Почему женщины уходят в монастырь. Иные люди.

Как уйти в монастырь. Далеко не всех желающих принимают в монастырь. Здесь существует ряд ограничений, о которых должен знать каждый, кто собирается отречься от мирской суеты и отправиться на служение Богу.

Перечислю основные требования.
1) В монастырь не принимаются граждане, состоящие в официальном или гражданском браке. Обязательно должен быть оформлен развод. Придется предъявить свидетельство о расторжении брака или иные документы, подтверждающие отсутствие брачных отношений. Например, если супруг скончался, потребуется предъявление свидетельства о смерти.

Отсюда вы можете доехать на такси до горы в монастырь, ожидая прибытия каждого автобуса. Дорога в монастырь составляет около 8 километров и ведет по извилистой дороге, но летом может быть густое движение, и прогулка не будет такой приятной. Если у вас есть собственный автомобиль, вы можете оставить его на платной автостоянке чуть ниже монастыря. Даже сегодня многие верующие совершают поездку в монастырь пешком, даже из более отдаленных мест. Нередко многие из них передают часть от нижней до верхней части монастыря на босиком или коленях, как выражение их смирения перед Богом.

2) В монастырь не принимаются граждане, на иждивении которых имеются несовершеннолетние дети либо имеются алиментные обязательство.

3) Чтобы уйти в монастырь необходимо будет пройти собеседование с настоятелем. Неправославное мировоззрение является одним из главных препятствий для поступления на служение в монастырь.

4) Отсутствие вредных привычек: курение, пьянство, наркозависимость.
5) Отсутствие психических расстройств и заболеваний.
6) Отсутствие на теле аморальных и непристойных татуировок.
7) Отсутствие инвалидности либо хронических заболеваний, при которых необходимо постоянное медицинское наблюдение и лечение.
8) В некоторых монастырях не принимают лиц, когда-либо пребывавших в местах лишения свободы.
9) Обязательно гражданство РФ, помимо этого должна быть постоянная регистрация.
10) Возраст - старше 18 лет.

В летние месяцы монастырь ежедневно наводняется посетителями различных конфессий со всего мира. Сайт очень свят для православных, католиков и мусульман. Поэтому, если вы хотите избежать толп и бесконечных очередей при входе в церкви и часовенки, мы рекомендуем отправиться сюда в холодные месяцы. Мы посетили монастырь в середине октября, и мы встретили всего несколько десятков посетителей.

Василий Острожский, прибывший из сегодняшней Герцеговины. Он был неутомимым распространителем православного христианства, и он по существу отвергал католическую веру. После того, как турки выпустили митрополитский монастырь, он отправился в Острог, чтобы там жить и распространять свою веру.

Чтобы уйти в монастырь нужно:

1) Нужно тщательно обдумать свое решение и не один раз. Принимая его, человек должен понимать, что он собирается в корне поменять свою жизнь. Жизнь в монастыре тяжела – нужно много работать физически, соблюдать все посты, укрощать плоть.

2) Если Вы приняли твердое решение об отречение от мирской суеты, тогда свяжитесь с настоятелем монастыря и переговорите о своем желании приехать в монастырь. Он подскажет, что нужно с собой взять.

Сам монастырь обрамлен рассказом о многих чудесах и невероятном исцелении. Василий, благодаря постоянному откровению в мечтах монастыря, монах его останков. Вместо костей они обнаружили неповрежденное тело, которое затем перевезли в Верхний монастырь, где они все еще содержатся.

Из рассказа паломника вы можете услышать одно из чудес, которое произошло, когда моя мать положила своего ребенка в колыбель на краю скалы. Он упал с высоты 70 метров, колыбель была сломана, но с ребенком ничего не случилось. Многие люди также описывают чудесное исцеление или откровение святого Василий, который последовал за посещением монастыря и через которого некоторые неверующие приняли христианство.

3) По приезду в монастырь Вам потребуется предъявить документы: паспорт, свидетельство о рождении, свидетельство о разводе. Кроме этого, необходимо будет написать автобиографию. В случае, если Вы не состоите в браке, имеете устроенных детей и соответствуете вышеперечисленным требованиям Вас примут на испытательный срок. Как правило, продолжительность испытательного срока в российских монастырях составляет три года. Однако он может быть сокращен, в зависимости от того насколько благонравной и морально устойчивой Вы проявите себя в монастыре.

Он построен непосредственно в скале в местах первоначальных трех пещер, где предположительно Св. В одном из них он умер, и все еще есть виноградная лоза, растущая здесь из скалы. Монастырь, видимо, с большой дистанции соприкасается с соседней каменной стеной, в которую он построен. На левой стороне монастыря находится общежитие для паломников. Оставайтесь здесь бесплатно в больших номерах с кроватями с балдахином. Особенно в теплые месяцы, когда внутри нет места, вы получите матрац и одеяло и ляжете перед монастырем.

Также есть мини-кухня, где вы можете готовить чай или кофе. Рядом с входом в общежитие есть сувенирный магазин, где вы можете купить свечу, которую вы можете зажечь в маленькой часовне. В этом дыме в почерневшей комнате есть крест в каменной стене и контейнер с песком и небольшая вода по периметру. В задней части монастыря находится небольшая часовня с алтарем и оригинальным декором. Василий, который является монахом с черными очками и дает паломникам благословение. Это очень эмоциональный опыт, к которому приходят многие люди, и именно поэтому у меня длинная очередь в сезоне.

4) После истечения испытательного срока пребывания в монастыре, настоятель сделает представление о пострижении правящему Архиерею, и Вы сможете воспринять монашеский чин.

Что заставляет россиянок становиться монашками

Сегодня мы на волне патриотизма становимся все более набожными — по крайней мере, внешне. А что у нас с женским монашеством — нашим отношением к нему и его к нам? Кто и почему становится монахинями? Есть ли у Бога испытательный срок, а то вдруг желание пройдет? И можно ли вернуться в мир, если оно прошло?

По пути из верхнего монастыря вы можете увидеть церковь Св. Мученик Станка, где обычно проводятся крещения детей, украшенные красивыми фресками. Нижняя часть монастыря, центральным зданием которой является церковь св. Троица, основанная в этом году, является домом для монахов, библиотеки и богословской школы.

Волшебная атмосфера монастыря, вид на окружающие горы и реку Зета - незабываемые впечатления. Существует определенно что-то посмотреть, и вы не пожалеете о посещении. И если туры устают, вы можете отправиться исследовать красоту близлежащего национального парка Дурмитор.

При СССР толковый словарь толковал монашество как зародившуюся при самодержавии «форму пассивного протеста против бесчеловечных условий жизни, как жест отчаяния и неверия в возможность изменить эти условия». Тогда при слове «монахиня» представлялась разве что пожилая бабуля, так и не избавившаяся от предрассудков прошлого. Сегодня же те, кто отправляются в монастырь, выглядят совсем иначе.

Многолетняя исследовательская работа выдающегося церковного историка Хьюберта Вольфа привела к всестороннему и интересному изучению элементов детективного романа на основе многочисленных архивных материалов и свидетельств очевидцев и обвиняемых. Автор постепенно открывает перед читателем гораздо более широкий и более серьезный контекст, в котором важную роль играют также громкие фигуры церкви. Работа уже опубликована на немецком, английском, французском, итальянском и корейском языках.

Наконец, для меня, в понедельник утром, сразу после восьми часов, сюда прибыл архиепископ Эдесский, посланный Господом. Не было никакой надежды; Была последняя возможность для моего спасения. Они унижали ее, изолировали от других монахинь и внешнего мира, и потому что она знала о тайнах, скрытых в монастыре, они пытались ее замолчать. В конце концов, она даже пыталась отравить ее несколько раз. Это было спасение до определенной смерти, в последний момент. Драматический опыт, долгие месяцы, проведенные в смертельном страхе, стал решающим жизненным опытом благородного дворянства, который прибегал к монастырю в свои сорок девять лет как религиозный.

Например, романтические барышни, «книжные» девушки, почерпнувшие свои представления о монастырях из романов и фильмов. Москвичка Лариса Гарина в 2006 году соблюдала послушание в испанском монастыре босоногих кармелиток (одном из самых строгих, с обетом молчания), готовилась к принятию обета и уверяла, что в эти стены ее привела только любовь к Богу. «Это неделю без секса тяжело, — уверяла Лариса, — а всю жизнь — нормально!» Сегодня Лариса счастлива, замужем, мать двоих детей. Юность на то и юность, чтобы ставить эксперименты.

Ее рассказ о прошлых событиях напоминает самый мрачный средневековье и подтверждает предрассудки и клише жизни в католических монастырях, о которых говорят многие люди. Но не в средних веках, но современный период, половина века, и это не происходит в изолированном высоком монастыре в горах где-нибудь, а прямо в центре всего столиц христианского мира и едва два километров по прямому от Ватикана, места представителя Христа на земле. Что случилось с монастырем Сант-Амброджио? Это была просто фантазия одной невротической принцессы о траверсе, или действительно ли была Катарина?

Значительный контингент представляют собой девушки с проблемами, изначально попадающие в монастырь лишь на время. 25-летняя Алина 7 лет назад, в свои 18 пристрастилась к наркотикам. «Родители отправили меня в монастырь на 9 месяцев, — вспоминает она. — Это специальный монастырь, там таких, как я, было 15 послушниц. Тяжело было — вставать до рассвета к заутрене, целый день молиться и в огороде ковыряться, спать жестко... Некоторые сбежать пытались, ходили в поле какую-нибудь траву найти, чтобы хоть чем-то «убиться». Через какое-то время организм, видимо, очищается. А еще чуть позже наступает просветление. Я хорошо помню это состояние: как пелена с глаз падает! Я полностью пришла в себя, пересмотрела свою жизнь — и родители меня забрали».

Ответы ищут Хьюберта Вольфа в тщательной реконструкции корпуса, который не подходит к темному триллеру. Через год церковный историк и профессор Мюнстерского университета, Юбер Вольф, начали изучать эти архивные материалы. Автор, на основе анализа документов секретного процесса инквизиции начала 1960-х годов, реконструировал историю, которая произошла около места Папы в одном из римских женских монастырей на рубеже 1950-х и 1960-х годов. Здесь, на протяжении десятилетий, культ предполагаемой святой Мэри Агнес Фирра, выросший в организованное психологическое, сексуальное и другое злоупотребление новичками и религиозными, здесь культивировался.

— Монастырь — это еще и своего рода реабилитационный центр для людей «заблудших»: пьющих, бездомных, — подтверждает слова Алины духовник Богороднично-Албазинского Свято-Никольского женского монастыря отец Павел. — Заблудшие живут и работают в монастыре и пробуют начать нормальную жизнь.

Среди уходивших в монастыри немало и известных людей. Например, младшая сестра актрисы Марии Шукшиной Ольга, дочь Лидии и Василия Шукшиных. Сначала Ольга пошла по стопам родителей и снялась в нескольких кинофильмах, но вскоре поняла, что в этой среде ей некомфортно. Смысл жизни молодая женщина нашла в Боге, жила при православном монастыре в Ивановской области, где некоторое время воспитывался ее больной сын. Ольга несла «послушание» — помимо молитв пекла хлеб и помогала по монастырскому хозяйству.

Манипуляция происходила, между прочим, посредством ложных откровений, предполагаемых мистических писем, написанных Девой Марией и т.д. принцесса Катарина фон Гогенцоллерн-Сигмаринген была основным сторонником двухлетнего процесса инквизиции, а публика была совершенно скрыта. Этот благородный и благочестивый дворянин прибег к монастырю, чтобы успокоить ее душу и скрыть себя от страшной судьбы, но вскоре она обнаружила, что на карту поставлена ​​ее нравственность и ее жизнь. Несмотря на первоначальный энтузиазм и решимость остаться в монастыре, он обнаруживает, что за закрытыми стенами происходят преступления преступного, религиозного и нравственного характера.

В 1993 году оставила сцену и ушла в монастырь актриса Екатерина Васильева. В 1996 году актриса вернулась в мир и в кино и объяснила причину своего ухода: «Я лгала, пила, разводилась с мужьями, аборты делала…» Супруг Васильевой, драматург Михаил Рощин, после развода с которым она и покинула мир, уверял, что монастырь излечил его бывшую жену от алкогольной зависимости: «В каких только клиниках она не лечилась, ничего не помогало. Но встретила священника отца Владимира — и он помог ей вылечиться. Думаю, она искренне стала верующей, иначе бы ничего не получилось».

Главный инициатор - представитель аббатства Марии Луизы. Эта красивая молодая и амбициозная женщина несет ответственность за несколько человеческих жизней, организуется под предлогом религиозного посвящения повседневной сексуальной оргии и поклонения как святых. Все больше и больше преступлений раскрываются перед принцессой, но они не задержаны монастырем или исповедниками, которые также участвуют в скандале. В принципе, у него нет шанса сбежать, и ему приходится сталкиваться с попытками преследователя неприкасаемой святой Марии Луизы.


В 2008 году народная артистка России Любовь Стриженова (мать Александра Стриженова) поменяла мирскую жизнь на монастырскую, дождавшись, когда вырастут ее внуки. Стриженова ушла в Алатырский монастырь в Чувашии.

Знаменитая актриса Ирина Муравьева не скрывает своего желания скрыться в обители: «Что чаще всего приводит в храм? Болезни, страдания, душевные муки... Вот и меня к Богу привела скорбь и щемящая пустота внутри». Но духовник актрисы пока не разрешает ей покинуть сцену.

Многолетняя исследовательская работа автора привела к всестороннему и интересному изучению элементов детективного романа на основе многочисленных архивных материалов и свидетельств очевидцев и обвиняемых. Дело Сант-Амброджио не ограничивается самим монастырем, но также раскрывает предысторию преступлений и постепенно открывает читателю гораздо более широкий и более серьезный контекст, в котором важную роль играют также высокопоставленные религиозные деятели.

Хьюберт Вольф, немецкий историк церкви, изучал в университетах Тюбингена и Мюнхена католическое богословие с акцентом на средневековую и современную церковную историю. Он уже давно изучает римскую инквизицию и важные церковные деятели. Он также является автором нескольких монографий, некоторые из которых также переведены на английский, французский, итальянский и другие языки.

Отправляюсь в подворье Новоспасского мужского монастыря в ближнем Подмосковье, известный тем, что принимает послушниц, а также предоставляет приют женщинам — жертвам домашнего насилия. Притом что сам монастырь — мужской.

Сообщаю батюшке, что приехала посоветоваться насчет 20-летней племянницы Лизы — мол, хочет уйти в монастырь и никаких уговоров не слушает.

Дело Сант'Амброджио на самом деле гораздо больше, чем настоящая криминальная история об убийстве монахинь. Это серьезное научное исследование о том, как Церковь справляется со скандалами. Повествовательный талант Вольфа основан на истинных секретных документах инквизиции, некогда неуместных и долго похороненных в забвении.

Не каждый день вы сталкиваетесь с убивающей монахиней с лесбийскими склонами в литературе, если это не так. Обычно мы воспринимаем Инквизицию как негативное учреждение, но в деле Сант-Амброджио оно действует эффективно, систематически спрашивает свидетелей и рассматривает доказательства. То, что он обнаруживает, гораздо более серьезное, чем оригинальное поклонение ложному святому. Монахини были в строгом предписании монстров - их начальник зависел от власти, страдал от полной безрассудства и сексуальной жадности.

Батюшка, отец Владимир, успокаивает:

— Вы приводите ее. Взять не возьмем, но поговорим непременно. Наверняка безответная любовь была. Возраст располагает... Нельзя ей в монастырь! К Богу нельзя приходить от горя и отчаяния — неразделенная ли это любовь или еще что. В монастырь приходят только от осознанной любви к Богу. Вон у матушки Георгии спросите, она 15 лет назад в сестричество пришла, хотя все у нее было хорошо — и работа, и дом полная чаша.

Губерт Вольф осудил свою книгу, основанную на большом количестве доказательств, как автор триллера. Он идет ретроспективно, обсуждает показания обвиняемых, которые отрицают свою вину, и туманные хмурые и полусердечные свидетельства свидетелей, пока они не обнаружат порочный характер всего скандала.

Мария Луиза Ридольфи была, по-видимому, очень самоуверенной и привлекательной молодой женщиной. Многие рассказали о своей необыкновенной красоте и ее очаровании, что она смогла привлечь людей. Мария Луиза была полностью осведомлена о своем отношении к мужчинам и женщинам, и она использовала ее прелести. Американка просто повернулась пальцем, и с высокообразованным богословом Джозефом Клейтеном она провела не только ночь в постели, но и даже потащила его к красоте красоты Девы Марии. Это была не только эротическая привлекательность, но у Марии Луизы была особая харизма, которую мало кто мог защитить.

Сестру, а ныне матушку, в монастыре названную в честь Святого Георгия, в миру звали по-другому. Несмотря на черные одеяния и отсутствие макияжа, выглядит она лет на 38-40.

— В 45 пришла, — лукаво улыбается матушка, — а сейчас мне 61-й год пошел.

То ли взгляд просветленный дает такой эффект, то ли лицо расслабленное, доброе... Интересуюсь, что же привело ее к Богу?

Иначе, непривлекательная принцесса Катарина фон Гогенцоллерн изначально была полностью очарована ею. Мария Луиза приехала из простых условий, которые она хотела убежать от входа в монастырь. Будучи молодой девушкой, аббатство Сант-Амбродгии подвергалось сексуальному насилию и сразу начиналось с ее видений и экстаза, которые постепенно возрастали по интенсивности. Являются ли эти суеверия реакцией на плохой опыт, который только что пережил, вряд ли можно судить. Об этом свидетельствует тот факт, что привидение Девы Марии часто сопровождалось «нищетой, зависимостью, болезнью, социальной изоляцией или болезненным опытом, вызванным физическими или умственными травмами».

— Вот у вас цель в жизни есть? — отвечает матушка вопросом на вопрос. — И какая она?

— Ну, жить счастливо, любить детей и близких, пользу обществу приносить... — пытаюсь формулировать я.

Матушка Георгия кивает головой: «Хорошо, а зачем?»

И как я ни стараюсь подобрать к своим, вроде бы благородным, целям объяснение, все время встаю в тупик: действительно, а зачем? Получается, что вроде как и цели мои не высокие, а суетные. Мелкие хлопоты — все затем, чтобы жилось комфортно, чтобы ни совесть, ни нищета не тревожили.

— Вот пока цели своей земной жизни не осознаешь, в монастыре делать нечего, — резюмирует матушка Георгия, а отец Владимир одобрительно улыбается. — Я пришла, когда вдруг одним прекрасным утром поняла, для чего живу. И проснулась с четким пониманием, куда мне идти. Даже не пришла в монастырь, ноги сами принесли. Все бросила, не задумываясь.

— И неужели ни разу не пожалели?

— Это такое состояние, когда ты ясно видишь свой путь, — улыбается матушка. — В нем нет места сомнениям и сожалениям. А Лизу свою приводите, мы с ней поговорим, расскажем, что не надо ей от мирской суеты отказываться — рано еще. Идти в монастырь только из-за неприятностей в личной жизни не годится! Да и от юной плоти все равно будут искушения, не до молитвы ей будет. Но поговорить надо непременно: а то если упрямая, секта какая заманить может.

— Вы молодых вообще, что ли, не берете? А вот эти женщины кто? — указываю на группу женщин в черных одеяниях, работающих на приусадебном хозяйстве. Некоторые из них кажутся молодыми.

— Есть те, кто пострига ждет, — поясняет батюшка, — но они давно тут послушницами, уж проверили свою любовь к Господу. А вообще до 30 лет женщине обычно настоятель благословения не дает. Есть те, кто просто послушание несет, они всегда могут уйти. А есть те, кто от мужа-изверга сбежал, они вон там живут, некоторые с детишками, — батюшка указывает на отдельно стоящий бревенчатый дом. Мы каждую приютим, но, чтобы как-то жить, надо трудиться в монастырском хозяйстве.

— А есть такие, кого принципиально не берут в монашки?

— Противопоказания примерно такие же, как к вождению, — улыбается батюшка, указуя перстом на свое авто. — Эпилепсия, психические отклонения и нетрезвый ум.

Но от какого же такого счастья может потянуть в монастырь, если от горя и разочарований нельзя? Мои беседы с теми, кто лишь собирался в монастырь или побывал, но вернулся в мир, показывают, что от хорошей жизни такие мысли не приходят.

У москвички Елены попала в страшную аварию взрослая дочь. Пока за ее жизнь боролись в реанимации, она поклялась, что уйдет в монастырь, если девушка выживет. Но дочь спасти не удалось. Через год после трагедии Елена признается, что иногда ей кажется, что дочь умерла, чтобы избавить ее от монашества. Потому что Елена рада, что ей не пришлось исполнить свое обещание и отказаться от мирской жизни. Сейчас осиротевшая мать корит себя за то, что тогда не сформулировала свою мысль иначе: пусть дочь выживет — и мы будем вместе жить полной жизнью и наслаждаться ею.

32-летняя саратовчанка Елена признается, что год назад хотела уйти в монастырь, депрессию вызвали серьезные осложнения после операции. Сегодня Лена счастлива, что нашлись добрые люди, которые сумели ее отговорить:

— От этого шага меня удержал мой духовник, а еще родные, близкие, друзья и психологи. Батюшка мне попался хороший, он меня выслушал и сказал: у тебя семья — это самое главное! И посоветовал обратиться к православному психологу. Сегодня я понимаю, что мое желание уйти в монастырь было лишь попыткой убежать от реальности и не имело ничего общего с истинным желанием придти к Богу.

— Стремление девушек в монастырь — чаще всего попытка самореализации таким образом, — подтверждает Эллада Пакаленко, психолог с редкой «православной» специализацией. Она является одним из немногих специалистов, работающих именно с «монашеством» — теми, кто хочет уйти от мирской жизни, но сомневается. К Элладе приходят сами, иногда приводят родственники, которым не удается самостоятельно отговорить близких от такого шага. Именно Пакаленко помогла Лене из Саратова избежать монастырской кельи. Эллада знает, о чем говорит: она сама в 20 лет ушла в Донецкий монастырь послушницей.


Эллада Пакаленко. Фото: из личного архива

— Вообще повальным бегством в монастыри всегда сопровождается экономический кризис, геноцид и перенаселенность, — утверждает Эллада. — Если обратиться к истории, видно, что массовые исходы мирян всегда происходят на фоне и как следствие больного социума. А массовый исход женщин — верный признак давления на них. Это происходит, когда женщины перестают справляться с поставленной перед ними задачей и хотят сбросить с себя груз ответственности, доверившись Богу. А у нас исстари девочек воспитывают с очень высокими требованиями: она должна быть и жена, и мать, и красавица, и образованная, и уметь детей прокормить. А мальчики вырастают безответственными, ощущая, что они сами по себе — счастье и подарок для любой женщины.

Православный психолог уверена: уход в монастырь замещает женщине нереализованную любовь:

— Как показывает практика, в монастырь идут девушки вовсе не из воцерковленных семей, а эмоционально закрытые, с низкой самооценкой и со слабой сексуальностью, полагая, что только в монастырских стенах они будут «поняты». Они не понимают, что это не выход и уж тем более никакое не благо Богу. Для усмирения плоти монастырь тоже не лучшее место: девушкам с нормальной сексуальностью, пытающимся ее таким образом подавить, в монастыре будет тяжко. В том смысле, что они не обретут там успокоения, которого ждут.

Пакаленко рассказывает, что посещала много монастырей, беседовала с послушницами и монахинями и может точно сказать, что приводит вчерашних беззаботных девчонок в кельи. Это плохие отношения с родителями, особенно с матерью, заниженная самооценка и перфекционизм.

— В одном монастыре я увидела таких монахинь, что Голливуд отдыхает! — вспоминает Эллада. — Высокие, стройные девушки модельной внешности. Оказалось, и правда — вчерашние модели, содержанки богатых людей. И такой вызов у них и в глазах, и в речах: «Мне здесь лучше!». Для молодых монастырь — это всегда убегание от проблем, от неудач. Попытка «смены координат» в собственной жизни, чтобы к ним относились иначе. Это не плохо, но это не про истинную веру, а про то, что у этих девушек нет другого инструментария, чтобы изменить свою жизнь — не унывать, работать, учиться, любить. Это про слабость и отсутствие воли к жизни, а вовсе не про любовь к Богу. Хорошие духовники таких отговаривают. А вот всякие секты, напротив, ищут и заманивают. Сектам всегда нужна свежая кровь из разочарованных, отчаявшихся, морально неустойчивых. И они всегда заманивают именно тем, что сулят избранность: «Мы особенные, мы другие, мы выше».

Эллада рассказывает о собственном пути в монастырские стены. Дело было в ее родном Донецке, ей было 20, она была статная и красивая девушка, пользовалась повышенным вниманием мужчин, за что в строгой семье ее постоянно упрекали. В какой-то момент ей захотелось паузы — внутренней тишины, чтобы познать себя. И она убежала в монастырь. С тех пор прошло 20 лет, и Эллада уверяет, что путь назад из монастыря есть. Хотя он, безусловно, нелегкий.

— Я знаю, что такое жить в монастыре послушницей, а потом понять, что это не твое, и уйти оттуда и вернуться в эти стены только в качестве специалиста — «отговаривателя» от монастыря. Сейчас мне 40, я учу людей верить в Бога и соблюдать его заповеди, а не отгораживать себя от внешнего мира просто потому, что нет сил получить то, что хочется, противостоять насилию, злу, боли.

Эллада вспоминает, что при монастыре кроме послушниц и монахинь жили и просто женщины с детьми, которым некуда было идти. У всех обитательниц монастырских стен были свои истории, но в постриг сразу не брали никого. Нужно было пробыть в обители от полугода и, если желание сохранялось, испросить благословения настоятельницы. В основном это были простые женщины, без особых запросов и образования.

Эксперт по православной этике и психологии Наталья Лясковская признает, что после наступления кризиса женщин, желающих удалиться от мира, стало больше. И выделяет 5 основных типажей «кандидаток в монашки».


Наталья Лясковская. Фото: из личного архива

1. На сегодняшний день чаще всего становятся монахинями воспитанницы монастырей. В России существует множество приютов, где находят защиту, заботу и уход девочки-сироты, потерявшие родителей, дети из неблагополучных семей. Эти девочки растут в женских монастырях под опекой сестер во Христе, которые не только заботятся о физическом здоровье своих воспитанниц, но и душевном — к детям относятся с той любовью, которой они были лишены. По окончании средней школы они могут выйти из стен монастыря, найти свое место в социуме, что нетрудно при обретенных навыках. Однако часто девушки остаются в родном монастыре на всю оставшуюся жизнь, принимают постриг и, в свою очередь, работают в приютах, домах престарелых, в больницах (по послушанию), в школах — а при монастырях есть и музыкальные, и художественные, и гончарные, и другие школы, не только общеобразовательные и церковно-приходские. Эти девушки не мыслят себе жизни без монастыря, вне монашества.

2. Вторая частая причина, по которой приходят в монастырь уже взрослые девушки и женщины, — большое несчастье, перенесенное в миру: потеря ребенка, смерть близких, измена мужа и т.п. Их принимают на послушание, если в течение долгого времени женщина все еще хочет стать монахиней и матушка-настоятельница видит: из нее получится монахиня, ее постригают. Но чаще всего такие женщины постепенно приходят в себя, обретают в монастыре душевные силы и возвращаются в мир.

4. Есть еще одна категория женщин, над которыми все чаще берут опеку наши монастыри. Это женщины, не сумевшие встроиться в социальную модель общества или по каким-то причинам выброшенные на обочину жизни: например, потерявшие жилье по вине черных риелторов, изгнанные из дому детьми, пьющие, борющиеся с другими зависимостями. Они живут в монастыре, кормятся при нем, работают по силам, но монахини из них получаются крайне редко. Нужно пройти большой духовный путь, чтобы в таком человеке возгорелся монашеский дух.

5. Иногда встречаются экзотические причины: например, я знаю одну монахиню, которая пошла в монастырь (кроме искренней душевной расположенности к монашескому образу жизни) из-за уникальной библиотеки, которой располагала обитель, избранная ею. В одном из сибирских монастырей есть девушка-негритянка, она приехала в Россию специально для того, чтобы стать монахиней и «жить в тишине»: на ее родине ей приходилось жить в негритянском гетто, где день и ночь стоял ужасный шум. Девушка приняла святое крещение и вот уже четыре года как постриглась в монахини.


Отец Алексей Яндушев-Румянцев. Фото: из личного архива

А отец Алексей Яндушев-Румянцев, префект по учебной и научной работе высшей католической духовной семинарии в Санкт-Петербурге, так объяснил мне истинное женское монашество:

«В избрании женщинами монашеского пути церковь видит особое благословение — как и всегда, когда ее чада посвящают себя молитве и духовному подвигу за мир и за все человечество, ибо в этом и есть любовь к ближнему. Сегодня, как и во все предыдущие эпохи, начиная с раннего Средневековья, среди людей, посвящавших всю свою жизнь служению Богу и молитве, большинство были женщины. Опыт нашей жизни говорит о том, что, будучи по природе деликатными и беззащитными, женщины на самом деле нередко являются более сильными и несравненно более самоотверженными личностями, нежели мужчины. Это сказывается и на их жизненном выборе».



 

Возможно, будет полезно почитать: