Сергей максимишин фотографии. – Ты ощущаешь себя великим фотографом, ярким явлением современности? – Представим себе, как в футболе, одиннадцать фотографов и ты в их ряду…

Сергей Максимишин, честно говоря, уже не нуждается в особом представлении — один из самых известных российских фотожурналистов, призер и победитель большого количества международных и национальных конкурсов и фестивалей (дважды призер World Press Photo, например), выставляется в России и за рубежом, сотрудничает с ведущими мировыми СМИ, преподаватель фотографии, который вырастил уже не одно поколение замечательных фотографов. Словом, Сергей Максимишин — один из важнейших современных русских фотографов. Можно по-разному относиться к его фотографиям, но отрицать его роль уже нельзя.

В рамках фестиваля 31 DAYS FOTOFEST уже сегодня (15 мая) в Москве в центре дизайна Artplay открывается выставка «100 фотографий Сергея Максимишина» — попытка автора оценить результаты своей работы за последние 15 лет. Выбирать фотографии Сергею помогали бывший директор фотослужбы журнала «Русский репортер» Андрей Поликанов, а также фотограф и фоторедактор Артем Чернов.

Из 100 фотографий, которые представлены на выставке, редакция Бигпикчи на свой вкус выбрала 30. Настоятельно рекомендуем всем сходить на выставку. А также на творческую встречу с Сергеем Максимишиным, которая состоится завтра (16 мая) в Британской высшей школе дизайна в 18:00. Узнать подробности и записаться на встречу можно по этой ссылке.

Озеро Зайсан. Казахстан. 2004

Владимир Путин. Санкт-Петербург. 2003

Мариинский театр. Санкт-Петербург. 2002

Ресторан «Зов Ильича». Санкт-Петербург. Ноябрь 2003

Московский бизнесмен на борту собственного теплохода. Москва. 2005

Грозный. Чечня. 2000

Купание в фонтане. Гудермес, Чечня. 2003

Вытрезвитель. Санкт-Петербург. 2003

Зверосовхоз «Пионер». Поселок Мшинская, Ленинградская область. 2002

Кормление голубей. Санкт-Петербург. 2001

Чаепитие труппы самодеятельного «Наивного театра» при психоневрологическом интернате №7. Санкт-Петербург. 2003

Восточно-Казахстанская область, Казахстан. 2004

Праздник в честь Девы Марии — святой покровительницы села Арамус. Армения. 2007

В ожидании школьного автобуса. Аул Эль-Тюбю, Кабардино-Балкария. 2008

Теологический колледж. Махачкала. 2008

Полдник в кадетском корпусе. Сысерть, Свердловская область. 2008

Центр социальной реабилитации людей с расстройствами аутистического спектра «Антон тут рядом». Санкт-Петербург. 2014

Клуб танго. Воронеж. 2015

Митинг левых молодежных движений. Москва. 2010

Посмертная маска Ленина. Музей Ленина, Ульяновск. 2010

Техник-осеменитель Маша (справа) и ее сестра доярка Люба. Тосненский район, Ленинградская область. 2004

Остров Сулавеси. Индонезия. 2012

Мальчики наблюдают за обучением новобранцев. Афганистан. 2001

Продавец золотых рыбок. Багдад. 2002

Туристы из материкового Китая в Гонконге. 2012

Окрестности Дели. Индия. 2013

Храмовые полицейские. Исфахан, Иран. 2005

Тринидад-де-Куба. 2009

Позиции Северного альянса у кишлака Ташты-Кала. Афганистан. 2001

38-я параллель. Граница между КНДР и Южной Кореей. 2005

11 февраля 2011, 22:15

На Сплетнике часто выкладывают фото сеты иностранных фотографов, но ведь и у нас есть чем гордиться. Сергей Максимишин - российский фоторепортер, один из лучших в мире, двукратный обладатель премии World Press Photo, родился в 1964 году в городе Кодыма Одесской области. В школе учился в Керчи, Крым. Оттуда поехал в Ленинград поступать в институт. Учился на физ-мехе Ленинградского политеха, кафедра экспериментальной ядерной физики - откуда его благополучно отчислили с третьего курса. В 1996 году по радио Сергей услышал о том, что производится набор на Факультет фотокорреспондентов при Союзе журналистов. Он поступил туда и два года учился на факультете, публикуясь в питерских газетах и журналах. В 1998 году дефолт подкосил бизнес, и Сергей решил отдаться фотографии бесповоротно. В начале 1999-го С. Максимишин был принят на работу в газету "Известия ". Зимой 2000 года Сергей работал в Чечне, тогда же стал публиковаться в западных СМИ. Осенью 2001-го Максимишин поехал работать в Афганистан, осенью 2002-го - в Ирак. С осени 2003-го Сергей Максимишин перешел на вольные хле.ба, сейчас он - свободный фотограф. Его интересы на Западе представляет немецкое агентство "Focus" . Основные заказчики Сергея - журналы Newsweek (США) и Stern (Германия) . Он также работал для Geo (Германия), Time, Financial Times, Der Spiegel , ESPN Magazine , Elle (France) etc. Сергей Максимишин 16 раз занимал призовые места на конкурсе "Россия Пресс Фото" . Также первые места на конкурсе "WorldPressPhoto"в категориях "Искусство - одиночная фотография" (2004) и "Повседневная жизнь" (2006).
1. Ресторан "Зов Ильича", Санкт- Петербург, 2003.
2. Московский бизнесмен и его жена на борту собственного теплохода, Москва, 2004.
3. 1-е Мая, Санкт- Петербург, 2000
4. Стена, Санкт- Петербург, 2003.
5. Русский музей. Подготовка к открытию выставки Айвазовского, Санкт- Петербург, 2000.
6. Мариинский театр, Санкт- Петербург, 2002.
7.Набережная в колониальном стиле, Сус,Тунис, 2001
8. Вытрезвитель, Санкт- Петербург, 2003
9. Чаепитие труппы самодеятельного "Наивного театра" при Психо-неврологическом интернате N7, Санкт- Петербург, 2003 10. Москва, 2004 11. Ямал, 2003
12. Озеро Зайсан, Казахстан, 2004
13. Грозный, Чечня, 2000
14. Грозный, Чечня, 2000.
15. Чечня, 2000
16. Гудермес, Чечня, 2003.
17. Мальчик, нагружающий осла, Афганистан, 2001.
18. Дети наблюдают за обучением новобранцев, Афганистан, 2001.
19. Афганистан, 2001
20. Слуга, зажигающий свечу, Афганистан, 2001
21. Штат Карнатака, Индия, 2002.
22. Тобольск, 2006 23. Застава, Казбеги, Грузия, 2005
24. Продавец золотых рыбок,Багдад, Ирак, 2002.
25. Кирпичный завод, Ирак, 2002
26. 38-я параллель. Северокорейские пограничники, Пхонмончжон, Северная Корея, 2005.
27. Сельская церковь, Деревня Арамуз, Армения, 2007.
28. Рыбоводный завод, Камчатка, 2006 29. Сестры Фатима и Зухра, их мать Джамиля и тетка Натифа ждут прибытия школьного автобуса, Чегемское ущелье, Кабардино-Балкария, 2008.
30. Теологический колледж, Махачкала, 2008
31. Каменоломня, Штат Гоа, Индия, 2008

Наиболее интересные проекты Сергея Максимишина в 2004 году: Тува для "Афиши", Ямал для немецкого агентства "Konzept und Bild", Канны для "Мэри Клэр", Чечня для Focus"а, история о русских фашистах для Time, очерк о Москве для немецкого Гео


Сергей Максимишин родился в 1964 году в городе Кодыма Одесской области. В школе учился в Керчи, Крым. Оттуда поехал в Ленинград поступать в институт. Учился на физ-мехе Ленинградского политеха, кафедра экспериментальной ядерной физики.

С третьего курса С. Максимишина отчислили за отсутствие прилежания, затем он был призван в Советскую армию. В армии с 1985-го по 1987-ой гг. Сергей служил на Кубе. Как самого образованного, там, на Кубе его назначили фотографом Центрального клуба Группы советских военных специалистов.

По окончании службы Сергей Максимишин восстановился в институте и одновременно пошел работать в Эрмитаж - в лабораторию научно-технической экспертизы. Там же писал диплом. Дипломная тема Сергея носит название "Разработка методики термо-люминисцентного датирования керамики". По окончании института С. Максимишин остался работать в Эрмитаже, занимался проблемой неразрушающего анализа химического состава монет из биметаллических сплавов.

В голодном 1991-ом году у Сергея родился первый ребенок, а деньги в Эрмитаже платить совсем перестали. Друзья предложили уйти в бизнес. С 92-го по 98-ой гг. Сергей Максимишин был сотрудником, а потом и директором российско-голландского предприятия, занимавшегося написанием всякого рода умных бумаг - инвестиционных программ, оценочных заключений, бизнес-планов и т. п. Время от времени Сергей фотографировал друзей и знакомых фотоаппаратом "Зенит-11". Друзьям нравилось.

В 1996 году по радио Сергей услышал о том, что производится набор на Факультет фотокорреспондентов при Союзе журналистов. Он поступил туда и два года учился на факультете, публикуясь в питерских газетах и журналах. В 1998 году дефолт подкосил бизнес, и Сергей решил отдаться фотографии бесповоротно. В начале 1999-го С. Максимишин был принят на работу в газету "Известия". Зимой 2000 года Сергей работал в Чечне, тогда же стал публиковаться в западных СМИ. Осенью 2001-го Максимишин поехал работать в Афганистан, осенью 2002-го - в Ирак.

С осени 2003-го Сергей Максимишин перешел на вольные хлеба, сейчас он - свободный фотограф. Его интересы на Западе представляет немецкое агентство "Focus". Основные заказчики Сергея - журналы Newsweek (США) и Stern (Германия). Он также работал для Geo (Германия), Time, Financial Times, Der Spiegel, ESPN Magazine, Elle (France) etc.

С 2001 по 2004 гг. Сергей Максимишин 16 раз занимал призовые места на конкурсе "Россия Пресс Фото". В 2004-ом Сергей занял первое место в категории "Arts and entertainment" на конкурсе "WorldPressPhoto".

Наиболее интересные проекты Сергея Максимишина в 2004 году: Тува для "Афиши", Ямал для немецкого агентства "Konzept und Bild", Канны для "Мэри Клэр", Чечня для Focus"а, история о русских фашистах для Time, очерк о Москве для немецкого Гео, "путинская Россия" для Штерна, репортаж о канадских хоккеистах, играющих в русских клубах, для ESPN Magazine, очерк о русских женщинах для французского журнала "Elle", Беслан для Der Spiegel.

Один из ведущих фотожурналистов России, обладатель премии World Press Photo, автор двух книг и преподаватель - о своем курсе «Фотограф как рассказчик»

Камера – это ловец отражений направленного внутрь нас зеркала. Она бесстрастно и беспристрастно выводит на поверхность то, кем является каждый их нас. Борцами или нарциссами, наблюдателями или сочувствующими. Полными любви или сомнений, удивления или боли. В руках мудрого и ироничного Сергея Максимишина камера всегда была и будет инструментом рассказа. Чуткий и удивительный лектор, обладатель множества российских и международных наград, преподаватель, автор двух книг, неизменно зачаровывающий каждого, кому когда-либо доводилось вживую слышать его истории о фотографических приключениях, Сергей Яковлевич с легкостью влюбляет в свой талант, в каком бы проявлении тот не явился зрителям. Мы следим за его красочными постами в социальных сетях, возвращаемся к знаковым сериям о питерской фабрике наглядных пособий, Маше и Яше, беспризорниках на чердаке близ Невского и оленеводах с Ямала. Кажется, что за спиной этого необыкновенного человека такой эмоциональный багаж, что его историям, словно сказкам Шахерезады, нет конца.

В продолжение серии интервью с лучшими преподавателями современной фотографии, мы побеседовали с легендарным автором о том, с чего начинается фотография, о непростых и дружных студенческих группах, о «рецептах» провалов и успехов.

Сергей Максимишин. Фото: Татьяна Кузнецова

Bleek Magazine : Сегодня мы хотели бы поговорить с вами не о творчестве, а о преподавательской деятельности, а именно — о курсе «Фотограф как рассказчик». Что показывает ваш опыт: можно ли научить фотографии? И с чего начинается такое научение?

Сергей Максимишин: Стоит сразу уточнить: я не преподаю техническую сторону фотографии, ко мне приходят люди, которые уже умеют снимать. Название курса говорит само за себя: его основная задача – объяснить студентам, как рассказывать истории с помощью фотографии. То есть речь идет скорее о журналистике, драматургии, сюжете и так далее. Выдержку и диафрагму люди где-то осваивают без меня, потому что о технике фотографии и композиции я как раз рассказываю не самым лучшим образом. А вообще, научить, мне кажется, можно всему. Более того, делать красивую карточку, наверное, даже и не очень сложно. Здесь как в музыке: бывают люди со слухом, бывают люди без слуха, бывают — и с абсолютным слухом. Человеку без слуха, конечно, придется тяжело, но такие бывают редко. Слух есть – научить можно. А если он еще и абсолютный, то достаточно просто показать, на какую кнопочку нажимать, дальше человек уже сам все сумеет.

Навыки в фотографии по сути те же, что при игре на фортепьяно. Это некая совокупность приемов, которые можно освоить. Сложнее – другое: научить быть рассказчиком.

Bleek Magazine : Приходилось ли вам когда-либо бороться с утверждением «А я так вижу!» — эдаким нарциссическим аргументом неумелых фотографов, которым они объясняют плохой снимок? У вас были такие студенты? Что в такой ситуации делать преподавателю?

Сергей Максимишин: Вы знаете, были, но недолго. Школа все же авторская, то есть учиться идут люди, которые изначально работают со мной в одной парадигме, - те, кто разделяет мои ценности. Это не тот случай, когда у студентов большое количество преподавателей и каждый привносит по чуть-чуть.

Признаюсь, иногда попадаются люди, которые начинают со мной спорить, и я, честно говоря, не очень это люблю. Потому что не уверен, что в споре рождается истина. Если человек пришел ко мне учиться, то пусть в течение года он будет готов работать со мной на одной волне. А если он хочет поспорить, то для этого есть масса других мест. Год закончится – делай, что хочешь, а пока идет учеба, продуктивнее, если человек станет прислушиваться к тому, что говорю я.

Bleek Magazine : То есть вы сторонник авторитарного обучения, правильно?

Сергей Максимишин: В каком-то смысле – да. Другое дело, в чем именно этот авторитаризм? Главный упрек, который мне раньше предъявляли, заключался в том, что я пложу «Максимишиных Light», что я для них такой «питомник». Но отмечу, я абсолютно не пытаюсь давить на стилистические приёмы фотографа, не пытаюсь рассказывать, как снимать. А вот если мы говорим о том, что снимать, то здесь я иногда авторитарен.

Серия «Пункт досмотра» Олега Пономарева . Школа: «Цех»

По образованию я физик, и одна из моих любимых фраз принадлежит великому представителю именно этой науки. Датчанин Нильс Бор когда-то сказал, что в мире есть два сорта истин. Есть истины глубокие, а есть истины ясные. С ясной истиной все понятно, ее антоним – ложь. А вот с глубокой истиной сложнее, потому что ей противостоит не менее глубокая истина. Так вот, я уверен, что фотография полна и тех, и других. И часто фотограф не может разобраться, где – какая. Поэтому, если человек говорит, что дважды два – пять, и объясняет, что он «так видит», — значит, он просто еще не очень погружен в профессию, у него пока недостаточно информации. Либо нет навыка отделять один сорт истин от других.

Bleek Magazine : Постойте, но я лично не вижу никакой проблемы в том, чтобы человек вел авторскую школу и транслировал свое видение. Ведь все равно каждый из учеников будет его неизменно пропускать через себя.

Сергей Максимишин: Проблема на самом деле есть. Не очень сильные ученики начинают рабски копировать, а очень сильные – настолько далеки от Максимишина, что у меня просто душа радуется. Вряд ли, например, кто-то скажет, что Таня Плотникова или Влад Сохин – это «Максимишин Light»? Они оба — совсем другие фотографы, люди с совершенно другим видением.

То есть хорошие ученики рано или поздно найдут свой язык. А что касается плохих — уже будет не так худо, если они хотя бы научатся разговаривать моим языком!

Bleek Magazine : Давайте поговорим о содержании курса. Как вы решили вопрос сочетания теории и практики?

Сергей Максимишин: Курс рассчитан на два года. В течение первого люди учатся просто разговаривать на фотографическом языке. Фотография же язык, правильно? Такой же, как русский, например, или английский. И функция любого языка как средства общения – это обмен мнениями, информацией. Продолжая эту параллель, можно сказать, что на первом году обучения мы переходим от слова к речи. То есть ко мне приходят люди, и они – как гениальные дети – умеют только гулить, иногда на радость родителям произнося прикольные предложения. Моя же задача – за год научить их говорить на фотографическом языке.

Серия Андрея Пронина о затерянном в песках поселке Кузомень. Школа визуальных искусств

Проанализировав все, что я когда-либо фотографировал в жизни, я понял, что всегда снимал одну из четырех тем: человек, явление, событие или место. И именно эти четыре темы я предлагаю студентам для практических заданий в первый год обучения.

Они должны сдать четыре истории: историю о человеке, историю о точке на карте, историю о событии (допустим, чемпионат школы по шахматам или день рождения Ленина) и, наконец, историю о явлении – например, о женском алкоголизме или хипстерах.

На протяжении второго года студенты работают над одной большой темой. Делают, грубо говоря, книжный проект. Не могу сказать, что курс загружен теорией. По моим подсчетам, о профессии фотографа я рассказываю им примерно 16 часов. Это несколько лекций об этике профессии, об изменениях языка фотографии, о жанре фотоистории как таковой и так далее. В организационном плане — мы собираемся два раза в месяц и идет «разбор полетов».

Серия Александра Ведерникова о живущих в Бурятии староверах. Школа визуальных искусств

Bleek Magazine : А насколько содержание курса меняется в зависимости от уровня группы? Бывали ли случаи, когда некие блоки программы приходилось модифицировать на ходу, потому что студенты подобрались очень слабые или, наоборот, очень опытные?

Сергей Максимишин: Из двадцати с лишним групп, которые прошли через мои руки, только раз случилась группа, в которой никто ничего не сделал, – она просто не дошла до конца. Ну бывает, видимо, так звезды упали.

Удивительная штука: если группа дружная, она хорошая. Я не знаю, как это связано, но тенденция определенно есть. Причем будет ли из групп толк, я вижу сразу же, с самого начала курса. Если студенты друг другу помогают, если присутствует добрая конкуренция, — все получится.

Bleek Magazine : А с какими студентами вам легче и приятнее работать: с теми, которые пока еще мало знают о фотографии, или с уже сложившимися фотографами, профессиональными фотожурналистами?

Сергей Максимишин: Самые невменяемые люди – это газетные фотографы. Фотограф провинциальной газеты – человек, которого невозможно научить практически ничему. Особенно если он там лет пять-семь проработал… Учить же в данном случае нужно даже не фотографа, а фоторедактора. В провинциальной газете такая должность просто отсутствует, профессиональный редактор у них – ответственный секретарь. А успешность фотографии там определяется по двум критериям: чтобы голова не была отрезана и чтобы из нее дерево не росло. И в случае, если эти два критерия соблюдены, то, безусловно, — это удача, и фотография достойна появиться в печати.

И вот, начинаешь такому человеку говорить о чем-то, а он в ответ: «У меня это не возьмут!» – «Но ты же работаешь не только для газеты!» – «А как же мне кормить детей??»

На самом деле газета – братская могила фотографов. И в то же время — это хорошая школа, она учит работать быстро, без дублей. Но что-то большее?.. В провинциальной газете есть две комнаты: в одной сидят фотографы и играют в «Doom», а в другой – водители и играют в домино. Все остальные – «мальчики по вызову»: «Колюнчик, съезди-ка?» – ну Колюнчик и съездит.

Когда я снимал для «Известий», у меня был гениальный фоторедактор, Лёша Белянчев, который и сейчас мой большой друг. Отлично понимая, что в газете фотограф умирает, он предоставлял всем нам отдельный свободный день, заставляя посвящать его работе над индивидуальными темами. Однако это вовсе не значит, что единственная сложная категория — газетные фотографы. Бывает, приходит человек, показывает сильное портфолио. И он уже выше всех на голову, но почему-то пропускает момент, когда нужно включиться, и в итоге делает все хуже других. Подобное очень часто случается

В фотографии, как в любой работе: только 10% таланта, а 90% – труда. И очень часто люди этого не понимают.

Серия Евгении Зиминой «Про Колю», Школа визуальных искусств

Вы знаете, два года назад мне исполнилось 50 лет, и я планировал сделать совместную выставку с учениками. Начал перебирать в голове тех (а их у меня уже под тысячу!), кого я бы с удовольствием позвал принять в ней участие. И получилась неправдоподобная цифра – двенадцать! Но надо быть идиотом, чтобы делать выставку «Максимишин и двенадцать учеников». Сами понимаете, цифра плохая. Поэтому пока я решил не делать. Но зато я проанализировал, чем отличаются эти двенадцать от остальных. Их отличие – в умении без команды оторвать попу от дивана!

Bleek Magazine : То есть трудолюбие?

Сергей Максимишин: Скорее способность принимать решения. Трудолюбия у них может быть сколько угодно, но самое главное – это начать. И для фотографа умение начать – очень редкий дар. Я твердо уверен, что фотограф состоялся не тогда, когда он у меня сделал прекрасную историю, а когда снял свою первую историю без меня. И вот это могут единицы – из сотен!

Bleek Magazine : Из-за неспособности принимать решения?

Сергей Максимишин: Из-за сомнений: получится — не получится, из-за лени… На самом деле, это редчайшее качество в мире – встать и пойти, без команды, без костлявой руки голода и так далее. Бог помогает тем, кто начал. Это правда.

Лучше принять ошибочное решение, чем не принять никакого. Ведь ошибочное можно всегда исправить. Вот – редчайшее качество, и те, кто им обладает, как раз и становятся фотографами.



 

Возможно, будет полезно почитать: