Конкретность как принцип революционно-практической деятельности бабаян, гариб михайлович.

Российско-карабахские (арцахские) связи берут свое начало со времен Петра I, когда арцахские мелики (князья) обратились к нему с просьбой о покровительстве. Царь обещал помочь Арцаху, протянуть руку помощи христианскому народу в его многовековой борьбе против персидского и турецкого ига. Однако тогда война со шведами помешала Петру I оказать своевременную помощь армянам, она пришла чуть позже, в 1805 году, когда согласно русско-персидскому договору Карабах (Арцах) перешел под российскую юрисдикцию и стал частью России.

Позже, в 1813 году, согласно Гюлистанскому мирному договору, заключенному между Россией и Персией (12 октября 1813 года), весь Карабах окончательно и во веки веков был признан неотъемлемой частью Российской империи. Данный договор не имел каких-либо временных ограничений как международный договор и обязал Персию признать Карабах (Арцах) составной частью России. В дальнейшем положения этого договора были подтверждены новым Туркменчайским договором, подписанным между Россией и Персией 10 февраля 1828 г., где Карабах уже априори признавался частью Российской империи.

Таким образом, начиная с XVIII века, когда карабахские мелики и духовенство приняли историческое и военно-политическое решение о своей пророссийской ориентации, Арцах и арцахские армяне жили и развивались в ауре двух культур, двух языков, в симбиозе армянской и русской духовных ценностей и христианских нравственных норм и императивов. Русский язык и культура стали составной частью культуры и общения арцахских армян. Отсюда их билингвизм, который заметен даже сейчас. В Арцахе прекрасное отношение к России и русским, ее считают не чужой страной, а своей, родной и братской. Арцахские армяне это братство не раз доказали на поле брани, воюя вместе с русскими против турок и персов.

В настоящее время, к сожалению, российско-арцахские связи на официальном межгосударственном уровне отсутствуют. Здесь, видимо, свою роль играет непризнанность Республики Арцах как со стороны международного сообщества, так и, естественно, России. Однако необходимо отметить, что Россия, будучи страной — сопредседателем Минской группы ОБСЕ, через своего постоянного представителя в этой группе все же ведет переговорный процесс с властями Республики Арцах, что является определенным межгосударственным отношением.

Кроме того, имея свои жизненно важные интересы на Кавказе, Москва по определению внимательно отслеживает все процессы, происходящие как в целом в регионе, так и в Республике Арцах. Здесь часто бывают с «частными» визитами как государственные мужи из России, так и члены аналитического и экспертного сообщества, которые интересуются проблемами политического, социального, экономического и духовного характера, изучают процессы, которые происходят как в общественно-политической жизни Арцаха, так и среди населения страны. Это говорит о растущем интересе экспертно-аналитического сообщества к процессам, происходящим в Арцахе, что, на наш взгляд, также является определенным проявлением межгосударственных отношений, хотим мы этого или нет. Важно отметить, что в результате этих связей и коммуникаций происходит обмен информационного характера, определенный мониторинг доминирующих идей и взглядов политических элит двух стран по отношению друг к другу. Это говорит о том, что, скорее всего, такие связи существуют.

Необходимо отметить, что из года в год укрепляются гуманитарные связи России и Арцаха. В Республику Арцах часто приезжают российские туристы, причем не только армяне, но и представители многих других национальностей, что укрепляет межкультурные и межнациональные связи граждан России и Арцаха. Следует особо отметить, что немалая часть российских армян имеют арцахские корни и их живой интерес к родине предков говорит о процессе растущей самоидентификации этих людей.

Их адаптация к арцахской среде сильно облегчается тем, что в Арцахе русский язык фактически является вторым родным языком, которым свободно владеют большинство арцахских армян, поэтому гостям из России здесь очень комфортно и спокойно. Эти ощущения россиян усиливаются в результате их общения с местным населением, они воочию видят, что в Арцахе традиционно хорошо относятся к России и русским. Важность этих гуманитарных связей заключается в том, что они дают необходимый импульс и определенный социальный заказ государственной и политической элите двух стран к межгосударственным отношениям и связям, непосредственным или опосредованным, что с формальной точки зрения отнюдь не важно.

В последние годы заметно укрепились также бизнес связи наших стран, хотя необходимо тут отметить, что пока эти связи происходят на уровне частных бизнес-отношений, что, однако, также является неплохим показателем развивающихся связей. Особо следует отметить всплеск гуманитарной помощи со стороны граждан России (не только этнических армян) после агрессии Азербайджана в апреле этого года, когда со всех российских городов и областей начала поступать помощь и поддержка для Республики Арцах. Эта материальная и моральная поддержка россиян была с благодарностью воспринята гражданами Арцаха как акт поддержки и доброй воли со стороны всех граждан России, а также властных структур этой страны.

Арцахские армяне воспринимают Россию как гарант мира и безопасности на Кавказе, а к ее сопредседательству в Минской группе ОБСЕ относятся с доверием и уважением. Поэтому очень важно, чтобы государственные чиновники России не позволяли себе легковесные, а порою и обидные высказывания, как это сделал недавно вице-премьер России Дмитрий Рогозин и некоторые иже с ним, которые, несомненно, наносят ущерб многовековым братским связям русского и армянского народов. Это одинаково относится также и к многочисленным горе-политологам с обеих сторон, которые порою своими сиюминутными эмоциями наносят непоправимый вред нашим братским отношениям, забывая о великом наказе лучших сынов наших двух народов, беречь и приумножать то великое наследство, которое они нам оставили — дружбу и братство наших народов.

России, как одному из ведущих игроков мировой геополитики, важно иметь спокойную и неконфликтную зону в своем подбрюшье, в Закавказье. Следует отметить, что это зона особых интересов России уже на протяжении нескольких веков, и Москва вряд ли откажется от них сегодня, когда вектор мировых геополитических вызовов сдвинулся на Ближний Восток, который находится в непосредственной близости от Закавказья в целом и от Республики Арцах в частности. Естественно, что в Арцахе тоже внимательно следят за всеми теми процессами, которые происходят в Закавказье и на Ближнем Востоке, а также за тем, как в соседних странах относятся к самой Республике Арцах, к чаяниям его народа.

Думаем, нелишне подчеркнуть, что успешное государственное строительство в Республике Арцах, де-факто существующей уже 25 лет демократической, правовой и цивилизованной стране, является предметом особого внимания и гордости мирового армянства, которое оказывает всестороннюю материальную, моральную и политико-лоббистскую помощь и поддержку этой молодой республике. Несомненно и то, что арцахские армяне смогли с оружием в руках защищать свою Родину от агрессии Азербайджана как в 1990-х годах, так и в нынешней апрельской войне, доказав миру, что Баку не сможет их завоевать военным путем и поэтому должен выбрать политико-дипломатический путь отношений с Республикой Арцах.

Что же касается российско-арцахских отношений считаем, что пора уже этим отношениям встать на рельсы нормальных и постоянных контактов и связей, которые пойдут как на пользу нашим государствам и народам, так и всему региону, где, несомненно, переплетаются интересы многих мировых и региональных держав. Россия могла бы активизировать свою внешнюю политику относительно Закавказья и наконец-то вспомнить вековую истину о том, что «старый друг стоит двух новых». Для этого достаточно пролистать недавнюю историю Российской Империи и убедиться в том, что армяне Арцаха всегда плечом к плечу с русскими воевали против наших общих врагов, а в годы Великой Отечественной Войны 180-тысячное население Арцаха дало СССР пятерых маршалов, более двух десятков генералов, 23 героя Советского Союза, 7 Кавалеров Ордена Славы 3-х степеней.

Народы и нации в истории не случайно сближаются, став братьями, либо надолго расходятся, став врагами. Видимо, настало время принимать нестандартные решения и не оглядываться по сторонам, особенно сейчас, когда, по сути, третья мировая война уже тлеет и любая небольшая искра ее может разжечь. Поэтому России невыгодно иметь в непосредственной зоне своих интересов агрессивно настроенный и непредсказуемый Азербайджан, который все время грозится начать новую войну против Республики Арцах. На наш взгляд, Москве пора уже переходить на другой уровень отношений с народом и руководством Арцаха, что позволит вести более адекватную и реальную политику в этом важном для нее регионе.

Это уже начали осознавать некоторые российские аналитики, политологи и государственные деятели, которые считают, что в сложившихся реалиях важно принимать нестандартные политико-дипломатические решения и строить отношения с де-факто существующими вот уже 25 лет новыми государствами — Республикой Арцах, ПМР, Республикой Абхазия, Республикой Южная Осетия. Примечательно, что в дни празднования 25-летия Республики Арцах было официально объявлено, что между Абхазской Республикой и Республикой Арцах подписан договор об открытии посольств в Сухуми и в Степанакерте, что является новым качеством отношений данных де-факто государств, притом, важно, что Россия официально признала Абхазскую Республику. Видимо этот процесс продолжится и между другими новыми государствами постсоветского пространства, что обусловит собою новые подходы и отношения и со стороны Москвы.

Гариб БАБАЯН, ИА REGNUM

Дополните информацию о персоне

Биография

Родился 06.02.1955г. в г.Карягин (с 1959 года г.Физули) Аз.ССР.

Окончил русскую среднюю школу №2 им. С.М.Кирова в 1971 году. В 1980 году окончил философский факультет Ростовского-на-Дону Государственного университета, в 1985-1988 г.г. учился в очной аспирантуре философского ф-та РГУ.

В 1996 году основал кафедру Гуманитарных наук в Институте Управления, Бизнеса и Права (ИУБиП) г.Ростов-на-Дону. С 1996 по 2004гг работал деканом юридического факультета ИУБиП(г.Ростов-на-Дону).

В 2004 году основал кафедру Международного и Европейского права юридического факультета, в Российско-Армянском (Славянском) университете г.Ереван.

В январе-сентябре 2009 году основал кафедру права юридического факультета Арцахского Государственного университета (АрГУ) г. Степанакерт, НКР.

С октября 2009 работает проректором по научной работе и внешним связям Университета Месроп Маштоц (УММ) г.Степанакерта, НКР, где организовал проведение ежегодных международных научных конференций и круглых столов.

Является члегном редакционного совета журнала "Цивилизация и человек" (г.Саратов).

C 2004г. - Член Ассоциации международного права России.

Член Экспертного Совета ЧКРИАЦ РИСИ.

Сочинения

  • Karabach – das Land der lachenden Armenier («Карабах – страна смеющихся армян»). //Garib Babayan und Armen Arsumanjan. Karabach - Das Land der lachenden Armenier. Dezember 2012. Hay Media Verlag ISBN 978-3-86320-022-0
  • Автореферат Конкретность как принцип революционно-практической деятельности; Бабаян, Гариб Михайлович; Ростов-на-Дону 1988
  • Исторические, военно-политические и духовные связи России и Карабаха //журнал "Цивилизация и человек" (г.Саратов, №3 2011)

Достижения

  • Кандидат философских наук
  • профессор

Изображения

Нет «хороших» или «плохих» террористов, есть большое зло – международный терроризм, против которого должен бороться весь цивилизованный мир

Известно, что против армян Арцаха на стороне Азербайджана воевали международные террористы разных мастей и из разных стран: украинские и прибалтийские националисты, боевики из Афганистана, Пакистана, Турции, Ичкерийской Чечни, Средней Азии и других стран, о чем не раз мировую общественность извещали МИД и СМИ Армении и Арцаха.

Важно отметить, что мотивы своего участия в войне против армянского народа каждая из указанных групп международных террористов обосновывала по-своему. Кто-то, по их словам, приезжал за военными трофеями и с целью материальной наживы (Шамиль Басаев, Салман Радуев, Хаттаб и др.). Кто-то пытался придать своим бандитским действиям оттенок псевдорелигиозной солидарности (банды наемников из Афганистана, Пакистана и Средней Азии). Кто-то якобы приезжал просто зарабатывать деньги, а кто-то, помимо зарабатывания денег, обосновывал свою преступную деятельность борьбой против влияния России (особенно украинские и прибалтийские националисты). Их всех объединял флаг международного терроризма, несмотря на любые, с их точки зрения, «благие» намерения. Руководство Азербайджана щедро оплачивало их «услуги» по уничтожению армянского народа в Арцахе. Армянский народ в тяжелейших условиях дал достойный отпор всему этому международному отребью, а опыт борьбы Армии обороны Арцаха в азербайджано-карабахской войне 1991–1994 гг. с представителями международного терроризма, нанятыми властями Азербайджана, видимо, был внимательно изучен соответствующими спецслужбами России, так как это было новым явлением на постсоветском пространстве. Дело в том, что многие из этих международных террористов, пройдя апробацию в Арцахе, потом воевали против России на Северном Кавказе. Необходимо отметить и то, что апрельская 2016 года война Азербайджана против Республики Арцах показала, что Азербайджан по-прежнему пользуется услугами международных террористов, в данном случае ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Это видно по почерку их действий в селе Талиш Мартакертского района. Убив старика и двух старушек старше 90 лет, эти варвары XXI века глумились над их телами, отрезали им уши, произвели другие насильственные действия, которые недостойны ни спецназовцев, ни воинов в целом. Но, видать, понятия воинской чести и соблюдение норм Международного гуманитарного права не в чести у азербайджанских агрессоров и всех тех, кто на их стороне воюет против мирных жителей Арцаха.

В современном быстро изменяющемся мире появилось много вызовов региональной и глобальной безопасности, которые требуют конкретного адекватного противостояния и противодействия. Так, мизантропическая идея американцев «Великий Ближний Восток» привела к великим разрушениям и бедствиям многие страны и народы Северной Африки и Ближнего Востока, многочисленным человеческим жертвам, а также гуманитарной катастрофе в этой части света. Однако «эффект бумеранга» поставил многих европейских союзников США в незавидное положение стран, куда хлынули многотысячные потоки беженцев, что непременно приведет к деградации самого ЕС, изменит ход его истории, его ценностный код, демографическую ситуацию, вызовет недовольство населения, приведет к росту националистических сил, а также к многим другим негативным последствиям в обозримом будущем.

Необходимо отметить, что известные события на Украине и попытки втянуть Россию в военный конфликт в Новороссии, стягивание НАТО к границам России показывают очевидные планы США и их союзников против России, под каким бы предлогом это ни выдавалось. Экспансионистская политика США и их союзников по НАТО является серьезным дестабилизирующим фактором на всем пространстве Ближнего Востока, что находится в непосредственной близости от южных границ как России, так и стран – членов ОДКБ, в частности Армении.

В этой ситуации особое значение приобретает создание как объединенной системы ПВО, так и объединенной группировки войск Армении и России. Немаловажен и факт усиления Россией вооруженных сил Армении новыми современными видами оружия типа «Искандер» и другими системами. Здесь важно отметить, что фарисейские заявления одного из членов НАТО – Турции – о дружеских и добрососедских отношениях с Россией и другими своими соседями разнятся с той открытой и скрытой политикой данной страны против своих соседей. На это указала и Еврокомиссия в разделе своего доклада, посвященном Южному Кавказу и Центральной Азии, где отмечается, что официальная Анкара открыто оказывала поддержку Азербайджану в ходе его апрельской 2016 года агрессии против Республики Арцах.

Общеизвестно, что Турция не только вооружает азербайджанскую армию современными системами наступательного характера, но и готовит ее офицеров и силы спецназначения для войны против Республики Арцах и Армении в целом. Турецкие спецназовцы, якобы уволившиеся из регулярной армии, воевали на стороне Азербайджана в войне 1991–1994 гг. и в апрельской войне 2016 года, не говоря о многочисленных террористах из турецких «Серых волков», которые принимали самое активное участие в карабахско-азербайджанской войне в эти годы. Здесь важно отметить, что давно уже «секретом Полишинеля» является теснейшее взаимодействие азербайджанской и турецкой военщины. Так, на военной базе Перекешкюль недалеко от Баку (по трассе Баку – Шемаха – Евлах) часто проводятся весьма многочисленные совместные учения азербайджанских и турецких спецназовцев. А в Нахичеванской автономной республике есть подразделения турецкой армии, переодетые в форму азербайджанской армии, которые систематически переходят границу между Азербайджаном и Турцией и базируются в турецком городе Игдыр. Турецкие военные инструкторы присутствуют во всех подразделениях ВС Азербайджана. Все эти действия хорошо известны Армии обороны Арцаха, они отслеживаются и анализируются в целях своевременного принятия адекватных контрмер. И сегодня турецкие генералы и высокопоставленные офицеры являются частыми гостями в Баку. На днях депутаты азербайджанского парламента негодовали относительно новой российско-армянской объединенной группировки войск, которая носит оборонительный характер. Им бы не помешалo напомнить, что азербайджанская и турецкая военщина давно уже объединились, а все эти совместные учения и подготовки тому яркое свидетельство.

Следует также отметить, что усилия мировых держав об открытии Турцией армяно-турецкой границы упираются в нежелание Турции и ее предварительные условия, особенно по Арцаху, хотя эти два вопроса абсолютно никакого прямого отношения друг к другу не имеют. Эта недружеская и деструктивная позиция Турции к армянскому народу в целом является своего рода катализатором, подталкивающим руководство Азербайджана к агрессивной политике по отношению к Армении и Арцаху. В этой связи нам представляются своевременными и весьма важными последние усилия руководства России и Армении о создании объединенных вооруженных сил и системы ПВО, которые, несомненно, остудят горячие головы наших соседей, мечтающих о реванше при помощи войны. Очень важно понять, что Кавказ был и остается зоной влияния России и ей не нужен новый театр военных действий в непосредственной близости от своих границ. А что касается Сирии, то считаем, что там в борьбе России с международным терроризмом хорошим подспорьем мог бы быть опыт армянского народа в борьбе против международного отребья в арцахско-азербайджанских войнах. Важно отметить, что арцахцы помнят и гордятся своей историей, в которой было много доблестных, героических страниц в совместной борьбе русского и армянского народов против всяких пришлых захватчиков. Поэтому в Арцахе внимательно следят за действиями ВКС России в Сирии, болеют за них и желают им победы. Борьба с международным терроризмом должна быть перманентной и повсеместной. Нет «хороших» или «плохих» террористов, есть большое зло – международный терроризм, против которого должен бороться весь цивилизованный мир.

Гариб Бабаян

Гариб Михайлович Бабаян, руководитель центра стратегических исследований Университета Месроп Масштоц, проректор Университета Месроп Маштоц, к.ф.н., профессор.

Вопросы воспитания подрастающего поколения всегда были и остаются актуальными для любого государства и общества. Особую актуальность эти вопросы приобретают в современных государствах де-факто, которые образовались после развала бывшего СССР. Как правило, все данные государства прошли через войны и разрушения, через борьбу за свое элементарное существование, через насилие и жестокости, которые достались на долю народов, захотевших только одного – жить так, как они хотели жить, быть независимыми и свободными, жить достойно и не находиться под колониальным гнетом, куда они попали по прихоти партийных и большевистских чиновников.
Поколение 50–60-х годов 20-го века в таких странах, как Нагорный Карабах, Абхазия, Южная Осетия и Приднестровье, через навязанные им жесточайшие войны, в неравных схватках отвоевали свою независимость и право на достойную жизнь. Однако проблемы послевоенной мирной жизни также оказались весьма и весьма сложными, порою противоречивыми и не всегда легко преодолимыми.
Среди множества послевоенных проблем в так называемых государствах де-факто особое место занимает проблема воспитания подрастающего поколения молодежи в традициях терпимости, толерантности, в отходе от каких бы то ни было проявлений радикализма и крайностей. Нам представляется, что опыт Арцаха (Нагорного Карабаха) может быть интересен для других стран, особенно стран постсоветского пространства.
Дело в том, что сейчас в вузах Арцаха обучаются студенты, чьи родители воевали за свободу своей родины; у многих студентов отцы погибли во время арцахо-азербайджанской войны 1991–1994 годов. Поэтому очень сложно бывает профессорско-преподавательскому составу учить этих детей толерантности и уважению к своим соседям, которые войной пошли на их родину, которые убили их отцов и близких родственников, и память об этих потерях еще свежа. Все это так, однако нам крайне важно, чтобы наши дети, наша молодежь не была озлобленной, не росла в ненависти к кому бы то ни было, не росла с ожесточенной душой, ибо жестокость, как правило, порождает жестокость, а ненависть порождает ненависть. Осознание этих истин и является тем самым императивом важности задачи воспитания молодежи и подрастающего поколения, которая стоит перед государством и народом Республики Арцах.
Институционально проблемой молодежи и подрастающего поколения занимается, в первую очередь, государство, уделяющее огромное внимание, силы и средства данной проблеме, которая по определению является проблемой номер один для молодого арцахского государства, потому как это вопросы обороноспособности государства, вопросы национальной безопасности, демографии и, соответственно, перспективы государственности, вопросы духовного здоровья будущего общества и многие другие вопросы, которые, несомненно, определяют поступательное развитие общества и государства. Осознание важности этих и других задач и предопределило всю серьезность отношения арцахского государства к проблеме молодежи и подрастающего поколения.
Важным дополнением к государственному подходу к проблеме подрастающего поколения в Арцахе (Нагорном Карабахе) являются традиционные армянские политические партии, где имеются молодежные подразделения, комитеты, крылья и т. д. Эти молодежные подразделения также активно занимаются вопросами воспитания подрастающего поколения, при этом вовлекая их в работу внутрипартийной жизни, готовя тем самым будущих партийных членов и лидеров этих партий. Необходимо отметить, что эта деятельность «старых», традиционных армянских партий, а также новых арцахских партий, которые возникли после войны, приносит свои ощутимые плоды в деле идеологического, политического, патриотического и нравственного воспитания молодого поколения в духе традиционно-патриотических и моральных ценностей и поведенческих императивов.
Следующим важным звеном в системе воспитания молодежи и подрастающего поколения в Арцахе являются вузы и средне-специальные учебные заведения. Причем необходимо отметить, что в 150-тысячном Арцахе на сегодняшний день функционируют шесть вузов и филиалов вузов, а также несколько средних специальных учебных заведений, которые в основном распологаются в городах Степанакерт и Шуши.
Традиционно арцахские армяне исторически и генетически предрасположены к занятиям науками. И в Арцахе образование имеет очень древние корни. Достаточно напомнить, что свою первую школу святой Месроп Маштоц открыл в монастыре 4-го века Амарас, который находится в Арцахе.
А во времена Российской империи и в советское время многие выходцы из Нагорного Карабаха получили образование в самых лучших вузах как России, так и Европы. Примечательно, что представители арцахского армянства добились больших успехов в сфере образования и науки и в сфере военного искусства, став докторами наук, профессорами, академиками, генералами, маршалами и адмиралами.
Помимо указанной выше проблемы поколения детей участников национально-освободительной войны 1991–1994 гг., сегодня в деле воспитания толерантности молодежи есть ряд мешающих негативных факторов. Основным таким фактором является пропагандируемая в соседнем Азербайджане антиармянская ненависть, которая полностью поддерживается правящим режимом. Необходимо подчеркнуть, что эта армянофобия, граничащая с расизмом, идет не снизу, не от азербайджанского народа, и не является неким социальным заказом, требованием, посылом со стороны общества и народа. Наоборот, азербайджанскому народу и обществу сверху, со стороны правящего режима навязывается ненависть к армянскому народу, ко всем армянам мира, независимо от гражданства и места жительства. Президент Азербайджана И. Алиев в своих речах объявил всех армян мира врагом номер один азербайджанского народа. Здесь важно отметить, что клан и род И. Алиева по своему национальному происхождению никакого отношения к азербайджанскому народу не имеют, а являются курдами. Нагнетаемая ненависть ко всему армянскому настолько возведена в ранг государственной политики в нынешнем Азербайджане, что трусливого банального убийцу Р. Сафарова, за то что тот порубил топором спящего армянского офицера, который вместе с ним находился на курсах по изучению английского языка, организованных НАТО в Будапеште (Венгрия), объявили национальным героем, повысили в звании и всячески чествовали на государственном уровне. Это является показателем той политики расизма, которая в Азербайджане нынешним его режимом возведена в ранг государственной политики. Поэтому очень сложно при таком отношении к армянам со стороны соседнего государства воспитывать подрастающее поколение арцахской молодежи в духе толерантности и уважения к этим же соседям. Однако необходимо исходить из того факта, что нашим двум народам жить рядом и быть соседями. Поэтому любая человеконенавистническая политика по отношению к соседу обречена на провал и будет ошибкой по отношению к будущим поколениям. Осознание данного факта и уважение к подрастающему поколению арцахских детей и является тем самым императивом, благодаря которому в вузах Арцаха ведется целенаправленная и глубоко продуманная работа по воспитанию как патриотизма, так и толерантности и уважительного отношения ко всем народам, в том числе и соседним. Народам, живущим по соседству, необходимо уважать права и свободы друг друга, традиции и обычаи, религиозные, нравственные и другие нормы и принципы, образ мыслей и образ жизни друг друга, одним словом – быть цивилизованными и толерантными к своим соседям. Успешный опыт Нагорного Карабаха (Арцаха) в деле воспитания подрастающего поколения арцахской молодежи в духе здорового патриотизма, интернационализма и толерантности может послужить примером для всех молодых государств, которые образовались в 20-м веке, а также будущим новым государствам, которые, несомненно, еще возникнут в мире в 21-м веке.

Гариб Бабаян. Неправомерные споры о принадлежности Карабаха (Арцаха).

Признанность или непризнанность - это все относительные и временные понятия. Главное то, что государство де-факто существует.

Начнем с того, что исторически Арцах (Карабах) никогда не принадлежал Азербайджану, этот древний край всегда был частью (областью) Армении и назывался Арцах. Беда в том, что современные азербайджанские горе-историки вводят в заблуждение свой народ, приписывая себе персидское «Карабахское ханство». Впрочем, справедливости ради надо также подчеркнуть, что историческая Армения под игом Персии когда-то потеряла свою государственность и долгие годы Карабах был частью Персии (Ирана) и персы ее назвали Карабахским ханством. Точно так же исторически частями Персии были такие ханства как Бакинское, Ширванское, Шекинское, Шемахинское, Дербентское и др. Все эти ханства принадлежали Персии (Ирану) и никакого отношения к современному Азербайджану не имели. Карабахским ханством всегда управляли армянские мелики (князья), во главе же ханства был персидский наместник - хан, отсюда и это название - ханство.

Беда современных азербайджанцев заключается в том, что они себе приписывают это слово - «ханство». Все эти выше перечисленные ханства по Гюлистанскому (1813) и Туркменчайскому договорам (1828) перешли к Российской Империи и де-юре были ее составной частью, хотя Карабахское ханство фактически вошло в состав России в 1805 году. (Важно отметить, что и само название Азербайджан также персидское - часть этой страны назывался Азербайджаном, но это опять-таки не современный Азербайджан). Азербайджан как государство свое начало берет с 1918 года, когда и было официально провозглашено государством с названием Азербайджанская демократическая республика. Но это государство не было признано Лигой нации как независимое государство и просуществовало всего ничего. А Карабах не был признан частью этого государства, т. е. Карабах (Арцах) до 1921 года не входил в состав Азербайджана. Лишь в 1921 году по решению Кавказского бюро ЦК РКП (б) Карабах был передан Азербайджану, как национальная автономия - а с 1923 г. стала называться Нагорно-Карабахская автономная область (НКАО). Тем самым было подчеркнуто, что эта область, где живут не азербайджанцы (кавказские татары), а армяне, отсюда и был подчеркнут статус ее как национальной автономии, вплоть до начала развала СССР.

Здесь важно отметить, что официально СССР перестал существовать в 1991 году, и по существующим тогда Конституции СССР и другим законам этого государства каждая республика и автономные образования в составе этих республик имели конституционное законное право на выход как из состава СССР, так и из состава данных республик. Когда Азербайджанская ССР объявила о выходе из состава СССР, тогда и НКАО объявила о выходе из состава Азербайджанской ССР, что соответствовало как законам СССР, так и нормам международного права. Справедливости ради необходимо отметить, что НКАО с 1988 года фактически реально перестала подчиняться Азербайджанской ССР, а с 1989 года здесь Москвой была установлена Особая форма управления во главе с А. И. Вольским, которая напрямую переподчинила Нагорный Карабах союзному центру, т. е. Москве. Азербайджанские власти полностью потеряли контроль и управление над Карабахом (Арцахом). Таким образом, де-факто Арцах уже с 1988 года был не в подчинении Азербайджанской ССР, а управлялся местными органами власти, а с 1989 года - Комитетом Особого Управления. А де-юре Республика Арцах как независимое государство была провозглашена 2 сентября 1991 года по итогам общенародного референдума, проведенного по всем нормам законов как СССР, так и международного права.

Вся беда в том, что ООН и мировое сообщество в то время признали в качестве независимых государств только 15 государств - республик уже бывшего СССР. Хотя к тому времени Нагорный Карабах уже был объявлен государством - Республикой Арцах или Нагорно-Карабахской Республикой, что по Конституции НКР являются равными самоназваниями. Конечно же, историческое армянское название Арцах больше соответствует ее современному территориальному значению, которое закреплено в Конституции этой страны, часть которой ныне оккупирована соседним государством под названием Азербайджанская республика, но скорее это временное явление и историческая справедливость рано или поздно должна быть восстановлена. Таким образом, после развала СССР на бывшей территории Азербайджанской ССР появились два государства - Республика Азербайджан и Республика Арцах. Республика Арцах существует как де-факто государство уже 25 лет, является демократическим, правовым и социальным государством со своей территорией, столицей и всей властной атрибутикой, имеет государственные границы с Ираном, Азербайджаном и Арменией. Она признала и была признана такими странами как Абхазская республика, Юго-Осетинская республика, Приднестровско-Молдавская республика, а также признана некоторыми штатами США, Австралии и многими городами разных государств.

Однако признанность или непризнанность - это все относительные и временные понятия, главное то, что данное государство де-факто существует и довольно неплохо развивается социально-экономически и политически, не в пример многим так называемым «признанным» государствам, особенно соседним, где нет ни демократии, ни социальной ориентированности, ни цивилизованных отношений власти к собственному народу.

Республика Арцах является предметом гордости как своих граждан, так и всех армян мира и многих друзей армянского народа. Сюда с большим удовольствием приезжают со всего мира многие известные политики, ученые, артисты и представители других профессий, несмотря на уже ставшей анекдотичным абсурдом пресловутый «черный список» Азербайджана, который растет в геометрической прогрессии из года в год. На востоке говорят: «Собака лает, а караван идет». Это, естественно, относится не к соседнему азербайджанскому народу, обманутому его горе-историками относительно терминологии «карабахское ханство», а к его нынешнему руководству. Но они всего лишь временные явления в этом быстро меняющемся мире. А с их уходом и нормальные историки появятся, которые напишут для своего народа правду о персидских ханствах, да и отношения между соседями станут добрососедскими. Ведь худой мир лучше всякой войны, тем более войны за чужие земли.

Гариб Бабаян - руководитель центра стратегических исследований Университета Месроп Маштоц (Степанакерт)

Подробности: https://regnum.ru/news/polit/2195165.html



 

Возможно, будет полезно почитать: