицида до сих пор никто не знает. Существует мнение, что смерть стала выражением жизни Томпсона, как бы парадоксально это не звучало. Свобода от смерти для писателя заключалась в возможности самому определить время ухода из жизни.

Оглядываясь на прошлое, можно с уверенностью сказать, что Томпсон так и остался ярчайшим представителем гонзо-журналистики.

Безусловно, стоит сказать о представителях течения Новой Журналистики, являвшегося популярным в 60-е годы. Каких-то отличительных черт это течения не имело, скорее это было собирательное название для жанров и стилей публицистики, популярных в то время, среди которых конечно выделялась гонзо-журналистика.

Упомянуть также необходимо Джорджа Плимптона, известного своими спортивными репортажами, Лестера Бэнгса, известного рок критика 70-х, Терри Саутерна, который в своих литературных изысканиях попробовал почти все – от коротких эссе до написания сценариев для знаменитейшего шоу « Saturday Night Live »; и Джона Бирмингема, представитель уже современной публицистики, выросший во времена расцвета гонзо-культуры.

Хантер С. Томпсон

Том Вульф

Джордж Плимптон


Лестер Бэнгс

Терри Саутерн

Джон Бирмингем

С научной точки зрения гонзо-журналистика не может быть полезна. Субъективность описания событий не позволяет трезво взглянуть на объект журналистского исследования. Однако с культурной точки зрения гонзо-журналистика – это бриллиант публицистики. Ведь в данном случае наибольшую ценность представляет возможность самому окунуться в происходящее, вместе с автором прочувствовать окружающую атмосферу, взглянуть на события с неожиданного ракурса.

В целом, гонзо-журналистика, а точнее ее расцвет в 70-х годах 20 века стал одним из проявлений той знаменитой американской свободы. Тот самый дух свободы, возможностей и приключения с легкостью можно прочувствовать в произведениях прежде всего Томпсона и Вульфа. Иными словами, для гонзо-стилистики важно не столько что происходит, а как это чувствуется, какие эмоции провоцирует. Революционность этого подхода для обычно суховатой журналистики, где цель – донести факты до читателя, переоценить невозможно.



 

Возможно, будет полезно почитать: