Презентация обучения актива детского общественного объединения. Программа обучения актива ДОО "Дети XXI века"
Cлайд 1
Формы работы с активом детских организаций (Методические рекомендации организаторам детского движения) Подготовили: Кунгурцева М.М., педагог – организатор МОУ « СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»; Котляр В. А., социальный педагог МОУ « СОШ № 27 с углубленным изучением отдельных предметов»; Старый Оскол 2009Cлайд 2
Детство равноправная часть жизни, а не подготовка к её наиболее значительному, взрослому периоду И. Песталоцци В Российской Федерации проживает около 40 миллионов детей и учащейся молодёжи – это составляет более четверти населения страны. Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена на повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений; достижения нового уровня взаимодействия школы, детских и молодёжных организаций в воспитании и социализации детей и молодёжи. Основными направлениями развития воспитания на новом качественном уровне являются: создание единого воспитательного пространства, демократического стиля, повышение роли детско-юношеских организаций, создание условий для участия обучающихся в управление образовательным учреждением. Социальный заказ государства – воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за свою страну. Воспитание закладывает основы общественных идеалов и ценностей, постоянно оживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни.Cлайд 3
- развлекательную (воодушевить, побудить интерес); - самореализации (выполнить игровые действия, проявить личностные качества); - коммуникативную (освоить диалектику общения); - игротерапевтическую (преодолеть трудности, возникающие у ребёнка); - диагностическую (выявить отклонения в поведении); - коррекции (внести позитивные изменения в структуру личностных показателей); - межнациональной коммуникации (усвоить единые для всех людей социально-культурные ценности); - социализации (усвоить человеческие нормы). Участвуя в работе детской организации и самоуправлении школой, дети учатся делать выбор, преодолевать неудачи, кризисы, конфликтные ситуации, приобретают коммуникативные навыки общения, учатся управлять собой и давать оценку своим поступкам. Неукоснительными педагогическими постулатами являются: каждый ребёнок неповторим и индивидуален. Учитывая возрастные особенности, склонности, интересы детей педагогическим коллективом ведётся отбор разнообразных воспитательных технологий на основе активизации деятельности обучающихся. Понимая, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является игра, то в работе с активом детей 7-11 лет используются разнообразные игры, как форма деятельности, позволяющая воссоздать и усвоить человеческий опыт. Как элемент технологии - игровая деятельность выполняет различные функции:Cлайд 4
Значение игры как формы деятельности и метода воспитания детей в детской организации состоит в том, что она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель человеческих отношений. В практике педагога-организатора успешно используются разнообразные по игровой методике игры: ролевые, деловые, сюжетные, имитационные, драматизация. Важными формами работы являются семинар, практикум, мастер-класс, мозговой штурм, пресс-бой, турнир, которые позволяют выработать практические навыки и умения проектной деятельности, оформительской работы, сценической культуры. Главной ведущей деятельностью подросткового возраста (12-14 лет) является общение, а (15-17 лет) – понимание. Подростки стремятся следовать за кем – то, искать свой идеал, лидера. Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, поэтому наряду с активными деятельностными успешно применяются словесные формы работы. Взаимодействие с активом детей данного возраста осуществляется на основе таких форм мероприятий, как: круглый стол, беседа, лекция, интеллектуальный марафон, пресс-конференция, дискуссия, диалог, диспут, деловая и ролевая игры, ток-шоу. Дети склонны к беседе, разговору по душам, диалогу, дискуссии. В диалоге, как показывает практика, важно научить детей отстаивать свою точку зрения, быть готовыми представить и понять проблемы другого, установить контакт на уровне речевых высказываний.Cлайд 5
Важной гранью жизни детского коллектива является взаимоотношение педагога – организатора со своими воспитанниками. Сегодня необходимо найти тропку к каждому ребёнку, осуществлять индивидуальный подход, не навредив ему. - воспринимайте вопросы и высказывания каждого ребёнка всерьёз; - отвечайте на все вопросы детей терпеливо и честно; не ругайте детей, покажите им, что их любят и принимают такими, какими они есть, а не за успехи и достижения; Вот некоторые советы организаторам воспитательной работы с детьми по их творческому развитию:Cлайд 6
не унижайте детей; - приучайте детей жить самостоятельно; - включайте детей в совместное обсуждение коллективных творческих дел; - помогайте детям стать личностью; - развивайте в детях позитивное восприятие их способностей; - доверяйте детям; - развивайте самостоятельность детей; - анализируйте и отмечайте достижения детей; - подходите творчески к планированию, отбору форм и реализации работы с детьми. ругайте тихо, хвалите громко; поручайте детям посильные дела и заботы; - помогайте детям строить планы и принимать решения; не сравнивайте одного ребёнка с другим, указывая на недостатки;Cлайд 7
Разнообразие возможных форм работы организатора детского движения отражено в данной схемеCлайд 8
Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Игры бывают разные: дидактические, подвижные, интеллектуальные, спортивные, досуговые, деловые, творческие, сюжетно-ролевые, игры-общения, игры-упражнения. Игры стимулируют познавательный интерес, активность, волевые преодоления, раскрепощает личность, снимает психологический барьер, вносит живую струю воздуха, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело. В любую форму. Игры являются естественной потребностью детства, отрочества, юности. Она может быть компонентом беседы, круглого стола, лекции, диспута. Они выполняют поведенческие, практические функции, стимулируя детей к активным, ценностным действиям и помогая самовыражению, самоутверждению личности. Вот некоторые рекомендации по подготовке к играм.Cлайд 9
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ Подбираются тексты, проводятся небольшие репетиции. Игровые действия могут разворачиваться как экспромтный миниспектакль. ИГРА-ТВОРЧЕСТВО Дети сочиняют сценарии, играют, поют, танцуют, фантазируют. Роль наставника минимальная. Он подаёт идеи, реализовывают дети. ИГРА-АССОЦИАЦИЯ позволяет ребятам высказать свои суждения и оценки относительно каких-то нравственных качеств при сравнении их с конкретными образами. ИГРА-ОЦЕНКА основана на оценочно-аналитическом подходе к заданиям человековедческого характера.Cлайд 10
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН проводятся в разных возрастных группах, привлекательная форма, сочетающая познавательные и досуговые функции. Рекомендуемая тематика: «Путешествие по времени», «Снимаем кинофильм», «Имею право», «Турнир знатоков» РОЛЕВАЯ ИГРА – вид имитационной игры, в ходе которой дети вовлекаются в анализ, оценку, самооценку, явлений жизни, фактов и событий, исполняя те или иные роли. Преимущества: заинтересованность детей, самостоятельность в решении жизненных явлений, проблем, ситуаций. В проведении ролевой игры выделяются несколько этапов: организационный (распределение ролей, выдача заданий, сообщение режима работы), основной (работа микрогрупп, обсуждение в ходе дискуссии), заключительный (выработка общих решений). Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. Важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) и путём совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий. Рекомендуемая тематика: «Поверь в себя», «Отказ», «Я могу быть разным», «Собеседование», «Азбука пешехода».Cлайд 11
ДЕЛОВАЯ ИГРА позволяет детям решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. В ходе игры моделируются различные ситуации с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. В ходе проведения можно выделить 4 этапа: ориентация, подготовка к проведению, проведение игры, обсуждение игры. Рекомендуемая тематика: «Наше государство», «Работа правительства», «Строим правовое государство», «Я и мои права», МОЗГОВОЙ ШТУРМ способен помочь созданию плана работы в короткий срок. Его участники - заинтересованные лица. Все собравшиеся делятся на группы – по 5-8 человек, перед ними ставится задача и определяется промежуток времени, в течении которого группы высказывают свои предложения, затем проводится обсуждение. Главное – чётко дать установку перед обсуждением. Рекомендуемая тематика: «Я – руководитель», «Последний звонок», «Экологический десант», «Операция «Ветеран»».Cлайд 12
ПРАКТИКУМ, МАСТЕР - КЛАСС – формы выработки у детей умений по эффективному решению возникающих ситуаций, тренировке мышления, показа творческих успехов. Рекомендуемая тематика: «Обучение игровым технологиям», «Правила проведения экскурсии», «Основы проектной деятельности», «Основы сценической культуры», «Основы оформительской работы». КОНФЕРЕНЦИЯ – форма просвещения детей, предусматривающая расширение, углубление, закрепление знаний по избранной проблеме. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся один раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие взрослых и детей. Конференция открывается вступительным словом, с заранее подготовленными докладами выступают участники. Сообщений может быть 3-5, итоги подводит ведущий конференции. Рекомендуемая тематика: «Преступление и наказание», «Здоровый образ жизни», «Школьная жизнь и закон», «Здоровье нации».Cлайд 13
ЛЕКЦИЯ – это форма ознакомления с какой – то проблемой, событием, фактами. При подготовке лекции составляется план с указанием основных идей, мыслей, фактов, цифр. Лекция подразумевает диалог заинтересованных единомышленников. Разновидности: проблемная, лекция-консультация, лекция-провокация (с запланированными ошибками), лекция-диалог (планируется серия вопросов для слушателей), лекция с применением игровых методов. Рекомендуемая тематика: «Культура и мир детства», «История детского движения», «Секреты здоровья», «Добрые советы о режиме дня», «Правда о наркотиках». ДИСКУССИЯ, ДИСПУТ, ДИАЛОГ – одни из наиболее интересных форм работы, позволяющие вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствуют выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт. Успех зависит от подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой, вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута, диалога, дискуссии – ведение спора. Заранее устанавливается регламент, выслушиваются все выступления, которые аргументируются. В конце подводятся итоги, делаются выводы. Главный принцип – уважение к позиции и мнению любого участника. Рекомендуемая тематика: «Азбука нравственности», «Ради жизни на земле», «Добро и зло», «Долг и совесть», «Человек среди людей», «Критерии свободы», «Час открытых мыслей», «Что я хочу от жизни».Cлайд 14
ТОК – ШОУ, ИНФОРМ - ДАЙДЖЕСТ – формы проведения дискуссии. При подготовке чётко определяются вопросы для обсуждения и ход дискуссии. Инициативная группа оформляет зал, проводится деление коллектива на группы, определяется ведущий. Он знакомит участников с темой, напоминает им правила ведения дискуссии и предоставляет слово каждому из участников. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ проблемы, выдвигаются различные варианты и способы её решения, ведётся поиск оптимального решения. Рекомендуемая тематика: «Легко ли иметь свой голос?», «Я и моё поколение», «Современная мода», «Свобода и ответственность», «У меня такой характер», «Если друг оказался вдруг…».Cлайд 15
ИССЛЕДОВАНИЕ – форма получения новых знаний не в готовом виде, а добывая самостоятельно. Исследования могут быть: фантастические, экспериментальные, теоретические. В ходе исследования, по чётко составленному плану, проводится работа над избранной темой. Доступными методами исследования могут быть: подымать самостоятельно; прочитать книги о том, что исследуешь; познакомиться с кино и телефильмами по этой проблеме; найти информацию в сети Интернет; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент. При подготовке к защите исследования все собранные сведения изложить на бумаге и подготовить текст доклада, а также подготовиться к ответам на вопросы. Для иллюстрации могут использоваться схемы, чертежи, макеты. Рекомендуемая тематика: «Я и мои права», «Как живёшь ты отчий дом», «История семьи, история страны», «Наши истоки», «История моего края». ТРЕНИНГ – это форма выработки умений и навыков у детей по развитию их коммуникативных способностей. Рекомендуемая тематика: «Мои ресурсы», «Уверенность», «Мой внутренний мир», «Точка опоры», «Моя индивидуальность», «Я в своих глазах и глазах других людей», «Компания и я», «Воспоминания моего детства», «Навыки общения».Cлайд 16
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма работы детей, при которой они самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, системное мышление. Стадии разработки проекта: выбор темы проекта, выделение подтем, формирование творческих групп, подготовка материала к исследовательской работе: задание для команд, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности (видеофильм, альбом, макеты), разработка проекта (осуществление проектной деятельности), оформление результата, презентация (доклад о результатах своей работы), рефлексия (оценка своей деятельности). Рекомендуемая тематика: «Мы вместе», «Милосердие», «Свой мир построим сами».Cлайд 17
СЕМИНАР – форма выработки у детей самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. При подготовке к семинару необходимо чётко определить тему и цель семинара, сообщить план семинара, подобрать необходимую литературу, разработать алгоритм действий (как работать с литературой, писать тезисы, рецензировать, оппонировать, выступать). Необходимо провести психологическую подготовку к обсуждению вопросов и заранее подготовить схемы, таблицы, графики. Рекомендуемая тематика: «Из истории тимуровского движения», «История детского движения», «История ДЮО «Альтаир»».Cлайд 18
Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Сценарий 50 классных часов, Педагогический поиск, Москва, 1993 год; Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития, Школьные технологии, 1998 год; Воспитать человека (сборник нормативно - правовых, научно - методических организационно-практических материалов по проблемам воспитания), Издательский центр «Вентина - Граф», Москва, 2005 год; Голубева Ю.А., Григорьева М.Р., Илларионова Т.Ф. Тренинги с подростками, Учитель, Волгоград, 2008 год; Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии Москва, Народное образование, 2001 год; Гузеев в.В. Методы и организационные формы обучения, Москва, Народное образование, 2001 год; Коллективно - творческие дела, инсценировки, праздники, розыгрыши, сценарии, Педагогическое общество России, Москва, 2005 год; Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников, «Глобус», Москва, 2007 год; Список используемой литературыCлайд 19
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. технология игры в обучении и развитии, Российское педагогическое агентство, Москва, 1996 год; Фалькович Т.А., Шугина Т.А. По законам добра, «5 и знания», Москва, 2006 год; Селевко Г.К. Современные педагогические технологии, Москва, Народное образование, 1998 год; Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11 классы), Вако, Москва, 2006 год; Твердохлеб Н.А. Тренинг общения для подростков, Москва, 2003 год; Фантазия + творчество = каникулы (методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков), Москва, 1994 год; Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века (8-11 классы), «Вако», Москва,2008 год; Юности честное зерцало (программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий), «5 и знания», Москва, 2005 год; Список используемой литературыCлайд 20
Список законов и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организаторов детского движения 1. Конвенция о правах ребёнка (Принята 20 ноября 1989 года); 2. Конституция Российской Федерации (Принята 12.12.1993 года); 3. Гражданский кодекс Российской Федерации; 4. Закон РФ «Об образовании» (Принят в 1992 году); 5. Закон РФ «Об общественных объединениях»; 6. Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (Принят в 1995 году); 7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»; 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 2001 год.Cлайд 21
Слайд 2
Цель лагеря: активизация лидерского и творческого потенциала детского и молодежного движения, создание единого поля общения и взаимодействия общественных объединений
Слайд 3
Задачи лагеря:
Наращивание у детей лидерского и творческого потенциала, умений и навыков; Ознакомление детей с деятельностью различных детских и молодежных объединений области; Создание условий для общения и обмена опытом; Развитие у детей социально-полезных интересов и потребностей, стремления к самопознанию, самовыражению и самосовершенствованию; Проведение исследований и социальных опросов среди участников смены по проблемам повышения эффективности работы детских объединений.
Слайд 4
Сюжетная модель смены: «путешествие по лабиринту»Направления реализации программы лагеря:-исследовательское;-обучающее;-практическое;-содержательно-обобщающее.Этапы реализации программы:1. Подготовительный (1 месяц)2. Организационный – «Вход в лабиринт» (1-2 дня)3. Основной – «Приключения в лабиринте» (7-8 дней)4. Итоговый – «Поиск новых приключений» (1 день)5. Аналитический (5 дней)
Слайд 5
Лагерь «Ямал» в БолгарииКоличество детей и подростков по сменам – 350 челСмена длится 21 день
Слайд 6
Направления:
Организация активного отдыха и физического оздоровления детей; Развитие творческих способностей, расширение кругозора; Укрепление культурных связей; Информирование о деятельности детских организаций; Организация информационного обмена; Проведение различных культурно-досуговых и физических мероприятий; Выработка собственных моделей для реализации окружной программы «Молодежь Ямала».
Слайд 7
Цели:
Формирование представлений о системе социальных взаимоотношений между людьми, дружеских отношений между народами, адекватной самооценки и коммуникативных навыков; Изучение культурных ценностей других народов; Стимулирование процесса саморазвития личности; Развитие гражданской позиции, изучение истории России; Раскрытие творческих и физических способностей детей и подростков.
Слайд 8
«Детская республика» - комплексная программа совершенствования детей и молодежи
Слайд 9
Цель:
Содействовать развитию детского движения Республики Карелия в рамках Карельской региональной детской общественной организации «Детская республика» и создать условия для реализации международной детской программы самосовершенствования молодежи «AWARD» посредством приключенческой педагогики на базе живой природы. Смена – 14 дней
Слайд 10
Основное содержание программы:
Программа основана на деятельностном подходе, включающем: личностный, природосообразный, культуросообразный. Гуманное отношение к личности молодого человека и развитие его эмоционального фона через коллективную творческую деятельность и туризм. Направление работы в лагере – формировать лидерские качества, самоуправление, побуждать к инициативе и творчеству его участников; обмениваться опытом; расширять кругозор; научиться ощущать красоту природы.
Слайд 11
Срок действия:
1) Подготовительный период: апрель-июль 2003 г. (обучение педагогического отряда, корректировка программы, обеспечение материально-технической базы) 2) Реализация: 14 дней (11 – 25 августа 2003 г) 3) Последствия (сентябрь – октябрь 2003 г – анализ результатов реализации проекта)
Посмотреть все слайды
План обучения актива
дата | Теория: | Практика: |
сентябрь | |
|
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с детским объединением «Ритм». | Игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Разучивание гимна детского объединения «Песня о веселом ветре» |
|
октябрь | |
|
Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина. СПО Нижегородской области. | Викторина по изученному. Презентация. |
|
ноябрь | |
|
Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России. Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов. | Составление кроссвордов по изученным темам. Разучивание гимна. Деловая игра по теме. |
|
декабрь | |
|
Конвенция ООН о правах ребёнка. Устав и законы детского общественного объединения «Ритм». | |
|
январь | |
|
Что такое сбор отряда. Как заинтересовать ребят на сборе. О чём говорят на сборе? | |
|
февраль | |
|
Методика конструирования и организация КТД. Что такое традиционные дела? Традиционные дела детского объединения, школы. | Организаторское лото. Работа по направлениям. Анализ традиционных дел в группах. Поиск новых идей. |
|
март | |
|
| Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. |
|
апрель | Что такое проект? |
|
| Проект. Основные отличия между концепцией, программой и проектом. Основные требования к проекту. Его структура и основные разделы. |
|
май | Итоговое занятие. |
|
Игровой практикум. Тренинг. |
дата | Теория: | Практика: | всего |
|
сентябрь | Вводное занятие «Давайте познакомимся!» | 0,5 | 0,5 | 1 |
октябрь | История детского общественного движения в России. | 0,5 | 0,5 | 1 |
Ноябрь | Государственная символика. Символика детских организаций. | 0,5 | 0,5 | 1 |
декабрь | Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав, законы. | 0,5 | 0,5 | 1 |
январь | Методика проведения сбора отряда. | 1 | 1 |
|
февраль | Что такое КТД? Традиционные дела. | 0,5 | 0,5 | 1 |
март | Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения). | 1 | 1 |
|
апрель | Что такое проект? | 0,5 | 0,5 | 1 |
май | Итоговое занятие. | 1 | 1 |
|
итого | 3 | 6 | 9 |
Методическое обеспечение школы актива
Тема | Форма занятия | Приемы и методы организации | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
«Давайте познакомимся!» | Учебное занятие | Рассказ, беседа | Подборка игр, гимн детского объединения «Песня о веселом ветре» | | Игры на взаимодействие, анкетирование |
История детского общественного движения в России. | Учебное занятие | Рассказ, беседа | Раздаточный материал «Из истории детского движения», презентация | Тетради, ручки, мультимедийная установка | Опрос, викторина |
Государственная символика. Символика детских организаций. | Учебное занятие | Рассказ, беседа | Презентация «Символы России», | Тетради, ручки, мультимедийная установка | Опрос, викторина, составление кроссвордов |
Правовые основы деятельности детского общественного объединения. Устав, законы. | Учебное занятие | Рассказ, беседа, | Раздаточный материал: права и обязанности члена объединения, устав | | Работа в группах. Деловая игра «Я и мои права». |
Методика проведения сбора отряда. | Учебное занятие | Беседа | Раздаточный материал: элементы эмблемы | Альбомные листы, фломастеры интерактивная доска | Деловая игра «Мы на сборе не молчим», работа в группах. |
Что такое КТД? Традиционные дела. | Учебное занятие | Рассказ, беседа | Раздаточный материал «Этапы КТД», презентация | Тетради, ручки, интерактивная доска | Опрос |
Игра – дело серьёзное (методика организации и проведения). | Учебное занятие | Рассказ, беседа, игра на взаимодействие | Раздаточный материал «Классификация игр», презентация «Игры для маленьких» | Тетради, ручки, интерактивная доска | Опрос, анализ игры |
Что такое проект? | Учебное занятие | Рассказ, беседа, | Раздаточный материал структура и основные разделы проекта | Тетради, ручки, интерактивная доска | Опрос, анализ разработанных проектов |
Механизм реализации программы
Достижение поставленных целей и задач будет успешным, если обеспечить совокупность следующих условий:
систематическое вовлечение членов ДОО в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта и формирование гражданской позиции;
использование в деятельности ДОО технологии социального проектирования с предоставлением каждому ребенку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);
осуществление систематического педагогического мониторинга динамики развития лидерских качеств у членов детского объединения;
взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования, ОУ, общественными организациями, предприятиями;
взаимосвязь с родителями, педагогическими коллективами ОУ (социальное партнерство);
наличие материально-технической базы ДОО.
Основные формы работы:
Основные формы работы в рамках программы «Мы вместе»: акции, торжественное посвящение в детское объединение, операции, социальное проектирование, КТД, игры, беседы, встречи, концерты, праздники, соревнования, ярмарка, выставки детского творчества, поездки и экскурсии. Данные формы работы дают детям возможность максимально проявлять свою активность, изобретательность, творческий и интеллектуальный потенциал и развивают их эмоциональное восприятие.
Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная деятельность, тем больше создаётся возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребёнка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности (в труде, творчестве, общении).
Схема самоуправления ДОО
Сбор объединения «РИТМ»
Совет объединений
(Председатель объединения)
Школа Актива
Мы-патриоты Родины!
Добро есть жизнь!
Каждое дело творчески -а иначе зачем?
Здоровье-это здорово!
Отряд «Искорки »
(2-4 классы)
Отряд «Пламя»
(5-9 классы)
Взаимодействие объединения ДОО «Ритм»
Реализация программы предполагает совместную работу ДОО «Ритм»» с другими общественными организациями и учреждениями.
№ | Социальные партнеры | Формы взаимодействия |
1 | СПО/ФДО | - программы, Международный фестиваль «Детство без границ» |
2 | СПО Нижегородской области | - акции, Конкурсы, Фестивали, Форумы |
3 | МБОУ ДО «Центр дополнительного образования детей» | - консультации, Информация- акции, Конкурсы, Фестивали, Форумы |
4 | Хрипуновская сельская библиотека | - информация, Литература |
5 | Родительская общественность | - совместные мероприятия, Социальное проектирование |
6 | Районная детская общественная организация «Флагман» | - акции, Социальные проекты, Районные мероприятия |
7 | Администрация и педагогический коллектив школы | - материальная база, Социальное проектирование, Общешкольные мероприятия |
8 | Совет старшеклассников | - социальные проекты, Школьные мероприятия |
9 | Хрипуновский ДК | - совместные мероприятия, |
деятельности старшей вожатой и детского
общественного объединения
Нормативное правовое обеспечение деятельности руководителя детского объединения
Нормативное правовое обеспечение деятельности детского объединения
Устав детского общественного объединения (организации)
Программа деятельности детского общественного объединения (организации)
Договор о взаимодействии между руководителем детского объединения (организации) и руководителем образовательной организации
Программа обучения актива детского объединения (организации)
План работы детского объединения (организации)
Планирование
ПЛАНИРОВАНИЕПроцесс осмысления педагогом деятельности учащихся с целью
повышения уровня их воспитанности, уровня развития коллектива.
ПЛАН
Намеченная на определенный период времени работа с указанием
целей, содержания, объема, методов, последовательности действий,
сроков, исполнителей, намеченная система мероприятий,
предусматривающая порядок, последовательность и сроки ведения
работ.
Типы планов
1.
2.
3.
4.
5.
Годовой.
Календарный.
Недельный.
План на день.
План подготовки и проведения дела.
Требования к планированию
Требованиязнание уровня, на котором находится организация в
момент планирования (в этом помогут анкетирование,
опросы, беседы)
четкое представление об уровне, на который она должна
быть поднята
выбор оптимальных путей и средств
Принципы
- Целеустремленность
- Разнообразие
- Обеспечение
- Реальность плана
- Согласованность
Примерная схема перспективного плана старшей вожатой
1. Характеристика школы, социума, детского объединения.2. Анализ работы за прошедший год.
3. Цели и задачи.
4. Организационная работа.
5. Аналитико-диагностическая деятельность.
6. Работа с детским коллективом.
7. Работа с активом.
8. Работа с родителями и педагогическим коллективом.
9. Приложения.
ПЛАН ДЕЛА
План дела = План подготовки + Планпроведения + Сценарий + Анализ
Ради чего?
Для кого?
Где и с кем?
Как?
ПЛАН
№п/п
1.
Что необходимо сделать,
шаги к достижению
результата
Сроки
Ответственные
План школы актива
1.Цели и задачи
2.
Состав актива
3.
Кадры
4.
План работы школы актива
ПЛАН ОБУЧЕНИЯ АКТИВА
№ п/пМесяц
(сроки)
Планируемые дела
(тема занятий)
теория
1.
Сентябрь
2.
Октябрь
практика
СИМВОЛЫ И АТРИБУТЫ
Символы- это знаки, опознавательные приметы, образы,
выражающие значимую для коллектива идею, указывающие
принадлежность к какому-либо объединению. Это слова,
действия, предметы, которые несут на себе определенную идею,
что-то обозначают, символизируют.
АТРИБУТЫ это предметы, которые говорят о
принадлежности к организации, являются внешним признаком.
РИТУАЛЫ - действия, совершаемые в торжественных случаях в
строго определенной последовательности, ярко и положительно
эмоционально окрашенные.
ТРАДИЦИИ - правила, нормы, обычаи, сложившиеся в ДО,
передающиеся и сохраняющиеся в течении длительного срока.
Формы работы с активом детских организаций (Методические рекомендации организаторам детского движения) Подготовили: Кунгурцева М.М., зам. директора по ВР МБОУ « СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов»; Котляр В. А., социальный педагог МБОУ « СОШ 27 с углубленным изучением отдельных предметов». Старый Оскол
Детство равноправная часть жизни, а не подготовка к её наиболее значительному, взрослому периоду И. Песталоцци В Российской Федерации проживает около 40 миллионов детей и учащейся молодёжи – это составляет более четверти населения страны. Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена на повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений; достижения нового уровня взаимодействия школы, детских и молодёжных организаций в воспитании и социализации детей и молодёжи. Основными направлениями развития воспитания на новом качественном уровне являются: создание единого воспитательного пространства, демократического стиля, повышение роли детско-юношеских организаций, создание условий для участия обучающихся в управление образовательным учреждением. Социальный заказ государства – воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за свою страну. Воспитание закладывает основы общественных идеалов и ценностей, постоянно оживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни.
Развлекательную (воодушевить, побудить интерес); - самореализации (выполнить игровые действия, проявить личностные качества); - коммуникативную (освоить диалектику общения); - игра терапевтическую (преодолеть трудности, возникающие у ребёнка); - диагностическую (выявить отклонения в поведении); - коррекции (внести позитивные изменения в структуру личностных показателей); - межнациональной коммуникации (усвоить единые для всех людей социально- культурные ценности); - социализации (усвоить человеческие нормы). Участвуя в работе детской организации и самоуправлении школой, дети учатся делать выбор, преодолевать неудачи, кризисы, конфликтные ситуации, приобретают коммуникативные навыки общения, учатся управлять собой и давать оценку своим поступкам. Неукоснительными педагогическими постулатами являются: каждый ребёнок неповторим и индивидуален. Учитывая возрастные особенности, склонности, интересы детей педагогическим коллективом ведётся отбор разнообразных воспитательных технологий на основе активизации деятельности обучающихся. Понимая, что ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является игра, то в работе с активом детей 7-11 лет используются разнообразные игры, как форма деятельности, позволяющая воссоздать и усвоить человеческий опыт. Как элемент технологии - игровая деятельность выполняет различные функции:
Значение игры как формы деятельности и метода воспитания детей в детской организации состоит в том, что она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, в модель человеческих отношений. В практике педагога-организатора успешно используются разнообразные по игровой методике игры: ролевые, деловые, сюжетные, имитационные, драматизация. Важными формами работы являются семинар, практикум, мастер-класс, мозговой штурм, пресс-бой, турнир, которые позволяют выработать практические навыки и умения проектной деятельности, оформительской работы, сценической культуры. Главной ведущей деятельностью подросткового возраста (12-14 лет) является общение, а (15-17 лет) – понимание. Подростки стремятся следовать за кем – то, искать свой идеал, лидера. Ведущей деятельностью в этом возрасте является общение со сверстниками, поэтому наряду с активными деятельностными успешно применяются словесные формы работы. Взаимодействие с активом детей данного возраста осуществляется на основе таких форм мероприятий, как: круглый стол, беседа, лекция, интеллектуальный марафон, пресс- конференция, дискуссия, диалог, диспут, деловая и ролевая игры, ток-шоу. Дети склонны к беседе, разговору по душам, диалогу, дискуссии. В диалоге, как показывает практика, важно научить детей отстаивать свою точку зрения, быть готовыми представить и понять проблемы другого, установить контакт на уровне речевых высказываний.
Важной гранью жизни детского коллектива является взаимоотношение педагога – организатора со своими воспитанниками. Сегодня необходимо найти тропку к каждому ребёнку, осуществлять индивидуальный подход, не навредив ему. - воспринимайте вопросы и высказывания каждого ребёнка всерьёз; - отвечайте на все вопросы детей терпеливо и честно; -не ругайте детей, покажите им, что их любят и принимают такими, какими они есть, а не за успехи и достижения; Вот некоторые советы организаторам воспитательной работы с детьми по их творческому развитию:
Не унижайте детей; - приучайте детей жить самостоятельно; - включайте детей в совместное обсуждение коллективных творческих дел; - помогайте детям стать личностью; - развивайте в детях позитивное восприятие их способностей; - доверяйте детям; - развивайте самостоятельность детей; - анализируйте и отмечайте достижения детей; - подходите творчески к планированию, отбору форм и реализации работы с детьми. -ругайте тихо, хвалите громко; -поручайте детям посильные дела и заботы; - помогайте детям строить планы и принимать решения; -не сравнивайте одного ребёнка с другим, указывая на недостатки;
Разнообразие возможных форм работы организатора детского движения отражено в данной схеме Формы работы с активом детского движения Пресс-бой Практикум Лекция Информ- дайджест Мозговой штурм Мастер – класс Блиц-игра Круглый стол Пресс- конференция Семинар Диспут Беседа Интеллектуальный марафон Ролевая игра Деловая игра Проектная деятельность Игра- детектив Занятие «Парадокс» Учёба актива Турнир умельцев Ток-шоу Диалог Тренинг Дискуссия
Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Игры бывают разные: дидактические, подвижные, интеллектуальные, спортивные, досуговые, деловые, творческие, сюжетно-ролевые, игры- общения, игры-упражнения. Игры стимулируют познавательный интерес, активность, волевые преодоления, раскрепощает личность, снимает психологический барьер, вносит живую струю воздуха, яркости и необычности в любое коллективное и групповое дело. В любую форму. Игры являются естественной потребностью детства, отрочества, юности. Она может быть компонентом беседы, круглого стола, лекции, диспута. Они выполняют поведенческие, практические функции, стимулируя детей к активным, ценностным действиям и помогая самовыражению, самоутверждению личности. Вот некоторые рекомендации по подготовке к играм.
ИГРА-ДРАМАТИЗАЦИЯ Подбираются тексты, проводятся небольшие репетиции. Игровые действия могут разворачиваться как экспромтный мини спектакль. ИГРА-ТВОРЧЕСТВО Дети сочиняют сценарии, играют, поют, танцуют, фантазируют. Роль наставника минимальная. Он подаёт идеи, реализовывают дети. ИГРА-АССОЦИАЦИЯ позволяет ребятам высказать свои суждения и оценки относительно каких-то нравственных качеств при сравнении их с конкретными образами. ИГРА-ОЦЕНКА основана на оценочно- аналитическом подходе к заданиям человековедческого характера.
ИГРА-СОРЕВНОВАНИЕ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН проводятся в разных возрастных группах, привлекательная форма, сочетающая познавательные и досуговые функции. Рекомендуемая тематика: «Путешествие по времени», «Снимаем кинофильм», «Имею право», «Турнир знатоков » РОЛЕВАЯ ИГРА – вид имитационной игры, в ходе которой дети вовлекаются в анализ, оценку, самооценку, явлений жизни, фактов и событий, исполняя те или иные роли. Преимущества: заинтересованность детей, самостоятельность в решении жизненных явлений, проблем, ситуаций. В проведении ролевой игры выделяются несколько этапов: организационный (распределение ролей, выдача заданий, сообщение режима работы), основной (работа микрогрупп, обсуждение в ходе дискуссии), заключительный (выработка общих решений). Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состав участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. Важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) и путём совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации вариант действий. Рекомендуемая тематика: «Поверь в себя», «Отказ», «Я могу быть разным», «Собеседование», «Азбука пешехода».
ДЕЛОВАЯ ИГРА позволяет детям решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями. В ходе игры моделируются различные ситуации с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений. В ходе проведения можно выделить 4 этапа: ориентация, подготовка к проведению, проведение игры, обсуждение игры. Рекомендуемая тематика: «Наше государство», «Работа правительства», «Строим правовое государство», «Я и мои права», МОЗГОВОЙ ШТУРМ способен помочь созданию плана работы в короткий срок. Его участники - заинтересованные лица. Все собравшиеся делятся на группы – по 5-8 человек, перед ними ставится задача и определяется промежуток времени, в течении которого группы высказывают свои предложения, затем проводится обсуждение. Главное – чётко дать установку перед обсуждением. Рекомендуемая тематика: «Я – руководитель», «Последний звонок», «Экологический десант», «Операция «Ветеран»».
ПРАКТИКУМ, МАСТЕР - КЛАСС – формы выработки у детей умений по эффективному решению возникающих ситуаций, тренировке мышления, показа творческих успехов. Рекомендуемая тематика: «Обучение игровым технологиям», «Правила проведения экскурсии», «Основы проектной деятельности», «Основы сценической культуры», «Основы оформительской работы». КОНФЕРЕНЦИЯ – форма просвещения детей, предусматривающая расширение, углубление, закрепление знаний по избранной проблеме. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом. Конференции проводятся один раз в год, требуют тщательной подготовки, предусматривают активное участие взрослых и детей. Конференция открывается вступительным словом, с заранее подготовленными докладами выступают участники. Сообщений может быть 3-5, итоги подводит ведущий конференции. Рекомендуемая тематика: «Преступление и наказание», «Здоровый образ жизни», «Школьная жизнь и закон», «Здоровье нации».
ЛЕКЦИЯ – это форма ознакомления с какой – то проблемой, событием, фактами. При подготовке лекции составляется план с указанием основных идей, мыслей, фактов, цифр. Лекция подразумевает диалог заинтересованных единомышленников. Разновидности: проблемная, лекция-консультация, лекция-провокация (с запланированными ошибками), лекция-диалог (планируется серия вопросов для слушателей), лекция с применением игровых методов. Рекомендуемая тематика: «Культура и мир детства», «История детского движения», «Секреты здоровья», «Добрые советы о режиме дня», «Правда о наркотиках». ДИСКУССИЯ, ДИСПУТ, ДИАЛОГ – одни из наиболее интересных форм работы, позволяющие вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствуют выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретённые навыки и накопленный опыт. Успех зависит от подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой, вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута, диалога, дискуссии – ведение спора. Заранее устанавливается регламент, выслушиваются все выступления, которые аргументируются. В конце подводятся итоги, делаются выводы. Главный принцип – уважение к позиции и мнению любого участника. Рекомендуемая тематика: «Азбука нравственности», «Ради жизни на земле», «Добро и зло», «Долг и совесть», «Человек среди людей», «Критерии свободы», «Час открытых мыслей», «Что я хочу от жизни».
ТОК – ШОУ, ИНФОРМ - ДАЙДЖЕСТ – формы проведения дискуссии. При подготовке чётко определяются вопросы для обсуждения и ход дискуссии. Инициативная группа оформляет зал, проводится деление коллектива на группы, определяется ведущий. Он знакомит участников с темой, напоминает им правила ведения дискуссии и предоставляет слово каждому из участников. В ходе дискуссии происходит коллективный анализ проблемы, выдвигаются различные варианты и способы её решения, ведётся поиск оптимального решения. Рекомендуемая тематика: «Легко ли иметь свой голос?», «Я и моё поколение», «Современная мода», «Свобода и ответственность», «У меня такой характер», «Если друг оказался вдруг…».
ИССЛЕДОВАНИЕ – форма получения новых знаний не в готовом виде, а добывая самостоятельно. Исследования могут быть: фантастические, экспериментальные, теоретические. В ходе исследования, по чётко составленному плану, проводится работа над избранной темой. Доступными методами исследования могут быть: подымать самостоятельно; прочитать книги о том, что исследуешь; познакомиться с кино и телефильмами по этой проблеме; найти информацию в сети Интернет; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент. При подготовке к защите исследования все собранные сведения изложить на бумаге и подготовить текст доклада, а также подготовиться к ответам на вопросы. Для иллюстрации могут использоваться схемы, чертежи, макеты. Рекомендуемая тематика: «Я и мои права», «Как живёшь ты отчий дом», «История семьи, история страны», «Наши истоки», «История моего края». ТРЕНИНГ – это форма выработки умений и навыков у детей по развитию их коммуникативных способностей. Рекомендуемая тематика: «Мои ресурсы», «Уверенность», «Мой внутренний мир», «Точка опоры», «Моя индивидуальность», «Я в своих глазах и глазах других людей», «Компания и я», «Воспоминания моего детства», «Навыки общения».
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – форма работы детей, при которой они самостоятельно приобретают знания из различных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения, системное мышление. Стадии разработки проекта: выбор темы проекта, выделение подтем, формирование творческих групп, подготовка материала к исследовательской работе: задание для команд, отбор литературы, определение форм выражения итогов проектной деятельности (видеофильм, альбом, макеты), разработка проекта (осуществление проектной деятельности), оформление результата, презентация (доклад о результатах своей работы), рефлексия (оценка своей деятельности). Рекомендуемая тематика: «Мы вместе», «Милосердие», «Свой мир построим сами».
СЕМИНАР – форма выработки у детей самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. При подготовке к семинару необходимо чётко определить тему и цель семинара, сообщить план семинара, подобрать необходимую литературу, разработать алгоритм действий (как работать с литературой, писать тезисы, рецензировать, оппонировать, выступать). Необходимо провести психологическую подготовку к обсуждению вопросов и заранее подготовить схемы, таблицы, графики. Рекомендуемая тематика: «Из истории тимуровского движения», «История детского движения», «История ДЮО «Альтаир»».
Аджиева Е.М., Байкова Л.А., Гребёнкина Л.К. Сценарий 50 классных часов, Педагогический поиск, Москва, 1993 год; Бархаев Б.П. Педагогические технологии воспитания и развития, Школьные технологии, 1998 год; Воспитать человека (сборник нормативно - правовых, научно - методических организационно-практических материалов по проблемам воспитания), Издательский центр «Вентина - Граф», Москва, 2005 год; Голубева Ю.А., Григорьева М.Р., Илларионова Т.Ф. Тренинги с подростками, Учитель, Волгоград, 2008 год; Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии Москва, Народное образование, 2001 год; Гузеев в.В. Методы и организационные формы обучения, Москва, Народное образование, 2001 год; Коллективно - творческие дела, инсценировки, праздники, розыгрыши, сценарии, Педагогическое общество России, Москва, 2005 год; Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников, «Глобус», Москва, 2007 год; Список используемой литературы
Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. технология игры в обучении и развитии, Российское педагогическое агентство, Москва, 1996 год; Фалькович Т.А., Шугина Т.А. По законам добра, «5 и знания», Москва, 2006 год; Селевко Г.К. Современные педагогические технологии, Москва, Народное образование, 1998 год; Сценарии клубных мероприятий и общешкольных праздников (5-11 классы), Вако, Москва, 2006 год; Твердохлеб Н.А. Тренинг общения для подростков, Москва, 2003 год; Фантазия + творчество = каникулы (методические и практические материалы в помощь организаторам оздоровительного отдыха детей и подростков), Москва, 1994 год; Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки 21 века (8-11 классы), «Вако», Москва,2008 год; Юности честное зерцало (программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий), «5 и знания», Москва, 2005 год; Список используемой литературы
Список законов и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность организаторов детского движения 1. Конвенция о правах ребёнка (Принята 20 ноября 1989 года); 2. Конституция Российской Федерации (Принята года); 3. Гражданский кодекс Российской Федерации; 4. Закон РФ «Об образовании» (Принят в 1992 году); 5. Закон РФ «Об общественных объединениях»; 6. Закон РФ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (Принят в 1995 году); 7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на годы»; 8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года 2001 год.
Возможно, будет полезно почитать:
- Догадка хороша, а знание лучше Пословицы и поговорки о знаниях ;
- Цитаты про разностороннюю личность ;
- К чему снится Ребенок Девочка? ;
- Совместимость тельца и рыб Рыбы плюс телец ;
- Совместимость знаков зодиака он телец она рыбы Телец и рыбы любовь брак ;
- Литературно-исторические заметки юного техника Ледяной поход добровольческой армии ;
- Эпоха великих реформ в России (60-е годы XIX века) ;
- Большевик ногин. Биография. Григорий Котовский после покушения ;