Об исцелении гадаринского бесноватого. "Настало время, что все бесноватые ходят по улицам": почему преуспевают сектанты и колдуны Толкование притчи об исцелении бесноватого

О Божьих благодеяниях (исцеление гадаринского бесноватого). Неделя 24-я по Пятидесятнице

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что" Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошёл в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что" сотворил тебе Бог. Он пошёл и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус (Лк. 8, 26-39).

Блаженный Феофилакт Болгарский

О легионе

(«Толкование на Святое Евангелие»)



Смотри: бес одержим двумя страстями злобы, дерзостию и страхом. Ибо слова: «что Тебе от меня» свойственны дерзкому и бесстыдному рабу, а «умоляю Тебя» - боязливому. Живёт он в гробах с намерением вложить людям лукавую мысль, что души умерших становятся бесами . - Бесы просят о том, чтоб им не повелено было идти в бездну, но позволено еще пожить на земле. Господь позволяет им быть на земле, чтобы они, нападая на людей, делали их более славными. Ибо если бы не было противоборствующих, не было бы и подвигов, а если бы не было подвигов, не было бы и венцов . - Знай и более переносный смысл. Кто имеет в себе бесов, то есть бесовские дела, тот не надевает на себя одежды, то есть не имеет одежды крещения, и не живет в дому, то есть в церкви, ибо недостоин входить в церковь, но живет во гробах, то есть в местах мертвых дел, например, в домах непотребных, в мытницах (таможнях). Ибо такие дома суть вместилища злобы.

Бегство пастухов было для гадаринцев поводом к спасению; но они не уразумели. Им должно было удивиться силе Спасителя и уверовать в Него, а они, сказано, просили, то есть умоляли, Иисуса отойти от них. Ибо они боялись, чтоб еще не потерпеть какого-нибудь другого убытка, подобно тому, как они лишились свиней. Но получивший исцеление представляет непререкаемое доказательство исцеления. Он стал настолько здоров умом, что познал Иисуса и просил Его, чтобы быть с Ним. Вероятно, он боялся, чтобы, по удалении от Иисуса, ему снова не попасть во власть бесов. Но Господь, показывая ему, что он и не будучи с Иисусом, но покрываемый Его благодатию, может быть выше бесовских сетей, говорит ему: возвратись в дом свой и расскажи, что сотворил тебе «Бог» . Не сказал: «что Я сотворил тебе» , чтобы нам подать образец смиренномудрия и чтобы мы всякое счастливо совершённое дело относили к Богу . Но исцеленный был настолько благоразумен, что рассказывал о том, что сделал ему «Иисус» . Хотя Господь заповедал ему рассказывать о том, что сотворил ему «Бог» , а он рассказывает, что сделал ему «Иисус» . Итак, и нам, когда сделаем кому-нибудь добро, не должно желать проповедания об оном; а тот, кому сделано добро, должен возвещать о нем, хотя бы мы и не желали сего .

Митрополит Антоний (Храповицкий)

Неделя 23: Исцеление бесноватого

(«Мысли, высказанные в проповедях»)



Господь спрашивает бесноватого о его имени. Это единственный случай, что Господь спрашивает об имени, прежде чем дать просимое. Бесноватый находится в тяжелом состоянии: ожесточенный, огорченный, испуганный. Если человека, находящегося в таком настроении, спросить, как его зовут? - он на половину сразу успокаивается. Значение имени для человека особенно сильно у христиан: оно напоминает человеку угодника Божия, во имя которого он крещён . Но здесь на вопрос об имени, бесноватый ответил «Легион,» ибо много бесов вошло в него. Но что легион для Христа, сказавшего, что «именем Моим бесов изгонят... змия возьмут» ... Когда на Ап. Павла на Мальте напала ехидна, он взял ее и бросил в огонь. «На недужные руки возложат» ... Всё это неоднократно повторялось, а мы слушаем про это, не отрицаем, но не принимаем так близко к сердцу... Почему мы не видим чудес? - говорят люди. Не видят глупцы и сумасшедшие, а христиане видят и теперь, как смело идёт Господь на чудеса. Надо меньше любить тело и больше дух, и тогда жизнь и деяния Духа нам будут виднее . В исцеления надо верить, как верят простолюдины и просить, как они просят.

Митрополит Антоний Сурожский

Неделя 23-я по Пятидесятнице. Исцеление гадаринского бесноватого

(«Воскресные проповеди»)



Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла, бесов, сил зла, которые всячески стараются его поработить, не оставить в нем ничего , что не было бы им подвластно, что не принадлежало бы им до конца, чем они не могли бы воспользоваться, чтобы творить свое зло. Эти силы бесовские можно назвать всеми названиями греха человеческого: если только мы даём власть в себе какому-либо греху, мы делаемся рабами греха (об этом и апостол Павел говорит подробно). И если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека: всю жизнь прожить как оружие зла на земле, в безумии, в страдании, в творении зла .

Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос их послал в стадо свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту: выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что всё зло, которое в нас качествует, которое мы творим, которому мы прилепляемся, которому мы даем власть над собой – это именно осквернение и предельная нечистота. А предел этого порабощения мы видим опять-таки в судьбе свиного стада: оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко всем нам в совокупности: к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям, – ко всем без исключения.

И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним – вся трагедия Вселенной, и Он, как бы забывая эту трагедию Вселенной, вернее, видя ее воплощенной, трагически, в одном человеке, оставляет все ради того, чтобы спасти этого человека. Умеем ли мы это сделать? Умеем ли мы забыть о больших задачах, о которых мы мечтаем , ради того, чтобы сосредоточить своё внимание, отдать своё сердце до конца, творчески, трагически, крестно одной-единственной нужде, которой мы можем помочь ?

И третий образ – это образ людей гадаринских, которые знали, в каком состоянии этот бесноватый, видели ужас его бесноватости и слышали о том, что Христос его исцелил и какой ценой: цена была погибель их стада. И они пришли ко Христу, прося Его уйти , оставить их пределы, не творить более чудес, которые им «дорого стоят»: даже не жизни, не покоя, а вещественного богатства... Вот о чём они просили: Уйди от нас! Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас накладны – уйди!

Нам надо подумать о себе. Мы можем себя увидеть в образе этого бесноватого, потому что каждый из нас во власти тех или других страстей. В ком нет зависти, в ком нет горечи, в ком нет ненависти, в ком нет тысячи других грехов? Мы все, в той или другой мере одержимы, то есть под властью темных сил, а это и есть их цель: овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным как орудием зла, которое они хотят творить и могут творить только через нас, но одновременно сделать нас не только творцами зла, но и страдальцами ...

Подумаем о себе по отношению к другим людям: не хотим ли мы ими обладать? Не стараемся ли мы над ними властвовать, их поработить, сделать из них орудия нашей воли, предметы наших вожделений ? Всякий из нас может в себе найти именно такие свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.

И наконец, подумаем: мы Христовы. Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь Христов, крестный, жертвенный путь, который может дать свободу другим, новую жизнь другим, если только мы оторвемся от всего того, что нас занимает, ради того чтобы обратить внимание на одну реальную, жгучую нужду? Подумаем об этом; потому что Евангелие к нам обращается не для того только, чтобы нам представить образы; Евангелие – призыв и вызов: где ты стоишь, кто ты, с кем ты?.. Каждый из нас должен себе ответить, и ответить Богу: кто мы? где мы? Аминь!

Протоиерей Александр Шаргунов

Неделя 23-я по Пятидесятнице

(«Евангелие дня»)



Сегодняшнее Евангелие говорит нам о том, что сила бесовская может быть очень большой, она может угрожать существованию каждого человека и всего человечества. Чтобы не думал кто-нибудь, что если он живет без Бога, то как-нибудь сам справится с жизнью. Как только человек оказывается без Бога, он оказывается с диаволом. А до какой степени эта власть бесовская простирается, мы видим на примере Гадаринского бесноватого и всей страны, в которой находится этот несчастный . Абсолютная власть бесов над человеком, так что этот человек в безумии своем живет, не одеваясь в одежды, обнаженный от всего разумного, доброго. Не говоря уже о том, что он лишен благодатного. И живет не где-нибудь, а в гробах. Самое подходящее для него жилище - пещеры, куда клали умерших людей, прикосновение к которым означало нечистоту для живых.

Он настолько во власти бесов, что его уже не существует. «Как тебе имя?» - спрашивает Господь. «Легион» - отвечает этот человек, вернее, бесы уже за него отвечают. Всякий раз, когда человек отступает от Бога, он теряет самого себя, свою личность . И в его жизни непременно действует диавол, замечает это человек или нет.

Об этом бесноватом сказано, что он терроризировал на дорогах всех, кто проходил мимо, как могут терроризировать какие-нибудь бандиты - которые потому бандиты, что они бесами одержимы. Там, где нет присутствия Божия, эти бесы и эти люди ведут себя предельно нагло: они унижают окружающих, будучи сами унижены владеющей ими силой бесовской. А там, где присутствие Христово, они дрожат от страха, униженно просят, как преступники перед судом, чтобы каким-то образом участь их была смягчена.

Господь сегодня показывает нам, что зависимость от власти бесовской у человека, у народа, у рода человеческого может быть предельной .

Обратим внимание на то, что эти существа являются не только чудовищно сильными, но и крайне свободолюбивыми. Для них непереносимо какое-либо ограничение их свободы. Они разрывают железные цепи, которыми их связывают, любые путы, потому что они хотят жить свободно. Вся культура, духовность нашего времени направлена на то, чтобы воспитать человека абсолютно свободным, независящим ни от каких ограничений, чтобы никто и ничто им не управляло. Чтобы человек находился под полной властью бесовской.

Свобода, которую провозглашали в 1917 году, и свобода, которую сейчас провозглашают - свобода от всего - означает именно это явление, когда человек уже готов рвать как цепи любые преграды, только бы достигнуть ее. Никаких заповедей, нравственности, никаких границ не существует, никакой власти. И бежит в безумии такой человек, гонимый бесом, в пустыню.

«Что мне и Тебе, Сыне Божий?» - спрашивают бесы, которые видят перед собою Бога. «Что общего между Тобою и нами?» Действительно, что общего между светом и тьмой, что общего между Христом и Велиаром? Нет ничего общего. Между бесами и Богом ничего общего нет. А между человеком и Богом есть всегда общее. В каком бы состоянии ни находился человек, есть что-то общее у человека с Богом, и Бог хранит все-таки человека, несмотря на то, что он попал под власть бесов, не оставляет его до конца.

Нет ничего общего между свиньями и Богом. Эти - просто чавкающие какие-то, пьющие, жрущие существа. Бесы хотят, чтобы люди стали свиноподобными, тогда можно в них вселиться и погубить. Чтобы люди стали стадом скотским, каким хотят сегодня сделать у нас весь народ, чтобы вселились бесы в это стадо, и оно бросилось с крутизны в воду и потонуло. Весь род человеческий хотят бесы погубить.

Мы видим, какая сила у них и какая ненависть к человеку. Смысл их существования - уничтожить и разрушить. Не удается уничтожить этого человека - так хотя бы свиней, то, что принадлежит человеку. Может быть, через это удастся восставить человека против Бога? И оказывается, удаётся. Целая страна за то, что она теряет свое благополучие, восстаёт против Бога.

Мы должны увидеть сегодня не только силу Божию, но мы должны удивиться, как велика любовь Господня . В одно мгновение погубил бы диавол каждого из нас и всех. И кажется, есть основания ему иметь власть над людьми за их грехи. Но любовь Божия ставит предел этой ненависти к человеку. Любовь Христова не оставляет человека, несмотря ни на что.

Будем всегда знать это - не отвлеченно, а реально - глядя на то, что происходит сегодня с нашей страной. Потому что самое ужасное - это, конечно, не бедствия внешние, не голод, не нищета, а беснование людей . Людей хотят превратить в скотов, с тем чтобы они полностью принадлежали бесам. Но любовь Божия все равно все превосходит - вся власть у Бога. Ничего не может сделать сатана без позволения Божия ни в одной ситуации. Если обратится человек всем своим сердцем ко Господу, если обратится народ к Нему, то всё сразу переменится, как переменилось с этим бесноватым человеком .

Мы видим, что человек одетый, осмысленный , как сказано, сидит у ног Христа. Разумный человек, который владеет собой, который становится самим собой. Сейчас мир больше ни о чем не говорит, кроме того, как человеку стать самим собой - то есть, свободным человеком, независимым ни от чего. А оказывается, человек может стать самим собой только тогда, когда он человек Божий . А когда он от Бога отрекается, мы видим, какой свободы он достигает, и насколько он теряет себя.

У каждого человека разные степени этой утраты самого себя, но в конце концов, не может быть середины: либо человек должен стать Божиим, либо он должен стать с диаволом навсегда, на веки вечные.

Мы видим, что весь народ этой замечательной страны, после того как пастухи, увидев происшедшее, побежали и рассказали им обо всем, выходит навстречу ко Христу, охваченный страхом, и просит Его удалиться от этих мест. Чего они боятся? Во-первых, им страшно, потому что они потеряли имущество, все свое материальное богатство. Но они охвачены и другим, также понятным страхом. Они еще все-таки люди, не полностью во власти бесовской, и у них есть тот страх, который был некогда у Симона Петра. Когда Господь явил чудо с ловлей рыб ему, он пал к ногам Христовым и сказал: «Отойди от меня, Господи, потому что я человек грешный» . Нет, они еще не исповедуют себя грешниками - это же языческая страна, потому там и свиньи есть - но Господь, идя по земле, уже достигает и этого мрака.

И что происходит с исцеленным человеком? Никогда, ни за что, ни на одно мгновение он не хочет уже расставаться с Господом. Он хочет быть вместе с Его учениками и идти туда, куда Господь идет. Но Господь ему говорит, что Он его не берет с собой, чтобы он снова шел в ту самую землю Гадаринскую, где раньше был, с проповедью о том, что Христос совершил для него. Ему страшно подумать, что он снова окажется среди этих свинолюбивых людей, которые отвергают Христа, просят удалиться Его из этих мест. Но Господь, тем не менее, посылает его туда, чтобы он проповедовал о том, как милостив Господь, какие великие чудеса Он может совершать там, где, кажется, все совершенно безнадежно.

Неужели не все еще потеряно, скажем мы сегодня, неужели не кончено еще все с нашей Гадаринской страной? Несмотря ни на что, ни на какое беснование, которое было и продолжается сегодня, несмотря на все большее изгнание Христа из нашей страны, несмотря на это свинство, которое все более распространяется среди народа, Господь не оставляет нашу страну, а посылает сюда людей, которых Он исцелил, которым Он дал узнать, как велика сила и милость Господня, с проповедью о том, что не все еще потеряно.

Пример этого исцеленного бесноватого говорит, что мы должны быть готовы, если Господь даровал нам узнать Его благодать, Его истинную жизнь, предпочесть дарам утешения, дарам благодати всегдашнего пребывания с Господом путь в ту землю, где ад на самом деле, ради того, чтобы привести к Богу других людей . И мы должны, глядя на это событие, которое показано в Евангелии, помнить, что Господу всё возможно переменить там, где, кажется, уже нет надежды на исцеление. Какие бы препятствия ни вставали на нашем пути, Господь говорит, что Он всё содержит Своей властью. Он посылает этого человека в страну, которая только что отвергла Его, с тем, чтобы просветить их светом истины, чтобы, когда придет время, и им даровать спасение.

Чудо сегодняшнего Евангелия - то, что Господь может совершить с каждым человеком и со всем человечеством - раскрывается в полноте в тайне Креста Христова и Его Воскресения. И каждый из нас призывается исполнить волю Божию о себе и быть участником воли Божией, которая хочет всем человекам спастись.

ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО. В Евангелии повествуется, как однажды Господь наш Иисус Христос пришёл в землю Гадаринскую. Земля эта находилась на восточном берегу Галилейского моря. И вот, когда они переправились туда, их встретил бесноватый человек, в котором обитало множество демонов. Жизнь его была ужасна - он не мог находиться среди людей, но жил на старом заброшенном кладбище, в пещерах, где когда-то хоронили покойников. Бесноватый имел страшный вид - в одежду он не одевался; день и ночь, бегая по горам, он кричал и бил себя камнями. Много раз его связывали верёвками, даже сковывали цепями, но он, обладая нечеловеческой силой, разрывал цепи и верёвки и снова убегал к своим пещерам, мимо которых местные жители боялись ходить. И вот, когда Господь пришёл туда, бесноватый, увидев Его издалека, прибежал, поклонился Ему и стал кричать: какое Тебе дело до меня, Иисус, Сын Всевышнего, прошу Тебя, не мучь меня. Конечно, эти слова говорил не сам человек - несчастный не принадлежал себе и не мог говорить от себя, - но говорил их демон, обитавший в нём. Тогда Христос спрашивает демона: как твое имя? Тот отвечает: легион, потому что нас много. Легионом называлась в римской армии дивизия численностью несколько тысяч человек. Таким образом, в этом несчастном обитало целое полчище демонов. Бесы, конечно, не могут противиться Христу и, зная, что им придётся выйти из человека, просят Господа, чтобы Он не посылал их в бездну ада, но позволил бы остаться в этом мире, - они просят Его разрешить вселиться в свиней, большое стадо которых паслось на склоне горы неподалёку. Христос им разрешает. И как только бесы вошли в свиней, сразу же всё стадо бросилось с кручи в море и утонуло. Почему бесы решились немедленно погубить стадо в море? На это есть своя причина. Дело в том, что Ветхозаветный закон запрещал евреям разводить свиней и есть свинину. То, что местные жители её ели, означает, что они грубо нарушали Закон Божий и жили по-язычески. Проводя такую жизнь, эти люди, естественно, пребывали во власти бесов, ибо бесы приобретают власть над людьми именно через грех, через преступление Божия закона. И вот демоны, видимо, рассчитывали, что если свиное стадо погибнет, то гадаринцы, слишком привязанные к свинине, не примут Христа и Его учение. В этом случае бесы сохранили бы свою власть над этими людьми и над их городом, тогда как в противном случае они были бы окончательно изгнаны из Гадаринской страны. Таким образом, в действии бесов заключалась хитрость. Конечно, всеведущий Господь это знал. И, однако, Он всё же допускает бесам испытать гадаринцев: что для них важнее - Закон Божий или привязанность к земным удовольствиям? Это испытание чем-то напоминает историю праведного Иова, которого диавол тоже испытывал, испросив на это разрешение у Бога. Итак, стадо утонуло. Пастухи, когда увидели это, пришли в ужас, ведь стадо было очень большое, целых две тысячи свиней, и пастухи подумали, что горожане, конечно, их обвинят в этом убытке. Поэтому они сразу побежали в город и привели людей, чтобы те своими глазами увидели происшедшее. Что же увидели горожане? Во-первых, они увидели великое чудо - бесноватый, которого они раньше боялись и обходили за версту, исцелён Христом и находится в здравом уме. А во-вторых, они увидели, что их любимые свиньи погибли. Таким образом, всей ситуацией им был как бы предложен выбор: или торжествующий над демонами Христос с Его всемогущей исцеляющей силой, или их прежняя комфортная греховная жизнь с жареной свининой и прочими удовольствиями плоти. И вот они делают выбор: выбирают привычный греховный образ жизни, а Христа просят удалиться из их страны. Этим они как бы так говорят Христу: да, то, что Ты исцелил бесноватого, это, конечно, великое дело. Но всё же, если Твоё присутствие у нас связано с потерей возможности есть жареную свинину и сало, то мы не можем на это пойти, и потому Ты лучше уходи из нашей страны. И Господь, давший человеку свободу выбора и эту свободу уважающий, уходит от них… Выбор гадаринцев является совершенно естественным для людей, привязанных к греховной жизни. В Евангелии сказано, что Бог есть свет, и всякий, делающий злое, не хочет к Нему идти, потому что свет делает явными его злые дела. И действительно, часто люди не приходят ко Христу именно потому, что не хотят менять привычный образ жизни - в грехах и страстях. Однако, чтобы последовать за Христом, человек непременно должен отказаться от греха. Не может вырасти пшеница на поле, заросшем бурьяном и крапивой, - сначала нужно это поле очистить и перекопать. Святитель Игнатий Брянчанинов говорит, что при падении наш прародитель Адам умер для Бога, а ожил для греха, после чего ему уже не нашлось места в Раю. По этой причине всем, кто хочет вернуть себе Рай, Христос указал противоположный путь - умереть для греха, чтобы ожить для Бога. А этого люди как раз часто и не хотят делать. Следует ещё сказать, что выбор гадаринцев непрерывно повторяется в истории - как в жизни отдельных людей, так и целых народов. Один современный иерарх сравнивал исцеление гадаринского бесноватого с падением коммунизма в России. В коммунистический период Россия была бесноватой, была одержима легионом бесов. Но вот бесы коммунизма и атеизма были изгнаны из неё, и перед людьми встал выбор: пойдут ли они за Христом или предпочтут лёгкую и удобную жизнь в грехе? И, увы, мы видим, что большинство не пошли за Христом, но, подобно гадаринцам, сказали Ему: уходи от нас, не вмешивайся в нашу жизнь, нам спокойнее без Тебя. Мы, может быть, были бы и не против Твоего присутствия, но уж, конечно, не в том случае, если ради этого придётся отказаться от столь любезных нам свиней - то есть от языческой, блудной, греховной жизни… Евангельский эпизод об исцелении бесноватого, как и многие места Писания, со всей очевидностью показывает, что невозможно последовать за Христом и спастись, если не отречёмся прежде от засасывающей нас, подобно болоту, греховной жизни. Мы имеем заповедь Самого Спасителя: отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной. Из этих слов видно, что, прежде чем последовать за Христом, нужно отвергнуться себя. Отвергнуться себя, по объяснению святых отцов, как раз и означает отвергнуться греха, потому что после падения Адама грех настолько глубоко вошёл в человеческую природу, что отвержение греха сделалось для людей отвержением себя. Итак, имея эту заповедь, братия и сестры, понудим себя к тому, чтобы отстать от греховной жизни, чтобы бегать греха и бороться с ним. Ибо, только умерев для греха, человек может ожить для Бога и последовать за Ним. Именно к такому пути Он нас призвал, и только на нём мы можем обрести спасение. Аминь. Священник Иоанн Павлов

ОБ ИСЦЕЛЕНИИ БЕСНОВАТОГО [ Мк. 5:1-20 ]

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали рассказ о том, как Господь пришел в страну Гадаринскую. Первый человек, которого Он встретил, был бесноватый, причем особенный бесноватый: он жил вдали от града в гробах, то есть в пещерах, в которых погребали мертвецов. И связывали его, и железными цепями приковывали, но никак не могли справиться, - он вырывался и бежал, наводя ужас на всю страну. А Христос, выйдя на берег, первым делом направился к этому человеку. Бесноватый встретил Его словами: "Что тебе до меня, Иисус, Сын Бога живого? Пришел Ты мучить меня". А Христос повелел выйти нечистым духам из этого человека. "Как имя тебе?" - спросил Он у нечистого духа, и сатана ответил Ему: "Легион", - потому что многие бесы вошли в этого человека. Господь, выгоняя духов из бесноватого, повелел им войти в свиней, и все стадо свиное бросилось с крутизны в море и утонуло, а жители, узнав о том, что стада их погибли, а бесноватый исцелился, пришли на берег и увидели человека, сидящего в одеждах, с чистым хорошим лицом, ужаснулись и сказали Христу: "Уйди от нас", потому что страх овладел ими. А бесноватый, наоборот, сказал: "Господи, повели мне с Тобой остаться". Нет, - сказал ему Христос, - иди в свой город, и проповедуй, что тебе Господь сотворил. И тот пошел, и проповедовал, что сотворил ему Господь. Так звучит в устном изложении наше сегодняшнее Евангельское чтение. И вот, удивительно, когда читаешь его, всегда открывается что-то новое. Прежде всего, обращаешь внимание на то, как Господь ищет каждого человека.

Господь переправляется в страну Гадаринскую и совершает там чудо, и из Евангельского чтения понятно, что именно за этим Он и совершил Свой путь: чтобы найти этого бесноватого, встретиться с погибающим человеком, который настолько одержим злыми силами, что жизнь его стала гробом, прибежищем смерти и всякой нечистоты.

Когда читаешь этот текст на церковнославянском, еще больше понимаешь, что, действительно, жизнь человека вне храма, вне Церкви Божьей, вне благодати Христовой, вне молитвы, вне Таинства, вне Причастия, вне покаяния, рано или поздно приводит к состоянию мертвенности. Тогда все, что человека окружает, становится похожим на гроб - и дом его будет как гроб, и жизнь его будет как гроб, и все будет беспросветно, совершенно бесполезно и бессмысленно, потому что любая жизнь без Бога называется смерть, как бы она внешне не была украшена, какую бы красивую форму не принимала. Как красиво такой гроб не обставляй, какая бы там ни была прекрасная обстановка, все равно это будет гроб, потому что там, где Господь не пребывает - только смерть и тление, там всегда - преисподняя.

И вот человек дошел до края, растлил в себе личность до такой степени, что когда Господь к нему пришел, он сказал Ему: Ты мучишь меня своим приходом. Так бывает с каждым: Господь посещает нас, а нам от Его посещения страшно становиться. Господь приходит, а нам хочется дверь перед Ним закрыть, сказать: не надо, только не сейчас, Господи. Так у Августина Блаженного есть воспоминания о его греховной юности, когда он уже знал о Боге, знал о том, что Бог милует и спасает, и понимал, что единственный путь в его жизни - это путь к Богу, но, будучи связан страстями и грехами, говорил так: "Господи, спаси меня, только не сейчас".

Господь посещает нас не всегда ласково, но всегда приходит для того, чтобы нас спасти. Такая Его любовь оказывается для нас переворотом всей жизни, его приход разрушает то, что мы раньше строили, выбивает подпорки, которые мы себе создали. Он их сметает, потому что все это лживо, непрочно, абсолютно ненадежно. Строить на этом невозможно. Но нам кажется, что в этот момент все рушится в нашей жизни. И мы тоже можем сказать: "Зачем Ты пришел к нам? Пришел мучить нас еще сильнее?" А на самом деле Господь пришел нас спасти. Господь пришел, чтобы все ложное и нечистое разрушить, все неправильное изменить, чтобы мы стали настоящими. Не ложными, не придуманными, не создавшими для себя и для других иллюзорный мир, а совсем настоящими - даже в своем падении, даже в своем грехе. Настоящего грешника Господь может спасти, Он для этого пришел в мир: не ради ложных праведников, а ради грешных людей, которые глубоко и правильно осознают себя перед Богом, понимают кто они такие.

Легион бесов изгнал из бесноватого Иисус, вот столько страстей поработило этого человека. Каждый грех, каждая страсть настолько в нем возросли, что сделали его доступным всякой бесовской силе. Так часто прилепляется человек к какой-то страстишке, и поначалу она как бы сулит ему некую свободу. Он думает: "Позволю себе вот это по своей воле, и здесь я поступлю свободно, и тут мне никакие препятствия не помешают, никакой закон не запретит. Я буду жить сам по себе. Все, что мне препятствует, я разрушу. И это будет выражением моей свободы".

И вот, оказывается, что когда человек разрушает законы: моральные, духовные, нравственные, общественные, - и постоянно себе ищет свободы, он связывает себя совершенно страшными узами. Он становится подвластным своим страстям, он абсолютно порабощен бесовской силой, которая может быть в нем настолько сильна, что уже не одна какая-то страсть мучит его, а целый легион. Господь посылает этот легион в свиней, потому что свиньи - животные нечистые, а человек предназначен для очень высокого служения, он способен дорасти до Божества, принять в себя Бога настолько, чтобы в своем стремлении уподобиться Сыну Божьему. Вот насколько велик человек, и Господь всякую нечистоту из него изгоняет.

Исцеленный являет собой уже не личину, а лик, он сидит у ног Иисуса преображенным. Он не просто так был исцелен, против воли человека нельзя его исцелить даже от самой мелкой страсти. Даже от самого мелкого греха невозможно избавить человека, если человек не направляет на это свою волю. Мучился бесноватый своей болезнью, мучился и страдал, была у него воля к исцелению. Об этом не написано в Евангелии, но это понятно. Бесовская сила, прежде всего, парализует волю, но всякое свободное волевое противодействие, направление своей воли к воле Божьей, дает возможность Господу нас исцелить. И это единственный путь ко спасению. Если мы по-настоящему хотим исцелиться от наших страстей, если мы по-настоящему хотим стать другими, нам надо всю свою волю собрать и направить к Богу. И тогда Господь приходит.

Исцелившийся человек сказал: "Господи, теперь я хочу быть с Тобой навсегда", но Господь дал ему даже более высокую миссию. Он сказал: "Иди и проповедуй, что сотворил тебе Господь", то есть сразу послал его на апостольский подвиг. И этот человек пошел, и проповедовал, что сотворил ему Иисус, а это означает, что он узнал в Иисусе Бога, начал проповедовать Имя Божье.

Если мы прочтем Евангельское повествование чуть дальше, то увидим, что спустя некоторое время Господь снова пришел в эту страну, и на этот раз гадаринские жители встретили Его и не прогнали. После проповедей бывшего бесноватого они приняли Господа, и Он совершил там множество чудес. Это говорит о том, как наше слово сильно для других, какое это важное свидетельство. Дело не в каких-то построениях ума, не в очень красивых и важных словах о Боге, не в том, что мы узнали из книг, а в том, как мы преображены Богом, насколько Господь сделал нас другими.

Знали люди человека страшного, ужасного, искореженного грехами, - и вдруг увидели его другим. Он рассказал им, как это произошло, и больше ничего не надо было говорить, потому что сразу видно: человек стал другим, потому что он соприкоснулся со Христом. В этом самая главная сила нашей проповеди.

А мы говорим о Боге другим людям, а сами остаемся прежними, такими же жестокими, самолюбивыми, гордыми… В храм ходим, молимся, исповедуемся, а все такие же... И пытаемся других учить: "Давайте приходите к Богу, давайте молитесь, старайтесь жить по правилам, которые Церковь нам дает". Люди слушают нас и не доверяют. И правильно делают, потому что невозможно поверить человеку, если он каким был, таким же и остался.

И поэтому надо очень хорошо понимать, как мы должны говорить о Боге, каким образом его благовествовать, чем свидетельствовать о правде жизни Божьей, чтобы наше свидетельство не возымело обратного эффекта.

Это чтение говорит еще и о людях гадаринских, которые прогнали Христа. Бесноватый принял, а эти казалось бы здоровые, нормальные во всех отношениях люди отказались от Него. Оказалось, что их жизнь, нормальная, тихая, спокойная, уютная и благополучная делала их такими же бесноватыми, только один мучился, что бесы им владеют, а эти жили со своими бесами в полном мире и согласии, потому что устроили свою жизнь на чисто мирских основах, и с нечистой силой им было легко дружить.

Они выращивали свиней, которых по закону Моисея выращивать было нельзя, но им это было выгодно. Так вот они жили своим миром, даже по-своему Богу молились, даже старались внешне исполнять законы Моисея, но вся их жизнь была направлена на устроение земного. Они с бесовской силой жили, и когда Господь пришел, сразу поняли, что сейчас их мир рухнет, что все ими построенное, упадет так же, как упали цепи с бесноватого. И им стало страшно, и они сказали: уходи от нас, оставь нас жить в нашем мире.

Как это похоже на нашу сегодняшнюю жизнь, когда Господь к нам приходит с чудесами, милостями, щедротами, а мы от Него закрываемся. Я говорю не только о стоящих здесь, а обо всем нашем народе, потому что мы же все очень связаны друг с другом. Мы все от Христа закрываемся, не хотим слышать Его слов, не хотим видеть Его лика, мы можем Его прогнать…

Митрополит АНТОНИЙ Сурожский (1914 - 2003) - православный епископ, философ, проповедник.
Вся жизнь митрополита Антония - это опыт построения истинно христианского существования в светском, подчас жестоком и равнодушном мире. Он на своем опыте знал, как нелегко быть истинным христианином в современном мире, и своей жизнью доказал, что это все-таки возможно. По самому строгому счету: | | | | | | | | .

ИСЦЕЛЕНИЕ ГАДАРИНСКОГО БЕСНОВАТОГО

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Рассказ, который мы только что слышали, ставит нас лицом к лицу с тремя различными и несовместимыми положениями. Мы видим, во-первых, отношение к одержимому человеку сил зла, бесов, сил зла, которые всячески стараются его поработить, не оставить в нем ничего, что не было бы им подвластно, что не принадлежало бы им до конца, чем они не могли бы воспользоваться, чтобы творить свое зло. Эти силы бесовские можно назвать всеми названиями греха человеческого: если только мы даем власть в себе какому-либо греху, мы делаемся рабами греха (об этом и апостол Павел говорит подробно). И если мы делаемся рабами греха, то перед нами участь этого человека: всю жизнь прожить как оружие зла на земле, в безумии, в страдании, в творении зла.
Но за этим стоит более страшное. Бесы просили, чтобы Христос их послал в стадо свиное. Свиньи для евреев означали нечистоту: выбор бесов пойти в стадо свиное говорит о том, что все зло, которое в нас качествует, которое мы творим, которому мы прилепляемся, которому мы даем власть над собой - это именно осквернение и предельная нечистота. А предел этого порабощения мы видим опять-таки в судьбе свиного стада: оно погибло, ничего не осталось от него. Оно исполнило свое задание, и было уничтожено. Вот отношение сил зла к нам, к каждому из нас, ко всем нам в совокупности: к общинам, семьям, государствам, вероисповеданиям, - ко всем без исключения.
И вместе с этим мы видим отношение Спасителя Христа. Перед Ним - вся трагедия Вселенной, и Он, как бы забывая эту трагедию Вселенной, вернее, видя ее воплощенной, трагически, в одном человеке, оставляет все ради того, чтобы спасти этого человека. Умеем ли мы это сделать? Умеем ли мы забыть о больших задачах, о которых мы мечтаем, ради того, чтобы сосредоточить свое внимание, отдать свое сердце до конца, творчески, трагически, крестно одной-единственной нужде, которой мы можем помочь?
И третий образ - это образ людей гадаринских, которые знали, в каком состоянии этот бесноватый, видели ужас его бесноватости и слышали о том, что Христос его исцелил и какой ценой: цена была погибель их стада. И они пришли ко Христу, прося Его уйти, оставить их пределы, не творить более чудес, которые им „дорого стоят”: даже не жизни, не покоя, а вещественного богатства... Вот о чем они просили: Уйди от нас! Твои чудеса, Твоя Божественная любовь слишком для нас накладны - уйди!
Нам надо подумать о себе. Мы можем себя увидеть в образе этого бесноватого, потому что каждый из нас во власти тех или других страстей. В ком нет зависти, в ком нет горечи, в ком нет ненависти, в ком нет тысячи других грехов? Мы все, в той или другой мере одержимы, то есть под властью темных сил, а это и есть их цель: овладеть нами, чтобы мы стали ничем иным как орудием зла, которое они хотят творить и могут творить только через нас, но одновременно сделать нас не только творцами зла, но и страдальцами...
Подумаем о себе по отношению к другим людям: не хотим ли мы ими обладать? Не стараемся ли мы над ними властвовать, их поработить, сделать из них орудия нашей воли, предметы наших вожделений? Всякий из нас может в себе найти именно такие свойства, такие поступки, и увидеть вокруг себя такие именно жертвы.
И наконец, подумаем: мы Христовы. Неужели мы, будучи Христовыми, не выберем путь Христов, крестный, жертвенный путь, который может дать свободу другим, новую жизнь другим, если только мы оторвемся от всего того, что нас занимает, ради того чтобы обратить внимание на одну реальную, жгучую нужду? Подумаем об этом; потому что Евангелие к нам обращается не для того только, чтобы нам представить образы; Евангелие - призыв и вызов: где ты стоишь, кто ты, с кем ты?.. Каждый из нас должен себе ответить, и ответить Богу: кто мы? где мы? Аминь!

Протоиерей Алексей УМИНСКИЙ (род. 1960) - настоятель храма Святой Троице в Хохлах, член редакционного совета журнала "Альфа и Омега", духовник Свято-Владимирской православной гимназии. Ведущий телепередачи "Православная энциклопедия": | | | | | | | | | | .

ИСЦЕЛЕНИЕ ДОЧЕРИ ИАИРА [ Мк. 5: 21-45 ]

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

К Христу подошел начальник синагоги Иаир и, поклонившись в ноги, попросил придти к нему в дом, потому что его двенадцатилетняя дочь была при смерти. И Христос сказал такие слова: "Я приду и исцелю ее". Но когда Христос шел в дом Иаира, Его окружила большая толпа народа, как это всегда бывало, и одна женщина, которая двенадцать лет страдала кровотечением, все свое имение раздала на врачей, но никто ей не помог, подошла тихонечко ко Христу, с верой и упованием к Нему прикоснулась и в этот момент исцелилась. И пока Христос разговаривал с женщиной, пришли к Иаиру его слуги и сказали, что не о чем больше просить у Учителя, дочь умерла. А Христос сказал Ему: "Ее бойся, только веруй". Он вошел в дом Иаира, и тут еще раз подтвердили, что девица умерла. Но Он сказал: "Нет, она не умерла, но спит". И все стали даже ругаться, насмехаться над Ним. Но Христос взял дочь Иаира за руку, она встала и воскресла от сна смерти.

Вот такие чудеса описывает сегодня Евангелие. Но мы остановимся сегодня не вере Иаира, начальника синагоги, потому что то, что с ним произошло, имеет очень глубокий духовный смысл. В нем раскрывается смысл нашей веры, и нашей молитвы, и наших отношений с Богом: отношения нашего к Богу, и отношения Бога к нам.

С каждым из нас в жизни случается ситуация, подобная тому, что случилось с Иаиром. Не буквально такая же, но бывают в жизни каждого человека моменты, когда ему кажется, что все вокруг него умирает. Кажется, что вся жизнь рушится: самые близкие отношения умирают, самые лучшие жизненные возможности и перспективы умирают, силы жизненные умирают. Человек остается в пустоте, в одиночестве, ему некуда идти. И вот он идет ко Христу. Он идет с верой и упованием, потому что Христос о Себе сказал: "Я - Жизнь, Я - путь, Я - Истина". Он еще сказал каждому из нас, что кто будет просить с верой и упованием во имя Отца Моего, тот несомненно получит то, что ему так нужно. Еще Он говорил, что там, где двое или трое соберутся во имя Мое, всякое ваше прошение будет исполнено. Очень много таких обетований дарует нам Христос в Евангелии. Очень много ободряющих и обнадеживающих слов говорит нам Священное Писание, говорят нам святые отцы, говорит нам сама Церковь о том, что кто будет веровать во Христа, не постыдится. Эти слова мы слышим на каждом богослужении: не постыдится верующий во Христа.

И вот Иаир идет ко Христу. И Христос обещает: да, я приду и исцелю. И что же получается? Он не идет. На глазах Иаира происходит такая ситуация: Он пошел, а Его задержали. Он уже не смотрит на Иаира, уже не слушает его, он смотрит на кровоточивую женщину, Он полностью в ее внимании. А толпа настолько плотная, что Иаир даже подойти не может ко Спасителю. Он возложил все упование на Него. Он Ему свою жизнь доверил, все Ему вручил, Христос пообещал и не выполнил. Когда надо было идти к дочери и спасать ее, Он не пошел, и все рухнуло, пришли люди и сказали: все, умерла, нет смысла больше обращаться к этому Учителю. А Христос ему говорит: не бойся, а только веруй.

Это очень важные слова, потому что мы часто, не дождавшись их, разворачиваемся и уходим от Христа. Уходим обиженные, помраченные, в состоянии отчаяния и уныния: Христос нас не слышит, Христос к нам не пришел, Христос не ответил на нашу молитву. И вот этих слов, которые Господь говорит нам, - Не бойся, но только веруй, по-настоящему веруй, до конца - мы не слышим. А вот Иаир услышал, потому что напряжение его отношений со Христом было таково, что во все то время, когда Христос как бы его не слышал, как бы от него отвернулся, он все равно не переставал на него уповать, не переставал веровать. Его вера была очень активной, всепоглощающей, он не мог думать ни о чем, как только о своем уповании на Христа. И Христос его поддержал: "Не бойся, только веруй. Доверься Богу до конца". Если Бог однажды сказал тебе, - Я приду и исцелю, - значит придет и исцелит, потому что слова Божии не стираемы, это вечные слова. Их ничто не может отменить, даже наше маловерие. И Христос приходит, берет дочь за руку и возводит ее от смертного сна.

Вот бы нам научиться такой вере - до конца и во всем довериться Богу, не бояться веровать в него, не бояться, когда из под ног уходит земля, не бояться, когда уже все говорят: "О чем ты думаешь, зачем ты веришь в Бога, надо другими делами заниматься, предпринимать какие-то действия… Нет, Христос тебе не поможет… видишь какая теперь жизнь… на другое надо упование возложить". Но в любой ситуации нам надо помнить, что мы не должны бояться этого мира, мы не должны бояться в этой жизни что-то потерять, если мы рядом со Христом, если Христос рядом с нами.

Это Евангельское чтение всех безнадежных, всех отчаявшихся, всех маловерных должно обязательно укрепить. Нет в нашей жизни никакой другой помощи, кроме помощи Самого нашего Господа. Никто не дарует нам жизни кроме Того, Кто Сам назвал Себя Жизнью, никто не укажет нам пути, кроме Того, Кто Сам назвал Себя Путем, никто не раскроет нам никакой истины кроме того, кто Сам назвал себя Истиной.

Видя веру Иаира, не будем бояться того, что мы христиане. Не будем бояться того, что написано в Евангелии. Не будем бояться креста, который Господь на нас возлагает. Не будем бояться, потому что Христос говорит: "Не бойся". А раз Он так говорит, Он никогда нас не оставит. Аминь.

Мф. VIII, 28-34: 28 И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. 29 И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас. 30 Вдали же от них паслось большое стадо свиней. 31 И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. 32 И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде. 33 Пастухи же побежали и, придя в город, рассказали обо всем, и о том, что было с бесноватыми. 34 И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их.

Мк. V, 1-20: 1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. 2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, 3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, 4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; 5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; 6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, 7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! 8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. 9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. 10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. 11 Паслось же там при горе большое стадо свиней. 12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. 13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. 14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. 15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. 16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. 17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. 18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. 19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. 20 И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Лк. VIII, 26-39: 26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. 27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. 28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. 29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. 30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него. 31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. 32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. 33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. 34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. 35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. 36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. 37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. 38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39 возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Руководство к изучению Четвероевангелия

Архиеп. Аверкий (Таушев) (1906-1976)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Свято-Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1954.

20. Изгнание легиона бесов в стране Гадаринской

(Мф. VIII, 28-34; Мк. V, 1-20; Лк. VIII, 26-40)

Переплыв озеро, Иисус с учениками Его прибыли в страну, лежавшую на восточном берегу его, которую Евангелисты Марк и Лука называют Гадаринской, по имени находившегося в ней города Гадары, а Ев. Матфей – Гергесинской, по имени другого города Гергесы: оба эти города были в числе городов «Десятиградия». На берегу их встретил бесноватый, одержимый нечистым духом. Евангелисты Марк и Лука говорят об одном бесноватом, а Ев. Матфей – о двух. Вероятно, это потому, что один бесноватый был человеком всем известным, жителем г. Гадары, и находился в особенно ужасном состоянии беснования, а другой, по сравнению с ним, оставался едва замеченным. Сущность беснования в том, что бесы, лишая человека личного сознания и подавляя его собственный разум, распоряжаются его телом и силами его души, причиняя ему невероятные мучения его же собственными действиями. Величие и всемогущество Сына Божия, сокрытое для человеческих глаз, – для нечистых духов, владевших более совершенным духовным зрением, были очевидны и приводили их в ужас и трепет. И вот бесноватые начинают кричать, исповедуя Иисуса Сыном Божиим и умоляя Его не причинять тех нестерпимых мучений, которые причиняла им Его близость. По Ев. Марку и Луке, более свирепый из них на вопрос Иисуса, как его имя, отвечал: «Легион», указывая этим на обитание в нем громадного количества нечистых духов. Бесы просили Иисуса дозволения не идти им в бездну и не покидать «страны той», но войти в пасшееся неподалеку при горе большое стадо свиней. Мы не настолько знаем природу злых духов, чтобы понять, почему им необходимо было обитать именно в живых существах, но характерно, что из всех живых существ они сами выбрали для своего обитания самое нечистое, самое презренное в глазах иудеев животное, лишь бы Господь не изгонял их из той страны и не лишал тем их возможности действовать в ней. Господь разрешил им войти в свиней, и стадо, взбесившись, бросилось с крутизны в море и утонуло. Допустив это, Господь, очевидно, желал вразумить гадаринцев, которые, вопреки запрещению закона Моисеева, разводили свиней, да еще в таком громадном количестве, по св. Марку, около 2.000. Вместе с тем это обстоятельство привлекло к Господу Иисусу особое внимание жителей этой страны, которые увидели известного им страшного бесноватого здоровым и сидящим у ног Иисусовых. Но происшедшее, видимо, их не вразумило: на них напал лишь безотчетный ужас и, по всей вероятности, опасение, как бы дальнейшее пребывание у них Господа не принесло им новых убытков. Жалость к погибшим свиньям одержала у них верх над естественным, казалось бы, чувством благодарности Господу за чудесное избавление их страны от страшного бесноватого, и они просили Господа уйти от них. Каково неразумие этих людей, которые не желают иметь в своих пределах Того, Кто явился разрушить дела диавола! Вопреки обычному запрещению Господа разглашать о совершаемых Им чудесах, на этот раз Господь наоборот велит исцеленному бесноватому возвратиться в свой дом и «рассказать, что сотворил ему Бог». Надо полагать, это потому, что Господь не имел в этой стране тех опасений, какие у Него были в Галилее и Иудее, где были превратные представления о Мессии, как о земном вожде Израиля, и Господь не хотел, чтобы Его Имя связывали с политическими вожделениями иудейских патриотов, мечтавших о свержении римского владычества. Кроме того, как по всему видно, гадаринцы отличались особенным религиозно-нравственным огрубением и одичанием, и Господь хотел пробудить их сердца через проповедь о Нем и о Его делах самого облагодетельствованного Им исцеленного бесноватого, который действительно, как передает св. Марк, начал проповедовать о Нем по всему Десятиградию, и этим подготовил эту страну к последующей апостольской проповеди и обращению ко Христу.

А. В. Иванов (1837-1912)
Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. Спб., 1914.

Исцеление бесноватых

(Мф. 8:28-34; Мк. 5:1-20; Лк. 8:26-39)

В земле Гадаринской или Гергесинской (известной ещё Страбону своими горячими источниками)*, лежащей на Восточном берегу Галилейскаго озера, Иисуса Христа встретили два бесноватых, которые отличались неукротимой лютостью. Эти несчастные, мучимые бесами, рвали на себе платье, разрывали железныя цепи, которыми думали их связать и удержать, убегали в пустыню, скрывались в пещерах (гробах), бились о камни и наводили страх на проходящих, так что не мощи никому минути путем тем. Но Иисус Христос, несмотря на вопли бесов, изгоняет их из людей, хотя в одном из них был целый легион, и повелевает им, по их просьбе, войти в свиней, от чего свиное стадо бросается в воду и все погибает в волнах озера. Узнав от пастухов о гибели стада, устрашённые жители Гадары просят великаго Чудотворца оставить их страну, и Он, удаляясь оттуда, оставляет им проповедников Своей славы в лице исцелённых бесноватых.

В рассказе о Гадаринских бесноватых евангелисты дают нам приметить:

а) Необыкновенную лютость бесноватых, особенно одного из них, на котором исключительно и останавливают своё внимание евангелисты Марк и Лука, даже не упоминая о другом товарище его несчастья;

б) Признание бесами в Иисусе Христе Сына Божия и предуведение ими своей будущей участи;

в) Исцеление самих бесноватых, обнаружившее в одном из них присутствие
целаго легиона бесов;

г) Просьбу бесов и повеление Иисуса Христа идти им в стадо свиное;

д) Просьбу жителей Гадары к Иисусу Христу удалиться из их страны;

е) Просьбу исцелённаго бесноватаго идти за Иисусом и повеление Иисуса оставаться в стране и проповедовать о своём исцелении.

а) Бесы вопиют: что нам и тебе, Иисусе, Сыне Божий? Пришел еси семо прежде времене мучить нас? Это невольное признание присутствия в Иисусе Христе Божественной силы - неоднократно испытанной самими бесами при изгнании из одержимых ими - есть не что иное, как повторение общаго верования людей, видевших чудеса Спасителя; но оно не могло быть прямым и уверенным признанием бесами в Иисусе Христе действительнаго Сына Божия, потому что никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12:3) и потому что тайна явления Сына Божия в лице Иисуса, по учению Святых отец была сокрыта от диавола до времени сошествия Его в ад.

Μучением бесы называют ограничение их власти над людьми, а прежде временным называют такое ограничение потому, что оно должно было совершиться прежде победы Семени жены над их владыкой и прежде окончательнаго осуждения их на последнем Суде. Из чего видно, что бесы веруют слову Господа Судии, проклявшаго древняго змия и обещавшаго поразить его в голову, и трепещут (Иак. 2:19), страшась Его пришествия на Землю, как для победы над диаволом, так и для Суда над ним и ангелами его.

б) Многие из современных врачей и мыслителей считают невозможным присутствие злых духов в человеке, и упоминаемые в священных книгах и других повествованиях беснования относят к разряду эпилепсии, сумасшествия и вообще душевных болезней. Исцеления же от этих болезней заклинаниями, молитвами и тому подобным относят к числу тех удачных приспособлений, которыя употребляются некоторыми искусными врачами с целью подействовать на воображение больного, и которыя состоят в том, что врач, по-видимому, признает действительность страдания больного от известной причины и соответственно мнимой болезни употребляет лечение, устраняющее болезнь; например, из человека, воображающаго, что у него в желудке или в голове сидят гады, вынимает воображаемых животных; из мнимо бесноватых изгоняет бесов и тому подобное.

Но рассказываемое евангелистами исцеление бесноватых служит прямым опровержением такого мнения. Этот случай сильнее других случаев убеждает нас в действительности вселения бесов в людей и в невозможности исцеления их посредством приспособления к народным понятиям и воззрениям на эти болезни и убеждениям самих больных. Упоминаемые здесь несчастные, мучимые бесами, обнаруживают страшную нечеловеческую силу, живут вдали от жилищ Человеческих и, без сомнения, не слышали и не знали об Иисусе и Его чудодейственной силе; но при первом появлении именуют Его Сыном Божиим, говорят об аде и муках в нём.

Далее, изгоняемые бесы просят позволения войти в стадо свиное и, что особенно важно, действительно входят в животных и губят целое стадо. Если и можно предположить, что бесноватые только воображали, что в них живут бесы, а на самом деле только страдали особым видом умопомешательства (daemonomania), то уж вовсе нельзя признать, чтобы и животные могли заразиться такой болезнью.

в) Бесы просят о дозволении им войти в стадо свиней - или потому, что нечистым существам более прилично было поселиться в нечистых животных, или потому, что они хотели истреблением стада Гадаринцев причинить досаду жителям и помешать проповеди Иисуса среди них.

г) Разведение стад нечистых животных было запрещено Законом Моисеевым, и потому, если в стране Гадаринской были свиныя стада, то они или принадлежали язычникам, которых было много в Десятиградии, или вернее, принадлежали Иудеям, которые вели выгодную торговлю сими нечистыми животными, за что и были наказаны лишением самих животных. Евангелист прямо говорит, что выходил к Иисусу весь народ - то есть и язычники и Иудеи.

д) В просьбе жителей Гадары слышится не столько страх присутствия Божественнаго Чудотворца, подобный страху Симона, просившаго некогда Христа уйти от него, яко муж грешен есмь (Лк. 5:8): сколько страх потери всего имущества, если Чудотворец дольше останется у них.

е) При удалении из Гадаринской страны Иисус Христос оставляет исцелённаго больного проповедником совершеннаго Им чуда, чтобы он служил живым упрёком за отвержение ими Божественнаго Учителя из-за корыстных целей. В чуде исцеления Гадаринскаго бесноватаго можно видеть образ Божественнаго посещения Господом нашей души. Одно появление Его часто освобождает её от легиона страстей и от влияния злого духа. С другой стороны, лишение некоторых земных благ - часто нечистых и незаконно приобретённых - вместо покорности Промыслу Божию, вызывает во многих сожаление о потерянном и отгоняет от человека благодать Божию.

Будучи недовольны потерей своих стад, но в то же время страшась раздражить (судя по-человечески) великаго Чудотворца своим неудовольствием на Него за отнятие имущества, жители Гадары просят Иисуса удалиться от их пределов. Как часто своекорыстные разсчёты и личныя неудовольствия лишают многих возможности наслаждаться присутствием и произведениями великих людей и входить с ними в ближайшия отношения!

* Это место следует понимать так, что Спаситель вышел на берег возле Гергесы и хотел направиться отсюда по дороге к Гадаре - если только была такая Дорога. Иосиф Флавий называет Гадару городом Греческим. - Ред.

В 23-ю неделю (воскресенье) по Пятидесятнице Господь и Святая Церковь предлагают нам историю - и это не притча и не иносказание. Евангелие рассказывает нам о многострадальном человеке, который по попущению Божьему имел такой недуг, как беснование, да и сегодня живут такие люди.

С проповедью в этот день к читателям "Вестей" обратился настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Исцеление бесноватого в стране Гадаринской

Тогда приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

Когда же вышел Иисус на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, - потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

Лк., 38 зач., 8, 26-39

Проповедь о гадаринском бесноватом

Господь прибыл в страну Гадаринскую (это, если стоять лицом к востоку, с правой стороны на Генисаретском озере есть г.Гадарин, а с левой стороны - Десятиградие, обьединяющее 10 городов в одну область).

"Хотел бы обратить ваше внимание на то, что Спаситель и Творец Вселенной, управляющий всем миром, обращает внимание на одного конкретного страждущего человека. И будто бы оставляя все заботы, Господь переключается на горе одного человека, потому как видит его страдания и которому нужна Его помощь. Насколько же дорог и бесценен каждый человек для Господа! Спаситель дает нам пример, как мы должны относиться к людям, с каким пониманием и состраданием", - подчеркнул митрополит Павел.

И, проходя, Христос зашел в это селение, и встретил Его на берегу один человек - заросший, побитый, худой, страшный на вид, одержимый бесами.

"Мы не знаем за какие грехи Господь попустил ему такие страдания. Может быть, это был родительский грех или деда, прадеда… Потому что грех падает, как свидетельствует Священное Писание, до седьмого поколения, а грех Адама упал на весь человеческий род. Это страшно! А наши грехи падают тоже на всю нашу родословную.

И сегодняшняя Евангельская история нам показывает, насколько большой может быть сила бесовская.

И власть беса начинается тогда, когда человек живет без Бога. И эта власть показана на примере бесноватого, который живет в безумии, не имеет власти над собой, не одевается в одежды, а место жилища его - кладбище, он стал опасен для окружающих, обладая недюжинной силой", - рассказал Владыка Павел.

Но бесноватый, еще издалека увидев Спасителя, подходит не беснуясь, потому как видит в Нем Творца Вселенной Бога. И когда Христос приблизился, и бес увидел Его, устами этого человека вскричал громким голосом, пав пред Иисусом Христом: "Что Тебе до меня, Иисусе, Сын Бога Всевышнего?"

"Эти слова поражают и устрашают каждого человека. Потому что, видя такого человека, который жил в гробах, то есть на кладбище, человека, которого связывали не веревками, а цепями, и он разрывал их - невольно устрашаешься только от его вида. Но увидел многострадальный человек, в котором жил бес, Спасителя и вышел навстречу Ему. И плоть смиренно падает в ноги и просит милосердия. Он устал от такой страшной жизни. А бес, который жил в нем, обращается к Христу, он знает Христа, он свидетельствует о Христе и называет Его: "Иисус Христос, Сын Бога Всевышнего. Не мучь меня!" Эти слова, дорогие братья и сестры, приводят в страшный трепет каждую душу. Потому что бес, который видел и слышал слово о Спасителе мира - Иисусе Христе, он ждал Его прихода. Но вначале было слово, и слово было у Бога. И сотворим человека по образу нашему, и дух носился над бездной, и единым словом Божьего милосердия все это создавалось. Поэтому падший ангел - денница со своими дьяволятами, он знал Христа. Он только не мог понять, в какое время Он придет", - пояснил настоятель лавры.

Святые отцы говорят, что когда было Благовещение Пресвятой Богородицы, Господь поразил беса глухотой. Бес видел, что Архангел Гавриил сходит с небес, видел беседу Архангела с Девой Марией, но о чем они говорят, не мог понять. Поэтому бес тоже знает Священное Писание, в котором сказал пророк Исаия: "се Дева, во чрево приимет и родит Сына".

И бес старался и до сегодняшнего дня старается дев ввергнуть в самое страшное злодеяние - это блуд.

И здесь он увидел Христа Чудотворца, Которому повинуется и смерть, Которому повинуются стихии природы, Которому повинуются и живущие в море, ведь . Рыбы пришли сами для того, чтобы утолить голод и принести какие-то средства для жизни. И здесь бес все видел, будучи на берегу, и поэтому обращается ко Христу, величая Его и зная Его точное призвание и название, говорит: "Сын Бога Всевышнего, умоляю Тебя не мучь меня".

Иисус повелел бесу выйти с человека и спросил: "Как имя тебе?" Тот ответил: "Легион".

"Человек сам уже как бы не существует, за него отвечают бесы. Сколько это легион? Трудно сказать, одни говорят - двенадцать тысяч, другие называют другую цифру, мы не можем точно сказать, но знаем, что это великое-превеликое множество. Мы знаем, как Христос говорил, что Он может просить Отца Небесного и Он предоставит 12 легионов Ангелов… Это весьма много, но никто не скажет точного числа, сколько это было. Итак, в одном человеке - легион бесов! Соответственно, мучения его были страшные. Он бился головой, прыгал с горы, сам себе наносил повреждения… И, как вы видите, бес хранил его. Бесноватый повредился, принес себе увечье, но не разбился, потому что жизнь человека, даже одержимого бесами, все равно в руке Господней", - отметил митрополит.

И бес просит Иисуса, чтобы Он не повелел идти в бездну, которую приготовил сам бес для себя и человека, а человек иногда сам себе готовит бездну, то есть преисподнюю земли - ад. О преисподней нам свидетельствует еще и апостол Павел, у которого сказано, что он слышал неизглаголанные слова и был восхищен до третьего неба, а все живущие в то время сходили в преисподнюю земли, пока Христос не разрушил силу ада.

Нечистые животные

И, как сказано в Евангельской истории, невдалеке паслось большое стадо свиней, и бесы попросили войти в стадо свиное.

"Обратите внимание, что бесы даже не имели права войти в нечистое животное. Почему нечистое? Потому что кто знает историю еврейского народа, Господь повелел, что вкушать и что не вкушать. У чистого животного должен быть раздвоенный копыт, и он должен жевать жвачку, как корова, овца. Но здесь хоть и раздвоенный копыт, но свиньи не жевали жвачки. И они были нечисты. Есть и другое благочестивое и в то же время вразумляющее предание. Я читал это в одной из книжечек-брошюр в свое время в молодости. Иудеи решили посмеяться над Господом. Потому что Он, проходя, учил людей, что нельзя делать того, что не желаешь себе. И иудеи, сами не вкушая свинину, они выращивали и продавали это нечистое животное язычникам, тем самым зарабатывали себе деньги. И хозяин одного двора говорит, что если Он такой ясновидящий, пророк, то должен отгадать его загадку. Он положил под корыто, в котором кушали свиньи, свою жену. И когда Христос вошел во двор, он и говорит: "Если Ты такой пророк, скажи, что под корытом?" Господь отвечает: "Свинья с поросятами". Хозяин говорит: "Вот и не угадал". Открывает, а там свинья с поросятами. Это предание. Но это свидетельствует о том, что не искушай Господа без нужды!" - подчеркнул Владыка Павел.

И в сегодняшней истории бесы просятся, чтобы Он разрешил им войти в животных. И когда Он разрешил, это стадо все взбесилось и бросилось в пучину морскую. Из этого видно, что если нечистоте дать маленькую свободу - вселиться в стадо свиное - эта свобода ведет к погибели, смерти, разрушению.

Услышав это известие от пастухов, что больше нет стада свиного, что свиньи бросились в бездну морскую и уже нет их выгоды, наживы - люди вознегодовали. Они пришли и, увидев все это, не возрадовались тому, что страждущий человек сидит у ног Христа Спасителя и получил исцеление, что этот человек вернется в свой дом, к своей семье. А они наоборот в своем сердце вознегодовали и были в великом шоке и страхе. И попросили Господа, чтобы Он удалился из их селения и чтобы ушел из их окрестности и города.

"А здесь, в этом месте, пусть каждый задаст себе вопрос: а смогу ли я пожертвовать своим благополучием, богатством, всем имуществом, ради здоровья одного человека? Задумайтесь над этим, чтобы не стать подобным гадаринским жителям, прогнавшим Христа! Христос, скорбя об этом, сел в лодку, отпустив этого исцеленного человека домой. Человек, из которого вышли бесы, просил, чтобы быть с Ним, потому что он ощутил в своем теле жизнь. Увидел Того, Кто освободил от страшного мучения. Но Христос повелел, чтобы тот возвратился в свой дом. И человек, освободившись от уз диавола, пошел в свой дом, показавшись священникам, представ перед ними. Потому что Христос всегда говорил, чтобы исцеленные показывались священнику, чтобы он засвидетельствовал их здоровье, а исцеленный проповедовал милосердие Божье, что сотворил ему Бог. Это было по всему миру - прославление Христа. Как мы с вами увидели и видим, как Господь бывает кроток и какие есть люди. Вместо того, чтобы возрадоваться, Его гонят, и Он уходит. Увидев исцеленного человека, они также не возрадовались этой радостью, которую человек получил", - с сожалением отметил митрополит.

Толкование притчи об исцелении бесноватого

"Богатство ослепляет наши глаза. Сегодня настало такое время, что все бесноватые ходят по улицам. И несчастную свою жертву, верующего человека, они оковывают в цепи, всячески издеваясь над ним. Так было тогда, так есть и сейчас. Как разрушают храмы, бьют священников, верующих. Это все те одержимые, у которых "легион", а Господь учит нас кротости, терпению и смирению. Потому что часто мы о чем-то начинаем размышлять, начинаем мудрствовать, забывая о том, что мы боимся беса во всех его видах и всех его направлениях. Но он над человеком не имеет никакой власти, если мы не разрешим ему поселиться в нас! А ведь беснование - это не только буйное поведение. Человек может быть образован, респектабелен, но его ум настолько захвачен бесовской силой, что его действия и поступки повергают в ужас. И на первый взгляд привлекательные речи и показательные дела ведут к погибели не только этого человека, а и всех рядом стоящих, увлеченных этой идеей", - пояснил настоятель лавры.

Что дает возможность бесу поселиться в человеке? Это неверие, кощунство. Это изгнание из своего сердца, своего дома Христа Спасителя. Это нарушение Заповедей Господних, жизнь в невенчанном браке.

"Не исповедуемся, не причащаемся, обманываем, крадем, убиваем, лицемерим, лжесвидетельствуем, делаем расколы… Делаем все то, что вредит человеку, созданию Божьему. И Творец тогда отступает от такого человека, а на человека наступает тот, кому он служит, кто завоевал этого человека, кому он принадлежит - дьявол. А сколько своих дьяволят он приводит к каждому человеку, сколько страстей больших и мелких в человеке сидит - это и зависть, и гордость, злоба, ненависть, жадность, ложь, трусость, сребролюбие, непрощение обид… Список можно долго продолжать. Так и легион будет в каждом человеке, отступившем от Бога", - рассказал настоятель лавры.



 

Возможно, будет полезно почитать: