Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты историю Отечества? Интеллектуальная игра по истории "впервые в истории" Великой Отечественной Войны.

Интеллектуальная игра «По страницам истории»

Цели:
-
актуализировать знания учащихся об истории Великой Отечественной войны.
- развивать логическое мышление, формировать навыки командной работы;
- воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Нет в России семьи такой,

Где б не памятен был свой герой

И глаза молодых ребят

С фотографий увядших глядят

Великая Отечественная война стала самым страшным испытанием для нашей страны. Она своим дыханием коснулась каждого жителя нашей Родины. И забыть об этом нельзя. В этом году совсем недавно мы отметили 70-ю годовщину снятия блокады Ленинграда, не так давно была очередная годовщина победы в Сталинградской битве. И сегодня мы с вами собрались, чтобы узнать как хорошо помним историю этой войны.

А теперь мы начинаем игру. Игра будет состоять из четырех этапов, на каждом из которых вам нужно будет выполнять определенные задания. Особо хотим отметить следующее – любые споры с организаторами запрещены и будут наказываться дисквалификацией команды. Но по окончании игры командам будет дана возможность подать апелляцию. Как это сделать, мы скажем в конце игры.

Первый этап. Своя игра

На первом этапе мы будем играть в аналог телевизионной программы «Своя игра». На экране вы видите таблицу, в которой даны темы. В каждой теме вы по пять вопросов разной стоимости, которая также указана в таблице. Команды будут выбирать вопросы в порядке, в котором они зарегистрировались на игру. После того как вопрос выбран, он озвучивается и у всех команд есть минута, чтобы подумать над ответом. Ответ записывается на листочках, лежащих у вас на столе. На каждом листочке подпишите название команды. Анонимные ответы не принимаются. Команда, которая выбирала вопрос, также думает минуту, но затем отвечает устно. За правильный ответ дается количество баллов равное стоимости вопроса. В случае неправильного ответа команды не получают баллов, а команда выбравшая вопрос теряет количество баллов, равное стоимости вопроса. Все команды выберут по два вопроса.

(Задаются вопросы, параллельно высвечивающиеся на экране)

Темы/Баллы

Оружие победы

Катюша (БМ-13)

Винтовка Мосина (трехлинейка)

Священная война

День Победы

Землянка

Последний бой

Персоналии

И.В. Сталин

Н.Ф. Ватутин

А.И. Попов

Я.Ф. Павлов

М.В. Паникаха

Названия

Ни шагу назад

Могила Неизвестного солдата

Нюрнбергский процесс

Молодая гвардия

Зверобои

Великие сражения

Прохоровское

Сталинград

Ленинград

Сталинградская

Второй этап. Травести:

Переходим ко второму этапу. Он называется «Травести». Травести – это такое актерское амплуа, когда актер играет роль противоположного пола или ребенка, то есть переодевается. А вы сейчас будете разоблачать переодетые слова!

Вам сейчас раздадут задания. Это будет фрагмент текста, рассказывающего об известном историческом событии. Но несколько слов – имена и названия – заменены. Замененные слова выписаны отдельно ниже. Вам нужно разгадать какие же слова были вместо них на самом деле. Количество слов и их форма должна совпадать. Если на пример в тексте написано царь Глузд IV Узурпатор, то и в ответе должно быть написано имя царя в той же форме, например Иван IV Грозный. На выполнение задания у вас 5 минут.

Граждане и гражданки Человеческого Содружества !

Человеческое правительство и его глава господин Серебрянин поручили мне сделать следующее заявление:

Сегодня, в 9 часов вечера , без предъявления каких-либо претензий к Человеческому Содружеству , без объявления войны, инопланетные войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города….

Человеческое содружество -

господин Серебрянин -

в 9 часов вечера -

инопланетные-

Сегодня, 8 февраля , в 24 часа столица нашей Родины Дориат будет салютовать нашим доблестным войскам, освободившим Нарготронд и Гондолин , двенадцатью артиллерийскими залпами из 120 орудий.

За отличные наступательные действия объявляю благодарность всем руководимым Вами войскам, участвовавшим в операциях по освобождению Нарготронда и Гондолина .

Вечная слава героям, павшим в борьбе за свободу нашей Родины!

Смерть ангбандским оккупантам!

Дориат –

Нарготронд –

Гондолин –

Ангбандские –

3 хеллона 2323 года в Вавилоне представителями ассирийского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции ассирийских вооруженных сил. Грандиозная Патриотическая битва , которую вел хеттский народ против захватчиков, победоносно завершена. Ассирия полностью разгромлена. Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины!

3 хеллона 2323 года –

Вавилон –

Ассирия –

Грандиозная Патриотическая битва –

Хеттский

Третий этап. Конкурс капитанов

    Какая битва считается самой кровопролитной в истории? (Сталинградская)

    Как называется медаль, которой награждали Герою Советского Союза. (Золотая Звезда)

    Назовите имя-отчество маршала Жукова (Георгий Константинович)

    Самый большой концлагерь (Освенцим)

    Немецкий фельдмаршал, сдавшийся в плен Красной Армии (Паулюс)

    Эта девочка во время жизни в блокадном Ленинграде вела дневник, в котором всего 9 страниц (Таня Савичева)

    Какая битва стала завершением коренного перелома в Великой Отечественной войне? (Курская

    Кто во время войны обратился к гражданам СССР со словами «Братья и сестры …»? (Сталин)

    Какое название получил план войны против СССР, разработанный немецким командованием (план Барбаросса)

    Как называли дорогу, связывавшую Ленинград со страной и проходившую по льду Ладожского озера? (Дорога жизни)

Подведение итогов.
- Итак, наша игра окончена и пока жюри подводит итоги, команды могут подавать апелляции. Есть желающие? Апелляция подается следующим образом. Вы пишите о том, что по вашему мнению было неверно, почему вы так считаете и как вы предлагаете это исправить. Если апелляция логична и обоснована, то она будет принята. А теперь несколько слов о наиболее интересных или веселых ответах поступивших жюри (если будут таковые).

Объявление результатов игры.

муниципальный конкурс сценариев классных часов,

массовых мероприятий, посвященных 70-летию Победы

в Великой Отечественной войне

Пояснительная записка

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты историю Отечества?»

1.Цель – создание благоприятных условий для развития у учащихся интеллектуальных и творческих способностей, воспитание чувства сопричастности к истории своего Отечества, родного края, сохранение памяти об исторических событиях и подвигах нашего народа.

Задачи:

Активизация интереса обучающихся к историческим событиям и памятным датам родного края;

Расширение исторических знаний обучающихся;

Развитие познавательного интереса в области краеведения, к истории родного края.

2.Возраст участников - учащиеся 1- ой ступени.

Игра проводится в два этапа:

    ый этап заочный подготовительный.

Дорогой друг! Наша страна каждый год отмечает славные исторические даты. 70-летний юбилей прорыва Ленинградской блокады-это знаменательное событие стало символом величайшей стойкости защитников и жителей Ленинграда. Сталинградская битва - крупное сражение в ходе Великой Отечественной войны. Битва на Волге является одним из важнейших событий Второй мировой войны и наряду со сражением на Курской дуге. Они стали переломным моментом в ходе военных действий, после которых немецкие войска окончательно потеряли стратегическую инициативу. И многие другие.

Мы предлагаем тебе прочитать дополнительную литературу по данным темам, посетить библиотеки. Пусть старшие расскажут тебе об этих исторических моментах нашей страны и помогут разобраться в ходе Великой Отечественной войны 1941-45 г.г. Результат своей работы ты сможешь показать на интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю Отечества?»

2- ой очный. Участники через решение вопросов во время игры демонстрируют знания по данной теме истории.

Интеллектуальная игра

«Знаешь ли ты историю Отечества»

Ход мероприятия:

Ведущий (звучит музыка).

Добрый день, дорогие ребята.

Добрый день, уважаемые учителя и гости.

Мы рады приветствовать всех вас интеллектуальной игре «Знаешь ли ты историю Отечества?»

Сегодня здесь собрались те, кто любит много читать, кто изучает историю своей малой родины и всей страны в целом.

Наша игра посвящена славным историческим датам, которые празднует Российский народ в этом году.

Приближается великая дата для всей нашей родины.

70- лет тому назад советские солдаты завоевали мир для нашего народа.

Эта дата навечно вписана в историю страны. Победа в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) досталась нам дорогой ценой.

В этом году Свердловская область отпраздновала 80 - летний юбилей своего образования.

Все это вы узнали из прочитанных книг, из просмотра телевизионных фильмов, из передач. Многое вы узнали про войну, про Великую Победу от бабушек, дедушек, учителей и ваших родителей. Результатом работы стало ваше участие в заочном этапе викторины. Лучшие знатоки истории Отечества приглашены сегодня на муниципальную игру «Знаешь ли ты историю Отечества?»

Разрешите представить участников сегодняшней игры.

Представление игроков

Уважаемые юные знатоки истории!

Позвольте ознакомить вас с правилами нашей игры – викторины.

Будет три тура, в которых прозвучат вопросы.

За 30 секунд вы должны найти верный ответ.

Кто дает правильный ответ, тот игрок получает звезду, которую приклеивает на праздничный салют.

По итогам нашей игры, будет наглядно видно, чей салют самый яркий и праздничный. После трех туров пройдет финал, в котором примут участие самые умнейшие знатоки истории Отечества.

Итак, внимание, игра «Знаешь ли ты своё Отечество» начинается!

Первый тур . (Звучит музыка).

1 тур.

За четыре года смертельной схватки с фашистским захватчиком защитники страны прошли суровый путь войны через неудачи и отступления, от первых приграничных боев до стен Москвы, берегов Волги и гор Кавказа, а затем нелегкий путь мощного победоносного наступления.

Города-герои - почётное звание, которого удостоены 12 городов в СССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945.

ГОРОДА:(на слайде города герои)

1. Ленинград (ныне Санкт-Петербург)
2. Одесса
3. Севастополь
4. Волгоград (бывш.Сталинград)
5. Мурманск
6. Брест.
Сейчас я зачитываю информацию про города, вы внимательно слушаете, думайте о каком городе – герое идет речь и поднимаете ту цифру, рядом с которой написан этот город на слайде.

Вопросы про города - герои:

1.Это город за время этой битвы был разрушен до основания. После разгрома фашистских войск в городе осталось несколько строений. Весь город после войны отстраивали заново. Но как память об этой страшной войне оставили 2 здания (руины мельницы и “дом Павлова”). Ведь за обычный жилой дом взвод лейтенанта Павлова сражался много дней.

Ответ: 4 - ВОЛГОГРАД (бывший СТАЛИНГРАД)

2.Немецко-фашистский вермахт большое значение придавал морским путям в Заполярье. Через порты Северной Норвегии в Германию доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии. Гитлеровскому командованию победа в Заполярье представлялась легкой. Здесь не было наших войск, специально обученных для ведения боя в гористой местности. Молодой северный флот только становился на ноги. Но жители этого города защищали свой город.

Правильный ответ: 5 - МУРМАНСК.

3.Город́а-геро́и - почётное звание, которого удостоены 12 городов в СССР, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941-1945. Кроме того, одному из городов присвоено звание город - крепость.

Ответ: 6 - это город БРЕСТ.

4.Этот город получил звание города-героя за мужество, которое проявили его защитники во время блокады. Несмотря на жесточайший голод, суровые зимы и постоянные артобстрелы, жители города продержались 900 дней и не сдались.

Ответ: 1 - ЭТО ГОРОД ЛЕНИНГРАД.

2- ой слайд.

Хорошо известно определение Урала Александра Трифоновича Твардовского - «опорный край державы». Но крепость этой опоры не в уральских горах, не в металлургических и машиностроительных заводах, а в людях особой закалки – уральцах. На разных фронтах, в разных войсках сражались Ирбитчане – Герои Советского Союза.

Уважаемые знатоки, сейчас я зачитаю отрывки из биографии героев, вам нужно решить, о ком идет речь и поднять соответствующую цифру.

Вопрос на слайде №3 Герои Советского Союза Ирбитского района

    Речкалов Григорий Андреевич

    Азев Михаил Ефимович

    Спицын Спиридон Матвеевич

    Елохин Аггей Александрович

    Ожиганов Иван Алексеевич

    Демин Александр Фёдорович.

1. Родился в деревне Худяковой Ирбитского уезда в семье – крестьянина – бедняка. Окончил Свердловский аэроклуб и школу военных летчиков. В Великой Отечественной войне участвовал с первого до последнего дня. Правильный ответ под цифрой 1 - Григорий Андреевич.

2.«….Утром 23 марта 1943 года гитлеровцы пошли в атаку. Из района Большой балки двигался мотомеханизированный полк пехоты в 40 танков. Весь день продолжался бой. Вражеская атака была отбита. Наш земляк – герой погиб в этом бою.»

Правильный ответ под цифрой 6 - Демин Александр Федорович.

3. Родился в семье крестьянина-бедняка. В 1935 году приехал на жительство в деревню Буланову, Ирбитского района Работал в колхозе кузнецом. Трижды ранен. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 октября 1943 года за подвиг, совершенный при форсировании Днепра. После демобилизации из Советской Армии вернулся в деревню Буланову. Работал в совхозе « Ирбитский ».

Правильный ответ под цифрой 5 - Ожиганов Иван Алексеевич

4. Родился в селе Знаменском Ирбитского уезда в семье крестьянина-бедняка. В Великой Отечественной войне участвовал с июля 1941 года. Был командиром эскадрильи и заместителем командира 69-го истребительного авиационного полка. Звание Героя Советского Союза присвоено 10 февраля 1942 года. Погиб в воздушном бою над Харьковом 23 июня 1942 года. Правильный ответ под цифрой 4 - Елохин Аггей Александрович.

А теперь давайте немного отдохнем и послушаем музыку песен военных лет.

На слайде песни :

1. Священная война.

2. Катюша

3. В землянке

4. Синий платочек

5.Смуглянка

6.Темная ночь

Это песни военных лет, которые прошли сквозь огонь Великой Отечественной войны и продолжают жить в наши дни. Прослушав рассказ о военных песнях, мы можем узнать о том, что именно делали люди в тот, или иной момент жизни. О том, что они чувствовали и переживали, чему радовались и печалились, что их трогало и волновало. История песен – часть истории нашей Родины, этапы большого пути.

Для вас звучит музыка, и вы должны определить пеню.

А название песен для вас на экране. Приготовились, слушаем:

1-ая песня звучит (В ЗЕМЛЯНКЕ) Правильный ответ №3.

Одна из самых лирических песен военных лет песня «В землянке» , «родилась» совершенно случайно. Текстом песни стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне и написал в письме. В феврале 1942 года теплые и глубоко личные строки Суркова настолько вдохновили композитора Константина Листова, что тот написал для них музыку. Он же стал первым исполнителем этой песни.

2- ая песня (Священная война) Правильный ответ №1.
Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была
«Священная война» . Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа.

3- я песня (Темная ночь) Правильный ответ №6.

История создания всенародно любимой песни «Темная ночь» очень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом «Два бойца» у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.

4-ая «Смуглянка» Правильный ответ №5.

В 40 году поэтом Яковом Шведовым и композитором Анатолием Новиковым была создана песенная сюита о молдавских партизанах. Всего в сюите было семь песен, среди них, как Вы уже догадались, и «Смуглянка», написанная на основе молдавского фольклорного творчества.

Уважаемые юные знатоки истории Отечества!

Сейчас объявляю окончание 1 тура, прошу вас наклеить на салют заработанные звезды. Ну и всех вас мы приглашаем во второй тур.

ВТОРОЙ ТУР.

Умники и умницы, для вас новое задание «Кроссворд».

За каждое верное слово в кроссворде участники получают по одному баллу. У вас есть возможность заработать целых 8 баллов, которые мы переведем в звезды.

ПО горизонтали:

3. Город, выдержавший многодневную фашистскую осаду.

4. Летчик, совершивший ночной таран над Москвой в августе 1941 года.

5. Путь жизни по Ладожскому озеру к Ленинграду.

7. Территория страны, находящаяся за пределами военных действий.

8. На берегах этой реки советские войска взяли в кольцо немецкую армию Паулюса.
По вертикали:

1. Город, прославившийся обороной крепости.

2. Народные мстители, скрывавшиеся в лесах.

6. Дом правительства в Германии.

Звучит музыка, участники решают кроссворд.

Время закончилось.

Работы ребята сдаем кроссворды в жюри. Жюри проверяет.

Уважаемые знатоки, мы приглашаем вас в третий тур нашей игры.

Третий тур игры .

В этом году наша Свердловская область отпраздновала свой 80 – летний юбилей своего образования.

Этой дате посвящен 3- ий блок вопросов.

1. Что символизирует белый цвет флага Свердловской области?

1) чистоту и мудрость

2) постоянство, преданность и мир

3) процветание и стабильность

4) обновление жизни

2) Что символизирует синий цвет флага Свердловской области?

1) постоянство, преданность и мир

2) процветание и стабильность

3) чистоту и мудрость

3) Какой зверь изображен в центре герба Свердловской области?

1) медведь

2) хорёк

3) соболь

4) белый медведь

4. Кто на данный момент является губернатором Свердловской области?

1) Эдуард Россель

2) Евгений Куйвашев

3) Евгений Ройзман

4) Александр Мишарин

5.) На что указывают узкие белая и зеленая полосы флага Свердловской области?

1) на Средний Урал

2) на Северный Урал

3) на цвета исторического герба Екатеринбурга

4) на подземные металлы и самоцветы

Слово жюри (объявляются результаты второго тура, выдаются звезды, приклеиваются за два тура).

А сейчас, уважаемые знатоки, давайте вместе с вами посчитаем ваши звездные салюты.

(подводится общий итог игры)

Итак, по результатам трёх туров, в финал игры выходят:

№ ………………………………………………………………

№…………………………………………………………………

№……………………………………………………………….

№………………………………………………………………

Давайте поздравим финалистов громкими аплодисментами.

А сейчас последний решающий тур для финалистов.

СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ.

Вы должны составить новые слова из букв, которые входят в слова Свердловская область. (пишут)

Ребята, вы по очереди зачитываете слова, которые у вас получились, главное условие – не повторяться.

(Говорят слова)

Слово жюри.

(дополнительный вопрос)

Назовите дату образования Свердловской области.

Итак, абсолютным победителем нашей игры, становится…………………

Ему вручается ГРАМОТА, а так же приз.

Аплодисменты.

На этом наша игра закончилась. Всем большое спасибо.

Интеллектуальная викторина по истории «Своя игра»

Среди учащихся 8 классов.

Для участия в викторине требуется от каждого класса команда в составе 5 человек. В викторине будут представлены 5 категорий: «История школы», «История родного города», «Великая Отечественная война», «Великие люди Сибири». Вопросы каждой категории оценивается от 10 до 100 баллов.

Правила викторины:

1. По жребию одна из команд называет категорию и сумму баллов, которую она хотела бы заработать.

2. После правильного ответа она получает данную сумму и продолжает играть до тех пор, пока не ошибается, и ход переходит другой команде.

3. Время на обдумывание ответа – 1 минута.

4. Если команда не может ответить, за нее может ответить другая команда и получить данную сумму баллов, она же затем выбирает категорию.

5. Если никто не может ответить на вопрос, на него отвечает желающий из зала или ведущий, а следующая команда по очереди продолжает игру.

6. Победителем считается та команда, которая в сумме набирает большее количество баллов.

«История школы»

1.Когда начала функционировать наша школа? (назовите дату) 1997г

2.Коллективы учащихся и учителей каких школ соединились в единый коллектив школы №2? 2,4,3 школы

3.Кто был первым директором нашей школы? Селезнев Евгений Сергеевич

4.Назовите традиции нашей школы?

5.Сколько всего выпусков было за время функционирования нашей школы? 18-19?

«Великая Отечественная война»

    Когда началась Великая Отечественная война назовите точную дату и время? (22 июня 1941 года 4 часа утра)

    Кто руководил обороной Москвы в 1941 году? (Георгий Константинович Жуков)

    Рядовой красноармеец, закрывший своим телом амбразуру грота в бою у деревни Чернушки? (Александр Матросов)

    Как называется главный монумент посвященный ВОВ в городе Волгограде? («Родина-мать зовёт»)

«История России»

    Назовите дату крещения Руси, при каком князе было проведено данное мероприятие?

    Какой древнерусский князь, по легенде, повесил свой щит на ворота Царьграда?(Олег Вещий.)

    Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре.(Софья.)

    Кто и когда ввёл в России нумерацию годов от Рождества Христова, которой мы пользуемся ныне?(Пётр I, в 1700 году.)

    В июле 1945 года на этой конференции Советский Союз подтвердил своё согласие вступить в войну с Японией. Начался последний этап Второй мировой. Что это была за конференция? (Потсдамская конференция, близ Берлина.)

«Великие люди Сибири»

    Крестьянин села Покровское Тобольской губернии, приобрёл всемирную известность благодаря тому, что был другом семьи российского императора Николая II? Распутин Г.Е

    Советский военачальник, дважды Герой Советского Союза , командир 78-й стрелковой дивизии, остановившей в ноябре 1941 года наступление немцев на Москву. (Афана́сий Павла́нтьевич Белоборо́дов)

    Один из предводителей декабристского восстания, после восстания в декабре 1825 года, был сослан в Сибирь, дом – усадьба где жил этот человек сохранилась до наших дней в г.Иркутске и функционирует как музей(Трубецкой С.П)

    Русский общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец. Выходец из низов, благодаря своим способностям и трудолюбию привлёк внимание императора Александра I , в 1819-1821 был губернатором Иркутской губернии.(Сперанский М.М)

    Российский государственный деятель, с 1847 по 1861 год служил генерал-губернатором Восточной Сибири. В истории расширения российских владений в Сибири сыграл важную роль, присоединив территории близ реки Амур. Муравьев-Амурский Н.Н

«История родного города»

1. Как расшифровывается слово «Тайшет»?(холодная река)

2. В связи, с чем возник Тайшет? (постройка железной дороги)

3.Расшифруйте слово БАМ. Какое отношение БАМ имеет к Тайшету?

БАМ - Байкало – Амурская магистраль. С Тайшета начинается Байкало-Амурская магистраль (первый километр Байкало-Амурской магистрали находится в Тайшете).

4. Сколько тайшетцев получили звание героя Великой Отечественной войны? 8

5. Назовите улицы и микрорайоны, которые названы в честь воинов – героев Великой Отечественной войны.

Микрорайон (улица):

    Мясникова,

    Гастелло,

    Матросова,

    Пахотищева,

    Андреева,

    Капустина.

    Зои Космодемьянской

Интеллектуальная игра «Исторические портреты. Эпоха Смутного времени». Конспект


3. Теперь делим каждый двойной лист пополам: на одного учащегося – по одному листу.


4. По длине каждого листа делаем 7 отметок. Расстояние между отметками – 5 клеток.


5. Разрезаем тетрадный лист на 8 полосок-листочков (одна полоска получается лишней, ее откладываем в сторону).


6. Для класса, состоящего из 20 учащихся, надо изготовить всего 140 листочков. В начале игры раздаем эти листочки учащимся (по 7 штук каждому) и просим их подписать полоски так, как это показано ниже: слева пишется фамилия учащегося, ставится косая линия, а пространство справа остается чистым – оно предназначено для записи ответа.


7. Во время игры учащиеся придвигают к себе по одному листочку и после прочтения подсказки (первой, второй или третьей) записывают ответ (имя исторической личности) в правой части полоски.


8. Записав ответ, учащийся быстро сгибает листочек пополам (чернилами внутрь) и поднимает руку, чтобы передать ответ учителю.


9. В целях избегания путаницы при оценивании ответов, сделанных после разных подсказок, рекомендую учителям группировать листочки по трем стопкам: первая стопка – ответы, сделанные после первой подсказки (3 балла), вторая стопка – ответы, сделанные после второй подсказки (2 балла), третья стопка – ответы, сделанные после третьей подсказки (1 балл). Неправильные ответы в любой из стопок оцениваются в 0 баллов.


Надеюсь, я смог доходчиво объяснить принципы и особенности игрового процесса. А теперь, собственно, портретные подсказки – 7 исторических деятелей эпохи Смутного времени.
Исторические портреты
Портрет первый: Борис Годунов
1. Он происходил из старого боярского рода. При Иване Грозном служил опричником, женился на дочери Малюты Скуратова, а свою сестру выдал замуж за одного из сыновей царя.
2. При его непосредственном участии в 1589 году был избран первый русский патриарх, развернулось строительство крепостей и монастырей, был сооружен первый водопровод.
3. После пресечения династии Рюриковичей он в 1598 году был избран Земским собором на царство. Семь лет спустя он неожиданно для всех умер, его сын Федор убит, а в России началось правление самозванцев.
Портрет второй: Прокопий Ляпунов
1. Он происходил из старого дворянского рода. Борис Годунов не доверял ему и, как оказалось, совсем не случайно. Сразу после смерти царя он перешел со своим отрядом на службу к Лжедмитрию I, а после убийства последнего примкнул к движению Болотникова.
2. Испугавшись растущей мощи народного движения, он предал Болотникова и перешел на службу к Василию Шуйскому, которого прежде считал царем «без воли всей земли». Но и ему он служил недолго. В 1610 году он участвовал в свержении Василия Шуйского.
3. Какой бы сложной и противоречивой личностью он ни был, в отечественной истории он остался, прежде всего, как организатор и руководитель Первого (Рязанского) ополчения, созданного для освобождения Москвы от польских захватчиков.
Портрет третий: Федор Мстиславский
1. Он принадлежал к старинному княжескому роду, став его последним представителем. Участвовал в многочисленных военных походах. В 1604 году возглавлял войско в борьбе с Лжедмитрием I
2. Являясь членом Боярской думы на протяжении многих лет, он был не только самым знатным ее представителем, но и получал самое большое жалованье в русском государстве – 1200 рублей в год.
3. Три раза он отказывался от выдвижения на царский трон (1598, 1606, 1610). После свержения Василия Шуйского возглавил «Семибоярщину» и предложил польскому королевичу Владиславу стать русским царем.
Портрет четвертый: Иван Сусанин
1. Он был человеком самого простого звания. О жизни его почти ничего не известно, даже отчество его мы не знаем. Родился он в деревне Деревнище (другое название Деревенька), а жил в находившемся неподалеку селе Домнино Костромского уезда.
2. По одним данным он был обычным крепостным дворян Шестовых, по другим – являлся вотчинным старостой в селе Домнино, благодаря чему пользовался уважением среди крестьян и прекрасно знал окрестные места.
3. В литературе встречается несколько версий, описывающих его подвиг. Согласно самой распространенной из них, зимой 1613 года он был взят в качестве проводника польским отрядом, направлявшимся в село Домино – местопребывание юного царя Михаила Федоровича, которого интервенты хотели взять в плен. Согласившись показать дорогу до села, староста завел поляков в непроходимое болото, где погиб сам, но и погубил непрошеных гостей.
Портрет пятый: Кузьма Минин
1. Его точное происхождение до сих пор неизвестно. Предположительно он был сыном солеварщика. С ранних лет он привык трудиться и достаточно рано обзавелся собственным делом. В 1611 году он был избран земским старостой.
2. После неудачи Первого ополчения он обратился к жителям Нижнего Новгорода со знаменитым призывом «Заложим жен и детей наших, но спасем Русскую землю!» В короткие сроки были собраны большие средства, которые были потрачены на организацию нового ополчения.
3. Во Втором ополчении он ведал сбором денег, обеспечением войска и всеми хозяйственными вопросами. Военным руководителям ополчения по его совету был выбран князь Дмитрий Пожарский. Вместе с ним он и остался в памяти народной как организатор освобождения Москвы.
Портрет шестой: Патриарх Гермоген
1. Он родился в один год с Иваном Грозным – в 1530 году и события Смутного времени встретил уже глубоким стариком. В царствование Лжедмитрия I он был приближен ко двору, но из-за несовпадения взглядов с царем вскоре был отправлен в ссылку.
2. После свержения самозванца, царь Василий Шуйский призвал его в Москву. В 1606 году произошло самое важное событие в его жизни, благодаря которому он получил большое влияние на народ. Являясь приверженцем Василия Шуйского, он проклял всех участников крестьянского восстания Болотникова и объявил их еретиками.
3. После свержения Василия Шуйского он пытался организовать выборы нового русского царя, но, потерпев неудачу, согласился признать монархом польского королевича Владислава при условии, что последний примет православную веру. За отказ от сотрудничества с поляками, он был заключен в Чудов монастырь, где и умер от голода.
Портрет седьмой: Лжедмитрий II
1. Его настоящее имя неизвестно. Происхождение окутано тайной. По одним сведениям он был поповским сыном Матвеем Веревкиным, по другим – сыном стародубского стрельца. Третьи утверждали, что он сын еврея из города Шклова, а четвертые, что сын князя Курбского. Но настоящих доказательств в пользу той или иной версии не существует.
2. Появившись из ниоткуда, он очень быстро собрал большое войско, состоящее из польских отрядов и казаков, служилых людей и остатков болотниковского войска. Ему стали присягать на верность русские города. Летом 1608 года он подошел к Москве.
3. В историю он вошел под именем «тушинский вор»: в честь подмосковного села Тушино, где обосновалось его войско. Однако овладеть Москвой это разношерстное полчище так и не смогло. Спустя два года русско-шведское войско заставило отступить «тушинцев», а спустя еще несколько месяцев был убит сам «тушинский вор», настоящее имя которого так и осталось неизвестным.
ПС. Я планирую подготовить конспекты игры "Исторические портреты" по всему курсу российской истории за 7 класс. За темой "Эпоха Смутного времени" последуют "Бунташный век", "Эпоха петровских реформ", "Эпоха дворцовых переворотов". ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА «Впервые в истории»

Общешкольное мероприятие по истории

Дорогие друзья!

Любой человек при изучении истории рано или поздно примечает одну из особенностей исторического развития, которую еще в древности описал Екклесиаст:

"Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под солнцем. Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас". История любит повторения. На этом извечном принципе во многом и основывается ее изучение. Тем интереснее бывает обратиться и к другому не менее древнему свойству истории – случаться на ее памяти впервые. Изобретения и научные открытия, религиозные учения и полеты в космос зачастую расскажут о том или ином времени ярче и правдивее, чем иные документы. На этом свойстве исторических событий и построена дидактическая игра "Впервые в истории", которая проводится для учащихся старших классов средних учебных заведений в рамках общешкольных мероприятий – исторических игр, праздников к тем или иным памятным датам, олимпиад по истории и т. п.

Игра проводится как путешествие по музею истории, каждый зал которого посвящен одной из исторических эпох. Предлагаемые материалы постера предназначены для проведения игры. Представленные правила и игровые задания могут быть дополнены или изменены, исходя из специфики преподавания обществоведческих дисциплин в учебном учреждении или особенностей проводимого мероприятия.

Правила игры

В игре принимают участие 2 – 3 команды , составленные из учащихся 7 – 10 классов , любителей и знатоков истории (по 7 – 10 человек в каждой), а также группы поддержки команд (до 10 учащихся).

Игра проводится в пяти "залах" (классах), оформленных как музей истории при помощи репродукций картин, фотографий, портретов исторических деятелей, творческих работ детей и т. п.

"Экскурсию по музею" команды начинают с зала "Занимательная история" , где разыгрывают между собой право первого хода и соревнуются в умении решать занимательные исторические загадки и головоломки.

По ходу игры экскурсии команды проходят залы "Древний мир", "Средневековье", "Новое время", "Новейшее время", в каждом из которых отвечают на вопросы, связанные с определенной исторической эпохой. В этих залах участников игры сопровождают "гид" (ведущий), 3 – 4 члена жюри, а также группы поддержки команд.

Тема вопросов – события, произошедшие в истории впервые, и действующие лица этих событий.

Ответы команд оцениваются в баллах – в зависимости от сложности задания. Команда по ходу игры имеет право назначать и заменять отвечающих на вопрос, но так, чтобы в игре приняли участие все члены команды. Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

В случае достижения командами одинаковых результатов (равного количества набранных баллов), между ними проводится дополнительное состязание, по результату которого определяется победитель.

По окончании игры ее участники собираются в зале «Занимательная история» , где жюри подводит итоги и награждает победителей.

Победители определяются не только в командном, но и в личном первенстве – например, за наибольшее число правильных ответов среди всех участников (1, 2, 3 места), за разносторонние знания (эрудицию) и др.

ЗАЛ"ЗАНИМАТЕЛЬ_

НАЯ ЗАЛ "Занимательная история"

В этом зале команды участвуют одновременно. В начале игры разыгрывается право первого хода: команда участница, первой ответившая на вопрос о содержимом черного ящика, начинает игру. Выносится черный ящик.

То, что лежит в этом ящике, издавна являлось неотъемлемым предметом быта в эпоху Нового времени. О нем сложена загадка – "Тело белое, душа льняная, маковка золотая". (Свеча)

Игровое поле представляет собой девять квадратов, в каждом из которых находятся

занимательные задания по истории.

"Исторические пятнашки"

"Народная мудрость"

"Исторический зоосад"

"Черный ящик"

"Ассоциации"

ЖЗЛ

"Крестословица"

"Историческая мозаика"

Кубом покати

Команда, получившая право первого хода, выбирает любой квадрат (задание) и в случае правильного ответа выбирает следующий квадрат. Игра строится по принципу игры в "крестики-нолики". Команда, решившая задание в одном из квадратов, закрывает его своим знаком.

Цель – ответить на вопросы в трех квадратах. В случае, если команда затрудняется с ответом или дает неправильный, неполный ответ, право хода переходит следующей команде.

За каждый правильный ответ команды получают зачетные очки.

Команды, решившие три конкурсных задания, получают маршрутный лист и продолжают игру в других залах "музея"

"Черный ящик"

Выносится черный ящик и объявляется задание:

В этом ящике находится природное вещество, знакомое людям с глубокой древности. Это же вещество содержится и в метеоритах, падающих на землю. Поэтому многие древние народы называли его "Небесным камнем". А еще это слово в переводе обозначает "рыжий". Что это за вещество? Оценка конкурса – 3 балла . (Железная руда)

"Народная мудрость"

Команде предлагается конверт с заданием, в котором находится одна из известных русских

пословиц или поговорок. Средствами пантомимы члены команды должны выразить эту пословицу. На подготовку отводится пять минут. Выполнение задания оценивается по 5_балльной системе.

Задание:

1. "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится"

2. "Сытый голодного не разумеет"

3. "Не красна изба углами, а красна пирогами"

"Ассоциации"

Команда получает задание выбрать одну из трех карточек с названием города:

1. Рим

2. Константинополь

3. Париж

Необходимо в течение 1 минуты назвать все, что ассоциируется с этим городом (исторические

события и памятные даты, знаменитых людей, памятники архитектуры, литературные произведения с упоминанием о городе, научные достижения и т. п.).

Максимальная оценка конкурса – 5 баллов .

"Историческая мозаика"

Команде демонстрируется, начиная с небольшого фрагмента (например, 1/8 или 1/4 часть), одна из известных картин на историческую тему. Если участники не могут отгадать ее название,

фрагмент увеличивается (удваивается). Чем быстрее узнает команда название картины, тем больше баллов она получит:

один фрагмент картины – 4 балла ;

два фрагмента – 3 балла ;

три фрагмента – 2 балла ;

четыре фрагмента (полное изображение картины) – 1 балл .

Команда может заработать дополнительные баллы (плюс 2 балла ), если не только определит название картины, но и расскажет, кто художник, какое историческое событие изображено

на картине и когда оно происходило. В качестве задания предлагаются фрагменты картин:

1. В. Суриков. "Утро стрелецкой казни".

2. К. Брюллов. "Последний день Помпеи".

3. Э. Делакруа. "Свобода, ведущая народ на баррикады 28 июля 1830 года".

"Жизнь замечательных людей"

Команды по приведенному описанию в течение 1 минуты должны определить, о каком

историческом деятеле идет речь.

Максимальная оценка задания – 3 балла .

1 . Он был задумчив и спокоен,

Загадкой круга увлечен.

Над ним невежественный воин

Взмахнул разбойничьим мечом.

Прошла столетий вереница,

Научный подвиг не забыт.

Никто не знает, кто убийца,

Но знают все, кто был убит.

Кто из математиков древности погиб от меча римского солдата, гордо заявив ему: "Отойди, не

трогай моих чертежей!"? (Архимед, основатель гидростатики, создатель мощных катапульт,

гигантских кранов, защитник Сиракуз)

2 . Эта женщина княжила не от своего имени, а от имени сына, который был малолетним; соблюдая традиции своего времени, жестоко и изощренно отомстила за гибель близкого человека.

Именно она первой из правителей в России: провела налоговую реформу, установив размеры

дани и места ее сборов; приняла крещение в Византии. О каком человеке идет речь?

(Княгиня Ольга)

3. Этот человек получил хорошее военное образование, но не имел опыта ни в военных, ни

в государственных делах. У него было два старших брата, и при нормальном ходе событий он не

должен был царствовать, поэтому свое воцарение на престоле воспринял как знак судьбы.

При нем на высших государственных должностях оказалось много немецких дворян из Прибалтики, что сам он объяснял так: "Русские дворяне служат государству, а немецкие – мне". Н.А. Добролюбов писал о нем: "Солдат по призванию, солдат по образованию, по наружности и по внешности". Кто был этот человек? (Император Николай I Павлович)

"Исторический зоосад"

Команде выдается лист, на котором собраны изображения зверей и птиц, "вошедших в историю":

волчицы , гусей , слона , льва , быка , орла . Ведущий засекает время (например, 5 минут),

в течение которого участники этой игры отвечают (письменно): Чем знаменито то или иное животное, в истории какого народа оно сыгралоисторическую роль? За каждый правильный ответ команда получает 1 балл .

Ответы:

Волчица ("капитолийская"). Статуя ее установлена в Риме, в Капитолии, за то, что по легенде она

выкормила братьев-близнецов, основателей Рима (753 год до н. э.) – Рема и Ромула.

Гуси . Есть крылатое выражение: "Гуси Рим спасли", связанное с преданием о том, как гуси разбудили своим криком римских воинов в момент начала штурма Капитолия при нападении галлов на Рим в 390 году до н. э.

Слоны . Использовались в войнах карфагенским царем Ганнибалом и особенно прославились

в походе 218 года до н. э.

Лев . Почитаем в Индии с древнейших времен. Четыре льва венчают каменную колонну III века до н. э. – символ могущества и безопасности государства (они бдительно смотрят во все стороны света). В наши дни это изображение является гербом Индии.

Бык . Финикийская царевна Европа поразила своей красотой Зевса. Пленившись ею, Громовержец, чтобы скрыть свое увлечение от ревнивой Геры, превратился в быка и доставил царевну Европу на своей спине через море на остров Крит.

Орел . Священная птица Зевса – знак царственности. Громадный страшный орел по приказу Зевса долгие века ежедневно прилетал к прикованному Прометею, рвал клювом и когтями печень титана, пока не был сражен стрелой Геракла.

"Исторические пятнашки"

Команда получает задание перечислить исторические даты, которые записаны в 16 клетках

игрового поля, в хронологическом порядке. Каждой дате соответствует известное событие

отечественной истории. Его необходимо назвать, показывая на поле дату, после чего можно будет

перейти к следующей по хронологии дате. Задача команды – указать как можно больше дат

и исторических событий. Максимальная оценка задания – 5 баллов .

Ответы:

988 год – Крещение Руси

1147 год – Первое летописное упоминание о Москве

1223 год – Битва на Калке

1237 год – Нашествие Батыя на Русь

1242 год – Ледовое побоище

1380 год – Куликовская битва

1480 год – Свержение ордынского ига

1549 год – Первый земский собор

1612 год – Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского

1649 год – Принятие "Соборного уложения"

1703 год – Основание Петербурга

1709 год – Полтавская битва

1799 год – Итальянский и швейцарский походы А.В. Суворова

1812 год – Отечественная война

1825 год – Восстание декабристов

1861 год – Отмена крепостного права в России

"Крестословица"

Командам раздаются листы в клетку, на которых они записывают слова на заданную

историческую тему. Первое слово (не менее пяти букв, каждая буква в отдельной клетке) записывается одним из членов команды в середине листа по горизонтали. Затем остальные участники команды по очереди пишут слова на эту же тему с таким расчетом, чтобы при записи

по вертикали и горизонтали добиться наибольшего числа пересечений с предыдущими словами (по типу кроссворда).

Время на выполнение задания – 7 – 10 минут. Очки начисляются по числу пересечений

(общих букв) в записанных словах.

Пример. Предположим, выбрана тема "Древняя Греция". Первый участник записывает по горизонтали слово "Антигона". Второй пишет по вертикали слово "трирема", записывая одно очко, так как у этих слов получилось одно пересечение (буква "и"). Следующий участник записывает по вертикали слово "сфинкс" и ставит одно очко (пересечение – буква "н").

Четвертый участник пишет по горизонтали слово "Ксеркс", прибавляя два очка (за два пересечения), и т. д.

ЗАЛ "ДРЕВНИЙ МИР" (с древнейших времен до V века н. э.)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Древняя история".

3 балла .

1 баллу .

Время на обдумывание вопроса – 30 секунд .

1. Назовите первый металл, который человек использовал для изготовления орудий труда. (Медь)

2. Назовите самый древний в мире музыкальный инструмент. Он был найден на территории

нашей страны при раскопках в Хакасии. Его возраст около 34 тысяч лет. (Свирель)

3. Где впервые были проведены спортивные состязания, названные Олимпийскими играми?

(Греция)

4. Как назывались первые водопроводы – арочные мосты, сооружавшиеся древними римлянами

для пропуска воды над глубокими оврагами, долинами, реками и др. препятствиями?

(Акведуки)

5. Назовите первое в истории оружие, обладающее прицельным качеством. (Лук)

6. Назовите древнейший тип человека, имеющий в своем облике многие черты обезьяны.

(Питекантроп, в переводе с греческого – обезьяночеловек)

7. Компас, который и в наше время используют для ориентации на местности, был изобретен

в глубокой древности . Назовите страну, где был изобретен этот прибор. (Китай)

8. Назовите древнее государство, где изобрели календарь, в котором продолжительность года

впервые была определена в 365 дней, а сам год был разделен на 12 месяцев. (Египет)

9. В какой стране впервые изобрели десятерично-позиционную систему счета, в дальнейшем

получившую распространение во всем мире? (Индия)

10. В каком государстве ремесленники первыми научились изготовлять прозрачное стекло? Они

смешивали прибрежный песок с селитрой и плавили этот состав. Из полученного прозрачного стекла выдували маленькие сосуды, отливали круглые зеркала. (Финикия)

11. Какие самые первые , изобретенные еще в глубокой древности, средства передвижения

существуют и поныне? (Лодка, лыжи, телега)

12. Что называют первым крупным разделением труда в истории? (Разделение скотоводства и земледелия)

ЗАЛ "СРЕДНЕВЕКОВЬЕ" (VI – XVI века)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Средневековье".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу 30 секунд.

1. Назовите первое в России правительственное учреждение, ведавшее сношениями

с иностранными государствами.

(Посольский приказ, основанный в 1549 году. Его возглавил дьяк И.М. Висковатый)

2. В России единая военная форма одежды появилась на несколько десятилетий раньше , чем

в Западной Европе. Учрежденные полки были одеты в длиннополые кафтаны и отороченные

мехом шапки. Когда появились первые полки в России, и какое название они носили?

(В середине XVI века, это были стрелецкие полки)

3. Сейчас трудно представить человека, который не имел бы фамилии. А когда появились первые

русские фамилии? (В XVI веке)

4. Кто из известных ученых первым наблюдал звездное небо в телескоп и сделал ряд открытий, подтвердивших учение Коперника? Этот ученый при помощи телескопа обнаружил большое число звезд, подтвердив таким образом догадку Джордано Бруно, что звезд-солнц бесчисленное множество, а Вселенная бесконечна. (Галилео Галилей)

5. Где и когда появились первые башенные часы в России, которые долгое время оставались

единственными башенными часами на Руси? (На Спасской башне в 1404 году, часы были созданы механиком-самоучкой, монахом Лазарем Сербиным)

6. Когда в России была открыта первая аптека? (В 1581 году, при Иване Грозном)

7. Назовите имя первого европейца, положившего начало освоению Сибири и ее освобождению

от татарского владычества. (Русский казак Ермак Тимофеевич)

8. Назовите основателя первого монашеского ордена, созданного в XI – XII веках для укрепления авторитета церкви и восстановления монашеских идеалов. (Франциск Ассизский)

9. Когда впервые на Руси появились школы? (В конце X века)

10. Когда на Руси впервые применили огнестрельное оружие, и как оно называлось?

(При защите Москвы от войск хана Тохтамыша. Пушки были установлены на стенах Кремля и стреляли камнями и мелко нарубленным железом)

11. Назовите самый первый морской порт нашей страны.

(Архангельск, первоначальные постройки относятся к XVI веку)

12. Что являлось самыми древними наградами на Руси? ("Золотые гривны" – самый первый знак

воинской доблести. Дружинники носили их на шее как почетную награду)

ЗАЛ "НОВОЕ ВРЕМЯ" (XVII – XIX века)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Новое время".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу . Время на обдумывание вопроса – 30 секунд .

1. Известно, что история русского флага началась в XVII веке. А когда впервые на судах Военно-

морского флота России взвился Андреевский флаг? (В конце XVII века)

2. Назовите первую женщину-офицера в России. Она родилась в семье командира эскадрона

гусарского полка, расквартированного неподалеку от Херсона. Ординарец отца Ахметов научил девочку скакать на коне, стрелять, владеть саблей. В 1806 году она сбежала из родительского дома, переоделась в мужскую одежду и под вымышленной фамилией Соколов поступила добровольцем в Литовский уланский полк. Участвовала в сражениях в Пруссии; под Бородино ее

контузило. Отдав армии в общей сложности 10 лет, она закончила службу в звании штаб ротмистра. Оставила после себя знаменитые "Записки кавалерист-девицы". (Надежда Дурова)

3. Какой город является местом рождения русского флота? Когда и в связи с чем это

событие произошло? (Воронеж. В 1696 году Петр I распорядился соорудить здесь верфь, на которой был построен Азовский флот, обеспечивший успех Азовских походов Петра)

4. Он не только основал первый профессиональный публичный театр, но и был его архитектором,

декоратором, капельмейстером, автором и переводчиком пьес и, наконец, директором.

В настоящее время этот театр носит имя своего основателя. Кто он? (Федор Григорьевич Волков)

5. Известный русский зодчий второй половины XVIII века построил в Москве частный дом,

в котором в 1861 году была размещена первая в Москве публичная библиотека. Назовите,

что это за дом, как звали зодчего? (Дом Пашкова; архитектор В.И. Баженов)

6. В каком городе в январе 1883 года была открыта первая в России городская почта?

(В Петербурге)

7. Где и когда было создано первое в истории человечества правительство диктатуры

пролетариата? (Во Франции в 1871 году восставшие рабочие создали Парижскую Коммуну)

8. 20 июля 1882 года в Красном Селе под Петербургом в воздух поднялся первый в мире

самолет. Этот полет состоялся на 21 год раньше полета самолета братьев Райт. Назовите

конструктора первого в мире самолета . (Александр Федорович Можайский)

9. Назовите русского монарха, впервые в истории избранного народом на царство.

(Борис Годунов)

10. Кому первому в России была сделана прививка от оспы, в то время когда страшная болезнь

безжалостно косила население страны? (12 октября 1768 года Екатерина II одна из первых в России согласилась сделать прививку от оспы себе и наследнику престола Павлу I)

11. Когда было открыто первое высшее учебное заведение в Москве и как оно называлось?

(Славяно-греко-латинская академия была открыта в XVII веке по инициативе Симеона Полоцкого)

12. Когда впервые в России была введена всеобщая воинская повинность? В Высочайшем

Манифесте по этому поводу говорилось: "Защита престола и Отечества есть священная

обязанность каждого русского подданного…". (В 1874 году, при Александре II)

ЗАЛ "НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ" (с XX века по настоящее время)

Командам предлагается на выбор три вопроса по теме "Новейшее время".

Вопросы с четными номерами (2, 4, 6, 8, 10, 12) имеют повышенную сложность и оцениваются в 3 балла .

Вопросы с нечетными номерами (1, 3, 5, 7, 9, 11) – менее сложные, за правильные ответы на них присуждается по 1 баллу . Время на обдумывание вопроса – 30 секунд.

1. Впервые спортсмены России приняли участие в Олимпийских играх в 1908 году. Делегация

состояла из восьми человек: двух легкоатлетов, одного велосипедиста, четырех борцов и одного

фигуриста. Где проходили эти игры? (В Лондоне)

2. Кто из отечественных кинематографистов первым получил один из главных призов Американской академии киноискусств – Золотую статуэтку "Оскар"? Как назывался этот "лучший иностранный фильм, демонстрировавшийся в США"? (Кинорежиссер С. Бондарчук, киноэпопея "Война и мир")

3. Назовите первого российского лауреата Нобелевской премии, создателя учения

о высшей нервной деятельности, получившего эту премию за "Классический трактат по

физиологии кровообращения и пищеварения". (В 1904 году, Иван Петрович Павлов)

4. Нынешние российские парламентарии лишь повторили опыт своих предшественников:

первый опыт голосования при помощи кнопки стал возможен благодаря русскому инженеру

П.М. Аваеву, который изобрел электрический прибор для голосования. Когда появилось это

изобретение и где впервые было использовано? (В1905 году, его использовали при голосовании

в I Государственной думе)

5. Кого называют "отцом" водородной бомбы, первым в мире создавшим это термоядерное

оружие? (Академика А.Д. Сахарова. Термоядерная бомба была впервые испытана в августе 1953 года)

6. Как называлась первая в России легальная политическая партия, и когда она была создана?

(Конституционные демократы (кадеты); учредительный съезд этой партии собрался

в Москве в октябре 1905 года)

7. 18 июня 1937 года весь мир облетела весть о советских летчиках, совершивших впервые

в мире перелет по маршруту Москва – Ванкувер (США) через Северный полюс. Назовите имена

этих отважных летчиков. (В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков)

8. Кому при Советской власти первому был поставлен памятник, торжественно открытый

в Петрограде 22 сентября 1918 года?

(Русскому писателю А.Н. Радищеву. Поскольку памятник был сделан из дерева, до наших дней

он не сохранился)

9. Когда была создана первая в мире научная станция на Северном полюсе?

(В 1937 году, это была советская станция СП-1)

10. Назовите изобретателя, спроектировавшего в 1911 году первый в мире танк. Известно, что

он был сыном великого русского ученого-химика, а также то, что практическому осуществлению этого проекта помешали императорские чиновники. Танк впервые был применен английскими войсками во время Первой мировой войны, а первый советский танк был построен в 1920 году.

(В.Д. Менделеев, сын русского ученого-химика Д.И. Менделеева)

11. Когда впервые в ходе Великой Отечественной войны был дан салют победителям?

(5 августа 1943 года)

12. Назовите первое живое существо, облетевшее Луну на советском космическом корабле. Это

произошло 21 сентября 1968 года (еще до американцев).

(Среднеазиатская черепашка, она благополучно вернулась домой)



 

Возможно, будет полезно почитать: