Остановка ума. Суть и методы остановки мышления

Многие интересуются йогой, но мало кто практикует ее по-настоящему, потому что интерес большинства идет от ума . Человек ставит себе цель сесть на шпагат, вылечить боли в спине или левитировать. Все эти цели направлены на будущее. Ум против того, что есть. Ему нужны мечты, иллюзии и воспоминания. Ум существует либо в прошлом, либо в будущем. Йога – это настоящее . Это искусство быть здесь и сейчас.

Молодые живут надеждой на светлое будущее, будь то покупка машины или отпуск; пожилые – воспоминаниями, что «а вот в наше время…». Но прошлое уже прошло, а будущее никогда не наступит, потому что как только завтра становится сегодня, у нас уже новые планы и надежды. Мы растрачиваем свое настоящее ради того чего нет. Йога – это полный поворот – это настройка на настоящее, когда мы не застреваем ни в прошлом, ни в будущем.

Что же такое ум? Из-за названия мы принимаем ум за что-то материальное. Но это не вещь. Это событие, процесс, движение . Он не состоит из какого-то вещества, поэтому может просто исчезнуть, не оставляя следа. Это как ходьба. Куда девается ходьба после остановки? Она просто исчезает. Не остается ничего.

Поэтому лучше говорить «умствование», это точнее отражает суть. Одна мысль сменяет другую и промежутки так малы, что нам кажется, что ум существует. Существуют мысли, ума – нет. Но если мы начнем наблюдать, то поймем, что и наши мысли вовсе не наши, они приходят ниоткуда и уходят в никуда. Они бездомные, а в нашей голове они просто отдыхают, но их источник снаружи.

Ум – это не только мысли, это еще и прошлое, это память, это накопленный нами опыт . Всё чем мы были, что делали, о чем мечтали.

Ум – это простой механизм, такой же как глаза, он все видит, все отражает и все искажает. Если мы смотрим на вещь и отождествляемся со своим умом, то на самом деле мы не видим истину, мы видим искаженную картинку. Например, в Европе красивыми считаются стройные женщины, никто не хочет быть толстым. А в Африке или на Ямайке стройность считается болезненностью и ассоциируется с печалью. Идеальное тело там вдвое превышает размер европейского идеала. Красота и уродство – вот истинное искажение, интерпретация ума. Вопрос расы, религии, «вашей правды» всегда зависит от интерпретации ума.

Когда индусы говорят, что жизнь – это майя , иллюзия, они имеют в виду именно этот мир, созданный человеческим умом, искаженный, ненастоящий. Когда же мы движемся в центр и оставляем ум в покое, когда мы смотрим на ум из центра, тогда восприятие становится кристально чистым.

Ум постоянно создает проблемы, а потом пытается их решить. В решении он видит новую проблему и снова ищет решение.

Вспоминайте, как вы однажды решили летом поехать в отпуск. Проблема создана. Решение тоже есть – нужно отложить 200 тыс. рублей. Н-да, но как же их накопить, ведь у сына в этом году выпускной – новая проблема в решении старой…Может быть взять дополнительную работу, но кто тогда будет забирать младшего из школы…

И этому нет конца.

Каждый раз, когда ум пытается создать проблему, проверяйте его. Задумайтесь. Действительно ли это проблема? Большинство из них надуманны и неважны, они искусственные, и уводят нас в сторону от чего-то более важного.

Без ума живет природа и у нее это прекрасно получается: деревья растут, животные размножаются. Потому что все мудрее, глубже, разнообразнее ума.

«Опасайтесь своего ума больше всего в жизни, — говорил Шри Раджиниш,- это величайшее обманывающее устройство, которое было создано вашим телом, физиологией, химией, биологией. Оно держит вас привязанным к телу и не позволяет открыть глаза навстречу сознанию. Оно не дает вам даже короткого отпуска. Опасность в том, что если дать вам передохнуть, вы можете осознать ваше внутреннее великолепие, красоту существа, потрясающую истину и ее сияние. И, увидев однажды это великолепие, вы больше никогда не позволите себя обманывать».

Как же освободится от ума, мыслей, воспоминаний?

Наблюдать.

Стать свидетелем.

И всегда помнить, что «это случилось со мной, но это не я». Различайте и отделяйте одно от другого. Всегда есть видимое и тот, кто видит. Ум присутствует тогда, когда мы совершено бессознательны. Когда же с помощью наблюдения вносится больше света, ум исчезает подобно темноте. Наблюдайте, что делает ум. Не одобряя и не осуждая, потому что любые оценки – это часть мыслительного процесса. Наблюдение же не знает оценок, оно как зеркало просто отражает, но не комментирует.

В этот момент уходят беспокойство, смятение, мысли не противоречат друг другу. Все налаживается.

Мысли, эмоции, действия – нет никакой разницы. Это одно и то же. Просто одно из них – зерно, другое – растение, третье – дерево. Если внутри вас есть зерно, то и дерево уже начало расти. Каждая мысль в конце становится действием и обретает материальную форму.

Но начинать работу с мыслей непросто, потому что человек укоренен в теле. Когда начнет меняться тело, начнет меняться и дыхание, и мысли. Тело – самая плотная субстанция, ум – самая тонкая. Ум сложно ухватить, поэтому начинайте с поз, с асан. Примите статичную позу и просто будьте. Не обращайте внимания на то, что чешется, немеют ноги и много всего начинает происходить. Это ум, он сделает все чтобы доказать вою нужность. Ведь если тело не движется, то и ум тоже обездвижен. Они всегда вместе, как две стороны одной монеты. Вся человеческая личность психосоматична: она и тело и ум. Асана нужна не только для тренировки тела, она обездвиживает ум и развивает способность просто быть. Патанджали говорил: «Если вы сможете просидеть несколько часов не двигаясь и не разговаривая, то ваша способность быть возрастет».

Не двигаясь и останавливая работу мысли, вы создаете предпосылку для центрирования, вы становитесь хозяином себя, свободным от амбиций, желаний и надежд. Обычный же человек лишь раб, огромного количества желаний. Множество хозяев дергают его за ниточки в разных направлениях.

Йога – это состояние «не-ума». Если вы можете войти в это состояние без каких-либо поз, вы настоящий йог. С некоторыми людьми подобные вещи происходят без физических упражнений. Если вы можете просто наблюдать за мыслями, не отождествляясь с ними, не осуждая, не восхищаясь, не протестуя, не выбирая, а просто наблюдая за их потоком, то однажды работа ума прекратится сама собой. Ведь все что происходит в теле, отражается в уме и наоборот, ум влияет на тело. Если тело не двигается, то и в уме наступает тишина. Но ум сделает все, что бы вас расшевелить, ему нужно, чтобы тело двигалось.

Дыхание , как и асана, может менять и останавливать мысли .

Мы дышим непрерывно от рождения до смерти. Между этими двумя мигами все меняется и лишь дыхание непрерывно и неизменно. И оно продолжается независимо от вас: грустите вы или счастливы, спите ли, болеете, без сознания… Вы дыханию не нужны – оно продолжается независимо от вас. Но вы без дыхания жить не сможете, оно связано с жизнью и оно соединяет вас с вашим телом и со Вселенной вокруг, которая вошла в вас в виде вашего тела. Тело — это часть Вселенной. И если вы можете изменять дыхание, то можете менять и вашу жизнь. Но мы осознаем свое дыхание, только если что-то идет не так. Осознавайте весь процесс от начала до конца, а не только точку соприкосновения воздуха с ноздрями.

Вы когда-нибудь замечали, как меняется дыхание в моменты грусти и радости? Понаблюдайте, это будет прекрасным опытом. Считайте, сколько раз вы вдохнули и сколько выдохнули. Достаточно пары минут наблюдения. И в следующий раз, когда взгрустнется, начните дышать в ритме счастья и грусть мгновенно испарится! То же самое касается и противоположного состояния.

Дыхание – это мысль . Остановите дыхание, остановится мыслительный процесс. Просто попробуйте. Задержите дыхание и продолжите вашу прерванную мысль… Почему так происходит? Потому что только движущееся дыхание соединено с умом и телом. Равно как и движение ума требует дыхания. Быстрое движение ума требует быстрого дыхания. Вот почему когда мы в гневе или в страсти наше дыхание учащается. Аюрведа меряет длину жизни количествами вдохов и выдохов. В сексе и гневе ум наполнен желаниями, вожделением, мыслями. Когда ум чист – нет желаний, поисков и планов, когда вы просто пребываете, как спокойное озеро без ряби, тогда дыхание останавливается само – в нем нет больше необходимости. На этом пути исчезает эго и достигается высшее.

Не бойтесь стать без умными. Состояние «не-ума» не значит, что вы не можете использовать свой ум, как раз наоборот. И теперь ум не может использовать вас . Ум – это только посредник, который вам нужен для взаимодействия с другими.

В действительности ум никуда не исчезает, просто человек перестает отождествлять себя со своими мыслями. Теперь вы знаете: вот ум, а вот Я. Ум перестает быть хозяином и превращается в инструмент. Когда он вам нужен, вы просто им пользуетесь. Это как фен! Ваш ум, ваше тело – это всего лишь механизмы. И внутри этого механизма вы можете существовать двумя способами. Либо забываете себя и сами становитесь механизмом. Либо вы становитесь бдительными, и помните, что вы отделены, и тогда механизм начинает работать на вас.

Голова пуста! Ни одной умной мысли… И не умных, кстати, – тоже… А чего удивляться? Сам же хотел устроить себе отдышку. Процесс проходил просто лавинообразно, в несколько этапов. Такое ощущение, что волна разрушения границ "известного" живет сама по себе, проявляясь мгновением раньше, чем твоё собственное внимание достигает чего-то.

Остановка "внутреннего диалога", о котором многие говорят, это такая мелочь (слишком поверхностно), по сравнению с тем, что приходит вслед за этим! По мере нарастания "завершённости", усиливается противоречие между привычным мышлением (принадлежащим личностному уму) и "прямым восприятием" (при котором личностный ум вообще не может существовать). Вот это, неуловимо тонкое, метание между восприятием и стремлением привычно контролировать увиденное, - самое изматывающее, на начальной стадии. На той стадии, когда попытки понять, осознать суть процесса, неожиданно приводят к "прорыву", и процесс начинает развиваться, независимо от степени твоей "моральной" готовности.

Происходящее словно выжимает психику "досуха". Такое ощущение, что твоё тело, разум, энергия - всё, из чего ты состоишь, было создано для непрерывного сопротивления и контроля. А теперь, под влиянием процесса, всё это вынуждено менять свою природу. Мечется, в поисках приложения привычных усилий, но изменения идут изнутри, оттуда, куда привычное восприятие не распространяется. Поэтому, всё, что сопротивляется, оказывается захваченным врасплох, и реагирует то страхом, то напряжением. Но в конце - концов сдаётся.

Это если описывать подробно. На самом деле происходит всё неуловимо быстро, едва осознаваемо.

А за тем "остановка" захватывает тебя полностью. Нужно понять, что Ум - это не только то, что в голове. Ум - это всё, что я из себя представляю. Я - его форма. И всё это, изначально, с момента рождения, находится в стадии незавершённости. Остановка ума приводит к тому, что наступление завершённости порождает ясность осознавания. Но не попыткой ответов на "все вопросы". В этом нет смысла. Просто восприятие заканчивает с вопросами, устраняя момент разделения - "Я и всё остальное".

И Мир просто обрушивается на тебя. Под натиском этой глобальности, личность уже не справляется с поддержанием себя, как "центра Мира". И она словно исчезает из поля зрения, на это время.

Т.е. не просто скрывается, прячется. В это мгновение обнаруживается, что, как таковой, её вообще не существовало. Не существовало никогда, как отдельной, самодостаточной единицы, живущей собственной жизнью.

Вся картина, как на ладони! Просто подходящие качества, с которыми я ассоциирую своё тело, в нужный момент. И на которых концентрирую доступную мне часть осознанности. В этом вся Личность... Но осознанность, доступная мне, ограниченна и прерывиста. Эго является способом её существования. Поэтому моя личность всегда одинока, всегда в центре собственного внимания. Отсюда - основа двойственности - "Я и всё остальное". А потом уже остальное внешнее разделение на "плохое и хорошее", "чёрное и белое", "злое и доброе" и т.д. и т.п.

Есть разделение, значит нет Покоя. Ни внутреннего, ни внешнего. Его и не будет. Так как стремление к завершённости заставляет Личность искать компромисс, между противоположностями. Но не даёт ей времени понять, естественным путём, что источник этой самой двойственности - в ней.

Мы делаем большую ошибку, когда считаем, что "внутренний покой", упоминаемый многими Учениями, касается эмоционального и психического состояния. Другими словами, - "мне хорошо, спокойно, я расслаблен, меня ничего не волнует и т.д.". Это - не тот "покой" или "тишина", которая возникает в основе. Можно быть внешне совсем не успокоенным, очень активным, эмоциональным, думающим, но в то же время находится в покое. Истинный покой не затрагивает "внешнюю форму".

Настоящий "покой", или "внутренняя тишина", зарождаются именно тогда, когда исчезает (за ненадобностью) наше неизменное состояние "поддержания готовности к действию". Оно - в сути нашего физического существования. Появляется с рождения. И окончательно формируется годам к пяти - семи. С тех пор, как скрытый мотор, на малых оборотах, контролирует нашу активность. Нами оно не осознаётся в полной мере, т.к. является неотъемлемой, естественной частью физической жизни. Но только - физической. На него уходит огромное кол-во жизненной силы. И проявляется оно не только в теле. Но и в эмоциях, в чувствах, мышлении. Алкоголь, наркотики, глубокий сон, секс - снижают этот процесс, в разной степени. Но не убирают его полностью.

"Остановка ума" совершенно прекращает этот процесс поддержания готовности. А значит и бесконтрольного расхода энергии.

Хочется смотреть в одну точку, не мигая. Просто - отдых. Но уже чую – не надолго это. Период покоя заканчивается. Это - как ощущение приближающейся грозы. Небо ещё чистое, но в воздухе уже чувствуется запах озона. И внимание, время от времени, срывается в область привычного мышления. И в этот момент в голове, прямо-таки, физически ощущается расслабление, будто что-то "отпускает”. Тот, другой, способ мышления (восприятия) стал мне ближе, приятнее. Он - более естественнен для ума. Исчезает этот бесконечный перебор "мысль-за-мыслью”. Внимание концентрируется и р-р-р-аз! – ты уже ухватил саму суть. Иногда сам не ожидая.

А вслед за этим, как двери в огромном коридоре, начинают открываться "составляющие” и "ответвления” той идеи, на которой сосредоточен. И вырисовывается постепенно настолько огромное пространство, объединённое одной, общей Идеей, что просто пропадаешь в нём. На самом деле - теряешься. Т.е. – это не метафора. Теряешься реально, забывая про себя. Уже не осознаёшь, что и как воспринимает происходящее, всё, что открывается в этот момент. Сам, как составная часть увиденного. Будто это составные части твоего тела и разума.

И на какое-то время контролю совсем не поддаётся. Невозможно контролировать что-то, когда контролировать нечем. :) Но постепенно, словно откуда-то извне, начинает нарастать ощущение скрытой "настойчивости” (не знаю, как иначе назвать). Будто напоминание, что это ещё - не весь ты. Как что-то, глубоко забытое, просыпается, и начинает напоминать о себе.

В этот момент происходит нечто, похожее на "всплеск из ничего”, что возвращает к физической реальности. И тебя начинает собирать обратно, словно кто-то подтягивает невидимую нить. Ты – как воздушный змей. То плывёшь ровно, то бесконтрольно раскачиваясь, из стороны в сторону. Очень плавно, но с явно-ощутимым чувством беспомощности. Вообще, эта ассоциация с воздушным змеем возникает очень часто, в такие моменты. Но никакого чувства тревоги нет. Ощущение такое, что всё происходит "в пределах задуманного”.

А следующим этапом начинаешь чувствовать дыхание. И осознаёшь, что ты – вот он. Только остаётся некое неуловимое ощущение растянутости в Пространстве. На "этот” мир и на "тот”. С каждым новым повторением ощущение этой связи усиливается. Не физически… Больше, где-то, на подсознании. Трудно-уловимое такое.

Но это – глубокое погружение. А в повседневной жизни, ум просто находится в тишине, используя, как бы, только "поверхностную” часть этой способности. Ты смотришь и видишь… Видишь и понимаешь. Понимаешь то, что вряд ли бы понял в обычном состоянии.

В свою очередь, это приносит некоторые неудобства. Особенно - в начале. Когда не понимаешь, что с этим делать. Требуются усилия, чтобы начать логически мыслить, поддерживать разговор и т.д. "Второе восприятие” просто даёт тебе понимание сути происходящего, всего, с чем сталкиваешься. Но это понимание надо ещё реализовать в повседневности! А это уже – усилие… К тому же, это восприятие, в тот момент, ясно даёт понять, что большинство усилий или обычных реакций, привычных в той или иной ситуации, вообще не имеют смысла. Начинаешь осознавать, сколько лишнего намешано в повседневном жизненном восприятии.

Это осознавание тоже не легко перенести, когда это происходит лично с тобой. Шаблоны поведения и мышления просто пищат от собственной "нужности”! Они не просто – где-то, внутри. Они и есть – ты. Ты из них состоишь. И кажется, что если суметь освободиться от них, то и сам исчезнешь… Ну, в принципе, это ещё предстоит проверить.

Беседы Самтена

Остановка Ума

(Steadiness of Mind ) Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

(1) Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.

(2) Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.

(3) Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.

(4) Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.

(5) Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.


Словарь йоги . Эрнест Вуд . 2009 .

Смотреть что такое "Остановка Ума" в других словарях:

    - (Mind) См. Высший Разум; Низший Ум; Манас; Остановка Ума; Саматва; Саньяма; Уравновешенность Разума; … Словарь йоги

    BioShock 2 - Разработчик 2K Marin 2K Australia Digital Extremes (Многопользовательская игра) 2K China Arkane Studios (level design assistance) Издатели … Википедия

    Драма - Д. как поэтический род Происхождение Д. Восточная Д. Античная Д. Средневековая Д. Д. Ренессанса От Возрождения к классицизму Елизаветинская Д. Испанская Д. Классическая Д. Буржуазная Д. Ро … Литературная энциклопедия

    Репертуар Большого театра (Москва) с 1825 по 1900 год

    Репертуар Большого театра (Москва) - В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

    Лайя-йога - («йога растворения») один из видов йоги, соотносящийся согласно традиционному делению на семь ачар тантры (веда, вайшнава, шайва, дакшина, вама, сиддханта и каула) с высшей каулачарой, её философской основой является Адвайта… … Википедия

    Дзюцу (Наруто) - Термином дзюцу (яп. 術?, досл. «техника», «приём») в манге и аниме «Наруто» обозначают каждое из специфических фантастических действий ниндзя, которое не в состоянии повторить либо имитировать обычный человек. Концепция дзюцу была разработана… … Википедия

    Зачарованные - Charmed … Википедия

    Персонажи телесериала «Зачарованные» - В этой статье описываются персонажи телесериала «Зачарованные». Содержание 1 Главные герои 2 Сопровождающие 2.1 Лео Уайатт … Википедия

    Ломоносов, Михаил Васильевич - — ученый и писатель, действительный член Российской Академии Наук, профессор химии С. Петербургского университета; родился в дер. Денисовке, Архангельской губ., 8 ноября 1711 г., скончался в С. Петербурге 4 апреля 1765 года. В настоящее… … Большая биографическая энциклопедия

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Остановка Ума (Словарь Йоги)

Патанджали говорит, что остановки низшего ума (читта-вритти-ниродха, см.) можно достигнуть несколькими способами, а именно:

  • Если у человека есть или был собственный надежный оккультный опыт, или если он воспитал развитую высшую чувствительность (включая телепатию, ясновидение, яснослышание, психометрию, интуицию, и пр.), возникает устойчивое и уверенное состояние разума. Активный мыслящий разум называется манас и отличается от низшего разума, читты, хранящего мысли и осуществляющего механическое течение мысленных ассоциаций.
  • Остановка ума развивается и посредством проявления спокойного внутреннего видения. Многие люди, закрыв глаза, способны видеть внутренний свет, приносящий ощущение покоя и уверенности. Иногда, в этом свете возникают образы, вначале случайные, но очень четкие и прекрасные. Как говорил древний учитель Вачаспати Мишра, человек может обнаружить этот свет, перенося свое сознание в область сердца. С его помощью он способен видеть мыслеформы. Манас сам по себе является внутренним видением, в котором возникают эти формы.
  • Для остановки, низший разум (читта) можно принудить вспоминать образы людей или существ, например, святых и адептов, достигших освобождения от желаний.
  • Остановке ума помогают опыты и практика сновидений.
  • Медитация на интересующих человека предметах тоже является помощью в развитии молчания ума.

Заголовки

Словарь Йоги

Эта первый последовательный словарь переведенный с английского языка, объясняющий основные понятия всех крупных школ раджа-йоги и хатха-йоги .

Автор, в прошлом профессор физики в Синдском Национальном Колледже Индии и лектор Мадрасского Университета, является одним из выдающихся исследователей древней философии и психологии Индии. Многие годы он был также преподавателем санскрита и тесно сотрудничал со многими индийскими учеными и йогами. Он был принят в Орден Ведантистов монастыря Шрингери и посвящен в сан именем великого учителя Шри Шанкарачарьи из Шрингери.

На портале этот раздел является постоянно дополняемым, словарь уже увеличен от первоначального источника более чем в два раза.

Представляя западному миру словарь йоги, я хотел бы подчеркнуть, что источниками всех моих материалов и терминологии были непосредственно древние тексты на санскрите, в частности: знаменитые "Сутры" Патанджали и книги Шанкарачарьи - в части, касающейся раджа-йоги (йога воли) и джняна-йоги (йога знания); "Бхагавад-Гита" - в том, что связано с карма-йогой (йога мудрости) и буддхи-йогой (йога любви); многие работы, такие как "Хатха-йога Прадипика", "Гхеранда Самхита", "Шива Самхита" и другие тексты "Упанишад" - как основные источники понятий хатха-йоги, лайя-йоги и мантра-йоги. Что касается бхакти-йоги, то она входит в остальные направления; впрочем, все они пересекаются друг с другом. Мои объяснения терминов в большей части являются результатом моего собственного опыта и многочисленных контактов с йогами Индии.

На примере Индии, где изначально возникло большинство направлений йоги, где она процветает и пользуется всеобщим уважением и сейчас, мы обнаруживаем ее теснейшую и запутанную связь с религией.

Йога должна рассматриваться как точная и определенная целеустремленная система жизни (физической, эмоциональной, умственной, этической и духовной) и подготовка к жизни более благополучной с точки зрения понимания, непосредственного опыта и практического использования первичных жизненных истин, которые обычно остаются незаметными и практически неосознанными для большинства людей, образованных и непросвещенных, культурных и невежественных, которых просто несет потоком жизни. Таким образом, из словаря были исключены детали, связанные с пассивной и выжидательной массовой религиозностью, и в него включены понятия, обеспечивающие данными и указаниями, поддерживающими нацеленность на самовоспитание и самореализацию.

Сталкиваясь с огромным количеством и разнообразием тематик, связанных с йогой, затронутых в этом словаре, читающий может подумать: "Как много разных вещей, которые нужно знать и выполнять!" Тем не менее, путь йоги к ее цели довольно прост и прямолинеен. Ученик йоги не обязательно должен заниматься многими направлениями одновременно; достаточно выбрать одно-два. Этот выбор является одним из этапов его практики и окажет большую пользу, если ученик позволит себе интуитивный, а не эмоциональный подход к подбору своих направлений. Данный словарь выглядит таким сложным, так как содержит данные и указания, свойственные многим различным школам; на практике три конечные цели каждой из них всегда одни и те же: раскрытие и познание Я , воспитание разума и приведение тела в состояние саттвы. Другим важным моментом является тот факт, что в процессе своих занятий практикующий какое-либо направление йоги, к своему собственному удивлению и совершенно неожиданно, может обнаружить, что он обрел некие качества высшей ценности, даже не понимая при этом, как это случилось.

Практическую йогу можно также назвать пятистадийным путем к здоровью, ибо она объясняет, каким образом человек должен обращаться 1) со своим телом; 2) со своими эмоциями; и 3) со своим разумом, и как он должен воспитывать и развивать свою 4) этическую и 5) духовную природу, с тем чтобы все эти пять компонент достигли своего максимального развития и совершенной гармонии друг с другом, чтобы они могли стать достойной чашей для нектара самого Духа, человеческого Я.

(Отрывок из лекции)

…Достичь «остановки ума» - означает абсолютную тишину в Сознании, внутри меня. Ум находится в этом состоянии тишины, абсолютном. Он молчит. Но не «выключен»… Словно превращаешься в некую «живую Пустоту». МЫШЛЕНИЕ сменяется ВОСПРИЯТИЕМ… И неожиданно оказывается, что «восприятие» всегда существует гораздо глубже той активной части ума, к которой мы привыкли. Что уму совсем необязательно непрерывно метаться, словно дикая птица в клетке. В момент «остановки ума», это...

Проблема человека в том, что он не знает истинной причины, зачем он вообще существует. Вот отсюда и хаос такой в жизни, в обществе, в мире. Когда не знаешь, - зачем, для чего?- тогда и нет желания что-то делать, чего-то достигать.

Становишься, как все, со всеми вытекающими последствиями. И жизнь становится похожей на хождение по незнакомому дремучему лесу, где за каждым деревом не знаешь, что ожидать. Поэтому ты всегда должен быть на чеку, с вечным внутренним страхом о близких и о...

…Сейчас я начну исполнять мантру, которая будет очищать пространство вокруг вас, а так же ум и тела. А вы настраивайтесь на звук. Когда мы делаем практические занятия в группе и идёт вибрация, в данном случае, - звук мантры, - нет смысла настраиваться на моё присутствие.

Вы входите в состояние тотального слушания, когда звук поглощает вас, вы забываете о себе.

Тотальное слушание – это не напряжённое слушание, и не прислушивание к чему-то локальному за пределами вас, а напротив...

Голова пуста! Ни одной умной мысли… И не умных, кстати, – тоже… А чего удивляться? Сам же хотел устроить себе отдышку. Процесс проходил просто лавинообразно, в несколько этапов. Такое ощущение, что волна разрушения границ "известного" живет сама по себе, проявляясь мгновением раньше, чем твоё собственное внимание достигает чего-то.

Остановка "внутреннего диалога", о котором многие говорят, это такая мелочь (слишком поверхностно), по сравнению с тем, что приходит вслед за этим! По мере...

Когда вы углубляетесь в медитацию, время исчезает. Когда медитация действительно расцветет, никакого времени не найдешь. Это происходит одновременно - когда исчезает ум, исчезает и время. Потому-то на протяжении веков мистики говорили, что время и ум - ни что иное, как две стороны одной медали.

Ум не может жить без времени, а время не может жить без ума. Время - это способ существования ума.

Потому-то все Будды настаивали: “Живите этим мгновением”. Жить в это мгновение - это медитация...

Внутренний диалог - мысленный шум, который очень мешает при сосредоточении на дыхании во время медитации. Это проносящиеся мысли-электрички, из-за которого наше внимание уносится вслед за ними. Успокоение ума - задача сложнейшая.

Начнем с того, что ВД - очень энергозатратный процесс. Одно дело, когда мы обмысливаем, или ищем решение ситуации, другое дело, когда мы пережевываем вчерашний день, старые обиды, тревоги, додумываем разговоры, ругаем себя, доказываем что-то другим и т.д. Мы тратим...

Дыхательная техника: Или, когда дыхание на выдохе полностью закончилось и приостановилось или когда на вдохе оно полностью закончилось и остановилось - в такие универсальные паузы малое «я» человека исчезает. Это трудно только для нечистых.

Но тогда это трудно для всех, потому что он сказал: Это трудно только для нечистых.

Но кто сейчас является чистым? Эта техника трудна для вас; вы не сможете практико-вать ее. Но иногда внезапно вы сможете ощутить ее. Вы ведете автомобиль и вдруг вы чув...

ВЕДЕНИЕ В МЕДИТАЦИЮ ВИДЕНИЯ-КАК-ЕСТЬ

Этот краткий очерк послужит Вам введением в практику "медитации видения-как-есть", излагаемой в традиции буддизма Тхеравады. Чтобы применять ее, Вам не обязательно знать учение Будды, хотя такое знание может помогать Вам прояснять личное понимание мира, возникающее во время медитации.

Цель медитации видения-как-есть не в том, чтобы создавать какую-то систему убеждений, а в том, чтобы дать возможность ясно видеть природу ума. Тогда человек узнает все сам...


Состояния ума суть способы видеть. Бывает, что целый набор установок и эмоций уходит прочь, и тут же после этого появляется совершенно новый ум, вполне отличный своим видением. Эти возникающие состояния ума повторяются и, похоже, обладают...

 

Возможно, будет полезно почитать: