Operation Flashpoint: Red River - обзор игры. Operation Flashpoint: Red River

На прилавках оказывается Red River, а вместе с ним рассеиваются последние надежды на светлое будущее серии. В этой игре сюжет подается двумя основными способами...

Отправить

Игроки постарше отлично помнят первый - он жутко тормозил, был до неприличия хардкорен, но при этом умудрялся затягивать на долгие часы. Эта игра позволяла почувствовать себя участником настоящих боевых действий и продумывать каждый свой шаг. В 2009 году нас угостили «долгожданным продолжением» - , - глянув на кучу условностей и упрощений которого, фанаты, пофыркав, пошли дальше играть в . И вот на прилавках оказывается , а вместе с ним рассеиваются последние надежды на светлое будущее серии.

10 Правил сержанта Нокса

В этой игре сюжет подается двумя основными способами - вкрадчивым голосом некоего генерала, верящего в непобедимость доблестных американских морпехов и вводящего нас в курс дела при загрузке карт между миссиями и устами непосредственного полевого командира. Если скучные бравады первого можно пропустить, то со вторым дела обстоят куда печальнее. Сержант Нокс постоянно сопровождает нас в передвижениях на «Хаммере» и транспортном вертолете между целями миссий. И ругает всех и вся. Он ругает таджиков, китайцев, ландшафт, но больше всего, конечно, достается собственному взводу - то есть нам. И если поначалу это развлекает, то уже к третьей миссии хочется убить не столько засевших в кишлаках партизан, сколько проклятого негра афроамериканца. И ведь деться некуда - в начале и конце миссии нам практически всегда приходиться достаточно долго трястись в кузове армейского джипа, где нас уже поджидает сержант Нокс с очередной порцией нравоучений.

Сам сюжет тоже не блещет откровениями. Видно, что Codemasters изо всех сил пытались придумать что-то правдоподобное, но на деле получилось нечто похожее на клюкву старика Клэнси с добавлением штампов про многочисленных китайцев и хаосом, царящем в постсоветском пространстве. Хотя, стоит признать, что сражений с армией КНР в таджикских пустынях мы раньше еще не видели.

Рельсы

Уж непонятно, чем руководствовались разработчики, настолько упрощая свой проект. Балом правят скрипты, а линейность происходящего вовсю стремится к стандартам, заданным серией . Но все дело в том, что там виртуальный режиссер настолько умело руководит декорациями, что о постановочности думать попросту некогда. Здесь же, следуя по красным маркерам, неоднократно замечаешь, как минуту назад пустой городок заполняется толпами врагов.


В нашем подчинении находится отряд «Браво» из трех человек. Теоретически все боевые действия должны происходить при четком взаимодействии нашего и еще двух других звеньев. На деле полагаться здесь можно лишь на себя, а отчаянные крики «Альфы»: «Мы под огнем», свидетельствуют лишь о том, что мы недостаточно быстро перемещаемся по красным маркерам заданий, и скрипт сработал чуть раньше положенного. Отряду можно отдавать простенькие приказы, но подчиненные настолько тупы, что используется эта возможность лишь в случае, если нужно отвлечь огонь бронетехники и перебежать в другую точку. Морпехи, конечно, послушно погибнут под вражеским огнем, но корить себя не стоит - на очередной контрольной точке все падшие воины как ни в чем не бывало вернутся в строй.


ИИ вообще заслуживает отдельного рассказа. Таких непредсказуемых и неадекватных действий, какие выкидывают что враги, что союзники, сегодня, наверное, не увидишь больше нигде. Обычная ситуация - мы сидим за нагромождением мешков с песком и обстреливаем кишлак, в котором засели таджики.

Подчиненные солдаты, несмотря на приказ «держать позицию», бегают под огнем противника ПЕРЕД мешками и регулярно попадают в сектор обстрела игрока, а схватив пулю, начинают негодующе вопить и судорожно перевязывать друг друга под шквальным огнем из укрытия. Но и таджики, видимо, решив применить контратаку, покидают кишлак и начинают не торопясь, во весь рост выходить из парадного входа, ловя пули катящегося со смеху игрока. Но самое забавное, что такой маневр увенчивается полным успехом - последний боец против демократии потихоньку подходит вплотную к бравым американцам и... расстреливает всех троих.

Реализм

Если все настолько грустно с тактикой, может, с реализмом дела обстоят иначе? Поначалу такое ощущение действительно может сложиться. Враги могут убить с одной пули, а попасть из М16 в противника, находящегося на расстоянии 250 метров, довольно проблематично. Но и эта иллюзия быстро рассеивается. Вся баллистика заключается лишь в том, чтобы стрелять чуть выше противника с поправкой на расстояние. Оружия в игре немного, и его выбор напрямую зависит от выбранного класса. За задания мы получаем опыт и уровни, с ростом которых увеличивается число доступных перков и модулей. Зачем к одиночному режиму прикрутили подобную ролевую составляющую - тоже непонятно, тем более что очень скоро становится ясно: кроме разведчика (снайпера) качать что-либо еще не имеет смысла. К трофейным пушкам лучше не притрагиваться вообще - их точность, равно как и физическое состояние, обычно оставляет желать лучшего. Ну кому нужен «Калашников», который заклинивает посреди каждой обоймы? Да и необходимости подбирать трофеи почти что не возникает - в каждой деревне полно коробок, наполненных натовскими патронами.


Радость от созерцания трассеров тоже угасает довольно быстро. Поначалу думаешь, что ярко-зеленые и красные лучи, пронзающие воздух, сигнализируют о том, что стреляющий использует последние три пули в обойме, которые во многих армиях делают трассирующими, дабы сигнализировать о пустеющем рожке. Но не тут-то было - в игре таких различий нет, и существуют трассеры, видимо, лишь для того, чтобы показать, откуда ведется огонь. Из-за этого при массированных боевых действиях происходящее напоминает битву на Геонозисе из второго эпизода Звездных Войн.

Очень раздражает вражеская бронетехника - во-первых, случайная пуля китайского БТРа мгновенно отправляет игрока к автосейву, а во-вторых, чтобы его уничтожить, частенько приходится довольно далеко бежать за гранатометом. И это при том, что в отряде обычно присутствует подрывник, который, разумеется, и пальцем не пошевелит для устранения бронетехники. Покататься нам кроме «Хаммера» ни на чем не позволят, что грустно, если учесть, сколько видов техники можно было водить в аналогичных играх.
Лечение ранений реализовано перебинтовкой, которая надоедает пуще горькой редьки. Зачем авторы сделали ее вместо испытанного метода восстановления здоровья в укрытии, остается тайной за семью печатями. Но уж реализма такой подход не прибавляет точно - к концу миссии при таком лечении морпех должен походить на перебинтованную мумию какого-нибудь фараона.


Сама компания начинается довольно вяло - уничтожение разрозненных таджиков наскучивает очень быстро, а заниматься этим нас заставляют аж на протяжении нескольких миссий. При прибытии китайских войск динамики прибавляется, но и монотонный отстрел прибывающих волн китайцев, различающихся лишь количеством пуль, необходимых для их убийства, бурных эмоций не вызывает. Радует лишь ночная миссия, где присутствует и бесшумная вылазка, и побег от вертолета, и оборона деревеньки от спецназа. Последние задания сложны, но лишь из-за огромного количества бойцов Поднебесной и редких сохранений.

Когда я вижу среди разработчиков Codemasters, я думаю, что получу ГОНКУ! Codemasters - это в первую очередь Colin McRae Rally или Dirt , Grid или F 1 - это игровая студия, которая умеет делать интересные автомобильные симуляторы. На другой стороне весов - Operation Flashpoint - тактический шутер, который в 2001 году вывела вперед B ohemia Interactive Studios, а потом перезапустили под названием Arma и сделали сиквел Arma 2 для PC . В 2009 году Codemasters вспомнил о замечательном бесхозном названии и сделал свой проект. Operation Flashpoint : Dragon Rising - долгое время подавал надежды: корректировка снайперской стрельбы по ветру, масса настроек, продвинутый AI , большое количество техники. Но проект так и не дотянул до более зрелищных и простых Call Of Duty и Battlefield.

Спустя 2-ва года вышла Операция Вспышка: Красная Река (как похоже на глупые французские комедии из 80-х). Тактический шутер, который рассказывает о трудной жизни американских военных, попавших в теплый, пропахший коноплей и расцветший красными маками Таджикистан. Несколько отрядов, разделенных по греческому алфавиту - Альфа, Браво и Чарли вынуждены, вместо сбора урожая сражаться с повстанцами. В составе отряда Браво (без Валерия Сюткина, Жанны Агузаровой и Евгения Хавтана) придется зачистить несколько простых горных деревень московских гастарбайтеров. Командующий всеми силами, негр с незапоминающимся именем, объяснит вам суть заданий, не слезая с вашего Хаммера.

Главный плюс Operation Flashpoint: Red River в том, что это не просто тактический шутер, которых нынче мало, а заточенный под кооператив аркадный симулятор на четырех человек. Который в отсутствие людей заменяет не в меру тупой компьютерный напарник. Перед каждой миссией, которая в среднем длится от 40 минут до часа, вы выбираете класс: Rifleman, Grenadier, Scout, Auto Rifleman. И даже если вас двое - играть уже будет интереснее, ведь перед вами выбор из 4 классов, прокачка оружия и прочих приблуд, типа гранат и мин.

В сравнении с другими шутерами, основная ставка сделана на хардкор и реалистичность происходящего на экране: ограниченное количество патронов, обязательное лечение ран на себе и у партнеров (иначе можно истечь кровью), заклинившее оружие - это и многое другое ждет вас в игре. Ко всему прочему враг берет численностью и меткостью, норовя зайти в спину, заставляя вас и ваших напарников держать режим круговой обороны. Хардкорный режим лишь усложняет жизнь сурового американца. Здесь:

Нет респаунов!

Ограничены аптечки, патроны, гранаты и прочее!

На экране нет ничего кроме компаса!

Непонятно, что делать, если вы прослушали гайдлайн от чернокожего босса.

Каждый из уровней отличается типом заданий. На горном серпантине вам предстоит подняться вверх, занять высоту и отстрелять повстанцев, которые бегут на вас снизу, на других локациях вам предстоит удерживать деревню, пока не получите приказ к отступлению, на больших локациях ваш скаут может занять высоту и отстреливать врагов, пока вы будете штурмовать деревню остальными участниками отряда. Вариантов тактики достаточно много, и игрок, который приглашает всех в отряд, имеет право раздавать приказы, которые скорее будут работать с компьютерными игроками, поскольку вряд ли игроки, которые с вами в команде, будут сидеть сложа руки и, если вы скажете по связи, что вам нужна помощь, друзья придут на помощь. Правда, командное колесо с указаниями работает относительно. По большей части вы лишены авиа поддержки и минометных ударов, напарники тупят, а враг из кривого ружья поражает вас с снайперским выстрелом в голову с тысячи метров. Кроме того, большая часть укрытий таковыми не являются, так как пули проходят через ограждения из-за кривизны движка. А команды, которые вы отдаете в большинстве своем выполняются не сразу, а иногда вообще не выполняются. Прибавьте к этому внезапную гибель от невидимых в густой растительности и грязной палитре домов таджикских снайперов с калашами и пенальти за отклонение от заданного маршрута - виде проваленного задания с последующей пыткой длинными загрузками. Ну и конечно не стоит забывать о просто потрясающих не пропускаемых заставках с поездкой на грузовиках из одной части карты в другую в компании таких же раздолбаев. Еще немного и кажется, что заиграет знакомая мелодия из сериала “Солдаты”.

Но главный минус - это задротство и полное отсутствие фана. В Red River не играешь, а именно проходишь, вырывая зубами у читерских таджиков, однообразных заданий и града слишком точных пуль. И если у вас нет друзей, которые готовы плечом к плечу с вами прорвать Operation Flashpoint: Red River, то сингле не стоит задумываться, поскольку тупой компьютер, управляющий вашими сослуживцами, покажет вам экран Loaded не один раз.

Operation Flashpoint : Red River - потенциально интересный проект, испоганенный слишком кривым балансом, сырым исполнением, не нужными функциями, скучными поездками и разговорами, однообразными миссиями и читерским AI , который даже не пытается промахнуться. А играть в полуфабрикат совсем не хочется.

Тестировалась версия для Xbox 360

Серия Operation Flashpoint с самого рождения не была дружелюбной к своим покупателям. Выпущенная в 2001 году чешской студией Bohemia Interactive игра Cold War Crisis тогда задумывалась как военный симулятор. Когда же разработчики разругались с издателем, то остались ни с чем.

Codemasters посчитала, что оригинальные игры были перенасыщены реализмом: умереть можно было от любой шальной пули, случайно попавшей в тело, а сохраняться разрешалось только один раз за миссию. Так, спустя восемь лет после оригинала, появилась Dragon Rising. Новые обладатели серии под лживой ширмой реализма скрывали аркаду. Игру сделали на движке, доставшемся от Dirt 2, из-за постоянных чекпоинтов пользователь мог не переживать за здоровье подопечного персонажа и пройденные им километры, а выстрелы противников уже не так сильно мешали прохождению. Сегодня мечтает понравиться всем: любителям Call of Duty и оригинальной игры от Bohemia , совмещая в себе простоту и какой-никакой реализм.
Я, герой

События «Красной Реки» , в отличие от предыдущих частей, происходят в реальном Таджикистане, где в 2013 году вспыхнула гражданская война. Разумеется, Америка не могла остаться в стороне конфликта и выслала большую армию миротворцев, дабы погасить его. Позже на военную арену выйдут солдаты КНР, которые тоже решили ввязаться в войну. Да и какая разница? Стрелять все равно придется в любого, кто попадется на пути. Играть предстоит за одного из четырех рейнджеров США. Красивой истории за плечами у персонажа нет. Гранатометчик, солдат, разведчик и снайпер – один класс на выбор, единственное, что представляет собой герой.


Red River учит тому, что так рябит в глазах у человека, получившего добрую порцию свинца.

В зависимости от личных приоритетов пользователь решает, какой класс для него предпочтительней. Так, например, снайпер метко стреляет на дальние расстояния, но очень уязвим. Разведчик, напротив, проклятие любого снайпера. Пулеметчик силен, но не мобилен, а солдат просто усреднен по всем характеристикам. У каждого класса есть своя система прокачки. Здесь все вполне обычно: зарабатываем очки опыта, улучшаем экипировку, обмундирование и характеристики своего персонажа. Более крутая защита, усиленный взрыв гранаты, быстрая перезарядка. За несколько дней в Таджикистане и не такому научишься.
И правильно, лидер небольшой группы должен многое уметь. Система раздачи приказов претерпела небольшие изменения и теперь, кажется, стала немного удобнее. Способность руководить подопечными может действительно пригодиться. Команд много: «атаковать цель», «подавляющий огонь», «стоять на месте», «следовать за мной» и еще десяток других. Впрочем, Red River достаточно простая игра, чтобы справиться с угрозой самостоятельно.


В Таджикистане очень странные машины. Наверно, для детей.
Спасти рядового

Самые пустяковые ранения «лечатся» отсидкой в укрытиях. Кровавая пелена исчезнет с глаз, а отдышка молниеносно пропадет. С серьезными попаданиями сложнее. Для избавления от них нужно достать бесконечную аптечку. При этом анимации от ее применения никакой, складывается впечатление, что герой исцеляется, просто посмотрев на спасательный мешок. Иной раз приходится возиться с ранеными союзниками. Когда те принимают в грудь несколько пуль, то медленно умирают – нужно спасать. Делать это не обязательно – напарники все равно возродятся на ближайшем чекпоинте, но если идти далеко, лучше подстраховаться.
Спасать же упавшего игрока дружественные солдаты не торопятся. То ли из-за нелюбви к персонажу, то ли из-за собственного слабоумия, в Operation Flashpoint: Red River они не замечают, как тот корчится в муках. В таком случае нужно срочно отдать команду «вылечите меня». Правда, зачастую этот подход грозит смертью всего отряда, ведь напарники тут же забывают про врагов. Бедняги вообще не блещут интеллектом – упорно идут в стену, застревают где-нибудь в зарослях, а на открытой местности умудряются топтаться на месте. Так что не стоит удивляться, если на время потеряли их. Неприятели также бездействуют под общее настроение и практически всегда стоят на одном месте. Разумеется, на войне нет места для веселья, но то, что происходит в Red River , больше похоже на рутину.


Даже с пробитой головой часовой бдит.

Ведь даже передвижения по карте строго ограничены сценарными рамками. Продвигаться вперед нужно следуя строго заданным меткам и не отлучаться далеко. Пропустив такой маячок, игрок через несколько метров рискует вернуться назад, ведь иначе ничего не будет работать. Кроме пеших перебежек пару раз придется покрутить баранку хаммера. Ничего интересного – маршрут так же ограничен, а физика бездарна. Одно развлечение – влететь во вражеский лагерь под аккомпанирующий звук пулемета. К слову, дизайнеры заботливо разложили «стволы» перед каждым чекпоинтом, поэтому жалеть боезапас бессмысленно. Жаль только, что выбор оружия небольшой – на каждый класс приходится всего по два вида. Зато у некоторых есть альтернативный режим стрельбы, вроде гранатомета. Хочется разнообразия – подберите автомат возле мертвого китайского солдата, а через пару выстрелов его заклинит – вот, где настоящая сложность.
Мир в огне

Технически игра тоже не прекрасна, хорошей графикой пришлось пожертвовать в угоду огромных территорий. Красивая картинка на заднем плане вызывает лишь сожаление, когда подходишь к живописному пейзажу ближе. Угловатые модели с растянутыми текстурами, спрайтовая трава, непроходимые кусты, исчезающие трупы, отсутствие какой-либо разрушаемости – здесь точно не мешало бы прибавить реализма. При выстрелах мелькают красные и зеленые трассера для того, чтобы игрок знал, кто и откуда стреляет. Красные – выстрелил друг. Зеленые – враг. Осматривая ближайшие дома, не удивляйтесь отсутствию жизни и предметов интерьера – в хижинах нет даже туалета. Похоже на дискриминацию. Вообще, в Operation Flashpoint: Red River нет мирных жителей. Четыре американских солдата против целой армии КНР, и иллюзия войны на заднем фоне. Вот они – миротворческие действия.


Здесь был Руслан.

Реализм только в звуках – непосредственно в процессе музыки нет, а играет она только из колонок вертолетов и автомобилей, на которых транспортируют отряды. Сам звук, меж тем, не больше, чем нормален. Хорошие выстрелы и приятные взрывы соседствуют с раздражающими и однообразными откликами напарников. Зато сержант Нокс – единственная личность в Red River – символизирует главный стереотип американской армии, где слово fuck произносится чаще, чем стреляют пули.
***

Второй раз Codemasters портит хорошее имя никудышной реализацией. Operation Flashpoint: Red River не самая плохая игра, но мимо нее лучше пройти. А если хочется настоящей войны – поставьте Arma 2 или оригинальную Cold War Crisis, они куда лучше подходят для этого.

2001 год преподносит геймерам всего мира творение игровой индустрии, которое многие из них будут вспоминать ещё долго – Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Эта игра, созданная студией Bohemia Interactive, в своё время стала своеобразным скачком вперёд для индустрии симуляторов боевых действий. Невиданное ранее количество боевой техники, поражающий своим реализмом геймплей и внушительных размеров игровые локации однозначно завоевали внимание публики. Проект пользовался большой популярностью, уйма фанатских миссий и модификаций говорят сами за себя. Первая игра серии установила планку относительно высоко. Вторая часть франшизы – Operation Flashpoint: Dragon Rising, разрабатывалась уже самим издателем, а именно его подразделением – Codemasters Studios. Увы, сиквел так и не дал в полной мере людям то, чего они ожидали. Под нашим пристальным вниманием третья игра с Operation Flashpoint в названии и, соответственно, вторая попытка Codemasters состряпать хорошую тактическую стрелялку – Operation Flashpoint: Red River.

Закрой свой хл*бальник, сержант, и слушай внимательно!

Начинается сей сказ о бравых американских морпехах со вступительного ролика, в котором нам бодро объясняют причины нашей высадки в солнечной и довольно экзотической для западного игрока стране под названием Таджикистан. И всё это приправлено отборными словечками продукции дядюшки Сэма. Привыкайте! Ими буквально пропитана вся игра. В этот раз разработчики, добиваясь реализма, сделали упор именно на этом моменте. Чтобы вы уж наверняка осознали тот факт, что в армии матом не ругаются, в армии матом разговаривают.
Итак, мы участвуем в вымышленном конфликте 2012-2013 годов, и мы со своим отрядом должны будем избавить жаркий и местами очень живописный край от всякой душманской нечисти, участвующей в гражданской войне. Попутно от наших заморских добряков, щедрых на свинец огребёт и регулярная китайская армия, правительству которой наше присутствие крайне не понравится.
Вместо кат-сцен здесь поездки с конвоем на «Хаммере». Только нас не посадят за пулемёт и не дадут пострелять из движущегося транспорта. Всё это время мы будем выслушивать наставления командира Нокса, от разговоров которого уши вянут моментально. Этот чернокожий вояка расскажет вам, как жить и воевать, перемешивая свои изречения едкими шуточками. Естественно, вставив через каждое своё слово всевозможные факи и другие замечательные выражения иностранного происхождения, куда же без этого. Гвоздём программы Codemasters выбрали именно его, видимо, для создания атмосферы всё той же реалистичности. Игра – совсем не голливудский боевик, и честно пытается показать то, с чем сталкивается среднестатистический американский морпех в горячей точке. Поэтому готовьтесь узнать много всякого о буднях и быте простых солдат. И всё это под аккомпанемент смачного альтернативного рока, что добавляет всему происходящему на экране некой брутальности.

Ни шагу влево, ни шагу вправо – рельсы…

Как мы ехали на Хаммере в колонне – прямо и не сворачивая, примерно так мы и будем проходить всю игру с оружием в руках – от чекпоинта к чекпоинту. Красный маркер всегда подсвечивает направление следующего пункта назначения. С самого начала нас ставят на колею, которая никогда не заканчивается. И при всём, при этом авторы позиционируют игру как тактический шутер… это так, чтоб вы не забыли. Разработчики умудрились построить невидимые коридоры, казалось бы, на открытой местности. В принципе возможность как-нибудь обойти противника, зайти с другой стороны допускается, но, в конце концов, понимаешь, что прямиком – путь самый краткий и эффективный. При этом расстояние между чекпоинтами всегда крайне велико. Это при условии того, что игрока может убить даже одна пуля, попавшая в важную часть тела. Лечение персонажей здесь проходит в два этапа: остановка кровотечения и перевязка. Чтобы вылечить себя или собрата вы достаёте аптечку…и просто смотрите на неё. Никакой эффектной анимации, а лечиться придётся крайне часто. К оружию и его физическим свойствам претензий нет. Разлёт пуль, отдача более-менее соответствуют действительности. Может быть и такое, что ваша пушка заклинит, сделано это опять-таки, чтобы подбросить реализма в общую копилку. Однако в то же время скажем, главный герой перезаряжает оружие крайне быстро, чего не может быть в реальной жизни. И таких моментов немало, например, в деревнях совсем нет мирных жителей, плюс вспомните про аптечку.
Появилось чёткое разделение солдат на классы: разведчик, инженер, штурмовик, стрелок. Каждый класс кардинально различается как вооружением, так и навыками и тактикой ведения боя.
Каждый раз при успешном прохождении очередного задания, нам начисляют очки, за которые мы можем прокачать своего персонажа. Это тоже нововведение, которое мы можем видеть впервые в серии. Можно улучшить длительность и скорость бега, эффективность стрельбы и т. д.

Left 4 Dead с морпехами

Одиночная компания не то чтобы надоедает, она скорее кажется второстепенной. Или даже не так – синглплеер кажется каким-то пунктом чисто для галочки. Потому что игра, видимо, затачивалась именно для кооперативного режима. Посудите сами, AI компьютерных напарников иногда просто заставляет плакать. Они не умеют управляться с гранатами и РПГ, практически не имеют желания вас лечить, и сами не против быть убитыми, жизнерадостно бросаясь под вражеские пули или того лучше – используя укрытие совсем не с той стороны, с которой надо (!). Тактическая составляющая игры из-за всего вышеперечисленного сливается напрочь.
В кооперативном режиме вы можете пройти сюжет игры с тремя своими живыми товарищами. Разработчики и сами признаются, что черпали вдохновение из всем известной игры про массовый отстрел зомбарей от Valve. Теперь подбор бойцов по классам, их прокачка и выбор оружия для каждой конкретной миссии становятся более осмысленными. Именно в этом случае слаженность и правильная тактика превыше всего.
Помимо хождения за красным маркером часами, в кооперативном режиме имеется возможность сразу ринуться в гущу боевых событий с помощью четырёх вариантов времяпровождения. В «Last Stand» нам предлагают обороняться от набегающих орд противника, в «CSAR» спасать экипаж сбитого вертолёта, в «Rolling Thunder» защищать военный конвой и в заключение «Combat Sweep» – обыкновенная зачистка территории.

Итог

Codemasters решили в этот раз усидеть сразу на двух стульях: сделать реалистичный тактический шутер и при этом угодить казуальному игроку, идя вслед за Call of Duty и Battlefield с их аркадностью и доступностью. В итоге разработчики нашли баланс в совершенно неудобном месте. Operation Flashpoint: Red River сложно назвать серьёзным тактическим симулятором, но и обычным шутером тоже, что вызывает смешанные чувства. Вполне себе играбелен только режим кооператива. Графика средняя, и не радует глаз. Поклонников игра найти себе в состоянии, она хоть и немного, но лучше сиквела. А вот до первой части ей так же далеко, похоже, от славного тайтла Operation Flashpoint осталось только название.

Операция «@#$ный щит»

Заставочный ролик мгновенно настраивает на нужный лад, сообщая несведущим, что Усама бин Ладен появился на свет с подачи ЦРУ и лично Рональда Рейгана . Будущий «террорист №1» прошел подготовку у заокеанских военных специалистов и был одним из тех, кто помог афганцам выгнать красных «шурави», вскоре после чего СССР с треском развалился. Холодная война закончилась, однако мечты Усамы о «Великом исламском халифате» так и оставались мечтами. Когда США вмешались в конфликт в Кувейте, он окончательно порвал с «родителями» и объявил своим основным врагом американцев. Что потом? «11 сентября». Теперь морпехи уже не имели права вернуться на родину.

Согласно общепризнанной версии, бородатый злодей скрывался в пещерах Афганистана. Пытаясь найти его, миротворцы разворошили осиное гнездо. Многотысячный поток беженцев хлынул в соседний Таджикистан, следом за ними потянулись боевики «Аль-Каиды». Услышав за спиной поступь могучего друга, подняли голову бойцы Движения за освобождение Восточного Туркестана . Шахиды атаковали несколько целей в КНР. В ответ спецслужбы арестовали и публично казнили лидеров сепаратистов, что, в свою очередь, привело новым смертям — во время Олимпиады 2012 года в Лондоне были безжалостно убиты китайские спортсмены.

К 2013-му ситуация накалилась до предела. Не желая больше терпеть артобстрелы «с той стороны», расквартированные неподалеку от афгано-таджикской границы морпехи самовольно вторглись в сопредельное государство. Затем их примеру последовали регулярные части китайской армии. Два локомотива стремительно набирали скорость, и их столкновение было неизбежно. В центре безумной заварушки оказался наш герой — сержант Уильям Кирби; устав от военной рутины, он с радостью согласился на командировку в район активных боевых действий.

Warriors by day, lovers by night

Главное — не воспринимать происходящее всерьез. Red River по духу ближе к Modern Warfare , чем к оригинальному сериалу Operation Flashpoint или ArmA . Для начала смиритесь с вездесущими «рельсами». Игра заботливо ведет под ручку, периодически предлагая пострелять по… кхм, братьям-таджикам (к сожалению, я не сумел придумать подходящий для печати аналог выражения «stupid Taji mother fuckers»), послушать перебранки солдат или поглазеть на пейзажи. Живописные горы, чахлая растительность, диковинная архитектура, которая, тем не менее, идеально вписывается в пыльный ландшафт — словно попал на другую планету… «Боец, это не Пандора, а ты не какой-то там синехвостый долбокот, так что разуй глаза и следи за своим сектором»! — Нокс за словом в карман не лезет.

Хотя, по большому счету, он прав. Первые миссии-стычки с разрозненными отрядами бандитов — затянувшаяся разминка перед настоящей войной, где горстке пехотинцев противостоит миллиард сумасшедших китайцев. Выглядывая из окна полуразрушенного домика, еще не подозреваешь, что здесь будет через минуту. Но вот на вершину холма взбираются две-три крошечные фигурки. К ним присоединяются все новые и новые группы. Вальяжно выползают БТР. Над головой с тревожным стрекотанием пролетает вертолет…

Ради баланса разработчики пошли на некоторые уступки. Теоретически даже одна пуля способна отправить незадачливого десантника на тот свет (а игрока — к «автосейву»). На практике все гораздо спокойнее — в случае ранения нужно наложить тугую повязку, и невидимая «полоска здоровья» заполнится; конечно, это не пошлая регенерация из Call of Duty , но, по сути, очень близко. Экономить боеприпасы тоже незачем. В соответствии с законами восточного гостеприимства враги подготовились к визиту и загодя закупили натовские патроны. Там и сям стоят аккуратно сложенные ящики, где можно «подзаправиться». Трофейные «стволы» трогать не советую. Привыкнув к современным прицелам, уже трудно смотреть на дурацкие мушки и целики, да и к физическому состоянию немало претензий. В разгар боя меньше всего хочется возиться с заклинившим автоматом.

Пуленепробиваемый квартет

От компьютерных напарников проку немного — они готовы исполнить несложный приказ, но регулярно впадают в ступор и не умеют использовать гранаты и РПГ. Судя по всему, игру делали с расчетом на совместное прохождение. Четверо смельчаков против толпы туповатых, хотя и сильных врагов… Ничего не напоминает? Только, в отличие от Left 4 Dead , Red River — одноразовое развлечение. Наполненные адреналином и скриптами финальные миссии держат в напряжении, однако желания вернуться туда не возникает.

Авторы честно старались разнообразить наше существование. Освобождая одинаковые деревушки от заторможенных идиотов с «Калашами», я едва не уснул. Ночная вылазка оказалась не лучше. Снайперская винтовка с FLIR-прицелом не оставляет шансов противникам демократии. Зато в масштабных битвах Red River расцветает. Когда вокруг гремят взрывы, не видно, что китайцы прут по одним и тем же маршрутам, а трупы позорно тают в воздухе. Даже смерть не властна над храбрыми воинами! В онлайне бал правит «респаун», а если вы предпочитаете искоренять зло в одиночестве, знайте, что AI-помощники воскреснут на ближайшем «чекпойнте».

За успешно завершенные задания игра начисляет очки для «прокачки» персонажа. Постепенно в арсенале появляется дополнительное оружие, аксессуары и «перки» (ускоренное лечение, бронебойные патроны и т. п.). Обновки обязательно пригодятся в кооп-режимах: в «Last Stand» мы обороняем позиции, в «CSAR» спасаем экипаж сбитого вертолета, в «Rolling Thunder» сопровождаем автомобили, в «Combat Sweep» «зачищаем» район. Но где же элементарный «десматч»?

Возвращение дракона

Red River — не конкурент дорогим высокотехнологичным шутерам. Картинка не дотягивает до



 

Возможно, будет полезно почитать: