История мальтийского ордена от создания до начала великой осады. Государство Мальтийский орден

История Мальтийского Ордена от создания до начала Великой Осады

Земля Палестины, где жил, умер и воскрес Иисус, всегда считалась Святой Землёй. Столетиями люди с запада совершали паломничество к Гробу Господню и другим святым местам. Даже когда Иерусалим первый раз попал в руки мусульман в VII в., и для паломников, особенно индивидуальных, возникли препятствия, паломничество продолжалось. Для таких паломников Карл Великий открыл в Иерусалиме приюты. Однако в начале XI в., с приходом новых мусульманских властителей, ситуация изменилась. С паломниками стали плохо обращаться и всячески их беспокоить. В конце концов, халиф Хаким Фатимит, фанатик и безумный тиран, в 1009 г. сравнял Гроб Господень с землей и разрушил все христианские святыни.

Через тридцать лет после смерти Хакима нескольким купцам из Амальфи (в Италии) удалось восстановить приюты и церковь Гроба Господня. Однако, препятствия на пути паломников и христиан в Палестине устранены не были. Такая ситуация будоражила Европу, и многие европейские князья – авантюристы, подстрекаемые пламенными призывами английского проповедника Петра Пустынника и Папы Урбана II, соблазнялись отправиться в Крестовый поход и отбить святые места у сарацин. Первая попытка Крестового похода, предпринятая в 1096 г., окончилась печально, но следом выступило новое войско и продолжило борьбу в 1097 г. На этот раз поход был удачным и через два года Иерусалим пал к ногам христиан.

Такой удачный поворот событий вдохновил амальфианскую конгрегацию превратиться в «госпитальеров», служителей иерусалимского бенедиктинского госпиталя, посвященного святому Иоанну Крестителю, и сплотиться вокруг своего лидера – брата Герарда Саксонского. Он был бенедиктинцем, расширившим конгрегацию и превратившим ее в Орден Святого Иоанна Иерусалимского (1110-1120 гг.). Благодарные лорды и князья, излечившие свои раны в госпитале, вскоре стали помещать часть своего имущества во вновь основанный Орден, не только на месте, но и в дочерние отделения, позднее образовавшиеся в разных частях Европы. В 1113 г. Папа Паскаль II взял Орден под свое покровительство и в награду за его служение придал ему в лице брата Герарда новый более воинственный статус. Подлинный документ, удостоверяющий этот важный момент в истории Ордена, находится в Мальтийской Библиотеке. В нем написано: «Папа Паскаль II жалует своему почтенному сыну Герарду, основателю и провосту Госпиталя в Иерусалиме, грамоту об учреждении Ордена Госпиталя Святого Иоанна Иерусалимского по ту и эту стороны моря, в Европе и в Азии».

С возобновлением войны с сарацинами некоторые рыцари Ордена стали воинами, они вместе с новыми последователями сформировали основу Ордена Рыцарей Храма или тамплиеров. Этот Орден вскоре получил большую силу и значимость, когда его рыцари были призваны для непосредственной борьбы с мусульманами. Многие форты и замки, построенные тамплиерами в Палестине, Сирии и Иордании за годы этой борьбы, сохраняли важное стратегическое значение.

Тем не менее, Крестовый поход 1147 г. закончился неудачей, и необходимые силы для следующего собрались только к 1189 г. В этот раз среди прочих лидеров находился король Ричард I Английский , названный вскоре Львиным Сердцем, благодаря которому, в основном, и был достигнут успех. Однако распри между вождями вредили Ордену больше, чем усталость от сражений. Рыцарская доблесть, лежавшая в основе Крестового похода, начала тускнеть, и скоро Ричард остался один в своей борьбе. Его твердость и стремление к поставленной цели, вместе с огромной энергией и самопожертвованием привели к победе в битве при Акре. Однако это было последним, что он смог сделать. Вскоре Ричард покинул Палестину, и его отъезд означал конец всего Крестового похода.

После перемещения тамплиеров на Кипр в 1191 г., рыцари госпитальеры, больше занимавшиеся уходом за ранеными и больными, взяли в руки оружие, чтобы защитить паломников на их пути в Святую Землю. Упрочил военное значение Ордена его второй глава Раймон де Пюи. Он первым стал именоваться Гроссмейстером (1125-1158 гг.) и продолжил наращивать силу, влияние и власть Ордена. Теперь Орден стал носить характер рыцарского, но его члены давали три монашеских обета: целомудрия, послушания и бедности.

Однако, после того как мусульмане, развернув очередные активные действия, в 1291 г. захватили последние владения христиан, и пребывание в Палестине стало невозможным, Орден переместился на Кипр. Однако это было неудачным решением, поскольку на Кипре у Ордена не было возможности реорганизоваться и совершенствоваться. Более того, ситуация ухудшалась тем, что тамплиеры, перебравшиеся на остров столетием ранее, были охвачены жаждой власти, исповедовали идеи масонства, плели тайные интриги, идя вразрез с идеалами Ордена. Все это заставляло Рыцарей Ордена искать новое пристанище.

Потребовалось для этого 19 лет, и в 1308 г. они нашли идеальное место на византийском острове Родос и добились территориальной независимости. Через год после переезда Рыцарей Святого Иоанна на Родос, в 1309 г. тамплиеры настолько погрязли в своих интригах, что их организация была запрещена, а пять лет спустя, в 1314 г. их последний гроссмейстер Жак де Моле был сожжен в Париже. Госпитальеры унаследовали заметную часть их имущества. Однако более важным являлось то, что Орден Святого Иоанна получил возможность привлекать молодых европейских аристократов и двигаться вперед, проведя необходимую реорганизацию.

Орден получил Родос - очень плодородный и один из наиболее прекрасных островов Средиземноморья. Другим важным фактором было то, что его геологическая структура представляла много мест, где рыцари могли строить необходимые укрепления, а также большое количество крепкого строительного материала. С поселением на новом месте, тогдашний Гроссмейстер, Фуке де Вийаре (1305-1319 гг.), вполне справился с реорганизацией, и Орден продолжал развиваться, базируясь на тех же старых обетах целомудрия, послушания и бедности.

Рыцари Ордена разделялись на пять групп. Первыми были Рыцари - Воины Справедливости (Military Knights of Justice) , преобладавшие в Ордене. Все они являлись аристократами, по крайней мере, в четвертом поколении, что подтверждалось тем, что это были сыновья известнейших фамилий Европы. Их всех без исключения призывали в Орден только после внимательного рассмотрения. Кандидаты, прошедшие испытание, проходили обряд посвящения в Рыцари с большой помпой. В сопровождении Рыцаря Большого Креста, проводившего их посвящение, они проходили с непокрытой головой в оружейную палату и облачались соответственно их новому статусу. Их товарищи приглашали их в зал Подворья, где они садились на ковер, постеленный на земле, и получали хлеб, соль и стакан воды. Рыцарь, возглавлявший церемонию, позднее в честь новых Рыцарей и их друзей давал банкет, также позволявший почувствовать аскетизм, соответствующий церемонии. Новые посвященные на год становились послушниками, после чего привлекались Конвентом – главной структурой Ордена для военной службы. Каждый год службы носил названия «караван». После трех таких «караванов» Рыцарь получал, по крайней мере, на два года место в Конвенте. Выполнив подобным образом свои обязанности в Ордене, Рыцарь был волен вернуться домой в Европу, но мог быть вызван Гроссмейстером в случае необходимости. Рыцари из первой группы могли выдвинуться на высокие должности Бейлифа, Командора или Приора.

Вторая группа Рыцарей оставалась для духовной службы в качестве Капелланов Послушания (Chaplains of Obedience). Обычной для них являлась служба в госпиталях или орденских церквях, однако, они полностью не освобождались и от службы в «караване». Эти Рыцари могли быть избраны на должность Приора или даже Епископа Ордена.

Третью группу составляли Служащие Братья (Serving Brothers), призывавшиеся для военной службы из уважаемых, но не обязательно аристократических родов.

Четвертую и пятую составляли Почётные Рыцари, различавшиеся по степеням Рыцари - Магистры (Magisterial Knights) и Светлейшие Рыцари (Knights of Grace), избиравшиеся Гроссмейстерами.

Другая классификация основывалось на национальности, по которой Рыцари принадлежали к одному из восьми «Языков». Это были: Арагон, Овернь, Кастилия, Англия (с Ирландией и Шотландией), Франция, Германия, Италия и Прованс. Наличие трех французских «Языков» было неслучайным, поскольку французы численно значительно преобладали в Ордене.

Руководство осуществлялось Гроссмейстером, избиравшимся Рыцарями на основании многолетней успешной службы на высших должностях. Гроссмейстер был также Президентом Верховного Совета, в состав которого входили также: Епископ Ордена, Приоры, Бейлиф, Рыцари Большого Креста и Деканы «Языков». В то время как Верховный Совет исполнял обычные административные функции, Общее Собрание членов Ордена созывалось раз в пять лет, а иногда и раз в десять лет. Об этих собраниях сообщалось за год, что давало возможность «Языкам» и отдельным Рыцарям подготовить к рассмотрению проекты реформ.

Эмблемой Ордена был восьмиконечный крест, введенный Гроссмейстером Раймоном де Пюи, символизировавший восемь добродетелей (Beatitudes), четыре стороны креста также означали четыре добродетели: Благоразумие, Умеренность, Мужество и Справедливость. Клятвы, даваемые Рыцарями при вступлении в Орден, придавали ему религиозный характер. Новопосвященные должны были обнять и поцеловать друг друга в знак дружбы, мира и братской любви. Отныне они именовали друг друга «братьями».

С переходом Родоса от византийцев в управление Ордена, Рыцари начали добиваться признания своей независимости. Все христианские силы и католические нации стали рассматривать Орден в его полном определении как Суверенный Военный Орден Святого Иоанна Иерусалимского. В связи с этим Гроссмейстер стал именоваться Князем Родоса. Орден продолжал расти в более мощную и богатую организацию знати, связанной целибатом и обязательствами помогать бедным, лечить больных и вести постоянную войну против мусульман в Средиземноморье. Эту последнюю клятву соблюдать неукоснительно было невозможно, поскольку, располагаясь на острове, Рыцари не могли продолжать успешные операции на суше. Несмотря на это, они продолжали запасать и сохранять своё вооружение, включая кольчуги и пластинчатые доспехи, как самих себя, так и для своих лошадей. Каждый Рыцарь имел трех лошадей: боевую, скаковую и вьючную, а также содержал слуг, несших щит и знамя. Помимо того, Рыцари вскоре начали строить больше галер и других судов, что делало возможным усилить атаки на вражеские морские пути из Турции и вблизи неё. Через некоторое время Рыцари приобрели мореходный опыт и другие способности, позволявшие им превратиться в христианских корсаров.

Хотя дух Крестовых Походов был надолго утрачен, и христианские государства стали поддерживать мирные отношения с мусульманами и монгольскими захватчиками, Орден никогда не покидало чувство опасности для христианства, и он соблюдал свою клятву бороться с исламом, вне зависимости от наличия или отсутствия союзников. Первой морской операцией на счету Родосских Рыцарей стало уничтожение в 1312 г. малым отрядом, возглавляемым самим Гроссмейстером Фуке де Вийаре, ранее бывшим одним из адмиралов Ордена, 23 турецких каботажных судов. Вскоре, соревнуясь с ним, Главнокомандующий (Grand Commander) Альберт Шварцбург, поддержанный генуэзскими корсарами повел объединенный флот из 24 галер и победил 50 турецких судов из Эфеса. Не прошло и года, как он же с восемью судами Ордена и шестью генуэзскими галерами разгромил флот из 80 турецких судов.

В 1334 г. в Авиньоне был заключен союз между королем Франции, Венецией, флотом Папы и королем Кипра для попытки под знаменем Рыцарей Ордена разжечь огонь Крестового Похода. Между тем, они в морском сражении уничтожили турецкий флот в заливе Смирны и принудили сам город к сдаче. Казалось, что XIV в. каждая из наций на стороне христиан стремилась броситься на мусульман, а орден возглавлял эти акции или предоставлял свои корабли. Галеры Рыцарей Ордена, на которых они совершали стремительные и бесстрашные атаки, не допуская возможности поражения, были популярны в Европе. Сообщения об их подвигах публиковались на больших листах в Неаполе, Марселе и Венеции и становились легендарными. Но для галер требовались сильные люди. Они заполнялись рабами-гребцами, воинами, моряками, а также нагружались вооружением и провизией, так что часто негде было лечь спать. Не было защиты от палящего солнца, дождя и морской воды. Залитые во время внезапного шторма продукты становились негодными к употреблению, люди болели. После успешных операций, галеры становились еще более переполненными пленниками и трофеями. Подвиги Ордена тех времен продолжали удивлять, даже учитывая ослабление Ордена в противостоянии могуществу ислама. В 1347 г. Фра Арнальдо де Перес Торес Каталонский сжег сотни турецких судов у Имброса. Десятью годами позже объединенный флот Ордена и Венеции под командованием Раймона Беренже, (будущего Гроссмейстера в 1365-1374 гг.) уничтожили 35 мусульманских судов. В 1361 г. один из адмиралов Ферлино д’Айраска во главе эскадры с помощью христианских корсаров захватил Адалию. Но наибольший успех пришел в 1365 г., когда только с 16 галерами он разграбил Александрию.

Не все акции Ордена носили исключительно военный характер. Рыцари часто становились христианскими корсарами, атаковали и захватывали мусульманские суда, возвращавшиеся в свои порты с грузами специй, шелка, золота и драгоценных камней. Добыча захватывалась, экипажи превращались в рабов для галер. В 1393 и 1399 гг. галеры Ордена прорывались в Черное море и атаковали осиные гнезда мусульманских корсаров, давно здесь существовавшие. В первый раз Рыцарей постигла неудача, они потеряли Гроссмейстера Эредиа и многих Рыцарей, попавших в руки врагов. Однако, со второй попытки успех был достигнут.

Однако, все эти вылазки, какой бы ущерб они не наносили флоту мусульман и их гордости, не могли препятствовать неуклонному нарастанию их мощи в XV в.

Началом перелома стал захват египетскими мамелюками Кастельроссо - изолированного поста Рыцарей в 1440 г. Враги на 19 судах обложили сам Родос, однако Рыцари в главе с Гроссмейстером Жаном де Ластиком (1437-1454 гг.) отразили атаку и преследовали противника до Анатолии, где высадились на берег и перебили 700 человек. В 1444 г. была произведена новая попытка осадить Родос, которую Рыцари также отбили. Однако, в этот момент над христианством нависла угроза со стороны турок под предводительством Мехмеда II Фатиха Завоевателя. Начав с захвата Константинополя в 1453 г., он за четыре года захватил также острова Кос, Лемнос и Лесбос.

Эти успехи мусульман создавали вокруг Родоса ряд потенциальных баз для атаки на остров и штаб-квартиру Рыцарей. В 1462 г. Общее Собрание Ордена специально собралось для обсуждения этой ситуации. Вывод был такой, что Родос хорошо укреплен и эти укрепления являются хорошей поддержкой для флота. Два года спустя Папа попытался поднять объединенный флот против мусульман. Однако, вследствие внутренних разногласий все христианские державы отказались. Отныне Орден оставался один перед лицом исламской угрозы.

В 1480 г. Родос снова был осажден, но рыцари сумели выстоять, хотя и понесли значительные потери.

Орден получил передышку, когда после смерти Мехмеда II в 1481 г. его сыновья начали бороться друг с другом. Под руководством Гроссмейстера Пьера д’Обюссона (1476-1503 гг.) Рыцари использовали это время для укрепления своих сил, насколько это было возможно. Подтверждением этого стал захват Адмиралом Людовикусом ди Скаленге большого числа турецких судов в 1502 г. Пятью годами позже Орден добился своей величайшей победы в беспощадной битве с объединенным мусульманским флотом у Александретты. Однако это была последняя победа Рыцарей и конец пребывания Ордена на Родосе, продолжавшегося более двух столетий.

Сулейман Великолепный , внук Мехмеда II , могущественный султан османов ни на минуту не забывал об Ордене. Он всегда восхищался доблестью Рыцарей и после воцарения на троне уважительно относился к ним и к их новому Гроссмейстеру Филиппу Вийеру де л’Иль Адаму (1521-1534 гг.). Однако такие чувства не мешали ему продолжать дело своих предков, стремясь сбросить Рыцарей с Родоса. Он выждал время, собирал силы и начал свою атаку на Родос в 1522 г. Флот Ордена в этот момент находился в состоянии переподготовки и был ослаблен. Чтобы не распылять силы, л’Иль Адам снял своих рыцарей с кораблей и укрепил гарнизон острова. Сулейман осадил Родос. Огромной турецкой армии противостояло 600 рыцарей и около 7000 солдат. После полугода осады, истощенные и полуголодные Рыцари, потерявшие большинство солдат и 240 «братьев», преданные одним из них, д’Амаралом, были принуждены капитулировать на рождество 1522 г. Отважная оборона разбудила благородство Сулеймана , и он не только разрешил Гроссмейстеру вместе с оставшимися Рыцарями беспрепятственно покинуть Родос, но и оказал им почести, когда они уходили с острова на свои галеры.

Орден был побежден, но не обесчещен. Его высокий престиж был сохранен, и хотя Орден находился в расстройстве, это давало шанс восстановиться и продолжить борьбу. Но было одно неотложное дело – найти новое пристанище.

Император Карл V Испанский, носивший и корону Священной Римской Империи, под властью которого находились также Кастилия, Арагон, Бургундия, австрийские владения дома Габсбургов, Нидерланды, Люксембург, Сардиния, Сицилия, большая часть Италии и испанские владения в северной Африке и Новом Свете, пригласил Орден Святого Иоанна использовать Сицилию в качестве временного пристанища в поисках нового дома.

Рыцари водрузили своё знамя в своём временном монастыре в Сиракузах. Они взяли с собой всё, что смогли забрать с Родоса, включая галеры, многие из которых находились в частной собственности рыцарей. И Орден, и отдельные рыцари для постройки своих крупных судов использовали различные европейские верфи, и случилось так, что 1 января 1523 г., когда произошла эвакуация с Родоса, в Ницце была спущена на воду каракка «Санта Анна», которая была построена для Ордена. Она была отправлена в Сиракузы и присоединилась там к остаткам флота. Будет нелишним подробнее рассказать об этой каракке, поскольку ей пришлось сыграть немаловажную роль в истории Ордена.

Каракки были тяжелыми судами, использовавшимися для перевозки войск и снаряжения, а также прочих грузов, которые нельзя было перевозить на галерах. Они были, конечно, не столь подвижны и быстры, однако лучше вооружены, что делало их очень полезными как дополнение к основному флоту. «Санта Анна» имела 132 фут. (40,2 м) в длину и 40 фут. (12,2 м) в ширину, надпалубные надстройки возвышались над ватерлинией на 75 фут. (22,9 м). Она могла принимать на борт 4 т. грузов и запасы для полугодичного плавания. Помимо всего прочего, на этом судне были мастерская для обработки металла, пекарня и церковь. Вооружение составляли 50 длинноствольных пушек и большое число фальконетов и полупушек, арсенал вмещал личное оружие для 500 человек. Судно имело экипаж из 300 человек, но могло разместить дополнительно еще до 400 легких пехотинцев или кавалерию. Однако, наиболее важной особенностью «Санта Анна» была металлическая обшивка, устойчивая к пушечным ядрам. Это было первое судно, вооруженное и защищенное подобным образом в те времена. Орден имел также еще три другие каракки: «Санта Катерина», «Сан Джованни» и «Санта Мария», захваченную ранее у мусульман.

Поскольку все Рыцари не могли собраться в Сиракузах, возникли и другие временные лагеря, организованные в Кандии, Мессине, Чивитавеккиа, Витербо, а также в соседней Франции в Вильфранш и Нице. Периодически совет собирался в Сиракузах на борту «Санта Анна». Естественно, наиболее часто обсуждаемым вопросом на этих встречах были поиски нового пристанища. Однако Гроссмейстер де л’Иль Адам полагал, что до того, как искать новое место, следовало найти помощь и поддержку для атаки и освобождения Родоса. В поисках такой поддержки он переезжал от одного европейского двора к другому. Поскольку представительство французских Рыцарей в Ордене было наибольшим, первым обратились за помощью к королю Франции. Однако, Франциск I больше был заинтересован получить поддержку Сулеймана против своего противника – Карла V . Куда бы ни обращался л’Иль Адам, он всюду получал отказ. Казалось, что хотя уважение к Ордену сохранялось, однако популярностью он уже не пользовался. Возможно потому, что Орден, сохранявший верность Папе и своей клятве сражаться только с неверными, не мог быть полезен для решения чьих-либо национальных интересов. Тем более, что национализм в то время становился главной доминантой в европейских делах. С другой стороны, вся Европа содрогалась от страха перед Сулейманом Великолепным , который за время своего правления, не только покорил народы Персидского залива и побережья Красного моря, но также достиг со своими армиями Белграда и Будапешта, выведя свою Оттоманскую Империю на вершину славы. Лишь когда л’Иль Адам добрался до короля Англии Генриха VIII , он получил несколько иной ответ. Его позиция не отличалась от прочих, к тому же английский монарх собирался жениться и по своим матримониальным делам тогда уже начал свою тяжбу с Папой, поэтому Орден предстал в Англии в дурном свете. Однако, Генрих VIII с большим почетом принял л’Иль Адама в дворце Сент Джеймс и в конце передал ему оружие и амуницию на сумму 20000 крон. Сумма была значительной, но это было очень небольшой помощью для проекта, поскольку Гроссмейстер ожидал помощи судами и войском. Позже 19 орудий, данных королем Англии, были взяты на Мальту Рыцарем сэром Джоном Саттером в январе 1530 г., а потом использовались для защиты Триполи. Недавно одно из этих орудий было поднято со дна гавани Фамагусты (Кипр). Оно было идентифицировано, поскольку вместе с эмблемой Тюдоров имело и герб Гроссмейстера.

Л’Иль Адам вернулся на Сицилию очень разочарованным. Он понимал, что придется оставить планы атаки на Родос, а также то, что Рыцари все больше стали интересоваться мирскими делами и нарушать обеты. Праздность влекла их организацию к упадку. Он понял, что если новый дом не будет в скором времени найден, Орден, скорее всего, распадется.

О его волнениях и разочаровании, разделяемых и Рыцарями, стало известно и Карлу V . После нескольких лет пребывания Ордена на Сицилии ему казалось неудобным оставлять Рыцарей без своего внимания. Тогда кто-то убедил его передать Ордену Мальту и соседний остров Гоцо. Император был склонен согласиться. Он знал, что эти пустынные скалистые острова, лишенные растительности, со скудными почвами и недостатком воды он не мог как-либо использовать. Однако, он хотел получить что-нибудь взамен. Он не имел в виду деньги, но хотел сбросить со своих плеч тяжелую ношу. Мальта всегда была мишенью для пиратских рейдов, что делало обладание ей еще более бесполезным. Но еще большую головную боль ему приносил Триполи, и он прилагал большие усилия для поддержки этого христианского анклава среди мусульманских государств Северной Африки. Почему бы не передать его защиту рыцарям в качестве оплаты за переселение на Мальту? Эта идея пришла к нему и была им предложена Ордену.

Л’Иль Адам не обрадовался такому предложению. Он сразу понял, какие проблемы оно принесет. Но он не отказался окончательно. Время шло быстро, и даже само его пребывание на Сицилии зависело от расположения императора. Наконец, он попросил время для того, чтобы собрать сведения о Мальте. Однако, когда он их получил от экспедиции, незамедлительно отправленной на Мальту, то был еще более встревожен. Остров Мальта, как сообщалось в рапорте, является горой из мягкого песчаника около семи лиг (30 км) длиной и трех-четырех шириной (15 км). Ее пустынная поверхность покрыта 3-4 футами (ок. 1,5 м) почвы, очень каменистой и непригодной для земледелия. Где это возможно, мальтийцы выращивают хлопок и тмин, которые они меняют на зерно, а также культивируют некоторые фрукты. За исключением нескольких родников, здесь нет проточной воды, и 12 тыс. жителей на Мальте и еще 5 тыс. на Гоцо – по большей части крестьяне, живущие в примитивных деревнях. Здесь есть только один город, являющийся столицей. Для защиты существуют только два замка, где обитатели находят убежище во время пиратских набегов. Представленная мрачная картина имела только одно светлое пятно, рапорт убеждал, что остров Мальта имеет две обширные гавани, способные вместить большое количество галер. Это давало военно-морским силам Ордена хорошие базы, а л’Иль Адам не мог не думать о том, что имущество Ордена теперь могло пополняться в основном за счет корсарства. Это требовало кораблей и, соответственно гавани. Это обстоятельство было единственным позитивным в его раздумьях. Тем не менее, л’Иль Адам не принял бы предложения императора при других обстоятельствах, но теперь они оказывали большое давление на его решение. Другое обстоятельство, на которое нельзя было не обратить внимание, заключалось в том, что некоторые Рыцари уже начинали покидать Конвент, возвращаясь в ослабленные дочерние отделения (Командории) в Европе, и это могло служить первым признаком дезинтеграции Ордена. Оскудение Ордена не оставляло выбора, л’Иль Адам принял предложение.

Документ в виде рескрипта Карла V , в настоящее время представленный в Национальной библиотеке Мальты, предоставленный л’Иль Адаму, гласил: «передаются Рыцарям для того, чтобы они могли свободно исполнять свою Священную Обязанность на благо всего христианства и применять свои силы и войска против вероломных врагов Святой Веры, - острова Мальта, Гоцо и Комино в обмен на предоставление ежегодно на день Всех Святых (1 ноября) сокола Карлосу, вице-королю Сицилии». Подразумевался и обязательный, хотя и не отмеченный специально, сомнительный «подарок» в виде Триполи.

Когда мальтийцы узнали об этом, они были справедливо возмущены, так как в 1428 г. король Альфонсо V Арагонский подтвердил их старинные привилегии, заплатил 30000 золотых флоринов, сумму, за которую нуждающийся монарх заложил острова дону Гонсальво Монрою, и клялся на четырех Евангелиях, что Мальтийские острова никогда не будут переданы другому владельцу. Довольно забавно, что эта Великая Грамота Мальтийских Вольностей в настоящее время также представлена в Мальтийской библиотеке рядом с упомянутым рескриптом Карла V . Мальтийцы послали посольство с протестом к вице-королю Сицилии, но когда оно прибыло, галеры Ордена уже были в Сиракузах, а Гроссмейстер л’Иль Адам уже был обличен властью над Мальтой через своего представителя - бейлифа. 26 октября 1530 г. Гроссмейстер л’Иль Адам и его Рыцари отбыли на каракке «Святая Анна» к Большую Гавань Мальты, к их новому дому.

Большая часть мальтийского населения тогда переживала трудные времена. Их жизнь была рутинной изнурительной борьбой за существование, сопровождавшейся постоянными нападениями мусульманских корсаров, захватывавших людей в рабство. Этим людям было все равно, кто управлял их страной. Однако было также меньшинство, включавшее большинство знатных фамилий и граждан, выросших свободными, которое быстро осознало, что с приходом Рыцарей они могут потерять свои политические права. Они сразу начали смотреть на Рыцарей с подозрением. Такая позиция мальтийцев тоже отразилась в подмеченной мальтийским историком «надменности Рыцарей», прибывших на Мальту. Скорее всего, это можно объяснить тем, что одни ожидали прибытия Рыцарей, увитых лаврами многочисленных подвигов, но быстро распространялась и молва о том, что многие из них нарушали свои обеты и целибат, склонялись к масонству, как это произошло с тамплиерами. Такие представления частично поддерживались и духовенством, опасавшимся новых правителей, находившихся под прямой протекцией Папы. Кроме того, многое из своего имущества Рыцари не взяли на Мальту, они привезли только святую икону, содержащую руку св. Иоанна, серебряный крест для процессий, хранящийся в соборе Мдины, и некоторые ритуальные облачения и предметы. Наиболее важные вещи, которые они не могли оставить и которые прибыли с ними, ныне хранятся на Мальте. Предполагалось, что Рыцари начнут все сначала. И они начали.

Более 400 лет мальтийцы управляли страной сами посредством автономной коммуны, называвшейся Университа, представленной четырьмя членами, носивших звание «Джиурати» (высших членов муниципалитета) под председательством Капитана Жезла (della Verga). Он так назывался из-за жезла, который всегда носил перед ним паж, а также по-арабски именовался титулом Хакем. Эта должность была выборной, однако стала практически наследственной в семействе Де Нава, хозяев форта Сан-Анджело. Наличие парламента должно было гарантировать привилегии мальтийцев, и они надеялись, что такое положение не будет изменяться.

Гроссмейстер л’Иль Адам официально вступил во владение Мальтой в Мдине, средневековом городе, бывшем тогда столицей острова. Процедура инвеституры была проведена с большой помпой и церемониями, в которых принимали участие также и важные члены мальтийского общества. Но кульминация наступила, когда л’Иль Адам проследовал к городским воротам под балдахином, который несли Джиурати, и присягнул на великом кресте собора и кресте Ордена сохранять привилегии и обращаться с островами, как было обещано королем Арагона и Сицилии. После этого Капитан Жезла преклонил колени, поцеловал Гроссмейстеру руку и передал серебряные ключи. Это означало, что ворота города открыты, и Гроссмейстер мог войти в них под салют и звон колоколов.

Мдина была единственным мальтийским городом. Ее название означало по-арабски укрепленный город. Но в 1428 г., после того, как мальтийцы выразили недовольство своему владетелю королю Арагона и Сицилии Альфонсо V по поводу того, что он, нуждаясь в деньгах, заложил остров своим аристократам, король принял их протест и подтвердил их старинные привилегии. По этому случаю он назвал Мдину «благородным драгоценным камнем в своей короне», и мальтийцы стали именовать свой город Нотабиле, хотя название Мдина сохранилось в обиходе.

Предполагалось, что Рыцари сделают единственный город своей штаб-квартирой. Но вместо этого, они обосновались в Биргу, маленькой деревушке, находящейся, однако, на берегу Большой Гавани под защитой форта Сан-Анджело. Они сделали свой выбор, поскольку в Биргу могли держать свои корабли и морские службы под рукой на случай необходимости. Хотя деревня Биргу была неудобной и неприспособленной для их построек, Рыцарей это не остановило, и они незамедлительно стали делать все необходимое. На узких улочках Биргу они начали строить свои Подворья, по одному для каждого Языка. Где это было возможным, они арендовали помещения, как делали это на Родосе. Также они продолжали возводить укрепления и оснащать их на случай возможного нападения. Биргу уже располагала великолепной церковью Св. Лаврентия, возведенной в 1090 г. при дворе Роджера Нормандского и украшалась все эти годы. Рыцари превратили ее в главную церковь Ордена.

Л’Иль Адам, понимая необходимость оборонных сооружений, начал работы по усилению форта Сан-Анджело. Эта крепость, защищавшая Большую Гавань, служила этой цели еще при карфагенянах, а потом и при римлянах, византийцах, норманнах, анжуйцах и арагонцах. Гроссмейстер придавал важное значение этому форту, сам обосновался в нем, поселившись в доме, построенном около ста лет назад для семьи Де Нава, хозяев форта, а также перестроил старую часовню, посвятив ее св. Анне. Также велись работы на стенах Мдины, которая, оставаясь столицей острова, также нуждалась в укреплении.

Это было хорошее начинание, без сомнения обсуждавшееся среди большинства островитян, по-прежнему сомневавшихся в перспективах Ордена на Мальте. Однако через некоторое время отношение стало улучшаться.

Особенно помогал сближению Рыцарей и мальтийцев праздник Сретения. На этом ежегодном событии 2 февраля приходские священники Мальты и Гоцо встречались с Гроссмейстером и дарили ему украшенные свечи. Гроссмейстер обращался с речью к собравшимся о насущных делах и обсуждал с ними возможности сотрудничества светской власти и церкви на благо народа.

Орден начал чеканить монеты: скудо, тари, карлино и грано. Эти названия сохранились на Мальте и пять столетий спустя.

Строительство давало мальтийцам много работы, хотя в каждом орденском Языке и были свои рыцари, воины, священники, механики, военные инженеры и моряки. Все эти новоприбывшие перемешивались с народом, но вносили новый смысл в жизнь островитян.

Л’Иль Адам должен был быть довольным, так как переезд Ордена на Мальту проходил, как казалось, успешно. Но он не был доволен, поскольку не выбрасывал из головы Родос и надеялся, что однажды сможет отбить свой бывший дом. Его надежды окрепли, когда его галеры первый раз вышли от Мальты, чтобы противостоять мусульманам. Пять галер Ордена под командованием Адмирала Бернардо Сальвати с двумя генуэзскими судами внезапно атаковали турецкий флот у Модона и уничтожили его. Затем они захватили город и вернулись на Мальту с добычей и 800 турецкими пленниками. Немного позже, Сальватти вместе с великим генуэзским адмиралом Андреа Дориа атаковал Корон.

Эти две морские акции подняли дух л’Иль Адама и доказали доблесть Ордена, что было особенно важно для его будущего на Мальте. Однако, стали возникать сложности другого рода. После пререканий с Папой, английский король Генрих VIII в 1532 г. провозгласил сам себя главой Англиканской Церкви и стал чинить препятствия для дальнейшего развития английской ветви Ордена. Это отразилось в том, что на Мальту стали прибывать молодые английские аристократы, присланные Верховным Приором. Членами Английского «Языка» были аристократы, родившиеся в Англии, Шотландии или Ирландии и вложившие часть имущества в соответствующую командорию или монастырь. Однако некоторые из прибывших в это время на Мальту рыцарей не могли документально подтвердить это. Для тех, кто присоединялся к Ордену л’Иль Адам дал возможность в течение полугода получить такие документы, однако для кандидатов и новоприбывших Общее Собрание потребовало немедленного предъявления таких документов. В результате многие были вынуждены вернуться обратно, а транспортные издержки должен был оплатить Верховный Приор.

Однако более всего беспокоило л’Иль Адама неподчинение субординации среди некоторых молодых Рыцарей, которые уже не обучались под строгой властью Ордена и отбивались от рук. Некоторые из них своим безрассудством переступали все допустимые рамки. В связи с этим Общее Собрание добавило дополнения к дисциплинарному кодексу. Статья гласила: «Если кто-либо входит в дом гражданина без приглашения и без согласия хозяина или нарушает порядок во время народных празднеств, танцев, свадеб и подобных случаев, тот будет лишен двух лет старшинства («стажа» службы) без надежды на прощение. Кроме того, если кто-либо днем или ночью станет ломать двери или окна домов граждан, тот будет также еще и отбывать наказание, такое, какое будет наложено Гроссмейстером». Практически невозможно было предотвратить дуэли среди вспыльчивых и задиристых юнцов, всегда готовых нанести оскорбление сопернику и почитавших личную храбрость всем прочим достоинствам.

Л’Иль Адам умер 21 августа 1534 г. Его сменил итальянец Пьетро дель Понте, который тоже скончался год спустя. Тоже случилось и со следующим Гроссмейстером французом Дидье де Сен Жайе, умершим в 1536 г.

Новым Гроссмейстером (1536-1553 гг.) стал испанец Хуан д’Омедес. Это был Рыцарь «старого образца», который, подобно л’Иль Адаму, в душе не смирился с изгнанием с Родоса, но вполне осознал неизбежность нахождения Ордена на Мальте. Так же, как и л’Иль Адам, он был приверженцем строгой дисциплины, однако, в отличие от предшественника, не позволял Рыцарям каких-либо вольностей. Он наказывал, когда это было необходимо. Наказания в Ордене были нелегкими. Когда Рыцарь Освальд Мессингберд подрался с Джоном Бебингтоном во время Ас

Волхонка, самое сердце Москвы. Из огромных окон просторного, в хайтековском стиле обставленного офиса открывается потрясающий вид на Кремль, вдали сверкают золотые купола храма Христа Спасителя. Стены украшают внушительных размеров произведения современных российских художников. Мы – в посольстве Суверенного Военного ордена Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты в Российской Федерации. Нам назначена встреча с господином Джанфранко Факко Бонетти – Чрезвычайным и Полномочным Послом Мальтийского ордена в России. Факко Бонетти в Москве бывает наездами, правда, приезжает довольно часто. Постоянно представляет интересы ордена в Москве его первый консул Никола Саворетти. Человек он у нас известный – крупный итальянский предприниматель, чей бизнес тесно связан с Россией. По матери Саворетти русского происхождения, несколько лет учился в Москве, бегло говорит по-русски, имеет тесные связи с российскими деловыми кругами. Хорошо знает и любит нашу страну и господин Факко Бонетти. Предыдущие пять лет, будучи послом Республики Италия в России, он много ездил по регионам, общался с людьми.

У Мальтийского ордена - уникальный статус государствоподобного образования. Этот католический институт - неофициальный канал контактов между православной церковью и Ватиканом.
Так что нетрудно предположить, какой интерес может быть у католического института, каковым является Мальтийский орден, в православной стране. Это – неофициальный канал контактов между православной церковью и Ватиканом. Когда Факко Бонетти был послом Италии, его неоднократно принимал Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В России с 1990-х годов действуют представительства многих католических орденов – францисканцев, иезуитов, в прошлом году открылось представительство влиятельнейшей Opus Dei. Чем же от них отличается Мальтийский орден? У него уникальный статус государствоподобного образования, статус постоянного наблюдателя при ООН и Совете Европы, дипотношения со ста странами мира. С Россией они установились в 1992 году. А чтобы понять, почему у рыцарского ордена такие привилегии, когда его территория в 12 раз меньше даже площади Ватикана: палаццо и вилла в Риме, да бывшая резиденция мальтийцев на острове Мальта – форт Сант-Анджело, переданный им в пользование на 99 лет, надо обратиться к его более чем девятивековой истории. Братство бедных и милосердных. В XI веке Иерусалим принадлежал арабам, которые не препятствовали паломничеству европейцев к главным святыням христианства. Вместе с паломниками там появились и итальянские купцы, построившие приют с церковью Иоанна Крестителя и госпиталь, где монахи ухаживали за больными пилигримами. Потому членов этого ордена называют еще и иоаннитами или госпитальерами. Статус ордена был дарован им папой Паскалием II в 1113 году. И поскольку братство было религиозным, то все его члены давали обет бедности, целомудрия и послушания. С началом Крестовых походов к монахам начали поступать и раненые рыцари, жертвовавшие ордену значительные суммы и защищавшие братию оружием от участившихся вражеских набегов. Так орден приобрел еще и военно-рыцарский статус. Когда крестоносцев изгнали из Святой земли, госпитальеры сначала обосновались на Кипре, а затем, в 1310 году, перебравшись на остров Родос, построили там государство с мощным флотом, контролировавшим восточную часть Средиземного моря. Целых двести лет орден оставался форпостом католической Европы на ее восточных границах, отражая жестокие набеги турок. Однако в 1523 году после длительного и кровопролитного сражения иоанниты вынуждены были оставить Родос и семь лет скитались, пока император Карл V в 1530 году не передал им во владение остров Мальту – тогда за орденом и закрепилось название Мальтийского. Больше двух веков (вплоть до захвата острова Наполеоном в 1798 году) длилась эпоха наивысшего расцвета государственности госпитальеров: бурно развивались торговля, военное дело и строительство, окончательно сформировались структура, устав и иерархия ордена. Лишившись же, в который уже раз, своего дома, орден утрачивает прежнюю мощь. Только в 1834 году, получив дворец и виллу в Риме, он начинает новый отсчет своей истории. Великий магистр, дамы и кавалеры. Жизнь за стенами этих двух особняков – тайна за семью печатями. Известно, что в палаццо на самой дорогой улице Рима, Виа Кондотти, живет глава ордена – Его Высокопреосвященная Светлость Князь и Великий Магистр. Он избирается пожизненно Большим государственным советом и правит при помощи Суверенного магистрского совета (правительства) из четырех высших должностных лиц (Великого командора, Великого канцлера, Госпитальера и Держателя общего казначейства ордена), плюс шесть членов, возглавляющих основные структуры организации в разных странах – приораты. Совет избирается Великим капитулом (съездом), который созывается раз в пять лет. Магистр и правительство, которое тоже заседает на Виа Кондотти, – ядро ордена. Эти люди, происходящие только из старинных аристократических семей Европы, дают монашеский обет и ведут аскетический образ жизни. Все заседания, выборы, включая посвящение в рыцари, и сегодня проходят за плотно закрытыми дверями. Как рассказал посол, самому вступить в орден невозможно – можно быть только призванным. Но современность внесла свои коррективы в требования к кандидату. Чтобы стать «кавалером» или «дамой», необязательно дворянское происхождение – достаточно особых заслуг перед орденом. Членов ордена сегодня в мире – 12500 человек. Это, как правило, главы королевских семей, как испанский монарх Хуан Карлос, политики, банкиры и бизнесмены, делающие пожертвования в казну иоаннитов. Рыцари-Благотворители. Эмблему мальтийцев – белый восьмиконечный крест на красном фоне – можно сегодня встретить в любой точке мира: орден имеет свои структуры в 54 странах, включая 47 национальных ассоциаций, и работает более чем в 120 странах мира. В некоторых странах, например в Германии, орден – вторая после государства медицинская и социальная структура. Чем объяснить такую эффективность средневековой по сути и своему духу организации? Тем, что она приняла современные реалии, сместив акцент с первой части своего девиза («защита веры»), на вторую («помощь нуждающимся»). Там, куда это необходимо, мальтийцы посылают единовременную помощь в виде продовольствия, медикаментов и одежды. Во многих странах развернуты долгосрочные программы: открыты поликлиники, бесплатные столовые, дома для престарелых и инвалидов, детские дома, школы медсестер и другие благотворительные учреждения. Чтобы все это разветвленное хозяйство работало, созданы специальные структуры: International Hospitaller Committee, Malteser International и Emergency Corps of the Order of Malta. Группы помощи могут отправиться в район стихийного бедствия в течение 48 часов и развернуть лагеря на 1000 человек со всем необходимым. Работают повсюду только волонтеры, всего их по всем странам – около 80000 человек. Второе пришествие. В начале 1990-х Мальтийский орден пришел и в Россию: в 1996 году он был официально зарегистрирован как межрегиональная общественная благотворительная организация «Русская служба помощи суверенного Мальтийского ордена (Русская Мальтийская помощь)». Начиная с 90-х годов в российском направлении шли тонны грузов – продукты питания, медикаменты, одежда. Главным образом, все шло из Германии и распределялось среди нуждающихся в Москве, Петербурге, Калининграде, Смоленске и других городах. Только в 1995 году немцы-мальтийцы прислали в Россию гуманитарную помощь общим весом 700 тонн! Вначале это были разовые акции, затем в тех же Москве, Петербурге, Калининграде и Смоленске появились долгосрочные проекты. Помощь только адресная – так она гораздо эффективнее, быстрее работает, считают мальтийцы. Епархия ордена отдельного немецкого города помогает отдельному российскому городу: Аугсбург – Москве, Оснабрюк – Калининграду, Вюрцбург – Санкт-Петербургу. Читаю брошюру, которую мне дали в посольстве Мальтийского ордена в Москве, – сухие цифры и факты помощи нашим бедным и страждущим впечатляют, но не убеждают. Хочется все увидеть собственными глазами. ...Тихая, застроенная еще в позапрошлом веке улица Чайковского в самом центре Петербурга. Здесь, в подвальном помещении красивого старинного дома уже 16 лет работает столовая для малоимущих: с ее открытия, собственно, и началась история мальтийцев в Северной столице. Сюда ранним субботним утром мы приехали с Ириной Тынковой, отвечающей за связи с общественностью «Мальтийской помощи» в Петербурге. Заходим в очень маленькое, скромно обставленное, но чистое и уютное помещение столовой. Сегодня здесь никого нет – в выходные столовая не работает; по будням же сюда приходят не менее 500 человек. В основном, это пожилые люди с маленькой пенсией, поясняет Ирина, в последнее время к ним присоединились еще инвалиды и многодетные матери-одиночки. А началось все с того, что в 1992 году приехали немцы, пошли в администрацию района, и та выделила для столовой помещение в только открывшемся Доме ветеранов. Сперва здесь работали сами немцы, затем их сменил российский персонал.
…Для человека со стороны видеть все это тяжело. Другой, параллельный мир, о котором предпочитаешь не думать. И уж никак он не вяжется с кавалерами и дамами, устраивающими роскошные приемы и балы в ренессансных палаццо…
Как люди, которые сюда приходят, узнают о существовании бесплатной столовой? Ирина поясняет: «350 человек к нам посылает собес, 150 приходят от городских приходов – православных, католических и лютеранских». С городскими социальными службами и с православной церковью у Мальтийского ордена в России хорошие отношения (вот, оказывается, зачем нужны дипломаты!) В попечительском совете столовой даже православный священник – протоиерей Владимир Сорокин, бывший ректор Высшей православной духовной семинарии в Петербурге, а ныне настоятель одной из петербургских церквей. «Сюда приходят не только поесть, но и пообщаться. Ведь большинство наших подопечных – люди одинокие», – рассказывает Ирина. Уберите вывеску! Складывается очень уж благостная картина, но так ли все безоблачно? «Конечно, проблемы есть, – вздыхает Ирина. – Растут цены на продукты, и чуть ли не каждый месяц приходится просить немецких благотворителей увеличивать посылаемую на их закупку сумму». А наше государство помогает? «Собес района выделяет ежемесячную субсидию и еще оплачивает коммунальные услуги, но все равно не хватает, – говорит Ирина. – А год назад весь верхний этаж скупил один господин и теперь пытается выдворить столовую из этого здания. Ему, видите ли, мешают плохо одетые старики, которые рано приходят и шумят внизу. Заставили нас даже перенести вход во двор и убрать вывеску. Но пока держимся». Следующая наша цель – бездомные. По пути в «Ночлежку», российскую благотворительную организацию, созданную при поддержке Комитета по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, заезжаем в офис ордена – небольшую квартиру в типичном питерском доме с мрачным двором-колодцем. Обстановка более чем скромная, почти аскетичная. Столы с компьютерами, по стенам – эмблемы Мальтийского ордена и фотографии, посвященные деятельности ордена в Петербурге. Ирина комментирует каждый снимок: «Это – лежачие больные. Мы им помогаем на дому. Здесь мы вручаем продукты пенсионерам и неполным семьям с детьми-инвалидами, оказавшимся без средств к существованию. А это – наше социальное такси. Сегодня мы эту программу закрыли, потому что появилась уже такая же государственная. Кстати, и диспетчер службы, и водители – сами инвалиды, работали на собственных машинах». Зато открыли новую программу – для детей-инвалидов. Горячий чай с супом. Компьютеров я насчитала четыре. «У нас шесть постоянных сотрудников, ведущих разные программы. Остальные – это волонтеры и работники поликлиник и больниц», – рассказывает Ирина. Далее едем уже на Боровую улицу, в «Ночлежку». По пути Ирина продолжает рассказ: «Послезавтра приедут 20 человек немцев из тех, что нам помогают. Это уже стало традицией – время от времени приезжать и на месте смотреть, как все работает, нужно ли еще что-то. Удивительно, но это никакие не миллионеры, а самые обычные люди, подающие всем нам удивительный пример жертвенности, что нас очень поддерживает морально». «Ночлежка» – вполне приличное с виду трехэтажное здание с чистым двором, где с краю расположилось со своим скарбом несколько бездомных. Ирина подходит к пожилой женщине, которая с ходу начинает жаловаться на кого-то. Ирина ее успокаивает, одновременно разбираясь с бомжом неопределенного возраста. Тот бормочет, что ему не дали чаю с печеньем, а еще, что он хочет вернуться в Москву. Навстречу нам выходят двое прилично одетых мужчин с долгожданным чаем для бомжа. Оказалось, что они сами бездомные. «Если они не пьют, то могут помогать, мы их оставляем», – говорит Ирина. Орден организует здесь ежедневное двухразовое горячее питание: растворимый, в стаканчике, обед и чай. Заходим в саму ночлежку, там три помещения для мужчин, одно – для женщин. Везде очень чисто, но все равно как-то не по себе – бомжи все-таки… Ирина же чувствует себя абсолютно естественно: всех знает по имени-отчеству, передает женщинам какие-то фотографии. Она здесь свой человек и легко находит правильную интонацию для общения. У мальтийцев в «Ночлежке» свой медпункт, где медсестра из районной поликлиники принимает непростых пациентов: кому надо рану обработать, кому перевязку сделать. Бывают случаи и похуже: чахотка, гангрена, СПИД… Помещение – совсем крохотное, идеальная чистота, лекарства и мединструменты аккуратно разложены. Читаю, заметив эмблему Мальтийского ордена, объявление на стене: желающих приглашают бесплатно помыться в одну из близлежащих бань: «Все пришедшие обеспечиваются мылом, мочалкой, одноразовой простынкой». Ирина же заводит меня в новый передвижной пункт санитарной обработки с восьмиконечным мальтийским крестом: «Только привезли, с понедельника начнет работать». …Для человека со стороны видеть все это тяжело. Другой, параллельный мир, о котором предпочитаешь не думать. И уж никак он не вяжется с кавалерами и дамами, устраивающими роскошные приемы и балы в ренессансных палаццо… Но именно благодаря им и целой невидимой армии волонтеров Мальтийский орден не ушел в историю. Русский след святынь госпитальеров. Мальтийский орден в России – до сих пор до конца не изученная тема. Когда Наполеон захватил Мальту, император Павел I приютил мальтийских рыцарей и был провозглашен в 1798 году Великим Магистром. После убийства императора деятельность ордена в России быстро сошла на нет. Но история на этом не закончилась. Покидая в спешке Мальту, тогдашний Великий Магистр фон Гомпеш увез с собой святыни ордена – десницу Иоанна Крестителя, Филермскую икону Божией Матери, по преданию, написанную самим евангелистом Лукой, и часть Животворящего Креста. Отрекшись в изгнании от власти, Гомпеш отослал эти святыни в Санкт-Петербург, где депутация рыцарей в торжественной обстановке вручила их Павлу I за оказанные им поддержку и заботу. После убийства императора реликвии вплоть до 1919 года хранились в Зимнем дворце. Их торжественно выносили лишь во время крестных ходов в Павловский собор, где выставляли на десять дней для поклонения, а затем возвращали обратно во дворец. Далее, по версии одного из ведущих наших специалистов по Мальтийскому ордену историка Владимира Захарова, события развивались следующим образом. В 1923 году итальянское правительство обратилось к большевикам с просьбой вернуть реликвии, но их успели вывезти в Эстонию. Какое-то время они хранились в православном соборе в Ревеле, но затем были перевезены в Данию вдовствующей императрице – матери Николая II. После кончины Марии Федоровны ее дочери передали святыни главе Русской православной церкви за границей митрополиту Антонию, и некоторое время они находились в православном храме в Берлине. Епископ Тихон передал их в 1932 году королю Югославии Александру. Во время войны глава Сербской православной церкви патриарх Гавриил вывез их в Черногорию, в монастырь Святого Василия Острожского. Тут след надолго потерялся. Лишь в 1994 году церковные иерархи Черногории заявили, что десница Иоанна Крестителя и реликварий с частицей Древа Животворящего Креста Господня находятся в Цетине, в монастыре Святого Петра Цетинского. Считалось, что навсегда утеряна еще одна святыня ордена – медальон Великого Магистра (в виде большого мальтийского креста с изображением Филермской иконы). Теперь известно, что он хранится в собрании Оружейной палаты музеев Московского Кремля. Там же – один из трех тронов с мальтийской символикой, изготовленных по приказу Павла I, и его корона с мальтийским крестом. Два других трона хранятся в Эрмитаже и музее-заповеднике «Гатчина».

Мальтийские рыцари, орден, мальтийский крест – многие наслышаны об этом, но толком не знают, что это такое. Мальтийские рыцари – это не мальтийцы по национальности, а представители рыцарства целого ряда европейских стран. , благодаря своему географическому положению лежала на пути крестовых походов. Остров использовался для отдыха и реабилитации рыцарей, и на нем был организован госпиталь. Создан он был рыцарским орденом госпитальеров, пришедших на Мальту с Родоса в начале XVI века.

Сам религиозно – военный орден был образован значительно раньше, еще в IX-X веках н.э. в Иерусалиме и активно поддерживался римско-католической церковью. Официальной датой создания ордена считается 1113 год. Каждый рыцарь мальтийского ордена должен был хотя бы раз в неделю приходить в госпиталь и ухаживать за больными. Рыцари ордена не только лечили больных, но и сами сражались с оружием в руках, участвовали в походах и патрулировали Средиземное море. Во главе ордена стояли Великие Магистры. Основной задачей ордена была борьба с мусульманством. Орден базировался на Кипре, потом Родосе, а после поражения в войне с турками перебрался на Мальту, находящуюся в то время под управлением испанского короля, который и подарил ее госпитальерам.

У рыцарей был свой флот, который они смогли разместить в главной гавани Мальты. В то время на берегах гавани еще ничего не было. Рыцари строили первые дома в небольшом городишке Бирго, который сейчас можно видеть с крепостных стен современной . В 1565 году на Мальту напали турки, но госпитальерам в кровопролитной войне удалось отстоять остров. Многочисленные картины и старинные гобелены в музеях Мальты запечатлели сцены из баталий того времени.

Во времена рыцарства быть членом ордена госпитальеров было престижно и знатные семейства Италии, Франции, Испании и других европейских монархий отправляли хотя бы одного из своих сыновей служить в орден. Это было почетно. За эту честь ордену выделялись земли на континенте, и сдача в аренду этих земель приносила госпитальерам основной доход. Стать рыцарем мальтийского ордена мог тот, кто оказал значительные услуги ордену. Караваджо – знаменитый итальянский художник, более известный как Микеланджело, был принят в рыцари ордена. На Мальте сохранились две его картины (оригиналы) и несколько копий, которые туристы могут увидеть в Валлетте. Русским рыцарем госпитальером был Павел I.

На одеждах мальтийских рыцарей изображен белый крест оригинальной формы на красном фоне, который впоследствии стал одним из символов Мальты. У французских рыцарей тамплиеров, которые, также, сражались с турками во время осады Мальты, на одеждах был красный крест на белом фоне.

Орден потерял свое былое влияние и могущество после вторжения на Мальту Наполеона. Бонапарт отобрал земли у госпитальеров, с которых они получали основной доход. Часть рыцарей пошла к нему на службу, а часть была вынуждена покинуть Мальту. Тем не менее, госпитальеры – единственный средневековый рыцарский орден, сохранившийся до наших дней. Сейчас в нем состоит около 13 тысяч человек. Орден позиционирует себя на международной арене как отдельное государство, имея недвижимость в Риме и на Мальте. Помимо этого рыцари имеют свою валюту и почтовые марки. Со многими странами орден поддерживает дипломатические отношения. Руководит орденом Великий Магистр, который выбирается пожизненно большинством голосов.

Мальтийский орден, который имеет весьма длинное и витиеватое название - Суверенный военный орден рыцарей-госпитальеров святого Иоанна Иерусалимского, Родоса и Мальты,Суверенный Военный Странноприимный Орден Святого Иоанна, Иерусалима, Родоса и Мальты - это рыцарский религиозный орден римско-католической церкви, более того это старейший в мире рыцарский орден.

Мальтийский орден имеет статус наблюдателя при ООН и дипломатические отношения со 104 государствами, поддерживаемые при помощи большого количества послов. По международному праву Мальтийский орден является государствоподобным образованием, при этом сам орден позиционирует себя как государство. Суверенитет Мальтийского ордена рассматривается на уровне дипломатических миссий, но не как суверенитет государства. Иногда рассматривается как карликовое государство.

Орден выдает собственные паспорта, печатает собственную валюту, марки и даже выдает автомобильные номера. Великий магистр ордена несет службу в качестве папского вице-короля, предоставляя дипломатам Ватикана процессуальную поддержку при подаче ходатайств, при внесении предложений о поправках, а также при необходимости принятия решений в сфере международной дипломатии.Претензии ордена на суверенитет оспариваются некоторыми учёными.

Предтечей ордена был основаный Иерусалиме в 1080 году амальфийский госпиталь, христианская организация, целью которой была забота о неимущих, больных или раненых пилигримах в Святой земле. После завоевания христианами Иерусалима в 1099 году в ходе Первого крестового похода религиозно-военный орден со своим собственным уставом. На орден была возложена забота и защита Святой земли.

Вслед за захватом Святой земли мусульманами орден продолжил деятельность на Родосе, владыкой которого он являлся, а после падения Родоса в 1522 году действовал с Мальты, находившейся в вассальном подчинении у испанского вице-короля Сицилии. После захвата Наполеоном Мальты в 1798 году российский император Павел I предоставил рыцарям убежище в Санкт-Петербурге (см. Мальтийская корона, Мальтийская капелла, орден Св. Иоанна Иерусалимского).

В 1834 году орден учредил новую штаб-квартиру в Риме. Долгое время Орден владел лишь комплексом особняков в Риме, но в 1998 году правительством Мальты замок Святого Ангела был передан рыцарям в исключительное пользование сроком на 99 лет, при этом строению был предоставлен статус экстерриториальности и назначен губернатор.

В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец, или Магистральный дворец на виа Кондотти, 68, резиденция, и Магистральная вилла на Авентине). С 1998 года Орден также владеет фортом Сант-Анджело, также имеющим экстерриториальный статус в течение 99 лет с момента заключения договора с правительством республики Мальта.

Имея территорию всего лишь 0,012 км? Мальтийский орден является самой густонаселенной страной в мире, поскольку плотность проживающих там людей ВНИМАНИЕ 1 583 333,33 чел./км?

Интересный факт, в Риме, в воротах резиденции мальтийских рыцарей на Авентине по проекту Пиранези проделано специальное отверстие. Многие считают, что оттуда видны целых три государства: Мальтийский орден (которому принадлежит резиденция Ордена), Ватикан (собор Святого Петра) и Италия (к которой относится всё, что в промежутке). Отличить отверстие с видами от простой замочной скважины очень просто: возле него всегда дежурит пара карабинеров.

Орден насчитывает около 13 тысяч подданных, интересно, что паспорт Мальтийского ордена признаётся многими странами, его обладатель имеет право безвизового въезда в 32 страны. Однако несколько государств не признают мальтийского паспорта и не имеют с ним дипломатических отношений: Нидерланды, Финляндия, Швеция, Исландия и Греция.

Орден имеет свою конституцию, законодательные акты и кодекс. Следует отметить, что на протяжении всего своего существования документы, как и все источники базировались на Каноническом Праве Римской Католической Церкви. Его принципы закладывались в основу всех правовых актов Ордена.

Согласно Конституции члены Ордена разделяются на три класса. Все члены должны вести примерный образ жизни в соответствии с учением и заповедями Церкви и посвятить себя работе Ордена по оказанию гуманитарной помощи.

Члены Первого класса - Рыцари Справедливости, или Признанные Рыцари, и Признанные Монастырские Капелланы, которые дали обеты «бедности, целомудрия и послушания, ведущие к совершенствованию по Евангелию». Они считаются монахами по Каноническому праву, но не обязаны жить в монашеских общинах.

Члены Второго класса, давшие обет послушания, должны жить по христианским принципам и возвышенным нравственным принципам Ордена. Они подразделяются на три категории: Рыцари и Дамы Чести и Преданности в Послушании Рыцари и Дамы Милости Господней и Преданности в Послушании Рыцари и Дамы Милости Магистра и Преданности в Послушании

Третий класс состоит из светских членов, которые не давали религиозных обетов и клятв, но которые живут в соответствии с принципами Церкви и Ордена. Они подразделяются на шесть категорий: Рыцари и Дамы Чести и Преданности Монастырские Капелланы Рыцари и Дамы Милости Магистра Донаты (мужчины и женщины) Преданности

Требования к принятию в различные классы и категории определяются Кодексом.

Правительством Мальтийского Ордена является Суверенный Совет. Он состоит из Великого Магистра, возглавляющего Совет, четырёх лиц, занимающих самые высокие посты (Великого Командора, Великого Канцлера, Великого Госпитальера и Хранителя Общей Казны) и шести других членов. За исключением Великого Магистра все они избираются Генеральным собранием на пятилетний срок.

Орден имеет некоммерческую плановую экономику. Источники доходов - в первую очередь пожертвования, а также продажа почтовых марок и памятных монет.

Орден имеет свою валюту - мальтийский скудо. Установлен курс к евро: 1 скудо = 0,24 евро

Отношения Мальтийского ордена с Россией неоднократно изменялись. Император Павел I установил с ним тесное сотрудничество, приняв статус великого магистра и протектора Ордена. Однако, после убийства Павла I довольно быстро отношения с Орденом были разорваны и восстановлены лишь в 1992 Указом Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина.



 

Возможно, будет полезно почитать: