Международный договор 1994 года о с. Будапештский меморандум глазами властей России

На тему меморандума, подписанного в 1994 г. в Будапеште, я специально еще раз посмотрел этот текст. Во-первых, это просто бумажка, именнно "меморандум" (т.е. памятная записка), где нет вообще никаких обязательств. Во-вторых, у Украины никогда не было никакого ядерного оружия. Действительно, на территории Украинской ССР после развала страны оставалось огромное количество межконтинентальных баллистических ракет. С боеголовками, шахтами и пр. Однако с точки зрения боевого применения это был бесполезный хлам - коды запуска находились в Москве. Обслуживание этого хозяйства стоило огромных денег. Поэтому США с Британией заставили Украину отказаться от этих ракет и перебазировать их в РФ. На всякий случай.

Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия

Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Украина,

приветствуя присоединение Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве государства, не обладающего ядерным оружием,

учитывая обязательство Украины об удалении всех ядерных вооружений с ее территории в установленные сроки,

отмечая перемены в мире в области безопасности, в том числе окончание «холодной войны», создавшие условия для глубоких сокращений ядерных сил,

подтверждают следующее:

Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины.

Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины и что никакие их вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают Украине свое обязательство в соответствии с принципами Заключительного Акта СБСЕ воздерживаться от экономического принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.

Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия.

Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают в отношении Украины свое обязательство не применять ядерное оружие против любого государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающего ядерным оружием, кроме как в случае нападения на них, их территории или зависимые территории, на их вооруженные силы или их союзников таким государством, действующим вместе с государством, обладающим ядерным оружием или связанным с ним союзным соглашением.

Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки и Украина будут консультироваться в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.

Настоящий Меморандум будет применимым с момента подписания.

Подписано в четырех экземплярах, имеющих одинаковую силу на английском, русском и украинском языках.

Будапештский меморандум Украина, Великобритания, Россия и США подписали 5 декабря 1994 года. Документом были установлены гарантии безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. В 1996 году это присоединение состоялось.

Основные положения

Текст Будапештского меморандума 1994 года предусматривал обязательство Украины удалить со своей территории все ядерное вооружение в установленные сроки. В свою очередь, Российская Федерация, США и Великобритания обязались:

  • Уважать границы и независимость Украины в соответствии с Заключительным актом ОБСЕ.
  • Не применять никаких вооружений против политической независимости, территориальной целостности Украины, если только не для целей самообороны и в других случаях в соответствии с
  • Воздерживаться от экономического принуждения, которое направлено на то, чтобы подчинить осуществление Украиной присущих ее суверенитету прав своим собственным интересам и за счет этого обеспечить себе какие-либо преимущества.
  • Требовать от незамедлительных действий, в случае если Украина как страна - участник Договора о нераспространении ядерного оружия станет объектом угрозы или жертвой агрессии с использованием ядерного оружия.
  • Не применять против Украины ядерное оружие, за исключением случаев нападения этой страной на государства, связанные меморандумом, их территории и их союзников.
  • Проводить консультирование, если возникнут спорные ситуации, касающиеся вышеперечисленных обязательств.

Китай и Франция

В то время, когда был подписан Будапештский меморандум, полноправными участниками Договора о нераспространении ядерного оружия были еще две ядерные державы - Франция и КНР. Однако они не стали подписываться под текстом документа, а высказались о гарантиях путем выпуска соответствующих заявлений. Их отличие состояло в том, что отсутствовал пункт об обязательном консультировании при неоднозначных ситуациях.

Правовой статус

В настоящее время не утихают споры о том, является ли документ для сторон юридически обязательным. По состоянию на 2014 год Будапештский меморандум не ратифицирован. Как говорит Владимир Рябцев, первый секретарь МИДа Украины, работавший на этой должности в 1994-1995 гг. и участвовавший в подготовке документа, при подписании речи о его ратификации в государствах, являющихся сторонами, не было. Тогда, на взгляд Рябцева, существовало понимание, что Будапештский меморандум, текст которого был принят странами-участницами, обязателен для неуклонного исполнения.

Также Рябцев высказал мнение о том, что Российская Федерация еще в 2003 году, когда был конфликт вокруг острова Туза, проявила противоположную позицию по вопросу значимости и обязательности подписанного в Венгрии документа. Бывший первый секретарь МИДа Украины заявил, что в 2010 году окончательно понял, что Будапештский меморандум 1994 года международным юридически обязывающим документом не является, поскольку проходившие в рамках работы Обзорной конференции дискуссии наглядно продемонстрировали тот факт, что обязательно выполнять нужно только тот договор, который ратифицирован государством. Вместе с тем Владимир Рябцев не соглашается с превалирующей в настоящее время классификацией Меморандума в качестве документа, выражающего обязательства сторон, а считает его межгосударственным договором, четко закрепляющим выполнение прописанных положений.

Мнение других политических фигур

Владимир Горбулин, экс-секретарь Совета безопасности Украины, и Александр Литвиненко, доктор политических наук, в сентябре 2009 года высказались о том, что Украине следует созвать международную конференцию, в ходе которой подготовить новый договор о гарантиях безопасности, который заменит Будапештский меморандум. К участию в конференции было предложено привлечь государства, гарантировавшие в 1994-м безопасность Украине, а также других основных геополитических игроков.

Крымский кризис и соблюдение Меморандума

Президент РФ Владимир Путин на фоне событий в Крыму 1 марта 2014 года получил разрешение от Совета Федерации использовать на территории украинского государства Вооруженные силы России до тех пор, пока не будет нормализована общественно-политическая обстановка в этой стране. Такие меры были обусловлены, по словам Путина, сложившейся на Украине экстраординарной ситуацией, угрожающей жизни наших соотечественников, а также тем, что в соответствии с международным договором на территории украинского государства дислоцируется личный состав воинского контингента ВС РФ. Официально о вводе войск никто не заявлял, но имели место многочисленные случаи захвата людьми без опознавательных знаков военных объектов ВС Украины. По мнению украинских властей, это были российские военнослужащие.

Заявления Путина

Президент России сначала отрицал то, что наши солдаты участвовали в Крымском кризисе. Однако уже после вхождения Путин подтвердил, что российские военнослужащие поддерживали силы самообороны полуострова при проведении референдума. Такие действия, по словам президента, были предприняты с целью обеспечения условий для свободного изъявления воли крымчан и сохранения в обстановки. Позже Владимир Путин говорил, что Россия никогда и не скрывала факт использования своих войск для блокировки воинских подразделений украинцев.

Будапештский меморандум глазами властей России

Наша страна официально отвергает всяческие обвинения в нарушении договоренностей 1994 года и вообще их применимость к произошедшей в Крыму ситуации. Российский президент 4 марта 2014 года высказал мнение о том, что, поскольку в Украине произошла революция, можно считать, что на ее территории образовалось новое государство, и Россия по отношению к нему не подписывала никаких обязывающих документов.

В МИДе 1 апреля дали заявление о том, что РФ никогда не гарантировала, что будет принуждать часть Украины против воли местных жителей оставаться в ее составе, а Будапештский меморандум 1994 года на обстоятельства, которые стали следствием действия социально-экономических и внутриполитических факторов, не распространяется. К таким факторам МИД России отнес события, произошедшие в Крыму.

Позиция Российской Федерации по существу вопроса такова: Будапештский меморандум в своей концепции имеет только обязательство не угрожать использованием ядерного оружия и не применять его против неядерных государств, каким и является Украина. Это обязательство Россия выполняет в полной мере, и оно никаким образом не нарушается.

Позиция украинских властей

Украинская сторона считает, что действия РФ в Крыму, в том числе вхождение полуострова в состав России, нарушают Будапештский меморандум 1994 года. 21 марта 2014-го Верховная рада приняла Декларацию о борьбе за освобождение Украины и в ней заявила о том, что Российская Федерация не только нарушила действующее законодательство суверенного украинского государства, но и проигнорировала нормы международного права, которые закреплены в Уставе ООН.

27 марта 2014 года Андрей Дещица, министра иностранных дел Украины, во время выступления на заседании Генеральной Ассамблеи ООН сказал, что целостная часть украинского государства после двухнедельной военной оккупации была насильно аннексирована страной, ранее обязавшейся гарантировать суверенитет, независимость и целостность Украины в соответствии с Будапештским меморандумом. Дещица попросил о поддержке резолюции о территориальной целостности Украины, которая бы объявила референдум, прошедший в Крыму, не имеющим законной силы.

В заключение

5 декабря 2014 года, в двадцатую годовщину Будапештского меморандума, Арсений Яценюк, премьер-министр Украины, в очередной раз призвал участников договора предпринять совместные решительные действия, чтобы заставить Россию выполнять принятые на себя обязательства. В свою очередь, Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ, сказал, что Меморандум не содержал обязательств признавать произошедший в Украине государственный переворот. А 6 декабря 2014-го участники группы «Крымская инициатива» заявили, что это Украина нарушила положения Будапештского меморандума, поскольку в момент его подписания суверенитет этой страны не распространялся на Республику Крым, и вообще полуостров многие годы находился в составе украинского государства незаконно.

Как видно, споры относительно статуса подписанного 5 декабря 1994 года документа не утихают по сей день. Нам остается только следить за развитием событий.

В свете украинского кризиса постоянно всплывает тема «Будапештского меморандума»

Утверждается, что в 1994 году Украина отказалась от третьего по мощи ядерного арсенала в мире. Взамен Вашингтон, Лондон и Москва гарантировали независимость и целостность Украины. Эти гарантии якобы зафиксированы «Будапештским меморандумом».

Это не так.

Никаких особых международных гарантий для Украины, дающих ей какие-то особые права, отличающие ее от прав, скажем, России, нет. Такой документ существовал, он был подписан российским президентом. Но дело в том, что этот «Меморандум» не является международным договором, поскольку не имеет и никогда не имел юридически обязующей силы: парламенты стран-гарантов (не только России) его не ратифицировали. Почему?

Этот документ был подписан в 1994 году. Согласно ему, страны-участницы – США, РФ и Великобритания, – обязались:

«– Уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины;

– Воздерживаться от угрозы силой и ее применения против территориальной целостности и политической независимости Украины; никакое их оружие никогда не будет использоваться против нее, кроме целей самообороны или любым другим образом в соответствии с Уставом ООН;

– Воздерживаться от экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету;

– Добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН с целью оказания помощи Украине, если она станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия;

– Не применять ядерное оружие против Украины, кроме случая нападения на них, их и подопечные территории, вооруженные силы, их союзников;

– Проводить консультации в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств».

С первого же взгляда на этот текст заметно, что три последних пункта хоть как-то соответствуют теме – а именно отказу Украины от ядерного статуса, а вот первые три либо дублируют обычное международное право, либо не соответствуют последним трем. Действительно, если «никакое их оружие не будет использоваться», то зачем тогда отдельно писать: «не применять ядерное оружие»? Создается впечатление, что какие-то пункты были вписаны в текст «Меморандума» без серьезной работы над документом.

О том, как этот документ принимался и подписывался, сообщал свидетель процесса ядерного разоружения, президент Атлантического совета Украины Вадим Гречанинов :

«Я присутствовал на заседании ОБСЕ в Будапеште в 1994 году, когда нам давали гарантии Россия, Великобритания и США, а затем – Франция и Китай. Со стороны все выглядело очень несерьезно. Представьте картину: Ельцин пьяный стоит на сцене, обнимает лидеров вышеназванных стран. У меня все это не вызывало доверия... Но самое главное – гарантии где-то «потерялись».

«Потерялись» они именно потому, что договор так и не стал международно-правовым документом: он не был ратифицирован, не были также выработаны механизмы его применения.

Почему российский парламент его не только не ратифицировал, но и не рассматривал, примерно понятно. Не все, подписанное Ельциным, стоило выполнять, как, например, Европейскую энергетическую хартию, которую наш парламент также не ратифицировал. И слава Богу, что какая-то демократия у нас все-таки тогда существовала. Нам этот документ был невыгоден, потому что ставил Россию в совершенно дурацкую позицию при любых экономических переговорах: мы, согласно его букве, не имели возможности торговаться. Ведь экономическое давление нам запрещалось...

Невыгодна нам была и форма украинского ядерного разоружения. Тот же В.Гречанинов вспоминает: «46 украинских ракет были направлены на США, поэтому нам нужно было либо разоружаться, либо возвращаться под влияние России, которая включила бы нашу военную группировку в свою. Россия могла бы сократить определенный объем нашего ядерного оружия в обмен на сокращение такого же объема в Соединенных Штатах» . Но Украина пошла по первому пути взамен на финансирование американцами процесса своего разоружения. Но и финансирования на эти цели не хватило, и «большой материальной помощи», которую ждали украинские руководители за этот шаг, они тоже не дождались.

Поучительный эпизод.

И мы кое-что потеряли. Ведь мы могли бы законно уменьшить лимит США на ракеты, то есть из-за позиции украинского руководства понесли геополитические потери. Но что сделано, того не вернешь.

С нами понятно, а вот почему «Будапештский меморандум» не ратифицировали США и Великобритания – так и остается неясным. Возможно, по тем же экономическим причинам (сейчас предоставление крупных кредитов связывается с существенным ограничением суверенитета кредитора), а может быть, возобладали еще какие-то соображения, связанные с позицией, скажем, некоторых соседей Украины – членов НАТО. Да, собственно, чего тут темнить: Румыния активно выдает свои паспорта жителям Одесской и Черновицкой областей, да и Турция все эти годы вела активную политику в Черноморском бассейне, хотя в нынешнем украинском кризисе ее позиция скорее сдержанная.

Конечно, тот факт, что «Меморандум» юридически ничтожен, не означает, что раз так – то мы тут же развязываем ядерную войну против Украины. Почти двадцать лет прошло – не развязали же, да и есть Устав ООН, есть Соглашения ОБСЕ (правда, нарушенные Западом на Балканах). Мы – страна мирная, и для любого, даже невооруженного, конфликта должны быть очень серьезные причины.

Наша военная доктрина (соответствующая Уставу ООН) содержит перечень внешних военных опасностей, в том числе, например, и такие:

«и) Наличие (возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками государств».

Говорит доктрина и о случаях правомерного применения вооруженных сил – например, для отражения агрессии против РФ или союзников, для обеспечения защиты своих граждан. Все случаи, естественно, заранее предусмотреть невозможно. Но особенно опасной угрозой в современном мире является распространение ядерного оружия.

Заявления некоторых политиков на территории Украины о необходимости создания ядерного арсенала надо воспринимать со всей серьезностью. Во-первых, потому, что эти заявления не голословны. Украина еще имеет научно-промышленный потенциал, достаточный для быстрого наращивания ракетно-ядерных вооружений; нельзя исключать и частичной их готовности. Во-вторых, там вышли на авансцену политики, декларирующие готовность такое оружие применить, и именно против России. В-третьих, это оружие может быть опасно для нас даже без попыток его применения. К сожалению, перманентное состояние украинского государства таково, что катастрофа может произойти даже и несанкционированно. Достаточно вспомнить трагический инцидент, когда украинские военные ухитрились во время учений сбить ракетой комплекса С-200 вместо мишени рейсовый российский самолет над Черным морем, да еще и долго не могли понять, что произошло.

На сегодняшний день отношения между некогда близкими братскими республиками Украиной и Россией являются весьма сложными и напряженными. Особенно они обострились после того, как весной 2014 года произошло присоединение Крыма к России и создание двух самопровозглашенных республик – Луганской и Донецкой. В связи с этими событиями Украина и представители других стран обвиняют Россию в невыполнении Будапештского меморандума 1994 года. Именно об этом и пойдет речь в нашей статье.

Сущность меморандума

Рассмотрим, в чем состоит суть Будапештского меморандума 1994 года. Этот документ касается гарантий безопасности Украины в связи с тем, что она присоединилась к участию в договоре, предусматривающем нераспространение ядерного оружия (далее – Договор о нераспространении). Данный договор вступил в силу 5.03.1970 г., его участники – почти все государства, являющиеся независимыми. Не подписан данный договор Израилем, Северной Кореей, Индией и Пакистаном.

Будапештский меморандум – это межгосударственный акт, который гарантирует соблюдение положений указанного выше договора и ряда других документов о неприменении ядерного оружия против Украины как государства, которое не обладает ядерным оружием. Кто является участником данного договора? Будапештский меморандум подписали 5.12.1994 г. лидеры Украины, Соединенных Штатов, России и Соединенного Королевства.

Вступление в силу

Что касается даты вступления меморандума в силу, то на сегодняшний день этот вопрос является дискуссионным. С одной стороны, в документе прямо определено начало его действия, это момент его подписания. С другой стороны, Россия возражает против этого, ведь для вступления его в силу должна произойти ратификация Будапештского меморандума в российском парламенте. Поэтому РФ считает данный акт юридически несостоятельным.

В отличие от указанных выше четырех государств, Китай и Франция (ядерные державы), участники Договора о нераспространении, не подписали Будапештский меморандум 1994 года. Но при этом они сделали заявления о том, что предоставляют гарантии, аналогичные тем, что в нем изложены.

Основные положения


До подписания Будапештского меморандума Украина взяла на себя обязательства по удалению всего имеющегося у нее ядерного оружия, сделав это в обозначенные сроки. США, Англия и Россия, в свою очередь, взяли на себя такие обязанности, как:

  1. Уважение суверенных прав, независимости и украинских границ, соответствующих закрепленным в Хельсинкском соглашении 1975 года.
  2. Воздержание от угроз силового воздействия, а также от его применения против целостности территории и независимости Украины в политическом отношении. Неприменение каких бы то ни было видов вооружений против этой страны, за исключением нужд самообороны, прочих целей, соответствующих Уставу ООН.
  3. Воздержание от принуждения экономическими средствами, которое направлено на подчинение своим интересам осуществления суверенных прав Украиной и обеспечение себе тем самым разного рода преимуществ.
  4. Стремление к незамедлительному осуществлению со стороны СовБеза ООН действий, имеющих целью оказать Украине (как государству, не имеющему ядерного оружия) помощь в том случае, если она окажется жертвой агрессии иди же объектом угрозы такой агрессии, предусматривающей применение ядерных вооружений.
  5. Неприменение ядерного оружия к Украине как к государству, участвующему в договоре о его нераспространении и не имеющему его. Исключением являются случаи, когда произойдет нападение на них самих, на их (зависящую от них) территорию, вооруженные силы, силы союзников совместно с государством, имеющим ядерное оружие.

Дискуссия о правовом статусе


Как уже было сказано выше, вопрос о том, является ли Будапештский меморандум 1994 года обязательным для выполнения его сторонами, Украиной и Россией понимается по-разному.

По мнению В. Рябцева, который принимал участие в подготовке этого документа с украинской стороны, речи о его ратификации в 1994 году не шло, так как в самом тексте уже сказано, что он приобретает юридическую силу с даты его подписания. В тот момент преобладало понимание того, что меморандум – это международный договор, который предполагает безусловное выполнение его положений странами-участницами.

Как считает В. Рябцев, иной подход Российской Федерации к вопросу о статусе меморандума четко проявился в 2003 году, когда произошел конфликт, связанный с островом Тузла. Тогда Россией в Керченском проливе была сооружена дамба к этому острову. По мнению аналитиков, это делалось с целью оказать давление на Украину, чтобы урегулировать статус Азовского моря, а также и Керченского пролива.

Дальнейшее выяснение статуса

В силу неясности вопроса о значении и обязательности выполнения Будапештского меморандума в 2009 году представителями украинской стороны было предложено созвать конференцию, имеющую международный характер, с целью подготовки договора, гарантирующего Украине безопасность, и замены им имеющегося меморандума. К участию в этом мероприятии предлагалось привлечь те страны, которые подписали прежний договор, и других значимых игроков большой политики.

В 2010 году проходила обзорная конференция, посвященная вопросам выполнения Договора о нераспространении. По мнению представителей украинской стороны, из дискуссий, которые велись в рамках работы одного из ее подкомитетов, стало понятным, что только те договоры, которые прошли ратификацию государствами, их подписавшими, следует считать обязательными для исполнения. Что касается В. Рябцева, то он выражает свое несогласие с данной трактовкой.

Соблюдение меморандума в ходе крымских событий


1.03.2014 г. президентом РФ В. В. Путиным в связи с кризисными событиями в Крыму от Совета Федерации было получено разрешение на применение на украинской территории российских вооруженных сил. В качестве обоснования этих действий выдвигалась сложившаяся экстраординарная ситуация, которая угрожала жизни проживающих там наших соотечественников, а также военных, находящихся там в полном соответствии с международным соглашением.

Несмотря на то что, как позже комментировал ситуацию В. В. Путин, Россия была готова к весьма неблагоприятному развитию событию, в том числе и к приведению в состояние готовности ядерных сил (хотя и исходила из того, что этого не случится), в действительности не было сделано ни единого выстрела, что не позволяет говорить о том, что Россия нарушила Будапештский меморандум.

Меморандум и конфликт в Донбассе


После того как в апреле 2014 г. в восточной части Украины разразился конфликт между ее вооруженными силами и повстанческими отрядами (в рядах которых были в основном сторонники двух самопровозглашенных республик – Луганской и Донецкой), Россию вновь обвинили в том, что ею нарушен Будапештский меморандум.

США, Украина, некоторые другие государства предъявляют ей претензии в том, что на стороне повстанцев воюют бойцы регулярной Российской армии, осуществляется поставка оружия и финансовая поддержка. Российское руководство отрицает указанные факты, по которым на сегодняшний день никаких доказательств этих обвинений международному сообществу не предъявлено. Несмотря на это, украинская Верховная рада 27.01.2015 г. назвала РФ государством, являющимся агрессором.

Мнение Лаврова


1.05.2015 г. на конференции, осуществлявшей обзор действий Договора о нераспространении, представителем МИД РФ было заявлено, что Украина утратила территориальную целостность в результате тех сложных процессов, которые произошли внутри нее. Россия же при этом не была связана никакими обязательствами по принуждению частей Украины остаться в составе этой страны в противовес воле большинства населяющих их людей.

Позднее С. Лавров, министр иностранных дел РФ, сказал, что Россия не нарушала положений Будапештского меморандума. Ведь единственным обязательством России, включенным в этот документ, является обязательство о неприменении к Украине ядерного оружия и угрозы его применять. Никакой угрозы, никакого применения ядерного оружия Россией не было осуществлено.

Позиция украинских властей

Как считает украинская сторона, российская политика в Крыму и на Донбассе проводится с нарушением положений Будапештского меморандума. 1.03.2014 г. представитель Украины в ООН Ю. Сергеев отметил, что единогласное одобрение Советом Федерации РФ применения в Крыму военной силы в ответ на запрос президента В. В. Путина является свидетельством того, что Россия не выполняет свои обязательства. Ведь в соответствии с ними она должна воздерживаться от применения силы или угрозы силой к территориальной целостности Украины как одного из государств-гарантов.

5.12.2015 г. бывший тогда секретарем украинского СНБО А. Турчинов сказал, что было бессмысленным разоружать Украину, и упрекнул западные страны в невыполнении меморандума. Как пример, он привел их отказ поставить Украине летальное оружие.

Позиция России


Россией на официальном уровне отвергаются все обвинения в нарушении Будапештского меморандума. 4.03.2014 г. президент РФ В. В. Путин выразил мнение о том, что если события, связанные с Евромайданом, квалифицировать как революционные, то из этого следует, что на территории Украины образовалось новое государство, относительно которого у России нет никаких договорных обязательств.

19.03.2014 г. со стороны МИД России прозвучало обвинение в нарушении положений меморандума Соединенными Штатами и Европейским союзом, которые во время Евромайдана выступили в поддержку оппозиции. В частности, ими были высказаны угрозы введения санкций против украинской власти. Все это, по мнению ведомства, имело выраженную направленность против суверенитета и политической независимости страны.

Как уже было сказано выше, российской стороной подчеркивается тот факт, что у РФ не было обязательств принуждать местное население оставаться в составе Украины против его воли, тем более что не только не было применено ядерное оружие, но и не было сделано ни единого выстрела во время Крымских событий. Таким образом, говорить о нарушении Россией Будапештского меморандума не приходится.

5 декабря 1994 года между Украиной, США, Россией и Великобританией был подписан Меморандум о безъядерном статусе Украины, который известен как «Будапештский меморандум».

Соглашение содержит пункты, предоставляющие Украине гарантии её суверенитета и безопасности.

Согласно Меморандуму, США, РФ и Великобритания обязались:

  1. Уважать независимость, суверенитет и существующие границы Украины;
  2. Воздерживаться от угрозы силой и её применения против территориальной целостности и политической независимости Украины; никакое их оружие никогда не будет использоваться против неё, кроме целей самообороны или любым другим образом в соответствии с уставом ООН;
  3. Воздерживаться от экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих её суверенитету.
  4. Добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН с целью оказания помощи Украине, если она станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия;
  5. Не применять ядерное оружие против Украины, кроме случая нападения на них, их и подопечные территории, вооруженные силы, их союзников;
  6. Проводить консультации в случае возникновения ситуации, затрагивающей вопрос относительно этих обязательств.

С более де тальной информацией о содержании Будапешстского меморандума 1994 года можно ознакомиться, например, на соответствующих страницах Википедии:

Ракетный комплекс Коли-чество Боезаря-дов на МБР Всего боеза-рядов Места дислокации
Р-36М УТТХ /Р-36М2 58 10 580 Домбаровский , Ужур
УР-100Н УТТХ 70 6 420 Козельск , Татищево
РТ-2ПМ «Тополь» 153 1 153 Йошкар-Ола , Нижний Тагил , Новосибирск , Иркутск ,Барнаул , Выползово
РТ-2ПМ2 «Тополь-М» (шахтного базирования) 60

Двадцать четыре года в Украине не было никаких существенных проявлений «сепаратизма» и никаких вооружённых конфликтов (в отличие от РФ), пока Украина при поддержке европейских лидеров не начала активно продвигаться в Евросоюз – не имея ничего плохого к Российской Федерации. В ответ Путин наслал на мирную братскую страну своих диверсантов с ГРУ, которые «как магнитом» собрали интеллектуальных, моральных и социальных изгоев со всей Украины, развязала террористическую войну военными методами и втянула в противостояние часть населения Автономной Республики Крым и юго-востока Украины. Ведь всем всё очевидно – в Украине работает специальная разведка (спецназ) РФ во взаимодействии с другими террористическими подразделениями и организациями РФ, в том числе казаками и чеченцами, которые внутри РФ непремиримо враждуют и уничтожают друг друга уже не первое столетие.

Необходимо отметить, сто современная система жизни на планете является очень сложной системой. Из теории систем известно, что важной особенностью сложной системы является то, что даже слабое воздействие на сложную систему может привести к непредсказуемым разрушительным последствиям. Очевидно, что путинская Россия совершила такое воздействие.

Просим всё цивилизованное сообщество помочь Украине отстоять свою территориальную целостность – это отвечает жизненным интересам не только Украины и Российской Федерации, но и Европы и всего цивилизованного мира.

Спасти Украину и прежде всего Российскую Федерацию может вступление Украины в Евросоюз и в организацию НАТО. Это позволит РФ сосредоточиться на своих огромных внутренних проблемах. Это отвечает долговременным геополитическим целям прежде всего Евросоюза, Украины, РФ и США. Иначе вся Сибирь и Дальний Восток будут утрачены Российской Федерацией и Европой в течение ближайших 30-ти лет, а также Российская Федерация гораздо раньше будет уничтожена обозлёнными диверсантами всех национальностей и стран, где оставили свои кровавые следы спецназ ГРУ ГШ РФ и другие репрессивные организации РФ. Это не призыв к терроризму, а призыв к Миру, если его ещё можно успокоить. Все специалисты силовых структур это понимают, но это должны понять простые люди и безнравственные политики, которые поддерживают российско-фашистскую агрессию Путина. Все европейцы и американцы слишком много страдали от воен, чтобы повторять старые кровавые ошибки. Европа заслужила того, чтобы жить в Мире и благополучии.

РУСЬ – МИР!

СТОП АГРЕССИЯ!

ВСЕ ТЕРРИТОРИИ ВЕРНУТЬ В ИСХОДНОЕ СОСТОЯНИЕ!

КТО ХОЧЕТ В РОССИЮ – ЕДЬТЕ ЗАЩИЩАТЬ ЕЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ И В СИБИРИ, В МОСКВЕ, В ПЕТЕРБУРГЕ, В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ, В ДРУГИХ МЕСТАХ НА БЕСКРАЙНИХ ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫХ ПРОСТОРАХ!

Сколько ещё нужно Россиянам земли чтобы загадить?!



 

Возможно, будет полезно почитать: