Ударный вертолет «Аллигатор» против «Апач. Ночной охотник против апачи Массы и нагрузки

Вторая половина XX века стала «звездным часом» для развития вертолетов. Подобные машины почти не применялись во время Второй Мировой войны, но уже в Корейской войне вертолеты использовались самым активным образом. Пионерами в применении вертолета на поле боя стали американцы. Развитие вертолетостроения в США связано с именем Игоря Сикорского – талантливого инженера, уроженца Киева, уехавшего в США после Октябрьской революции.

Хотя, надо отметить, что поначалу эти машины имели большое количество противников. ВВС США вообще не хотело закупать вертолеты, мотивируя это невысокими летными качествами, сложностью в обслуживании и возможной уязвимостью от средств ПВО. Увы, военные очень часто страдают косностью мышления. Но это отношение очень быстро поменялось на противоположное. Вертолеты прекрасно проявили себя в Корейской войне. Их использовали для корректировки огня, разведки, эвакуации раненных, высадки десанта и других целей. Через несколько месяцев боевых действий американские генералы требовали дать им «побольше вертушек».

До появления вертолетов бойцы, получавшие средние или тяжелые ранения, были практически обречены (умирали 90%). После начала «вертолетной» эры смертность снизилась до 10%. К концу корейского конфликта на вертолеты стали устанавливать небольшие ручные пулеметы. На вооружении армии США уже стояло несколько типов геликоптеров.
Корейская война показала, что вертолет является прекрасным средством для решения тактических задач, в первую очередь связанных с переброской войск и их снабжением. Во второй половине XX произошло множество локальных конфликтов, колониальных войн, в которых одна из сторон была вынуждена вести антипартизанскую борьбу. И оказалось, что вертолет – это идеальное средство для такого рода боевых действий.

Вертолет все больше становиться не просто транспортным средством, но и ударной машиной, идеальным штурмовиком и средством поддержки сухопутных войск. На вертолеты стали устанавливать неуправляемые ракеты и пулеметы, а с появлением противотанковых управляемых ракет вертолет стал мощным средством борьбы против бронетехники.

Важной вехой в развитии боевых вертолетов стала Вьетнамская война. Настоящим символом этой войны стал американский вертолет Bell UH-1, больше известный как «Хьюи». Это прекрасная, надежная и неприхотливая машина выпускается до сих пор. Еще одним вертолетом, который активно применялся во вьетнамских джунглях, стал ударный вертолет . Его основной задачей была поддержка войск и нанесение ударов по противнику.

К концу боевых действий в армии США были сформированы специальные дивизии, на вооружении которых стояли только вертолеты. Война во Вьетнаме дала резкий толчок развитию вертолетостроения в США.

В конце 70-х годов прошлого века в США стали раздумывать над созданием нового ударного вертолета, он должен был вобрать в себя весь опыт, полученный во Вьетнаме и заменить машины Bell AH-1 Cobra. В конкурсе на разработку нового вертолета приняли участие несколько крупнейших американских авиастроительных компаний. В 1976 году победа досталась компании Хьюз, и в 1981 году появился вертолет АН 64 Аpache, который до сих пор стоит на вооружении армии США и считается одним из лучших боевых вертолетов в мире. С 1984 года АН 64 выпускается серийно.

Описание боевого вертолета АН 64 Аpache

Эта машина изначально создавалась как ударный вертолет, для поддержки сухопутных войск в любое время суток и при любой погоде. Также одной из основных функций «Апача» является борьба с бронетехникой противника, что они уже неоднократно блестяще демонстрировали в ходе различных конфликтов.

Требования к новому вертолету изначально выдвигались очень строгие. АН 64 должен был летать в дождь и ночью, выполнять боевое задание, даже после попадания в него пули калибра 12,7 мм, уметь летать «по приборам» и атаковать в условиях плохой видимости, а также обеспечивать безопасность экипажа при аварийной посадке со скоростью 12,8 м/с.

Вертолет имеет несколько модификаций. Самая последняя и самая совершенная из них — АН 64D Apache Longbow, первая такая машина поднялась в воздух в начале 1991 года.

«Апач» сделан по классической схеме с одним рулевым и одним несущим винтом. И несущие и рулевые винты имеют по четыре лопасти. Длина лопасти несущего винта вертолета «Апач» — 6 метров, лопасти имеют особое строение: внутри они металлические, сверху покрыты стекловолокном, задняя кромка сделана из композитного материала, а передняя – титановая. Такое строение позволяет вертолету задевать лопастями небольшие препятствия (ветки, небольшие деревья). Рулевой винт Х-образной формы, которая намного эффективней традиционной.

Фюзеляж АН 64 Аpache состоит из алюминиевых сплавов особой прочности, геликоптер имеет крыло небольшого удлинения (съемное) и не убирающееся шасси. Кабина АН 64 рассчитана на двух членов экипажа, которые сидят один над другим. Кабина пилотов защищена серьезной броней. Конструкция вертолета может выдерживать большие перегрузки. «Апач» имеет два двигателя, которые разнесены по бокам машины. Каждый из двигателей имеет специальное устройство, оно рассеивает струю выхлопа и снижает заметность вертолета в инфракрасном диапазоне.

В боевом вертолете используется двойная гидравлическая система, защищены топливные баки, наиболее важные узлы машины покрыты броней.

На АН 64 установлено очень много различного радиоэлектронного оборудования, особенно это можно сказать о последней модификации — АН 64D Apache Longbow. Основой всего вооружения АН 64 является TADS – система целеуказания и обнаружения. Она состоит из нескольких элементов.

  • Система ночного видения с многократным увеличением;
  • Оптическая система;
  • Телевизионная система, которая работает в дневное время;
  • Кроме этого, на вертолетах «Апач» впервые применена нашлемная система целеуказания, которая позволяет стрелять, совершив движение головой. Электронные системы управлением позволяют пилоту максимально удобно пилотировать вертолет и вести бой. Особенно хорошо продуманно управление «Апачем» для полетов на сверхмалых высотах, с огибанием элементов ландшафта. Это существенно повышает шанс выжить для машины и ее экипажа.

У «Апача» четыре точки подвески на крыльях и на них могут быть размещены неуправляемые или управляемые ракеты. На каждую подвеску можно прикрепить до 700 кг. На вертолет можно установить 16 управляемых ракет «Хелфайр». Между стойками шасси установлена пушка Хьюз Н230А-1 «Chaingun», имеющая калибр 30 мм.

Ниже приведены технические характеристики всех модификаций боевого вертолета АН-64 Аpache.

Технические характеристики ТТХ вертолета AH-64 «Апач»

Модель AH-64A AH-64С AH-64D Longbow
Технические характеристики
Экипаж 2
Длина, м 17,76
Диаметр несущего винта, м 14,63
Диаметр рулевого винта, м 2,79
Масса нормальная взлётная, кг 6 650 6 552 7 530
Масса максимальная взлётная, кг 8 000 9 525 10 432
Двигатель Т700-GE-701 Т700-GE-701C
Мощность, л.с. 2 × 1 695 (1 270) 2 × 1 890 (1 409)
Лётные характеристики
Максимально допустимая скорость, км/ч 365
Максимальная скорость, км/ч 300 293 265
Практическая дальность, км 690 482 407
Практический потолок, м 6 100 6 400 5 915
Максимальная скороподъемность, м /с 12,27
Вертикальная скороподъёмность, м/с 12,7 7,5
Максимальная эксплуатационная перегрузка +3,5/−1,0 g +3,5/−0,5 g
Вооружение
Автоматическая пушка 30 мм (625 выстр./мин)
Боекомплект до 1 200 патр.
Управляемые ракеты 4 × 4
НАР 4 × 19 × 70 мм Нydra

Модификации AH-64 «Апач»

Существует несколько модификаций этого вертолета.

  1. AH-64A Apache – это самая первая серийная модификация, можно сказать, базовая модель машины.
  2. АН-64С - это модернизированный базовый вертолет. Модернизация началась в 1992 году, в 1993 эта программа была закрыта. На нем нет РЛС Лонгбоу.
  3. AH-64D «Аpache longbow» - наиболее совершенная модификация вертолета. Ее легко распознать визуально: над плоскостью вращения несущего винта установлена грибообразная антенна РЛС Лонгбоу миллиметрового диапазона. Также вертолет оборудован более мощным двигателем T700-GE-701 С. На геликоптере установлены ракеты «Хеллфайр» («выстрелил и забыл»).
  4. AH-64 Sea Going Apache – модификация вертолета для ВМФ и морской пехоты, с противокорабельными ракетами.
  5. WAH-64D – модификация для армии Великобритании, выпускался по лицензии. На нем установлены двигатели производства компании «Rolls Royce».

Боевой вертолет «Апач» принимал участие во многих конфликтах и всегда показывал себя с наилучшей стороны. Эта машина по праву считается одним из наиболее совершенных боевых вертолетов второго поколения. Его дебют состоялся в 1989 году, в Панаме. Потом была война в Ираке , Югославия, второе вторжение в Ирак и Афганистан.

В настоящее время этот вертолет стоит на вооружении более чем в пятнадцати странах. Ведутся переговоры о продаже машины еще нескольким заказчикам. Скорее всего, проверенный AH-64D так и останется основным ударным вертолетом армии США в ближайшие десять лет.

Видео о вертолете Апач

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Индийские военные по результатам проведенных технических испытаний приняли решение закупить американские вертолеты AH-64D "Апач" разработки "Боинга", а не российские ударные вертолеты Ми-28Н "Ночной охотник".
Информацию об этом российским агентствам подтвердили в индийском министерстве обороны и комиссии по закупкам вооружений.По данным неназванных источников, причины выбора индийской стороны "не носят политического характера"."Причины отказа от вертолета Ми-28 были технического характера. По мнению наших специалистов, Ми-28Н не соответствует требованиям тендера по 20 пунктам, в отличие от вертолета "Апач", который показал лучшие характеристики", - приводит РИА Новости слова своего собеседника из комиссии по закупкам вооружений.В мае этого года на авиасалоне в Ле Бурже было объявлено о том, что Нажать Россия подписала контракт о поставке в Индию 80 вертолетов Ми-17.Планы минобороны Индии по закупкам вертолетной техники предусматривают также в перспективе еще несколько конкурсов, в том числе, на поставку многоцелевых вертолетов для ВМС страны. По оценкам экспертов, в ближайшие десять лет Индия примет на вооружение порядка 700 новых вертолетов.
Технические и политические причины

Причиной проигрыша российского боевого вертолета Ми-28Н в индийском тендере стал целый комплекс факторов, и техническое состояние машины среди них не самый главный, заявил РИА Новости директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.По мнению Пухова, в этом поражении сыграли свою роль три блока причин.
данный момент в Индии проводятся еще два вертолетных тендера: на покупку многоцелевого вертолета, в нем участвует российский Ка-226, и сверхтяжелого - здесь российский участник - Ми-26. У обоих вертолетов очень серьезные шансы на успех. И индийцы просто не могут отдать все три победы России", - отметил он.
Кроме того, по его словам, немаловажную роль в решении минобороны Индии сыграло и нынешнее "увлечение" американскими вооружениями."Индийцы хорошо знают сильные стороны американской военной техники, но не слишком знают слабые. И их ждет немало сюрпризов", - заметил эксперт.В то же время директор ЦАСТ рассказал, что Ми-28Н не доработан до идеального состояния.В настоящее время в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных вертолетов и 197 легких многоцелевых.По итогам этих тендеров могут быть подписаны контракты общей стоимостью 2,5 миллиарда долларов. В первом конкурсе финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский "Чинук", а во втором - Ка-226Т и Eurocopter AS550.Проигравший тендер Ми-28Н "Ночной охотник" - вертолет огневой поддержки, который может стать основой фронтовой авиации России. По плану он должен заменить вертолеты Ми-24.Министерство обороны России ранее заявило о намерении закупить 300 "Ночных охотников" для нужд армии.

Для того чтобы понять надо посмотреть технические характеристики.

Боевой вертолет нового поколения Ми-28Н ("Ночной охотник") предназначен для поиска и уничтожения танков, бронетехники, живой силы противника; уничтожения защищенных объектов и поражения площадных целей (линий окопов, оборонительных сооружений и др.); постановки минных заграждений; поиска и уничтожения катеров и других малых плавсредств; борьбы со скоростными и низколетящими летательными аппаратами противника; уничтожения малоскоростных воздушных целей днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях.

Ми-28Н - разработка Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля на базе боевого вертолета Ми-28 (базовый вертолет иногда обозначают Ми-28А).

Прежде чем оформить техническое задание на Ми-28Н, в течение нескольких лет специалисты завода совместно с институтами Министерства обороны формировали облик этого вертолета. Вертолет предназначался для работы с Сухопутными войсками, поэтому специфические особенности этих войск (работа в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в отрыве от аэродромов и стационарных баз, совместимость горюче-смазочных материалов, боеприпасов, средств связи и управления, простота эксплуатации применяемой техники) потребовали соответствующих качеств от Ми-28Н.

Выкатка из сборочного цеха первого опытного экземпляра состоялась 16 августа 1996 года, 14 ноября 1996 года вертолет впервые поднялся в воздух.

24 декабря 2008 года госкомиссия по результатам государственных испытаний рекомендовала принять боевой вертолет Ми 28Н на вооружение Минобороны России и поставить его на серийное производство. Ми-28Н будет выпускать Ростовский завод (ОАО "Роствертол").

Ми-28Н представляет собой двухместный (летчик и штурман-оператор) вертолет классической одновинтовой схемы с пятилопастным несущим винтом и Х-образным рулевым винтом, управляемым стабилизатором, колесным неубираемым шасси с хвостовой опорой. Крыло служит для подвески вооружения и дополнительных топливных баков.

Вертолет оснащен комплексом бортового радиоэлектронного и приборного оборудования (БРЭО), обеспечивающим применение оружия и решение пилотажных и навигационных задач днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях на предельно малых высотах с автоматическим огибанием рельефа местности и облетом препятствий.

БРЭО также обеспечивает контроль за работой силовой установки и других систем; речевое оповещение экипажа; радиосвязь между вертолетами и с наземными станциями; связь между членами экипажа и запись их переговоров.

Особенности конструкции обеспечивают высокую живучесть вертолета. Выживаемость экипажа при аварийных посадках с вертикальными скоростями до 12 м/сек обеспечивается применением системы пассивной защиты с энергопоглощающими элементами конструкции (шасси, кресла, элементы фюзеляжа).

Тактико-технические характеристики вертолета:

Экипаж - 2 человека (при необходимости в заднем отсеке может перевозиться еще 2-3 человека).

Силовая установка - 2 двигателя ТВ3 117ВМА мощностью 2200 лошадиных сил каждый.

Взлетная масса:

нормальная - 10700 кг
максимальная - 12000 кг

Масса боевой нагрузки - 2300 кг

Скорость полета:
максимальная - 305 км/ч,
крейсерская - 270 км/ч.

Статический потолок - 3600 м.

Динамический потолок - 5700 м.

Дальность полета:
нормальная - 450 км
в перегоночном варианте - 1100 км

Габаритные размеры вертолета:

длина -7,01 м
высота 3,82 м
ширина 5,89 м

Диаметр несущего винта - 17,2м

Для выполнения боевых задач на вертолете используется следующее вооружение:

Несъемная подвижная пушечная установка НППУ 28Н с пушкой 2А42 калибра 30 мм с боекомплектом 250 снарядов.

Универсальные пушечные контейнеры УПК 23 250 (2 шт.) с пушкой ГШ 23Л калибра 23 мм и боекомплектом по 250 снарядов в каждом контейнере.

Противотанковый ракетный комплекс 9 А2313 "Атака-В" с управляемыми ракетами 9М120, 9М120Ф, 9А 2200 (до 16 шт.).

Управляемые ракеты с тепловой головкой самонаведения "Игла" (до 8 шт.).

Неуправляемые ракеты типа С 8 калибра 80 мм в блоках Б8В20 А (до 4 блоков).

Неуправляемые ракеты типа С 13 калибра 122 мм в блоках Б13Л1 (до 4 блоков).

Унифицированные контейнеры малогабаритных грузов КМГУ 2 (до 4 блоков).

Ударный вертолёт AH-64 Apache

В начале 1984 года первая группа вертолетов AH-64A Apache поступила на вооружение армии США. AH-64A, по мнению экспертов НАТО, является наиболее совершенным из всех боевых вертолетов, состоящих на вооружении стран альянса. Он создан для борьбы с танками противника в условиях высокой насыщенности поля боя средствами войсковой ПВО. Возложенные на него задачи AH-64 Apache может выполнять в сложных метеорологических условиях, условиях плохой видимости, днем и ночью. По мнению специалистов, AH-64 Apache является вертолетом XXI века. Он обладает хорошей маневренностью, высокой скоростью полета. Его конструкция рассчитана на перегрузки от -1,5 до + 3,5 Двигатели оборудованы специальным устройством, рассеивающим струю и снижающим температуру выхлопа, что уменьшает вероятность поражения вертолета ракетами с инфракрасной головкой наведения. Лопасти несущего винта имеют обшивку слоистой конструкции из стали и композиционных материалов. Применены принципиально новые решения при креплении лопастей к втулке винта. Лопасть сохраняет работоспособность при попадании пуль калибра 12,7 мм. Шасси - неубирающееся, что значительно увеличило полезную нагрузку вертолета. На AH-64A установлен X-образный рулевой винт, который намного эффективнее обычного. AH-64 Apache оснащен современным радиоэлектронным оборудованием. Впервые на боевом вертолете установлена нашлемная система целеуказания, позволяющая управлять стрелковым и ракетным вооружением движением головы.

Вертолет AH-64A имеет следующее вооружение: противотанковые управляемые ракеты "Хеллфайр" с лазерной системой наведения, автоматическую пушку Хьюз Н230А-1 "Chaingun", установленную между основными стойками шасси, контейнеры с неуправляемыми авиационными ракетами. Использование двух независимых гидросистем, бронированной кабины и наиболее важных систем и участков планера, а также применение топливных баков специальной формы и конструкции позволило разработчикам создать машину, способную выполнить боевую задачу и вернуться на базу после попадания в вертолет снарядов калибром 23 мм. С 1985 года в США начались разработки нового вертолета AH-64B "Апач Браво", который имеет больший размах крыла и двигатели увеличенной мощности. Модификация включает замену электронного оборудования. В комплект вертолета входит нож для перерезания высоковольтных проводов. AH-64A Apache хорошо зарекомендовал себя во время войны в Ираке (1991 г.). В настоящее время компанией "Макдоннелл-Дуглас" производится новая модель вертолета AH-64D, получившая название "Лонгбоу Апач". AH-64D оборудован более современной системой управления вооружением, обеспечивающей ведение прицельной стрельбы с больших дистанций. ВВС Нидерландов и Королевские ВВС Великобритании планируют закупить 30 и 67 вертолетов AH-64D соответственно.
Модификации вертолета AH-64

AH-64A Apache - первая серийная модификация.

AH-64B Apache Bravo - модернизированная версия AH-64A, с новой РЛС и новым ГТД и возможностью применения УР "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.

AH-64C Apache - модернизированная версия AH-64A до стандарта AH-64D.

AH-64D Longbow Apache - усовершенствованный вариант боевого вертолета AH-64 Apache с системой управления огнем Longbow на базе РЛС с милиметровой волной фирмы Westinghouse над втулкой несущего винта, более мощными ГТД General Electric T700-GE-701 (1417 кВт или 1930 л.с.), усовершенствованными ПТУР AGM-114D Longbow Hellfire, доплеровской навигационной системой и процессором. Вертолет оборудован системой позволяющей получать информацию с комплекса Joint-STARS ВВС США. На AH-64D установлена система прицелеивания на базе Target Acquisition Designation Sight (TADS - AN/ASQ-170) и Pilot Night Vision Sensor (PNVS - AN/AAQ-11). Первый вертолет с системой Longbow совершил первый полет 11 марта 1991 г, первый пуск ПТУР Hellfire произведен в мае 1995 г, поставки армии США начались в 1996 г. Вертолеты так же планируется поставить в армии Великобритании и Нидерландов. На английском варианте вертолета будут установлены ГТД Rolls-Royce/Turbomeca RTM322.

AH-64 Sea Apache - версия вертолета для Копуса морской пехоты с РЭО самолета F/A-18, РЛС APG-65 и возможностью использования ПКР AGM-84 Harpoon и/или AGM-119 Penguin и УР "воздух-воздух" AIM-120 AMRAAM или AIM-132 ASRAAM.

Вооружение AH-64 Apache: 1 30-мм пушка M230 Chain Gun с 1200 патронами. Боевая нагрузка - 771 кг на 4 узлах подвески: 16 (4х4) ПТУР AGM-114 Hellfire или 4 ПУ М260 или LAU- 61/A c 19х70-мм НУР, 4 УР "воздух-воздух" AIM-92 Stinger, или их комбинации.

ТТХ AH-64
Год принятия на вооружение 1984
Диаметр несущего винта 14,63 м
Диаметр хвостового винта 2,79 м
Длина вертолета с вращающимися винтами 17,3 м
Длина 14,97 м
Высота 4,66 м
Ометаемая площадь несущего винта 168,1 кв.м
Экипаж 2 чел
Практический потолок 6400 м
Статический потолок 4570 м
Максимальная дальность полета (только с внутренним запасом топлива) 400 км
Максимальная дальность полета (с внешним запасом топлива) 1900 км
Внутренний запас топлива 1157 кг
ПТБ 4 х 871
Максимальная продолжительность полета 3 ч. 9 м. (с внутренним запасом топлива)
Двигатели 2 х General Electric T700-GE-701C
Мощность 2 х 1825 л.с. (1342 кВт)
Максимальная скороподъемность 942 м/мин
Максимальная вертикальная скороподъемность 474 м/мин
Скорость - Максимальная 365 км/ч
Скорость - Крейсерская 293 км/ч
Скороподъемность 14,6 м/с
Масса - Максимальная 9520 кг
Масса - Нормальная 5550 кг
Масса - Пустого 5165 кг

Вот теперь сопоставив цифры,можно увидеть где мы проиграли.

И очень удивился. Оказывается, "военное обозрение" размещает материалы уровня "Звезда", без какой-либо премодерации специалистом. Если очень коротко, автор объясняет проигрыш Ми-28НЭ американскому АН-64D «Апач Лонгбоу» в индийском тендере. Самая главная причина, описанию которой посвящено 80% статьи - проигрыш российских ракет "Атака" американским "Хелфайр". Плюс автор еще и грозится с 2016 года суперсовременными ПТУР JАGM четвертого поколения, которые к контракту вообще не имеют никакого отношения.
Автор почему-то "забыл", что тендер вообще-то стартовал в 2008 году!!!

Оценивать проигрыш вертолета "плохими" ракетами глупо. Тем более когда преимущество - это "выстрелил и забыл" у "Хелфайр" вместо сопровождения ракеты оператором, как у "Атаки". Не буду уличать автора в конкретной лжи при приведении характеристик ракет и их модификаций - не в этом суть. Главная ложь в том, что Индия спокойно могла закупить Ми-28НЭ и оснастить их купленными у янки "Хелфайрами".


Причина проигрыша иная. "Апач" применяется много лет, у него богатая история боевого применения. А Ми-28Н мало того, что только что был принят на вооружение, он упал во время учений из-за "захлебнувшихся" двигателей (вертолет цел, экипаж тоже). Индийцы просто не собиралсь после покупки возиться с доводкой вертолета, который сегодня по всем параметрам превосходит «Апач Лонгбоу». Но это сегодня, а не на момент покупки первых американских вертолетов. Дорога ложка к обеду. Повторю - это в двух словах.

Теперь о ракетах. Автор много и справедливо пишет о том, что ракеты с принципом "выстрелил и забыл" хороши для борьбы с партизанами. Именно потому, что позволяют снизить время пребывания носителя в зоне поражения при прицеливании и пуске. Это важное, но единственное преимущество. Все остальное - недостатки. Вся техника, снабженная системами типа "Штора" и ей подобными, от этих ракет отмахнется в том же автоматическом режиме, что и у ГСН ракеты. Мало того, в условиях задымления и с использованием различных помех, автоматическое наведение еще больше страдает. Как результат - "Атака" становится более эффективной.

В статье упоминается плохая тяжелая пушка с малым боекомплектом у Ми-28. Яркий пример предвзятости. Американская пушка М230 массой 54 килограмма обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту при эффективной дальности стрельбы 3 километра. Создана именно для вертолета и отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.

На Ми-28Н устанавливается старая и проверенная модифицированная танковая пушка 2А42. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Тем не менее ее точность выше, чем у М230. При этом 2А42 - самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы - 4 километра, скорострельность - до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-миллиметровую броню с 1,5-километровой дистанции.

Мало того, 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается в отличие М230. 2А42 способна полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь боекомплект. Плюс стрелок сам выбирает тип снаряда: бронебойный или осколочно-фугасный.

Я остановился на сравнениях орудий, потому что это проще - большой выбор модификаций ракет и их применение с вертолета можно обсуждать бесконечно. Главное преиущество "выпустил и забыл" - массовый пуск и минимальное время нахождение вертолета в зоне вероятного поражения. Но Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением имеют дальность 6-7 километров, и они, в отличие от российских ракет, дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели на 4 километра, ракеты тратят 15 секунд, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше времени. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 километров.

Это если описывать вооружение. Возвращаясь же к проигранному тендеру стоит напомнить, что всегда и всюду выигрывают в равных условиях образцы, имеющие историю боевого применения и обкатанные. Что касается индийского контракта, то есть еще одна тонкость - в законодательстве Индии предусмотрена диверсификация аоенных закупок. Чем и пользуются западные конкуренты, предлагая зачастую более дорогие машины, ракеты, ....

Автор опуса вскользь описывает бронирование Ми-28НЭ уничижительно: "бронекоробка экипажа выполнена из 10-мм листов алюминиевого сплава, на которые наклеены керамические плитки. Такая конструкция может спасти экипаж от пуль калибра 7,62 мм".

Вот эта фраза сразу показывает, что статья писалась не малограмотным человеком, а специалистом, которому сознательно заказали разгромный материал. Мой тезка действительно много пишет о военной технике и случайно подобное не напишет. Кто именно гадать бесполезно. Может и стратеги в Москве, считающие, что о россиской технике надо писать плохо до тех пор, пока обратное не стало очевидным в той же Сирии.

На самом деле описана была лишь бронекапсула экипажа. Но - частично. На самом деле, так называемая «ванна», выполнена из 10-мм листов алюминия, на которые наклеены 16-мм бронеэлементы из керамики. Но это лишь малая часть бронезащиты.

В целом же "Ночной охотник" защищен высокостойкой броней, полностью броневое плоскопараллельное остекление выдерживает прямые попадания бронебойных пуль калибром 12,7 мм в лобовые стекла и пуль калибром 7,62 мм в боковые стекла и стекла дверей, броня корпуса выдерживает попадание осколочно-фугасных снарядов калибра 20 мм, лопасти сохраняют работоспособность при попадании 30 мм снарядов [*] .

Двери кабины выполнены из стеклопластика с алюминиевой плитой и керамической броней. Лобовые стекла кабины представляют собой прозрачные силикатные блоки толщиной 42 мм, а боковые стекла и стекла дверей — из таких же блоков, но толщиной 22 мм. Кабина лётчика отделена от кабины оператора 10-мм алюминиевой бронеплитой, что сводит к минимуму поражение обоих членов экипажа при разрыве малокалиберного осколочно-фугасного зажигательного (ОФЗ) снаряда в одной из кабин. Топливные баки заполнены пенополиуретаном и снабжены латексным самозатягивающимся протектором.

Расстрел Ми-28 от 7,62 до 20-мм пушки в упор. Причем старого Ми-28:

Согласитесь, это немного иная живучесть.

В целом же можно найти массу различных плюсов и минусов. Индийцы нашли целых 20 причин, по которым отдали предпочтение "Длинному луку".

Ниже видео того, как падает "Ночной охотник" и что происходит с экипажем. Так, для примера живучести капсулы. Система спасения и многое другое описано в видео выше:

Основной ударный вертолёт Армии США с середины 1980-х годов.

История

Успешное применение AH-1 «Кобра» во Вьетнаме подтвердило жизнеспособность идеи боевого вертолёта. В то же время ситуация с предполагаемым «наследником» «Кобры» оставалась неясной. Амбициозная и дорогостоящая программа AH-56 «Шайенн» продолжалась около десятилетия и была окончательно закрыта в 1972 году. Попытки найти временную замену в виде модели Сикорский S-67, модификаций S-61 и других вертолётов также оказались безуспешными. Наконец в 1972 г. Армия США начала программу усовершенствованного боевого вертолёта (Advanced Attack Helicopter, AAH), предназначенного в первую очередь для борьбы с танками противника в любое время суток и в плохих погодных условиях.

Основные требования, выдвигавшиеся к вертолёту AAH:

Вооружение - 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19-ю 70-мм НАР Hydra 70
-Экипаж - 2 человека
-Характеристики: расчётная взлётная масса - 7260 кг, скороподъёмность - 12,7 м/с, перегоночная дальность с ПТБ - 1850 км
-Навигационное оборудование для полётов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м
-Двигатель - газотурбинный XT-700, что обеспечивало унификацию с проектируемым военно-транспортным вертолётом UH-60
-Система снижения ИК-излучения
-Обеспечение боевой живучести вертолета. В частности нулевая уязвимость вертолёта при одиночном поражении 12,7-мм пулей при скорости 490 м/с и минимизация уязвимости при поражении 23-мм ОФЗ снарядом. Возможность продолжения полёта в течение минимум 30 мин после указанного воздействия по любой части конструкции машины
-Предполагаемый срок службы - 15 лет
-Расчётная стоимость серийной машины - 14 млн. долларов, себестоимость производства 11 - 12 млн. долларов.
В конкурсе принимали участие пять авиастроительных фирм: Боинг-Вертол, Белл, Хьюз, Локхид, Сикорский. Летом 1973 года двум из этих фирм (Белл и Хьюз) были выданы контракты на разработку и выпуск прототипов. Фирма Белл предложила YAH-63 (Модель 409), представлявший развитие AH-1; прототип совершил первый испытательный полёт 22 ноября 1975 года. Чуть раньше, 30 сентября, впервые поднялся в воздух Хьюз YAH-64, пилотировавшийся лётчиками-испытателями Робертом Ферри (Robert Ferry) и Ралеем Флетчером (Raleigh Fletcher). В ходе проведённых армией сравнительных испытаний образец фирмы Хьюз показал своё значительное превосходство над конкурентом в скороподъёмности и манёвренности, и в целом его характеристики даже превосходили армейские требования. Свою роль сыграла и авария YAH-63 в одном из испытательных полётов. В декабре 1976 года было объявлено о победе в конкурсе фирмы Хьюз с вертолётом YAH-64.

После победы в конкурсе фирма продолжила долгие испытания вертолёта, внеся ряд поправок в его конструкцию и бортовое оборудование. В общей сложности объём лётных испытаний составил 2400 часов. Из-за ряда трудностей решение о серийном производстве было отложено на два года. Только летом 1981 года начались войсковые испытания вертолёта. Строевые экипажи остались довольны новой машиной, и 19 декабря того же года было принято решение о серийном выпуске вертолёта под обозначением AH-64A и названием «Апач».

Для выпуска «Апачей» был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. В следующем году фирма Хьюз была куплена корпорацией Макдоннел-Дуглас, к которой перешло и производство вертолёта. «Апачи» стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийный выпуск для нужд американских вооружённых сил было завершен в декабре 1994 года после постройки 827 машин. Средняя стоимость одного вертолёта ранней модификации AH-64A оценивается примерно в 14,5 млн. долларов.

Модификации

YAH-64 - прототип. Построено 5 экземпляров.

AH-64A - начальная серийная модификация. Сделано 827 вертолётов. В 1996-2005 годах 501 вертолёт был переоборудован в вариант AH-64D.

GAH-64A - вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр. Переоборудовано 17 вертолётов.

JAH-64A - модификация для проведения специальных лётных исследований. Построено 7 машин.

WAH-64 - вариант для британской армии производства Augusta-Westland с двигателями Rolls-Royce.

AH-64B - вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции «Буря в пустыне». Оснащён увеличенным крылом, новыми средствами связи и навигации, усиленной бронезащитой. Разработка закончена в 1992 году.

AH-64C - модернизированный AH-64A. До прекращения программы в 1993 году было модернизировано всего два вертолёта.

AH-64D Apache Longbow - вторая основная модификация «Апача» («Лонгбоу» означает «длинный лук»). Основная особенность - РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 «Лонгбоу», расположенная в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Кроме того, установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование. Поступил на вооружение в 1995 году, однако до 1997 года на «Апачах» этой модификации не оборудовалась надвтулочная РЛС. Планируется модернизировать в этот вариант все остающиеся AH-64A в 2008 году.

AH-64E AH-64 Block III - лопасти винтов сделаны из композитных материалов, двигатели T700-GE-701D (2000 л.с), более современная электронная система управления полетом, способен управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами, скорость до 300 км/ч, дальность полета более 1,9 тыс. км.

Конструкция

Несущая система

Конструктивно АН-64 спроектирован по одновинтовой схеме с четырехлопастными винтами. Длина лопасти несущего винта составляет 6 метров. Лопасти композитные. Лопасти имеют 5 стальных лонжеронов покрытых стекловолокном. Задняя кромка покрыта крепким графитовым композиционным материалом, передняя сделана из титана. Титан способен выдерживать лёгкие касания винтом деревьев и прочих препятствий (это свойство необходимо при облёте и огибании местности на предельно малой высоте).

Силовая установка

AH-64 оснащены двумя двигателями.

Особенности конструкции

Двигатели AH-64 разнесены, являются взаимозаменяемыми.
-Также вертолёт оборудован экранными выхлопными устройствами (ЭВУ), для снижения теплового излучения выхлопа двигателей. Принцип её работы заключается в смешивании горячего выхлопа с холодным забортным воздухом.
-В носовой части фюзеляжа на турельной установке размещены: видеокамера, лазерная система измерения расстояния и подсвета цели, тепловизор, изображение с которого передаётся на телеэкран пилота, подвижная пушечная установка.
-Для снижения шума вертолёта, хвостовой винт заменен на Х-образный. Лопасти РВ установлены под разным углом, таким образом, каждый из них подавляет часть шума, производимого другим. В данном случае двойной винт работает тише одиночного.
-Основные опоры шасси (неубирающееся шасси), оснащены мощными амортизаторами. Амортизаторы способны поглотить энергию удара при аварийной посадке с вертикальной скоростью до 12,8 м/с, не допуская травмирования экипажа.
-Надвтулочный радар (для модификации D), исполняющий задачи картографирования и радиолокации.
-Система постановки ИК помех ALQ-144 и автомат выброса ИК ловушек.

РЛС APG-78

Дальность 8 км
-Диапазон мм (Ka диапазон)
-Количество сопровождаемых целей: 256
-РЛС обеспечивает:
-оповещение о ракетной атаке
-полёт на малых высотах
-обнаруживает излучающие РЛС
-автоматическое обнаружение подвижных и неподвижных целей и их классификация

TADS

Электронно-оптическая система TADS (Target Acquisition and Designation Sights, Pilot Night Vision System)

Система TADS включает в себя следующие подсистемы:
-лазерный дальномер-целеуказатель (LRF/D);
-ИК-система ночного видения (FLIR) с 30 кратным увеличением;
-оптическая система прямого видения (DVO);
-телевизионная система отображения в дневное время (DT);
-Углы обзора:
-+/- 120 по азимуту
-+30/-60 по углу места

Вооружение

Авиационная одноствольная автоматическая пушка M230

Калибр 30х113 мм
-Длина 1,68 м
-Масса 57,5 кг
-Скорострельность 600-650 выстрелов в минуту
-Начальная скорость снарядов 805 м/с
-Привод электрический
-Боеприпасы:
-патрон с осколочно-фугасным снарядом М799, снаряжение: 43 г взрывчатого вещества;
-патрон с бронебойно-кумулятивным снарядом M789 с бронепробитием около 300 мм гомогенной брони.

Боевое применение

«Боевое крещение» AH-64 свершилось в ходе американского вторжения в Панаму в декабре 1989 года. Полученный боевой опыт был достаточно символическим: в операции приняли участие всего 11 машин. Состоялось несколько успешных пусков ракет AGM-114.

Более серьёзным испытанием стала операция «Буря в пустыне» в 1991 году. Именно «Апачи» совершили первые выстрелы этой войны, совершив налёт в ночь на 17 января на две иракские радиолокационные станции в районе Багдада, угрожавшие коалиционной авиации над иракской столицей. Обе РЛС были уничтожены. В дальнейшем AH-64 участвовали в ряде пограничных столкновений с иракскими войсками в период воздушной фазы кампании. 24 февраля началось наземное наступление Многонациональных сил; за четыре дня наземной войны AH-64 показали себя как эффективное противотанковое средство. Также они выполняли непосредственную поддержку войск, иногда взаимодействуя с штурмовиками A-10. По одним американским данным, «Апачи» уничтожили свыше 500 иракских танков, а также множество другой бронетехники. По другим американским данным, было уничтожено 278 танков, при этом проверка на то, что эти цели уже были поражены другими средствами, не осуществлялась. Был зафиксирован случай, когда «Апач» за один вылет уничтожил восемь иракских Т-72. Также иногда от «Апачей» попадало и своим танкам. Потери в ходе операции составили 3 вертолёта.

В ходе военной операции НАТО против Югославии в 1999 году эскадрилья AH-64 была отправлена в Албанию и предназначалась для поддержки возможного сухопутного наступления в Косово. Однако в конце апреля - начале мая два «Апача» были потеряны во время тренировочных полётов над Албанией, экипаж одного из них погиб. В конечном счёте AH-64 участия в боевых действиях не приняли. По утверждениям некоторых неофициальных сербских источников, около десятка «Апачей» были выведены из строя 26 апреля в итоге атаки сербской авиации на авиабазу Ринас, однако сам факт проведения этой операции не подтверждается ни командованием НАТО, ни официальными сербскими представителями.

AH-64 активно использовались с первого дня вторжения в Ирак в марте 2003 года. Впервые были задействованы машины модификации AH-64D. В целом, «Апачи» подтвердили свою высокую репутацию в этой войне. Трудности возникали в основном из-за неудачной тактики применения, наиболее известным примером чего является рейд против бригады из состава дивизии Республиканской гвардии «Медина» 24 марта 2003 года. Во время взлёта один вертолёт разбился. Столкнувшись с неподавленной и хорошо организованной системой ПВО противника, 30 из 33 участвовавших в налёте «Апачей» получили повреждения. 1 вертолёт был сбит, из вернувшихся на базу вертолётов только 7 оставались полётопригодными, 2 повреждённых было списано. Экипаж сбитого вертолёта попал в плен, а вертолёт был позже уничтожен ударом авиации. «Апачам» удалось подбить 12 иракских танков. Один из пилотов «Апачей» чудом сумел довести машину до базы, после того как был ранен в шею пулей из автомата Калашникова, пробившей броню вертолёта.

С началом в Ираке партизанской войны потери AH-64 стали возрастать. Главной причиной этого является свойственная для партизанской войны неожиданность обстрела с земли, особенно во время полёта над городскими кварталами, когда практически невозможно определить, откуда ведётся огонь. Вертолёт просто физически не успевает совершить противозенитный манёвр. Кроме того, броня «Апача» предназначена лишь для защиты от огня из пулемётов и, частично, из малокалиберных зенитных орудий. Как и любой другой вертолёт, он уязвим для ракет ПЗРК. На 2005 год в Ираке только по боевым причинам было потеряно 27 «Апачей». В 2006 году иракцы уничтожили возле Багдада не менее 3 «Апачей». Иракские повстанцы тщательно изучали фотографии мест дислокации американских «Апачей», выложенные в сеть. Так, в 2007 году, на основе изучения снимков был произведён миномётный обстрел мест дислокации вертолётов, в результате которого было полностью уничтожено четыре AH-64. Кроме этого, в 2007 году, иракцы сбили в воздухе не менее 3 «Апачей». Таким образом, за первые четыре года войны иракцы уничтожили как минимум 37 вертолётов AH-64 «Апач». Потери по техническим причинам и ошибкам пилотов не известны.

Американские, британские и голландские вертолёты применяются в боевых операциях в Афганистане.

Израильские вертолёты впервые были применены в бою в 1991 году на территории Ливана. Они использовались во время ограниченных военных операций против «Хизбаллы» в 1993 и 1996 годах. Широкое применение «Апачи» получили в ходе второй палестинской Интифады 2000-2005 годов. Как правило, они наносили показательные удары по объектам палестинских организаций в ответ на проводимые диверсии, но приняли участие и в настоящей поддержке наземных войск в ходе операции «Защитная стена» в марте-апреле 2002 года. Во время Ливанской кампании летом 2006 года AH-64 использовались для нанесения ударов по целям на территории Ливана. Было потеряно три машины, в том числе две столкнулись друг с другом в воздухе. По предварительным данным, все потери были небоевыми, хотя «Хизбалла» взяла на себя ответственность за сбитие всех трёх вертолётов.

24 марта 2003 года телекомпании всего мира продемонстрировали видеозапись иракского телевидения: лежащий на земле AH-64 в окружении иракцев. Официальный Багдад заявил, что крестьянам удалось сбить два вертолёта, один из которых был сбит крестьянином Али Обейдом Мангашем из своего охотничьего ружья. Утверждалось, что меткий стрелок получил орден и назначенное Саддамом Хусейном за сбитый вертолёт США денежное вознаграждение - 50 миллионов динаров (около 20 тысяч долларов). Однако после того как активные боевые действия закончились, журналисты кувейтской газеты Аль-Раи Аль-Ам нашли Мангаша и узнали, что в действительности он не получил ни ордена, ни денег. Утром 24 марта он обнаружил на своём поле брошенный американский вертолёт (один из «Апачей», подбитых в ходе атаки на позиции дивизии «Медина») и сообщил о находке властям. Его проинструктировали рассказать приехавшей съёмочной группе, что вертолёт был сбит им из ружья, что якобы стало хорошим пропагандистским ходом. Экипаж вертолёта впоследствии был найден и взят в плен. Эта история превратилась в «городскую легенду», до сих пор имеющую некоторое распространение в Интернете. Тем не менее «Апач» не предоставлял полной защиты экипажа от малокалиберного оружия. Известны достоверные случаи ранения пилотов из автомата Калашникова.

Состоит на вооружении

Бахрейн (8 AH-64A)
-Великобритания.66 AH-64D на 2010 год. На вооружении находятся вертолёты WAH-64D, производившееся фирмой Уэстланд по лицензии (всего сделано 67 машин из предоставленных фирмой Боинг комплектов деталей). На них оборудованы британские двигатели Роллс-Ройс/Турбомека RTM 322. В британской армии они сменили вертолёты «Линкс» в качестве тактического ударного вертолёта.
-Греция 20 AH-64A,12 AH-64D на 2010 год
-Египет 35 AH-64A на 2010 год (36 AH-64A, которые предполагалось переоборудовать в AH-64D)
-Израиль (30 AH-64A, получивших местное наименование «Петен»;18 AH-64D «Сараф») на 2010 год
-Индия планирует 22 AH-64D Apache Longbow с 2011 года
-Индонезия планирует приобрести 8 AH-64E Apache Block III с 2014 года
-Катар 24 вертолёта на 2014 год
-Кувейт 12 AH-64D на 2010 год
-Нидерланды. 29 AH-64D на 2010 год. Королевские ВВС Нидерландов некоторое время располагали взятыми в лизинг AH-64A (12 машин), а затем сделали заказ на 30 AH-64D без радара. Голландские вертолёты в разное время располагались в Джибути, Боснии и Герцоговине, Афганистане.
-ОАЭ (30 AH-64A) на 2010 год
-Саудовская Аравия (12 AH-64A) на 2010 год
-Сингапур 12 AH-64D на 2010 год
-США 741 AH-64 (241 AH-64A, и 500 AH-64D на январь 2010)
-Китайская Республика - 6 на ноябрь 2013 года. В октябре 2010 заключён контракт на поставку 30-ти AH-64E Apache Block III
-Южная Корея в апреле 2013 заключён контракт на поставку до 2018 года 36-ти AH-64E Apache Block III
-Япония 10 AH-64D на 2010 год

Тактико-технические характеристики

ТТХ семейства АН-64

Технические характеристики

AH-64D AH-64D Longbow
Экипаж 2 2 2
Длина с вращающимися винтами, м 17,76 17,76 17,76
Диаметр несущего винта, м 14,63 14,63 14,63
Диаметр рулевого винта, м 2,79 2,79 2,79
Высота, м 3,84 до втулки несущего винта 4,66 до датчика воздушных параметров 4,95 до вершины РЛС AN/APG-78 Лонгбоу
Площадь, ометаемая несущим винтом, кв.м. 168,11 168,11 168,11
База шасси, м 10,59 10,59 10,59
Коллея шасси, м 2,03 2,03 2,03
Масса пустого, кг 4660 5165 5352
Масса нормальная взлётная, кг 6650 6552 7530
Масса максимальная взлётная, кг 8000 9525 10432 в перегоночном варианте, с полным запасом топлива
Масса топлива, кг 1108+2712 в ПТБ 1108+2712 в ПТБ 1108+2712 в ПТБ
Объём топлива, л 1421+4х871 в ПТБ 1421+4х871 в ПТБ 1421+4х871 в ПТБ
Двигатель 2х ТВД General Electrick T-700-GE-701 2х ТВД General Electrick T-700-GE-701C
Мощность, л.с. (кВт) 2х 1695 (1270) 2х 1695 (1270) 2х 1890 (1409)
Лётные характеристики
AH-64D AH-64D Longbow
Максимально допустимая скорость, км/ч 365 365 365
Максимальная скорость, км/ч 300 293 265
Практическая дальность, км 690 без внешних подвесок 482 407
Перегоночная дальность, км 2020 1899 1899
Продолжительность полёта 3,57 ч без ПТБ 3,57 без ПТБ

2 ч 44 мин/8 ч.

Без ПТБ/с ПТБ

Практический потолок, м 6100 6400 5915
Статический потолок, м.. С использованием / без использования эффекта земли при нормальной взлётной массе 4085/3100 4570/3505 4170/2890
Максимальная скороподъёмность,м/с 12,27
Вертикальная скороподъёмность, м/с 12,7 12,7 48,6 62,1
Максимальная эксплуатационная перегрузка +3,5/-1,0g +3,5/-0,5g +3,5/-0,5g

Как утверждают многие военные эксперты, звездный час вертолетостроения пришелся на вторую половину XX века. Вторая мировая обошлась без применения подобных машин. Однако уже в Корейскую войну ситуация кардинально изменилась. Первыми, кто начал использовать боевые вертолеты, стали американцы. Поначалу высшее командование ВВС Соединенных Штатов скептически отнеслось к идее применения вертолетов на поле боя. Однако в ходе Корейской войны вертолеты, вопреки ожиданиям американских генералов, эффективно осуществляли корректировку огня, разведку, высадку десантников и эвакуацию раненых. Второе место в мире по распространенности после советской «вертушки» Ми-24 занял американский вертолет «Апач». С 1980 года он считается основной ударной боевой машиной ВВС США. Описание, устройство и тактико-технические характеристики вертолетов «Апачи» представлены в статье.

Знакомство

Вертолет АН-64 «Апач» - это первая армейская боевая машина, предназначение которой - обеспечивать взаимодействие с сухопутными войсками, дислоцирующимися на переднем крае. Кроме того, предусматривалось использование ударных «вертушек» для противостояния танкам противника. Вертолеты «Апачи» (фото машины представлено в статье) создавались специально для наступательных операций и поддержки наземных войск при любых погодных условиях.

В современной армии ударный вертолет является машиной незаменимой и по-настоящему универсальной. Для разведки скопления вражеских наземных сил, координации с воздуха боевых частей и уничтожения бронированной техники «вертушки» подойдут как нельзя лучше. Сегодня наблюдается заочное соперничество двух ведущих армий в мире: Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Поэтому вполне логично, что многие военные эксперты проводят сравнение вертолетов «Апач» и Ка-52, разработанного российскими конструкторами.

Об эффективности боевых «вертушек»

Невысокие летные качества вертолетов, сложность в обслуживании и уязвимость от противовоздушных средств обороны противника тормозили закупку этих боевых машин армией Соединенных Штатов. До использования «вертушек» почти 90 % американских солдат умирало от полученных средних и тяжелых ранений. С началом «вертолетной эры» военными экспертами было отмечено снижение смертности до 10 %.

Поначалу вертолеты выполняли тактические задачи: осуществляли снабжение и переброску войск. Вскоре геликоптер использовался уже не как транспортное средство, а как ударная машина, идеальный штурмовик и средство поддержки наземных войск. Под конец войны в Корее геликоптеры уже комплектовались небольшими ручными пулеметами и неуправляемыми ракетами.

Вскоре военными технологами были разработаны противотанковые управляемые ракеты. С этого момента вертолет стал применяться в качестве эффективного средства для уничтожения бронированной техники противника.

О первых боевых машинах

В годы войны во Вьетнаме широко использовался вертолет «Хьюи». Эту надежную и неприхотливую машину производят и сегодня. Также эффективным средством для оказания поддержки наземным войскам и уничтожения бронетехники противника стал геликоптер «Кобра». Под конец войны были сформированы несколько специальных дивизий, вооруженных исключительно вертолетами. Во второй половине 70-х годов появилась потребность в новом ударном вертолете, которым планировалось заменить «Кобру».

Начало конструкторских работ

Проектирование новой «вертушки» велось на конкурсной основе несколькими американскими авиастроительными компаниями. В 1973 году в финал вышли фирмы «Белл» и «Хьюз». Первая компания разрабатывала 409-ю модель АН-63, а «Хьюз» - АН-64. В 1975 году были проведены сравнительные испытания двух боевых машин. По тактико-техническим характеристикам, а также по таким параметрам, как скороподъемность и маневренность, АН-64 значительно превзошел своего конкурента. Управление вертолетом «Апачи» осуществляли летчики-испытатели Роберт Ферри и Рели Флетчер. После конкурса была проведена доводка вертолета, внесены некоторые изменения в конструкции и бортовом оборудовании. Как утверждают специалисты, машина еще испытывалась в течение 2400 часов. По неизвестным причинам серийное производство вертолета «Апач» решили отложить на пару лет.

О требованиях к американской «вертушке»

Боевой вертолет «Апач» должен был обладать следующими тактико-техническими характеристиками:

  • Крейсерской скоростью 269 км/ч.
  • Скороподъемностью 2,3 м/с.
  • Продолжительностью полета до 110 мин.
  • Боевой вертолет «Апач» должен осуществлять успешные вылеты в ночное время суток, в дождливую погоду, а также при помощи специальных приборов продолжать боевые задания в условиях с плохой видимостью. Кроме того, попадание снаряда калибра 12,7 мм не должно поставить под угрозу выполнение поставленной летному экипажу задачи.

О серийном производстве

В 1981 году проектирование военного вертолета «Апач» было полностью завершено. Серийное производство «вертушек» налажено в 1984 году. Специально для изготовления АН-64 в Аризоне в городе Меса построили завод. Изначально выпуском «вертушек» занималась авиационная компания «Хьюз» и ее вертолетостроительный филиал. Однако вскоре право на серийный выпуск АН-64 перешло к корпорации «Макдонелл-Дуглас». Вертолет «Апачи» (фото геликоптера ниже) - это одна из лучших ударных боевых машин в мире, которая на службу в первую эскадрилью поступила в 1986 году.

Через три года этими «вертушками» комплектовалась Национальная гвардия страны. Серийный выпуск вертолетов был завершен в 1994-м. Всего военной промышленностью Америки было построено 827 АН-64. Производство одной боевой единицы государству обошлось в 15 млн долларов. России на изготовление одного «Аллигатора» приходится тратить 16 млн.

Описание

Для проектировки модели вертолета «Апач» была применена классическая одновинтовая схема. Для геликоптера предусмотрено наличие одного рулевого и одного несущего винтов, оснащенных четырьмя лопастями особой конструкции. Несущий винт оборудован лопастями длиной по 6 м. Изготовлены они из металла. Для лопастей предусмотрено покрытие из стекловолокна.

Для изготовления задней кромки используется композитный материал, а для передней - титан. Благодаря такой конструктивной особенности вертолету «Апач» не страшны столкновения с небольшими препятствиями - ветками и деревьями.

Для рулевого винта предусмотрена Х-образная форма. Как посчитали разработчики, такая конструкция более эффективна, чем традиционная. Кроме того, в данной «вертушке» имеются крыло малого удлинения и трехстоечное неубирающееся колесное шасси, использующее хвостовое колесо. Крыло съемное. При изготовлении фюзеляжа АН-64 используются алюминиевые сплавы и материалы, обладающие повышенной прочностью и вязкостью.

Ка-52 является улучшенной версией вертолета Ка-50 «Черная акула». Для российской машины характерно вращение лопастей в разные стороны. Это дает возможность для уникального маневрирования - создания «воронки». Данная техника представляет собой полет геликоптера боком. К ней прибегают в тех ситуациях, когда необходимо уклониться от нацеленных на «вертушку» противовоздушных средств обороны.

Об особенностях американской машины

Вертолет США «Апач» оборудован разнесенными взаимозаменяемыми двигателями. Поскольку в результате их работы образуется тепловое излучение, конструкторы, с целью снизить его воздействие, разработали для вертолета специальное экранное выхлопное устройство. Его задача заключается в том, чтобы смешивать холодный забортный воздух с горячими выхлопами.

Носовая часть «вертушки» стала местом для расположения видеокамеры, лазерной системы, отвечающей за измерение дистанции до цели и ее подсветку, тепловизора и подвижной пушечной установки. Для крепежа вышеперечисленных элементов на вертолет «Апач» используется специальная турельная установка. Оснастив «вертушку» Х-образным хвостовым винтом, разработчикам удалось снизить шум. Кроме того, для расположения лопастей предусмотрены различные углы. В результате каждая лопасть глушит часть шума, который производит другая. Как утверждают специалисты, двойной винт работает намного тише, чем одиночный.

В качестве основных опор в модели вертолета «Апач» используется шасси. Возможность его убрать конструктивно не предусмотрена. В данном шасси имеются мощные амортизаторы, предназначение которых - предотвращать травмирование летного экипажа путем поглощения энергии удара в случае аварийной посадки. Вертикальная скорость при этом не должна превышать 12 м/с.

В бою вертолет «Апачи» надежно защищен от ракет, содержащих инфракрасную головку самонаведения. Это стало возможным благодаря специальной системе инфракрасного противодействия ALQ-144, задача которой - выбрасывать ИК-ловушки.

Об устройстве кабины

Ударный вертолет «Апач» оборудован двухместной кабиной, для которой характерно тандемное расположение сидений. Переднее предназначено для второго летчика-стрелка, а заднее, приподнятое на 480 мм, - пилота. Нижняя часть и бока кабины покрыты броней. Пространство между сиденьями стало местом для прозрачной перегородки. При ее изготовлении используются кевлар и полиакрилат. Данная перегородка способна выдержать прямое попадание пули и снаряда, калибры которых варьируются в пределах от 12,7 до 23 мм. Благодаря такой конструкции кабины летному экипажу обеспечена максимальная защита.

Стремясь повысить боевую живучесть вертолета «Апач», американские конструкторы в «вертушке» используют две независимые гидросистемы, протектированные топливные баки и бронированные наиболее важные системы и участки.

Для конструкции российского вертолета Ка-52 (по классификации НАТО он значится как «Аллигатор») характерна соосная схема. Кабина в данной «вертушке» двухместная. Однако кресла расположены бок о бок друг к другу. Ограничений для пилотирования в «Аллигаторе» не имеется. Таким образом, вести огонь и управлять «вертушкой» могут оба пилота. Кабина вертолета комплектуется специальной бронированной капсулой. Катапультироваться экипаж может на высоте не менее 4100 м. Бронированное покрытие защищает летчиков от пуль калибра не выше 23 мм.

О вооружении

Уничтожать бронированную технику противника «Апач» может при помощи авиационной одноствольной автоматической пушки М230 калибра 30х113 мм. Вес ее составляет почти 57 кг. Длина орудия 168 см. В течение одной минуты пилот может произвести до 650 выстрелов. Выпущенный снаряд летит со скоростью 805 м/с. Связь с орудием обеспечена электрическим приводом. Стрельба по танкам ведется:

  • Патроном, содержащим осколочно-фугасный снаряд М799 и взрывчатое вещество массой 43 г.
  • Патроном, в котором используется бронебойно-кумулятивный снаряд М789. Данный боеприпас способен пробить толщиной 51 мм.

В качестве основного вооружения в АН-64 применяются противотанковые ракеты «Хеллфайр». На одной «вертушке» может поместиться до 16 таких ракет. Расположены они на четырех подкрыльных подвесках. Для ракет предусмотрена точечная стрельба по мишени на дистанции не более 11 тыс. метров. Поскольку показатель максимальной дальности танковых ракет не превышает 5 тыс. м, крупнокалиберных пулеметов 1,5 км, то «Апачи», по мнению экспертов, можно считать недоступными для данных орудий противника. Не в состоянии уничтожить АН-64 и пусковые зенитно-ракетные комплексы «Игла», «Верба» и «Стингер».

Российская «вертушка» комплектуется:

  • Двенадцатью противотанковыми ракетами «Вихрь». Движутся они к цели со скоростью 400 м/с. Российские ракеты в состоянии уничтожить танк противника с расстояния до 8 тыс. м. Пробивают броню толщиной 95 мм.
  • Стрелково-пушечным вооружением, которое представлено подвижным орудием 2А42 калибра 30 мм. Пушка снаряжается 460 снарядами. Вес одного составляет 39 г. Снаряд к цели движется со скоростью 980 м/с. Пушка эффективна на дистанции до 4 км.
  • Неуправляемым ракетным вооружением калибра 80 и 122 мм.
  • Четырьмя управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» Р-73 и «Игла-В».

Чем оборудован американский геликоптер?

Для АН-64 предусмотрено мощное радиоэлектронное оборудование. Обучение летного экипажа происходит на специальном симуляторе. Вертолет «Апач» комплектуется системой TADS, которая осуществляет обнаружение и целеуказание, и представляет основную боевую мощь «вертушки». Кроме того, для конструкторы разработали систему ночного видения PNVS и комплексную нашлемную систему INADSS, с помощью которой стрелковое и ракетное вооружение приводится в действие поворотом головы. Основная система оборудована лазерным указателем-дальномером. Возможность отслеживать рельеф местности, чтобы не быть обнаруженным противником во время боевых вылетов, стала доступной благодаря более усовершенствованной системе FLIR-PNVS.

О силовой установке

«Апачи» оборудован двигателем T700-GE-701, мощность которого составляет 1695 л. с. Для «вертушки» предусмотрено наличие двух топливных насосов высокого давления, местом для размещения которых стали специальные гондолы с обеих сторон фюзеляжа. Вертолет оборудован двумя протектированными баками, общая емкость которых составляет 1157 л. Размещены баки за сиденьем пилота и за редуктором. Кроме того, к крыльевым узлам, оборудованным подвесками с вооружением, дополнительно могут крепиться топливные баки (4 шт.). Емкость одного бака 870 л.

О ТТХ

Вот что можно отметить:

  • АН-64 способен развить максимальную скорость до 309 км/ч, крейсерскую - 293. Российская «вертушка» считается несколько быстрее. Максимальная скорость «Аллигатора» - 350 км/ч.
  • «Апачи» рассчитаны на боевую нагрузку до 770 кг.
  • Показатель дальности полета составляет 1700 км, Ка-52 - 520.
  • Вертолет рассчитан на трехчасовые перелеты.
  • Летный экипаж состоит из двух человек.
  • Показатель максимальной взлетной массы составляет 8006 кг, нормальной взлетной - 6670 кг. Пустой геликоптер весит 4657 кг.
  • Вертолет обладает максимальной скороподъемностью 12,27 м/с.
  • Геликоптер эксплуатируется с США, Израиле, Нидерландах и Японии.

О модификациях

Американский вертолет представлен в нескольких вариантах:

  • «Си Апач» АН-64А. Данная модель «вертушки» осуществляет противолодочную оборону сил американского флота и морской пехоты. Кроме того, вертолет ведет разведывательную деятельность. Геликоптер осуществляет вылеты на расстояния до 240 тыс. м, поиск и уничтожение вражеских кораблей. Также данная боевая машина используется в тех ситуациях, когда нужно прикрыть высадку десантных войск. 18 единиц «Си Апач» закуплены Израилем, 12 - Саудовской Аравией, 24 - Египтом, 12 - Грецией. Кроме того, несколько «вертушек» используется в Южной Корее и Кувейте.
  • «Апач Браво» АН-64В. Представляет более усовершенствованную предыдущую модель. Во время проектировки конструкторы использовали опыт применения «вертушек» в Персидском заливе. В данной разработчики изменили компоновку кабины и увеличили размах крыла. Геликоптер за счет более мощных двигателей и подвесных баков может осуществлять боевые вылеты, дальность которых теперь возросла на 200 тыс. м. Военной промышленностью Соединенных Штатов выпущено 254 боевых машин.
  • АН-64С. «Вертушка» является промежуточным вариантом между моделями АН-64А и «Апач Лонгбоу». Вертолетом в 1993 году была пройдена 2000-часовая испытательная программа. Было запланировано выполнить модернизацию 308 боевых машин. Однако в 1993-м программу закрыли.
  • АН-64D «Лонгбоу Апач». Представляет собой усовершенствованную модель АН-64А. Считается второй основной модификацией «Апача». Главной особенностью данной «вертушки» является наличие радиолокационной системы AN/APG-78. Местом ее расположения стал специальный обтекаемый контейнер над несущим винтом. Кроме того, вертолет комплектуется усиленными двигателями и новым бортовым оборудованием. На вооружении армии США состоит с 1995 года.

Мнение экспертов

Как утверждают авиационные специалисты, мощность двигателя американской модели проигрывает силовой установке, которой оснащена российская боевая машина «Аллигатор». Однако в таком параметре, как дальность полета, «Апачи» превосходят Ка-52. Относительно вооружения американский геликоптер слабее. «Аллигатор» комплектуется настоящими гигантами - 122-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами С-13, которые способны пробить бетонные огневые точки, а также бронированную технику и корабли противника.

Также отличаются обе модели и по качеству бронирования. В «Апачах» используются полиакриловые и кевларовые бронеплиты, которые, по убеждению экспертов, теоретически способны выдержать прямое попадание снаряда из крупнокалиберного пулемета. Однако события 2003 года, когда армия Соединенных Штатов вторглась в Ирак, на практике показывают обратное. Тогда сбить «Апач» удалось обычному крестьянину. В качестве оружия он использовал простую охотничью винтовку. Ка-52 является более живучим.

В заключение

Боевое крещение «Апача» состоялось в Панаме в 1989 году. Позже эту боевую машину использовали и в других вооруженных конфликтах. В Югославии, Ираке и Афганистане АН-64 зарекомендовал себя как наиболее совершенный боевой вертолет второго поколения.



 

Возможно, будет полезно почитать: