Понятие физиологические основы чувств и эмоций. Понятие эмоций

Теории эмоций

От древности до современности физиологи связывали и связывают эмоциональные состояния человека с различными изменениями в организме, с различными телесными проявлениями.

В конце XIX в. была выдвинута теория эмоций, согласно которой эмоция возникает только как следствие внутренних, физиологических процессов, которые происходят в организме. Восприятие вызывает телесные процессы - изменения в деятельности дыхания, сердечно-сосудистой системы, мышц тела и т.д., и только после этих изменений в организме появляются эмоциональные переживания. Они являются следствием указанных изменений и их сознания. Эту теорию предложил американский психолог У. Джемс в работе "Принципы психологии" (1890). В. Джемс отмечал, что в противовес общепринятому мнению следует говорить: "Мы скорбим том, что плачем; мы гневаемся том, что кричим и стучим, а не наоборот". В. Джемс связывал эмоции только с внутренним субъективным опытом и не отмечал рефлекторной природы их возникновения.

В 1910-1915 гг. Ряд исследований, посвященных биохимическому анализу изменений, происходящих в организме под влиянием эмоций, совершил В. Кэннон. Исследования В. Кэннона, а также Ч. Шеррингтона дали ценный фактический материал, сделал отнестись к вопросу об эмоциях с точки зрения приспособительных реакций организма к деятельности. Однако эти исследования недостаточно глубоко раскрыли физиологическую природу эмоций и закономерности их возникновения.

Интересные попытки изучить нервные механизмы эмоциональных реакций были осуществлены в лаборатории В.М. Бехтерева (1929), который рассматривал эмоции как сложные рефлексы, возникающие на основе природных инстинктов. Много эмоциональных реакций воспроизводится по типу условных рефлексов, в которых раздражающий процесс распространяется из коры мозга на подкорковые вегетативные центры и передается различным органам тела. Рефлекторным механизмом объяснял возникновение эмоций с их характерными двигательными проявлениями также и И.М. Сеченов. Простые эмоциональные реакции имеют тот же механизм, что и сложные. Сначала - возбуждение чувствительного нерва затем - деятельность центра, наслаждение; наконец - мышечное сокращение. Эмоциональная реакция, по И.М. Сеченова - это рефлекс с "усиленным концом", который охватывает всю сферу страстей. Эмоциональные элементы усложняют рефлекторные движения, связанные в своих элементарных формах с инстинктами.

Глубокое экспериментальное обоснование условно-рефлекторного механизма эмоций дал И.П. Павлов. От доказал, что эмоциональные реакции имеют своей основой совместной деятельности коры и подкорки с их сложными рефлекторными связями, а кора выполняет регулятивную роль при эмоциональных реакциях.

Физиологическая основа эмоций

Все эмоции - радость, любовь, тревога, страх, печаль, стыд и т.д. - всегда возникают под воздействием на нервную систему человека внешних и внутренних раздражений. При возникновении эмоций нервное возбуждение распространяется на вегетативные центры и вызывает изменения в жизнедеятельности организма. Эмоции с их реакциями в виде изменений в деятельности внутренних органов, различных выразительных движений и т.д. возникают по механизму как безусловного, так и условного рефлексов.

Эмоциональные реакции, возникающие по механизму безусловных рефлексов, имеют постоянный характер. Такие эмоции, как страдания от голода, жажды, боли, эмоции удовольствия, страха с типичными защитными рефлексами, а также эмоции гнева с его оборонительными рефлексами наступательного характера и др., Возникают постоянно и обязательно с соответствующими состояниями организма и при соответствующих внешних условий. Эти реакции являются биологически необходимыми, имеют жизненно важное значение и является унаследованными формами рефлекторных реакций. Они набирают типовых видовых форм проявления в различных высших - животных и людей. Эмоциональные реакции смеха, слез, реакция страха, гнева являются общими для всех людей, имеющих видовой характер. Однако механизм реакций даже при простых эмоций у человека значительно более сложной, разнообразнее, чем у животного. Эти реакции не такие стереотипные, имеют много различных оттенков по интенсивности и качества. У человека природа этих безусловно-рефлекторных эмоциональных реакций неотделима от условно-рефлекторных реакций.

Условно-рефлекторное возникновения эмоциональных реакций связано с многочисленными безусловными раздражителями, с которыми животное или человек встречается в своем индивидуальном опыте. В условных рефлексах, возникающие на базе безусловных, движение нервного возбуждения возможен как от подкорки к коре, так и в обратном направлении - от коры до подкоркового центра.

Подкорка функционирует под контролем коры больших полушарий головного мозга. Контроль со стороны коры проявляется, в частности, в том, что человек может регулировать силу эмоций, не поддаваться им, задерживать в определенной степени внешние проявления своих переживаний (например, сдержать свой смех, гнев и т.д.). В то же время подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы.

Разрушение подкорковых образований, особенно таламуса и гипоталамуса, приводит к нарушению внешнего проявления эмоциональных состояний. При патологических поражениях подкорки у больных людей наблюдаются расстройства эмоциональных реакций.

Сложные переживания человека связаны с образованием систем временных нервных связей, с выработкой, поддержкой и изменением динамических стереотипов. Динамический стереотип складывается под влиянием реальных взаимосвязей организма со средой. Не только установление, но и более или менее длительное поддержание динамического стереотипа - нервная работа, зависит от сложности самого стереотипа и индивидуальных особенностей нервной системы человека. Образование, поддержка и нарушение динамического стереотипа не проходят незаметно для человека, они переживаются ею.

Динамические стереотипы меняются в течение жизни в связи с изменением его условий. Новые жизненные обстоятельства, новые задачи требуют от человека и новых способов действия, изменения старой системы связей со средой и выработки новой. Это изменение одного стереотипа другим часто сопровождается конфликтом между старым и новым стереотипами, получает свое выражение в борьбе различных переживаний человека. Изменения производимых систем связей переживают дети в разные моменты их жизни (например, при переходе из семьи в детский сад, поступлении в школу, переходе из младших к средним классам, окончании школы и т.д.). Разумеется, не все в произведенных системах связей меняется. Многое хранится, сохраняются и устоявшиеся чувства.

Различные внешние проявления чувств можно условно разделить на выразительные, или экспрессивные, движения и изменения в деятельности внутренних органов, или висцеральные (от лат. Viscera - внутренности). И те, и другие по происхождению врожденными, безусловными и приобретенными, условными.

Безусловно-рефлекторные проявления чувств обеспечиваются деятельностью подкорки. Физиологическим механизмом условно-рефлекторных проявлений чувств является интероцептивные временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга и играют важную роль в регуляции ею работы внутренних органов.

Эмоции имеют свои биохимические основы. Проведенные эксперименты с психоактивными фармакологическими препаратами (фенамин, адреналин и др.) Показали, что эти препараты по-разному влияют на гипоталамус и, изменяя его динамическое равновесие с вегетативной нервной системой, вызывают у человека различные эмоциональные состояния (подъем, беспокойство, депрессию, тоску и т.п.).

Различные эмоциональные состояния человека, его сложные нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства могут быть вызваны не только непосредственным воздействием на нервную систему явлений действительности. Они возникают также в процессе общения людей с помощью условных раздражителей, слов. Процесс преобразования временных нервных связей на словесные сигналы происходит по основным законам высшей нервной деятельности, по законам иррадиации, концентрации и взаимной индукции нервных процессов, возбуждения и торможения. Вызванные второсигнальными раздражителями, нервные процессы в коре головного мозга при их иррадиации на низшие отделы мозга вызывают различные реакции в жизнедеятельности организма, характерные для эмоций. Мы часто наблюдаем в повседневной жизни случаи, когда, например, полученная словесная информация о каких-то событиях вызывает у человека определенную эмоциональную реакцию - она радуется, выражает удовлетворение или, наоборот, беспокоится.

Вопросы

Лекция 1.9. Эмоции и чувства

1. Понятие эмоций. Физиологические основы эмоций и чувств.

2. Функции эмоций и чувств. Теории возникновения эмоций и чувств.

3. Виды эмоциональных состояний. Высшие чувства.

4. Эмоциональные особенности личности.

Все с чем человек сталкивается в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, отвращение. Даже отдельные свойства предметов, такие как – цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для человека. Ощущая их, человек может испытать удовольствие или неудовольствие.

Более сложное отношение вызывают к себе жизненные факты. Отношение к ним выражается в таких сложных чувственных переживаниях, как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства , или эмоции . Таким образом, эмоции (чувства) являются одним из основных механизмов регуляции функционального состояния организма и деятельности человека . В определенном смысле эти понятия синонимичны. Однако, принято считать, что эмоции – более широкое понятие, чем чувства.

Под эмоциями понимают переживания отношений, возникшие в данный момент . Эмоции обычно носят ситуативный и субъективный характер и выражают оценку личностью определенной ситуации, связанной с удовлетворением потребностей человека в данный момент. У человека они проявляются в разнообразных эмоциональных состояниях. Эмоции могут повышать жизнедеятельность человека или понижать ее. Немецкий философ И. Кант делил эмоции на стенические и астенические . Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека. И наоборот, когда переживания вызывают своеобразную скованность, пассивность – это астенические эмоции . Эмоции делятся также на положительные и отрицательные , т.е. приятные и неприятные .

Главное отличие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми. Чувства , напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны . Чувства более длительные, чем эмоции . Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувства любви, если у него нет объекта привязанности. Также он не может испытывать чувства ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.

Физиологические основы чувств и эмоций . Исследования показывают, что возникновение и проявление эмоций и чувств связано со сложной комплексной работой коры, подкорки и вегетативной нервной системы . Ведущую роль в эмоциях и, особенно, в чувствах выполняет кора больших полушарий головного мозга . И. П. Павлов показал, что она регулирует протекание и выражение эмоций и чувств, держит под контролем все явления, происходящие в теле. Кора оказывает тормозящее влияние на подкорковые центры, управляет ими. В свою очередь подкорка оказывает положительное влияние на кору больших полушарий, выступая в качестве источника их силы. В ней находятся центры, управляющие вегетативной нервной системой и регулирующие работу внутренних органов. Этим определяется тесная связь эмоций и чувств с многообразными изменениями в функциях организма: с деятельностью сердца, кровеносных сосудов, органов дыхания, с изменениями в деятельности скелетных мышц (мимика, пантомимика), желез внешней (слюнные, слезные, потовые) и внутренней секреции.


Электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей среде в значительной мере определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы. Специальные эксперименты обнаружили там существование центров положительных и отрицательных эмоций, получивших название центров «наслаждение» и «страдание».

На протекание эмоций и чувств человека влияет вторая сигнальная система . Переживания могут возникнуть не только при непосредственном воздействии предметов, но могут быть вызваны словами. Лишь при деятельности второй сигнальной системы возможно формирование таких сложных чувств человека, как моральные, эстетические, интеллектуальные.

Психологическая наука в течение длительного времени не могла решить вопрос с природой эмоций.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления эмоций - это следствие психических явлений. И. Ф. Гербарт считал, например, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые нами чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Например, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Другой известный психолог девятнадцатого века В. Вундт придерживался сходной позиции. По его мнению, эмоции - прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Как видно, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т. е. психической, природе эмоций. Психические процессы вызывают определенные органические изменения.

Однако в 1872 г. великий естествоиспытатель Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в том числе и в отношении эмоций. Было показано, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также к психическому и поведенческому развитию животных (а на самом деле и то, и другое рассматривается как часть биологического). Дарвин показал, что в манерах поведения животного и человека много общего.

Наблюдая за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования.

Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния (мимика, иные движения) есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Например, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев. Мимика удивления, включающая в себя приоткрытый рот, полезна и сейчас: тем самым выравнивается давление в среднем ухе по сравнению с окружающим воздухом, что способствует лучшему восприятию звуковой информации.

Если раньше господствовала теория, согласно которой эмоции - следствие интеллектуальных переживаний, то в конце девятнадцатого века "маятник качнулся в другую сторону". В 1884 г. появляется статья У. Джемса "Что такое эмоция?". Джемс (и независимо от него Г. Ланге ) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания.

Широко известна фраза Джемса, что "Мы печальны потому, что плачем; боимся потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся". То есть теперь именно органические изменения стали рассматриваться первопричиной эмоций (так называемая теория Джемса-Ланге). Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, телесное порождает эмоциональное переживание соответствующей модальности. Периферические органические изменения, которые ранее рассматривались как следствия эмоций, стали их первопричиной.

Появление теории Джемса-Ланге привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Ранее считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции. По новой теории, надо было в первую очередь снять органические проявления горя или гнева (например перестать ходить из угла в угол).

Несколько иную точку зрения высказал У. Кэннон . Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, как оказалось, представляют собой довольно малочувствительные и малодинамичные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, в то время как эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Кэннон даже провел эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций.

Подытоживая свои изыскания, Кэннон сформулировал, что телесные процессы при эмоциях биологически целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения возникают в одном и том же мозговом центре - таламусе.

Позднее П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы.

В опытах на животных X. Дельгадо установил, что с помощью электрических воздействий на эти структуры можно управлять такими эмоциональными состояниями, как гнев и страх.

В целом представления о роли органического в формировании эмоций Джемса, Ланге, Кэннона, Барда стали называть психорганической теорией эмоций. В дальнейшем эта теория развивалась и развивается в основном с помощью электрофизиологических исследований мозга.

Так возникла еще одна, активационная теория Линдсея-Хебба, согласно которой эмоциональное состояние определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга, поскольку эта структура отвечает за уровень активности организма и отдельных участков головного мозга. А эмоциональные проявления есть не что иное, как изменение уровня и структуры активности нервной системы в ответ на какой-либо раздражитель. Поэтому именно ретикулярная формация определяет динамические параметры эмоциональных состояний: их силу, продолжительность, изменчивость. А эмоция - в отличие от эмоционального состояния - это нарушение или восстановление равновесия в структурах центральной нервной системы в результате воздействия какого-либо раздражителя.

Были подходы к исследованию эмоций несколько с иной стороны. Эмоции можно рассматривать не как результат каких-то изменений, а как причину тех или иных изменений в организме, поведении. Эмоции регулируют деятельность человека, обнаруживая вполне определенное влияние на нее в зависимости от характера и интенсивности эмоционального переживания. Д. Хебб экспериментальным путем получил кривую, выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности. В проводимых им исследованиях было установлено, что зависимость между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека графически выражается в виде кривой нормального распределения.

Это был несколько неожиданный и вместе с тем очень важный результат. Оказалось, что для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабое, так и слишком сильное эмоциональное возбуждение. Наиболее эффективна деятельность при среднем эмоциональном возбуждении. Вместе с тем было обнаружено, что для каждого конкретного человека характерен определенный оптимальный интервал силы эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе.

Этот оптимальный уровень эмоционального возбуждения зависит от многих факторов, например от особенностей выполняемой деятельности и условий, в которых она протекает, от индивидуальных особенностей человека (например силы нервной системы), который ее выполняет, и от многого другого.

Эмоции рассматриваются и через когнитивные факторы, т. е. мышление и сознание. Л. Фестингер в своей теории когнитивного диссонанса показал, что есть такое эмоциональное состояние диссонанс, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно данной теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. Возникающее позитивное эмоциональное состояние называется консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение, или диссонанс.

Когнитивный диссонанс как негативное эмоциональное состояние вызывает общий дискомфорт, человек стремится избавиться от этого дискомфорта. Для этого у него есть два пути: или изменить свои ожидания так, чтобы они соответствовали реальности, или попытаться получить новые сведения, которые бы согласовывались с прежними ожиданиями.

Слишком часто в современной психологии теория когнитивного диссонанса используется в качестве универсальной концепции для объяснения поступков человека и его действий в самых различных ситуациях. В детерминации поведения и возникновении эмоциональных состояний человека когнитивным факторам придается гораздо большее значение, чем органическим изменениям. Многие представители данного направления полагают, что когнитивные оценки ситуации самым непосредственным образом влияют на характер эмоционального переживания. Часто забывают про то, что когнитивный диссонанс - это всего лишь одна из множества других эмоций, у нее есть собственные механизмы развития, и эти механизмы не надо распространять на все эмоции.

Все без исключения психические процессы так или иначе причастны к возникновению и развитию эмоций. С. Шехтера показал роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах (когнитивно-физиологическая теория). Согласно этой теории, на возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей.

Во множестве опытов было показана роль словесных инструкций на способ восприятия ситуации и - как следствие - на формирование эмоций. Помимо словесных инструкций во время эксперимента большое значение имеет дополнительная информация, получаемая испытуемым. Во многих случаях экспериментаторам удавалось просто обмануть испытуемых. Тем давались таблетки, и сообщалось, что эти таблетки вызовут состояние эйфории. Состояние легкой эйфории на самом деле наступало, но таблетки были на самом деле пустышками (плацебо).

Отечественный психофизиолог П. В. Симонов предложил информационную теорию эмоций. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку же этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. По этой теории, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты. Симонов предложил формулу:

Э = П x (Ин - Ис),

Э - сила эмоции,

П - величина актуальной потребности,

Ин - информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности,

Ис - существующая информация, т.е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

1.1 Физиологические основы и психологические теории эмоций

В процессе эволюции животного мира появилась особая форма проявления отражательной функции мозга – эмоции (от лат. emoveo – возбуждаю, волную). Они отражают личную значимость внешних и внутренних стимулов, ситуаций, событий для человека, т.е. то, что его волнует, и выражаются в форме переживаний . В психологии эмоции определяются как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе и т.д.). Помимо этого узкого понимания понятие «эмоция» используется и в широком смысле, когда под ней имеют в виду целостную эмоциональную реакцию личности, включающую не только психический компонент – переживание, но и специфические физиологические изменения в организме, сопутствующие этому переживанию. В таком случае можно говорить об эмоциональном состоянии человека. Эмоции имеются и у животных, но у человека они приобретают особую глубину, имеют множество оттенков и сочетаний.

Любая эмоция имеет несколько составляющих. Одна из них распознается человеком как субъективное переживание. Вторая составляющая – это реакция организма. Третья составляющая – совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию. Четвертая составляющая эмоционального переживания – это особое выражение лица. Пятая связана с генерализированными эмоциональными реакциями. Например, при отрицательной эмоции отношение к происходящим событиям становится негативным. Шестая составляющая – это склонность к действиям, которые ассоциированы с данной эмоцией. Например, гнев, может привести к агрессивному поведению .

Сама по себе ни одна из перечисленных выше составляющих, собственно эмоцией не является. При возникновении определенной эмоции все эти составляющие проявляются одновременно, причем, каждая из составляющих может влиять на другие составляющие.

Большинство физиологических изменений, происходящих при эмоциональном возбуждении, являются следствием активации симпатического отдела автономной нервной системы, когда она готовит организм к экстренным действиям. Симпатический отдел отвечает за следующие изменения: повышение кровяного давления и учащение сердцебиения, учащение дыхания, увеличение потоотделения, снижение выделения слюны, увеличение уровня сахара в крови, повышение скорости сворачивания крови и др. Таким образом, симпатический отдел приспосабливает организм к энергетическим затратам. Когда эмоция стихает, начинают преобладать энергосберегающие функции парасимпатического отдела, возвращающего организм в его нормальное состояние.

Сама работа автономной нервной системы запускается определенными участками мозга, включая гипоталамус и части лимбической системы. От них сигналы передаются ядрам ствола мозга, контролирующим работу автономной нервной системы. Последняя, непосредственно воздействует на мышцы и внутренние органы, инициируя некоторые, указанные выше изменений в организме, а также косвенно вызывает другие изменения путем стимуляции выделения адреналиновых гормонов .

Исторически сложилось так, что стремление найти первопричину эмоциональных состояний обусловливало появление различных точек зрения, которые находили отражение в соответствующих эмоциях.

В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII – ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, которая строилась на утверждении о том, что органические проявления эмоций – это следствие психических явлений.

Наиболее четкую формулировку этой теории дал И.Ф. Гербарт , считавший, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Так, образ умершего знакомого, сравниваемый с образом этого знакомого как еще живого, порождает печаль. В свою очередь, это аффективное состояние непроизвольно, почти рефлекторно вызывает слезы и органические изменения, характеризующие скорбь.

Этой же позиции придерживался и В. Вундт . По его мнению, эмоции – это, прежде всего изменения, характеризующиеся непосредственным влиянием чувств на течение представлений и, в некоторой степени, влиянием последних на чувства, а органические процессы являются лишь следствием эмоций.

Таким образом, первоначально в исследовании эмоций утвердилось мнение о субъективной, т.е. психической природе эмоций. Согласно этой точке зрения, психические процессы вызывают определенные органические изменения. Однако, в 1872г. Ч. Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психических явлений, в том числе и в отношении эмоций .

В этой работе Дарвин доказывал, что эволюционный принцип применим не только к биологическому, но также и к психическому и поведенческому развитию животных. Так, по его мнению, между поведением животного и человека много общего. Свою позицию он обосновывал исходя из наблюдений за внешним выражением разных эмоциональных состояний у животных и людей. Например, он обнаружил большое сходство в экспрессивно-телесных движениях у антропоидов и слепорожденных детей. Данные наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной.

Согласно этой теории, эмоции появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его существования. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма, целесообразных на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными от страха, то это значит, что некогда у наших обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

Современная теория эмоций начинается с появления в 1884г. статьи Джемса «Что такое эмоция?». Джемс и независимо от него Г. Ланге сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено вызываемыми внешними воздействиями изменениями как в произвольной двигательной сфере, так и в сфере непроизвольных актов, например, деятельности сердечно-сосудистой системы. Ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные переживания. По Джемсу, «мы печальны потому, что плачем; боимся, потому что дрожим; радуемся потому, что смеемся» .

Именно органические изменения по теории Джемса-Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в психике человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Согласно этой точке зрения, сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и лишь затем, как их следствие, возникает сама эмоция. Таким образом, периферические органические изменения, которые до появления теории Джемса-Ланге рассматривались как следствие эмоций, стали их первопричиной. Следует отметить, что появление данной теории привело к упрощению понимания механизмов произвольной регуляции. Например, считалось, что нежелательные эмоции, такие как горе или гнев, можно подавить, если намеренно совершать действия, в результате которых обычно появляются положительные эмоции.

Концепция Джемса-Ланге вызвала ряд возражений. Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов высказал У. Кэннон. Он обнаружил, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, очень похожи друг на друга и не настолько разнообразны, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. В тоже время внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, представляют собой довольно малочувствительные структуры. Они очень медленно приходят в состояние возбуждения, а эмоции обычно возникают и развиваются довольно быстро. Более того, Кэннон обнаружил, что искусственно вызываемые у человека органические изменения далеко не всегда сопровождаются эмоциональными переживаниями. Самым сильным аргументом Кэннона против теории Джемса-Ланге оказался проведенный им эксперимент, в результате которого было обнаружено, что искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций . Кэннон считал, что телесные процессы при эмоциях целесообразны, поскольку служат предварительной настройкой всего организма на ситуацию, когда от него потребуется повышенная трата энергетических ресурсов. При этом эмоциональные переживания и соответствующие им органические изменения, по его мнению, возникают в одном и том же мозговом центре – таламусе.

Позже П. Бард показал, что на самом деле и телесные изменения, и эмоциональные переживания, связанные с ними, возникают почти одновременно, а из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы .

Психоорганическая теория эмоций, как условно стали называть концепцию Джемса-Ланге-Барда, получила дальнейшее развитие под влиянием электрофизиологических исследований мозга .

Под влиянием проводимых экспериментальных исследований возникла активационная теория Линдсея-Хебба. Согласно этой теории, эмоции возникают вследствие нарушения или восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы в результате какого-либо раздражителя. Хеббу удалось экспериментальным путем получить подтверждение зависимости между уровнем эмоционального возбуждения человека и успешностью его практической деятельности, причем, оптимальный уровень эмоциональности возбуждения зависит от многих факторов: от условий, в которых деятельность протекает; от индивидуальных особенностей человека, который эту деятельность выполняет; и от многого другого .

Отдельную группу теорий составляют воззрения, раскрывающие природу эмоций через когнитивные факторы, т.е. мышление и сознание.

В первую очередь среди них следует отметить теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Ее основным понятием является диссонанс, т.е. отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект располагает психологически противоречивой информацией об объекте. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, т.е. когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным, согласуются с ними. При этом возникшее позитивное эмоциональное состояние может быть охарактеризовано как консонанс. Отрицательные эмоции возникают в тех случаях, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеются расхождение, или диссонанс. В современной психологии теория когнитивного диссонанса используется чаще всего тогда, когда надо объяснить поступки человека и его действия в самых различных ситуациях .

К данной точке зрения близки взгляды С. Шехтера, который раскрыл роль памяти и мотивации человека в эмоциональных процессах. Согласно этой теории, возникшее эмоциональное состояние помимо воспринимаемых стимулов и порождаемых ими телесных изменений оказывают воздействие прошлый опыт человека и его субъективная оценка наличной ситуации. При этом оценка формируется на основе актуальных для него интересов и потребностей. Косвенным подтверждением справедливости когнитивной теории эмоций является влияние на переживания человека словесных конструкций, а также дополнительной информации, на основании которой человек меняет свою оценку ситуации.

Э. Гельгорн пришел к заключению, что эмоции осуществляют энергетическую мобилизацию организма. Так, например, радость сопровождается усилением иннервации в мышцах, при этом мелкие артерии расширяются, усиливается приток крови к коже, она становится теплее. Ускоренное кровообращение облегчает питание тканей и способствует улучшению физиологических процессов . Напротив, физиологические проявления печали характеризуются парализующим мышечным действием. Движения в результате медленные и слабые, сосуды сжимаются, ткани обескровливаются, появляется озноб, недостаток воздуха и тяжесть в груди.

Интересна теория А. Арнольда, согласно которой интуитивная оценка ситуации (например, угрозы) вызывает стремление действовать, которое будучи выраженным в различных телесных изменениях, переживаются как эмоции и приводят к действию. Если Джеймс говорил: Мы боимся, потому что дрожим», то из концепции Арнольда следует, что мы боимся, потому что решили будто нам угрожают .

Д. Биндра, критически проанализировав существующие эмоции, пришел к выводу, что нельзя провести жесткое разграничение между эмоцией и мотивацией, между соответствующими типично видовыми действиями. Нет доказательств, что эмоция вызывается только стимулами внешней среды, а мотивация – изменениями во внутренней среде организма. Эмоция не может быть полностью отделена от ощущения, восприятия, мотивации и т.п.

К разряду когнитивистских может быть отнесена теория П.В. Симонова . В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения.

До настоящего времени единой точки зрения на природу эмоций не существует. По-прежнему интенсивно проводятся исследования, направленные на изучение эмоций. Накопленный экспериментальный и теоретический материал позволяет говорить о двойственной природе эмоций. С одной стороны – это субъективные факторы, к которым относят различные психические явления. С другой стороны, эмоции определяются физиологическими и психологическими индивидуальными особенностями.





Эмоционального благополучия личности старшего дошкольника, нами достигнута. Цель была реализована благодаря решению теоретической задачи по анализу отечественной и зарубежной литературы по проблемам семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности старшего дошкольника; и эмпирических задач – по анализу семейных взаимоотношений в семьях старших дошкольников; выявлению особенностей...





И поведенческих особенностей с чувствительностью или устойчивостью к определенным соматическим заболеваниям, зависимость реакции на болезнь от типа личностного склада, влияние некоторых методов лечения на психическое состояние. Частота психосоматических расстройств достаточно высока и колеблется в населении от 15 до 50%, а в общемедицинской практике – от 30 до 57%. В пределах соматизированных...

Как и все психические процессы, эмоции и чувства - результат деятельности мозга. В основе простейших эмоций лежат сложные безусловные рефлексы, процессы, происходящие в подкорке. Но ее деятельность контролируется работой коры больших полушарий мозга. Большую роль здесь играет вторая сигнальная система. Именно слово, сознательное отношение к тому лили иному явлению, вызывающему нежелательные эмоции, дает человеку возможность подавлять их, вообще управлять чувствами.

Физиологической основой более сложных эмоций и чувств являются системы условных рефлексов, временных связей в коре больших полушарий. Большое значение для возникновения чувств имеют динамические стереотипы. Павлов писал: «Нужно думать, что нервные процессы полушарий при установке и поддержке динамического стереотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях - положительной и отрицательной…»

Специальные электрофизиологические исследования показали огромное значение для эмоциональных состояний особых образований нервной системы. Выявлено, что эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка в окружающей обстановке в значительной степени определяются функциями таламуса, гипоталамуса и лимбической системы.

Функции и роль эмоций

Говоря о том, для чего человеку нужны эмоции, следует, с точки зрения Е.П. Ильина, различать их функции и роль.

Функция эмоций -- это узкое природное предназначение, работа, выполняемая эмоциями в организме.

Главная же функция эмоций у человека состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше преднастраиваться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная, она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания.

Роль (обобщенное значение) -- это характер и степень участия эмоций в чем-либо, определяемая их функциями, или же их влияние на что-то помимо их природного предназначения (т. е. вторичный продукт их функционирования). Роль эмоций для животных и человека может быть положительной и отрицательной. Функция эмоций, исходя из их целесообразности, предопределена природой быть только положительной, иначе, зачем бы они появились и закрепились? Можно возразить, что эмоции могут оказывать на организм и разрушительное воздействие. Но это связано с чрезмерно выраженными сопутствующими эмоциям физиологическими изменениями в организме, связанными не с качеством регулирования (эмоциональным), а с его интенсивностью. Это роль эмоций, а не их функция. Витамины и соль полезны для организма, но их избыточный прием может привести к заболеванию или отравлению. Так и с эмоциями. Выполняя свои биологические функции, эмоции «не спрашивают» человека, полезно ему это или вредно с его точки зрения. Роль же эмоций оценивается именно с личностных позиций: мешает возникшая эмоция или ее отсутствие достижению цели, нарушает или нет здоровье человека и т. д.

Именно о роли эмоций, а не об их функции, спорили еще стоики и эпикурейцы, обсуждая вопрос об их полезности или вредности. Спор этот продолжается и в наше время, так как имеются данные как за, так и против каждой точки зрения.

«Отрицательные» эмоции, по мнению Б. И. Додонова, играют более важную биологическую роль по сравнению с «положительными» эмоциями. Не случайно механизм «отрицательных» эмоций функционирует у ребенка с первых дней появления его на свет, а «положительные» эмоции появляются значительно позднее. «Отрицательная» эмоция -- это сигнал тревоги, опасности для организма. «Положительная» эмоция -- это сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет необходимости звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться до тех пор, пока опасность не устранена. Вследствие этого застойными могут оказаться только «отрицательные» эмоции. При этих условиях здоровье человека действительно страдает. «Отрицательные» эмоции вредны лишь в избытке, как вредно все, что превышает. Имеется и книжное понимание функции как роли, значения, однако, в отличие от книжного понимания, Е. П. Ильин различает понятия «функция» и «роль». Различия между функцией и ролью отчетливо можно проиллюстрировать на двигательном аппарате, функцией которого является перемещение человека и животных в пространстве, а роль этого перемещения определяется познанием окружения, приближением к источнику питания и овладением им и т. д., т. е. тем, что человек или животное приобретает в процессе выполнения двигательным аппаратом своей функции. Норму (в том числе и положительные аффекты). Страх, гнев, ярость повышают интенсивность обменных процессов, приводят к лучшему питанию мозга, усиливают сопротивляемость организма перегрузкам, инфекциям и т. д.

О полезности «отрицательных» эмоций умеренной интенсивности свидетельствуют опыты на крысах, проведенные В. В. Фролькисом: из трех групп подопытных крыс дольше всего жили те, которых систематически подвергали стрессовым воздействиям средней силы -- пугали, брали в руки и т. д.

Опираясь на положение Э. Гельгорна и Дж. Луфборроу о динамическом равновесии парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «положительными» эмоциями, и симпатического отдела вегетативной нервной системы, связанного с «отрицательными» эмоциями, Б. И. Додонов заключает, что «для организма важно не сохранение однообразно положительных эмоциональных состояний, а постоянный их динамизм в рамках определенной, оптимальной для данного индивида интенсивности».

В то же время имеются данные, что уровень развития интеллекта выше у дошкольников с преобладанием «положительных» эмоций и ниже -- с преобладанием «отрицательных». Правда преобладание «отрицательных» эмоций и средний уровень интеллекта по тесту Д. Векслера был у детей с эмоциональными нарушениями. Как обстоит дело у детей с нормальным развитием эмоциональной сферы, остается неясным.

С точки зрения П. В. Симонова, нервные механизмы положительных эмоциональных реакций более сложные и тонкие, чем отрицательных. Он считает, что «положительные» эмоции имеют самостоятельное приспособительное значение, т. е. роль «положительных» эмоций отлична от роли «отрицательных» эмоций: «положительные» эмоции побуждают живые системы активно нарушать достигнутое «уравновешивание» с окружающей средой: «Важнейшая роль положительных эмоций -- активное нарушение покоя, комфорта, знаменитого “уравновешивания организма с внешней средой».

«Отрицательные эмоции, -- пишет Симонов, -- как правило, обеспечивают сохранение того, что уже достигнуто эволюцией или индивидуальным развитием субъекта. Положительные эмоции революционизируют поведение, побуждая искать новые, еще не удовлетворенные потребности, без которых немыслимо наслаждение.

Это не свидетельствует об абсолютной ценности положительных эмоций. Они могут быть обусловлены примитивными, эгоистическими, социально неприемлемыми потребностями. В подобных случаях мы несомненно отдадим предпочтение таким отрицательным эмоциям, как тревога за судьбу другого человека, сострадание к попавшим в беду, возмущение несправедливостью. Социальную ценность эмоций всегда определяет мотив, вызвавший ее к жизни» .

Без «положительных» эмоций, отмечает Симонов, трудно себе представить те формы освоения действительности, которые не продиктованы непосредственным утилитарным эффектом: игру, художественное творчество и восприятие произведений искусства, теоретическое познание. Он полагает, что в этих областях деятельности человека побуждающее влияние «отрицательных» эмоций ничтожно, если оно вообще имеется. Думается, что это заявление излишне категорично. Ему противоречит проявление экстрапунитивной формы фрустрации как стремление доказать себе и другим случайность творческой неудачи. А разве люди воспринимают произведения искусства только ради положительных переживаний? Почему же тогда зрители плачут на спектаклях и в кино?

Говоря о роли эмоций в жизни человека неправомерно ставить вопрос, для чего, с какой целью некто переживает эмоции, как это имеет место у Л. М. Аболина. Такие вопросы правомерны в отношении сознательно ставящихся целей. Эмоции же возникают чаще всего непроизвольно. Поэтому по отношению к ним можно поставить только вопрос: какая польза или вред может быть человеку от возникновения той или иной эмоции (исходя из предназначенных им природой функций)?

Отвечая на этот вопрос, следует учитывать, что положительная роль эмоций не связывается прямо с «положительными» эмоциями, а отрицательная роль -- с «отрицательными». Последние могут служить стимулом для самосовершенствования человека, а первые -- явиться поводом для благодушия. Многое зависит от целеустремленности человека и условий его воспитания. Мнения ученых о значении эмоций и выполняемых ими функциях расходятся.

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего.

Часть эмоционально-экспрессивных выражений является врожденной, некоторые, как было установлено, приобретаются прижизненно в результате обучения и воспитания. В первую очередь данный вывод относится к жестам как способу культурно обусловленного внешнего выражения эмоциональных состояний .

В первой главе я рассмотрела общее понятие, физиологическую основу, функции и роль эмоций.

Эмоции не могут возникнуть сами собой, без причины. Источник эмоций -- объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Этот вопрос будет подробно рассмотрен во второй главе.



 

Возможно, будет полезно почитать: