Прохождение военной службы по призыву в вооруженных силах российской федерации. Гражданские и альтернативные должности в армии

Армия в той или иной степени касается каждого гражданина, поэтому волей-неволей люди осведомлены о ней. Но ведь армия – это слишком обобщенное и абстрактное понятие, включающее в себя танки и портянки, ядерное оружие и звездочки на погонах, а также многое другое. С целью упорядочения войск по видам, установления определенной иерархии и разделения территории государства на подконтрольные участки существует специальный термин – организационная структура вооруженных сил РФ. С его помощью мы сегодня узнаем, из каких видов и родов войск состоит современная армия России, на сколько военных округов поделена наша огромная страна, а также ознакомимся с системой командования войсками РФ.

Всем знакомая армия России – это прежде всего военная организация, датой создания которой официально считается 7 мая 1992 года (в этот день издан соответствующий Указ президента страны). Главным предназначением вооруженных сил РФ является отражение нападения со стороны внешнего военного источника, а также сохранение целостности территории страны, иными словами, оборона. Также в перечень предназначения ВС входит гарантированное выполнение задач, поставленных на основании международных обязательств РФ.

Территориальная структура

В первую очередь рассмотрим территориальную структуру ВС России. Ее окончательное формирование произошло относительно недавно, в период проведения военной реформы, поэтому сегодняшний вариант несколько отличается от структуры, например, 10-летней давности. С военной точки зрения территория страны поделена на 5 округов, в ведомстве каждого из которых находятся определенные области.

  1. Западный. Данная единица сформирована в 2010 году путем объединения Московского и Ленинградского округов. Командующему подчиняются все военные формирования, находящиеся на вверенной округу территории, кроме РВСН и ВКС. ЗВО включает в свой состав такие области как Калининградская, Курская, Тверская, Тамбовская, Псковская (плюс несколько других), а также города московский регион и Санкт-Петербург и Ленинградской областью (в северной столице расположено местонахождение штаба).
  2. Южный. Округ был также сформирован в 2010 году, взамен бывшего Северо-Кавказского. В распоряжении командующего имеются войска, находящиеся на вверенной территории, кроме РВСН, ВДВ и некоторых других подразделений, подчиняющихся центральному главнокомандованию. В состав ЮВО входят такие республики как Дагестан, Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Крым (плюс несколько еще), а также 2 края, 3 области и город Севастополь. Штаб во главе с командующим ЮВО располагается в Ростове-на-Дону.
  3. Центральный. Год образования и формирования – 2010. Предшествующие единицы – Приволжско-Уральский и Сибирский (частично) округа. По вверенной территории ЦВО является лидером среди округов (в его пределах около 40 % территории всей России). Округ включает в себя такие республики как Татарстан, Хакасия, Мордовия, Марий Эл (и другие). Кроме того, в состав входят 3 края, 15 областей и 2 автономный округа. В ведомстве ЦВО находится и Гатчинская военная база № 201, дислоцирующаяся в Таджикистане. Штаб расположен в городе Екатеринбург.
  4. Восточный. Сформирована военная единица в 2010 году из второй части Сибирского ВО, а также Дальневосточного. Восточный округ занимает второе место по площади вверенной территории (около 7 млн квадратных километров). В состав ВВО входят 2 республики, 4 края, 3 области, Еврейская автономия, а также Чукотский автономный округ. Штаб во главе с командующим округом имеет расположение в Хабаровске.
  5. Северный флот. В ходе военной реформы в 2010 году Северный флот вместе с Балтийским решено было внести в состав ЗВО, однако в 2014 году создается специальное стратегическое командование «Север». В итоге флот стал самостоятельной военной единицей (по факту представляет собой пятый военный округ). Штаб СК «Север» располагается в городе Североморск.

Состав армии

В состав армии России входят 3 вида вооруженных сил (СВ, ВВС, ВМФ), а также 3 рода войск, подчиняющихся центральному главнокомандованию напрямую (ВДВ, РВСН, ВКС). Рассмотрим каждую из боевых единиц подробнее.

Сухопутные войска

СВ представляют собой самый большой по численности военнослужащих вид. Основным предназначением СВ являются действия оборонительного характера (отражение вражеского нападения на территорию страны), а также последующее наступление (включая разгром вражеских подразделений с захватом территории). СВ включают в свой состав следующие рода войск:

  • мотострелковые (пехотинцы, осуществляющие наступление при помощи БМП и БТР);
  • танковые (главной целью является осуществление прорыва линии противника за счет использования мобильной техники с высокой степенью защищенности);
  • ракетные и артиллерийские (задача этих войск заключается в поражении огнем вражеских целей на дальнем расстоянии посредством реактивных и ствольных установок);
  • войска ПВО (осуществляют защиту остальных сухопутных войск от атак и бомбардировок с воздуха и противодействуют вражеской воздушной разведке).

Как правило, все перечисленные рода войск не действуют по отдельности, а применяются вместе в качестве комплексной обороны или наступления. Также в состав СВ входят узкоспециализированные войска (например, железнодорожные или инженерные).

ВВС

По аналогии с сухопутными войсками ВВС подразделяется на рода авиации, каждый из которых выполняется свои определенные задачи:

  • дальняя авиация (осуществляет бомбардировку на стратегическую глубину по экономически важным районам противника);
  • фронтовая (выполняет задачи на более малой глубине);
  • армейская (поддерживает СВ за счет бомбардировки с воздуха по бронированным и подвижным целям врага);
  • военно-транспортная (осуществляет транспортировку техники, живой силы и специализированных грузов).

Кроме того, к военно-воздушным силам относятся такой подвид как специальная авиация, а также подразделения зенитно-ракетных и радиотехнических войск.

ВМФ

Этот вид ВС представляет собой особые войска, предназначением которой является защита экономической территории РФ, расположенной в открытом море. Также в перечне задач, поставленных перед ВМФ в мирное время, значится реализация поисково-спасательного процесса.

Военно-морской флот РФ располагает подводными и надводными силы, береговыми войсками, а также морской авиацией. Территориально ВМФ делится на 5 отдельно существующих флотов, расположенных по всем морским границам России.

ВДВ

Эти войска относятся к виду самостоятельных, подчиняющихся центральному командованию. Главной задачей бойцов является успешное осуществление выброса десанта на вражескую территорию с последующим проведением боевых операций.

РВСН

Также является видом войск, подчиняющихся главнокомандованию. Основной задачей таких войск является сдерживание возможной агрессии со стороны внешнего врага за счет ядерного потенциала ракет, при введении в действие которых возможны катастрофические последствия в мировом масштабе.

Воздушно-космические войска

Относительно новый вид, который также подчиняется центральному главнокомандованию. Задачей, поставленной перед этим видом войск, является выявление факта ракетного удара со стороны возможного противника, а также противовоздушная оборона города Москва.

Система управления

Узнав, какие виды и рода вооруженных сил имеются в армии РФ, нам осталось выяснить, как устроена высшая иерархия. Выглядит она следующим образом. Верховным главнокомандующим ВС РФ является президент России. В период мирного времени он определяет направленность вектора военной политики, утверждает государственные военные программы, а также лично утверждает расположение объектов повышенной секретности, в том числе и содержащих ядерные боеголовки. Также президент лично формирует граждан на срочную службу в армии.

Второе по важности с военной точки зрения лицо в стране – министр обороны. В его ведомстве находятся генеральный штаб и Министерство обороны (главные органы центрального военного управления). В этих учреждениях, в свою очередь, располагаются высшие командования видами войск. Начальники военных округов при этом находятся в штабах, располагающихся в соответствующих городах.

Прохождение военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Правовые основы прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации.
2. Особенности прохождения военной службы военнослужащими по призыву.

Правовые основы прохождения военной службы по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации

Воинская повинность появилась в нашей стране много столетий назад. Хорошо организованное войско существовало еще в Московском государстве. Постоянную службу несли дворяне, а остальное население призывалось только в случаях особой необходимости.

В начале XX в. срок действительной службы в пехоте и пешей артиллерии составлял 3 года, в других родах сухопутных войск - 4 года, во флоте - 5 лет. Некоторым категориям граждан были предоставлены льготы. Например, срок военной службы молодых людей, окончивших курс учебного заведения 1-го разряда (а также 6 классов гимназии), составлял 2 года. Совершенно неспособные носить оружие по состоянию здоровья и вовсе освобождались от службы. Также были избавлены от воинской повинности некоторые служители церкви.

После прихода к власти большевиков Постановление 1918 г. «О принудительном наборе в Рабоче-крестьянскую Красную армию» носило ярко выраженный классовый характер и предусматривало обязательную военную службу для трудящихся, достигших 18-летнего возраста. Позднее, в 1930 г., был принят новый советский закон - «Об обязательной военной службе», - согласно которому оборона СССР с оружием в руках осуществлялась только трудящимися. На нетрудовые классы возлагалось выполнение иных обязанностей - обслуживание армии. Таким образом, сохранялся классовый подход к исполнению гражданами обязанностей военной службы.

Через 4 года после окончания Великой Отечественной войны был принят закон, по которому призыв граждан мужского пола проводился один раз в год в ноябре-декабре. Кроме того, в Вооруженных Силах СССР были установлены новые сроки службы: в Сухопутных войсках и Военно-воздушных силах - 3 года, в Военно-морском флоте - 4. Позднее, в 1968 г., срок срочной службы сократился до 2 лет в Сухопутных войсках и до 3 - в Военно-морском флоте. Выпускники институтов, не получившие военной подготовки, служили 1 год. Помимо осеннего был введен и весенний призыв.

В настоящее время правовой основой прохождения военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации являются: Конституция Российской Федерации, Федеральные законы «О воинской обязанности и военной службе» (с изменениями и дополнениями), «О статусе военнослужащих», «Об обороне», Положение о порядке прохождения военной службы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации в области обороны, а также международные договоры Российской Федерации.

14 июня 2006 года Государственная Дума России приняла поправки в Закон «О воинской обязанности и военной службе», устанавливающие для граждан мужского пола, призванных в срок с 1 октября 2007 года, срок службы в армии по призыву 18 месяцев, а с 1 января 2008 года - 12 месяцев и одновременно отменяющие целый ряд существовавших ранее отсрочек от призыва, существенно сократившие количество военных кафедр в гражданских вузах и ужесточившие требования к их выпускникам.

В соответствии с ныне действующим законодательством призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На воинском учете обязаны состоять все граждане, за исключением:
- освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;
- проходящих военную службу;
- отбывающих наказание в виде лишения свободы;
- лиц женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;
- постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, на военную службу не призываются.

Основания для отсрочки:
1. Обучение в средней школе, ПТУ, техникуме, колледже, вузе (с некоторыми оговорками).
2. Обучение в аспирантуре.
3. Категория годности «временно не годен» по состоянию здоровья.
4. Постоянный уход за отцом, матерью, женой, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, если отсутствуют другие лица, обязанные по закону содержать указанных граждан, а также при условии, что последние не находятся на полном государственном обеспечении и нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико- социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре). Фактически последнее требование равносильно наличию инвалидности I группы.
5. Опекунство или попечительство над несовершеннолетним родным братом или несовершеннолетней родной сестрой при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан.
6. Наличие ребенка, при условии что он воспитывается без матери.
7. Наличие двух и более детей.
8. Наличие ребенка-инвалида в возрасте до трех лет.
9. Поступление на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно- исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенные органы Российской Федерации непосредственно по окончании образовательных учреждений высшего профессионального образования указанных органов и учреждений соответственно, при наличии высшего профессионального образования и специальных званий - на время службы в этих органах и учреждениях.
10. Наличие ребенка и жены, срок беременности которой составляет не менее 26 недель.
11. Избрание депутатом Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, депутатом законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатом представительных органов муниципальных образований или главой муниципальных образований и осуществление своих полномочий на постоянной основе - на срок полномочий в указанных органах.
12. Регистрация в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах в качестве кандидатов на замещаемые посредством прямых выборов должности или на членство в органах (палатах органов) государственной власти или органах местного самоуправления - на срок до дня официального опубликования (обнародования) общих результатов выборов включительно, а при досрочном выбытии - до дня выбытия включительно.

Гражданин освобождается от призыва на военную службу, если он:
- признан не годным или ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья;
- уже прошел или проходит военную службу в Российской Федерации;
- уже прошел или проходит альтернативную гражданскую службу;
- прошел военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Гражданин имеет право на освобождение от призыва, если он:
а) имеет предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) является сыном (родным братом):
- военнослужащего, проходившего военную службу по призыву, погибшего (умершего) в связи с исполнением им обязанностей военной службы, и гражданина, проходившего военные сборы, погибшего (умершего) в связи с исполнением им обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- гражданина, умершего вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением им обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов.
Воспользоваться ли этим правом, гражданин решает сам. Если да, то желательно официально заявить об этом, написав соответствующее заявление в призывную комиссию.

Особенности прохождения военной службы военнослужащими по призыву

Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
- явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;
- явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Для проведения призыва создается призывная комиссия. Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, проходит медицинское освидетельствование. По его результатам, а также с учетом других данных призывная комиссия принимает одно из следующих решений:
- о призыве на военную службу;
- о направлении на альтернативную службу;
- о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
- об освобождении от воинской обязанности.

Признанные на медицинском освидетельствовании годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями подлежат призыву на военную службу. Как правило, граждан, имеющих категорию годности к военной службе с незначительными ограничениями, не направляют в Военно-воздушные войска, морскую пехоту, плавающий состав ВМФ и некоторые другие части.

Гражданам, признанным временно не годными к военной службе, предоставляют отсрочку от призыва для обследования и лечения на срок 6 или 12 месяцев.

Признанные ограниченно годными зачисляются в запас, и один раз в три года они подлежат освидетельствованию до достижения 27-летнего возраста. Признанные не годными к военной службе снимаются с воинского учета.

Началом военной службы для граждан, не пребывающих в запасе и призванных на службу, считают день присвоения воинского звания рядового.

Срок военной службы исчисляется с первого ее дня. В него не засчитывается время:
- пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного ареста;
- самовольного оставления воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.

Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.

Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия.

Первое воинское звание рядового присваивается гражданину Российской Федерации, не имеющему воинского звания, призванному на военную службу, при убытии его из военного комиссариата к месту прохождения военной службы. Воинское звание матроса присваивается военнослужащему, призванному на военную службу, при зачислении его в списки личного состава воинской части, где штатом предусмотрено воинское звание матроса.

Очередное воинское звание присваивается военнослужащему в день истечения срока его военной службы в предыдущем воинском звании, если он занимает соответствующую должность.

Очередное воинское звание военнослужащему может быть присвоено досрочно за особые личные заслуги, но не выше воинского звания, предусмотренного штатом для занимаемой им воинской должности.

Кроме этого, военнослужащим, проходящим военную службу по призыву и имеющим воинские звания сержантов (старшин), могут присваиваться воинские звания досрочно. Для этой категории также предусмотрено присвоение очередных воинских званий на одну ступень выше воинского звания, предусмотренного для занимаемой штатной воинской должности: сержантам (старшинам) - не выше воинского звания старшины (главного корабельного старшины).

Во время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе или ареста военнослужащему не может быть присвоено очередное воинское звание.

Военнослужащие, призванные на военную службу, назначаются на штатные воинские должности в соответствии с полученными ими военно-учетными специальностями.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины назначаются на воинские должности приказом командира полка, отдельного батальона (отдельной роты) или им равными командирами (начальниками).

При назначении на воинскую должность учитываются имеющееся у военнослужащего образование, его профессиональные, морально-психологические качества и состояние здоровья.

Назначение солдат, матросов, сержантов и старшин на высшие воинские должности производится в зависимости от их соответствия этим должностям и наличия вакансий.

Преимущественным правом назначения на высшие воинские должности пользуются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие классную квалификацию, являющиеся отличниками боевой подготовки и не имеющие дисциплинарных взысканий.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, признанные военно- врачебной комиссией годными к военной службе или годными с незначительными ограничениями, но не годными к военной службе по конкретной специальности, назначаются на воинские должности, обязанности по которым они могут исполнять с учетом их состояния здоровья. Если в воинской части отсутствуют такие воинские должности, то военнослужащие переводятся в другие воинские части. Матросы и старшины, проходящие военную службу на кораблях и судах Военно-морского флота и признанные по состоянию здоровья не годными для прохождения военной службы на них, переводятся в береговые воинские части флота.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, как правило, проходят военную службу в тех воинских частях, в которые они были направлены при призыве на военную службу или прибыли после окончания подготовки в учебных воинских частях.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, могут быть направлены (в том числе в составе подразделений, воинских частей, соединений) для выполнения задач в условиях вооруженных конфликтов (для участия в боевых действиях) после прохождения ими военной службы в течение не менее 6 месяцев и после подготовки по соответствующей специальности.

Переводы военнослужащих к новому месту военной службы из одной воинской части в другую в пределах Вооруженных Сил осуществляются в следующих случаях: по служебной необходимости; в порядке продвижения по службе; по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии; в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, переводятся к новому месту военной службы без их согласия.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеющие больных и пенсионного возраста родителей, у которых в период военной службы возникло право на ее прохождение вблизи места проживания семьи, при представлении соответствующих документов могут быть переведены к новому месту военной службы по семейным обстоятельствам.

Особая значимость военной службы проявляется в более строгих мерах воздействия за нарушения или уклонение от выполнения воинских служебных обязанностей. Например, за самовольное оставление части военнослужащий может быть привлечен к уголовной ответственности, тогда как за сходное нарушение другие государственные служащие несут более мягкое наказание.

Днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением его с военной службы.

Солдаты, матросы, сержанты и старшины, выслужившие установленные сроки военной службы по призыву, если они не изъявили желания продолжать военную службу по контракту, увольняются с военной службы.

Военнослужащие, уволенные с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должны быть полностью обеспечены установленными видами довольствия. До проведения с военнослужащими всех необходимых расчетов они из списков личного состава воинской части без их согласия не исключаются.

Увольняемые с военной службы солдаты, матросы, сержанты и старшины, проходившие военную службу по призыву, направляются в военные комиссариаты по месту жительства. Направление их в другие пункты разрешается только в случаях изменения места жительства их семей, подтвержденного документально.

Перед увольнением с военной службы военнослужащим разъясняются права и льготы, предусмотренные для них нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В заключение необходимо отметить, что руководство государства и Вооруженных Сил в настоящее время рассматривает новые пути создания мобилизационного резерва в стране.

Так, в своем Послании Федеральному собранию РФ в 2013 году Президент России Владимир Путин предложил, не отказываясь от отсрочек для студентов, изменить систему военной подготовки в вузах; дать возможность всем студентам пройти в ходе учебы и последующего военного сбора воинскую подготовку и получить военную специальность. Данный механизм позволит готовить нужное количество резервистов по наиболее востребованным, прежде всего техническим, воинским специальностям, при этом не призывая их в Вооруженные Силы.

Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса руководителю занятия необходимо подчеркнуть, что военная служба - это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. Ее прохождение представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала идо ее окончания.
При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на то, что наряду с правами гражданин, подлежащий призыву на военную службу, имеет и обязанности в соответствии с российским законодательством. В Российской Федерации установлено правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Российское законодательство определяет порядок призыва граждан на военную службу и порядок ее прохождения данной категорией.

Рекомендуемая литература:
1. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» №53-Ф3 от 28 марта 1998 года.
2. Федеральный закон «Об обороне» № 61 -ФЗ от 31 мая 1996 года.
3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года.
4. Положение о порядке прохождения военной службы (утверждено Указом Президента РФ № 1237 от 16 сентября 1999 года).
5. Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному собранию РФ 12 декабря 2013 года.

Майор Борис ИВАНОВ

Главная Карьера Служба по призыву

Добро пожаловать в Вооруженные Силы!

Служба в Вооруженных Силах — важный этап в биографии каждого мужчины. Здесь ты пройдешь не только хорошую школу жизни, но и приобретешь настоящих друзей, окрепнешь физически и духовно, возмужаешь, тебе будет доверено боевое оружие. В рядах Вооруженных Сил РФ (ВС РФ) у тебя есть возможность проявить себя с самой лучшей стороны, понять, на что ты действительно способен. Ведь сегодня в российской армии большое внимание уделяется физической подготовке , дисциплине, воспитанию ответственности и умению постоять за себя и своего боевого товарища.

Долг, честь, служба Отечеству — вот главные составляющие мотивации военной службы.

Мир меняется, появляются новые угрозы и вызовы, и российская армия меняется вслед за ними. Новый облик Вооруженных Сил России, в которых ты будешь служить, разительно отличается от того, что был прежде.

Примечание: В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2017 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» с 2018 года создан и действует механизм, позволяющий гражданам в возрасте от 18 до 27 лет, ранее переданным в запас по состоянию здоровья, пройти медицинское освидетельствование с передачей на учет призывников, тем самым реализовать свое конституционное право и обязанность по защите Отечества.

Основу обороны любой страны составляют люди. От их патриотизма, самоотверженности и самоотдачи зависел ход и исход большинства войн и вооруженных конфликтов.

Безусловно, в плане предотвращения агрессии Россия отдаст предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако национальные интересы России требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи. Об этом нам постоянно напоминает история России — история ее войн и вооруженных конфликтов. Во все времена Россия боролась за свою независимость, с оружием в руках отстаивала свои национальные интересы, защищала народы других стран.

И сегодня России не обойтись без Вооруженных Сил. Они нужны для отстаивания национальных интересов на международной арене, для сдерживания и нейтрализации военных угроз и опасностей, которые, исходя из тенденции развития современной военно-политической обстановки, более чем реальны.

О составе и организационной структуре Вооруженных Сил Российской Федерации, системе комплектования и руководства ими, воинской обязанности и и пойдет речь в этом разделе.

Состав и организационная структура вооруженных сил России

Вооруженные Силы Российской Федерации образованы Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1992 г. Они представляют собой государственную военную организацию, составляющую оборону страны.

Согласно Закону Российской Федерации «Об обороне» Вооруженные Силы предназначены для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации.

Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач, не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы России. Такими задачами могут быть:

Эти и другие сложные задачи российские войска решают в определенном составе и организационной структуре (рис. 2).

Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, частей, подразделений и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и рода войск.

К центральным органам управления относятся Министерство обороны, Генеральный штаб, а также ряд управлений, ведаюших определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов управления входят Главные командования видами Вооруженных Сил.

Вид Вооруженных Сил — это их составная часть, отличающаяся особым вооружением и предназначенная для выполнения возложенных задач, как правило, в какой-либо среде (на суше, в воде, в воздухе). Это Сухопутные войска. Военно-воздушные силы, Военно-Морской Флот.

Каждый вид Вооруженных Сил состоит из родов войск (сил), специальных войск и тыла.

Рода войск

Под родом войск понимается часть вида Вооруженных Сил, отличающаяся основным вооружением, техническим оснащением, организационной структурой, характером обучения и способностью к выполнению специфических боевых задач. Кроме того, имеются самостоятельные рода войск. В Вооруженных Силах России — это Ракетные войска стратегического назначения, Космические войска и Воздушно-десантные войска.

Рис. 1. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации

Объединения — это воинские формирования, включающие несколько соединений или объединений меньшего масштаба, а также частей и учреждений. К объединениям относятся армия, флотилия, а также военный округ — территориальное общевойсковое объединение и флот — военно-морское объединение.

Военный округ — это территориальное общевойсковое объединение воинских частей, соединений, учебных заведений, военных учреждений различных видов и родов войск Вооруженных Сил. Военный округ охватывает территорию нескольких субъектов Российской Федерации.

Флот является высшим оперативным объединением . Командующие округами и флотами руководят своими войсками (силами) через подчиненные им штабы.

Соединениями являются воинские формирования, состоящие из нескольких частей или соединений меньшего состава, обычно различных родов войск (сил), специальных войск (служб), а также частей (подразделений) обеспечения и обслуживания. К соединениям относятся корпуса, дивизии, бригады и другие приравненные к ним воинские формирования. Слово «соединение» обозначает — соединить части. Штаб дивизии имеет статус части. Этой части (штабу) подчиняются другие части (полки). Все вместе это и есть дивизия. Однако в ряде случаев статус соединения может иметь и бригада. Это происходит в том случае, если в состав бригады входят отдельные батальоны и роты, каждый из которых сам по себе имеет статус части. Штаб бригады в этом случае как и штаб дивизии имеет статус части, а батальоны и роты как самостоятельные части подчиняются штабу бригады.

Часть — это организационно самостоятельная боевая и административно-хозяйственная единица во всех видах Вооруженных Сил РФ. Под понятием «часть» чаше всего подразумеваются полк и бригада. Кроме полка и бригады частями являются и штаб дивизии, штаб корпуса, штаб армии, штаб округа, а также иные воинские организации (военторг, армейский госпиталь, гарнизонная поликлиника, окружной продовольственный склад, ансамбль песни и пляски округа, гарнизонный дом офицеров, гарнизонный комбинат бытового обслуживания, центральная школа младших специалистов, военный институт, военное учи- лише и т. п.). Частями могут быть корабли 1-, 2- и 3-го рангов, отдельные батальоны (дивизионы, эскадрильи), а также отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков. Полкам, отдельным батальонам, дивизионам и эскадрильям вручается Боевое Знамя, а кораблям ВМФ — Военно-морской флаг.

Подразделение — все воинские формирования, входящие в состав части. Отделение, взвод, рота, батальон — все они объединяются одним словом «подразделение». Слово происходит от понятия «деление», «делить» — часть делится на подразделения.

К организациям относятся такие структуры обеспечения жизнедеятельности Вооруженных Сил, как военно-медицинские учреждения, дома офицеров, военные музеи, редакции военных изданий, санатории, дома отдыха, турбазы и т. п.

Тыл Вооруженных Сил предназначен для обеспечения Вооруженных Сил всеми видами материальных средств и содержания их запасов, подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, оказания медицинской помощи раненым и больным, проведения санитарно-гигиенических и ветеринарных мероприятий и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. В состав тыла Вооруженных Сил входят арсеналы, базы, склады с запасами материальных средств. Он имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные, инженерно-аэродромные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие части и подразделения.

Расквартирование и обустройство войск — деятельность Министерства обороны Российской Федерации по созданию и инженерному обеспечению объектов военной инфраструктуры, расквартированию войск, созданию условий для стратегического развертывания Вооруженных Сил и ведения боевых действий.

К войскам, не входящим в виды и рода войск Вооруженных Сил, относятся Пограничные войска, Внутренние войска МВД России, Войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также для решения задач по охране биологических ресурсов территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и осуществлению государственного контроля в этой сфере. Организационно Пограничные войска входят в состав ФСБ России.

Из предназначения Пограничных войск вытекают и их задачи. Это защита государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации; охрана морских биологических ресурсов; защита государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; разведывательная, контрразведывательная и оперативно-розыскная деятельность в интересах защиты государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и охраны морских биологических ресурсов, а также государственных границ государств — участников Содружества Независимых Государств.

Внутренние войска МВД России предназначены обеспечивать безопасность личности, общества и государства, защищать права и свободы граждан от преступных и иных противоправных посягательств.

Основными задачами Внутренних войск являются: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов, действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур, законно избранных органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д.

Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в системе территориальной обороны страны.

Войска Гражданской обороны — это воинские формирования, владеющие специальной техникой, вооружением и имуществом, предназначенные для защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Организационно войска Гражданской обороны входят в состав МЧС России.

В мирное время основными задачами войск Гражданской обороны являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (ЧС); обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС; эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зону ЧС в качестве гуманитарной помощи, в том числе в зарубежные страны; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, возникающими в результате ЧС.

В военное время войска Гражданской обороны решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и загрязнения, катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы обеспечения населения, инфраструктуры тыла — аэродромов, дорог, переправ и т. д.

Система руководства и управления вооруженными силами

Общее руководство Вооруженными Силами (и другими воинскими формированиями и органами) Российской Федерации осуществляет Верховный Главнокомандующий. Согласно Конституции и Закону «Об обороне» им является Президент России.

Реализуя свои полномочия. Президент определяет основные направления военной политики Российской Федерации, среди которых важнейшее место занимают проблемы создания, укрепления и совершенствования военной организации, технического оснащения Вооруженных Сил, определения перспектив развития военной техники, мобилизационных возможностей государства. Он утверждает военную доктрину Российской Федерации, концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный план Вооруженных Сил, которым определяется порядок работы органов государственной власти России, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и экономики страны в военное время. В условиях мира готовится и утверждается Президентом Федеральная государственная программа оперативного оборудования территории Российской Федерации, планируется создание запасов материальных ценностей государственных и мобилизационных резервов. Кроме того, Президент утверждает Положение о территориальной обороне и План гражданской обороны.

Президент Российской Федерации утверждает федеральные государственные программы вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Также утверждаются Президентом страны планы размещения на территории Российской Федерации объектов с ядерными зарядами, а также объектов по ликвидации оружия массового уничтожения и ядерных отходов. Им же утверждаются все программы ядерных и других специальных испытаний.

Осуществляя непосредственное управление Вооруженными Силами, он утверждает структуру и состав Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований до объединения включительно, а также штатную численность военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Наиболее важные документы, такие, как общевоинские уставы, положения о Боевом Знамени воинской части, Военно-мор- ском флаге, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, утверждаются Президентом Российской Федерации и являют собой законы армейской и флотской жизни.

Дважды в год Президент издает указы о , а также об увольнении с военной службы военнослужащих, проходящих службу по призыву.

Как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Президент страны в соответствии с Законом РФ о военном положении вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении. В случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации издает Указ о введении военного положения. Оно может быть введено на территории всей страны или в отдельных местностях, которые подверглись нападению, которым угрожает нападение или которые имеют особое значение для обороны страны. Вводя военное положение, Президент наделяет особыми полномочиями органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации. При введении военного положения могут создаваться специальные органы военного управления, власть которых распространяется и на гражданских лиц. Всем органам и должностным лицам предписывается оказывать содействие военному командованию в использовании сил и средств данной территории для обороны, обеспечения безопасности и порядка. Могут быть ограничены некоторые конституционные права граждан (например, свобода собраний, демонстраций, свобода печати).

При введении военного положения Президент Российской Федерации немедленно сообщает об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Указ Президента о введении военного положения должен быть утвержден Советом Федерации.

Президент Российской Федерации в соответствии с федеральными законами вправе принять решение о привлечении Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению.

Президент России формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ. Основными его функциями является разработка предложений по обеспечению защиты конституционного строя, государственного суверенитета, территориальной целостности страны, участие совместно с другими органами в выработке военной политики Российской Федерации.

Таким образом, выполняя свои конституционные обязанности и задачи, возложенные на него Федеральным законом «Об обороне», Президент Российской Федерации — Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами обеспечивает подготовку страны к отражению возможной агрессии, управляет всеми сторонами процесса поддержания армии и флота России в боеготовом состоянии, соответствующем уровню страны.

Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

В Российской Федерации, в соответствии с Конституцией РФ, представительным и законодательным органом является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция и Закон «Об обороне» четко определяют полномочия Федерального Собрания в области обороны.

Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания и выступает как орган представительства субъектов Федерации. К его ведению относится утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения, а также о привлечении Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению, решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации. Совет Федерации рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете, а также принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны.

Государственная Дума является представительным органом всего населения Российской Федерации и состоит из депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Государственная Дума рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете; принимает федеральные законы в области обороны, регулируя тем самым различные аспекты деятельности по организации обороны и военному строительству.

Кроме этих полномочий, Совет Федерации и Государственная Дума осуществляют парламентский контроль в этой сфере через свои комитеты по безопасности и обороне.

Правительство Российской Федерации — один из главных органов осуществления государственной власти в Российской Федерации. Оно возглавляет систему федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии со статьей 114 Конституции РФ Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны и ее безопасности. Более подробно содержание деятельности правительства в этой сфере сформулировано в Законе РФ «Об обороне». Согласно этому закону правительство: разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете; организует снабжение Вооруженных Сил Российской Федерации материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам; организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;

определяет условия финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил; организует разработку Федеральной государственной программы оперативного оборудования территории страны в целях обороны и проводит мероприятия по реализации этой программы; определяет организацию, задачи и осуществляет общее планирование гражданской и территориальной обороны; организует контроль за экспортом вооружения и военной техники, стратегических материалов, технологий и продукции двойного назначения и др.

Непосредственное руководство Вооруженными Силами России осуществляет министр обороны через Министерство обороны и Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации.

Министр обороны является прямым начальником всего личного состава Вооруженных Сил РФ и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на министерство. По наиболее важным вопросам жизни и деятельности Вооруженных Сил РФ он издает приказы и директивы, а также вводит в действие положения, наставления, другие правовые акты, регламентирующие различные вопросы жизни, быта и деятельности войск. Министр обороны управляет Вооруженными Силами через Министерство обороны и Генеральный штаб Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации участвует в подготовке предложений по вопросам военной политики и по военной доктрине Российской Федерации, разрабатывает концепцию строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. Оно готовит Федеральную государственную программу вооружения и развития военной техники, а также предложения по государственному оборонному заказу, по расходам на оборону в проекте федерального бюджета. Важное значение имеют координация и финансирование работ, выполняемых в целях обороны; организация научных исследований, заказ и финансирование производства и закупок вооружения и военной техники, продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных Сил. Министерство сотрудничает с военными ведомствами иностранных государств, а также осуществляет целый ряд иных полномочий.

Основным органом оперативного управления войсками и силами флота Вооруженных Сил РФ является Генеральный штаб. Он разрабатывает предложения по военной доктрине России, план строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и координирует разработку предложений по численности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Генеральный штаб готовит также план применения и мобилизационный план Вооруженных Сил и Федеральную государственную программу оперативного оборудования территории страны в целях обороны. Он устанавливает количественные нормы призыва на военную службу, военные сборы, осуществляет анализ и координацию проведения в стране мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан к военной службе и их призыву на военную службу и военные сборы. В целях обороны и безопасности Генеральный штаб организует проведение разведывательной деятельности, мероприятий по поддержанию боевой и мобилизационной готовности Вооруженных Сил Российской Федерации и др.

В структуру центрального аппарата Министерства обороны РФ входят ряд главных и центральных управлений, ведающих определенными функциями и подчиненных определенным заместителям министра обороны или непосредственно министру обороны. Кроме того, в состав центральных органов Министерства обороны (МО) РФ входят Главные командования видами Вооруженных Сил (ВС) РФ. В структурном отношении Главное командование вида ВС РФ состоит из Главного штаба, управлений, отделов и служб. Во главе вида Вооруженных Сил стоит главнокомандующий. Он назначается Президентом РФ и подчиняется непосредственно министру обороны.

В состав управления военного округа входят: штаб военного округа, управления, отделы, службы и другие структурные подразделения. Возглавляет военный округ командующий войсками военного округа.

Структура управления отдельной воинской части и основные обязанности ее должностных лиц определены Уставом Внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации.



 

Возможно, будет полезно почитать: