Феи они такие. Где встретить фей? Места и поверья, связанные с феями

Феи. Полная энциклопедия!

Сообщение Верлиока

Фея - В мифологии западноевропейск их народов сверхъестественн ые существа в обличие прекрасных молодых женщин или омерзительных старух (иногда - с крыльями). Наделены способностью творить чудеса и менять по желанию свой внешний вид. Бывают как добрыми, так и злыми. Их название связано с латинским словом fatum (судьба, жребий). Феи считаются самыми многочисленными, самыми красивыми примечательными из всех второстепенных сверхъестественн ых существ. Вера в них не ограничена какой-либо одной страной, или эпохой. Древние греки, эскимосы и краснокожие индейцы рассказывают истории о героях, завоевавших любовь этих созданий фантазии. В такой удаче таится, однако, опасность - когда прихоть феи удовлетворена, она с легкостью может своего любовника погубить.

«Там прогуливались феи, воздушные и нежные, как сон. Их длинные волосы отливали золотом, алые уста улыбались; их легкие платья, сотканные из лепестков роз и лилий, были самых нежных оттенков. Легкие и воздушные, они носились, танцуя в воздухе, чуть шурша своими легкими крыльями, казавшимися серебряными в блеске майского дня… Не птичка, не мотылек, а веселая крошечная голубая девочка. У нее серебряные крылышки, за спиной и кудри, легкие, как пух. Я знаю ее - это фея голубого воздуха и весеннего неба, фея золотого солнца и майского праздника ». (Л. А. Чарская «Сказки голубой феи»)

Феи очень любят танцевать и устраивать веселые балы. Для этого они специально выравнивают поляны в лесу, чтобы не было ни рытвин ни кочек, и эти поляны становятся их танцплощадками. Едят феи цветочную пыльцу и пьют утреннюю росу.
Феи проводят все время, свободное от пляски и пения, в том, что сидят за пряжей или тканьем. Быстрота, тонкость и красота их работы вошли в пословицу. Их искусные руки, гласит предание, производят те плащи и ковры, одаренные всякими чудесными свойствами, те шапочки, колпачки-невидим ки и тонкие сорочки, защищающие тело лучше всякой кольчуги, которыми феи часто дарят своих любимцев. Поселяне в Норвегии рассказывают, что «как идешь поутру мимо холмов, так очень часто слышишь, как феи там прядут: колесо так и поскрипывает - видно, что не застаивается, и работа идет не по-нашему».
Все феи и эльфы, без исключения, одарены способностью мгновенно являться, мгновенно исчезать и становиться невидимыми либо принимать на себя наружный вид разного рода животных или неодушевленных предметов. Первые два свойства - мгновенное появление и исчезновение - заключаются в их волшебной одежде.

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи. Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницам и принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.
Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.
Собственно, происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузског
о "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей. Слова "fairy" и "fay", означающие фея, эльф, являются другими производными слова "faerie".

Фея (фр. fee, англ. fairy — также faery, faerie, fay, fae; «маленькие люди», «хорошие люди», «мирные люди», «прекрасные люди» и т. д.) — в кельтском и германском фольклоре — существо метафизической природы, обладающее необъяснимыми, сверхъестественн ыми способностями, ведущее скрытый (как коллективный, так и обособленный) образ жизни и при этом имеющее свойство вмешиваться в повседневную жизнь человека — иногда с добрыми намерениями, нередко причиняя вред. Образ феи как изысканно-привле кательной, как правило, миниатюрной женщины, сформировался в эпоху расцвета романтизма в западной литературе и получил своё развитие в викторианскую эпоху. В широком смысле под «феями» в западноевропейск ом фольклоре принято подразумевать всё многообразие родственных мифологических существ, нередко кардинально отличающихся друг от друга и внешностью, и повадками; иногда дружелюбных и приносящих удачу, чаще — лукавых и мстительных, склонных к злым шуткам и похищениям — прежде всего, младенцев.

Слово «фея», как и его английский аналог fairy, было заимствовано из старофранцузског о «faerie» (совр. — feerie, fee), охватывавшего всё, что так или иначе касалось места жительства и деятельности групп мифологических «маленьких людей» (faie; позже — fee). Источником французского термина считается латинское fata (дух-хранитель; отсюда же — итальянское fata, испанское hada). Fata, употребляющееся в женском роде в языках романской группы, оно первоначально являлось существительным среднего рода множественного числа («fates») и было производным от fatum («предсказанное» ; «пророческое»).

Терминология, связанная с феями, претерпевала изменения и не отличалась последовательнос
тью; так, в Англии первоначально преобладало представление об «эльфах», «феи» из французского фольклора пришли сюда позже. Кроме того, согласно «Оксфордскому словарю кельтской мифологии», «разговор о феях на английском языке крайне затруднён, потому что словом fairy здесь переводят десятки более специфических терминов, обозначающих всевозможных существ того же рода из ирландской, шотланской, галльской, валлийской, корнуоллской, манкской фольклорных традиций»

Первые сообщения о феях появились в средневековой Европе, а наибольшее распространение получили в Ирландии, Корнуолле, Уэльсе и Шотландии. Первые письменные пересказы историй о феях в фольклоре были сделаны Гиральдом Камбренсом (Giraldus Cambrensis, 1146—1223). Однако такие записи — большая редкость: в основном легенды и истории передавались изустно. При этом исследователями отмечалось поразительное сходство между описания фей и их характеристиками в кельтской, английской, скондинавской и континентальной фольклорных традициях.
С течением времени «документальные» свидетельства людей, якобы общавшихся с феями, перемешались с легендами и литературными образами, как средневековыми, так и сравнительно современными. Усложнял дело тот факт, что под видом «фей» в фольклор проникли персонажи древней мифологии и саг. Кроме того, такой авторитетный исследователь, как преп. Роберт Кирк, взявшийся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, оказался сам сторонником реальности их существования (более того, если верить легенде, кончил тем, что был унесён в их царство). Фольклористы собрали многочисленные данные об этом поверье, но их работы оставались широкой общественности практически неизвестными и всерьёз не воспринимались — до тех пор, пока Катарина М. Бриггc не собрала воедино все факты, касавшиеся этого явления, продемонстрирова в его распространеннос ть, а также ряд общих черт.

Представление о фее как о человекоподобном крошечном существе, нередко с крылышками, возникло сравнительно недавно, во второй половине XIX века. Изначально фею описывали двояко — либо как высокую, светящуюся ангелоподобную сущность, либо как нечто маленькое и сморщенное, более всего подходящее под описание тролля. В шотландской сказке «Фея и котёл» сохранилось следующее описание: «…Эта фея была крошечная женщина с остреньким личиком, блестящими глазками и смуглой кожей орехового цвета. Жила она в зелёном, поросшем травой холмике, что возвышался неподалёку от дома пастуха».
При этом феей назывались существа как женского, так и мужского рода, а размер не принимался как постоянная данность: более того, считалось, что эту свою характеристику феи обретают магическими средствами, произвольно меняя её в зависимости от того, какое хотят произвести впечатление. Утверждалось, что фея способна принимать вид животных (selkie,kelpie). Если верить сообщению Жюстина Го (Justinian Gaux), способность фей к перевоплощению поистине не имеет границ: автор XIV века утверждал, что на его глазах фея превратилась сразу в две враждующих армии, которые тут же вступили в кровопролитное сражение, оставив на поле брани 700 трупов — и это после того, как фея, за всё это ответственная, уже успела принять первоначальный вид и с места событий ретироваться.

Преподобный Роберт Кирк, священник шотландского прихода Аберфойл в Стерлинге, о внешности фей писал в 1691 году («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns and Fairies»): «Эти разумные подвижные духи обладают светящимися, видоизменяющимис я телами (родственные тем, что именуют „астральными“) и <консистенцией> густого облака; лучше всего видимы они в сумерки. Тела эти столь переменчивы благодаря утонченности духа, их населяющего, что могут по желанию последнего исчезать или появляться». Намек на «иллюзионистские » способности фей присутствует и в рассказах о снадобьях, которые те преподносят людям. Популярная героиня скандинавских сказаний — женщина, которую феи вызывают, чтобы принять роды (роженицей в таких случаях нередко оказывается женщина из числа смертных, феями похищенная). В награду повитухе дают целебную мазь, предназначенную, как правило, для глаз ребенка. Из любопытства (или по недоразумению) та решает испробовать на себе действие снадобья, после чего словно бы прозревает к реальности (одна такая акушерка рассказывала, что поняла: она приняла роды не у благородной дамы во дворце, а у нищенки в грязной пещере) и в собственный мир возвращается либо ослепшей, либо наделённой опасным свойством — видеть фей.

В кельтском фольклоре фея — крошечное или низкорослое существо, нередко становящееся невидимым — надевая волшебную шапочку. Любимый цвет фей — зеленый; это касается не только одежды — были сообщения о феях с зелеными кожей и волосами. Впервые изображать фей с крылышками, словно бы заимствованными у насекомых, начали иллюстраторы и художники викторианской эпохи, когда фея в массовом сознании стала превращаться в добрую красавицу из детских сказок. В древних сказаниях ничего похожего не описывалось: феи, как утверждалось, летали, но обходились без крыльев, нередко используя в качестве «аппаратов» стебельки растений (ннапример, амброзии) или птиц.

Принято считать, что феи подразделяются на два основных класса: «социальный» и «индивидуальный» , хотя первыми эту градацию провели сравнительно недавно — У. Б. Йейтс (1888) и Джеймс Макдугалл (1910). Феи первой группы (trooping fairies: сам же Йейтс и ввёл этот термин в обиход) живут сообществами и заняты коллективной деятельностью праздного толка: в основном, танцами, музицированием и участием в роскошных пиршествах. Смертные вполне способны подслушать звуки таких празднеств; достаточно лишь ступить на Курган фей; угадываются следы таких сборищ по кольцам на траве или на клумбах. В кельтских источниках утверждалось, что «музыка фей» имела «божественный характер»; более того, что «некоторые народные мелодии берут начало в музыке фей». «Общительные» феи предпочитают зелёный цвет и разнятся размером: самые крошечные из них могут быть размером с цветок, самые крупные способны вступать в интимную связь со смертными, о чем существовали и «документи рованн ые» свидетельства.

Одинокие феи, напротив, избегают сборищ и презирают необузданное веселье фей «семейственных»: они либо присоединяются к человеку и становятся частью жилища (брауни, brownie, ирландский лепрекон), стараясь помогать хозяевам и приносить удачу, либо населяют открытые пространства (боуги: bogey, boggart) и тут представляют в той или иной степени опасность для случайных прохожих. Домашняя фея-одиночка предпочитает красный, коричневый или серый цвета нарядов. Она нередко общается со смертными в угрожающем тоне и легко раздражается, но при этом всегда привязана к человеку и, судя по всему, испытывает зависимость от общения со взрослыми и детьми. Феи-одиночки любят делать добро: могут отобрать еду или деньги, чтобы отдать бедным; приносят игрушки детям или снимают порчу, насланную ведьмами.

Если «общительные» феи — своего рода «аристократы», при этом сравнительно добродушные, то их их «одинокие» сородичи — «рабочие»; последним народная молва приписывала особую раздражительност ь. «Домашние» сущности помогают хозяевам мыть посуду, разжигать огонь, но просят, чтобы к ним относились с почтением и вознаграждали чашечкой молока за их заботы. Во гневе они способны вызывать эффект напоминающий тот, что сопровождаетт полтергейст: швыряют камни, препятствуют созреванию пшеницы, задувают свечи, сбрасывают утварь с полок, напускают в дом дым

Страна «социальных» фей насчитывает огромное количество обитателей; во всех сообщениях это — монархия, управляемая королевами; Короли фей встречаются реже, однако были упоминания и о правителях — супружеских парах. Как отмечает «Оксфордский словарь кельтской мифологии», во многих отношениях «царство фей напоминает человеческое представление о жизни на небесах. Здесь не существует времени, как не существует уродств, болезней, возраста и смерти. Смертные, попадающие в царство фей могут провести здесь до 900 лет, которые кажутся им лишь одной ночью». Обители фей-«аристократо в» всегда богато украшены золотом и серебром. Самые романтические и трогательные фольклорные истории так или иначе обыгрывают «временной» аспект: повествуют о смертном, влюбившемся в Королеву фей, которая переносит его в своё царство, осуществляет все желания, но затем — с силу нарушения некоего табу — позвращает обратно, где тот и узнает, что на земле прошли уже сотни лет.

В шотландском фольклоре существовала градация морального толка: считалось, что представители Seelie Court (Seelie — «благословенный» , «священный»; аналог германского selig или староанглийского sælig) — это «добрые» феи. Несмотря на обидчивость и мстительность, они готовы оказать человеку помощь, обратиться к нему за помощью, а потом и щедро отблагодарить за неё. Их антиподы из Unseelie Court, напротив, готовы причинять вред, причём без всякого к тому повода. Они нападают ночью на путешественника, переносят его в иную местность по воздуху, избивают, заставляют стрелять в домашний скот (elf-shoot). Типичными представителями существ этого класса считаются bogle, boggar, Abbylubber.

Черты характера
Основной чертой фей считалась необычайная обидчивость; вместе с тем отмечалась и неизменная готовность феи отблагодарить человека за оказанную услугу. Правда, дары фей не заслуживали доверительного к себе отношения: так называемое «золото фей» таковым лишь выглядело в момент поднесения; очень скоро оно превращалось в листья, крошки имбирного пирога и т. п. В числе неприятных черт характера фей, которых следовало опасаться человеку, упоминалась склонность ко всевозможным проделкам. Феи могли спутать волосы спящему, похищать мелкие предметы, уводить путников с истинного пути. Приписывались им и более опасные черты поведения. Одной из причиной любой формы внезапной смерти считалось похищение феями; то, что выглядело трупом, считалось манекеном оставлявшимся феями вместо похищенного живого человека.

Считалось, что мстительные феи могут вызвать болезни (в частности, чахотку), вызвать паралич домашнего скота. Страх перед феями и эльфами, приносящими болезни, сохранялся в Англии до времен Стюартов и Тюдоров. Сохранились записи, свидетельствующи е о деятельности сельских целителей, лечивших детей, в которых «вселялись феи» — основными средствами служили молитва или «волшебные снадобья». С другой стороны, люди, обладавшие необычными способностями, нередко утверждали, что получили их в дар от фей; в XVI—XVII веках нередки были случаи, когда целители использовали снадобья, как они утверждали, принесенные феями, и теми же силами способны были разоблачать ведьм. Каменные наконечники стрел эпохи неолита считались «оружием фей»: вода, в которую окунали эти камни, приносила, как считалось, избавление от болезней.

Феи, известные как Peg Powler и Jenny Greenteeth, обитавшие в водах, могли утопить купавшегося; рекомендовалось избегать купания в местах, где они обитают. Феи, согласно кельтским поверьям, были способны вызвать «удар» (fairy stroke), который лишал жертву дара речи. Утверждалось, что оскорбленная фея страшна в своём гневе: она реагирует яростно и решительно, нередко поджигая дома и уничтожая урожай. При этом проделки фей часто оказывались не спровоцированным и: они исключительно шалости ради заставляли сворачиваться молоко, выдаивали коров в полях, выхватывали еду со стола, пачкали одежду, оставленную сушиться.

Похищения
В фольклоре, связанном с феями, значительное место занимают истории с похищениями. В народе считалось, что эта опасная для человека привычка имела отношение к «подчинённому» положению фей, которые вынуждены платить дань Дьяволу собственными детьми; чтобы спасти последних, они и крадут человеческих, оставляя взамен подкидышей. Последение, как считалось, имели внешнее сходство с похищенными детьми, но были бледнее, болезненнее и раздражённее. Иногда подкидыша удавалось обманом заставить признать своё происхождение, но существовал и более жестокий метод — пытка огнём, причём вера в её действенность сохранялась в некоторых сельских районах Великобритании вплоть до середины XIX века. «Нет сомнения в том, что некоторые дети получали смертельные ожоги, становясь жертвами исключительно собственного необычного темперамента», — отмечал Льюис Спенс.
Опасности похищения подвергались и взрослые, особенно роженицы, у которых ещё не был священник. Согласно распространённом у убеждению, в плену о фей можно было оказаться и всего лишь отведав угощения феи. Относительно судьбы похищенных в сказаниях существуют разночтения: согласно одному представлению они в царстве фей живут счастливо, без болезней и страха смерти; согласно другому — чахнут от тоски по родным и близким.

Народные средства защиты от фей
Значительная часть западноевропейск ого фольклора, связанного с феями, касается средств защиты от их гнева: первостепенная роль отводится здесь холодному железу, которого феи боятся. Страх фей перед железом связывался впоследствии с теорией о «феях»-потомках покоренных народов (захватчики пользовались железными орудиями, коренные жители — каменными). Известны были также магические свойства рябины, защищавшей от агрессии фей. В фольклоре существуют подробные инструкции, касающиеся от защиты от похищения феями детей и взрослых людей. В числе чар, отпугивавших фей, упоминалось надевание одежды наизнанку. Считалось, что феи боятся проточной воды, звука церковных колоколов, клевера-четырёхл истника. В подобных предписаниях замечались противоречия: так, рябина некоторыми сообществами почиталась как средство отпугивания фей, но в других верованиях упоминалась как растение, для фей священное.

В фольклоре Ньюфаундленда главным средством защиты от фей считался хлеб, как свежий, так и затхлый. Верование в особые магические свойства хлеба уходит корнями в глубокую древность. Хлеб, имеющий связь с домом и очагом, считается символом покорения природы и, следовательно, феям должен быть противен. Вместе с тем, именно свежеиспечённый хлеб (наряду с маслом и сливками) считался самой распространённой формой дара фее или домовому. Согласно К. М. Бриггс, «Первобытная пища и, следовательно символ жизни, — хлеб считался самым распространенным средством защиты от фей. Прежде чем направиться в место, населенное феями, считалось необходимым заручиться поддержкой силы хлеба, положив кусочек его себе в карман». В Ирландии (в частности, в графстве Вексфорд, согласно записям 1882 года), «если ребенка нужно было вынести из дому в тёмное время, ему в одежду или люльку вшивали кусочек хлеба в качестве защиты от злых сил». С другой стороны, категорически не рекомендовалось употреблять в пищу дары фей: считалось, что именно таким образом можно перенестись к ним в «царство» и остаться там навсегда.

Неоднозначную роль играли и колокола с колокольчиками: при том, что звук их, как считалось, отпугивал представителей «малого мира», Королевы фей часто использовали колокольчики в сбруе своих коней. Утверждалось, что некоторые (добрые) феи используют колокольчики для защиты от других, злых фей.

В качестве простейшего средства защиты от фей предлагалось избегать прохождения по местам их обитания. К. С. Льюис упоминал «нехороший дом», который вызывал ужас в округе, но не призраками, сравнительно миролюбивыми, а крайне злобными феями. Не рекомендовалось начинать раскопки на возвышенностях, предварительно не удостоверившись в том, что это — не «курган фей». Новые дома строились с притуплёнными углами: считалось, что острый угол может каким-то образом помешать фее на пути её следования. Коттеджи строились так, чтобы парадное и чёрный ход находились на одной линии. Предполагалось, что в случае экстренной необходимости владельцы смогут оставят обе двери на ночь распахнутыми, так, чтобы группа фей прошла через дом, не заблудившись. Крепости фей (fairy forts) рекомендовалось обходить стороной: даже срезать кусты вблизи их считалось крайне опасной оплошностью, которая может повлечь за собой смерть. Опасным считалось срезать и терновник: в Ирландии один такой куст на обочине в течение семидесяти лет оставался нетронутым, несмотря на то, что всё это время мешал расширению дороги.

Человеку, заметившему фею, предлагалось не глядеть на неё слишком пристально — в противном случае это могло быть истолковано как вторжение в частную жизнь. Между тем, необходимость ублажения фей сама по себе была чревата осложнениями. Катарина М. Бриггс приводит в пример сообщение о том, как некий фермер заметил, что феи взялись за молотьбу с таким усердием, что продолжали делать это, когда его собственные запасы пшеницы кончились, явно пополняя его запасы — соседскими. Фермер оказался перед нелегким выбором: оказаться соучастником кражи или обидеть фей отказом от даров. Необходимостью задобрить фей объясняется и обилие эвфемизмов: «хорошие люди», «красивые люди», «мирные люди» (daoine sithe — в Шотландии и Ирландии).

Теории происхождения
Относительно происхождения фей в фольклоре разных народов имеются существенные разночтения; в разные времена и в разных местостях их считали душами мёртвых (в частности, некрещённых детей), демонами, ангелами, существами промежуточной ступени; существовало и представление о феях (эльфах, троллях и т. д.) как и о независимой «расе», не имеющей отношения ни к человеческой природе, ни к божественным формам жизни.

Среди фольклористов распространена теория, согласно которой представление о феях могло возникнуть у завоевателей, потерявших из виду какую-то часть населения покорённого народа; постепенно внушавшим страх «невидимкам» (возможно, прятавшихся в пещерах и нападавших на пришельцев ночью) стали приписываться магические способности и фантастические характеристики. В кельтском фольклоре нередко упоминается некая «раса маленьких людей», которые, спасаясь от захватчиков, вынуждены были уйти под землю; здесь, согласно поверью, и прячутся они по сей день в основании особых возвышенностей, «курганов» — как правило, в местах древних погребений, и в основном вдоль британского западного побережья. Предпочтение зеленой одежде объяснялось при этом маскировочными мотивами, а использование магии рассматривалось как естественная компенсация неспособности противостоять хорошо вооружённым пришельцам.

Понятие земной формы «иного мира», где, соседствуя с миром смертных, живут бессмертные существа, было широко распространено у кельтов; это касается сказаний как о «сидхе» (людях-феях), так и о некоторых других сферах «иного мира», существующего на земле, так или иначе связанных с традициями магии и колдовства (Tuatha de Danaan; «Долина удовольствий», «Крепость яблонь», «Земля молодости»). Как область «иного мира» рассматривается и «Остров яблонь», Авалон из мифологии Короля Артура. Серебряную ветвь, позволявшую смертным входить в Иной мир (или Страну богов) и покидать это место, преподносила Королева Фей (Fairy Queen). Считается, что существование в кельтских местностях доисторических сооружений, явно построенных людьми меньшего роста, чем те, кто пришел им на смену, может считаться косвенным подтверждением этой теории. Шотландский поэт, антрополог и фольклорист Эндрю Лэнг считал, что вера в фей — «сложное психологическое явление, в основе которой — неосознанная мечта о встрече с "коренными" жителями Земли; мечта, выжившая благодаря любви человека к собственным фантазиям и сновидениям».

Феи — «потомки» древних божеств
Согласно другой теории фольклористов, феи — трансформировавш иеся божественные сущности язычников Западной Европы, которые с приходом христианства полностью не исчезли, но прежнее могущество низвели до уровня магии. Действительно, как отмечал Йейтс, многие мистические сущности, в более древних сказаниях именовавшиеся богами, позднее снизили статус до «фей». Развитие эта теория получила в эпоху викторианства, когда популярной стала идея о том, что древние боги — это метафорические воплощения природных явлений. Согласно одному представлению образ феи интерпретировалс я как символ ночного звёздного неба, согласно другому — как персонификация либо того или иного аспекта природной стихии, либо (в соответствии с классической традицией) таких понятий, как «любовь» или «победа».
Отмечалось, однако, что теория, согласно которой феи — «поверженные боги» древних религий, в отношении кельтских фей вызывает лишь дополнительные вопросы, поскольку об истинной природе кельтской религии известно мало. Принято считать, что персонажи древней кельтской литературы (Lug Lámfhada, Cúchulainn, Tuatha Dé Danann) перешли сюда из более ранних религиозных верований, но они определенно к миру фей отношения не имеют. Персонажи старых литературных источников, такие, как Medb и Midir, возникают в сказаниях о феях, но оказываются здесь трансформированн
ыми.

Согласно популярному квазирелигиозном у поверью, когда ангелы взбунтовались, Бог приказал запереть врата Рая; оставшиеся на небесах стали ангелами, поселившиеся в Аду — демонами; часть ангелов, оказавшихся посередине, сделалась феями. По другим источникам, (упоминавшимся, в частности, У. Б. Йейтсом), из Рая фей изгнали за недостаток добродетели, в Ад не пустили за то, что оказались не слишком порочны; представление о феях как об ангелах, за непослушание сброшенных на Землю и оставшихся жить на месте «падения», господствовало, в частности, в Корнуолле. «Считается, что те, кого именуют… феями занимают промежуточную ступень между человеком и Ангелом, подобно даймонам в прошлом», — писал преподобный Роберт Кирк в 1691 году. Прямое отношение к этой идее имеет и устойчивое представление о том, что феям приходится ежегодно платить дань (teind, tithe) Преисподней (считалось что дьявол уносит к себе десятую часть их населения). Таким образом, не будучи демонами, они, тем не менее, находятся всё же в её власти.

Представление о том, что феи есть демоны, сформировалось в эпоху становления пуританства, но не получило широкого распростарнения. Тем не менее, именно в эти годы многие «феи» стали «злее»: так, хобгоблин, в недавнем прошлом — дружественный человеку домовой, — приобрёл крайне неприятные черты. В этот же исторический период времени общение с феями стало рассматриваться как форма колдовства и соответствующим образом караться. Духовенство, как католическое, так и протестантское, сходилось на том, что существа такого рода могут быть только демонами, многие отмечали их сходство с фавнами, сатирами, нимфами из классической мифологии, — которым также приписывались демонические свойства.

Обратное представление — о том, что феи представляют собой ангельскую ветвь жизни, возникло и приобрело популярность в теософии. Теософия признает, наряду с devas, сущности меньшего масштаба: в их числе «духи природы», «элементали» и феи. Все они, как считают последователи теософии, могут наблюдаться людьми, обладающими даром «третьего глаза». В теософии считается, что все эти эволюционно недоразвитые существа никогда не были инкарнированы в человеческом сообществе, и считаются отдельной ветвью развития (deva evolution). Впрочем, и в некоторых христианских религиозных работах феи упоминались как сущности, не обладавшие собственными душами, но призванными сопровождать дух праведника к вратам Рая.

Феи — духи природы
Существовало и представление о феях как об элементарных «духах природы», самостоятельной ветви мыслящих существ. Как отмечается в «Оксфордском словаре кельтской мифологии», «…не исключено, что древние кельты (как и некоторые другие до-технологическ ие сообщества) наделяли каждый объект духовным смыслом, который антропоморфизиро вался с появлением христианства». В алхимии они (а также гномы и сильфы) рассматривались как элементали, духи стихий; в частности, упоминания об этом есть у Парацельса. В фольклоре также феи иногда именуются духами воздуха.
Представление о феях-духах природы подтверждала Осборн Леонард: «Да, это духи природы, и они существуют. Узреть их способен лишь тот, кто обладает даром ясновидения. Они одухотворены, но иначе, чем мы. Духи природы рождены — кто от земли, кто от огня, кто от трения. Они не умирают, подобно нам, и жизнь их — само движение», — утверждала медиум-спиритуал
ист, ссылаясь на «Феду», своего духа-посредника.

Феи — духи умерших
Представление о том, что феи являют собой некий подкласс духов умерших, получило широкое распространение во многих районах Шотландии и Ирландии. Ирландская банши или шотладская биншит (bean shith), — это и «женщина-фея», и призрак одновременно. Существо с Севера Англии, известное как Cauld Lad of Hylton, — дух убитого мальчика, но вместе с тем и разновидность эльфа. Согласно одному известному сказанию, человек, попавший в плен к феям, каждый раз когда пристально взглядывался в одно из существ, тут же узнавал своего умершего соседа. В Корнуолле к феям относились и как к духам умерших — прежде всего, некрещенных детей (Will-o"-the-Wis p).

Сообщения о встречах людей с феями фиксировались неоднократно. Доктор Эванс-Ветц: в своей книге «Вера в фей у кельтских народов» (1912) привёл свидетельства 102 человек, которые утверждали, что им эти мифические существа являлись воочию. По свидетельству А. Бирса, англиканский священник сообщал о том, что видел трёх фей неподалек от Колчестера в 1855, когда проходил по парку после ужина с хозяином поместья. В 1807 году целое «войско» фей вошло в лес в Экс-ан-Провансе и унесло девочку, дочь крестьянина. В 1907 году леди Арчибальд Кемпбелл имела беседу со слепым ирландцем и его женой, которые утверждали, что поймали фею и держали её в плену две недели, после чего той удалось бежать. Знакомый этой же супружеской пары утверждал, будто бы ранним утром нередко видел фей на горе Хоут (Hill of Howth); это были «маленькие люди примерно метрового роста на осликах соответствующего размера».

Считалось, что феи живут вне времени и потому бессмертны. Однако были люди, которые утверждали, что будто бы видели воочию церемонии похорон в мире фей. Согласно книге «Lives of Eminent British Painters» Аллана Каннингема, в их числе был поэт Уильям Блейк. В беседе со знакомой дамой он рассказал о том, как «у себя в саду вечером увидел процессию человекоподобных существо размером и цветом с зеленых и серых кузнечиков, которые несли тело, укрытое розовым лепестком. Они похоронили покойника с пением, после чего исчезли». В Англии считалось, что подобные видения предвещают скорую смерть.

О многочисленных случаях встреч человека с феями рассказал доктор Кирк, который (как пишет Л. Спенс) «…взялся за исследование фей в Аберфойле, Шотландия, как визитёр-антропол ог принимается изучать жизнь коренного населения». В книге «Тайное содружество фавнов, эльфов и фей» («The Secret Commonwealth of Elves, Fauns, and Fairies», 1691), долгое время считавшейся основным трудом по этой теме, Кирк весьма уверенно описал жизнь, род занятий и деятельность обитателей подземного царства фей. Героиней одной из них этих историй стала «…повивальная бабка из Швеции, чей муж, священник по имени Петер Рам, 12 апреля 1671 года сделал официальное сообщение, рассказав о том, как к нему явился маленький смуглолицый человечек, одетый в серое, и попросил оказать помощь жене, у которой начались родовые схватки. Питер Рам опознал тролля и благословил супругу на доброе дело. "Мне показалось, что ее унес порыв ветра, — пишет он. — Выполнив свою работу, она точно таким же образом была доставлена обратно"». Любопытно, что, если верить легенде, в конечном итоге пришлось встретиться с феями и самому преподобному Роберту Кирку. Могила Кирка находится в Аберфойле, однако известно, что он лишился чувств, пересекая некий холм («курган фей») и скончался на месте, не приходя в свознание. После смерти и погребения Кирк явился во сне своему кузену: сообщил, что он в качестве пленника пребывает у фей и дал подробные инструкции о том, как добиться его возвращения. Брат утверждал, что был слишком напуган, чтобы им последовать: таким образом Кирк остался среди фей навеки.

В Шотландии «пособниками» фей считали мельников: представителей профессии, которая управляет силами природы. Именно в Шотландии феи проявляли особую зловредность и издавна вызывали страх. Посторонние не могли и помыслить о том, чтобы после наступления темноты ступить на территорию мельницы, потому что точно знали: феи здесь уже начали заготовку пшеницы, которую будут молоть. По крайней мере мельники в местах, где такие верования господствовали, мог спать спокойно, точно зная, что не станет жертвой грабежа. Между тем, Джон Фрезер, мельник из Уайтхилла, утверждал, что однажды ночью спрятался и принялся наблюдать, как феи пытаются — причем безуспешно, — управиться с мельницей. Он вышел, чтобы помочь им, после чего одна из фей дала ему «гоупен» (gowpen, две пригоршни съестного) и приказала положить в склад, заявив, что после этого запасы его долгое время будут полны, вне зависимости от того, сколько он будет брать оттуда. Существовало и поверье, согласно которому, зная имя феи, можно вызвать её и даже заставить выполнить желание. С этим, однако, рекомендовалось проявлять осторожность: такого рода вызов мог фею оскорбить и спровоцировать на жестокую месть. С другой стороны, маги и колдуны утверждали, что посредством специальных ритуалов способны вызывать фей и с их помощью выведывать

Феи в литературе
В качестве персонажей феи стали появляться в средневековой романтической литературе, в основном, как существа, встречавшиеся странствующим рыцарям. Фея появилась перед сэром Лаунфалем и потребовала от него любви; подобно фольклорной «фее-невесте», она наложила на него обет, который он нарушил. Постепенно в средневековой литературе число персонажей-фей становилось все меньше; на их место пришли колдуньи и волшебницы. Тем не менее, феи не покинули поэзию и литературу окончательно («Sir Gawain and the Green Knight», «The Faerie Queene» Эдмунда Спенсера). Особую известность приобрела Фея Моргана, на чью связь с царством фей указывало само её имя (впрочем, в Le Morte d’Arthur она — женщина, которая обрела магические способности путём познания.

Во многих художественных произведениях феи фигурировали бок о бок с нимфами и сатирами классической традиции, в других — постепенно подменяли мифологических существ из классики. Поэт-монах XV века Джон Лидгейт писал, что Король Артур был коронован в «стране фей», и что после смерти унесли его четыре феи-королевы, в Авалон, где он покоится под Курганом фей и будет оставаться до тех пор, пока вновь не восстанет.
Персонажи-феи играют существенные роли в шекспировском «Сне в летнюю ночь»; действие здесь происходит одновременно в лесу и в стране фей; ссора фей создает хаос в природе и формирует «наркотически-зы бкую» основу сюжета. Феи действуют также в произведении современника Шекспира Майкла Дрейтона («Nimphidia»); сильфы — в «The Rape of the Lock» Александра Поупа. В XVII веке появился термин contes de fee («fairy tale»); так устная традиция передачи сказаний о феях была продолжена в сказках. Известно, что братья Гримм поначалу использовали фей в качестве персонажей, лишь в более поздних изданиях они заменили их на «волшебниц».

Широкую популярность получили баллады о феях, в большинстве своём рассказывавшие о судьбах смертных, пленёнными царством фей. В песне XIX века «Lady Isabel and the Elf-Knight», рыцарь-эльф являет собою некое подобие Синей Бороды: Изабель вынуждена обмануть и убить его, чтобы спасти себе жизнь. В другой сказочной балладе «Tam Lin» герой, хоть и живет с феями и обладает их способностями, в действительности , — «земной рыцарь». Жизнь его вполне приятна, но он опасается, что феи отдадут его в Ад в качестве элемента подати («тейнда»). Баллада Sir Orfeo повествует о том, как жена Сэра Орфео была похищена Королем Фей, лишь обманом и искусством игры на арфе мужу удалось вернуть ее обратно. Sir Degare рассказывает о трудной судьбе женщины, отдавшейся своему любовнику из царства фей (в более поздних версиях оказывается, что он лишь таковым притворялся, на самом деле — был смертным). «Thomas the Rhymer» спасается из царства эльфов, но прежде вынужден провести там семь лет.

Представление про фей как про прекрасных, маленьких, хороших существ с крыльями (в основном женского пола), обладающих сверхъестественными метафизическими способностями, ведущих скрытый и обособленный образ жизни и с добрыми намерениями вмешивающихся в человеческую жизнь пришел к нам из кельтского и германского фольклора. Одним людям, как правило добрым, они берутся помогать, а другим, как правило злым, наоборот – создают всевозможные проблемы и препятствия в жизни. Начало истории фей уходит своими корнями в средневековые Шотландию, Ирландию, Уэльсе и Корнуолл.

Первые письменные упоминания относят к 1146-1223 годам. Но таких «документальных» свидетельств существования фей в древности довольно мало. В основном, все факты встреч и контактов с этими мифическими существами передавались устно и сегодня они прочно смешались в литературе со сказками и легендами. Про них написано множество книг, отснято фильмов и мультфильмов (аниме). Популярные мультфильмы, особенно про шестерых фей Винкс, сделал очень актуальными вопросы: как стать феей, какие бывают феи, где живут и какие силы имеют настоящие феи? Попробуем вместе разрешить эти загадки и найти на них ответы.

Какие феи бывают? Феи, как и люди, бывают добрыми и злыми. А еще, так называемыми, «социальными», живущими большими компаниями и занимающиеся пиршествами, музицированием, танцами… и прочими подобными занятиями.

Новые красивые картинки настоящих фей.

Где живут феи? Настоящие феи, как и эльфы, могут жить в лесах, горах и полях, в королевских дворцах и других богатых имениях, а могут подселиться в жилище обычного человека, к которому привязались.

Какие силы есть у фей? И те и другие феи бывают и добрыми и злыми, могут делать как добро, так и зло, в зависимости от обстоятельств и своего характера. Ну совсем как мы, люди. Правда?

Названия или свои имена феи получают разные и зависит это и от места обитания, и от вида деятельности, и от пристрастий той или другой маленькой мифической волшебницы.

Ответ на одну из загадок фей — почему они легче всего идут на контакт с детьми? — просто очевиден. Ведь детские умы открыты, а сердца чисты. Именно эти качества и дают детям самые большие шансы при наличии большого желания и знании определенных правил превратиться в настоящих фей. Ответы, на волнующий многих вопрос: ? — вы легко найдете на нашем сайте.

В завершении нашей истории про то какие феи бывают, про их историю и загадки, дополняя размещеные выше красивые картинки настоящих фей предлагаем видео с новыми картинками и сказочно красивой музыкой. Вместе с автором фильма загляни в этот таинственный и волшебный мир и выбери какая фея ты.

Невероятные факты

Как думаете в вашем роду были феи?

Вы скажете, что это все сказки, но кельты верили, что у членов королевской семьи в родословной были феи , что возводило их в высший ранг в обществе.

Они должны были оберегать королевскую семью и будущее человечество.

Феи из кельтского фольклора не были похожи на крошечных, волшебных существ с крыльями. У них был облик человека, но они обладали магической силой и никогда не старели .

У них не было крыльев, что позволяло им ходить среди людей незамеченными.

Некоторые считали фей смертными, но они жили намного дольше людей , иногда доживая до сотен и тысяч лет.

Легенда о фее

Согласно поверьям, если ребенок рождался у матери-человека и у сказочного отца, он выглядел, как человек, но наследовал магические способности. Если же ребенок появлялся от матери-феи и отца-человека , он рождался в сказочном мире и был бесплотным.

По иным легендам феи крали малыша у людей и подменяли его на своего. Родители не подозревали о подмене и воспитывали ребенка с необъяснимыми способностями. Таких детей назвали эльфами.

А как вы считаете, в ваших жилах течет волшебная кровь? Вот, какими особенностями по поверьям обладали феи.

Как стать феей

1. У вас чарующий и чувственный взгляд.



Как только вы взглянете на человека, ему сложно от вас отвернуться. Другие говорили вам, что ваш взгляд приковывает, чарует и околдовывает.

Вам не нужно ничего говорить, чтобы покорить других, вы просто глубоко смотрите в их глаза и позволяете вашим чарам делать свое дело.

2. Вы необычны и притягательны



Другие описывают вас, как необычного, неординарного или уникального человека. Несмотря на то, что вы отличаетесь от остальных, вас считают очень привлекательной и притягательной.

3. Температура вашего тела чуть ниже нормы.



Ваша обычная температура тела может быть ниже, чем у окружающих людей. Либо у вас может быть нормальная температура, но при прикосновении к вам, вы кажетесь холоднее.

Но, несмотря на то, что ваша кожа прохладнее чем у других, людей это не отталкивает, а скорее успокаивает. Ваше кровяное давление также может быть ниже нормы.

4. Вы можете спать слишком много или слишком мало



Иногда вы можете спать всего несколько часов, но не страдать от бессонницы. Более того, вы спите столько, сколько нужно, и при этом чувствуете себя отдохнувшей и активной в течение дня. Бывает и так, что вы более активны ночью, и спите в течение дня.

Но в некоторых случаях вы можете очень много спать. Это связано с тем, что во сне вы чувствуете себя уютнее, чем в реальном мире. В конце концов, феи – существа мистические.

Добрая фея

5. Вам кажется, что вы не принадлежите этому миру.


У вас может быть ощущение, что вы пришли из далекого мира или с другой галактики. Хотя люди вам интересны, вы стараетесь избегать слишком тесного общения с остальными.

Чаще всего вы чувствуете себя отстраненной, думаете о путешествиях или новых местах.

6. У вас есть воображаемые друзья



Вам уютно разговаривать с воображаемыми друзьями, и вы часто ведете внутренние диалоги. Ведь вам приходится скрывать от людей свое сказочное происхождение.

7. Дети и животные вас любят



Это не зависит от вашего возраста. Вы не пытаетесь завоевать их любовь, а может даже избегаете контактов с ними. Но, тем не менее, маленькие и большие дети и животные всегда к вам тянутся.

8. Вы увлекаетесь сказками или духовными практиками



С раннего возраста вы увлекались сказками и фольклором. Вы любопытны и всегда хотели узнать больше, даже если это шло вразрез с вашим воспитанием. Возможно, вы даже талантливы в этих областях.

9. Вы слышите белый шум



У вас в ушах часто звучит белый шум. Этот звук нельзя объяснить, так как он не является отличительным, как звон, а скорее похож на ощущение.

Этот звук становится сильнее, когда вы предчувствуете будущее, или у вас возникает сильное интуитивное чувство, что что-то произойдет.

Существуют ли феи

10. Вы любите музыку



У вас есть сильная любовь ко всему, что связано с музыкой. Возможно, вы любите слушать музыку, петь, играть на музыкальном инструменте, сочинять песни или танцевать.

Вы считаете, что музыка – является лучшим способом выразить себя и справиться с эмоциями, с которыми вы сталкиваетесь в реальном мире.

11. Вы ощущаете спокойствие на природе



Именно на природе вы испытываете невероятное чувство покоя и уюта. Растения, цветы, деревья, насекомые, животные и вода помогают вам набраться сил и сосредоточиться.

12. Вы любите мечтать



Вы часто погружаетесь в свои мечты и теряетесь в них.

По правде говоря вас тянет в свой сказочный мир, в котором вам уютнее всего. Даже когда вы бодрствуете, вы часто отвлекаетесь и можете быть рассеянной.

13. Вы чувствительны к электромагнитным волнам



У вас повышенная чувствительность к различным частотам, включая Wi-Fi, мобильные телефоны и люминесцентные лампы. У вас могут возникать головные боли, стресс, сыпь, ощущение жжения и покалывания на коже, когда вы находитесь рядом с источниками электромагнитных волн.

14. Вы хотели бы помогать людям



Вас привлекает стезя целителя, и вы хотели бы дарить счастье и свет окружающим вас людям. Возможно, вас привлекают такие профессии как врач, медсестра, мануальный терапевт, массажист, психолог, ветеринар и другие.

Хотя феи чаще всего ассоциируются с Западной Европой (особенно с Британскими островами), подобные им существа — нимфы и дриады из классической мифологии, джинны из арабских сказок, пери из персидского фольклора — живут в преданиях различных народов мира.

Есть много теорий и мнений насчет этимологии слова «фея», которое восходит к латинским и французским источникам. Л. Спенс выразил уверенность, что «фея» имеет связь с fates (парками) в классической мифологии. Очевидно, что слово «фея» связано с латинским fata — судьба. Существительное fairy первоначально в английском языке значило волшебство, только позже стало употребляться для описания сверхъестественных существ.

Слово «эльф» является средневековой английской формой англо-саксонского слова aelf, родственно исландскому слову alfr, скандинавскому aIf и немецкому elf. Раньше слово «фея» использовалось как синоним «эльфа», но позже в фольклоре наметились различия.

Классифицировать волшебных человечков трудно из-за разнообразия их типов и мест обитания. Кроме того, на протяжении истории это слово претерпевало изменения, и в разное время могло трактоваться по-разному.

Выделяют четыре типа фееподобных существ:

1) волшебники;

2) существа, имеющие отношение к феям или обладающие их чертами;

3) существа, ассоциирующиеся с природой;

4) собственно феи.

Первую группу составляют волшебники и волшебницы со сверхъестественными способностями. Одни из них смертны, другие совершенно необычные существа или частично люди, -5 частично сверхсущества.

Вторая группа подразумевает монстров, демонов, существ, ассоциирующихся с феями или схожих с ними по каким-либо характеристикам. Джиннов из арабского фольклора тоже можно отнести ко второй категории. Они, как и феи, могут менять облик и крадут людей в свой мир. Некоторые относят в эту группу драконов и гигантов.

Следующая группа существ ассоциируется с животными или другими объектами мира природы. Это русалки, водяные, лешии, ведьмы.

Четвертая группа — самая важная, этих существ можно считать настоящими феями. Они живут либо группами, либо поодиночке, иногда привязаны к определенному месту или дому.

У некоторых общин фей не слишком организованная социальная структура, у других — строгая иерархия со своими королями и королевами. Группы с монархическим устройством содержат большой двор и поддерживают установленный порядок в своей стране, большую часть времени проводят в развлечениях: танцуют и поют.

Туата де Даннан (Ирландия) Племена богини Дану— наиболее известное поселение волшебных человечков с монархическим устройством. Туата де Даннан содержат богатый двор, любят пирушки и ведут праздный образ жизни. Иногда они устраивают пышные конные процессии. Считается, что все сказочные маленькие человечки Ирландии происходят от Туата де Даннан.

Представителей этого племени Туан МакКайрилл назвал кельтскими «богами», однако, назвать их богами можно только с натяжкой, несмотря на то что барды видели в них «самых красивых, самых изысканных в одежде и вооружении, самых искусных в игре на музыкальных инструментах, самых одарённых умом из всех, кто когда-либо приходил в Ирландию». «Книга Арма» (VIII в.) низводит это племя лишь до dei terreni, то есть сил земли, ведающих плодородием и водой, обитающих в холмах реках и озёрах. В таком понимании они именуются сидами, и сравниваются с фейри (феями) или эльфами.

«Всадники сидов». Джон Дункан, шотландский художник XIX в.


Карлики живут в подземных королевствах, у них есть свой король. У них морщинистая кожа и длинная борода, и, несмотря на свой маленький рост, они обладают большой силой. Многие из них уродливы, горбаты, с огромной головой, плоским носом и деформированными конечностями (а иногда с копытами), но есть и привлекательные карлики, с правильными пропорциями тела и приятной внешностью. Почти во всех легендах карлики — умелые ремесленники, чаще всего кузнецы. Они добывают руду и делают из нее мечи, копья и другие предметы, вкладывая в них волшебную силу.

В скандинавской мифологии alfar, или эльфы, имеют божественную природу. Прозаическая Эдда повествует о двух типах эльфов: темные эльфы, «чернее смоли», которые живут в земле, и светлые эльфы, «светлее солнца», живущие в доме эльфов.

Некоторые слывут хрупкими безобидными существами, другие вредные, причиняют зло человеку, например, стреляют стрелами с кремниевым наконечником.

Теперь поговорим о феях-одиночках. Некоторые из них сосуществуют с человеком, некоторые сторонятся людей. Домовые, дружественные существа, живут с человеком и выполняют некоторую работу по дому, например, помогают тесту подойти, заботятся о детях. Из них самые известные — брауни (от brown — коричневый), они одеты в лохмотья коричневого цвета. Если с ними хорошо обращаться, они могут выполнять различную работу, но если им что-то не нравится, они могут и напакостничать.

Если брауни покидает дом, то вместе с ним уходит удача. Еще одно похожее существо — Пэк, которого в елизаветинские времена называли Добрый Малый Робин. Банши - дух-одиночка, который своим воем предсказывает смерть членов семьи. Эльфы — сказочные сапожники, маленькие гротескные человечки, они носят кожаный передник, башмаки с серебряными пряжками и очки и избегают контактов с людьми. Если человек поймает эльфа, тот обязан показать, где хранит свои сокровища. Но нельзя сводить с него глаз даже на секунду, иначе он убежит.

Гномы и тролли более далеки от фей. Гномы — маленькие существа, которые живут под землей и охраняют сокровища. Слово «гном» часто используется как синоним эльфа или феи.

В скандинавской мифологии тролли — гигантские существа, ассоциирующиеся с подземным миром. Они живут в горных пещерах, выходят только ночью (солнечный свет превращает их в камень). Они поедают человеческую плоть и пьют кровь, но довольно глупы, и человек легко может их перехитрить.

Позже троллей стали считать карликовыми существами, которые селятся в пещерах или подземных жилищах. Карликовые тролли отнюдь не кровожадные монстры, они более умны и предпочитают красть женщин и детей, любят плясать, у них часто жены-красавицы и несметные сокровища.

Словом «гоблин» называют злых духов. Они чаще всего уродливы, гротескны, живут в темных сырых местах, обладают большой силой и хитры. Во французском фольклоре гоблины — домашние духи типа брауни, склонные к озорству.

В большинстве описаний волшебных человечков подчеркивается, что они имеют человеческую внешность, писатели говорят о них тоже как о людях. Однако некоторые из них имеют внешность животного или обладают способностью превращаться в зверей, другие совмещают черты человека и животного.

Например, Джимми Квадратная Ступня — полусвинья-получеловек; келпи — шотландское водяное существо, часто появляющееся в облике лошади; уриск с шотландского высокогорья — наполовину человек, наполовину козел. Бывает так, что феи выглядят как люди, но у них есть небольшие отличия: лесные жены Елле в скандинавском фольклоре — молодые привлекательные женщины, но у них необыкновенно впалый зад.

Феи могут менять свой облик. Более того, им приписывают способность становиться невидимыми. Их рост варьируется в различных преданиях. Некоторые феи выше человека, рост других лишь несколько дюймов или того меньше.

Хотя многие считают фей крылатыми существами, такому мнению нет подтверждения в современной науке. Возможно, такие ассоциации возникли тогда, когда ангелы считались преимущественно существами женского пола, скорее падшими духами, чем сверхъестественными созданиями. Люди в XIX в. часто представляли фей с прозрачными крылышками, о чем свидетельствуют произведения искусства того времени.

У фей зеленое одеяние, иногда и зеленые волосы и кожа. В елизаветинское время, судя по шекспировским произведениям «Сон в летнюю ночь» и «Виндзорские насмешницы», феи стали ассоциироваться с зеленым и белым цветами. Некоторые феи предпочитают другие расцветки и иногда носят довольно экзотическую одежду типа плаща из крыльев летучей мыши.

Феи также весьма преуспевают в строительстве. Они сами выращивают себе еду, но часто крадут пищу у человека или же получают ее в подарок. В Англии XVI в. существовал обычай выносить хлеб для фей. Особенно они любят молоко, масло и сливки.

Некоторые феи дружелюбны, другие открыто ненавидят человека. Впрочем, большинство фей не проявляют активной неприязни к человеку. Но они не выносят неуважения к себе и часто наказывают людей, нарушивших их моральные правила и табу. Например, нельзя называть фей по настоящему имени, нужно использовать различные уважительные прозвища: добрые человечки, добрый народ, крошечный народец и т.д.

Опасно вторгаться на территорию фей, они могут ущипнуть незваного гостя или причинить более существенный вред. В определенное время, преимущественно в середине лета, феи особенно активны, и человек, нарушивший границы их владений, подвергается серьезному риску.

Защититься можно с помощью креста или заклинания. А еще феи боятся железа.

Большинство волшебных человечков не видят ничего зазорного в краже, в том числе и людей. Они крадут женщин, которые ухаживают за их детьми, многие похищают красивых женщин и мужчин и используют их в качестве любовников.

Впрочем, люди и сами иногда охотно уходят вслед за феями и не желают возвращаться в свой мир. Феи часто крадут человеческих детей и оставляют взамен своего ребенка или старуху (в английском языке есть специальное слово для такой замены — changeling). Замена, как правило, уродлива, с плохим злым нравом.

Что касается страны фей, то мнения тоже различаются, как и по другим вопросам. Это место или земля, удаленная от мира людей. Страна фей может быть под землей, на острове, в лесу, в замке, в стране, примыкающей к человеческому миру. Как описывает лорд Дунсани, в этой волшебной стране краски ярче, воздух играет и светится, и все выглядит как наши цветы и листва, отраженные в июньской воде.

Посещение волшебной страны смертными связано с опасностью. Если люди съели там что-то, они могут никогда не вернуться. Те же, кто вернулся, могут на всю жизнь лишиться рассудка или вскоре умрут.

В стране фей время течет гораздо медленнее. Несколько часов там равнозначны нашим нескольким годам. Поэтому считается, что феи бессмертны или, по крайней мере, живут очень долго. Человек, попавший в волшебную страну, тоже не стареет, но по возвращении все встает на свои места.

«…Я бы с феями дружил.
Я бы жизнь свою прожил
Среди милых этих фей,
В поле, где цветет шалфей».

(Р.Л. Стивенсон, пер. М. Лукашкиной)

Феи - одни из самых популярных сказочных созданий. Легкокрылый образ маленьких существ прослеживается в легендах большинства народов. Кажется, вы все про них знаете - летают, проказничают, крохотные, дружат с природой, скрываются от людей.

Но все ли это? Перед вами 10 интересных и не очень известных фактов о феях, которые смогут вас удивить. А маленькую любительницу - и подавно!

Факт № 1: Феи любят все блестящее

От роскошных ювелирных украшений до новогодних елочных игрушек: феи просто обожают все блестящее и легко отвлекаются на разнообразные сверкающие предметы. А некоторые феи и сами сверкают , как драгоценности!

Факт № 2: Феи обожают музыку и танцы


Больше всего на свете феи любят петь и танцевать, и делают это они просто превосходно. Вот только людям не стоит слушать эту чарующую музыку и пускаться в волшебные танцы: так увлечет и закружит, что остановиться будет попросту невозможно.

Факт № 3: Феи боятся железа


Большинство фей, да и многие другие волшебные создания боятся всего железного. И не просто боятся, а не могут без боли касаться металлических предметов. Так что, если при вас кто-то шипит от прикосновения к железу, знайте, перед вами точно фея. Или другое магическое существо.

Факт № 4: Цвет глаз фей может меняться вместе с погодой


У некоторых фей связь с природой столь сильна, что даже глаза меняют цвет в зависимости от того, что творится на улице. Идет дождь? Глаза феи станут ярко-синими. Все завалено снегом? Прекрасный зеленый цвет приобретут радужки глаз феи. А у некоторых фей и вовсе настоящие звезды в глазах!

Факт № 5: Фей фотографировали


Эти первые фотографии фей были сделаны в 1920-м году. Две англичанки, Френсис Гриффитс и Элзи Райт, сфотографировали друг друга вместе с феями и вызвали этим споры, которые не утихают по сей день. Периодически «поддельность» этих фото вновь доказывают, а потом снова опровергают.

А несколько лет назад одна жительница Лондона тоже случайно сфотографировала странное создание. Так до сих пор никто и не установил, что это и кто это. Но мы-то с вами знаем?


И не стеснялся об этом громко говорить. Помимо сэра Артура Конан Дойла, в фей официально верили другие известные люди - например, уважаемый маршал авиации лорд Даудинг. Про реальность существования фей писали и многие специалисты по кельтской мифологии, например, Эван Венц. В общем, если вы верите в фей - у вас отличная компания!

Факт № 7: Больше всего фей любят в Англии


Британские острова - фактически «родина» всевозможных фей. И фотографии, и сказания, и новости тоже в основном приходят из Англии. Конечно, в сказаниях других стран подобные существа встречались, но гораздо меньше и не с такой степенью важности. А вот в Британии - самый пик.

Факт № 8: Видов фей очень много


В самом деле, симпатичный образ с крылышками - распространенный, но далеко не единственный. Феи могут быть и ростом с человека, и без крыльев, и страшненькие, и странные. К малым народам относят также разнообразных домовых, карликов и прочих сказочных существ, весьма далеких от устоявшегося милого образа. И все они - феи.

Факт № 9: Феи могут быть очень опасны


В легендах сплошь и рядом встречаются истории о том, как кто-то пострадал из-за фей - потерял имущество, был похищен или погиб. Воровать младенцев так вообще было у фей обычным делом: так они пополняли свой род, подкидывая людям «подменышей». В общем, злить фей - очень, очень плохая затея. Малефисента, кстати, тоже фея. Но и большинство из этих созданий все-таки добрые и светлые!

ВСЕ СЕРИИ «ЛЕСНЫХ ФЕЙ ГЛИММИЗ» ОНЛАЙН

Факт № 10: Существует «Эффект Динь-Динь»


В театральных постановках «Питера Пэна» зрителей частенько просили хлопать, спасая фею Динь-Динь от смерти силой своей веры. Этому явлению дали название «Эффект Динь-Динь» - когда что-то существует, пока в это верят. Вы смотрели мультфильм «Хранители снов»? Там как раз сюжет на этом построен.

Есть еще «Обратный эффект Динь-Динь» - когда всеобщая вера подвергает что-то опасности. Например, если в обществе верят, что управлять автомобилем легко и безопасно, водители становятся менее бдительными, а на дорогах становится опаснее.

Верьте только в хорошее! А мы напоминаем, что относятся к самому милому и доброму виду этого прекрасного народца, стоят на защите интересов животных и сияют в темноте, принося радость и свет в любой дом.



 

Возможно, будет полезно почитать: