Первый состав народных комиссаров. Создание совета народных комиссаров ссср

(в настоящее время пролив Фриза) . Де Фриз по ошибке посчитал остров Итуруп северо-восточной оконечностью Хоккайдо, а Уруп - частью Американского континента. 20 июня голландские моряки впервые высадились на Урупе . 23 июня 1643 года де Фриз установил на плоской вершине высокой горы острова Урупа деревянный крест и объявил эту землю собственностью Голландской Ост-Индской компании .

В России первое официальное упоминание о Курильских островах относится к 1646 году, когда казак Нехорошко Иванович Колобов, участник экспедиции Ивана Москвитина к Охотскому (Ламскому) морю, рассказал о населяющих острова бородатых айнах . Новые сведения о Курильских островах появились после похода Владимира Атласова на Камчатку в 1697 году, в ходе которого с юго-западного побережья Камчатки русские впервые увидели северные Курильские острова . В августе 1711 года отряд камчатских казаков под руководством Данилы Анциферова и Ивана Козыревского впервые высадился на самом северном острове Шумшу , разбив здесь отряд местных айнов, а затем и на втором острове гряды - Парамушире .

В 1738-1739 годах состоялась научная экспедиция под руководством капитана русского флота Мартына Петровича Шпанберга . Эта экспедиция впервые нанесла на карту Малую Курильскую гряду (острова Шикотан и Хабомаи). По итогам экспедиции был составлен атлас «Генеральная карта России» с изображением 40 островов Курильского архипелага. После публикаций в Европе в 1740-х годах известий об открытии русскими мореплавателями Курильских островов, для посещения своими кораблями островов этого района правительства других держав запрашивали разрешение у российских властей . В 1772 году российские власти отнесли Курильские острова под управление главного командира Камчатки , а в 1786 году императрица Екатерина II издала указ о защите («сохранении») прав на «земли, мореплавателями российскими открытые», в числе которых называлась и «гряда Курильских островов, касающаяся Японии» . Данный указ был опубликован на иностранных языках. После публикации ни одно государство не оспорило права России на Курильские острова. На островах были установлены государственные знаки-кресты и медные доски с надписью «Земля российского владения».

XIX век

Генеральная карта Японского Государства, 1809

7 февраля 1855 года Япония и Россия подписали первый русско-японский договор - Симодский трактат о торговле и границах. Документ устанавливал границу стран между островами Итуруп и Уруп . К Японии отходили острова Итуруп, Кунашир , Шикотан и группа островов Хабомаи , а остальные признавались российскими владениями. Именно поэтому 7 февраля в Японии ежегодно отмечается как День северных территорий с 1981 года. При этом остались неурегулированными вопросы о статусе Сахалина, что приводило к конфликтам между русскими и японскими купцами и моряками .

Русско-японская война

Сахалин и Курильские острова на карте 1912 года

Вверху: Соглашение о вступлении СССР в войну против Японии
Внизу: Карта Японии и Кореи, изданная Национальным географическим обществом США, 1945 г. Фрагмент. Подпись красным шрифтом под Курильскими островами гласит: «В 1945 г. в Ялте было согласовано, что Россия вернёт себе Карафуто (префектура Карафуто - южная часть острова Сахалин) и Курилы».

2 февраля 1946 года в соответствии с Указом Президиума ВС СССР на этих территориях была образована Южно-Сахалинская область в составе Хабаровского края РСФСР, которая 2 января 1947 года вошла в состав новообразованной Сахалинской области в составе РСФСР.

История принадлежности Курил по русско-японским договорам

Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии (1956). Статья 9.

Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении Мирного Договора.

При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.

19 января 1960 года Япония подписала Договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией с США, продлив тем самым «Пакт безопасности », подписанный 8 сентября 1951 года, который являлся юридической базой для пребывания американских войск на японской территории. 27 января 1960 года СССР заявил, что поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации - вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях. При этом до окончания «холодной войны» СССР не признавал существования территориального спора с Японией и всегда рассматривал южные Курильские острова как неотъемлемую часть своей территории .

18 апреля 1991 года во время визита в Японию Михаил Горбачев впервые фактически признал наличие территориальной проблемы.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - правопреемник СССР и все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны как Россией, так и Японией. Было также зафиксировано стремление сторон решить вопрос о территориальной принадлежности четырёх южных островов Курильской гряды, что в Японии было расценено как успех и, в определённой степени, породило надежды на решение вопроса в пользу Токио.

XXI век

14 ноября 2004 года глава МИДа России Сергей Лавров в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договорённости готовы выполнять наши партнёры» . Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет» . При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу южных Курил.

В 2005 году президент России Владимир Путин выразил готовность разрешить территориальный спор в соответствии с положениями советско-японской декларации 1956 года , то есть с передачей Японии Хабомаи и Шикотана, однако японская сторона не пошла на компромисс.

16 августа 2006 года японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны, она требовала немедленной выдачи тела погибшего и освобождения экипажа. Обе стороны заявили, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай .

13 декабря 2006 года. Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы .

2 июля 2007 года для снижения напряжённости между двумя странами секретарь кабинета министров Японии Ясухиса Сиодзаки предложил, а российский вице-премьер Сергей Нарышкин принял предложения Японии о помощи в развитии дальневосточного региона. Предполагается развивать атомную энергетику, прокладывать оптические интернет-кабели через территорию России для связи Европы и Азии, развивать инфраструктуру, а также сотрудничество в области туризма, экологии и безопасности. Ранее это предложение было рассмотрено в июне 2007 года на встрече в рамках большой восьмёрки между премьер-министром Японии Синдзо Абэ и президентом России Владимиром Путиным .

21 мая 2009 года премьер-министр Японии Таро Асо в ходе заседания верхней палаты парламента назвал южные Курилы «незаконно оккупированными территориями» и заявил, что ждёт от России предложений подходов к решению этой проблемы. Официальный представитель МИДа России Андрей Нестеренко прокомментировал это высказывание как «незаконное» и «политически некорректное» .

11 июня 2009 года нижняя палата японского парламента одобрила поправки к закону «О специальных мерах по содействию решения вопроса Северных территорий и подобных ему» , в которых содержится положение о принадлежности Японии четырёх островов Южнокурильской гряды. МИД России выступил с заявлением, в котором назвал подобные действия японской стороны неуместными и неприемлемыми . 24 июня 2009 года было опубликовано заявление Государственной думы , в котором, в частности, было изложено мнение Государственной думы о том, что в сложившихся условиях усилия по решению проблемы мирного договора, по сути, утратили как политическую, так и практическую перспективу и будут иметь смысл только в случае дезавуирования принятых японскими парламентариями поправок . 3 июля 2009 года поправки были одобрены Верхней палатой японского парламента .

14 сентября 2009 года премьер-министр Японии Юкио Хатояма заявил, что надеется добиться прогресса на переговорах с Россией о южных Курилах «за предстоящие полгода-год» .

23 сентября 2009 года на встрече с президентом РФ Дмитрием Медведевым Хатояма сказал о желании решить территориальный спор и заключить мирный договор с Россией .

7 февраля 2010 года. В день 7 февраля, начиная с 1982 года, в Японии проводится День северных территорий (так называют южные Курилы). По Токио курсируют машины с громкоговорителями, из которых раздаются требования вернуть Японии четыре острова и музыка военных маршей. Также событием этого дня является выступление премьер-министра Юкио Хатояма перед участниками движения за возвращение северных территорий. В этом году Хатояма сообщил, что Японию не устраивает возвращение только двух островов и что он приложит максимум усилий, чтобы вернуть все четыре острова при жизни нынешних поколений. Также он отметил, что России очень важно дружить с такой экономически и технологически развитой страной, как Япония. Слов о том, что это «незаконно оккупированные территории» не прозвучало .

1 апреля 2010 года официальный представитель МИД России Андрей Нестеренко выступил с комментарием, в котором сообщал об утверждении 1 апреля Правительством Японии изменений и дополнений к т. н. «Основному курсу по содействию решению проблемы северных территорий» и заявил, что повторение необоснованных территориальных притязаний к России не может пойти на пользу диалогу по вопросу о заключении российско-японского мирного договора, а также поддержанию нормальных контактов между южными Курильскими островами, входящими в состав Сахалинской области России, и Японией .

11 сентября 2011 года секретарь совета безопасности РФ Николай Патрушев посетил южные Курильские острова, где провёл совещание с руководством Сахалинской области , и побывал на погранзаставе на ближайшем к Японии острове Танфильева . На встрече в посёлке Южно-Курильске на острове Кунашир обсуждались вопросы обеспечения безопасности региона, ход строительства объектов гражданской и пограничной инфраструктуры, рассматривались вопросы безопасности при возведении и эксплуатации портового причального комплекса в Южно-Курильске и реконструкции аэропорта Менделеево. Генеральный секретарь правительства Японии Осаму Фудзимура заявил, что визит Николая Патрушева на южные Курильские острова вызывает глубокое сожаление у Японии .

14 февраля 2012 года начальник российского Генштаба ВС генерал армии Николай Макаров сообщил, что Минобороны РФ создаст два военных городка на южных Курильских островах (Кунашир и Итуруп) в 2013 году .

26 октября 2017 г. первый заместитель председателя комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что Россия планирует создать на Курильских островах базу Военно-морского флота.

Базовая позиция России

Позиция обеих стран по вопросу принадлежности островов. Россия считает весь Сахалин и Курилы своей территорией. Япония считает южные Курилы своей территорией, северные Курилы и Сахалин - территорией России.

Принципиальная позиция Москвы состоит в том, что южные Курильские острова вошли в состав СССР, правопреемницей которого стала Россия, являются неотъемлемой частью территории Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны и закреплёнными в Уставе ООН , и российский суверенитет над ними, имеющий соответствующее международно-правовое подтверждение, сомнению не подлежит . По сообщениям СМИ , министр иностранных дел РФ в 2012 году заявил, что проблема Курильских островов может быть решена в России только путём проведения референдума . Впоследствии МИД России официально опроверг постановку вопроса о каком-либо референдуме: «Это грубое передёргивание слов министра. Подобные интерпретации мы расцениваем как провокационные. Ни один здравомыслящий политик никогда не поставит этот вопрос на референдум» . Помимо этого, российские власти в очередной раз официально декларировали безусловную неоспоримость принадлежности островов России, заявив, что в связи с этим вопроса о каком-либо референдуме не может стоять по определению . 18 февраля 2014 года министр иностранных дел РФ заявил, что «Россия не рассматривает ситуацию с Японией в вопросе о границах как некий территориальный спор». РФ, пояснил министр, исходит из реальности, состоящей в том, что есть общепризнанные и закреплённые в Уставе ООН итоги Второй мировой войны . 22 августа 2015 премьер-министр Дмитрий Медведев в связи со своим посещением острова Итуруп сформулировал позицию России, заявив, что Курильские острова «являются частью РФ, входят в субъект РФ под названием Сахалинская область, и поэтому мы посещали, посещаем и будем посещать Курилы» .

Базовая позиция Японии

Базовая позиция Японии по данной проблеме формулируется в четырёх пунктах :

(1) Северные территории являются вековыми территориями Японии, продолжающими находиться под незаконной оккупацией России. Правительство Соединённых Штатов Америки также последовательно поддерживает позицию Японии.

(2) Чтобы решить этот вопрос и по возможности быстро заключить мирный договор, Япония энергично продолжает переговоры с Россией на основании уже достигнутых соглашений, таких, как Японско-советская совместная декларация 1956 года, Токийская декларация 1993 года, Иркутское заявление 2001 года и Японско-российский план действий 2003 года.

(3) Согласно японской позиции, в случае подтверждения принадлежности Северных территорий к Японии, Япония готова гибко подойти ко времени и порядку их возврата. Вдобавок, поскольку японские граждане, жившие на Северных территориях, были насильственно выселены Иосифом Сталиным, Япония готова прийти к соглашению с российским правительством с тем, чтобы проживающие там российские граждане не подверглись такой же трагедии. Иными словами, после возврата островов Японии, Япония намерена уважать права, интересы и желания ныне живущих на островах россиян.

(4) Правительство Японии призвало население Японии не посещать Северные территории вне рамок безвизовой процедуры до разрешения территориального спора. Аналогично, Япония не может допустить никакой деятельности, включая экономическую деятельность третьих сторон, которая могла бы рассматриваться как подчинение «юрисдикции» России, а также позволять деятельность, которая предполагала бы «юрисдикцию» России над Северными территориями. Япония придерживается политики принятия соответствующих мер, чтобы предотвратить такую деятельность.

Оригинальный текст (англ.)

Japan"s Basic Position

(1) The Northern Territories are inherent territories of Japan that continues to be illegally occupied by Russia. The Government of the United States of America has also consistently supported Japan"s position.

(2) In order to solve this issue and to conclude a peace treaty as soon as possible, Japan has energetically continued negotiations with Russia on the basis of the agreements and documents created by the two sides so far, such as the Japan-Soviet Joint Declaration of 1956, the Tokyo Declaration of 1993, the Irkutsk Statement of 2001 and the Japan-Russia Action Plan of 2003.

(3) Japan"s position is that if the attribution of the Northern Territories to Japan is confirmed, Japan is prepared to respond flexibly to the timing and manner of their actual return. In addition, since Japanese citizens who once lived in the Northern Territories were forcibly displaced by Joseph Stalin, Japan is ready to forge a settlement with the Russian government so that the Russian citizens living there will not experience the same tragedy. In other words, after the return of the islands to Japan, Japan intends to respect the rights, interests and wishes of the Russian current residents on the islands.

(4) The Japanese government has requested Japanese people not to enter the Northern Territories without using the non-visa visit frameworks until the territorial issue is resolved. Similarly, Japan cannot allow any activities, including economic activities by a third party, which could be regarded as submitting to Russian “jurisdiction,” nor allow any activities carried out under the presumption that Russia has “jurisdiction” in the Northern Territories. Japan is of the policy to take appropriate steps to ensure that this does not happen. .

Оригинальный текст (яп.)

日本の基本的立場

⑴北方領土は、ロシアによる不法占拠が続いていますが、日本固有の領土であり、この点については例えば米国政府も一貫して日本の立場を支持しています。政府は、北方四島の帰属の問題を解決して平和条約を締結するという基本的方針に基づいて、ロシア政府との間で強い意思をもって交渉を行っています。

⑵北方領土問題の解決に当たって、我が国としては、1)北方領土の日本への帰属が確認されるのであれば、実際の返還の時期及び態様については、柔軟に対応する、2)北方領土に現在居住しているロシア人住民については、その人権、利益及び希望は、北方領土返還後も十分尊重していくこととしています。

⑶我が国固有の領土である北方領土に対するロシアによる不法占拠が続いている状況の中で、第三国の民間人が当該地域で経済活動を行うことを含め、北方領土においてあたかもロシア側の「管轄権」に服したかのごとき行為を行うこと、または、あたかも北方領土に対するロシアの「管轄権」を前提としたかのごとき行為を行うこと等は、北方領土問題に対する我が国の立場と相容れず、容認できません。  したがって、日本国政府は、広く日本国民に対して、1989年(平成元年)の閣議了解で、北方領土問題の解決までの間、ロシアの不法占拠の下で北方領土に入域することを行わないよう要請しています。

⑷また、政府は、第三国国民がロシアの査証を取得した上で北方四島へ入域する、または第三国企業が北方領土において経済活動を行っているという情報に接した場合、従来から、しかるべく事実関係を確認の上、申入れを行ってきています 。

Другие мнения

Оборонный аспект и опасность вооружённого конфликта

В связи с территориальным спором о принадлежности южных Курил существует опасность военного конфликта с Японией . В настоящее время Курилы защищает 18-я пулемётно-артиллерийская дивизия (единственная в России), а Сахалин - мотострелковая бригада . Указанные соединения имеют на вооружении 41 танк Т-80 , 120 транспортёров МТ-ЛБ , 20 береговых комплексов противокорабельных ракет, 130 артсистем, 60 зенитных средств (комплексы «Бук », «Тунгуска », «Шилка »), 6 вертолётов Ми-8 .

Как записано в Морском праве:

Государство имеет право временно приостановить мирный проход через отдельные участки своих территориальных вод, если этого настоятельно требуют интересы его безопасности.

Однако ограничение российского судоходства - кроме боевых кораблей при конфликте - в этих проливах, а тем более введение платы противоречило бы некоторым положениям общепризнанного в международном праве (в том числе признанному в Конвенции ООН по морскому праву , которую Япония подписала и ратифицировала) права мирного прохода , тем более что Япония не имеет архипелажных вод [ ] :

Если иностранное торговое судно выполняет указанные требования, прибрежное государство не должно препятствовать мирному проходу через территориальные воды и обязано принять все необходимые меры для безопасного осуществления мирного прохода - объявлять, в частности, для общего сведения о всех известных ему опасностях для судоходства. Иностранные суда не должны облагаться какими-либо сборами за проход, за исключением сборов и платы за фактически оказанные услуги, которые должны взиматься без какой-либо дискриминации.

Далее, почти вся остальная акватория Охотского моря замерзает и замерзают порты Охотского моря, и, следовательно, судоходство без ледоколов здесь всё равно невозможно; пролив Лаперуза , соединяющий Охотское море с Японским, зимой также забивается льдами и судоходен только с помощью ледоколов:

Охотское море имеет самый суровый ледовый режим. Лёд здесь появляется в конце октября и держится до июля. В зимнее время вся северная часть моря покрывается мощными плавучими льдами, местами смерзающимися в обширную площадь неподвижного льда. Граница неподвижного берегового припая простирается в море на 40-60 миль. Постоянное течение выносит льды из западных районов в южную часть Охотского моря. Вследствие этого возле южных островов Курильской гряды в зимнее время образуется скопление плавающих льдов, а пролив Лаперуза забивается льдами и судоходен только с помощью ледоколов. .

При этом кратчайший путь из Владивостока в Тихий океан лежит через незамерзающий Сангарский пролив между островами Хоккайдо и Хонсю . Этот пролив не перекрывается территориальными водами Японии , хотя может быть включён в состав территориальных вод в одностороннем порядке в любой момент.

Природные ресурсы

На островах есть зоны возможного нефтегазонакопления. Запасы оцениваются в 364 млн тонн в нефтяном эквиваленте. Кроме того, на островах возможно наличие золота . В июне 2011 года стало известно, что Россия предлагает Японии совместно осваивать нефтяные и газовые месторождения, расположенные в районе Курильских островов .

К островам примыкает 200-мильная рыболовная зона. Благодаря Южнокурильским островам эта зона покрывает всю акваторию Охотского моря, за исключением площади небольшой прибрежной акватории у о. Хоккайдо. Таким образом, в хозяйственном плане Охотское море фактически является внутренним морем России с годовым уловом рыбы около трёх миллионов тонн.

Позиции третьих стран и организаций

На 2014 год США считают, что суверенитетом над спорными островами обладает Япония , при этом отмечая, что статья 5 американо-японского договора о безопасности (о том, что атака на любую из сторон на территории, управляемой Японией, считается угрозой обеим сторонам) не относится к данным островам, как не управляемым Японией . Аналогичной была и позиция администрации Буша-младшего . О том, была ли ранее позиция США иной, в академической литературе существует спор . Есть мнение, что в 1950-е годы суверенитет островов увязывался с суверенитетом островов Рюкю, имевших похожий правовой статус. В 2011 году в пресс-службе посольства США в Российской Федерации отметили, что данная позиция США существует давно и отдельные политики лишь подтверждают её .

См. также

  • Лианкур (острова, спорные между Японией и Южной Кореей)
  • Сенкаку (острова, спорные между Японией и Китаем)

Спор между Россией и Японией по поводу принадлежности Южных Курил ведется уже несколько десятилетий. Из-за нерешенности этого вопроса между двумя странами до сих пор не подписан мирный договор. Почему переговоры ведутся так сложно и есть ли шанс найти приемлемое решение, которое устраивало бы обе стороны, - выяснял портал сайт.

Политический маневр

«Семьдесят лет мы ведем переговоры. Синдзо сказал: «Давайте поменяем подходы». Давайте. Так вот какая идея мне пришла в голову: давайте заключим мирный договор - не сейчас, но до конца года - без всяких предварительных условий».

Эта реплика Владимира Путина на Владивостокском экономическом форуме вызвала в СМИ ажиотаж. Ответ Японии, впрочем, был предсказуем: заключать мир без решения территориального вопроса в Токио не готовы в силу массы обстоятельств. Любой политик, который зафиксирует в международном договоре хотя бы намек на отказ от претензий на так называемые северные территории, рискует проиграть выборы и закончить политическую карьеру.

Президент РФ Владимир Путин принимает участие в пленарном заседании «Дальний Восток: расширяя границы возможностей» IV Восточного экономического форума (ВЭФ-2018). Слева направо - телеведущий, заместитель директора ГТК «Телеканал «Россия», президент Института Беринга–Беллинсгаузена по изучению обеих Америк Сергей Брилев, премьер-министр Японии Синдзо Абэ, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин, справа налево - премьер-министр Республики Корея Ли Нак Ён и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга

Десятилетиями японские журналисты, политики и ученые объясняли нации, что вопрос возвращения Южных Курил для Страны Восходящего Солнца является принципиальным, и в конце концов объяснили. Теперь при любом политическом маневре на российском фронте японские элиты должны учитывать пресловутую территориальную проблему.

Почему Япония хочет получить четыре южных острова Курильской гряды - понятно. Но почему Россия не хочет их отдавать?

От купцов до военных баз

О существовании Курильских островов большой мир не подозревал примерно до середины XVII века. Народ айнов, живший на них, когда-то населял все Японские острова, но под напором захватчиков, прибывших с материка, - предков будущих японцев - постепенно был уничтожен или вытеснен на север - на Хоккайдо, Курилы и Сахалин.

В 1635–1637 годах японская экспедиция обследовала самые южные острова Курильской гряды, в 1643 году голландский исследователь Мартин де Фриз обследовал Итуруп и Уруп и объявил последний собственностью Голландской Ост-Индской компании. Пятью годами позже северные острова были открыты русскими купцами. В XVIII веке русское правительство взялось за исследование Курил уже всерьез.

Русские экспедиции дошли до самого юга, нанесли на карту Шикотан и Хабомаи, а вскоре Екатерина II издала указ о том, что все Курилы до самой Японии являются российской территорией. Европейские державы приняли это к сведению. Мнение японцев на тот момент никого, кроме них самих, не волновало.

Три острова - так называемая Южная группа: Уруп, Итуруп и Кунашир, - а также Малая Курильская гряда - Шикотан и многочисленные необитаемые островки рядом с ним, которые японцы именуют Хабомаи, - оказались в серой зоне. Русские не строили там укреплений и не размещали гарнизонов, а японцы были заняты главным образом колонизацией Хоккайдо. Лишь 7 февраля 1855 года между Россией и Японией был подписан первый договор о границе - Симодский трактат.

Согласно его условиям рубеж между японскими и российскими владениями проходил по проливу Фриза - по иронии судьбы названному по имени того самого голландского мореплавателя, который пытался объявить острова нидерландскими. Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи отошли Японии, Уруп и острова дальше на север - России. В 1875 году японцам передали уже всю гряду до самой Камчатки в обмен на южную часть Сахалина; 30 лет спустя Япония вернула ее себе по результатам Русско-японской войны, которую Россия проиграла.

Во время Второй мировой войны Япония входила в число государств Оси, но военные действия между Советским Союзом и Японской империей на протяжении большей части конфликта не велись, так как стороны в 1941 году подписали пакт о ненападении. Однако 6 апреля 1945 года СССР, выполняя союзнические обязательства, предупредил Японию о денонсации пакта, а в августе объявил ей войну. Советские войска заняли все Курильские острова, на территории которых была создана Южно-Сахалинская область.

Но в итоге до мирного договора между Японией и СССР дело не дошло. Началась холодная война, отношения между бывшими союзниками накалились. Япония, оккупированная американскими войсками, в новом конфликте автоматически оказалась на стороне западного блока. По условиям Сан-Францисского мирного договора 1951 года, который Союз подписывать отказался по целому ряду причин, Япония подтвердила возврат СССР всех Курил - кроме Итурупа, Шикотана, Кунашира и Хабомаи.

Пять лет спустя, казалось, появилась перспектива прочного мира: СССР и Япония приняли Московскую декларацию, по которой прекращалось состояние войны. Советское руководство тогда выразило готовность отдать Японии Шикотан и Хабомаи при условии, что она снимет претензии на Итуруп и Кунашир.

Но в итоге всё сорвалось. Штаты пригрозили Японии, что в случае подписания договора с Советским Союзом они не вернут ей архипелаг Рюкю. В 1960 году Токио и Вашингтон заключили соглашение о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности, в котором содержалось положение о том, что США имеют право размещать в Японии войска любой численности и создавать военные базы, - и после этого Москва категорически отказалась от идеи мирного договора.

Если раньше у СССР сохранялась иллюзия того, что путем уступки Японии можно нормализовать с ней отношения, переведя ее в разряд хотя бы относительно нейтральных стран, то теперь передача островов означала, что на них вскоре появятся американские военные базы. В результате мирный договор так и не был заключен - и не заключен до сих пор.

Лихие 1990-е

Советские лидеры вплоть до Горбачева не признавали наличие территориальной проблемы в принципе. В 1993 году, уже при Ельцине, была подписана Токийская декларация, в которой Москва и Токио обозначили намерение решить вопрос о принадлежности Южных Курил. В России это было воспринято с немалым беспокойством, в Японии, наоборот, с энтузиазмом.

Северный сосед переживал трудные времена, и в японской прессе того времени можно встретить самые безумные проекты - вплоть до покупки островов за крупную сумму, благо тогдашнее российское руководство было готово идти на бесконечные уступки западным партнерам. Но в итоге и российские страхи, и японские надежды оказались беспочвенными: уже через несколько лет внешнеполитический курс России был скорректирован в пользу большего реализма, и речи о передаче Курил больше не шло.

В 2004 году вопрос неожиданно всплыл снова. Глава МИДа Сергей Лавров объявил, что Москва как государство - продолжатель СССР готова возобновить переговоры на базе Московской декларации - то есть подписать мирный договор и затем в качестве жеста доброй воли отдать Японии Шикотан и Хабомаи. Японцы на компромисс не пошли, и уже в 2014-м Россия полностью вернулась к советской риторике, заявив, что никакого территориального спора у нее с Японией нет.

Позиция Москвы совершенно прозрачна, понятна и объяснима. Это позиция сильного: не Россия требует чего-то от Японии - совсем наоборот, японцы выдвигают претензии, которые не могут подкрепить ни военным, ни политическим образом. Соответственно со стороны России речь может идти лишь о жесте доброй воли - и не более. Экономические отношения с Японией развиваются своим чередом, острова на них никак не влияют, а передача островов никак их не ускорит и не замедлит.

При этом передача островов может повлечь за собой ряд последствий, и их величина зависит от того, какие именно острова будут переданы.

Море закрытое, море открытое

«Это успех, к которому Россия шла долгие годы… По объему запасов эти территории - настоящая пещера Али-Бабы, доступ к которой открывает огромные возможности и перспективы для российской экономики… Включение анклава в российский шельф устанавливает исключительные права России на ресурсы недр и морского дна анклава, включая промысел сидячих видов, то есть краба, моллюсков и так далее, а также распространяет российскую юрисдикцию на территорию анклава в части требований к промыслу, безопасности, охране окружающей среды».

Так министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской в 2013 году прокомментировал новость о том, что подкомиссия ООН приняла решение о признании Охотского моря внутренним морем России.

До того момента в самом центре Охотского моря существовал вытянутый с севера на юг анклав площадью 52 тыс. кв. км, за свою характерную форму получивший название «Арахисовая дыра» (Peanut Hole). Дело в том, что 200-мильная особая экономическая зона России не дотягивалась до самого центра моря - таким образом, воды там считались международными и в них могли вести промысел морских животных и добычу полезных ископаемых суда любых государств. После того как подкомиссия ООН одобрила российскую заявку, море стало полностью российским.

У этой истории было много героев: ученые, которые доказали, что морское дно в районе «Арахисовой дыры» - континентальный шельф, дипломаты, сумевшие защитить российские притязания, и другие. Япония преподнесла во время голосования в ООН сюрприз: Токио одним из первых поддержал российскую заявку. Это породило массу слухов о том, что Россия готова в обмен пойти на уступки по Курилам, но они так и остались слухами.

Что же произойдет со статусом Охотского моря, если Россия отдаст Японии два острова - Шикотан и Хабомаи? Ровным счетом ничего. Ни один из них не омывается его водами, следовательно, никаких изменений не предвидится. Но если Москва отдаст Токио также Кунашир и Итуруп, то ситуация будет уже не столь однозначной.

Дистанция между Кунаширом и Сахалином - менее 400 морских миль, то есть особая экономическая зона России полностью перекрывает юг Охотского моря. Но от Сахалина до Урупа уже 500 морских миль: между двумя частями экономической зоны образуется коридор, ведущий к «Арахисовой дыре». Какие последствия это повлечет за собой, предсказать трудно.

На границе сейнер ходит хмуро

Похожая ситуация складывается и в военной сфере. Кунашир отделяется от японского Хоккайдо проливами Измены и Кунаширским; между Кунаширом и Итурупом лежит пролив Екатерины, между Итурупом и Урупом - пролив Фриза. Сейчас проливы Екатерины и Фриза находятся под полным российским контролем, Измены и Кунаширский - под наблюдением. Ни одна неприятельская подводная лодка или корабль не смогут пройти в акваторию Охотского моря через острова Курильской гряды незамеченными, при этом российские подводные лодки и корабли могут спокойно выходить через глубоководные проливы Екатерины и Фриза.

В случае передачи Японии двух островов российским кораблям сложнее будет пользоваться проливом Екатерины; в случае передачи четырех - Россия полностью потеряет контроль над проливами Измены, Кунаширским и Екатерины и сможет лишь вести наблюдение за проливом Фриза. Таким образом, в системе охраны Охотского моря образуется дыра, которую невозможно будет заделать.

Экономика Курильских островов завязана в первую очередь на добычу и переработку рыбы. На Хабомаи экономики нет в связи с отсутствием населения, на Шикотане, где проживает около 3 тыс. человек, - рыбоконсервный завод. Разумеется, в случае передачи этих островов Японии придется решать и судьбу живущих на них людей, и предприятий, и решение это не будет легким.

Но если Россия отдаст Итуруп и Кунашир, последствия будут куда больше. Сейчас на этих островах живет около 15 тыс. человек, идет активное строительство инфраструктуры, в 2014 году на Итурупе заработал международный аэропорт. Но самое главное - Итуруп богат полезными ископаемыми. Там, в частности, находится единственное экономически выгодное месторождение рения - одного из самых редких металлов. До распада СССР российская промышленность получала его из казахского Джезказгана, и месторождение на вулкане Кудрявый - шанс полностью покончить с зависимостью от импорта рения.

Таким образом, если Россия отдаст Японии Хабомаи и Шикотан - она лишится части территории и понесет сравнительно небольшие экономические потери; если вдобавок отдаст Итуруп и Кунашир - пострадает куда больше как в экономическом, так и в стратегическом плане. Но в любом случае отдавать можно только тогда, когда другой стороне есть что предложить взамен. Токио пока предлагать нечего.

Россия хочет мира - но с сильной, миролюбивой и дружественной Японией, проводящей независимую внешнюю политику. В нынешних условиях, когда эксперты и политики всё громче говорят о новой холодной войне, в дело вновь вступает безжалостная логика противостояния: отдав Японии, поддерживающей антироссийские санкции и сохраняющей на своей территории американские базы, Хабомаи и Шикотан, не говоря уже о Кунашире и Итурупе, Россия рискует просто потерять острова, не получив ничего взамен. Вряд ли Москва готова на это пойти.

Проблема Курильских островов

Сегорских А.

группа 03 История

К так называемым «спорным территориям» относятся острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (Малая Курильская гряда состоит из 8 островов).

Обычно при обсуждении проблемы спорных территорий рассматривают три группы проблем: исторический паритет в открытии и в освоении островов, роль и значение русско-японских договоров XIX века, установивших границу между двумя странами, а также юридическую силу всех документов, регулирующих послевоенное устройство мира. Особенно интересно в этом вопросе то, что все исторические договоры прошлого, на которые ссылаются японские политики, в сегодняшних спорах утратили силу, даже не в 1945г., а еще в 1904, с началом русско-японской войны, ибо международное право гласит: состояние войны между государств ами прекращает действие всех и всяческих договоров между ними. Уже по одному этому весь “исторический” пласт аргументации японской стороны не имеет отношения к правам сегодняшнего японского государства. Поэтому первые две проблемы мы рассматривать не будем, а остановимся на третьей.

Сам факт нападения Японии на Россию в русско-японской войне гг. являлся грубым нарушением Симодского трактата, в котором провозглашался «постоянный мир и искренняя дружба между Россией и Японией». После поражения России, в 1905 году был заключен Портсмутский мирный договор. Японская сторона потребовала от России в порядке контрибуции остров Сахалин . В Портсмутском договоре прекратило действие обменное соглашение 1875г., а также говорилось о том, что все торговые договоры Японии с Россией аннулируются в результате войны. Это аннулировало Симодский трактат 1855г. Таким образом, к моменту заключения 20 января 1925г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между Россией и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения о принадлежности Курильских островов.

Вопрос о восстановлении прав СССР на южную часть Сахалина и Курильские острова обсуждался в ноябре 1943г. на Тегеранской конференции глав союзных держав. На Ялтинской конференции в феврале 1945г. лидеры СССР, США и Великобритании окончательно договорились о том, что после окончания второй мировой войны Южный Сахалин и все Курильские острова перейдут Советскому Союзу, и это явилось условием вступления СССР в войну с Японией - через три месяца после окончания войны в Европе.

2 февраля 1946г. последовал Указ Президиума Верховного Совета СССР, который установил, что вся земля с ее недрами и водами на территории Южного Сахалина и Курильских островов является государственной собственность ю СССР.

8 сентября 1951 года в Сан-Франциско 49 государств подписали мирный договор с Японией. Проект договора был подготовлен в период "холодной войны" без участия СССР и в нарушение принципов Потсдамской декларации. Советская сторона предложила провести демилитаризацию и обеспечить демократизацию страны. СССР, а вместе с ним Польша и Чехословакия, поставить свои подписи под договором отказались. Тем не менее статья 2 этого договора гласит, что Япония отказывается от всех прав и правооснований на остров Сахалин и Курильские острова. Таким образом, Япония сама отказалась от территориальных притязаний к нашей стране, подкрепив это своей подписью.

Но позже США стали утверждать, что в Сан-францисском мирном договоре не указано в чью пользу Япония отказалась от этих территорий. Это заложило основы для предъявления территориальных претензий.

1956 год, советско-японские переговоры о нормализации отношений между двумя странами. Советская сторона согласна уступить два острова Шикотан и Хабомаи Японии и предлагает подписать Совместную декларацию. Декларация предполагала сначала заключение мирного договора и только потом «передачу» двух островов. Передача – это акт доброй воли, готовность распорядиться собственной территорией «идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства». Япония же настаивает на том, чтобы «возвращение» предшествовало мирному договору, ибо само понятие «возвращение» - это признание незаконности их принадлежности к СССР, что и является ревизией не только самих итогов Второй мировой войны, но и принципа незыблемости этих итогов. Американское давление сыграло свою роль, и японцы отказались подписать мирный договор на наших условиях. Заключенный впоследствии договор о безопасности (1960 г.) между США и Японией сделал невозможным передачу Японии Шикотана и Хабомаи. Отдавать острова под американские базы наша страна, понятно, не могла, как и связывать себя какими-то обязательствами перед Японией в вопросе о Курилах.

27 января 1960 года СССР заявил, что, поскольку данное соглашение направлено против СССР и КНР, то советское правительство отказывается рассматривать вопрос о передаче указанных островов Японии, поскольку это приведёт к расширению территории, используемой американскими войсками.

В настоящее время японская сторона утверждает, что острова Итуруп, Шикотан, Кунашир и гряда Хабомаи, всегда являвшиеся японской территорией, в состав Курильских островов, от которых отказалась Япония, не входят. Правительство США по поводу сферы понятия «Курильские острова» в Сан-францисском мирном договоре заявило в официальном документе: «Они не включают, и не имелось никакого намерения включать (в состав Курил) гряды Хабомаи и Шикотан, или Кунашир и Итуруп, которые прежде всегда были частью собственно Японии и, следовательно, должны быть справедливо признаны как находящиеся под японским суверенитетом».

Достойный ответ по поводу территориальных притязаний к нам со стороны Японии дал в свое время: «Границы между СССР и Японией следует рассматривать как итог второй мировой войны».

В 90-е при встрече с Японской делегацией также решительно выступил против пересмотра границ, подчеркнув при этом, что границы между СССР и Японией "законные и юридически обоснованные". Всю вторую половину XX века вопрос о принадлежности южной группы Курильских островов Итуруп, Шикотан, Кунашир и Хабомаи (в японской интерпретации - вопрос о «северных территориях») оставался основным камнем преткновения в японско-советских (позже и японско-российских) отношениях.

В 1993 году была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где говорится о том, что Россия - продолжатель СССР и что все соглашения, подписанные между СССР и Японией, будут признаны Россией и Японией.

14 ноября 2004 года глава МИДа в преддверии визита президента России Владимира Путина в Японию заявил, что Россия как государство-продолжатель СССР признаёт Декларацию 1956 года как существующую и готова вести территориальные переговоры с Японией на её базе. Такая постановка вопроса вызвала оживлённую дискуссию среди российских политиков. Владимир Путин поддержал позицию МИДа, оговорившись, что Россия «будет выполнять все взятые на себя обязательства» только «в таких объёмах, в которых эти договоренности готовы выполнять наши партнеры». Премьер-министр Японии Коидзуми в ответ заявил, что Японию не устраивает передача лишь двух островов: «Если не будет определена принадлежность всех островов, мирный договор подписан не будет». При этом японский премьер пообещал проявить гибкость при определении сроков передачи островов.

14 декабря 2004 года министр обороны США Дональд Рамсфельд выразил готовность посодействовать Японии в разрешении спора с Россией по поводу Южных Курил. Некоторые наблюдатели видят в этом отказ США от нейтралитета в японско-российском территориальном споре. Да и способ отвлечь внимание от своих действий конца войны, а также сохранять равенство сил в данном регионе.

В годы холодной войны США поддерживали позицию Японии в споре о Южных Курилах и делали всё, чтобы эта позиция не смягчалась. Именно под давлением США Япония пересмотрела своё отношение к советско-японской декларации 1956 года и стала требовать возвращения всех спорных территорий. Но в начале XXI века, когда Москва и Вашингтон нашли себе общего врага, США перестали делать какие-либо заявления по поводу российско-японского территориального спора.

16 августа 2006 японская рыболовецкая шхуна была задержана российскими пограничниками. Шхуна отказывалась подчиняться командам пограничников, по ней был открыт предупредительный огонь. В ходе инцидента один член экипажа шхуны получил смертельное ранение в голову. Это вызвало резкий протест японской стороны. Обе стороны заявляют, что инцидент произошёл в их собственных территориальных водах. За 50 лет спора вокруг островов это первый зафиксированный смертельный случай.

13 декабря 2006 Глава Министерства иностранных дел Японии Таро Асо на заседании внешнеполитического комитета нижней палаты представителей парламента высказался за то, чтобы разделить с Россией пополам южную часть спорных Курильских островов. Существует точка зрения, что таким образом японская сторона надеется решить давнюю проблему в российско-японских отношениях. Однако сразу после высказывания Таро Асо японский МИД дезавуировал его слова, подчеркнув, что они были неверно истолкованы.

Безусловно, позиция Токио в отношении России претерпела некоторые изменения. Она отказалась от принципа “неразделимости политики и экономики”, то есть жесткой увязки территориальной проблемы с сотрудничеством в области экономики. Сейчас правительство Японии пытается проводить гибкую политику, которая означает мягкое продвижение одновременно экономического сотрудничества и решение территориальной проблемы.

Основные факторы, которые необходимо учитывать при решении проблемы Курильских островов

· наличие богатейших запасов морских биологических ресурсов в акваториях , прилегающих к островам;

· неразвитость инфраструктуры на территории Курильских островов, практическое отсутствие собственной энергетической базы при значительных запасах возобновляемых геотермальных ресурсов, отсутствие собственных транспортных средств для обеспечения грузовых и пассажирских перевозок;

· близость и практически неограниченная емкость рынков сбыта морепродуктов в соседних странах Азиатско-Тихоокеанского региона; необходимость сбережения уникального природного комплекса Курильских островов, поддержания локального энергетического равновесия с сохранением чистоты воздушного и водного бассейнов, защиты уникального растительного и животного мира. При разработке механизма передачи островов должно учитываться мнение местного гражданского населения. Тем, кто останется, должны быть гарантированны все права (включая имущественные), а тем, кто уедет, необходима полная компенсация. Нужно учесть готовность местного населения воспринять изменение статуса этих территорий.

Курильские острова имеют важное геополитическое и военно-стратегическое значение для России, влияют на национальную безопасность России. Утрата Курильских островов повредит системе обороны российского Приморья и ослабит обороноспособность нашей страны в целом. С потерей островов Кунашир и Итуруп Охотское море перестает быть нашим внутренним морем. Курильские острова и прилегающая к ним акватория единственная в своем роде экосистема, обладающая богатейшими природными ресурсами, прежде всего биологическими. Прибрежные воды Южных Курильских островов, Малой Курильской гряды являются основными районами обитания ценных промысловых видов рыб и морепродуктов, добыча и переработка которых является основой экономики Курильских островов.

Принцип незыблемости итогов Второй мировой войны должен быть положен в основу нового этапа русско-японских отношений, а термин "возвращение" забыт. Но, может быть, стоит дать Японии создать музей боевой славы на Кунашире, с которого японские летчики разбомбили Пёрл-Харбор. Пусть японцы почаще вспоминают, что американцы сделали им в ответ, и про базу США на Окинаве, но чувствуют дань уважения русских бывшему противнику.

Примечания:

1. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

3. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

4. Россия и проблема Курильских островов. Тактика отстаивания или стратегия сдачи. Нарочницкая Н. http:///analit/

7. Современные японские историки об освоении Южно-Курильских островов (начало XVII - начало XIX века) http://proceedings. /

8. Курилы тоже русская земля. Максименко М. http:///analit/sobytia/

В 2012 году безвизовый обмен между Южными Курилами и Японией начнется 24 апреля.

2 февраля 1946 года указом Президиума Верховного Совета СССР Курильские острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи были включены в состав СССР.

8 сентября 1951 года на международной конференции в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и 48 странами-участницами антифашистской коалиции, по которому Япония отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и Сахалин. Советская делегация не подписала этот договор, сославшись на то, что рассматривает его как сепаратную договоренность между правительствами США и Японии. С точки зрения договорного права вопрос о принадлежности Южных Курил остался неопределенным. Курилы перестали быть японскими, но не стали советскими. Использовав это обстоятельство, Япония в 1955 году предъявила СССР претензии на все Курильские острова и южную часть Сахалина. В результате двухлетних переговоров между СССР и Японией позиции сторон сблизились: Япония ограничила свои претензии островами Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп.

19 октября 1956 года в Москве была подписана Совместная декларация СССР и Японии о прекращении состояния войны между двумя государствами и восстановлении дипломатических и консульских отношений. В ней, в частности, советское правительство согласилось на передачу Японии после заключения мирного договора островов Хабомаи и Шикотан.

После заключения в 1960 году японо-американского договора о безопасности СССР аннулировал обязательства, взятые на себя декларацией 1956 года. Во времена "холодной войны" Москва не признавала существования территориальной проблемы между двумя странами. Наличие этой проблемы впервые было зафиксировано в Совместном заявлении 1991 года, подписанном по итогам визита президента СССР в Токио.

В 1993 году в Токио президентом России и премьер-министром Японии была подписана Токийская декларация о российско-японских отношениях, где было зафиксировано согласие сторон продолжить переговоры с целью скорейшего заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности упомянутых выше островов.

В последние годы в целях создания на переговорах атмосферы, способствующей поиску взаимоприемлемых решений, стороны уделяют большое внимание налаживанию практического российско-японского взаимодействия и сотрудничества в районе островов.

В 1992 году на основании межправительственной договоренности между жителями российских Южных Курил и Японией. Поездки осуществляются по национальному паспорту со специальным вкладышем, без виз.

В сентябре 1999 года началась реализация договоренности о максимально облегченной процедуре посещений островов их бывшими жителями из числа японских граждан и членов их семей.

Осуществляется сотрудничество в рыбохозяйственной сфере на основе действующего российско-японского Соглашения по рыболовству у южных Курил от 21 февраля 1998 года.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Территориальные споры есть и в современном мире. Только Азиатско-Тихоокеанский регион имеет несколько таких. Самый серьезный из них - территориальная дискуссия за Курильские острова. Россия и Япония являются главными ее участниками. Ситуация на остовах, которые считаются своего рода между этими государствами, имеет вид дремлющего вулкана. Никому не известно, когда же он начнет свое "извержение".

Открытие Курильских островов

Архипелаг, расположенный на границе между и Тихим океаном, является Курильскими островами. Он тянется от о. Хоккайдо до Территория Курильских островов состоит из 30 больших участков суши, окруженных со всех сторон водами моря и океана, и большого количества маленьких.

Первая экспедиция из Европы, которая оказалась возле берегов Курил и Сахалина - это голландские мореплаватели под руководством М. Г. Фриза. Данное событие произошло в 1634 году. Они не только совершили открытие этих земель, но и провозгласили их как голландскую территорию.

Землепроходцы Русской империи также изучали Сахалин и Курильские острова:

  • 1646 - открытие северо-западного сахалинского берега экспедицией В. Д. Пояркова;
  • 1697 - В. В. Атласову становится известно о существовании островов.

В то же время на южные острова архипелага начинают приплывать японские мореплаватели. К концу 18 века здесь наблюдается появление их факторий и рыбалок, а несколько позже - научных экспедиций. Особая роль в исследования принадлежит М. Токунай и М. Риндзо. Приблизительно тогда же на Курильских островах появляется экспедиция из Франции и Англии.

Проблема открытия островов

История Курильских островов до сих пор сохранила дискуссии по поводу вопроса об их открытии. Японцы утверждают, что именно они первыми нашли эти земли в 1644 году. Национальный музей японской истории бережно хранит карту того времени, на которой нанесены соответствующие обозначения. Согласно их мнению, русские люди появились там несколько позже, в 1711 году. К тому же русская карта этой местности, датированная 1721 годом, обозначает ее как «Острова японские». То есть первооткрывателем этих земель была Япония.

Курильские острова в русской истории впервые упоминаются в отчетном документе Н. И. Колобова царю Алексею от 1646 года об особенностях странствий Также данные хроник и карт средневековой Голландии, Скандинавии и Германии свидетельствуют о коренных русских селениях.

К концу 18 века состоялось официальное присоединение их к русским землям, а население Курильских островов приобрело российское подданство. В то же время здесь начали взиматься государственные подати. Но ни тогда, ни несколько позже не было подписано никакого двустороннего русско-японского договора или международного соглашения, которые бы закрепляли права России на эти острова. К тому же их южная часть не находилась под властью и контролем русских.

Курильские острова и отношения между Россией и Японией

История Курильских островов начала 1840 годов характеризуется активизацией деятельности английских, американских и французских экспедиций на северо-западе Тихого океана. Этим обусловлен новый всплеск заинтересованности России в установлении отношений с японской стороной, имеющих дипломатический и торговый характер. Вице-адмирал Е. В. Путятин в 1843 году стал инициатором идеи о снаряжении новой экспедиции на японскую и китайскую территории. Но она была отклонена Николаем I.

Позже, в 1844 году, его поддержал И. Ф. Крузенштерн. Но и это не получило поддержки императора.

В это период российско-американской компанией предпринимались активные действия для установления хороших отношений с соседней страной.

Первый договор между Японией и Россией

Проблема Курильских островов решилась в 1855 году, когда Япония и Россия подписали первый договор. Перед этим состоялся достаточно длительный переговорный процесс. Он начался с прибытия Путятина в Симоду в конце осени 1854 года. Но вскоре переговоры были прерваны интенсивным землетрясением. Достаточно серьезным осложнением была и поддержка, которую предоставили французские и английские правители туркам.

Главные положения договора:

  • установление дипломатических связей между этими странами;
  • предохранение и покровительство, а также обеспечение неприкосновенности имущества подданных одной державы на территории другой;
  • проведение границы между государствами, расположенной возле островов Уруп и Итуруп Курильского архипелага (сохранение неделимой);
  • открытие некоторых портов для русских мореплавателей, разрешение проведения здесь торговли под присмотром местных чиновников;
  • назначение консула России в одном из этих портов;
  • предоставление права экстерриториальности;
  • получение Россией статуса самого большого благоприятствования.

Япония также получила со стороны России разрешение торговать в порте Корсаков, размещенном на территории Сахалина, на протяжении 10 лет. Здесь было учреждено консульство страны. При этом исключались какие-либо торговые и таможенные пошлины.

Отношение стран к Договору

Новый этап, который включает история Курильских островов - это подписание русско-японского договора 1875 года. Он вызвал неоднозначные отзывы со стороны представителей этих стран. Граждане Японии считали, что правительство страны поступило неправильно, променяв Сахалин на «незначительную гряду камешков» (так они называли Курилы).

Другие же просто выдвигали заявления об обмене одной территории страны на другую. Большинство из них склонялось к мысли о том, что рано или поздно наступит такой день, когда война все же придет на Курильские острова. Спор между Россией и Японией перерастет в военные действия, и начнутся сражения между этими двумя странами.

Аналогичным образом оценивала ситуацию и русская сторона. Большинство представителей этого государства считали, что вся территория принадлежит им как первооткрывателям. Поэтому договор 1875 года не стал тем актом, который раз и навсегда определил размежевание между странами. Он также не смог быть средством предотвращения дальнейших конфликтов между ними.

Русско-японская война

История Курильских островов продолжается, а следующим толчком к осложнению русско-японских отношений стала война. Она состоялась, несмотря на наличие договоров, заключенных между этими государствами. В 1904 году состоялось вероломное нападение Японии на территорию России. Это произошло до того, как было официально объявлено о начале боевых действий.

Японский флот напал на русские корабли, которые находились на внешнем рейде Порт-Артуа. Таким образом, была выведена из строя часть мощнейших кораблей, принадлежащих русской эскадрилье.

Самые существенные события 1905 года:

  • самая большая сухопутная Мукденская битва в истории человечества на то время, состоявшаяся 5-24 февраля и закончившаяся отходом армии России;
  • Цусимское сражение в конце мая, завершившееся уничтожением русской Балтийской эскадры.

Несмотря на то что ход событий в этой войне как нельзя лучше складывался в пользу Японии, она была вынуждена пойти на мирные переговоры. Это было связано с тем, что экономика страны была очень истощена военными событиями. 9 августа в Портсмуте началась мирная конференция между участниками войны.

Причины поражения России в войне

Несмотря на то что заключение мирного договора определило в некоторой степени то, в каком положении находились Курильские острова, спор между Россией и Японией не прекратился. Это вызвало значительное количество протестов в Токио, но последствия войны были очень ощутимыми для страны.

В ходе этого конфликта состоялось практическое полное уничтожение Тихоокеанского флота России, было убито более 100 тысяч ее солдат. Также произошла остановка экспансии русского государства на Восток. Результаты войны были неоспоримым свидетельством того, настолько слабой являлась царская политика.

Это было одной из главных оснований революционных действий в 1905-1907 гг.

Важнейшие причины поражения России в войне 1904-1905 гг.

  1. Наличие дипломатической изолированности Российской империи.
  2. Абсолютная неготовность войска страны к проведению боевых актов в непростых обстановках.
  3. Бесстыдная измена отечественных заинтересованных субъектов и бесталанность большинства русских генералов.
  4. Высокий уровень развития и подготовленности военной и экономической сферы Японии.

До нашего времени неразрешенность Курильского вопроса представляет собой большую опасность. После Второй мировой войны так и не был подписан мирный договор по ее итогам. От этого спора русские люди, как и население Курильских островов, не имеют абсолютно никакой пользы. Более того, такое состояние дел способствует порождению неприязни между странами. Именно скорейшее решение такого дипломатического вопроса, как проблема Курильских островов, является залогом добрых соседских отношений между Россией и Японией.



 

Возможно, будет полезно почитать: