По летнему времени мы сейчас живем. Почему мы живем по григорианскому календарю

В большинстве стран мира система летоисчисления основана на циклическом вращении Земли вокруг Солнца. Этот солнечный календарь называют григорианским - в честь папы римского Григория XIII, по указу которого он был впервые введен взамен юлианского. По какому же принципу он функционирует?

Почему "завернули" календарь Юлия Цезаря

Современный календарь берет начало от древнеримского юлианского календаря, введенного Юлием Цезарем с 1 января 45 года до нашей эры и в сегодняшней России называемого "старым стилем". В юлианском календаре год начинался 1 января и включал, в среднем, 365,25 суток, то есть 365 дней и шесть часов.

Однако в результате многолетних наблюдений астрономы установили, что средняя продолжительность солнечного, или тропического, года - временного периода, за который Солнце завершает один цикл смены времен года, например, проходя между точками весеннего равноденствия либо от одного дня летнего солнцестояния до другого, - составляет 365,2422 суток. Иными словами, тропический год на 11 минут 14 секунд короче, чем год по юлианскому календарю. Такое несовпадение привело к тому, что каждые 128 лет в юлианском календаре накапливался один лишний день. К XVIвеку разница составила целых десять суток.

И 4 октября 1582 года в целом ряде государств, где исповедовалось католичество, юлианский календарь был заменен на более точный - григорианский, принятый на основе постановления папы римского Григория XIII. Постепенно на него перешли почти все остальные страны мира. Россия ввела григорианский календарь только в 1918 году. Одними из самых последних принявших его стран стали Турция (1926) и Китай (1949).

Структура новой календарной системы

Реформа 1582 года заключалась в том, что десять лишних дней просто вычеркнули, и следующим днем после четверга 4 октября стала пятница 15 октября. Систему исчисления времени привели в соответствие циклическому обращению Земли вокруг Солнца. Продолжительность года была принята равной 365,2425 суток, то есть 365 суток 5 часов 48 минут 46 секунд. Правило високосных лет изменили, и средний календарный год стал лучше соответствовать году солнечному (тропическому).

Начиная с 1582 года високосным, когда вводится дополнительный день (29 февраля), год является в двух случаях: либо он кратен 4, но при этом не кратен 100, либо кратен 400. Так, следующим високосным годом будет 2020-й. Правда, распределение високосных лет таково, что несоответствия с протяженностью тропического года все равно не избежать. Однако оно ничтожно: по итогам подсчетов, за 10 тысяч лет разница составит всего лишь одни сутки.

Наступают периоды, когда Солнце "останавливается". В году два солнцестояния: зимнее (когда солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом) и летнее (когда солнце находится наиболее высоко над горизонтом). В это время наблюдаются соответственно самый короткий день (с самой продолжительной ночью) и самая короткая ночь (с самым длинным днем). В северном полушарии зимнее солнцестояние приходится на 21 и 22 декабря, а летнее - на 21 и 22 июня. В южном полушарии все наоборот: 21 и 22 декабря происходит летнее, а 21 и 22 июня - зимнее солнцестояние. Но поскольку каждые четыре года наступает год високосный, эти даты могут немного смещаться.

Контекст

Старый Новый год

К слову, в древности особым событием считалось зимнее солнцестояние. В старину многие населявшие планету народы воспринимали самую длинную ночь как высшую точку властвования Смерти и сил Тьмы. И когда зимнее солнцестояние прекращалось и световой день опять шел на увеличение, начиналось всеобщее веселье и ликование: люди праздновали "рождение нового Солнца". Предполагается, что как раз поэтому первые христиане стали отмечать в этот период Рождество Христово.

Между прочим, Русская, Иерусалимская, Сербская, Грузинская, Украинская, Черногорская православные церкви григорианскую реформу так и не приняли и до сих пор живут по "старому стилю" - например, празднуют Рождество не 25 декабря, а 7 января. Аргументируется это тем, что юлианский календарь освящен многовековой традицией церкви.

Защитники старой календарной системы ссылаются и на то, что в случае перехода на "новый стиль" с сохранением традиционной системы вычисления дня Пасхи возникнет немало путаницы, и нарушений богослужебного устава тогда не избежать. Однако немало верующих из числа православных все чаще обращаются к духовенству с требованием в конце концов перейти на григорианскую календарную систему.

А вот празднование Нового года по юлианскому календарю давно стало традицией как у верующих, так и у атеистов. Старый Новый год, который наступает в ночь с 13 на 14 января, любят отмечать в Сербии, Черногории, Македонии, Швейцарии, но особенно - в России и других постсоветских республиках.

Смотрите также:

Самый отвязный автомобильный календарь

  • Goggomobil TS 250 на обложке календаря на 2016 год.

  • Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Мистер июль-2016 и Škoda 1000 MB Deluxe.

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Ноябрь-2016 и Jaguar E FHC S 1.5, выпущенный в 1967 году.

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Мистер апрель-2015 и Volvo P1800 ES 1973 года, получивший прозвище "гроб Белоснежки".

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Июнь-2015 и Opel Rekord Caravan 1971 года выпуска.

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Май-2014 и Ford Granada Turnier 2.0 1984 года

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Сентябрь-2014 и Ford F-100 1954 года выпуска.

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Мистер октябрь-2014 и Morris Minor Traveler 1971 года.

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Январь-2013 и Ford 17M P3 1964 года, прозванный "Ванной".

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Пасхальный заяц (мистер март-2013) и Сitroën DS 20 1973 года выпуска.

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Фотогалерея: Самый отвязный автомобильный календарь Германии

    Октябрь-2013 и Fiberfab FT Bonito 1975 года.


Как раздеваются студенты

    Как раздеваются студенты

    За дело берутся ветеринары

    "VetMen-2016" - календарь студентов факультета ветеринарной медицины Свободного университета Берлина. Как не сложно догадаться по названию, в дебютной фотосессии приняли участие только мужчины, но не ради забавы.

    Как раздеваются студенты

    Звери и мужчины

    Полуобнаженные студенты с крысами, змеями и ястребом - такого в немецком кампусе еще не видели. Средства от продажи календаря пойдут на финансирование выпускного бала. Всего - 500 экземпляров.

    Как раздеваются студенты

    Собака - лучший друг студента

    Не только грызуны и рептилии попали на страницы календаря берлинского университета, но и домашние животные. Собака - не только лучший друг, но и самый частый пациент ветеринарных врачей. Впрочем, как отмечают руководители проекта, сложнее всего было найти моделей не среди животных, а среди студентов. Ведь на факультете девушек гораздо больше.

    Как раздеваются студенты

    В южном полушарии

    Лошади, быки, овцы и другие звери попали и на страницы календаря Сиднейского университета. 65 студентов-ветеринаров разделись для съемок календаря "After Hours Calendar - 2016". Как и берлинские студенты, австралийцы преследуют благие цели: прибыль они потратят на борьбу с засухой.

    Как раздеваются студенты

    На лоне природы

    Сюзанн - студентка из Мюнстера. Она изучает науку о питании, а в свободное время с удовольствием позирует для крестьянского календаря - "Deutscher Bauernkalender". Уже не в первый раз. Представляем "Мисс Август - 2016".

    Как раздеваются студенты

    Против гомофобии

    Британские студенты из Ворвикского университета с 2009 года публикуют календарь с изображением обнаженных студентов-спортсменов. Деньги, собранные от продажи календаря, идут на борьбу против гомофобии. Студентам, занимающимся греблей, удалось собрать уже более 300 тысяч фунтов стерлингов.

    Как раздеваются студенты

    Гламурный кампус

    Исключением из правил можно назвать "Гламурный кампус". Вместо эротики в его фокусе - привлекательность жизни студентов. Семь лет подряд студенты Высшей школы региона Анхальт издают "CampusGlamour Kalender". Календарь на 2016 год уже в продаже. Самыми удавшимися издатели считают январь, апрель и июль. Виктория и Нико в кампусе. При съемках мотива для капризного месяца апреля пошел дождь.

    Как раздеваются студенты

    Что год грядущий мне готовит?

    Январский мотив - невесомость. Студентка Виктория погружена в свои мечты.

    Как раздеваются студенты

    Легкость бытия

    Самый любимый мотив в "Гламурном календаре-2016" у его издателей - на июльской странице. "Он, конечно, далек от жизни в кампусе, но нам очень нравится", - признаются авторы идеи. Студентка Майка позирует в поле. Тепло, ветер и чувство легкого бытия пытались уловить фотографы. "Гламурный календарь" так и излучает легкость студенческой жизни. Фантазия или реальность?


Рассказывает преподаватель КДАиС архимандрит Назарий (Омельяненко)

Каким образом юлианский календарь попал в нашу Церковь, почему мы до сих пор им пользуемся и не переходим на другой? Для простого обывателя это вопрос, на который он часто не может найти ответ…

Церковь стала пользоваться календарем, начиная с IV века. До этого все древние народы пользовались так называемыми «умными календарями». Если взять египетские, китайские, индийские календари, то они фактически были связаны с фазами Луны, прежде всего с разливами рек, т.к. это природное явление непосредственно зависело от фаз планеты. Чтобы успешно заниматься земледелием, люди все высчитывали, и к этому привязывали свою деятельность.

Давно известный факт, что в 45 году до н.э. Юлий Цезарь ввел новый календарь, который начинал свой отсчет с 1 января. Александрийские астрономы – это Египет – пришли к выводу, что важнее высчитывать весеннее и осеннее равноденствие и в соответствии с этим планировать свою земледельческую жизнь. Так возник солнечный календарь, к которому стали привязываться все следующие исчисления в Римской империи.

Христианство, которое зародилось в I веке, было уже подчинено этому календарю, поскольку империя жила по нему. И в первые три века, когда были гонения на христианскую Церковь, даже праздников как таковых не было. Первые христиане тогда просто совершали богослужения и свято хранили воскресный день, среду и пятницу как определенные дни страстей Христовых. Праздников, привязанных к календарю - как мы сейчас празднуем Благовещение, Рождество, - не было. Устанавливать и привязывать праздник к конкретному дню стали в IV веке. Именно тогда Первый Вселенский Собор, а это 325 год, впервые провозгласил, что все христианские Церкви, все христианские государства должны жить по одному календарю – юлианскому. Это становится общей канвой всего православного мира – порядок богослужений и порядок самих праздников. Именно с IV века устанавливаются богослужебные тексты, святые отцы начинают устанавливать праздники, писать к ним церковные тексты, праздновать в той традиции, как мы наблюдаем это сегодня.

В чем заключается разница григорианского и юлианского календарей? На Западе в XVI веке были произведены астрономические исчисления, в результате которых было заявлено, что юлианский календарь является истинным, хотя в нем есть некоторые погрешности. Астрономы учли эти погрешности, и 4 октября 1582 года Папа Григорий XIII ввел общеобязательный календарь для всей Западной Европы. Власть Папы в то время была очень сильной, поэтому ни королевским, ни императорским указом, а именно папской буллой вводится григорианский календарь.

Когда говорят об Украине, а часть ее на тот момент была в составе Речи Посполитой, то эти земли тоже перешли на григорианский календарь. Но было одно но… Украина была православная и всячески упиралась процессу католицизма. Уния была придумана в 1596 году как аналог Православия с римской догматикой. Поэтому говорить в полной мере о том, что Украина в составе Речи Посполитой перешла на григорианский календарь в том же 1582 году, нельзя. Для простого населения было очень важно сохранить свою православную идентичность, а переход на григорианский календарь - это один из шагов на пути к католицизму. И несмотря на то, что уния насаждала свою веру, народ восточной части Речи Посполитой – Украины отказался переходить на новый стиль.

Интересный факт: в 1583 году Папа пишет письмо Константинопольскому патриарху Иеремию II с предложением: поскольку весь европейский мир, гражданская и церковная власть перешли на григорианский календарь, для идентичности документации и т.д. перейти на единую систему летоисчисления – новый стиль, григорианский. В том же 1583 году Патриарх Константинопольский собирает Собор в Константинополе с приглашением Иерусалимского патриарха, где осуждается новый стиль. Акты этого Собора интересны – в них присутствуют некоторые утверждения, даже в некотором роде неожиданные, например, что люди, которые будут следовать этому календарю, не смогут спастись. Но пройдет немного времени - 400 лет с не большим, и Константинополь все-таки перейдет на новый стиль. Но григорианский календарь тоже имеет свои неточности, и в конце XIX - в начале XX века сербские астрономы установят, что все исчисления юлианского и григорианского имеют доли расхождений, которые мы не замечаем, но если взять 5-10 лет как временной отрезок, то набегают определенные дни разницы… Они высчитали, что григорианский календарь соответствует фазам Солнца, но с 2800 года он будет иметь существенные недостатки. И поэтому был предложен новый юлианский календарь, который полностью совпадает с григорианским именно до 2800 года, а после будет иметь более точное летоисчисление.


- Сейчас им пока никто не пользуется…

Вот этот момент очень интересный. Вся Западная Церковь живет по григорианскому календарю. Восточная Церковь, Православная, до начала ХХ века жила по юлианскому календарю. И начиная с 20-х годов XX века Православная Церковь стала переходить на новый юлианский, а не григорианский календарь. После 2800 года юлианский устранит недостаток григорианского календаря, который не смогли учесть в XVI веке. А так есть три календаря: юлианский, григорианский, новоюлианский.
- Наша Церковь сейчас живет по какому календарю?

Церковь живет по юлианскому. Всё связано с политикой. Вспомним, что конец XIX в. - начало XX в. - это распад Османской, Австро-Венгерской, Российской империй. Начинаются национальные движения, и в свете этого каждый народ пытался «прорубить» окно в Европу, в том числе перейти на общепринятые меры – веса, километража, календаря. То же самое происходит и в Константинополе. В Стамбуле на то время большая империя распадается. Фактически отделяются Югославия, Болгария, Греция, образовывается Турецкая Республика. Все это опять актуализировало вопрос об установлении определенной унификации с Западом.

Это произошло по многим позициям: были пуды - перешли на килограммы, были мили – перешли на километры. Возник вопрос о календаре. В Стамбуле турецкой властью был поднят вопрос о переходе на новый стиль, идентичный с Европой, и в 20-х годах государство решилось на это. В 1923 году патриарх Мелетий начал движение о переходе Константинопольской Патриархии на новый новоюлианский стиль. Все Православные Церкви переходили на новоюлианский стиль, кроме Финской, которая перешла на григорианский. Повторюсь, до 2800 года – это один стиль с григорианским, но Церковь перешла на новоюлианский, чтобы в перспективе убрать недостаток григорианского календаря.
- А вот 13 дней разницы…

Это между григорианским и юлианским календарями. Григорианский и новоюлианский - идентичны.


- Но мы пока по новоюлианскому не живем…

Фактически да. Русская, Сербская, Иерусалимская и Грузинская Церкви живут по юлианскому календарю. Все остальные Церкви в начале ХХ века начали переходить на новоюлианский календарь. Константинопольская Церковь перешла на новый стиль в 1924 году, за ней пошли болгары, греки… Даже Русская Церковь указом Святейшего Патриарха Тихона 15 октября 1923 года перешла на новоюлианский стиль. Но продолжалось все это до 8 ноября 1923 года – 24 дня. Народ нововведение не принял. И указом того же Патриарха Тихона был возвращен юлианский календарь.

Есть в Православном мире Финская Автономная Церковь, которая сейчас находится в составе Константинопольского Патриархата. Так вот она живет по григорианскому календарю. Следует указать на один очень существенный момент – юлианский календарь, когда он был христианизирован в IV веке, вобрал в себя все православные традиции – как праздники солнечного календаря, так и лунного. У нас есть праздники подвижные и неподвижные. Подвижные – это те, что зависят от Пасхи, соответственно они вычисляются по Луне, а праздники, которые переходят из года в год в одну и ту же дату, привязаны к Солнцу. Церковный календарь на основании юлианского вобрал в себя лунный календарь и солнечный календарь.

Что же происходит дальше? При переходе в ХХ веке на новый стиль все Православные Церкви перешли на новый стиль по солнечному календарю, а лунный календарь, по которому вычисляется Пасха и все подвижные праздники, оставили по юлианскому календарю, как это и было ранее. Чем интересна Финская Церковь? Пасху фины вычисляют по григорианскому календарю, т.е. Так, как вычисляют католики, потому что Финляндия – это в основном протестантское государство. Там на законодательном уровне было определено, что в стране Пасху празднуют все в один день. Соответственно, привязка церковных и государственных праздников очень плотная. Поэтому при переходе в начале XX века Финской Церкви на новый стиль, ей были поставлены условия - перейти из пасхалии на новый стиль. Это был единственный прецедент в Православной Церкви. Пасху все Православные Церкви, кроме Финской, празднуют вместе, а все подвижные и неподвижные праздники по-разному – одни по новоюлианскому стилю, другие по юлианскому.

Проблема календаря – это проблема традиций, а не догматическая проблема. Она не касается основ вероучительных истин, соответственно она не считается еретичеством, отступничеством. Но для народа, который привык следовать традициям, это очень важно, потому что Церковь живет не только Писанием, но и преданием, всем тем церковным опытом, опытом Святых Отцов, которому более 2 тысяч лет. Церковный устав, который начал формироваться, начиная с IV века, выработал такую книгу, как Типикон. В ней содержатся правила совершения церковного богослужения, проведения церковной жизни, вплоть до трапез, сна, всего распорядка христианской жизни.

Начиная с VI века, Церковный устав выработал виды совмещения богослужений, а именно как служить, если Благовещение выпадет на Пасху, как служить, если какой-то праздник выпадет на первую неделю Великого поста, третью неделю Великого поста… Церковной практикой все это выработано и уже фактически тысячу мы этим пользуемся. Проблема возникает при сопоставлении переходящих праздников и непереходящих.

Например, есть такое понятие «кириопасха» – когда Благовещение выпадает на Пасху. Если перевести Церковь на новоюлианский календарь, то «кириопасха» не выпадает никогда, соответственно Благовещение может быть даже на Первой седмице Великого поста. Но в Типиконе, который уже имеет тысячелетнюю историю, такой случай не прописан. И таких примеров можем привести множество. Когда идет дискуссия о приоритетности нового или старого стиля, всегда приводят один пример: когда у нас Пасха поздняя, а Церковь живет по новому стилю, то Петров пост полностью упраздняется, т.к. Праздник Петра и Павла выпадает 29 июня. Это тоже нарушение церковного предания – один из постов упраздняется. Вопросов возникает много: как совмещать богослужения, как совершать службы… Если строго подходить к церковному вопросу, то это является нарушением устава, который вырабатывался Церковью на протяжении веков.


- Если перейти на григорианский календарь, то будет много нестыковок…

Конечно. На практике – как служить? В глобальном масштабе, это проблема обряда, это проблема традиций. Это не вопрос догматических истин или еретизма. У нас уже есть столетний опыт Константинопольской, Румынской и других Церквей, которые перешли на новый стиль в начале XX века. Уже несколько поколений живут по новому стилю и для них этот переход не ощутим.

Другое дело у нас, где народ очень привязан к традициям. Если говорить о разрыве в календарях, то сейчас, в XXI веке, есть 13 дней разницы, т.е. если Рождество по старому стилю 25 декабря, то по новому - 7 января. Но в ХХІІ веке, в 2100 году, нужно будет прибавить один день, и тогда Рождество уже будет 8 января.

Проблема календарей – исключительно астрономическая. Церковная нагрузка - только в церковном авторитете и предании Церкви. Мы наш Церковный календарь привязываем как к солнечному, так и лунному календарям. В Церкви есть даже такое понятие, как «великий индиктион» - это церковный круг в 532 года, который объединяет и лунный календарь, и солнечный. Святыми отцами, богословами были высчитаны все богослужебные даты (а это колоссальный труд!), и это было сделано настолько точно, что раз в 532 года повторяются как подвижные, так и неподвижные праздники. Соответственно, если мы переходим на новоюлианский календарь или на григорианский, теряем многовековую традицию. Но с другой стороны, мы имеем большое поле для деятельности – как совмещать богослужения в таком или ином виде при переходе на новый стиль. Такая практика уже есть в Константинопольской Церкви.

Ученые объяснили, почему так важно, по какому времени мы живем

Споры о том, по какому времени нам правильнее жить, не утихают. Петербург-ские ученые ратуют за возвращение к так называемому астрономическому поясному, или, точнее, секторальному, времени (см. статью ), которое существовало на территории нашей страны до 1930 года. Их оппоненты в Москве считают, что больше ничего менять не надо. Корреспондент «Вечёрки» отправилась в Пулковскую обсерваторию и расспросила ее сотрудников о том, почему так важно, по какому времени мы живем.


Следователи обращаются за помощью к астрономам

В моем присутствии Сергею Смирнову, старшему научному сотруднику Главной астрономической (Пулковской) обсерватории РАН, принесли письмо… из следственного отдела ГУВД, в котором была просьба сообщить время восхода солнца 17 июля. Опережая мой вопрос, он пояснил:

— С подобными просьбами к нам нередко обращаются различные государственные, в том числе и правоохранительные, организации. При раскрытии преступлений или выяснении обстоятельств дорожно-транспортных происшествий им необходимо, например, знать, под каким углом светило солнце такого-то числа, в таком-то часу, поэтому они просят предоставить сведения о точном времени восхода и захода дневного светила, начале сумерек, была ли луна на небе… Отвечая на эти вопросы, часто спотыкаешься на том, какое время указывать. Допустим, год назад мы жили по летнему времени, а в нынешнем году стрелки уже не переводили. Если речь идет о прошлом годе, значит, надо указывать «во столько-то по летнему времени»…

Шахматные часы на столе астронома Сергея Смирнова показывают гринвичское и территориальное время.

Нам приходится отвечать и на исторические вопросы, например когда точно остановилось сердце Александра Сергеевича Пушкина. Для этого надо учитывать, по какому времени жил Петербург в девятнадцатом веке. Оказывается, по астрономическому, поэтому в 1837 году между Москвой и Петербургом была получасовая разница. Когда в одном городе было, допустим, пять часов, в другом — пять тридцать. То есть надо писать, что смерть Пушкина наступила в 14.45 по петербургскому времени. Тогда, считайте, в каждом крупном городе Российской империи было свое время.

Позднее было принято поясное время, то есть все населенные пункты внутри каждого пояса, или, точнее сказать, сектора, ограниченного двумя соседними меридианами, расстояние между которыми составляет 15 градусов, жили по одинаковому времени. Это очень удобно, так как один сектор равняется одному часу, а всего таких секторов 24. То есть можно представить, что небосвод — это циферблат, а земные меридианы — стрелки.

В Пулковской обсерватории были установлены первые в стране атомные часы.

В прошлом году была сделана ошибка

— А по какому времени мы живем сейчас?
— В 1930 году для экономии электроэнергии декретом Совнаркома, который возглавлял тогда Рыков, перевели стрелки на час вперед. А потом началась настоящая чехарда, мы взяли пример с развитых стран Европы и мира и начали вводить еще и летнее время. Большая ошибка была сделана в прошлом году, когда, уже объявив, что больше стрелки часов не будут туда-сюда переводиться, все-таки перешли на летнее время, то есть добавили еще час. И в таком виде время осталось зафиксированным на территории страны. Этого не нужно было делать, потому что понятия зимнего времени в законодательстве не существовало. Было понятие летнего времени: мы временно на летние месяцы переводили стрелки на час вперед, а зимнее — это и есть наше обычное время. В результате в общей сложности мы оторвались от астрономического — поясного — времени на два часа, и эти два часа людям надо вернуть.

— Ваши доводы очень убедительны, почему же их не услышали в правительстве, когда принимали решение?
— Нынешнее «медведевское» время удобно только для энергосбытовых компаний: им надо, чтобы мы быстрее выключили свет вечером, быстрее легли спать, чтобы они могли начать транспортировать электроэнергию на Запад, в энергосети Западной Европы, получая таким образом прибыль. Они и лоббировали принятие такого решения.

— А по какому времени живет Европа?
— Путаница со временем происходит не только у нас, но и в Европе тоже. Вот сейчас лондонское время отличается от гринвичского, хотя, как известно, гринвичский нулевой меридиан проходит в Лондоне. Дело в том, что в Британии перед летом передвигают стрелки на час, поэтому есть гринвичское время, лондонское, среднеевропейское, восточноевропейское и т. д., и в разные месяцы оно — разное. Это страшно неудобно для историков, хронологов, астрономов. Лучше, если бы человечество пришло к какому-то единому знаменателю. Даже для наших оппонентов — астрологов это неудобно, потому что, когда они составляют гороскопы, им важна каждая минута. Хотя я считаю, что астрология — это профанация, но, как ни странно, она помогает восстанавливать историю перевода стрелок, потому что для астрологов это существенно.

Надо прибавить два часа

— А какое время показывают трое часов на вашем столе?
— Сегодня астроном вынужден на своем рабочем столе иметь сразу несколько часов. Удобно использовать шахматные часы, только тикающие не по очереди, а идущие одновременно, потому что приходится иметь дело и со всемирным временем, отсчет которого ведется от гринвичского меридиана, и с тем, которое установлено на данной территории. Вот, к примеру, настоящее поясное время Петербурга — гринвичское плюс два часа, потому что через наш город, точнее, через Кронштадт и Лисий Нос проходит 30-й градус. А то время, по которому мы сейчас живем, это — плюс не два, а четыре часа. Кстати, Москва находится на 2 часа 30 мин. и 17 секунд восточнее Гринвича, и поэтому она оказывается на границе часовых поясов. Вот почему удобнее, если бы Петербург был столицей страны, — у него разница с Гринвичем составляет ровно два часа, и это для расчетов удобнее. А так получается, что и питерцы, и смоленцы, и псковичи, живущие к западу от Москвы, и все Поволжье, находящееся восточнее столицы, не отличаются по времени от Москвы, а на самом деле они находятся в разных часовых поясах.

Но вопрос часовых поясов — второстепенный, главное, чтобы разница между установленным на данной территории временем и реальным астрономическим временем не превышала получаса, ну в крайнем случае часа, иначе начинается десинхронизация нашего организма с природными циклами, и как следствие — гормональные сдвиги, неприятности для детей и ослабленных людей. Это доказано. Чтобы вернуться к правильному времени, нам надо два года подряд осенью прибавлять по часу, то есть дважды переводить часы на час назад. Тогда к 2013 году мы наконец-то вернемся к нормальному времени. Люди должны жить в согласии с природой. Полного согласия, конечно, не может быть, потому что у нас огромная страна, но надо стремиться к минимальному расхождению.

То, чему нет определения

Много лет при Пулковской обсерватории существовала служба времени, которая занималась его хранением, а также определением точного времени с помощью астрономических наблюдений. Хранить время — значит как можно более точно измерять, отсчитывать, исчислять его. Здесь можно употребить любой из этих синонимов. Хранят время с помощью часов. В обсерватории существует музей, в котором собраны самые разные часы, начиная от маятниковых и заканчивая атомными.

Мы поговорили о времени еще и с помощником директора Пулковской обсерватории Александром ПОПОВЫМ.

— Наивный вопрос: что такое время?
— Время — это одна из важнейших мер движения материи, понятие во многом загадочное и в философском смысле, и в физическом, поэтому точного обозначения и определения дать ему, к сожалению, пока нельзя. Мы живем по солнечному времени, которое определяется вращением Земли вокруг своей оси.

Астрономы определяют время, наблюдая за звездами. Представьте, что у вас есть телескоп, вы направили его точно на юг, посмотрели на часы и засекли прохождение такой-то звезды через небесный меридиан. На следующий день в то же время вы опять будете наблюдать кульминацию этой звезды (прохождение ее через небесный меридиан). Интервал между двумя кульминациями — это и есть звездные сутки. Мы не можем дать точного определения времени, но мы можем его измерять. В основе большинства способов измерения лежат периодические процессы, именно этот принцип положен в основу любых часов. Человечество на протяжении многих веков изобретало все новые приборы измерения времени, стараясь добиться большей их точности.

Вот, например, часы мастера Эриксона, созданные в XIX веке. Они отличались тем, что в них была применена техническая новинка. Подвес маятника сделан из специального сплава, который почти не подвергается каким-либо температурным изменениям, а в самом теле маятника налита ртуть, чтобы если вдруг в результате изменения температуры длина подвеса маятника изменится, то центр тяжести ртути переместится, и таким образом точность часов останется неизменной. Каждое поколение часов обладает большей точностью, и все-таки абсолютной точности измерения времени пока не достигнуто.

Последнее слово — водородные часы

— Есть часы маятниковые, механические, атомные, кварцевые. А какие самые современные, так сказать, последнее слово?
— Сейчас в качестве стандарта используются водородные часы, они дают погрешность даже не в наносекунды, а в доли фемтосекунды (порядка 10 -16 секунд за секунду). Чтобы их обслуживать, необходимо организовать службу с соответствующим штатом. Водородные считаются самыми надежными и точными часами в мире, и с гордостью могу сказать, что изготовлены они в нашем отечестве и находятся в Государственной службе времени, один из филиалов которой расположен в городе Менделееве под Москвой.

— Когда по радио раздаются сигналы точного времени, они поступают из этой службы?
— Да, сейчас бытовой сигнал точного времени — шесть пикающих звуков, последний из которых более продолжительный, передается из специальной службы времени. А первый подобный сигнал был передан в 1920 году отсюда, из Пулковской обсерватории. Точное время хранилось тогда часами мастера Дента, которые сейчас демонстрируются в нашем музее.

Сколько живет бозон Хиггса?

— Зачем нужны сверхточные часы?
— Есть некоторые вещи, которые определяют безопасность страны, к ним относятся и стандарты времени. Поэтому ими занимаются в первую очередь военные. Например, сейчас продолжают использоваться кроме суперсовременных приборов измерения времени механические часы Федченко. И хотя время подобных механизмов вроде бы прошло, но от часов Федченко не отказываются. Это вершина конструкторской мысли своего времени. Они гарантируют точность хода: секунда за десять лет. Потрясающая точность! Такие часы находятся в эксплуатации и в специализированных учреждениях, например в метро, где нужно независимое хранение времени.

Зачем еще нужно сверхточное время? Полеты человека в космос и некоторые современные технологические процессы просто не могут осуществляться без него. Вы, наверное, слышали про большой адронный коллайдер? Элементарная частица, которую искали с его помощью — бозон Хиггса, — это недолгоживущая частица, она существует буквально крошечные доли секунды. Как определить, сколько времени она прожила? С помощью чего? Не с помощью же наручных часов. Разумеется, здесь нужны другие измерители времени.

— В фантастических романах часто рассказывается, что время в космосе идет медленнее, чем на Земле. Есть какие-то научные данные, подтверждающие или опровергающие это?
— Я сам в космос еще не летал, поэтому ничего о том, как там идет время, сказать не могу. Но есть такая теория, скорее шуточная, что человек, который живет на верхних этажах, скажем на десятом, будет быстрее стареть, чем тот, кто живет на первом. Потому что тот, первый, — дальше от центра вращения Земли и, значит, время для него течет быстрее, чем внизу, где центр вращения Земли ближе. Конечно, расстояние от первого до десятого этажа с точки зрения размеров Земли ничтожное, поэтому проверить эту теорию на практике нельзя.

Фото автора

Как известно, Русская Православная Церковь пользуется в своем богослужении юлианским календарем, в то время как Российское государство, вместе с большинством стран, с некоторых пор пользуется календарем григорианским. При этом и в самой Церкви, и в обществе время от времени раздаются голоса, призывающие перейти на новый стиль.

Аргументы защитников юлианского календаря, которые можно встретить в православной печати, в основном сводятся к двум. Первый аргумент: юлианский календарь освящен многовековым использованием в Церкви, а веских причин отказываться от него нет. Второй аргумент: при переходе на "новый стиль" с сохранением традиционной пасхалии (системы вычисления даты праздника Пасхи) возникает множество несообразностей, и неизбежны нарушения богослужебного Устава.

Оба эти аргумента для верующего православного человека вполне убедительны. Однако они как бы не касаются юлианского календаря как такового. Ведь Церковь не создала новый календарь, а приняла тот, который уже существовал в Римской империи. А что если календарь был бы другим? Быть может, тогда именно тот, другой, календарь был бы освящен богослужебным использованием, именно с его учетом была бы составлена пасхалия?

Данная статья представляет собой попытку рассмотреть некоторые аспекты календарной проблемы, предоставляя читателю материал для самостоятельных размышлений. Автор не считает нужным скрывать свои симпатии по отношению к юлианскому календарю, однако отдает себе отчет в том, что как-либо доказать его преимущество невозможно. Так же, как недоказуемо преимущество богослужебного церковно-славянского языка перед русским или икон преп. Андрея Рублева перед живописью Рафаэля.

Изложение будет вестись в три этапа: сначала краткие выводы, затем более подробное математическое обоснование и, наконец, небольшой исторический очерк.

Для измерения времени и составления календаря может служить любое явление природы, если оно равномерно и периодически повторяется: смена дня и ночи, смена фаз Луны, времен года и пр. Все эти явления связаны с определенными астрономическими объектами. В книге Бытия читаем: И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для… времен, и дней, и годов... И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды (Быт. 1, 14-16). Юлианский календарь составлен как раз с учетом трех основных астрономических объектов - Солнца, Луны и звезд. Это дает основания считать его подлинно библейским календарем.

В отличие от юлианского, григорианский календарь учитывает лишь один объект - Солнце. Он составлен таким образом, чтобы точка весеннего равноденствия (когда равны продолжительности дня и ночи) по возможности медленнее отклонялась бы от даты 21 марта. При этом разрушилась связь календаря с Луной и звездами; кроме того, календарь усложнился и потерял ритмичность (по сравнению с юлианским).

Рассмотрим одно свойство юлианского календаря, наиболее часто подвергаемое критике. В юлианском календаре точка весеннего равноденствия перемещается назад по календарным датам со скоростью примерно 1 сутки в 128 лет. (Вообще, разница между датами по юлианскому и григорианскому календарям составляет в настоящее время 13 суток и увеличивается на 3 суток за каждые 400 лет.) Это означает, например, что день празднования Рождества Христова, 25 декабря, со временем переместится на весну. Но, во-первых, это произойдет примерно через 6000 лет, а во-вторых, и сейчас в южном полушарии Рождество празднуется даже не весной, а летом (поскольку там декабрь, январь и февраль - летние месяцы).

С учетом всего вышеизложенного можно заключить, что утверждение "григорианский календарь точнее юлианского" далеко не бесспорно. Все здесь определяется критериями точности, а они могут быть разными.

Для обоснования высказанных выше положений приведем некоторые астрономические и арифметические рассуждения и факты.

Одним из основных промежутков времени для нас является год. Но, оказывается, существует несколько разных "видов" года. Упомянем два важнейших для наших рассмотрений.

  • Сидерический, или звездный, год. Именно его имеют в виду, когда говорят, что за год Солнце проходит двенадцать зодиакальных знаков. Например, святитель Василий Великий (IV век) в "Беседах на Шестоднев" пишет: "Солнечный же год есть возвращение Солнца, вследствие собственного его движения, из известного знака в тот же самый знак".
  • Тропический год. Он учитывает смену времен года на Земле.

Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, то есть находится между сидерическим и тропическим годами. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, он весьма близок к тропическому.

Для того чтобы лучше понять эстетику и логику календаря, полезно несколько осветить возникающие при его создании проблемы. Собственно говоря, построение календаря включает в себя две достаточно независимые процедуры. Первая носит эмпирический характер: надо по возможности точно измерить продолжительности астрономических циклов. (Заметим, что продолжительности сидерического и тропического годов были с большой точностью найдены во II в. до Р. Х. греческим астрономом Гиппархом.) Вторая процедура уже чисто теоретическая: на основании проделанных наблюдений составить такую систему измерения времени, которая, с одной стороны, по возможности меньше отклонялась бы от выбранных космических ориентиров, а с другой - была бы не очень громоздкой и сложной.

Пусть, например, требуется составить календарь, ориентированный на тропический год (после того, как измерена продолжительность последнего - 365,24220 суток). Ясно, что каждый год такого календаря должен содержать либо 365, либо 366 суток (в последнем случае год называется високосным). При этом надо постараться чтобы, во-первых, среднее число суток в году было как можно ближе к 365,2422 и, во-вторых, чтобы правило чередования простых и високосных годов было как можно проще. Иными словами, надо определить цикл продолжительностью в N лет, из которых M будут високосными. При этом, во-первых, дробь m/n должна быть как можно ближе к 0,2422, а во-вторых число N должно быть как можно меньше.

Эти два требования противоречат друг другу, поскольку точность достигается лишь ценой увеличения числа N. Самым простым решением проблемы является дробь 1/4, на которой и основывается юлианский календарь. Цикл состоит из четырех лет, каждый четвертый год (порядковый номер которого без остатка делится на 4) - високосный. Юлианский год составляет в среднем 365,25 суток, что на 0,0078 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 128 лет (0,0078 x 128 ~ 1).

Григорианский календарь основывается на дроби 97/400, т.е. в 400-летнем цикле 97 високосных годов. Високосными считаются годы, порядковый номер которых либо делится на 4 и не делится на 100, либо делится на 400. Григорианский год составляет в среднем 365,2425 суток, что на 0,0003 суток больше продолжительности тропического года. При этом погрешность в одни сутки накапливается за 3333 года (0,0003 x 3333 ~ 1).

Из сказанного видно, что преимущество григорианского календаря над юлианским спорно даже в качестве ориентированного лишь на тропический год - точность достигается ценой усложнения.

Рассмотрим теперь юлианский и григорианский календари с точки зрения соотнесенности с Луной.

Смене фаз Луны соответствует синодический, или лунный, месяц, составляющий 29,53059 суток. За это время сменяются все фазы Луны - новолуние, первая четверть, полнолуние, последняя четверть. В один год не укладывается без остатка целое число месяцев, поэтому для построения почти всех действовавших лунно-солнечных календарей применялся 19-летний цикл, носящий имя греческого астронома Метона (V в. до Р. Х.). В этом цикле выполняется соотношение

19 годов ~ 235 синодическим месяцам,

т. е. если начало некоторого года совпадает с появлением на небе новой Луны, то это совпадение будет иметь место и через 19 лет.

Если год григорианский (365,2425 суток), то погрешность метонова цикла составляет

235 x 29,53059 - 19 x 365,2425 ~ 0,08115.

Для юлианского года (365,25 суток) погрешность меньше, а именно

235 x 29,53059 - 19 x 365,25 ~ 0,06135.

Таким образом получаем, что юлианский календарь лучше соотнесен с изменениями фаз Луны (см. также: Климишин И.А. Календарь и хронология. - 3-е изд, перераб. и доп. - М., Наука, 1990. - С. 92).

В целом юлианский календарь представляет собой сочетание простоты, ритмичности (цикл продолжительностью всего 4 года), гармоничности (соотнесенность сразу с Солнцем, Луной и звездами). Уместно упомянуть и о его практичности: одинаковое число дней в каждом столетии и непрерывный счет времени на протяжении двух тысячелетий (нарушенный при переходе на григорианский календарь) упрощают астрономические и хронологические расчеты.

Два удивительных обстоятельства связаны с юлианским календарем. Первое обстоятельство астрономическое - близость дробной части продолжительности года (как сидерического, так и тропического) к столь простой дроби 1/4 (предлагаем читателю, знакомому с методами проверки статистических гипотез, подсчитать соответствующую вероятность). Однако еще удивительнее второе обстоятельство - при всех своих достоинствах юлианский календарь никогда и нигде не применялся вплоть до I в. до Р. Х.

Предшественником юлианского календаря можно считать календарь, на протяжении многих столетий применявшийся в Египте. В египетском календаре каждый год содержал ровно 365 дней. Разумеется, погрешность этого календаря была очень большой. Примерно за полторы тысячи лет день весеннего равноденствия "пробегал" все числа календарного года (который состоял из 12 месяцев по 30 дней и еще пяти дополнительных дней).

Около 1700 г. до Р. Х. северная часть дельты Нила попала под владычество кочевых племен гиксосов. Один из правителей-гиксосов, составивших XV династию Египта, провел календарную реформу. Через 130 лет гиксосы были изгнаны, традиционный календарь восстановлен, и с тех пор каждый фараон, вступая на престол, давал клятву не менять длины года.

В 238 г. до Р. Х. правивший в Египте Птолемей III Евергет (потомок одного из военачальников Александра Македонского) попытался провести реформу, добавив в каждые 4 года дополнительный день. Это сделало бы египетский календарь практически тождественным юлианскому. Однако по неизвестным причинам реформа не была осуществлена.

И вот приблизилось время боговоплощения и основания Церкви. Уже ходили по земле Палестины некоторые из участников событий, описанных евангелистами. С 1 января 45 г. до Р. Х. в Римской империи по приказу Гая Юлия Цезаря (100-44 гг.) был введен новый календарь. Этот календарь, называемый теперь юлианским, был разработан группой александрийских астрономов во главе с Созигеном. С тех пор до XVI века, т. е. примерно 1600 лет, Европа жила по юлианскому календарю.

Чтобы не уклониться от нашей темы, мы не будем рассматривать календарные системы разных стран и народов. Заметим, что некоторые из них довольно-таки неудачны (одним из худших, кажется, был календарь, применявшийся в Римской империи до введения юлианского). Упомянем лишь один календарь, интересный тем, что в нем календарный год ближе к тропическому, чем у созданного позже григорианского. С 1079 г. до середины XIX в. в Иране действовал персидский календарь, разработанный комиссией под руководством ученого и поэта Омара Хайяма (1048-1123). Персидский календарь основан на дроби 8/33, т. е. цикл составляют 33 года, из которых 8 високосных. Високосными были 3-й, 7-й, 11-й, 15-й, 20-й, 24-й, 28-й и 32-й годы цикла. Средняя продолжительность года в персидском календаре составляет 365,24242 суток, что на 0,00022 больше, чем в тропическом. Погрешность в одни сутки накапливается за 4545 лет (0,00022 x 4545 ~ 1).

В 1582 году папой Григорием XIII был введен григорианский календарь. При переходе от юлианского календаря к григорианскому были выброшены 10 дней, т. е. после 4 октября шло сразу 15 октября. Календарная реформа 1582 года вызвала множество протестов (в частности, против нее высказались почти все университеты Западной Европы). Тем не менее католические страны по понятным причинам практически сразу перешли на григорианский календарь. Протестанты делали это постепенно (например Великобритания - лишь в 1752 году).

В ноябре 1917 года, сразу после захвата большевиками власти в России, вопрос о календаре был поставлен на обсуждение Совнаркома РСФСР. 24 января 1918 года был принят "Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря".

Поместные Православные Церкви придерживались юлианского календаря до 20-х годов XX века, когда Вселенский (Константинопольский) Патриархат отказался от него. Главной целью этого решения было, по-видимому, празднование христианских праздников совместно с католиками и протестантами.

В течение последующих десятилетий новый стиль приняло большинство Поместных Церквей, причем формально переход был осуществлен не на григорианский, а на так называемый новоюлианский календарь, основанный на дроби 218/900. Впрочем, до 2800 года он полностью совпадает с григорианским.

Выражается в совместном праздновании Пасхи Христовой и связанных с ней так называемых переходящих праздников (единственным исключением является Финляндская Православная Церковь, которая празднует Пасху в один день с западными христианами). Дата Пасхи вычисляется по особому лунно-солнечному календарю, неразрывно связанному с юлианским. Вообще, способ вычисления даты Пасхи - важнейший пункт сравнения юлианского и григорианского календарей как церковных. Однако эта тема, требующая как научного, так и богословского рассмотрения, выходит за рамки данной статьи. Отметим лишь, что создатели православной пасхалии достигли той же цели, что и создатели юлианского календаря - максимально возможная простота при разумном уровне точности.

Для всех нас календарь является вещью привычной и даже обыденной. Это древнейшее изобретение человека фиксирует дни, числа, месяцы, сезоны, периодичность природных явлений, которые основаны на системе движения небесных светил: Луны, Солнца, звезд. Земля проносится по солнечной орбите, оставляя позади годы и века.

Лунный календарь

За одни сутки Земля совершает один полный оборот вокруг собственной оси. За год она проходит один раз вокруг Солнца. Солнечный или длится триста шестьдесят пять суток пять часов сорок восемь минут сорок шесть секунд. Следовательно, целого числа суток не существует. Отсюда сложность в составлении точного календаря для правильного отсчета времени.

Древние римляне, греки пользовались удобным и простым календарем. Возрождение Луны происходит с интервалом в 30 суток, а если быть точными, в двадцать девять суток двенадцать часов и 44 минуты. Именно поэтому счет дням, а затем и месяцам можно было вести по изменениям Луны.

Вначале в этом календаре было десять месяцев, которые были названы в честь римских богов. С третьего века до в древнем мире использовался аналог, основанный на четырехгодичном лунно-солнечном цикле, который давал погрешность в величине солнечного года в один день.

В Египте пользовались солнечным календарем, составленном на основе наблюдений за Солнцем и Сириусом. Год по нему составлял триста шестьдесят пять суток. Он состоял из двенадцати месяцев по тридцать дней. По его истечении добавлялось еще пять дней. Это формулировалось как «в честь рождения богов».

История юлианского календаря

Дальнейшие изменения произошли в сорок шестом году до н. э. Император Древнего Рима Юлий Цезарь по египетскому образцу ввел юлианский календарь. В нем за величину года принимался солнечный год, который был немного больше астрономического и составлял триста шестьдесят пять суток и шесть часов. Первое января стало началом года. Рождество по юлианскому календарю стали отмечать седьмого января. Так произошел переход на новое летоисчесление.

В благодарность за реформу сенат Рима переименовал месяц Квинтилис, когда был рожден Цезарь, в Юлиус (теперь это июль). Через год император был убит, а римские жрецы то ли от незнания, то ли намеренно вновь начали путать календарь и стали объявлять каждый наступающий третий год високосным. В результате с сорок четвертого по девятый год до н. э. вместо девяти было объявлено двенадцать високосных лет.

Спас положение император Октивиан Август. По его распоряжению в последующие шестнадцать лет високосных годов не было, и ритм календаря был восстановлен. В его честь месяц Секстилис был переименован в Августус (август).

Для Православной Церкви была очень важна единовременность церковных праздников. Дата празднования Пасхи обсуждалась на Первом и этот вопрос стал одним из главных. Установленные на этом Соборе правила точного расчета данного торжества не могут быть изменены под страхом анафемы.

Григорианский календарь

Глава Католической церкви папа Григорий Тринадцатый в 1582 году утвердил и ввел новый календарь. Он был назван "григорианским". Казалось бы, всем хорош был юлианский календарь, по которому Европа прожила более шестнадцати веков. Однако Григорий Тринадцатый посчитал, что реформа необходима для определения более точной даты празднования Пасхи, а также для того, чтобы день вновь вернулся к двадцать первому марта.

В 1583 году Собор восточных патриархов в Константинополе осудил принятие григорианского календаря как нарушающего богослужебный цикл и подвергающего сомнению каноны Вселенских Соборов. Действительно, в некоторые годы он нарушает основное правило празднования Пасхи. Бывает, что Светлое Воскресенье католическое приходится по времени раньше Пасхи иудейской, а это канонами церкви не допускается.

Летоисчисление на Руси

На территории нашей страны, начиная с десятого века, Новый год праздновали первого марта. Через пять веков, в 1492 году, в России начало года перенесли, согласно церковным традициям, на первое сентября. Так продолжалось более двухсот лет.

Девятнадцатого декабря семь тысяч двести восьмого года царь Петр Первый издал указ о том, что юлианский календарь в России, принятый от Византии вместе с крещением, по-прежнему оставался действующим. Изменилась дата начала года. Она была официально утверждена на территории страны. Новый год по юлианскому календарю надлежало отмечать первого января «от Рождества Христова».

После революции четырнадцатого февраля тысяча девятьсот восемнадцатого года в нашей стране были введены новые правила. Григорианский календарь исключал в пределах каждого четырехсотлетия три Именно его стали придерживаться.

Чем же отличаются юлианский и григорианский календари? Разница между в исчислении високосных лет. С течением времени она увеличивается. Если в шестнадцатом веке она составляла десять дней, то в семнадцатом она увеличилась до одиннадцати, в восемнадцатом столетии она уже была равна двенадцати дням, тринадцати в двадцатом и двадцать первом веках, а к двадцать второму веку эта цифра достигнет четырнадцати дней.

Православная церковь России пользуется юлианским календарем, следуя решениям Вселенских Соборов, а католики - григорианским.

Часто можно слышать вопрос о том, почему весь мир отмечает Рождество двадцать пятого декабря, а мы - седьмого января. Ответ совершенно очевиден. Православная русская церковь отмечает Рождество по юлианскому календарю. Это касается и других крупных церковных праздников.

Сегодня юлианский календарь в России называют «старым стилем». В настоящее время область его применения весьма ограничена. Им пользуются некоторые Православные Церкви - Сербская, Грузинская, Иерусалимская и Русская. Кроме того, юлианский календарь применяется в некоторых православных монастырях Европы и США.

в России

В нашей стране вопрос о реформе календаря поднимался неоднократно. В 1830 году его ставила Российская Академия наук. Князь К.А. Ливен, занимавший в то время пост министра просвещения, счел это предложение несвоевременным. Только после революции вопрос был вынесен на заседание Совнаркома Российской Федерации. Уже 24 января Россия приняла календарь григорианский.

Особенности перехода на григорианский календарь

Православным христианам введение властью нового стиля доставило определенные трудности. Новый год оказался смещенным в когда любое веселье не приветствуется. Более того, 1 января - день памяти святого Вонифатия, покровительствующего всем, желающим отказаться от пьянства, а наша страна отмечает этот день с бокалом в руках.

Григорианский и юлианский календарь: отличия и сходства

Оба они состоят из трехсот шестидесяти пяти дней в обычный год и трехсот шестидесяти шести в год високосный, имеют 12 месяцев, 4 из которых по 30 дней и 7 по 31 дню, февраль - либо 28, либо 29. Разница заключается только в периодичности наступления високосных лет.

По юлианскому календарю високосный год наступает через каждые три года. В этом случае получается, что календарный год длиннее астрономического на 11 минут. Другими словами, через 128 лет появляется лишний день. Календарь григорианский тоже признает, что четвертый год является високосным. Исключение составляют те годы, которые кратны 100, а также те, которые можно разделить на 400. Исходя из этого, лишние сутки появляются лишь через 3200 лет.

Что нас ожидает в будущем

В отличие от григорианского, юлианский календарь более простой для летоисчесления, но он опережает год астрономический. Основой первого стал второй. По мнению Православной церкви, календарь григорианский нарушает очередность многих библейских событий.

В связи с тем, что юлианский и григорианский календари с течением времени наращивают разницу в датах, православные церкви, которые используют первый из них, будут отмечать Рождество с 2101 года не 7 января, как это происходит сейчас, а восьмого января, а с девять тысяч девятьсот первого года празднование будет происходить уже восьмого марта. В литургическом календаре дата по-прежнему будет соответствовать двадцать пятому декабря.

В странах, где к началу двадцатого века применялся юлианский календарь, например в Греции, даты всех исторических событий, которые произошли после пятнадцатого октября тысяча пятьсот восемьдесят второго года, номинально отмечают в те же числа, когда они случились.

Последствия календарных реформ

В настоящее время григорианский календарь достаточно точен. По мнению многих специалистов, он не нуждается в изменениях, однако вопрос о его реформе обсуждается уже несколько десятилетий. При этом речь идет не о введении нового календаря или каких-либо новых приемах учета високосных лет. Речь идет о перегруппировании дней в году таким образом, чтобы начало каждого года выпадало на один день, например на воскресенье.

Сегодня календарные месяцы насчитывают от 28 до 31 дня, длина квартала колеблется от девяноста до девяноста двух суток, причем первое полугодие короче второго на 3-4 дня. Это осложняет работу финансовых и планирующих органов.

Какие существуют новые проекты календарей

На протяжении последних ста шестидесяти лет предлагались различные проекты. В 1923 году был создан комитет по календарной реформе при Лиге Наций. После окончания второй мировой войны данный вопрос был передан в Экономический и Социальный комитет при ООН.

Несмотря на то, что их достаточно много, предпочтение отдается двум вариантам - 13-месячному календарю французского философа Огюста Конта и предложению астронома из Франции Г. Армелина.

В первом варианте месяц всегда начинается в воскресенье, а завершается в субботу. В году один день вообще не имеет названия и вставляется в конце последнего тринадцатого месяца. В високосном году такой день появляется в шестом месяце. По мнению специалистов, этот календарь имеет много существенных недостатков, поэтому больше внимания уделяется проекту Гюстава Армелина, согласно которому, год состоит из двенадцати месяцев и четырех кварталов по девяноста одному дню.

В первом месяце квартала тридцать один день, в двух последующих - по тридцать. Первое число каждого года и квартала начинается в воскресенье и завершается в субботу. В обычном году один дополнительный день прибавляется после тридцатого декабря, а в високосном - после 30 июня. Данный проект был одобрен Францией, Индией, Советским Союзом, Югославией и некоторыми другими странами. Долгое время Генеральная Ассамблея оттягивала утверждение проекта, а в последнее время эта работа в ООН прекратилась.

Вернется ли Россия к "старому стилю"

Иностранцам довольно трудно объяснить, что значит понятие "Старый Новый Год", почему мы празднуем Рождество позже европейцев. Сегодня появляются желающие осуществить в России переход на юлианский календарь. Причем инициатива исходит от вполне заслуженных и уважаемых людей. По их мнению, 70% российских православных россиян вправе жить по календарю, которым пользуется Русская Православная Церковь.



 

Возможно, будет полезно почитать: