Обзор игры Operation Flashpoint: Red River. Operation Flashpoint: Red River

2001 год преподносит геймерам всего мира творение игровой индустрии, которое многие из них будут вспоминать ещё долго – Operation Flashpoint: Cold War Crisis. Эта игра, созданная студией Bohemia Interactive, в своё время стала своеобразным скачком вперёд для индустрии симуляторов боевых действий. Невиданное ранее количество боевой техники, поражающий своим реализмом геймплей и внушительных размеров игровые локации однозначно завоевали внимание публики. Проект пользовался большой популярностью, уйма фанатских миссий и модификаций говорят сами за себя. Первая игра серии установила планку относительно высоко. Вторая часть франшизы – Operation Flashpoint: Dragon Rising, разрабатывалась уже самим издателем, а именно его подразделением – Codemasters Studios. Увы, сиквел так и не дал в полной мере людям то, чего они ожидали. Под нашим пристальным вниманием третья игра с Operation Flashpoint в названии и, соответственно, вторая попытка Codemasters состряпать хорошую тактическую стрелялку – Operation Flashpoint: Red River.

Закрой свой хл*бальник, сержант, и слушай внимательно!

Начинается сей сказ о бравых американских морпехах со вступительного ролика, в котором нам бодро объясняют причины нашей высадки в солнечной и довольно экзотической для западного игрока стране под названием Таджикистан. И всё это приправлено отборными словечками продукции дядюшки Сэма. Привыкайте! Ими буквально пропитана вся игра. В этот раз разработчики, добиваясь реализма, сделали упор именно на этом моменте. Чтобы вы уж наверняка осознали тот факт, что в армии матом не ругаются, в армии матом разговаривают.
Итак, мы участвуем в вымышленном конфликте 2012-2013 годов, и мы со своим отрядом должны будем избавить жаркий и местами очень живописный край от всякой душманской нечисти, участвующей в гражданской войне. Попутно от наших заморских добряков, щедрых на свинец огребёт и регулярная китайская армия, правительству которой наше присутствие крайне не понравится.
Вместо кат-сцен здесь поездки с конвоем на «Хаммере». Только нас не посадят за пулемёт и не дадут пострелять из движущегося транспорта. Всё это время мы будем выслушивать наставления командира Нокса, от разговоров которого уши вянут моментально. Этот чернокожий вояка расскажет вам, как жить и воевать, перемешивая свои изречения едкими шуточками. Естественно, вставив через каждое своё слово всевозможные факи и другие замечательные выражения иностранного происхождения, куда же без этого. Гвоздём программы Codemasters выбрали именно его, видимо, для создания атмосферы всё той же реалистичности. Игра – совсем не голливудский боевик, и честно пытается показать то, с чем сталкивается среднестатистический американский морпех в горячей точке. Поэтому готовьтесь узнать много всякого о буднях и быте простых солдат. И всё это под аккомпанемент смачного альтернативного рока, что добавляет всему происходящему на экране некой брутальности.

Ни шагу влево, ни шагу вправо – рельсы…

Как мы ехали на Хаммере в колонне – прямо и не сворачивая, примерно так мы и будем проходить всю игру с оружием в руках – от чекпоинта к чекпоинту. Красный маркер всегда подсвечивает направление следующего пункта назначения. С самого начала нас ставят на колею, которая никогда не заканчивается. И при всём, при этом авторы позиционируют игру как тактический шутер… это так, чтоб вы не забыли. Разработчики умудрились построить невидимые коридоры, казалось бы, на открытой местности. В принципе возможность как-нибудь обойти противника, зайти с другой стороны допускается, но, в конце концов, понимаешь, что прямиком – путь самый краткий и эффективный. При этом расстояние между чекпоинтами всегда крайне велико. Это при условии того, что игрока может убить даже одна пуля, попавшая в важную часть тела. Лечение персонажей здесь проходит в два этапа: остановка кровотечения и перевязка. Чтобы вылечить себя или собрата вы достаёте аптечку…и просто смотрите на неё. Никакой эффектной анимации, а лечиться придётся крайне часто. К оружию и его физическим свойствам претензий нет. Разлёт пуль, отдача более-менее соответствуют действительности. Может быть и такое, что ваша пушка заклинит, сделано это опять-таки, чтобы подбросить реализма в общую копилку. Однако в то же время скажем, главный герой перезаряжает оружие крайне быстро, чего не может быть в реальной жизни. И таких моментов немало, например, в деревнях совсем нет мирных жителей, плюс вспомните про аптечку.
Появилось чёткое разделение солдат на классы: разведчик, инженер, штурмовик, стрелок. Каждый класс кардинально различается как вооружением, так и навыками и тактикой ведения боя.
Каждый раз при успешном прохождении очередного задания, нам начисляют очки, за которые мы можем прокачать своего персонажа. Это тоже нововведение, которое мы можем видеть впервые в серии. Можно улучшить длительность и скорость бега, эффективность стрельбы и т. д.

Left 4 Dead с морпехами

Одиночная компания не то чтобы надоедает, она скорее кажется второстепенной. Или даже не так – синглплеер кажется каким-то пунктом чисто для галочки. Потому что игра, видимо, затачивалась именно для кооперативного режима. Посудите сами, AI компьютерных напарников иногда просто заставляет плакать. Они не умеют управляться с гранатами и РПГ, практически не имеют желания вас лечить, и сами не против быть убитыми, жизнерадостно бросаясь под вражеские пули или того лучше – используя укрытие совсем не с той стороны, с которой надо (!). Тактическая составляющая игры из-за всего вышеперечисленного сливается напрочь.
В кооперативном режиме вы можете пройти сюжет игры с тремя своими живыми товарищами. Разработчики и сами признаются, что черпали вдохновение из всем известной игры про массовый отстрел зомбарей от Valve. Теперь подбор бойцов по классам, их прокачка и выбор оружия для каждой конкретной миссии становятся более осмысленными. Именно в этом случае слаженность и правильная тактика превыше всего.
Помимо хождения за красным маркером часами, в кооперативном режиме имеется возможность сразу ринуться в гущу боевых событий с помощью четырёх вариантов времяпровождения. В «Last Stand» нам предлагают обороняться от набегающих орд противника, в «CSAR» спасать экипаж сбитого вертолёта, в «Rolling Thunder» защищать военный конвой и в заключение «Combat Sweep» – обыкновенная зачистка территории.

Итог

Codemasters решили в этот раз усидеть сразу на двух стульях: сделать реалистичный тактический шутер и при этом угодить казуальному игроку, идя вслед за Call of Duty и Battlefield с их аркадностью и доступностью. В итоге разработчики нашли баланс в совершенно неудобном месте. Operation Flashpoint: Red River сложно назвать серьёзным тактическим симулятором, но и обычным шутером тоже, что вызывает смешанные чувства. Вполне себе играбелен только режим кооператива. Графика средняя, и не радует глаз. Поклонников игра найти себе в состоянии, она хоть и немного, но лучше сиквела. А вот до первой части ей так же далеко, похоже, от славного тайтла Operation Flashpoint осталось только название.

Вышедшей два года назад, стало то, что разработчики из Codemasters Action Studio всеми силами пытались развернуть избушку сериала к людям передом, при этом не оказавшись к лесу, то есть к фанатам оригинала от Bohemia Interactive , задом. В результате подобная раскоряка предсказуемым образом вышла боком как массовому игроку, который ценит зрелищность, красивую картинку и увлекательный процесс, так и фанатам серии, ожидавшим соответствующий уровень реализма и проработки. Впрочем, вторым, по большому счёту было на проект «Мастеров кода » плевать - они ещё не наигрались в ArmA II .

Посмотрев на весьма неоднозначную реакцию публики на их детище, создатели поняли, что на двух стульях усидеть всё равно не удастся, поэтому при создании сиквела, , они пошли по пути искоренения всех симуляторных элементов, на которые как-то намекал Dragon Rising .

Отберём фанатов у Call of Duty

Первое, чем безумно раздражал предыдущий OFP - отвратительные забеги на средние и длинные дистанции. Весь Dragon Rising состоял из километровых марш-бросков, перемежающихся скучными позиционными перестрелками с глупым, слепым, малочисленным, но невероятно живучим противником. Вкупе с отвратительно расставленными точками сохранения и, скажем так, особенностями местности, это давало весьма удручающий результат.

Operation Flashpoint: Red River от своего предшественника в этом плане отличается кардинальным образом. Бегать придётся не так много, плюс - наконец-то! - большие расстояния игрок чаще всего покрывает на джипе или вертолёте. Врагов на уровнях стало много, а в некоторых эпизодах - устрашающе много, но при этом они не в пример более хилые, чем китайцы с острова Скира - первое же попадание почти всегда выводит неприятеля из строя, давая ему слабую надежду на то, что подбежавший собрат не ляжет рядом с ним. Вражеский же огонь более не страшен (хотя на высшем уровне сложности всё равно надо вести себе крайне внимательно), поскольку способностью лечения теперь обладает и главный герой, и члены его отряда.

Команда молодости нашей

Как и прежде, с протагонистом в команде бегает троица помощников. Разница в том, что теперь каждый из героев имеет установленную специализацию - стрелок, пулемётчик, подрывник и скаут. К слову говоря, никто не мешает вручить всем снайперские винтовки - к огромной радости, в OFP: Red River реализована возможность выбора класса. Правда, смысл такой трюк имеет исключительно в применении к игроку, желающему примерить разные роли.

Кстати, классы подлежат прокачке и настройке - в перерывах между миссиями разрешается выбрать свежее оружие, навесы к нему и перки, вроде тех, что есть в Call of Duty: Black Ops , разве только с более реалистичным уклоном. Жаль лишь одно - искусственный интеллект всегда использует только оружие по умолчанию, потому три друга для совместного прохождения прямо-таки напрашиваются приложением к купленной коробке с игрой.

Плотность

Пожалуй, главное, от чего абсолютно логично избавились Codemasters при создании продолжения Operation Flashpoint: Dragon Rising - стоеросовая серьёзность. Предыдущая часть сериала была чрезмерно пафосная и надутая, как индюк - сухие, поджарые брифинги, наполненные военным сленгом так, что без специализированного словаря не поймёшь, максимально точные формулировки, полное отсутствие даже намёков на шутку.

OFP: Red River же - настоящий цирковой балаган. Между миссиями задания разъясняет какой-то истеричный офицер, который чуть ли не брызжет слюной, рассказывая, что поставлено на карту. К самому отряду приставлен крикливый сержант Нокс, который произносит в среднем пять скабрезных армейских шуточек в минуту, густо сдабривая всё это матерщиной. Сами миссии иногда напоминают скорее больные фантазии сценаристов Infinity Ward - например, в игре есть эпизод получасовой обороны деревни силами буквально дюжины бойцов супротив сотен китайцев на БТР при поддержке авиации - триста спартанцев нервно курят в стороне. Пафос, дикие крики по рации, тонны врагов и скрипты - в комплекте.

Ну и сам сюжет, начинаясь с вполне нормального противостояния США с таджикскими террористами (а ну прекратили смеяться!), заканчивается войной с Китаем. Слава богу, что ещё не выигранной, а то выглядело бы совсем нелепо.

Таджикистан, страна моя

Наконец, разработчики неплохо подтянули картинку. До мировых стандартов всё с тем же самым движком EGO (от гонки Dirt ), конечно, допрыгнуть не удалось, но по сравнению с отвратительными жидкими текстурами и буратинообразными героями оригинала - прогресс налицо.

Особенно радует то, что Codemasters не стали добавлять в игру светофильтр, который делал Dragon Rising практически однотонным. Red River радует практически всеми цветами радуги и весьма неплохими спецэффектами, а так же по-настоящему тёмной ночью - помнится, на острове Скира луна светила так, что необходимость пользоваться ночным видением просто отпадала.

***

Operation Flashpoint: Red River - весьма серьёзная работа над ошибками Dragon Rising . Качественная картинка, отличный кооперативный режим, зрелищный и запоминающийся игровой процесс - очень обидно, если из-за первого промаха её создателей, новый, в высшей степени кропотливый и ответственный труд англичан останется незамеченным.

P.S. В этот раз противники локализованных версий могут праздновать маленькую победу - в России продаётся англоязычная версия, в комплект DVD-издания входит двухсторонний постер и две симпатичных наклейки. Цена, кстати, не кусается.

Мы благодарим компанию "Бука" и лично Вадима Журавлёва за предоставленную версию игры.

Серия Operation Flashpoint с самого рождения не была дружелюбной к своим покупателям. Выпущенная в 2001 году чешской студией Bohemia Interactive игра тогда задумывалась как военный симулятор. Когда же разработчики разругались с издателем, то остались ни с чем.

Codemasters посчитала, что оригинальные игры были перенасыщены реализмом: умереть можно было от любой шальной пули, случайно попавшей в тело, а сохраняться разрешалось только один раз за миссию. Так, спустя восемь лет после оригинала, появилась . Новые обладатели серии под лживой ширмой реализма скрывали аркаду. Игру сделали на движке, доставшемся от , из-за постоянных чекпоинтов пользователь мог не переживать за здоровье подопечного персонажа и пройденные им километры, а выстрелы противников уже не так сильно мешали прохождению. Сегодня мечтает понравиться всем: любителям и оригинальной игры от Bohemia , совмещая в себе простоту и какой-никакой реализм.

События «Красной Реки» , в отличие от предыдущих частей, происходят в реальном Таджикистане, где в 2013 году вспыхнула гражданская война. Разумеется, Америка не могла остаться в стороне конфликта и выслала большую армию миротворцев, дабы погасить его. Позже на военную арену выйдут солдаты КНР, которые тоже решили ввязаться в войну. Да и какая разница? Стрелять все равно придется в любого, кто попадется на пути. Играть предстоит за одного из четырех рейнджеров США. Красивой истории за плечами у персонажа нет. Гранатометчик, солдат, разведчик и снайпер – один класс на выбор, единственное, что представляет собой герой.

В зависимости от личных приоритетов пользователь решает, какой класс для него предпочтительней. Так, например, снайпер метко стреляет на дальние расстояния, но очень уязвим. Разведчик, напротив, проклятие любого снайпера. Пулеметчик силен, но не мобилен, а солдат просто усреднен по всем характеристикам. У каждого класса есть своя система прокачки. Здесь все вполне обычно: зарабатываем очки опыта, улучшаем экипировку, обмундирование и характеристики своего персонажа. Более крутая защита, усиленный взрыв гранаты, быстрая перезарядка. За несколько дней в Таджикистане и не такому научишься.

И правильно, лидер небольшой группы должен многое уметь. Система раздачи приказов претерпела небольшие изменения и теперь, кажется, стала немного удобнее. Способность руководить подопечными может действительно пригодиться. Команд много: «атаковать цель», «подавляющий огонь», «стоять на месте», «следовать за мной» и еще десяток других. Впрочем, Red River достаточно простая игра, чтобы справиться с угрозой самостоятельно.

Спасти рядового

Самые пустяковые ранения «лечатся» отсидкой в укрытиях. Кровавая пелена исчезнет с глаз, а отдышка молниеносно пропадет. С серьезными попаданиями сложнее. Для избавления от них нужно достать бесконечную аптечку. При этом анимации от ее применения никакой, складывается впечатление, что герой исцеляется, просто посмотрев на спасательный мешок. Иной раз приходится возиться с ранеными союзниками. Когда те принимают в грудь несколько пуль, то медленно умирают – нужно спасать. Делать это не обязательно – напарники все равно возродятся на ближайшем чекпоинте, но если идти далеко, лучше подстраховаться.

Спасать же упавшего игрока дружественные солдаты не торопятся. То ли из-за нелюбви к персонажу, то ли из-за собственного слабоумия, в они не замечают, как тот корчится в муках. В таком случае нужно срочно отдать команду «вылечите меня». Правда, зачастую этот подход грозит смертью всего отряда, ведь напарники тут же забывают про врагов. Бедняги вообще не блещут интеллектом - упорно идут в стену, застревают где-нибудь в зарослях, а на открытой местности умудряются топтаться на месте. Так что не стоит удивляться, если на время потеряли их. Неприятели также бездействуют под общее настроение и практически всегда стоят на одном месте. Разумеется, на войне нет места для веселья, но то, что происходит в Red River , больше похоже на рутину.

Ведь даже передвижения по карте строго ограничены сценарными рамками. Продвигаться вперед нужно следуя строго заданным меткам и не отлучаться далеко. Пропустив такой маячок, игрок через несколько метров рискует вернуться назад, ведь иначе ничего не будет работать. Кроме пеших перебежек пару раз придется покрутить баранку хаммера. Ничего интересного - маршрут так же ограничен, а физика бездарна. Одно развлечение - влететь во вражеский лагерь под аккомпанирующий звук пулемета. К слову, дизайнеры заботливо разложили «стволы» перед каждым чекпоинтом, поэтому жалеть боезапас бессмысленно. Жаль только, что выбор оружия небольшой - на каждый класс приходится всего по два вида. Зато у некоторых есть альтернативный режим стрельбы, вроде гранатомета. Хочется разнообразия - подберите автомат возле мертвого китайского солдата, а через пару выстрелов его заклинит - вот, где настоящая сложность.

Мир в огне

Технически игра тоже не прекрасна, хорошей графикой пришлось пожертвовать в угоду огромных территорий. Красивая картинка на заднем плане вызывает лишь сожаление, когда подходишь к живописному пейзажу ближе. Угловатые модели с растянутыми текстурами, спрайтовая трава, непроходимые кусты, исчезающие трупы, отсутствие какой-либо разрушаемости – здесь точно не мешало бы прибавить реализма. При выстрелах мелькают красные и зеленые трассера для того, чтобы игрок знал, кто и откуда стреляет. Красные – выстрелил друг. Зеленые – враг. Осматривая ближайшие дома, не удивляйтесь отсутствию жизни и предметов интерьера – в хижинах нет даже туалета. Похоже на дискриминацию. Вообще, в нет мирных жителей. Четыре американских солдата против целой армии КНР, и иллюзия войны на заднем фоне. Вот они - миротворческие действия.

Реализм только в звуках - непосредственно в процессе музыки нет, а играет она только из колонок вертолетов и автомобилей, на которых транспортируют отряды. Сам звук, меж тем, не больше, чем нормален. Хорошие выстрелы и приятные взрывы соседствуют с раздражающими и однообразными откликами напарников. Зато сержант Нокс - единственная личность в Red River - символизирует главный стереотип американской армии, где слово fuck произносится чаще, чем стреляют пули.

Второй раз Codemasters портит хорошее имя никудышной реализацией. не самая плохая игра, но мимо нее лучше пройти. А если хочется настоящей войны - поставьте или оригинальную , они куда лучше подходят для этого.

Графика: 3.4
Звук и музыка: 3.0
Геймплей: 3.4
Мультиплеер: 3.8

Третья часть Operation Flashpoint (и вторая по счету игра серии в руках британских разработчиков из Codemasters ) собиралась добиться того, чего так и не удалось сделать второй: стать популярным реалистичным военным шутером.

Номинально Operation Flashpoint: Dragon Rising была именно такой игрой: четверо солдат участвовали в масштабной военной операции, проходили в среднем по десять километров за миссию, в нужных местах катались на бронетехнике — рутина армейского быта всегда показывалась в игре без всяких купюр и монтажа. Однако в руках Codemasters все эти элементы реализма оказывались не более чем ширмой: да, нас могли свалить одной пулей, но в дизайне миссий копировались более простые, консольные FPS, то есть чекпойнты были расположены так близко и пройти их было настолько легко, что в конечном итоге оказывалось не так уж и важно, каким количеством пуль нас убивали. В Red River разработчики обещали сделать все в три раза реалистичнее новой Medal of Honor , в три с половиной - Call of Duty: Modern Warfare 2 , но при этом, в отличие от ArmA 2: Operation Arrowhead , оставить происходящее постижимым для нормального человека.

Я - третий!

Все эти мучительные поиски равновесия между доступностью и реализмом вылились в геймплей, в котором мы по 15-20 минут бегаем между далеко разнесенными чекпойнтами только для того, чтобы умереть от руки выскочившего из-за камня в 100 метрах к юго-востоку китайца или душмана.

Основная работа вашего подразделения - расчистка бесконечных дорог перед конвоями «Хаммеров». Мы либо топчем пыльную землю Таджикистана, либо умираем, либо уже умерли. Изредка все-таки удается кого-то подстрелить - если вы играете не на геймпаде, в достаточно высоком разрешении и/или пользуетесь помощью при прицеливании, доступной на самом низком уровне сложности.

Вокруг этой повторяемой снова и снова нехитрой военной зарисовки разыгрывается баллада о похождениях четверки американских морских пехотинцев, которая сначала уничтожает минирующих старые автомобили (как в «Повелителе бурь») таджикских инсургентов, а потом - приравненную к ним китайскую армию.

300 морпехов

Самое разительное отличие Red River от игры-предшественницы (да и, в общем-то, от других военных шутеров нашего времени) - это форма подачи. Игра содержит очень неголливудскую, непричесанную и неприукрашенную военную лексику и терминологию: знали ли вы, к примеру, что награды на парадном мундире морского пехотинца зовутся «фруктовым салатом»?

Темнокожий сержант Нокс (его озвучивает Эл Мэттьюз, ветеран Вьетнама и исполнитель роли сержанта Эйпона в «Чужих») выступает отцом-наставником нашей четверки и заполняет паузы между миссями ненормативными монологами в стиле сериала «Поколение убийц» с канала HBO. Впрочем, в отличие от героев последнего, сержант Нокс в основном однообразно матерится на нерасторопных подчиненных и разглагольствует на беспроигрышные темы «война - полное говно!» и «эти м***ки дома не понимают, что мы тут делаем».

Есть, есть отдельные удачные замечания («я вам кто, Нострадамус, б**?»), но уже к третьей миссии сержант надоедает не хуже свода абсолютно бесполезных правил имени его самого, которые с завидной регулярностью демонстрируют на загрузочных экранах. Чтобы вы понимали, что мы имеем в виду, приведем в пример правило №3: «Гордись тем, что ты - Морпех!» Ей-богу, советы и подсказки по прохождению, которые принято показывать в подобных случаях, были бы уместнее.

Брифинги между миссиями тоже ошеломляют. Это нечто среднее между уроком истории для третьего класса, видеоклипом, комиксом и реалити-шоу с субтитрами. Демонстрируется интерактивная карта Таджикистана, за кадром рычит генерал, выводится сравнительная статистика морпехов и трехсот спартанцев царя Леонида. За неимением лучшего все это может сойти за злобную сатиру на сюжеты современных военных FPS, но, право слово, в первой Battlefield: Bad Company (в той самой, где DICE еще не делали серьезных лиц и шутили на каждом шагу) было на порядок смешнее.

Параллельная война

Играть в унылом одиночестве надоедает феноменально быстро: Red River состоит из 10 долгих миссий, а единственное архитектурное украшение (дамба) останется позади после четвертой. Горы, пустыня и тучи быстро утомляют. В затерянных в песках деревушках и военных лагерях не получается толком развлечь игрока традиционными увеселительными приемами - на этом споткнулись еще создатели ремейка Medal of Honor. С Red River приходится обращаться как с серьезным военным симулятором. Главное тут не аттракционы (их два: поездить на джипе под комментарии Нокса и посмотреть на артобстрел), а ощущение собственной уязвимости. Ведь какой бы уровень сложности вы ни выставляли в настройках, до чекпойнта далеко, а организму достаточно 7,7 грамма свинца...

Здесь все удовольствие от процесса портят напарники. Игра в Red River в одиночку - настолько же бессмысленное занятие, что и сингл в Left for Dead . Искусственный разум жизнерадостно лезет под пули (вы проводите больше времени с пакетом первой помощи у ног соратника, чем у окуляра прицела) и истекает кровью в самый неподходящий момент. Вот приходит ваша очередь, и затаившаяся в 200 метрах черная точка делает роковой выстрел... AI-пулеметчик, AI-гранатометчик и AI-скаут бестолково носятся по округе, пока в груди лидера огневого звена «Браво», дымясь, чернеет рана и кровь льется из нее хладеющей струей.

Получить удовольствие от такой пляски смерти все-таки можно. Для этого нужны живые партнеры - люди, которым не жалко перевязывать кровоточащие ранения, с которыми можно организовать атаку с фланга или грамотную засаду для вражеского конвоя. С которыми, наконец, есть о чем поговорить во время долгих путешествий в «индивидуальных кожаных транспортерах» (так в морской пехоте США называют ботинки) и порадоваться количеству сбитых вертолетов по окончании миссии.

Как и в любой хорошей кооперативной игре, в Red River нет особой разницы, проходите ли вы кампанию, переигрываете одну и ту же карту с плотиной или выполняете независимые от сингла миссии в режиме Fireteam Engagements (спасти пилота, защитить конвой). В онлайне всегда есть место тактике, геройству, здоровому юмору - всему тому, чего так не хватает синглплееру. Поверьте, даже самый занудный грифер из черного списка ваших друзей в XBLA в конечном счете окажется более приятным собеседником, чем сержант Нокс.

* * *

По большому счету отличия Red River от Dragon Rising минимальны: увеличили расстояние между чекпойнтами, усилили вражеский AI, добавили кооператив. Этого оказалось достаточно, чтобы сложился совсем другой тактический узор игры - куда более жизненный, чем в MoH и CoD. Третья часть Operation Flashpoint напоминает вышедший в 2001 году оригинал... и в наше время это лучший комплимент, который мы только можем сделать серьезному тактическому шутеру.

Но для нормального человека все это доступно только в мультиплеере - сингл, на оформление и озвучение которого было затрачено столько ресурсов, получился ничуть не играбельнее непропатченной Operation Arrowhead.

Операция «@#$ный щит»

Заставочный ролик мгновенно настраивает на нужный лад, сообщая несведущим, что Усама бин Ладен появился на свет с подачи ЦРУ и лично Рональда Рейгана . Будущий «террорист №1» прошел подготовку у заокеанских военных специалистов и был одним из тех, кто помог афганцам выгнать красных «шурави», вскоре после чего СССР с треском развалился. Холодная война закончилась, однако мечты Усамы о «Великом исламском халифате» так и оставались мечтами. Когда США вмешались в конфликт в Кувейте, он окончательно порвал с «родителями» и объявил своим основным врагом американцев. Что потом? «11 сентября». Теперь морпехи уже не имели права вернуться на родину.

Согласно общепризнанной версии, бородатый злодей скрывался в пещерах Афганистана. Пытаясь найти его, миротворцы разворошили осиное гнездо. Многотысячный поток беженцев хлынул в соседний Таджикистан, следом за ними потянулись боевики «Аль-Каиды». Услышав за спиной поступь могучего друга, подняли голову бойцы Движения за освобождение Восточного Туркестана . Шахиды атаковали несколько целей в КНР. В ответ спецслужбы арестовали и публично казнили лидеров сепаратистов, что, в свою очередь, привело новым смертям — во время Олимпиады 2012 года в Лондоне были безжалостно убиты китайские спортсмены.

К 2013-му ситуация накалилась до предела. Не желая больше терпеть артобстрелы «с той стороны», расквартированные неподалеку от афгано-таджикской границы морпехи самовольно вторглись в сопредельное государство. Затем их примеру последовали регулярные части китайской армии. Два локомотива стремительно набирали скорость, и их столкновение было неизбежно. В центре безумной заварушки оказался наш герой — сержант Уильям Кирби; устав от военной рутины, он с радостью согласился на командировку в район активных боевых действий.

Warriors by day, lovers by night

Главное — не воспринимать происходящее всерьез. Red River по духу ближе к Modern Warfare , чем к оригинальному сериалу Operation Flashpoint или ArmA . Для начала смиритесь с вездесущими «рельсами». Игра заботливо ведет под ручку, периодически предлагая пострелять по… кхм, братьям-таджикам (к сожалению, я не сумел придумать подходящий для печати аналог выражения «stupid Taji mother fuckers»), послушать перебранки солдат или поглазеть на пейзажи. Живописные горы, чахлая растительность, диковинная архитектура, которая, тем не менее, идеально вписывается в пыльный ландшафт — словно попал на другую планету… «Боец, это не Пандора, а ты не какой-то там синехвостый долбокот, так что разуй глаза и следи за своим сектором»! — Нокс за словом в карман не лезет.

Хотя, по большому счету, он прав. Первые миссии-стычки с разрозненными отрядами бандитов — затянувшаяся разминка перед настоящей войной, где горстке пехотинцев противостоит миллиард сумасшедших китайцев. Выглядывая из окна полуразрушенного домика, еще не подозреваешь, что здесь будет через минуту. Но вот на вершину холма взбираются две-три крошечные фигурки. К ним присоединяются все новые и новые группы. Вальяжно выползают БТР. Над головой с тревожным стрекотанием пролетает вертолет…

Ради баланса разработчики пошли на некоторые уступки. Теоретически даже одна пуля способна отправить незадачливого десантника на тот свет (а игрока — к «автосейву»). На практике все гораздо спокойнее — в случае ранения нужно наложить тугую повязку, и невидимая «полоска здоровья» заполнится; конечно, это не пошлая регенерация из Call of Duty , но, по сути, очень близко. Экономить боеприпасы тоже незачем. В соответствии с законами восточного гостеприимства враги подготовились к визиту и загодя закупили натовские патроны. Там и сям стоят аккуратно сложенные ящики, где можно «подзаправиться». Трофейные «стволы» трогать не советую. Привыкнув к современным прицелам, уже трудно смотреть на дурацкие мушки и целики, да и к физическому состоянию немало претензий. В разгар боя меньше всего хочется возиться с заклинившим автоматом.

Пуленепробиваемый квартет

От компьютерных напарников проку немного — они готовы исполнить несложный приказ, но регулярно впадают в ступор и не умеют использовать гранаты и РПГ. Судя по всему, игру делали с расчетом на совместное прохождение. Четверо смельчаков против толпы туповатых, хотя и сильных врагов… Ничего не напоминает? Только, в отличие от Left 4 Dead , Red River — одноразовое развлечение. Наполненные адреналином и скриптами финальные миссии держат в напряжении, однако желания вернуться туда не возникает.

Авторы честно старались разнообразить наше существование. Освобождая одинаковые деревушки от заторможенных идиотов с «Калашами», я едва не уснул. Ночная вылазка оказалась не лучше. Снайперская винтовка с FLIR-прицелом не оставляет шансов противникам демократии. Зато в масштабных битвах Red River расцветает. Когда вокруг гремят взрывы, не видно, что китайцы прут по одним и тем же маршрутам, а трупы позорно тают в воздухе. Даже смерть не властна над храбрыми воинами! В онлайне бал правит «респаун», а если вы предпочитаете искоренять зло в одиночестве, знайте, что AI-помощники воскреснут на ближайшем «чекпойнте».

За успешно завершенные задания игра начисляет очки для «прокачки» персонажа. Постепенно в арсенале появляется дополнительное оружие, аксессуары и «перки» (ускоренное лечение, бронебойные патроны и т. п.). Обновки обязательно пригодятся в кооп-режимах: в «Last Stand» мы обороняем позиции, в «CSAR» спасаем экипаж сбитого вертолета, в «Rolling Thunder» сопровождаем автомобили, в «Combat Sweep» «зачищаем» район. Но где же элементарный «десматч»?

Возвращение дракона

Red River — не конкурент дорогим высокотехнологичным шутерам. Картинка не дотягивает до



 

Возможно, будет полезно почитать: