Виктюк роман григорьевич болезнь. Роман Виктюк: "За каждую минуту любви мы платим пятью минутами страдания"

Народный артист России (2009)
Народный артист Украины (2006)
Заслуженный деятель искусств России (2003)
Профессор Российской академии театрального искусства (РАТИ–ГИТИС)
Основатель и художественный руководитель Театра Романа Виктюка

Роман Виктюк – эстет и продолжатель традиций Александра Яковлевича Таирова, универсальный мастер, которому подвластны любые театральные жанры. «Как ставится спектакль? Как пишутся стихи? Я думаю, что в этом много общего, это вещи одной и той же природы. Я думаю, что и в спектаклях, и в стихах есть ритм, размер и рифма».

В своих спектаклях Роман Григорьевич в первую очередь затрагивает серьезнейшие философские проблемы и предлагает зрителям иной, как правило, очень неожиданный взгляд на природу человеческих отношений. Он – самый настоящий театральный сказочник. Режиссер придумывает и воплощает на сцене свои истории, сплетая в них реальность и вымысел, сон и явь, грезы и факты. Спектакли мастера раскрашивают жизнь в невероятные цвета, они помогают зрителям преодолеть собственные страхи, переосмыслить жизненные ценности и найти ответы на самые разные вопросы.

Творчество режиссера очень непросто привести к единому знаменателю: «Царская охота» 1977-го года, «Служанки» 1988-го и 1991-го, «Рогатка» 1993-го и «Мастер и Маргарита» 2003-го, «Маскарад Маркиза де Сада» 2013-го, «В начале и в конце времен» 2014-го – все эти спектакли очень разные и по форме, и по заключенному в них художественному посланию. Но к какой бы истории не обращался Виктюк, в центре любой его постановки всегда – человек. Ищущий, страдающий и одинокий. Именно это внимание режиссера к душевным переживаниям героя и объединяет все работы Романа Григорьевича. Каждая новая постановка мастера становится еще одним – тонким, нервным, пронзительным и абсолютно бескомпромиссным исследованием – человеческой души.

Виктюк работал со многими известными артистами, некоторых из них открыл публике или вернул в профессию. В его спектаклях играли Елена Образцова, Алла Демидова, Сергей Маковецкий, Валентин Гафт, Лия Ахеджакова, Дмитрий Певцов, Валентина Талызина, Маргарита Терехова, Эрик Курмангалиев, Ирина Метлицкая, Сергей Виноградов и др.

География постановок режиссера огромна: он работал в театрах России, Украины, Латвии, Литвы, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля и странах бывшей Югославии.

В режиссерском активе мастера более 200 спектаклей.

Краткая биография

Мечта стать режиссером зарождается у Виктюка в детстве: свои первые спектакли он ставит в школе и в театральной студии Львовского дворца пионеров. Получив аттестат о среднем образовании, Роман Григорьевич отправляется в Москву и с первой же попытки поступает в ГИТИС на актерский факультет в мастерскую Василия Александровича и Марьи Николаевны Орловых. Среди учителей Виктюка – выдающиеся советские режиссеры Юрий Александрович Завадский и Анатолий Васильевич Эфрос.

После окончания института в 1956 году, несмотря на приглашения московских театров, молодой артист возвращается в родной Львов и поступает в труппу ТЮЗа. Очень скоро Виктюк всерьез увлекается режиссурой и начинает ставить спектакли самостоятельно – сначала в своем театре, а затем на сценах Киева и Твери (Калинина). Виктюк работает в Киевском ТЮЗе, Русском драматическом театре Литовской ССР, преподает в студии при Киевском театре имени И. Франко и в Государственном училище циркового и эстрадного искусства.

Одной из первых работ режиссера становится спектакль «Все это не так просто» по пьесе Г. Шмелева (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»), премьера которого проходит на сцене Львовского ТЮЗа в 1965 году. Там же Виктюк ставит «Город без любви» по пьесе Л. Е. Устинова, «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера.

В 1968-1969 годах Роман Григорьевич работает с труппой Калининского ТЮЗа.

С 1970-го по 1974-й год Роман Григорьевич является ведущим режиссером Русского драматического театра в Литве. Именно здесь выходят «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске», романтическая драма Ю. Словацкого «Мария Стюарт» в переводе Бориса Пастернака и «Валентин и Валентина» М. Рощина. В начале же 70-х годов ставит ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы, Киева. Среди постановок этого периода выделяются «Черная комната» по пьесе П. Шеффера (премьера состоялась 29 января 1971), «Любовь – книга золотая» А. Толстого, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэлян (1972).

В 1975 году Виктюк начинает ставить спектакли в московских театрах: в Театре Моссовета («Вечерний свет», 1975, «Царская охота» по пьесе Леонина Зорина, 1977) и МХАТе («Муж и жена снимут комнату», 1977, и «Татуированная роза», 1982). В 1978 году в студенческом театре МГУ выходят «Уроки музыки» по пьесе Людмилы Петрушевской. Постановка потрясает театральную Москву, но, увы, вскоре спектакль убирается из репертуара как идеологически опасный. Спустя 10 лет Виктюк снова обращается к этой пьесе и ставит ее сразу в двух театрах – театре имени Горького в Нижнем Новгороде и в Русском драматическом театре Вильнюса (премьера 31 января 1988). Кроме того, в Вильнюсе выходит «Мастер и Маргарита» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988). Виктюк создает ряд спектаклей для театров Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля, Югославии.

Виктюк становится режиссером нескольких телеспектаклей на Центральном телевидении: «Игроки», 1978, «История кавалера де Грие и Манон Леско», 1980, «Девочка, где ты живешь?», 1982).

В 1988 году в театре «Сатирикон» выходят знаменитые «Служанки» Жана Жене с Константином Райкиным, Николаем Добрыниным, Александром Зуевым и Сергеем Зарубиным. Спектакль, в котором все женские роли играют мужчины, становится событием театральной жизни Москвы, символом нового – свободного, не скованного идеологическими и социальными рамками – перестроечного театра. Благодаря сочетанию особой актерской пластики, выразительной музыки, яркого грима и необычных костюмов родился – без преувеличение – выдающийся спектакль, с которым труппа объездила весь мир, который до сих пор собирает непременные аншлаги и получает восторженные отзывы прессы. Именно он сделал режиссера одним из самых узнаваемых театральных деятелей бывшего СССР. За первой редакцией нашумевшего спектакля последовала вторая (1991) и третья (2006) редакции, сделавшие спектакль легендарным.

В 1991 году спектаклем «М. Баттерфляй» Роман Григорьевич открывает свою антрепризу «Театр Романа Виктюка», становится ее художественным руководителем. Шокирующая и ироничная пьеса Дэвида Генри Хуана, отличные актерские работы Сергея Маковецкого, Эрика Курмангалиева, Ирины Метлицкой и Сергея Виноградова, замечательные костюмы Аллы Коженковой и удивительно смелая режиссура Романа Виктюка – все это превращает постановку в ярчайшее театральное событие не только московской, но и мировой сцены. Тогда же ставший уже легендарным спектакль «Служанки» переживает свое второе рождение. Виктюк становится лауреатом премии Maratea Центра европейской драматургии. В 1991 же году театральный критик одной из самых влиятельных американских газет New York Times дает своей статье такой заголовок: «Виктюк со своими «Служанками» совершил революцию, как Ленин в 1917 году».

Американцы включают Виктюка в список «50 людей, оказавших наибольшее влияние на вторую половину ХХ века».

В 1991 году Виктюк становится лауреатом премии «Киевская пектораль» в категории «Лучший спектакль драматического театра» (спектакль «Дама без камелий») и номинантом в категории «Лучшая режиссерская работа» (спектакль «Дама без камелий»). Награжден премией СТД Украины «Триумф».

Спустя пять лет, в 1996 году, театр Романа Григорьевича получает статус государственного и получает собственное здание. Сегодня труппу театра составляют артисты, пришедшие к Виктюку буквально со студенческой скамьи и сформировавшиеся под влиянием методики режиссера. Для участия в отдельных постановках Роман Григорьевич приглашает звезд отечественного театра.

В 1997 году Роман Григорьевич становится первым и пока единственным режиссером-иностранцем, получившим международную премию Института итальянской драмы за лучшее воплощение современной драматургии.

В 1998 году в репертуаре театра появляется «Саломея» – культовая постановка Виктюка и визитная карточка театра, по которой можно считывать самые яркие черты стиля режиссера.

В 2011 году Виктюк награжден медалью Алтайского края «За заслуги перед обществом» за вклад в развитие культуры и искусства региона.

Каждый год, как правило, к своему дню рождению, Роман Григорьевич готовит премьерный спектакль. 28 октября 2016 в юбилей Мастера на сцене открывшегося после длительной реставрации здания театра на Стромынке, 6 состоялась премьера «И вдруг минувшим летом» по пьесе Теннесси Уильямса.

Режиссерские работы в театре:

1965–1968 Львовский ТЮЗ им. М.Горького:
«Всё это не так просто», по пьесе Г. Шмелёва (инсценировка рассказа Л. Исаровой «Дневник»)
«Когда взойдет месяц», по пьесе Г. А. Грегори
«Семья», по пьесе И. Ф. Попова
«Фабричная девчонка», по пьесе А. Володина
«Город без любви», по пьесе Л. Е. Устинова
«Дон Жуан», по пьесе Ж.-Б. Мольера

1968–1969 Калининский ТЮЗ:
«Мне хочется видеть сегодня тебя», по собственной пьесе
«Волшебная елка», по пьесе В.Ткаченко
«Мы, джаз и привидения», по пьесе Э. Низюрского
«Одной любовью меньше», по пьесе А. И. Кузнецова
«Коварство и любовь», по пьесе Ф. Шиллера

1971–1975 Литовский Русский драматический театр (Вильнюс)
«Черная комедия», по пьесе П. Шеффера
«Встречи и расставания» («Прошлым летом в Чулимске»), по пьесе А. Вампилова
«Принцесса и дровосек», по пьесе Г. Б. Волчек и М. И. Микаэлян
«Похожий на льва», по пьесе Р. Ибрагимбекова
«Валентин и Валентина», по пьесе М. Рощина
«Мария Стюарт», по пьесе Ю. Словацкого
«Любовь – книга золотая», по пьесе А. Н. Толстого
«Дело передается в суд», по пьесе А. Чхаидзе
«С любимыми не расставайтесь», по пьесе А. Володина
«Продавец дождя», по пьесе Р. Нэша

1976 «Вечерний свет», по пьесе А. Арбузова, Театр имени Моссовета
1976 «Муж и жена снимут комнату», по пьесе М. Рощина, МХАТ
1977 «То была не пятая, а девятая», по пьесе А. Николаи, МХАТ
1977 «Царская охота», по пьесе Л. Зорина, Театр имени Моссовета
1977 «Украденное счастье», по пьесе И. Франко, МХАТ имени М. Горького
1977 «Утиная охота», по пьесе А. Вампилова, Студенческий театр МГУ
1977 «Незнакомец», по пьесе Л. Зорина, Театр Комедии им. Н. П. Акимова (Ленинград)
1977 «Самозванец», по пьесе Л. Корсунского, Русский драматический театр (Одесса)
1979 «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, Студенческий театр МГУ
1980 «Утиная охота», по пьесе А. Вампилова, Студенческий театр МГУ
1981 «Самозванец», по пьесе Я. Костюковского, Русский драматический театр (Одесса)
1982 «Украденное счастье», по пьесе И. Франко, МХАТ имени М. Горького
1982 «Татуированная роза», по пьесе Т. Уильямса, МХАТ имени М. Горького
1982 «Муж и жена», по пьесе А. Николаи, Театр-студия ДК «Москворечье» (Москва)
1983 «Анна Каренина», по роману Л. Н. Толстого, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1983 «Льстец», по пьесе К. Гольдони, Театр Комедии имени Н. П. Акимова (Ленинград)
1983 «Очевидное и невероятное», по произведениям А. Хайта, Театр эстрады
1983 «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, Таллинский русский драматический театр
1984 «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, Московский театр миниатюр / Театр «Эрмитаж» (Москва)
1984 «Кто боится Вирджинии Вульф?», по пьесе Э. Олби, Театр «Сфера»
1984 «Девочки, к вам пришел ваш мальчик» («Чинзано»), по пьесе Л. Петрушевской, Театр-студия ДК «Москворечье»
1986 «Квартира Коломбины», по пьесам Л. Петрушевской, Московский театр «Современник»
1987 «Стена», по пьесе А. Галина, Театр «Современник»
1987 «Масенькие трагедии», по произведениям М. Городинского, Театр эстрады
1987 «Священные чудовища», по пьесе Ж. Кокто, Киевский академический русский драматический театр имени Леси Украинки
1987 «Глубокое синее море», по пьесе Т. М. Рэттигана, Первый московский областной театр (Камерный театр)
1987 «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, Академический театр имени Горького (Горький)
1988 «Уроки музыки», по пьесам Л. Петрушевской, Русский драматический театр (Вильнюс)
1988 «Служанки», по пьесе Ж. Жене, Театр «Сатирикон»
1988 «Федра», по пьесе М. Цветаевой, Театр на Таганке
1988 «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, Таллинский русский драматический театр
1988 «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, Русский драматический театр (Вильнюс)
1988 «Старая актриса на роль жены Достоевского», по пьесе Э. Радзинского, МХАТ имени М. Горького
1988 «Черный как канарейка», по пьесе А. Николаи, Первый московский областной театр (Камерный театр)
1989 «Черный как канарейка», по пьесе А. Николаи, Академический театр имени Горького (Горький)
1989 «Наш Декамерон», по пьесе Э. Радзинского, Московский драматический театр имени М. Н. Ермоловой
1989 «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, Московский театр «Современник»
1989 «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, San Diego Repertory Theatre, Сан-Диего, США
1990 «Уроки мастера», по пьесе Д. Паунелла, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1990 «Дама без камелий», по пьесе Т. М. Реттигена, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1990 «М. Баттерфляй», по пьесе Д. Хуана, Фора-театр (Москва)
1990 «Мелкий бес», по роману Ф. Сологуба, Таллинский русский драматический театр
1990 «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?», по пьесе А. Николаи, Театр драмы имени Горького (Нижний Новгород)
1991 «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, Театр г. Падуя, Италия
1991 «Соборяне», по роману Н. Лескова, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1991 «Татуированная роза», по пьесе Т. Уильямса, Объединенный шведско-финский театр, Хельсинки
1991 «Служанки», по пьесе Ж. Жене (вторая редакция), Театр Романа Виктюка
1992 «Служанки», по пьесе Ж. Жене (вторая редакция), ДК Железнодорожнико (Тула)
1992 «Мистерия о нерожденном ребёнке», по пьесе С. Коковкина, Театр имени Моссовета
1992 «Двое на качелях», по пьесе У. Гибсона, Театр Романа Виктюка
1992 «Лолита», пьеса Э. Олби (по роману В. Набокова), Театр Романа Виктюка
1992 «Дама без камелий», по пьесе Т. М. Рэттигана, Киевский академический русский драматический театр имени Леси Украинки
1993 «Рогатка», по пьесе Н. Коляды, Театр Романа Виктюка
1993 «Адский сад», по пьесе Р. Майнарди, Московский театр «Современник»
1993 «Я тебя больше не знаю, милый», по пьесе А. де Бенедетти, Государственный академический театр имени Е. Вахтангова
1994 «Фердинандо», по пьесе А. Ручелло, Молодежный театр на Фонтанке (Санкт-Петербург)
1994 «Полонез Огинского», по пьесе Н. Коляды, Театр Романа Виктюка
1995 «Любовь с придурком», по пьесе В. Франчески, Театр Романа Виктюка
1995 «Элеонора. Последняя ночь в Питтсбурге», по пьесе Г. де Кьярра, ТЮЗ им. А. А. Брянцева (Санкт-Петербург)
1996 «Философия в будуаре», по диалогам Д.-А.-Ф. де Сада, Театр Романа Виктюка
1996 «Бабочка… Бабочка», по пьесе А. Николаи, Театр Сатиры на Васильевском
1997 «Осенние скрипки», по пьесе И. Сургучёва, Театр Романа Виктюка
1997 «Путаны», по пьесе Н. Манфреди, Театр Романа Виктюка
1997 «Бульвар Сан-Сет», по мотивам фильма Б. Уайлдера, Киевский академический русский драматический театр имени Леси Украинки
1998 «Бульвар Сан-Сет», по мотивам фильма Б. Уайлдера, Таллинский русский драматический театр
1997 «Саломея», по пьесе О. Уайльда, Югославянский драматический театр (Белград, Сербия)
1998 «Саломея», по пьесе О. Уайльда, Театр Романа Виктюка
1999 «Заводной апельсин», по роману Э. Бёрджесса, Театр Романа Виктюка
1999 «Пробуждение весны», по пьесе Ф. Ведекинда, Театр Романа Виктюка
2000 «Антонио фон Эльба», по пьесе Р. Майнарди, Театр Романа Виктюка
2000 «Эдит Пиаф», по пьесе К. Драгунской, Театр Романа Виктюка
2000 «Кот в сапогах», по пьесе М. Кузмина, Театр Романа Виктюка
2000 «Сладкоголосая птица юности», сцены из пьесы Т. Уильямса, бенефис Татьяны Дорониной, Центральный дом актера им. А. А. Яблочкиной
2001 «Эдит Пиаф», по пьесе К. Драгунской, Рижский театр русской драмы
2001 «Мастер и Маргарита», по роману М. Булгакова, Театр Романа Виктюка
2001 «Наш Декамерон XXI», по пьесе Э. Радзинского, театральная компания «Бал Аст» (Москва)
2002 «Мария Стюарт», по пьесе Ю. Словацкого, Рижский театр русской драмы
2002 «Мою жену зовут Морис», по пьесе Р. Шарта, Театр Романа Виктюка
2002 «Давай займемся сексом», по пьесе В. Красногорова, Театр Романа Виктюка
2003 «Иоланта» П. И. Чайковского, Краснодарский музыкальный театр
2003 «Кармен», по пьесе Л. Улицкой, театральная компания «Бал Аст» (Москва)
2004 «Нездешний сад. Рудольф Нуреев», по пьесе А. Абдуллина, Театр Романа Виктюка
2004 «Искатели жемчуга» Ж. Бизе, Новая Опера
2005 «Коза, или Сильвия – кто же она?», по пьесе Э. Олби, Театр Романа Виктюка
2005 «Последняя любовь Дон Жуана», по пьесе Э.-Э. Шмитта, Театр Романа Виктюка
2005 «Сергей и Айседора», по пьесе Н. Голиковой, «Теорема Продакшн» (Москва)
2006 «Непостижимая женщина, живущая в нас», по пьесе Х. Левина, Театр Романа Виктюка
2006 «Служанки», по пьесе Ж. Жене (третья редакция), Театр Романа Виктюка
2006 «Масенькие супружеские преступления», по пьесе Г. Запольской, Театр-Медиа (Москва)
2007 «Запах легкого загара», по пьесе Д.Гурьянова, Театр Романа Виктюка
2007 «Кот в сапогах», Театр Романа Виктюка
2008 «Восемь любящих женщин», по мотивам пьесы Р. Тома и фильма Ф. Озона, Театр Романа Виктюка
2009 «Сон Гафта, пересказанный Виктюком», по пьесе В. Гафта, Московский театр «Современник»
2009 «Ромео и Джульетта», по мотивам пьесы Шекспира, Театр Романа Виктюка
2009 «Фердинандо», по пьесе А. Ручелло, Театр Романа Виктюка
2009 «Фуршет после премьеры», по пьесе В. Красногорова, Архангельский областной театр драмы имени М. В. Ломоносова
2010 «До свидания, мальчики!», по пьесе Б. Балтера, Алтайский краевой театр Драмы имени В. М. Шукшина
2010 «Король-Арлекин», по пьесе, Театр Романа Виктюка
2011 «Коварство и любовь», Ф. Шиллер, Театр Романа Виктюка
2012 «Реквием по Радамесу», по пьесе А. Николаи, Московский академический театр сатиры
2012 «Маскарад маркиза де Сада», по пьесе А. Максимова, Театр Романа Виктюка
2013 «Несравненная!», по пьесе П. Куилтера, Театр Романа Виктюка
2014 «Жизнь и смерть товарища К.», по пьесе Э. Радзинского, Городской театр Хельсинки
2014 «В начале и в конце времен», по пьесе Павло Арье, Театр Романа Виктюка
2015 «Федра. Мистерия духа», по поэтической драме М. Цветаевой, Театр Романа Виктюка

Режиссерская фильмография:

1976 «Вечерний свет», телефильм по одноименной пьесе А. Арбузова
1978 «Игроки», телефильм по пьесе Н. В. Гоголя. В ролях: Александр Калягин, Валентин Гафт, Леонид Марков, Александр Лазарев, Владимир Кашпур, Борис Иванов, Вячеслав Захаров, Борис Дьяченко, Николай Пастухов, Маргарита Терехова
1980 «Мне от любви покоя не найти», телевизионная композиция по мотивам произведений У. Шекспира «Укрощение строптивой», «Ричард III», «Антоний и Клеопатра», «Отелло», «Гамлет». В ролях: Маргарита Терехова и Эммануил Виторган
1980 «История кавалера де Гриё и Манон Леско», телевизионный фильм-спектакль по мотивам романа аббата Прево. В ролях: Игорь Костолевский, Маргарита Терехова, Александр Збруев, Валентин Гафт, Эммануил Виторган, Юрий Яковлев, Клара Белова, Борис Иванов, Андрей Степанов, Петр Смидович, Олег Чайка, Юрий Горин, Ефим Шифрин
1982 «Девочка, где ты живешь?», телефильм по пьесе М. Рощина «Радуга зимой»
1985 «Долгая память», фильм о пионере-герое Володе Дубинине, по мотивам повести Л. Кассиля и М. Поляновского
1989 «Татуированная роза», телеверсия спектакля МХАТ имени А. П. Чехова по одноименной пьесе Т. Уильямса (Главная редакция лит.-драм. программ ЦТ)
2008 «Роман Карцев: Бенефис» – «Хорошо забытое старое»: спектакль Виктюка «Браво, сатира!», по произведениям М. Жванецкого, поставленный в Московском театре миниатюр для Карцева и Ильченко (1984)

Актерские работы в театре:

1964 «Сомбреро», по пьесе С.Михалкова, Львовский ТЮЗ имени М. Горького. Роль: Шура Тычинкин

Актерские работы в кино:

2000 «Ростов-папа», заключительная новелла «Сынок», телесериал Кирилла Серебренникова. Роль: Нотариус
2001 «Конец века», фильм Константина Лопушанского. Роль: Хенрик Станковский, врач-психотерапевт, стирающий память

Любопытные факты:

Мама Романа Григорьевича вспоминала, что когда она – на седьмом месяце беременности – пришла смотреть оперу «Травиата», ребенок под первые же звуки начал очень активно шевелиться. И когда Виктюк родился, его первый крик звучал на той же ноте, с которой начинается великая опера Верди.

Спектакль «Коварство и любовь», поставленный Виктюком в Калинине (Тверь), произвел огромное впечатление на великого Марчелло Мастроянни. «Geniy-geniy-geniy!», – восторженно кричал артист, а Роман Григорьевич был уверен, что Мастроянни называет его Женей, и скромно отвечал: «Я – Роман». Кстати, после визита Мастрояни спектакль закрыли чиновники: раз уж спектакль так сильно понравился иностранцу, – решили чиновники, – значит, в нем есть некие, что называется, неконтролируемые, а потому очень вредные ассоциации.

1993 Документальный фильм Алексея Учителя «Баттерфляй» о Виктюке (по сценарию Д. Смирновой и А. Учителя) получил I приз за лучший полнометражный фильм IV Открытого фестиваля неигрового кино «Россия».

Роман Виктюк. Кто он?)) и получил лучший ответ

Ответ от Наташа Егорова[гуру]
Роман Григорьевич Виктюк (родился 28 октября 1936 года во Львове) - советский, российский, украинский театральный режиссёр.По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСА работал в театрах Львова, Киева, Твери и Вильнюса.В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970-1974 годах.Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт» , «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь - книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэляна (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён) .Спектаклем «М. Баттерфляй» по пьесе Д. Г. Хуана открылся «Театр Романа Виктюка» , объединивший артистов из разных театров, близких режиссёру своим мировоззрением.В 1988 году на сцене театра «Сатирикон» Роман Виктюк поставил свой самый известный спектакль - «Служанки» , по пьесе Ж. Жене. Благодаря разрабоке особой актерской пластики Валентином Гнеушевым, хореографии Аллой Сигаловой, подбору музыки Асафом Фараджевым, костюмам Аллы Коженковой, гриму Льва Новикова, - в сочетании с актёрской игрой Константина Райкина (Соланж) , Николая Добрынина (Клер) и Александра Зуева (Мадам) , - Виктюку удалось создать неповторимый спектакль, с исключительно яркой внешней театральностью. Спектакль был показан во многих странах мира, собрал восторженные отзывы в мировой театральной прессе, а самого режиссёра сделал одним из самых узнаваемых и известных театральных деятелей страны.Некоторые критики считают, что актуальность Виктюка в нынешней театральной России заметно снизилась. В качестве примера они ссылаются, например, на постановку спектакля «Заводной апельсин» , в которой режиссёр попытался несколько отойти от исповедуемых им принципов чувственного, изнеженного, эстетического театра. Как было замечено известным критиком Романом Должанским:Он больше не козыряет сладкой тягучестью порока, странностями и запретными чувствами. Все они, помогавшие смириться с окружающим насилием или игнорировать его, перестали быть свидетельствами личной свободы, а потому растеряли для него привлекательность. Окончательно утратив эти резервы свободы, режиссёр, видимо, и почувствовал досадную механистичность мироустройства.

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Роман Виктюк. Кто он?))

Ответ от Ѝрин [гуру]
Режиссер.


Ответ от RA [гуру]
Чудак, клоун.. Но забавный..


Ответ от Stanislav [гуру]
Роман Григорьевич Виктюк (родился 28 октября 1936 года во Львове) - советский, российский, украинский театральный режиссёр.

По окончании в 1956 году актёрского факультета ГИТИСА работал в театрах Львова, Киева, Твери и Вильнюса.
В Русском драматическом театре Литовской ССР (ныне Русский драматический театр Литвы) был ведущим режиссёром в 1970-1974 годах.
Поставил пьесу П. Шеффера «Чёрная комната» (премьера 29 января 1971), романтическую драму Юлиуша Словацкого (в переводе Бориса Пастернака) «Мария Стюарт» , «Валентин и Валентина» М. Рощина (1971), «Любовь - книга золотая» А. Толстого, «Дело передаётся в суд» А. Чхаидзе, «Принцесса и дровосек» Г. Волчек и М. Микаэляна (1972), «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Встречи и расставания» А. Вампилова, «Продавец дождя» Р. Нэша (1973). Позднее приглашался в Вильнюс для постановок в Русском драматическом театре «Уроков музыки» Л. С. Петрушевской (премьера 31 января 1988) и «Мастера и Маргариты» по М. А. Булгакову (премьера 20 октября 1988).
Начиная с середины 1970-х, режиссёр ставит спектакли в столичных театрах, среди которых «Царская охота» в Театре им. Моссовета, «Муж и жена снимут комнату» и «Татуированная роза» во МХАТе, «Утиная охота» А. Вампилова и «Уроки музыки» Л. Петрушевской в Студенческом театре МГУ (был запрещён).

Скандально известный режиссёр Роман Виктюк делает основной составляющей своих спектаклей эротику. В постановке его пьес, диалогах и нарядах актёров, а так же - в музыкально - танцевальном оформлении всего, что он ставит на сцене и в кино, чувственное начало - одна из главных тем. Сам Роман Григорьевич объясняет это тем, что только секс позволяет человеку быть естественным: «Любовь…основная заповедь природы человека… Всё остальное надумано государством, партиями, властями». Такая точка зрения на актёрскую деятельность принесла Виктюку не только известность в России и многих странах мира, но и массу всевозможных наград. Однако, вопрос о жене Романа Виктюка, который интересует его поклонниц, сам режиссёр настойчиво обходит стороной, несмотря на активное прославление любви.

Сказав в одном из интервью, что у него однажды была жена, режиссёр долго и замысловато бродил вокруг ответа на вопросы о ней, придумывая отговорки, отвлекаясь на другие темы. В конце концов, он, с наигранным жеманством признался в том, что её звали Т. Масленникова, а больше он о ней ничего говорить не собирается. Правда ли это, неизвестно - Роман Григорьевич слывёт великим путаником и мистификатором не только у журналистов, но и у многих своих знакомых и друзей. На прямой вопрос, есть ли у него дети, Виктюк так же неопределённо-уклончиво ответил: «Многие зовут меня папой» и углубился в дебри воспоминаний о проделках слишком надоедливых ненормальных поклонниц.

Ходят слухи о том, что в юности он безумно влюбился в актрису Людмилу Гурченко, после просмотра фильма «Карнавальная ночь», но была это любовь мужчины, зрителя или режиссёра, понять трудно. В любом случае, у Виктюка есть любимые актрисы, к которым он относится с особой нежностью и даже ставит «под них» свои спектакли. Однако любимых актёров у него тоже немало, вот почему знаменитый режиссёр у некоторых людей имеет репутацию мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации. Так это, или нет - неважно, потому, что взрослый человек имеет право сам выбирать себе стиль жизни и никому не обязан отчитываться о своей личной жизни. Но мысли насчёт того, что настоящий актёр должен быть бисексуалом, Роман Григорьевич высказывает часто и возмущается теми, кто не зная «любви и сексуального полёта», пытается «втиснуть его в убогие рамки».

В студенчестве в Виктюка была влюблена его сокурсница актриса Валентина Талызина. Она рассказывала о том, что уже тогда увидела в нём задатки богатейшей одарённости и принимала его отважную самоуверенность и самовлюблённость как должное. Какими были её отношения с будущим революционером сцены, неважно, она просто любила и ходила Виктюком ним как привязанная, а он принимал это как должное. Талызина разочаровалась в Виктюке, как в человеке, забывшем ради своих амбиций старых друзей и не раз подводившим их и своих актёров. Вероятно, в грандиозные концепции Виктюка о смысле жизни не вписывается то, что мало связано с сексом. Какой должна быть в подобной ситуации жена Романа Виктюка и нужна ли она ему вообще - вопрос трудный.

Роман Виктюк - талантливый и эпатажный режиссер театра, создатель и идейный вдохновитель собственного именного театра.

Виктюк Роман Григорьевич появился на свет в тогда еще польском городе Львове в учительской семье. На дворе - тревожный 1936 год, октябрь. Кем станет мальчик Рома, родители и друзья семьи догадывались, когда ребенку было совсем немного лет. Роман Виктюк уже тогда неплохо руководил дворовыми ребятами, ставя с ними маленькие спектакли и импровизации. Эту деятельность Виктюк продолжил и в школе, где актерами его «театра» стали одноклассники.

Окончив львовскую школу, парень сразу же отправился в Москву, где сдал экзамены в Государственном институте театрального искусства (ГИТИС) и стал студентом. Виктюку посчастливилось учиться в мастерской талантливых преподавателей и супругов Орловых. Кроме них любимыми преподавателями Романа Виктюка стали легендарные советские режиссеры и Юрий Завадский.

Театр

Окончив ГИТИС в 1956 году, Роман Виктюк поступил на работу сразу в два театра – Киевский и Львовский ТЮЗ. Между ними и разрывался молодой талант. А еще Виктюк успевал преподавать в студии Театра имени Франко в Киеве.


Творческая биография Романа Виктюка-режиссера началась в 1965 году в родном Львове. Дебютным стал для него спектакль «Все это не так просто» по пьесе Шмелева. Премьера прошла на сцене Львовского театра юного зрителя. На этой же сцене Роман Виктюк поставил свой «Город без любви» по пьесе Устинова. Чуть позже театралы с удовольствием смотрели новую постановку Виктюка «Дон Жуан».

Режиссура

Год - с 1968 по 1969 – Виктюк работал главрежем театра юного зрителя в Калинине. В начале 70-х годов он поставил ряд спектаклей в театрах Вильнюса, Москвы, Киева. В тот же 1968 год Виктюк начал режиссировать фильмы-спектакли.

В 1970-1974 годах талантливый львовянин был назначен ведущим режиссером в литовском Русском драматическом театре. Среди наиболее известных постановок Романа Григорьевича Виктюка в 70-х годах можно назвать пьесу Шеффера «Черная комната», «Принцессу и дровосека» и Микаэляна, «Валентина и Валентину» Рощина, драму Юлиуша Словацкого «Мария Стюарт», «Любовь – книга золотая» .

Короткий период с 1977 года по 1979 Роман Виктюк служил главным режиссером Студенческого театра МГУ. А в 80-е годы Виктюка пригласили в вильнюсский Русский драмтеатр, на сцене которого талантливый режиссер поставил спектакли «Уроки музыки» по произведению Петрушевской и «Мастера и Маргариту» .

Но наибольшим успехом тех лет стал поставленный Виктюком спектакль под названием «Служанки». И сегодня эта постановка остается самой известной из всех, сделанных Романом Григорьевичем. Премьера «Служанок» по пьесе Жене состоялась в столичном «Сатириконе».


Болезнь

С возрастом состояние здоровья режиссера стало ухудшаться. В 2004 году режиссер сильно похудел. Потерю веса одни СМИ связали с пластической операцией, другие – с серьезными проблемами со здоровьем. Виктюк не прокомментировал изменения внешности.

Роман Виктюк чаще попадает в больницы, а в СМИ появились слухи, что режиссер страдает от тяжелого заболевания, возможно, рака. Близкие и семья Виктюка не подтвердили версию журналистов, но и не опровергли слухи.


Во второй половине 2015 года Виктюк перенес микроинсульт. Окружение режиссера утверждает, что причиной приступа стал не столько возраст актера, сколько переживания за театр - незадолго до этого с поста директора театра ушла .

Речь режиссера стала малопонятной, Роман Григорьевич изменил своей привычке общаться с залом, но, в конце концов, жизнелюбие Виктюка помогло ему побороть болезнь, вернуться к работе и заняться новыми постановками.

Личная жизнь

Однажды Роман Григорьевич признался, что был безумно влюблен в легендарную . Увидев актрису впервые в «Карнавальной ночи», Виктюк был сражен наповал. Но все же больше похоже на то, что это была любовь режиссера к талантливой артистке.


О студенческой влюбленности в Романа Виктюка журналистам рассказала актриса . Но призналась, что это было только платоническое чувство, так как Рому актриса не интересовала точно так же, как и остальные девушки ГИТИСа.

Режиссер признался, что однажды вступал в брак, женой артиста была работница «Мосфильма», не имевшая никакого отношения к актерской сфере. Имени бывшей жены Виктюк не раскрывает. Сам брак Роман Григорьевич считает ошибкой и грехом. Режиссер не винит в этом бывшую жену, но уверен, что сама концепция брака – это способ контроля человека государством, а штамп в паспорте убивает семью, что и произошло с отношениями артиста.

Когда Виктюка спрашивают о детях, режиссер говорит, что актеры зовут его папой.


Незаинтересованность режиссера в женщинах и скрытность в вопросах личной жизни породили слухи об ориентации Виктюка. СМИ начали демонизировать Романа Григорьевича, приписывая Виктюку не просто любовь к мужчинам, но и любовные связи с актерами собственного театра, где, по мнению прессы и злых языков, больше половины артистов нетрадиционной ориентации.

Свои пристрастия режиссер никак не комментирует, но яро отрицает отношения с актерами или актрисами своего театра – для Виктюка, который называет артистов собственными детьми, такие связи сродни инцесту.


Общественная позиция

Виктюк уверен, что режиссер не должен «обслуживать систему» и идти на поводу у политических элит. По мнению Романа Виктюка, художник должен стараться существовать вне государства. Такая позиция вовсе не значит, что Роман Григорьевич аполитичен. Режиссер открыто выступал за освобождение участниц музыкальной группы «Pussy Riot». Романа Виктюка интересуют отношения не только между людьми: режиссер подписал петицию за закон о защите животных от жестокого обращения.

Четкая позиция присутствует у Виктюка и по поводу происходящего в Украине. В 2004 году артист поддержал «оранжевую революцию», режиссер был поражен светом и силой протестующих людей. В 2014 году Роман Григорьевич публично высказался насчет ситуации на Донбассе. Режиссер порекомендовал всем, кто не считает себя лично вовлеченными в конфликт, оставить страну в покое, а жителям Донбасса выключить телевизор и постараться разобраться в происходящем самостоятельно, без российской и украинской пропаганды.

Роман Виктюк сегодня

В октябре 2016 года Виктюк стал гостем шоу «Первого канала» «Вечерний Ургант». Режиссер рассказал телезрителям об открытии театра после ремонта, о новых спектаклях и о последнем выступлении .

28 октября 2016 года Роман Григорьевич отметил юбилей – 80 лет. Праздник прошел в собственном театре Виктюка, где к юбилею создателя и идейного вдохновителя состоялась премьера спектакля «Минувшим летом…».

Сейчас Виктюк работает над новым репертуаром отремонтированного театра. На сцене идут премьеры свежих спектаклей.

В 2017 году режиссер запустил новый проект «Цикл встреч «Роман Виктюк представляет».

Спектакли

  • Мария Стюарт
  • Царская охота
  • Служанки
  • М. Баттерфляй
  • Лолита
  • Саломея
  • Сергей и Айседора
  • Восемь любящих женщин

Фильмография

  • Реквием по Радамесу (фильм-спектакль)
  • Сон Гафта, пересказанный Виктюком (фильм-спектакль)
  • Я тебя больше не знаю, милый (фильм-спектакль)
  • Татуированная роза (фильм-спектакль)
  • Долгая память
  • Радуга зимой
  • Мне от любви покоя не найти (фильм-спектакль)
  • История кавалера де Грие и Манон Леско (фильм-спектакль)
  • Игроки (фильм-спектакль)
  • Вечерний свет (фильм-спектакль)
  • Кабачок "13 стульев" (фильм-спектакль)

Светлана Мазурова «Российская газета» 20.10.2014

Роман Виктюк поставил пьесу о Чернобыле

Режиссер Роман Виктюк представит в Москве премьеру «В начале и в конце времён» — как раз накануне дня своего рождения, 27 октября, на сцене Театра имени Моссовета. А уже первого ноября спектакль покажут в Петербурге, в ДК имени Ленсовета.

Роман Григорьевич, я прочла пьесу Павла Арие «В начале и в конце времен» и удивилась: Виктюк, режиссер спектаклей «Служанки», «Саломея», «Нездешнего сада», вдруг взялся за современную пьесу, очень трагическую — про Чернобыль, деревенских людей, живущих после аварии на АЭС в «зоне отчуждения».

Роман Виктюк: В апреле исполнилось 28 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС. Когда стали говорить, что четвертый саркофаг опять начал проявлять активность, угрожать человечеству, Украина попросила мир о помощи, но до сих пор, насколько я знаю, никто не откликнулся. А ведь беда может повториться. Значит, люди, живущие там, в опасности. Поскольку искусство — это все-таки метафора, а не натуралистическое отображение жизни, то, естественно, мы должны были найти форму, которая говорит о той беде и не может не волновать людей неравнодушных.

Я, как сейсмограф, улавливаю крик о помощи, и подумал, что театр не может сегодня не вспомнить о чернобыльцах, которые считают, что это их земля, и поэтому они оттуда никуда не уехали.

Дом в брошенном селе, неподалеку от реки Припять, вокруг — лес и болота. Наше время. Герои пьесы — бабушка, ее дочь и внук — остались в своем доме. Они настолько светлы, в них не угасла любовь друг к другу, к земле, к небу, к Богу. Бабушка, всю жизнь прожившая там, считает, что эта земля не имеет никаких очагов заражения, о которых им говорят, местная природная зелень только помогает, лечит от любой напасти, от лучевой болезни. И ее только радует, что живность — зайчики, курочки — вырастает большой. А все кричат: «Вы себя травите, убиваете!». Дочь говорит ей: «У нас есть правило: дичь, рыбу и грибы мы не ловим, не собираем и не едим». У них мальчик 8 лет. На вид ему 35, тощий, лысый, волосы не растут. Он главный герой для меня в этой структуре. Мозг Вовика не затронут, чист и светел, он не может формулировать мысли так, как хочет, но так произносит их, что это гораздо сильнее слов, которые он знает. В этом есть оптимизм и сила веры в человека, в его назначение. Никакие катаклизмы не могут изменить эту природу, если человек под Богом.

Кто играет мальчика?

Роман Виктюк: Игорь Неведров, мой замечательный ученик, удивительный ребенок. Он играет фантастически! В нем есть внутреннее сияние, это совершенно новое актерское поколение.

Интересно, кому вы дали роль 86-летней бабы Фроси?

Роман Виктюк: Ой, сказал бы, да не скажу. Это сюрприз! Даже для меня…

А где, как вы нашли пьесу, или она нашла вас?

Роман Виктюк: Мне позвонил мэр Львова и сказал, что у него есть пьеса про Чернобыль, она его потрясла: «Я подумал, что это должны ставить только вы!». Мне прислали пьесу, я прочитал и закричал: «Какой талант!» И мы встретились с драматургом. Ему 25 лет, он львовянин (как и я), но живет в Германии.

У вас такая традиция — выпускать премьеру к своему дню рождения? В прошлом году, например, ваш театр играл спектакль «Несравненная»…

Роман Виктюк: Совершенно верно. Я всегда так делаю — несмотря ни на что. Считаю, что это святой день: мама и папа на небесах ждут, чтобы это происходило! Поэтому 27 октября мы играем премьеру на сцене Театра имени Моссовета. И обязательно в свой день рождения привожу премьеру ленинградцам-петербуржцам, и нынче 1 ноября приедем в ДК имени Ленсовета.

Вы нередко восстанавливаете свои прежние постановки. Планируете осуществить вторую редакцию какого-то спектакля?

Роман Виктюк: Конечно! Сейчас мы работаем над «Федрой» по драме Марины Цветаевой. В 1988 году я ставил такой спектакль в Театре на Таганке. Так что к открытию нашего театра в Сокольниках (после реконструкции) будут два новых спектакля — «В начале и в конце времен» и «Федра».

Когда ждать открытия театра?

Роман Виктюк: Я пессимист по знанию и оптимист по вере. Как оптимист скажу — в ноябре.



 

Возможно, будет полезно почитать: