История развития красноярского края с древнейших времен. Презентация по истории "наш красноярский край"

Красноярск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским как военный острог. Первоначально поселение называлось Красный Яр, что означает «Красивый берег». Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, и Красноярск стал ее центром. В XVIII веке Красноярск из военной крепости перерос в средний сибирский город.

Красноярск история города.

Поворотным моментом в истории города стало строительство в 1895 году Великой Сибирской железной дороги, которая связала Красноярск с центром России. Затем были построены железнодорожный вокзал и знаменитый мост через Енисей, а Красноярск стал крупнейшим транспортным узлом Сибири. В XIX веке город становится местом ссылки декабристов. Открываются образовательные и культурные учреждения, начинает издаваться своя газета, благодаря чему город получает статус одной из культурных столиц Сибири.


Красноярск в современное время.

Сегодня, спустя почти четыре века со дня основания, Красноярск – это крупный промышленный, транспортный, научный, культурный и спортивный центр Восточной Сибири, столица второго по величине региона нашей страны. В городе работают 150 крупных и средних предприятий. Более того, на протяжении ряда лет Красноярск признаётся одним из самых благоустроенных городов России.


Красноярск достопримечательности.

Несмотря на статус промышленного и экономического центра, Красноярск известен и своими достопримечательностями. По крайней мере, две из них вы точно видели: на 10-рублёвой купюре изображены часовня Параскевы Пятницы и Коммунальный мост через Енисей. Чтобы посмотреть на них, вам достаточно открыть свой бумажник. А вот что ещё интересного есть в Красноярске, мы вам сейчас расскажем.


Красноярские Столбы

Город отличают уникальные ландшафты, горные пейзажи, могучий сибирский лес и знаменитый заповедник «Столбы». Он представляет собой экзотические скальные возвышения среди тайги в отрогах Восточных Саян. Заповедник находится в 3 километрах от окраины Красноярска, однако впечатления стоят того, чтобы проделать путь сюда. Столбы знамениты на весь мир и являются одним из символов города.


Красноярск Парк флоры и фауны «Роев ручей»

Это один из крупнейших зоопарков в России. Здесь проживают медведи, волки, рыси, соболи, росомахи, лисицы, белки, хищные птицы, лебеди, гуси, утки и многие другие представители сибирской фауны. В зоопарке имеется акватеррариум. Тут «базируются» черепахи, крокодилы, пираньи и другие обитатели водного мира. В центре расположен бассейн с рифовыми акулами. Особенно эффектно смотрится их кормление. Адрес: ул. Свердловская, 93


Красноярск Часовня Параскевы Пятницы

Православная Часовня Параскевы Пятницы построена на вершине Караульной горы. Как мы уже говорили, она изображена на лицевой стороне российской банкноты достоинством 10 рублей. Восьмигранная часовня с шатровой крышей была создана в 19 веке. До этого здесь стояла деревянная часовня, которую, по легенде, построил купец, едва не утонувший и решивший увековечить своё спасение. От часовни можно увидеть великолепную панораму Красноярска. Здесь же неподалёку стоит и пушка, которая делает торжественный залп каждый полдень. Адрес: ул. Степана Разина, 51а


Красноярск Центральный парк

В историческом центре города расположен Центральный парк излюбленное место прогулок жителей города и приезжих. В парке работают аттракционы, колесо обозрения, а также Красноярская детская железная дорога. Адрес: площадь Революции


Красноярск Театральная площадь

Здесь находится главный фонтан города. Водные струи, сочетаясь с музыкой и светом, создают картину, которая часто запечатлевается на фотоснимках туристов. В тёмное время фонтан освещается примерно 600 разноцветными лампами. На нижней террасе Театральной площади находится каскадный фонтан «Реки Сибири». Его композиция это танец малых рек Красноярского края вокруг одной большой Енисея. Находясь на площади, вы не пройдёте и мимо Красноярского театра оперы и балета. Кроме того, здесь проходят главные городские праздники, так что если вы попали сюда в праздничный день, вам сильно повезло. А если вы любите спокойствие, можно просто посидеть на скамейке и полюбоваться ещё на один городской символ местный «Биг Бен» (башню с часами, которая является частью мэрии).


Железнодорожный вокзал.
Железнодорожный вокзал Красноярска

Это главная железнодорожная станция Красноярска. В 2004 здание вокзала и прилегающую площадь обновили, и с тех пор их просто не узнать. Сейчас вокзал считается одним из самых красивых не только в Зауралье, но и во всей России. На привокзальной площади находятся фонтаны, а в центре площади стоит 16-метровая стела, которую гордо венчает собой лев геральдический символ Красноярска. Адрес: ул. 30 июля, 1


Краеведческий музей.
Музеи Красноярска

Если будете гулять по набережной Енисея, то за Коммунальным мостом вы увидите красивое здание Краеведческого музея (ул. Дубровинского, 84). В Красноярском музейном центре (пл. Мира, 1) вы наверняка застанете какую-нибудь интересную выставку, которые проводятся здесь в больших количествах. А ещё здесь можно дотронуться до молнии, завернуться в огромное одеяло и сделать массу других вещей, которые кажутся невозможными. Также выделим Художественный музей имени Сурикова. В его фондах так много картин, что для них было открыто три отделения: ул. Парижской Коммуны, 20, пр. Мира, 12 и пр. им. Газеты «Красноярский рабочий», 68. А Литературный музей (ул. Ленина, 66), в здании которого смешаны готика и деревянный модерн, позволит вам увидеть уникальные документы писателей и поэтов золотого века русской литературы.


Музей-пароход «Святитель Николай»

Этот колёсный пароход считался самым быстроходным в 19 веке. Сегодня он не используется по назначению, а стоит на набережной Енисея. В 1891 году на этом пароходе в Красноярск прибыл будущий российский император Николай II. В 1897 с пароходом приключилась и более интересная история именно на нём отправили в ссылку Владимира Ленина. Сейчас на пароходе находятся экспозиции различных тематик: жизнь Ленина, Великая Отечественная война, война 1812 года и другие. Здесь будет интересно и детям: можно встать за руль штурвала, походить по палубе и позвонить в рынду. Адрес: площадь Мира, 1а


Мемориальный комплекс Виктора Астафьева

В 26 километрах от Красноярска находится село Овсянка. Вы можете приехать сюда на автобусе, который идёт из автовокзала до Дивногорска. А добираться сюда стоит ради того, чтобы побывать на родине Виктора Астафьева, русского литературного классика 20 века. Здесь можно увидеть церковь, в которой крестили будущего писателя, и посетить мемориальный комплекс. Он состоит из дома Астафьева, построенного им самим, а также усадьбы бабушки, которая воспитывала его с 7 лет. Адрес: с. Овсянка, ул. Щетинкина, 26

Сетелем Банк – это совместное предприятие Сбербанка и банковской группы BNP Paribas (Франция). Основное направление работы финансового учреждения – обслуживание физлиц. Сетелем уверенно входит в топ-50 российских банковских учреждений. По ряду показателей, например, размеру активов и кредитному портфелю, он находится в 3-м или 4-м месте в десятке рейтинга.

Успешная работа организации на розничном рынке обусловлена несколькими факторами. В числе главных – продуманный и удобный личный кабинет Сетелем Банка (далее — ЛК), который дополняется функциональным мобильным приложением «Мой банк». Особенности и возможности каждого из популярных банковских продуктов целесообразно рассмотреть подробнее.

Личный кабинет Сетелем Банка размещен на сайте организации, расположенном по адресу https://www.cetelem.ru/ . Для перехода на страницу регистрации или авторизации достаточно перейти по ссылке МОЙ БАНК в правом верхнем углу любой страницы ресурса.

Возможность регистрации и входа в личный кабинет Сетелем предоставляется клиентам организации, получившим кредит или оформившим страховку. Доступ к функционалу ЛК позволяет дистанционно производить следующие действия:

  • узнать остаток по кредиту;
  • посмотреть график предстоящих платежей;
  • заказать погашение кредитной задолженности – полное или частичное;
  • получить сведения о способах погашения долга;
  • ознакомиться со специальными предложениями организации;
  • выяснить места расположения наиболее близких к клиенту точек обслуживания.

Регистрация в личном кабинете

Чтобы войти в личный кабинет Сетелем, не требуется проходить процедуру регистрации. Это очень удобно, и экономит время клиента. ЛК создается автоматически для любого заемщика или владельца карты банковского учреждения. Поэтому переход по указанной выше ссылке приводит к открытию страницы входа в личный кабинет.

Онлайн-вход в личный кабинет на online.cetelem.ru

Вход в лк предполагает последовательное выполнение нескольких несложных операций:


Восстановление пароля и доступа в личный кабинет Сетелем

Если войти в ЛК не удается, сначала необходимо проверить вводимые клиентом данные. При отсутствии результата потребуется восстановление доступа в ЛК. Для этого нужно обратиться в ближайший офис Сетелем Банка.

Чтобы найти его адрес, следует выполнить такие действия:


В отделении банковского учреждения требуется описать ситуацию и следовать инструкциям сотрудникам. Он быстро устранит проблему и восстановит доступ в личный кабинет Сетелем Банка.

Кредит наличными в Сетелем банке

Функционал личного кабинета Сетелем Банка предоставляет клиентам обширный набор возможностей. Некоторые из них заслуживают детального рассмотрения.

Как получить кредит наличными

Большой популярностью среди заемщиков пользуется удобный и практичный кредитный калькулятор. Он размещается на сайте организации в свободном доступе. Чтобы рассчитать с его помощью примерные условия кредита, необходимо:


Следствием выполнения описанных действий становится расчет условий кредитования. Результаты выводятся в правой части экрана и включают три ключевых параметра:


При желании потенциального заемщика результаты расчета с легкостью корректируются. Для этого достаточно сдвинуть плашку любого из трех исходных параметров в нужную сторону. Следствием таких действий становится получение более приемлемых для клиента условий выдачи заемных средств. Чтобы получить кредит в Сетелем банке, достаточно:

  • выйти на связь со специалистом организации;
  • заказать обратный звонок.

После этого следует выполнять инструкции сотрудника банковской организации.

Проверка остатка по кредиту в Сетелем

Текущая информация по кредиту – одна из востребованных и важных для любого заемщика. Причин для ее получения может быть несколько. Подобные сведения необходимы как для планирования бюджета, так и для досрочного погашения кредита.

Чтобы узнать в личном кабинете Сетелем Банка задолженность на текущую дату, нужно:


В результате выполнения перечисленных действий информация по кредиту будет выведена на экран. Изучив ее, заемщик без проблем спланирует бюджет или примет решение о досрочном погашении кредита.

Как отказаться от страховки при кредитовании?

Одно из направлений работы финансовой организации – оформление онлайн-страховки. Клиентам предлагается несколько видов страховки от Сетелем Банка.

Страховка оформляется компаниями, которые входят в число партнеров Сетелем.

Обязательным видом страховки от Сетелем Банка выступает только полис КАСКО при автокредитовании. От всех остальных предложений клиент имеет право отказаться. В некоторых случаях – даже после заключения договора на страхование. Отказ от КАСКО также возможен. Например, при досрочном погашении автокредита или при желании сменить страховую компанию. Для этого необходимо:


Отказ от страховки Сетелем Банка с полным возвратом потраченных на полис средств возможен только в период охлаждения. Его продолжительность определяется правилами страховой компании. Например, в Сбербанк Страхование она составляет 3 недели. По истечении указанного срока отказ от страховки предполагает уплату части страховой премии.

Досрочное погашение кредита в Сетелем банке

Вход в личный кабинет финансовой организации открывает доступ к большому количеству возможностей. Среди них – не только информация по кредиту, но и оплата долга.

При принятии решения о способе погашения, следует учитывать размер комиссии. Сегодня существует два способа досрочно погасить кредит в Сетелем Банке без дополнительных расходов. Первый – автоплатеж в Сбербанке, а второй – использование терминалов Элекснет. В обоих случаях требуется соблюдать лимиты по количеству и величине финансовых операций.

Для погашения кредита с помощью ЛК необходимо:


Особенности автокредитования в Сетелем Банке

Автокредитование входит в число самых популярных услуг банка. Востребованность этого продукта объясняется несколькими важными достоинствами:


Для использования последнего преимущества сначала необходимо узнать остаток по кредиту. После этого нужно выбрать способ погашения и перевести средства.

Перевод денег в личном кабинете Сетелем

Еще одна удобная функция личного кабинета банковского учреждения – перевод средств с карты на карту. Сервис позволяет совершать платежи с участием пластиков как самого банка, так и сторонних финансовых организаций.

Для совершения операции необходимо:


Мобильное приложение

Для удобства клиентов разработано мобильное приложение Банка Сетелем. Программа обладает функционалом, практически аналогичным возможностям личного кабинета. Ссылки для скачивания приложения от Сетелем Банка для мобильного телефона – как на базе Андроид, так и для устройств Apple – размещены на главной странице сайта.

Чтобы стать пользователем мобильного Банка Сетелем, необходимо выполнить такие действия:


Подробная пошаговая инструкция размещается на сайте банковского учреждения. С помощью мобильного приложения клиент имеет возможность:

  • узнать остаток по кредиту и другую информацию о получаемых банковских продуктах;
  • выяснить срок очередного ежемесячного платежа;
  • получить сведения о специальных предложениях;
  • ознакомиться с кредитными и страховыми продуктами банковского учреждения;
  • заказать обратный звонок сотрудника финансового учреждения;
  • определить, где расположен ближайший офис банка или салон, выдающий автокредиты.

Телефонный Банк

В дополнение к приложению МОЙ БАНК специалисты Сетелем разработали еще один сервис для мобильных устройств – систему «Телефонный Банк». Он позволяет получать информацию о картах и счетах клиента при помощи простого звонка в один из Информационных центров. Главными преимуществами пользователей Телефонного Банка становятся:


После входа в систему получение информации происходит в автоматическом режиме. Клиенту предоставляются сведения по кредитному договору или карте. От него требуется только ввести паспортные данные и реквизиты банковского продукта.

Телефон горячей линии Сетелем

Обязательное условие качественного обслуживания – создание эффективно работающей обратной связи с клиентом. Сетелем предоставляет несколько способов связаться со специалистом для получения консультационной или технической поддержки:


Для получения помощи достаточно перейти по любой из указанных ссылок, доступных на всех страницах сайта Сетелем Банка. После этого нужно следовать полученным инструкциям, предоставив необходимую информацию. Например, заполнить поля открывшейся формы и отправить запрос.

История Приенисейского края уходит в глубокую древность. Первые люди поселились здесь около 200 тыс. лет назад. За прошедшие века по территории прокатились волны нескольких великих миграций человечества. До прихода русских здесь обитали немногочисленные тюркские, самодийские, тунгусские и енисейские племена, обладавшие самобытной древней культурой и особым образом жизни. Первые отрывочные сведения о появлении русских на Енисее относятся к тем далеким временам, когда отважные поморы — потомки новгородских ушкуйников — добирались сюда по «студеному» морю вдоль северных берегов континента. Однако широкое заселение Приенисейского края происходило на общем фоне присоединения Восточной Сибири к Русскому государству в начале ХV — первой трети XVII вв. Главной целью землепроходческого движения в Сибирь была «мягкая рухлядь» (пушнина) — важнейшая валютная статья дохода Московского государства в XVI - XVII вв.

В бассейн Енисея русские землепроходцы вышли на рубеже XVI - XVII столетий. Продвижение русских шло водно-волоковыми путями. Пробираясь с севера со стороны «златокипящей Мангазеи», казаки в 1607 г. основали в устье Турухана первое постоянное поселение в крае — зимовье «у Николы на Турухане». Так первым из «небожителей» на берега Енисея пришел Николай Чудотворец — самый популярный на русских посадах «покровитель» торговых людей и мореходов. Поселение впоследствии стало называться Новой Мангазеей (нынешнее село Старотуруханск).

С освоением Маковского волока было положено начало активному продвижению русских в Восточную Сибирь по системе рек: Обь - Кеть - Кемь - Енисей - Ангара - Лена. В конце волока у входа в Ангару в 1619 г. поставлен Енисейский острог, который в течение более 150 лет был главным товарно-распределительным и ремесленным центром Восточной Сибири. Для защиты с юга подступов к Енисейску и водному пути были основаны Красноярский (1628 г.), Канский (1628 г.), Ачинский (1641 г.) остроги, получившие названия Красноярской засечной черты. Территории к югу от нее были присоединены лишь в начале XVIII столетия, когда с постановкой Абаканского (1707 г.) и Саянского (1718 г.) острогов на берегах Енисея окончательно утвердилась русская власть. Определенную роль в заселении юга края стал играть Яновский волок, соединивший бассейны Верхнего Чулыма и Енисея на территории нынешнего Новоселовского района.

В XVII в. на территории края сформировался второй по значению в Сибири, после Верхотурско-Тобольского, Енисейский земледельческий район, поставлявший хлеб во все восточные окраинные земли России.

С проведением Московского (Сибирского) тракта в середине XVIII в. открывается новый этап заселения и развития Приенисейского края. Во много раз ускорилась, по сравнению с водным путем, доставка товаров из России на Восток и в обратном направлении, активизировалась торговля (зимний санный обоз поспевал из Ирбита на Урале до Кяхты в Забайкалье всего за два месяца, вместо двухлетнего пути по рекам и волокам Сибири с продолжительными изнурительными зимовками). Обслуживание тракта (извозный промысел, ямщина) способствовало формированию ремесленных и торгово-транспортных функций городов, пришедших на смену их военно-оборонительным функциям.

Экономическая жизнь постепенно перемещается с севера в зону Московского, Ачинского, Енисейского и Тасеевского трактов. Поток вольных переселенцев направляется в Минусинский, Ачинский и Красноярский округа как наиболее благоприятные для земледелия. Рост численности русского населения на юге губернии был ускорен созданием медной и железоделательной промышленности (Луказский и Ирбинский заводы) в 30-х годах XVIII в. Развиваются города Красноярск, Ачинск, Канск, Минусинск. Учреждение в 1822 г. Енисейской губернии послужило новым мощным импульсом развития Приенисейского края под единым управлением. В силу удобств транспортно-географического положения административным центром губернии стал г.Красноярск, хотя в экономическом отношении он значительно уступал Енисейску. Население губернии ко дню ее основания составило 158,7 тыс. человек с явным преобладанием русских.

К середине ХIX в. Енисейская губерния становится крупнейшим золотодобывающим районом России. В период апогея «золотой лихорадки» (1847г.) в заангарской тайге было намыто 1212 из 1270 пудов всего добытого в Российской империи золота. Золотодобыча ускорила развитие судоходства на Енисее, рост земледелия и животноводства, всколыхнула быт и уклад жизни приенисейских деревень, вписала славные и трагические страницы в экономическую историю Енисейской губернии и всей России.

К концу ХIХ в. в губернии сложилась сеть старожильческих поселений, до сих пор являющихся «каркасом» поселенческой сети Красноярского края. С проведением по территории губернии в 1895-1897 гг. Транссибирской железной дороги и внедрением капиталистических отношений здесь развивается фабрично-заводская промышленность, основная доля которой приходилась на предприятия железной дороги (железнодорожные мастерские в Красноярске, Иланске, Боготоле), дражную добычу золота, винокурение, лесную и железоделательную промышленность. На территорию губернии устремился переселенческий поток из Центральной России, особенно с проведением новой аграрной политики П.А.Столыпина, составивший до революции около 400 тыс. человек. Население губернии, в 1897 г. достигшее 570,2 тыс. человек, к 1914 г. возросло до 1119,2 тыс. жителей.

Представления о ссылке, тюрьме и каторге в исторической памяти русского (и не только русского) человека всегда ассоциировались с Сибирью. Печально знаменитый великий сибирский каторжный путь — Московский тракт, протянувшийся на многие тысячи километров от столицы до Дальнего Востока, — прошёл через современную территорию Красноярского края ещё в XVIII веке. Но задолго до этого многие будущие крупные города и сибирские населённые пункты стали местом российской ссылки. В частности, в Красноярске ещё в XVII веке военный гарнизон острога активно пополнялся за счёт наказанных «служилых людей» из европейской России, которым каторгу, а то и смертную казнь, нередко заменяли ссылкой в отдалённые остроги-крепости. Известно, что по данным переписи 1897 года, ссыльные в Красноярске составляли 23% населения.

Одними из первых, осуждённых по неуголовным статьям, сосланных в Сибирь, были староверы, изгнанные из Центральной России после раскола Российской православной церкви в середине XVII века. Потом здесь оказались декабристы: десятеро из них жили в Красноярске. За ними — активисты первых социалистических кружков, участники польских восстаний1830-1831 гг., позже — народовольцы, марксисты. Весной 1897 года в ссылку в Красноярск был этапирован Владимир Ульянов (Ленин). Здесь не по своей воле побывали и многие его коллеги, в том числе Дзержинский и Джугашвили (Сталин). Эти товарищи и продолжили «каторжную» историю Сибири, создав здесь один из центров архипелага «ГУЛАГ». С тех пор в Красноярском крае на душу «вольного» населения приходится в несколько раз больше заключённых, чем в среднем по России.

Исторически каторжная система Красноярского края в целом сформировалась в первые годы советской власти. Сотни колоний открывались и закрывались, менялись названия, система то и дело переводилась из ведомства в ведомство. Подавляющее большинство учреждений в советский период создавалось там, где была необходима дешёвая рабочая сила — при строительстве крупных заводов и на лесозаготовках. Это организованные в разные годы Миндерлинская, Минусинская, Ширинская и Абаканская сельскохозяйственные колонии; Усинская, Черногорская, Базайская и Зыковская колонии массовых работ. Для лесозаготовительных работ открывались отдельные лагерные пункты — Артёмовский, Балахчинский, Бородинский. Позднее на территории Кежемского и Енисейского районов края были созданы целые управления лесных исправительных учреждений, главными из которых стали Норильлаг, Краслаг и так называемая Стройка № 503.

Эти «лагуправления» составляли лишь часть лагерной системы края. На его территории функционировали ещё многие лагерные управления и отдельные лагерные пункты (ОЛПы). Вот лишь некоторые из них:

В апреле 1949 г. было организовано Главное управление МВД СССР по разведке и эксплуатации месторождений и строительству предприятий цветных и редких металлов в Красноярском крае (Енисейстрой). В него входили: таёжное горнопромышленное управление и исправительно-трудовой лагерь (ИТЛ); юго-западное горнопромышленное управление и ИТЛ (осуществляло в том числе строительство Сорского молибденового комбината); особое механическое бюро (ОТБ-1, ныне СибцветметНИИпроект) с лаготделением в Красноярске и отделениями в Шилинке и Раздольном, где работали ссыльные.

В крае функционировали: Енисейский ИТЛ, СГУ; ИТЛ «ДС» Енисейстроя; ИТЛ и строительство железной дороги Красноярск — Енисейск; ИТЛ и строительство железных рудников (Железлаг); Полянский ИТЛ (Полянлаг); Хакасское лагерное отделение (ЛО); Черногорский ИТЛ (Черногорлаг); отдельный лагерный пункт (ОЛП) «Рыбак» с двумя «командировками»: полуостров Таймыр и верховья реки Ленинградская; ОЛП Главного управления аэродромного строительства НКВД СССР и другие.

Норильлаг

Сталинская программа освоения ресурсов Таймыра руками заключённых получила своё выражение в постановлении СHК СССР и ЦК ВКП(б) от 20 марта и постановлении СHК СССР от 23 июня 1935 года «О строительстве Hорильского никелевого комбината». В них определялись объёмы строительства, сроки пуска объектов, устанавливался круг исполнителей. Так история созданного во исполнение этих постановлений Hорильлага НКВД СССР оказалась тесно связанной с процветающим ныне Норильским горно-металлургическим комбинатом и всем Норильским промышленным районом.

Если в 1929-1934 гг. проблемами освоения норильских недр занимались Главсевморпуть и трест «Союззолото», то с 1935 года это направление было передано в ведение НКВД. И это понятно: архипелаг ГУЛАГ рос и расширялся с каждым годом. Успехи достигались подневольным трудом сотен тысяч репрессированных. Первым директором строящегося комбината стал старший лейтенант МГБ Владимир Матвеев впоследствии репрессированный и приговорённый к расстрелу за «саботаж». Имя это менее известно, чем то, которое носит сегодня комбинат — Авраамия Павловича Завенягина, при котором строительству комбината было «придано ускорение».

По Северному морскому пути и Енисею в трюмах пароходов и барж, почти без пищи и воды следовали на строительство северного «форпоста цивилизации» заключённые, осуждённые по пресловутой 58-й статье как враги народа. «Враги» эти в контингенте Норильлага занимали немалое место — в разные годы от 50 до 70%. Всего через Норильлаг за 21 год его существования прошло около полумиллиона человек.

В первые годы смертность среди норильлаговцев была самая низкая по сравнению с другими гулаговскими зонами СССР. Людей высаживали в голой тундре. Они сами натягивали колючую проволоку, сколачивали бараки. Их под конвоем водили на разгрузку вагонов. С приездом в Норильск Завенягина ситуация ухудшилась. Заключённые рыли котлованы, прорубали тоннели, работали в шахтах. Труд становился всё тяжелее. Питание было минимальным, не соответствующим затраченным силам. Люди страдали от голода, и многих настигала страшная голодная болезнь — пеллагра, когда человек гнил заживо и кожа струпьями отваливалась от его костей. Смертность росла.

В конце 30-х в Норильск прибыл большой этап заключённых из Соловков. Среди них — специалисты в геологии, химии, минералогии — инженеры, учёные. По приказу Завенягина их снимали с общих тяжёлых работ, давали более сытные пайки, чуть улучшали бытовые условия. Возникали так называемые «шарашки» — учреждения, где репрессированная интеллигенция на положении рабов занималась умственным трудом на пользу великой социалистической стройке. В норильлаговских «шарашках» разрабатывались инженерные и научные проекты, позволявшие создавать чудо-город и комбинат в Заполярье.

В связи с переводом в Норильск дополнительных этапов заключённых из других лагерей существенно выросла скученность в лагерных зонах, поднялся уровень заболеваемости и смертности. Ни в какой другой период заключённые Норильлага не переживали столь критического положения, как в годы войны. Проблема питания, а, следовательно, элементарного выживания, приобрела характер катастрофы. Такое состояние дел было результатом не только планового сокращения продовольственных норм обеспечения лагерников как подневольной категории и работников тыла, но и общим расстройством системы снабжения Норильска.

По причинам неорганизованности и халатности перевозчиков и снабженцев на север Красноярского края не завозилось в полном объёме даже то, что выделялось из скудных резервов. Так, в навигацию 1941 года план завоза продовольственных грузов в Норильск был выполнен только на 68%. Почти треть всех отправляемых грузов зазимовало в пути. В итоге, из общего количества продуктовых и промышленных товаров в 1941 года было завезено 69% от уровня 1940 года, а в 1942 году всего лишь 51%. При этом как общегражданское, так и лагерное население Норильского района заметно возросло. Основной прирост населения города произошёл вследствие эвакуации сюда летом 1941 года Мончегорского комбината «Североникель» и его работников с семьями общей численностью около четырёх тысяч человек.

Таким образом, основной тенденцией в развитии Норильлага в годы войны стало беспрецедентное ухудшение условий материально-бытового положения его узников при общем увеличении их количества. Важно при этом учесть, что в данный период произошло также существенное увеличение объёмов лагерного производства. Норильлаг оказался практически единственным лагерем в СССР, где численность заключённых и объёмы лагерного производства не сокращались, а, напротив, постоянно возрастали. Огромный разрыв между нормами обеспечения заключённых и нормами их эксплуатации составлял главную особенность лагерного существования в военную эпоху.

За первые десять лет промышленного освоения Норильского горнопромышленного района были достигнуты поразительные результаты. В этой пустынной тундровой зоне Красноярского края, в условиях вечной мерзлоты и полярного климата руками десятков тысяч заключённых удалось создать один из крупнейших в мире металлургических комбинатов законченного цикла — флагман советской промышленности по добыче и переработке цветных металлов, сформировать широкую транспортную инфраструктуру региона и создать новый центр урбанизации Севера — город Норильск.

Стройка № 503

Прошло уже более 60-ти лет со дня начала одной из «великих строек» на севере Тюмени и Красноярского края — железной дороги Салехард-Ермаково-Игарка протяжённостью 1300 км, в народе больше известной как «Сталинка», а позднее «Мёртвая дорога». Участок строительства протяжённостью 700 км от Салехарда до реки Пур на территории Тюменской области осуществляло стройуправление №501 МВД СССР, а участок р. Пур-Ермаково-Игарка (600 км.) — стройуправление №503. Число строителей составляло до 100 тысяч человек, и в основном это были заключённые.

Строительство контролировалось лично Сталиным, велось ударными темпами, при отсутствии проектной документации. Заключённым приходилось работать в весьма неблагоприятных условиях: зимой морозы до - 40 градусов, летом комары, мошка, слепни: значительная часть трассы проходила по болотам и заболоченной местности. Максимальное количество заключённых - 29126 человек на 1 января 1950 года.

Игарка в то время разделилась на старый город, в котором располагался лесокомбинат и жили в основном рабочие этого комбината, и новый город, где находились партийное и советское руководство, управление полярной авиации, речной порт, техучасток и другие организации. Управлению стройки №503 было выделено здание в центре города. Возглавлял стройку генерал-майор МВД Барабанов, который до этого, по слухам, руководил строительством нефтепровода Сахалин-материк.

Заключённые не внесли какой-то особый колорит в жизнь Игарки, так как и без того большая часть здешнего населения были ссыльные и находились под надзором комендатуры — это немцы Поволжья, латыши, литовцы, калмыки, финны, а также бывшие строители Игарки 30-х годов и раскулаченные крестьяне и их потомки в первом поколении.

Весной 1950 года в деревню Ермаково, состоявшую тогда из нескольких домиков, где жили ссыльные немцы Поволжья, было переведено управление строительством дороги №503 и интенсивно началось возведение главной базы и «столицы» стройки. В зиму с 1949-го на 1950 год было сооружено несколько домов для руководства, а весь вольнонаёмный состав — заключенные и охрана — жили в палатках. Это был довольно большой палаточный город. Строительство велось очень высокими темпами. Были построены большой лесозавод, электростанция, магазины, школы, жильё. И через два года здесь уже был большой, по северным меркам, город — больше Игарки: по общей численности населения он превышал Игарку не менее чем в два раза. В Ермаково была пассажирская пристань, причалы, на правом берегу — аэродром. По всей трассе железной дороги от Игарки до Ермаково и далее до Салехарда и Москвы была смонтирована линия телефонной проводной связи, которая ещё многие годы существовала после стройки.

В районе Ермаково по проекту предусматривалась паромная железнодорожная переправа, для чего в Финляндии были построены три парома. Они должны были обеспечивать железнодорожную переправу вплоть до ледостава и какой-то период после ледостава Енисея. А в зимнее время по льду Енисея намечалось намораживать ледовую «насыпь» и на неё укладывать рельсы.

Строительство железной дороги должно было завершиться в 1953 году до Игарки и после этого продолжиться до Норильска. На участке Игарка-Ермаково была построена железнодорожная насыпь и уложены рельсы на протяжении 65 км. Участок Ермаково - Янов стан - р.Пур был готов почти полностью, здесь уже осуществлялось рабочее движение поездов, однако сквозное движение тормозил неоконченный железнодорожный мост через реку Турухан, его опоры были полностью возведены, но не закончен монтаж ферм.

Наступил март 1953 года, умер Сталин. Некоторое время спустя была объявлена большая амнистия заключенным. Люди получили свободу, но выехать с Севера до открытия навигации было невозможно, а выпустить из зоны людей некуда, так как им просто негде было жить. Лишь с началом навигации бывших заключённых повезли с Енисейского севера тем же флотом, что и завозили на Север. Это были баржи для перевозки заключённых, переполненные до предела пассажирские суда, пассажирской же авиации тогда ещё почти не было.

Строительство железной дороги было остановлено. Вскоре она была, как говорили в то время, законсервирована, а на самом деле — брошена, потому что не только заключённым, но и вольнонаёмным, и охране находиться там было невмоготу. Была создана ликвидационная комиссия, в задачу которой входило организовать вывоз ценностей со стройки. Кое-что было вывезено, но сама дорога, станции, паровозы, вагоны — всё осталось по трассе в тундре и со временем пришло в негодность.

Так и стоит эта, оплаченная многими жизнями заключённых, брошенная дорога. До сих пор в тех краях встречаются разбросанные по лесотундре лагерные зоны, паровозы, вагоны, платформы; свечками торчат светофоры да прячутся в приполярном кустарнике лагерные посты.

На участке Янов стан - р.Пур Норильскому комбинату разрешили снять железнодорожные рельсы. Комбинат в ту пору получил второе дыхание благодаря Талнаху и Надеждинскому комбинату, а рельсов в стране не хватало. Таким путем к 1964 году были сняты рельсы с участка дороги протяжённостью 300 км. Три железнодорожных парома перегнали на Черное море, и они стали работать в Керченском проливе.

В 18 км от Туруханска, вверх по Нижней Тунгуске, отвесно поднимается над водой Смерть-скала. Современная легенда связывает столь мрачное название утеса с расправой белогвардейцев над большевиками в июле 1918 года. В дни падения Советской власти в Красноярске большая часть местных партийцев сбежала на Север, прихватив документы и золотой запас отделения Госбанка. В красном отряде было 500 человек, в том числе Тихон Марковский, Ада Лебедева, Григорий Вейнбаум и другие большевики, имена которых сейчас носят красноярские улицы. Погоня настигла их в селе Монастырском (нынешнем Туруханске). Партийцы разделились на отряды и ушли в тайгу. Говорят, когда их поймали, многих сбрасывали со Смерть-скалы. Потому и получила она такое имя.

Есть и другая версия названия утеса. Когда-то давно поселенцы сплавлялись по Тунгуске на плотах к Енисею. И многие не доходили — течение бросало их на Смерть-скалу, возле которой бурлит несколько водоворотов. Шанса на спасения у людей не было....

О том, что Туруханский край — место ссылки, слышали многие. Но не все знают, что ссылать туда начали еще в XVII веке. Здесь не по своей воле жили (и умирали) протопоп Аввакум, соратники Стеньки Разина и Емельки Пугачева, декабристы, эсеры, анархисты, социал-демократы, большевики — Сталин, Свердлов, Спандарян, Каменев и другие.

Будущие вожди, придя к власти, продолжили «ссыльную традицию». Еще в 1923-24 гг. они отправили в Туруханск архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого). Именно из Туруханска призвался на фронт историк Лев Гумилев — сын Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Дочь Марины Цветаевой и Сергея Эфрона, Ариадна Эфрон, тоже не миновала туруханской ссылки. Здесь тысячами гибли репрессированные спецпереселенцы из Прибалтики, Калмыкии, с Поволжья, Кубани. Зеки с 1949 года и до смерти Сталина строили здесь железную дорогу Салехард — Игарка. И построили — несколько месяцев по заполярной трассе ходили паровозы. Но цена оказалась высокой — каждый километр «стройки № 503» оплачен десятками жизней.

Смерть вождя положила конец не только убийственной стройке по болотам и вечной мерзлоте. В Курейке, где Сталин отбывал ссылку, в 1950-1952 гг. возводили павильон-музей Сталина, больше известный как пантеон Вождя народов. Строили на века — из железобетона и лиственницы. Два исторических памятника, связанные с именем одного и того же человека, создавались практически одновременно на расстоянии 80 км друг от друга. Один создавали ему, уже почти человеку-богу, другой создавал он сам — страшный механизм, уничтоживший десятки тысяч людей — «503 стройка» «мёртвой дороги» Салехард-Игарка.

Краслаг

История развития системы наказаний на территории Канска тесно связана с историей развития отдельного Красноярского ИТЛ (Краслаг). Краслаг (не путать с Краслагом Енисейстроя) — типичный лесоповальный лагерь, образованный приказом НКВД от 05.02.1938 года, в годы пика массовых репрессий, находившийся в подчинении ГУЛаг. Первоначально дислоцировался в городе Канске (Красноярский край, г. Канск, п/я 235) одновременно с такими аналогичными лагерями, как Унжлаг, Вятлаг, Усольлаг, Севураллаг.

Из приказа от 23 января 1938 года: «Управление Красноярского исправительно-трудового лагеря НКВД СССР с резиденцией в Канске считать сформированным... Временное исполнение обязанностей начальника Управления КРАСЛАГа, согласно имеющихся полномочий, принял на себя. ст. лейтенант госбезопасности Шишмарёв А.П.»

Пусть никого не смущает невысокое звание Андрея Шишмарёва. Во-первых, старлей в тогдашних «органах» — всё равно что армейский майор. Во-вторых, Шишмарёв был специалистом со стажем и опытом. Участвовал в обороне Царицына, воевал против Колчака. После гражданской был комиссаром ЧК, помощником начальника Особого отдела Приморской армии, а потом стал специалистом по организации лагерей. Дальний Восток, Средняя Азия, Западная Сибирь... И везде — начальник управления лагерей Шишмарёв. Краслаг старший лейтенант создал меньше чем за месяц и 17 февраля уехал в Москву «на повышение». Тут его следы теряются, — в те годы слова «повышение» и «вышка» были однокоренными...

Краслаг объединил отделения и лагерные пункты в нескольких районах на юго-востоке края. Они были невелики (600-800, редко более тысячи заключенных), но размножались поразительными темпами. Всё в том же январе 1938-го уже действовали 23 лагпункта в Иланском, Ачинском, Ирбейском районах. В апреле появились ещё пять в составе Саянского отделения.

Управление Краслага находилось в Канске, а в 1946 году официально (реально в 1948 г.) было перенесено на ст. Решоты — пос. Нижняя Пойма, где и находится поныне как Управление п/я У-235. Кроме лесозаготовительных, заключённые были задействованы на различного рода работах по всей территории района, в том числе и на строительстве Канского гидролизного завода. Численность контингента практически весь период существования лагеря превышала 10 тысяч человек.

Первые этапы пришли из тюрем Приморья, Хабаровска, Читы и с Украины, и уже к 1 апреля 1938 года численность «контингента» достигла 9 924 человек, к 1 января 1939-го — уже 28 тысяч, а на 01.01.1953 — 30 546 человек. Только в 1938 году они заготовили 1 млн 312 тыс. кубометров леса. С помощью 2074 лошадей, 84 тракторов, полусотни автомобилей и, выражаясь словами Солженицына, «пердячего пара».

Потом пошёл народ из Алма-Аты и Семипалатинска. Позднее, в 1939-1940 годах, — этапы из Ленинграда и средней России. К январю 1941-го «лесорубов» было 17 829. Преобладали «враги народа». Они валили лес, а их валили голод, пеллагра и дизентерия. По данным общества «Мемориал», смертность в те годы могла достигать 7-8%, что не удивительно, если совместить тяжелейший физический труд с дневной нормой довольствия на одного человека: хлеб — 400 граммов, крупа — 70, мясо (8 раз в месяц) — 90 граммов, рыба (22 дня в месяц) — 150, овощи и картофель — 600 граммов.

Работали в Решотах и пленные японцы. Несколько лет назад их прах из всех захоронений был торжественно отправлен на родину.

В 1949-1950 гг. основную часть политзаключенных отправили из Краслага в «особлаги»: Песчанлаг и Степлаг (в Казахстане). Однако и после этого в Краслаг попадали новые политзэки. Даже после 1956 года там оставались политзаключенные. Действовал Краслаг до 1960 года.

Первый в крае памятный знак жертвам сталинских репрессий установлен в Ревучем близ Решот. Здесь находился один из самых крупных лагерей — № 7, в котором было заключено около трёх с половиной тысяч человек, депортированных из Литвы в 40-50-х годах. Установила знак группа членов Вильнюсского городского и Молетского районного общества бывших ссыльных Литвы. Теперь на гражданском кладбище бывшего поселка Ревучий, что находится на территории Канифольнинского сельского Совета Нижнеингашского района, можно прочитать надпись, выполненную на литовском и русском языках: «Гражданам Литвы, невинно погибшим здесь в лагерях и ссылке в 1941-1956 годах. Мир их праху. Соотечественники».

Самый северный остров ГУЛАГА

Несколько лет назад, в результате сопоставления различных архивных данных удалось подтвердить существование самого северного из достоверно известных «островов» ГУЛАГа. До этого сведения о лагере, точнее — Отдельном лагерном пункте (ОЛП) «Рыбак» на Таймыре существовали в качестве неподтверждённых рассказов возможных свидетелей или их потомков. Имела хождение цифра в 5 000 заключенных, большинство из которых якобы погибло при добыче урановой руды.

Документальные подтверждения существования на севере полуострова Таймыр, на мысе Челюскин подразделения ГУЛАГа были выявлены одним из авторов справочника «Система ИТЛ в СССР», сотрудником НИПЦ «Мемориал» С.П. Сигачевым. В госархиве РФ им были обнаружены ссылки на существование приказа МВД 1951 года (без точной даты) об организации ГПУ (горно-промышленного управления) № 21 «для освоения Таймырского месторождения свинца» (под свинцом в те годы шифровали радиоактивные руды). Приказ, вероятно, был издан во исполнение постановления СМ СССР от декабря 1949 года № 5745/2163 сс/оп «о немедленной организации промышленной добычи свинца» на Таймыре.

Предыстория «Рыбака» такова. В первые послевоенные годы одной из главных проблем советского руководства была организация поиска урановых руд — сырья для создававшегося в СССР атомного оружия. Велись такие поиски и на северо-западном Таймыре. Еще в 1944 году расконвоированный заключённый Н.Н. Урванцев, первооткрыватель норильских месторождений и главный геолог Норильского комбината предпринял рекогносцировочное обследование шхер Минина у западного побережья Таймыра. В 1946 году он продолжил поиски на п-ве Рыбном и в заливе Хутуда.

Результаты оказались настолько интересными, что в 1947 году в шхеры Минина была организована экспедиция на катерах «Диорит» и «Пегматит». Основной задачей экспедиции были поиски руд редкоземельных и радиоактивных элементов. Обследовав острова у п-ва Минина, к северу от устья Пясины, и найдя рудопроявления урана, Урванцев вернулся в Норильск. Систематическая геологическая съёмка на северо-западном Таймыре (на самом северном участке материковой суши Евразии — на полуострове Челюскин) началась в 1946-47 гг. силами Центрально-Таймырской и Челюскинской экспедиций треста «Арктикразведка» Горно-геологического управления ГУСМП, а продолжены в 1947-48 годах Восточно-Таймырской экспедицией (экспедиция № 22), переданной в 1948 году в НИИ геологии Арктики (НИИГА).

В работах участвовал большой коллектив геологов, топографов, геофизиков, коллекторов, рабочих, всего более 50 человек. Видимо, во время этой съёмки были найдены перспективные рудопроявления, для дальнейшей разведки которых в 1948-50 гг. была организована крупная экспедиция Норильского горно-металлургического комбината МВД СССР. База экспедиции разместилась на правобережье р.Жданова, правом притоке р.Ленинградской, к югу от горы Октябрьской, на южной периферии плато Лодочникова. В 1950 году геодезисты экспедиции определили координаты базы: 76 град. 40 мин. с.ш. и 103 град. 40 мин. в.д. Расстояние от Северного полярного круга - 1100 км, до мыса Челюскина, самой северной точки материка Евразии — 150 км.

Силами экспедиции были построены две взлётно-посадочные полосы (их местоположение, однако, часто менялось) — зимняя и летняя, принимавшие самолёты Игарской авиагрупппы Управления полярной авиации ГУСМП и авиаотряда Норильского комбината. Для обслуживания авиации с 1950 года работала экспедиционная метеостанция. В посёлке, получившем название Рыбак, было построено несколько жилых и производственных помещений. По свидетельству начальника полярной станции Л.А. Каймука, рыба в р. Жданова не водилась, и поймать её можно было только в р. Ленинградской, в 15-ти километрах от Рыбака.

Тяжеловесные грузы завозились в «Рыбак» по 100-километровому зимнику из бухты Зимовочной на северном берегу залива Фаддея, где разгружались пароходы. Здесь была построена перевалочная база из трёх жилых щитовых и рубленых домиков и нескольких складских помещений.

Использовались ли для работы в экспедиции расконвоированные заключённые, неизвестно, но в 1951 году в пос. Рыбак появляется ОЛП Норильлага, укомплектованный осуждёнными по уголовным и «бытовым» статьям, но можно предположить и наличие некоторого числа «политических» как квалифицированных специалистов — тогдашний начальник комбината и обоих ИТЛ, — Норильского и Горного — инженер-полковник В.С. Зверев, сохраняя традиции многолетнего «хозяина» Норильска А.П. Завенягина, часто шёл на нарушение инструкций МВД, запрещавших использовать осуждённых по 58-й статье на квалифицированных (не общих) работах. Заключённых, видимо, привозили на пароходе из Дудинки в бухту Зимовочную (более 700 км.), откуда они этапировались (пешком или на тракторных санях) по почти безжизненной, холмистой, изрезанной балками и неглубокими речными долинами тундре. Впрочем, дальний завоз на пароходах (при необходимости их приспособления для перевозки заключенных) и отсутствие между Зимовочной и Рыбаком каких-либо строений для ночёвок не исключает (с учётом важности объекта) доставки заключённых самолетами из Норильска (Ли-2 мог брать на борт 20-25 человек).

В обнаруженных в архиве отчётах полярной станции Рыбак содержатся составленные её начальниками глазомерные планы окрестностей. Составление их входило в обязательную программу научных работ всех полярных станций ГУСМП. На обоих планах (1953 и 1954 гг.) масштаба 1:5 000 рядом с посёлком Рыбак, к юго-востоку от него, за неглубокой балкой расположена группа строений, с подписью около неё — «лагерь» (смысл этого слова применительно к тем временам очевиден).

В лагере в 1953 году было 11 строений — четыре барака размером 100×25 м., одно строение размером 35×15 м., одно — размером 25×20 м. и пять хаотично стоящих между крупными строениями мелких, вероятно, передвижных балков. Если учитывать устройство обычного лагеря, наличие в любом из них столовой, продуктового и вещевого складов, штаба (канцелярии), казармы конвоя, иных мелких помещений бытового и производственного назначения, можно предположить, что для заключённых предназначалось три, максимум — четыре барака. В бараках такого размера размещалось обычно 200-250 человек, что при полной «загруженности» помещений позволяет оценить планировавшуюся численность заключенных в ОЛП «Рыбак» до 1000 человек.

Вероятно, решение о создании ОЛП «Рыбак» для обслуживания экспедиции (ГПУ-21 по терминологии МВД) было принято, когда перспективы обнаруженного рудопроявления радиоактивного сырья представлялись весьма радужными. Об этом говорит попытка завоза сюда аммиачной установки (вероятно, её предполагалось использовать для флотационного обогащения промышленных проб руды). Весьма правдоподобным кажется предположение, что ОЛП строился «на перспективу», так как фронт работ для здешних заключённых в 1951-1952 гг. был небольшим: они строили новые жилые и производственные помещения для экспедиции и были заняты на горных работах (рытьё шурфов и канав — подземных горных выработок здесь не было), а также использовались на хозяйственных работах. В основном посёлке экспедиции в марте 1953 года было 16 строений (8 жилых домов, контора, столовая, радиостанция с двумя 15-метровыми вышками антенны, гараж, электростанция, склады), открытый склад ГСМ, метеоплощадка, а также несколько балков и палаток.

К 1952 году ситуация изменилась. В СССР, а также в ГДР, ЧССР и ВНР, были обнаружены значительные месторождения радиоактивного сырья в местах, куда более удобных для освоения, чем расположенный на Крайнем Севере Таймыр. Сохранение экспедиции и лагеря в Рыбаке стало нецелесообразным как из-за малой перспективности рудопроявления, так и из-за трудностей регулярного снабжения оборудованием, продовольствием, строительными и горюче-смазочными материалами. Решение о консервации работ экспедиции было принято руководством Норильского ГМК в марте-апреле 1952 года, а 24 октября был подписан приказ МВД о ликвидации ГПУ-21.

Уже летом 1952 года в Рыбаке работала группа консервации Арктикснаба, принимавшая ценности от бывшей экспедиции, т.е. фактически работы завершились ранее, чем был издан приказ о прекращении деятельности экспедиции.

Группа консервации работала целых два года, что говорит о том, что оборудования, продовольствия, одежды, строительных и горюче-смазочных материалов в Рыбак было завезено с большим запасом — средств на поиски радиоактивного сырья не жалели. Метеостанция экспедиции ещё весной 1952 года была передана Управлению полярных станций и связи ГУСМП, и 28 июля на неё прибыл метеоролог Л.А. Каймук (составитель первого плана посёлка и лагеря), а 20 мая 1953 года его сменил Н.Г. Николаев (составитель второго плана, 1954 г.). Полярная станция «Рыбак» была закрыта 15 мая 1954 года На плане 1954 г. Н.Г. Николаев сделал примечание: «Лагерь в настоящее время пустует».

Консервация и перевозка имущества продолжались до лета 1954 года, когда Рыбак был покинут людьми навсегда. Закончила свою работу группа консервации, прекратил функционирование аэропорт и ненужная уже полярная станция. Лётчики с Диксона и из Хатанги, изредка летающие и поныне в этих местах, рассказывают о 7-8 полуразвалившихся деревянных строениях.

Таким образом, ОЛП «Рыбак» в составе Норильского ИТЛ, удалённый от него на северо-восток на 850 км., функционировал на полуострове Челюскин в 1951-1952 гг. Численность заключённых в нём — от 200-300 до 600-800 чел., причём первая цифра кажется более близкой к истине — эту партию завезли в основном для строительства большого лагеря. Геологические работы сопровождались попутной добычей в небольших объёмах радиоактивных руд. Для сегодняшнего уровня знаний о географии ГУЛАГа это — самый северный из островов его архипелага, существование и характер работ которого подтверждены документально.

По мнению геологов и участника этих событий Л.Д. Мирошникова, имеются достаточные основания утверждать, что на северном Таймыре располагается своеобразная, мало изученная ураноносная провинция, которая ждёт своих исследователей.

Содержимое страницы

Красноярск – один из старейших городов Сибири. Он основан в 1628 году отрядом казаков во главе с Андреем Дубенским как военный острог. Первоначально поселение называлосьКрасный Яр, что означает «Красивый берег». Статус города Красноярск получил в 1690 году, когда Сибирь была окончательно присоединена к России. В 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, и Красноярск стал ее центром. В XVIII веке Красноярск из военной крепости перерос в средний сибирский город. Поворотным моментом в истории города стало строительство в 1895 году Великой Сибирской железной дороги, которая связала Красноярск с центром России. Затем были построены железнодорожный вокзал и знаменитый мост через Енисей, а Красноярск стал крупнейшим транспортным узлом Сибири. В XIX веке город становится местом ссылки декабристов. Открываются образовательные и культурные учреждения, начинает издаваться своя газета, благодаря чему город получает статус одной из культурных столиц Сибири.

Сегодня, спустя почти четыре века со дня основания, Красноярск – это крупный промышленный, транспортный, научный, культурный и спортивный центр Восточной Сибири, столица второго по величине региона нашей страны. В городе работают 150 крупных и средних предприятий. Более того, на протяжении ряда лет Красноярск признаётся одним из самых благоустроенных городов России.

История Красноярска начинается в 1623 году, когда енисейский воевода Яков Игнатьевич Хрипунов направил боярского сына Андрея Ануфриевича Дубенского выбрать место для нового острога, чтобы обезопасить Енисейск от набегов киргизов. Для строительства нового острога Дубенской выбрал место в четырех днях конного пути от Енисейска, у северного рубежа киргизских кочевий, на высоком плоском мысу между устьем реки Качи и Енисеем, левый берег которого - из красных мергелей - здесь круто поднимается вверх, образуя живописную гряду. Это выбранное под острог урочище было названо Дубенским Красным - вполне вероятно, не только по цвету обрывистого берега, но и за красоту этого места. После утверждения плана строительства острога в Тобольске, а затем и в Москве в 1627 году был снаряжен отряд в 303 человека, во главе которого был поставлен Андрей Ануфриевич Дубенской. С большими трудностями к середине лета 1628 года экспедиция достигла намеченного места и начала строительство острога. Нужно отметить, что местные жители относились к казакам весьма миролюбиво и даже помогали в строительстве. Так, есть сведения о том, что «князец ближней Тюлькиной землицы Татуш» встретил русских мирно и дал им лошадей. Но уже в конце июля 1628 года киргизы испытали на прочность только начатый возводиться острог и его защитников. Их нападение, как и все последующие приступы этой сибирской твердыни, было успешно отбито. Порой острог находился в осаде месяцами, но ни разу не был взят неприятелем.

Первыми и довольно долго единственными жителями «нового Качинского острога», как тогда нередко называли Красноярск, были казаки (в начале XVIII века гарнизон острога насчитывал около 850 человек и служилые люди составляли 80% жителей острога). Они, как и все сибирское казачество в XVII - начале XVIII века, одновременно были и воинами, и чиновниками, и работными людьми.

В 1690 году Красноярск получил статус города. После разгрома енисейских киргизов, ухода части их князцов в предгорья Тянь-Шаня, строительства Абаканского и Саянского острогов и подписания в 1728 году Кяхтинского мира с Маньчжурией Красноярск утратил свое стратегическое значение военного форпоста. Но, несмотря на начало мирной жизни, город почти не рос.

В 1782 году ликвидировали образованную еще во времена Петра I Енисейскую провинцию, которая охватывала почти весь край. Территория Красноярского уезда вошла тогда сразу в три наместничества: Тобольское, Колыванское и Иркутское. Красноярск стал подчиняться Тобольску, но все же сохранил прежнее административное значение. С 1804 года Красноярск подчинялся Томску, ставшему губернским городом.

Превращение Красноярска в XVIII веке из крупной приграничной крепости в обычный небольшой сибирский город сказалось на всех его сторонах жизни. К последней четверти столетия внешний облик города уже ничем не напоминал о боевом прошлом, а страшный пожар 1773 года, после которого осталось лишь 30 домов, уничтожил все укрепления.

Жизнь города изменилась, когда в 1822 году царским указом была создана Енисейская губерния, а ее центром избран Красноярск - не самый крупный город в губернии, но занимающий наиболее выгодное экономико-географическое положение. В это время в городе начали действовать телеграфная станция, открылись начальная школа, мужская и женская гимназии, учительская семинария и ремесленное училище. В Красноярск потянулись купцы, ремесленники, золотопромышленники, в городе появились первые каменные здания, был разбит парк, открылась типография и начала издаваться первая красноярская газета «Енисейские губернские ведомости».

Еще одной важной датой в истории Красноярска можно считать 6 декабря 1895 года, когда здесь встречали первый поезд, открывший движение по Транссибирской железнодорожной магистрали, завершение строительства которой в немалой степени ускорило развитие города.

В 1934 году Красноярск стал административным центром края с бурно развивающейся промышленностью. К началу 1941 года на всех промышленных предприятиях города работало 38 824 человека. За годы войны индустриальная мощь Красноярска возросла в 7 раз, и он, опередив Иркутск, стал главным промышленным центром Восточной Сибири.

Новой страницей в истории Красноярска стало освоение гидроэнергетических ресурсов Ангары и Енисея, начавшееся в послевоенные годы. В этот период индустриального подъема края была не только создана мощная электроэнергетика, но и основаны связанные с ней крупные предприятия черной и цветной металлургии, целлюлозно-бумажной, медицинской и химической промышленности. Красноярск стал крупным центром академической науки, высшего и среднего специального образования. Сейчас в городе насчитывается 47 научно-исследовательских и проектных институтов, 12 государственных высших учебных заведений и 35 техникумов. Красноярск - это и культурный центр региона. В городе действуют Театр оперы и балета, драматический, музыкальной комедии, ТЮЗ и кукольный театры, картинная галерея, краеведческий музей и музей В.И.Сурикова, есть свой симфонический оркестр, органный зал. Нельзя не вспомнить и о прославленном ансамбле народного танца Сибири имени Михаила Годенко.

Сегодня Красноярск - город с миллионным населением, являющийся географическим центром России и крупнейшим узловым транспортным центром Сибири. На территории города находится несколько десятков тысяч предприятий, организаций и учреждений. Красноярск - административный центр одного из крупнейших в России федеральных образований - Красноярского края, площадь которого составляет 2339,7 тыс. км2, или 13,6% всей территории страны.



 

Возможно, будет полезно почитать: