Ролевая игра "экологические проблемы сахалинской области" с презентацией. Объяснительная записка (2) Остров сахалин экологические проблемы территории

Отрицательное влияние на экологию острова. Проект «Сахалин-2?

Первый, инерционный вариант, будет нести в себе в основном тенденции трёх направлений (сырьевой консервативный, сырьевой либеральный, патерналистский). То есть параметры его будут взвешены по их ожидаемому удельному весу в ВРП Сахалинской области и испытывать максимальное влияние иностранных компаний («Сахалин-1», «Сахалин-2»), которые уже вложили десятки млрд. дол. США в развитие нефтегазового комплекса области.

Проект «Сахалин-2? - гигантский проект на острове с очень уязвимой экосистемой.

В 2006 году общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» подготовила обзор выявленных нарушений природоохранного законодательства со стороны Sakhalin Energy. Среди них были названы незаконная вырубка леса в ходе неразрешенной перетрассировки трубопровода; незаконное размещение очистных сооружений в водоохранной зоне реки Вал; завоз на остров несколько тысяч тонн опасного ядохимиката - этиленгликоля без разрешения властей на его применение, в том числе в водоохранных зонах; контрабандный завоз в Россию (на Сахалин) приборов с высоким уровнем радиации; плановый сброс более 500 000 м 3 сточных вод на путях миграции лососевых рыб в залив Анива; многочисленные нарушения медицинских, санитарно-гигиенических норм и требований, охраны труда, выявленные комплексной проверкой федеральных и областных государственных надзорных органов. По мнению экологов, освоение нефтегазовых месторождений на шельфе северо-восточного Сахалина, в первую очередь, проекты «Сахалин-1? и «Сахалин-2?, создает угрозу существованию охотско-корейской популяции серых китов.

Популяция отнесена к категории 1 Красной книги Российской Федерации, ей присвоен статус находящейся под угрозой исчезновения. Проведенные сахалинскими учеными исследования сейсмического режима в северной части острова Сахалин и прилегающего шельфа за 1930-2009 годы показали, что вблизи Пильтун-Астохского нефтегазоконденсатного месторождения было обнаружено резкое изменение режима, выраженное в активизации сейсмичности начиная с 2005 года. По словам директора Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН Бориса Левина, «собранные факты, по всей видимости, указывают на возникновение эффекта наведенной сейсмичности, обусловленного, по-видимому, разработкой месторождения».

Понимая необходимость развития нефтедобычи на Сахалине, которая ведет к созданию инфраструктуры острова, получению рабочих мест, развитию экономики, увеличению доходной части бюджета, необходимо учесть, что, развивая одну отрасль промышленности, можно погубить другую. Рыба, краб и другие морепродукты - это то, чем живет сейчас большая часть сахалинцев и жители всего побережья Охотского моря, и воздействие на морские биоресурсы и морскую среду отразится и на людях тоже. Не нужно забывать также, что рыба - это ресурс возобновимый, она есть у нас сейчас, и будет через 100 и через 200 лет, а нефть и газ иссякнут через несколько десятков лет.

Нормальное сосуществование рыбной и нефтяной отраслей возможно только при разумном подходе, с соблюдением строгих природоохранных норм и правил при добыче и разработке нефти, и все наши усилия направлены лишь на то, чтобы эти нормы и правила применялись нефтяными компаниями в действительности.

Главная > Документ

Публикации СМИ; видеоматериалы; иллюстрации.

Термины и понятия

Экологическая катастрофа, экологический кризис.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся, дискуссия «Проблема ждет твоего решения».

Экологические проблемы Сахалина

1). Проблемы, связанные с воздействием на редкие виды животных, прежде всего серых китов западно-тихоокеанской (охотско-корейской) популяции, занесенных в Красную книгу Р Ф. Уже сейчас ученые отметили смещение китов, в том числе и самок, выкармливающих детенышей, на север их нагульного участка. В южной части района нагула, киты испытывают беспокойство от постоянных полетов вертолетов и движения судов – неподалеку работает нефтяная платформа Моликпак. По проекту Сахалин –2 в пределах участка нагула кормящих самок китов предполагается возвести еще одну платформу. Работы по сооружению подводного трубопровода проводятся вблизи кормящихся китов и непосредственно через южную часть пастбища. По оценкам специалистов, шумовое воздействие, связанное со строительством, является беспрецедентным по силе и влиянию на китов.

2). Проблемы, связанные со строительством наземного трубопровода. Важнейшим элементом проекта Сахалин-2 является строительство трубопровода. Трубопровод длинной около 850 км строится по сейсмоактивной зоне и пересечет 1103 рек и ручьев, большинство из которых являются нерестилищами лососей. В 1995 году город Нефтегорск, расположенный в 40 км от планируемой трассы трубопровода, был до основания разрушен землетрясением

3). Проблемы, связанные со строительством завода сжиженного природного газа и отгрузочного терминала в п. Пригородное. В процессе строительства предполагается сброс одного миллиона тонн грунта, изъятого в ходе дноуглубительных работ в залив Анива. Компания «Сахалинская Энергия» фактически отказалась рассмотреть вариант сброса отходов дноуглубительных работ за пределами залива и уже приступила к сбросу. Сброс грунта в залив Анива, который является важнейшим рыбохозяйственным водоемом приведет к непредсказуемым последствиям для его экосистемы (увеличение мутности воды, дефицит кислорода в воде, который будет вызван окислением органического вещества грунта), а строительство и эксплуатация отгрузочного терминала неизбежно нарушит миграционные пути лососей, промысел которых составляет основу экономики острова.

4). Проблемы аварий и разливов нефти при добыче и транспортировке.

Оценки независимых экспертов показывают, что быстро ликвидировать последствия большого разлива нефти в районе нефтедобывающих платформ не удастся. Разлив погубит уникальный кормовой биотоп серых китов и биоценозы лагун, которые рассматриваются как водно-болотные угодья мирового значения. Значительную проблему представляет обеспечение безопасности круглогодичной танкерной транспортировки нефти от терминала в п. Пригородное. Авария крупного танкера будет катастрофой, сопоставимой с гибелью танкера «Престиж» у берегов Испании в 2003 г. Никакие страховки не покроют ущерба, нанесенного природе и жителям острова и вся тяжесть последствий ляжет на региональный и федеральный бюджеты.

5). Проблема захоронения боевых снарядов.

Списанные в 90-х годах, после сокращения воинских частей Сахалинской области, боеприпасы были затоплены в Анивском заливе, а не в специально отведенном месте (в 132-м квадрате Охотского моря), безопасном с точки зрения судоходства и рыболовства. Опасный груз был спущен в воду с самоходной баржи «Красногорец-11» в ночь с 28 на 29 июня 1995 г. О том, что боеприпасы были затоплены с нарушением установленных правил знали все органы власти, имеющие отношение к данному вопросу. Что делать? На этот вопрос ответить несложно: необходимо срочно обследовать дно Анивского залива, в первую очередь, в районе Пригородного. Тем более что помощь в этом предлагает руководство Тихоокеанского флота, да и на Сахалине есть техника и специалисты, способные выполнить эту работу. В том же филиале Красноармейского НИИ механизации ФГУП «Российское агентство по боеприпасам» давно внедрена технология поиска параметрическим локатором. Этот прибор способен обнаруживать и распознавать на глубинах до 200 м любые инородные предметы, даже такие, которые занесены слоем песка или ила до 6 м высотой. На съемку 1 кв. км требуется всего лишь 4-5 световых дней, зато гарантия обнаружения – стопроцентная. Обследование 1 кв. км обойдется примерно в 1 млн. руб. – сумма небольшая по сравнению с возможными последствиями техногенной катастрофы. К сожалению, от руководителей компании «Сахалин Энерджи», которая полным ходом ведет подготовку к строительству завода СПГ, мне так и не удалось получить внятных объяснений – знают ли они о проблеме затопленных боеприпасов и что предпринимают для обеспечения безопасности работ. Тем не менее нам стало известно, что подряд на обследование и разминирование акватории Пригородного получила... охранная фирма «Армор групп», и заниматься этой работой должны четыре десятка привезенных из Москвы водолазов. Но с их помощью 1 кв. км придется исследовать целых полгода! Кроме того, водолазы не могут увидеть то, что занесено илом, следовательно, и гарантии, что все снаряды найдены, они не дадут. И, наконец, стоимость водолазных работ выше в десятки раз, чем исследование параметрическим локатором. Впрочем, похоже, «Сахалин Энерджи» и в данном случае не волнует сумма затрат – ведь по договору об СРП любые расходы компенсируются за счет добытых на шельфе углеводородов.

6). Проблема радиоактивного загрязнения.

В 1987 и в 1997 годах вертолеты Дальневосточного управления гражданской авиации, выполняя сложное техническое задание министерства обороны, доставляли на маяки радиоизотопные энергетические установки, а по сути две настоящие атомные электростанции, хотя и очень компактные, работающие на стронции-90. Во время полета из-за аварийных ситуаций вертолетчики вынуждены были сбросить опасный груз в Охотское море.

Как известно, морская вода является агрессивной средой, и специалисты полагают, что защитные корпуса генераторов, 18 и 8 лет пролежавших на морском дне, вот-вот могут разрушиться, и тогда произойдет сильнейшее радиоактивное заражение. Активность генераторов, лежащих на морском дне, составляет около 700 тысяч кюри! Попадание одной кюри стронция в организм человека может привести к летальному исходу. А уж 700 тысяч кюри хватит с лихвой, чтобы все жители Сахалина получили смертельную долю радиации, которая, между прочим, не знает границ. Она уничтожит уникальные рыбные и биоресурсы, вызовет необратимые экологические последствия для всего Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем более, что поиск генераторов результата пока не дал.

6) Проблема лесных пожаров. Ежегодно на Сахалине возникают локализованные очаги возгораний лесов. Леса горят в Ногликском, Смирныховском, Поронайском и Александровск-Сахалинском районах области. Главной причиной возгорания чаще всего служит небрежное обращение с огнем. Только в 2002 году на Сахалине возникло 38 лесных пожаров, которыми в общей сложности пройдено более 4220 га. Столь крупные потери во многом объясняется слабой материально-техническим обеспечением подразделений ГО и ЧС Сахалинской области.

7) Проблемы общего промышленного загрязнения среды обитания. Объясняются нехваткой средств у промышленных предприятий на природоохранные мероприятия.

Выброс судна «Христофор Колумб»

на Холмский берег

Экологической проблемой являются лесные

пожары, показанные на космическом снимке.

По словам начальника ГУ МЧС РФ по Сахалинской области Николая Смирнова, первый в России план, утвержденный губернатором области, уже проходит экспертизу в Министерстве по чрезвычайным ситуациям РФ. Создание системы реагирования на нефтеразливы будет согласовано с федеральными и дальневосточными властями, в частности, стороны намерены взаимодействовать с МЧС РФ, Министерствами транспорта и связи и природных ресурсов РФ, а также с Правительствами Хабаровского и Приморского краев. Сахалинские власти готовы представить этим органам власти свои результаты по разработке операций ЛАРН (по ликвидации аварийных разливов нефти). На ближайшие три года на Сахалине также будет принята областная целевая программа «Создание и развитие территориальной системы реагирования на нефтеразливы в Сахалинской области», которая будет разработана также на основе совместного финансирования. Представители МЧС высоко оценивают подписание этого договора. По их словам, он поможет лучше и быстрее скоординировать работу чрезвычайных служб. Проблема ждет твоего решения

Групповые экологические проекты по изучению проблем, социально значимых для Сахалинской области.

Проводится в три этапа. Iэтап – подготовительный. Формируются цель, задачи и метод исследования, определяется участок исследования, определяется участок исследования. Формируются группы учащихся, каждая из которых будет решать конкретные задачи. С помощью учителя составляются вопросники для анкетирования и интервьюирования населения. IIэтап – исследование проблемы. Учащиеся проводят наблюдения, или интервьюирования населения, знакомятся с документами, данными по изученной проблеме, готовят фото материалы. IIIэтап – завершающий. Собранный материал систематизируется и обобщается. Каждая группа готовит отчет о проделанной работе, составляет социальные карты, таблицы, диаграммы и т. д. Оформление результатов исследований. Ознакомление с ними всех учеников могут проходить в форме: выступления на конференции, диспуте, экспертизе и др., в виде защиты проектов, сюжетно - ролевых игр, организации выставки, лучших работ и т. д. Темы творческих работ определяются по выбору учащихся и учителя.

VI раздел

Уроки 30-32

Экономика родного города

Холмска

Цели и задачи урока Познакомить ребят с экономикой своего родного города; его ролью в хозяйстве области; сформировать у учащихся представление о важнейших проблемах - экономических, социальных, экологических, и причинах их возникновения; продолжить формирование у учащихся умения работать с различными источниками географической информации и составлять географический прогноз. Учебно-наглядный комплекс

Видеоматериалы; публикации СМИ; фотографии; иллюстрации.

Термины и понятия

Градообразующие и градообслуживающие предприятия.

Формы проведения урока Лекция, беседа, сообщения учащихся.

Материалы к урокам

Крупнейшие предприятия города.

Холмск – главные морские ворота Сахалина.

СЗМП переживает период усовершенствования. Модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске

осуществляется совместно компаниями: «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ), оператор проекта «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи», оператором проекта «Сахалин-2». Принимая во внимание важность бесперебойного и безопасного материально-технического обеспечения морских операций на шельфе Сахалина, в июле 2004 года компаниями был создан объединенный комитет, который разработал проект соглашения и техническое задание на модернизацию существующего порта.

В итоговом соглашении обозначены пути модернизации уже существующего оборудования (32-тонный кран «Сокол») и приобретение нового оснащения (козловые краны, автопогрузчики, трубовозы, мощный 60-тонный портальный кран «Кондор»). В кратчайшие сроки на территории порта планируется построить также современные складские помещения для складирования труб и снабжения плавучих буровых платформ, оснащенные модернизированной системой штабелирования, а также благоустроенное здание офиса администрации порта со столовой, медицинским пунктом, душевыми. В целом намеченная модернизация расширяет возможности порта по обслуживанию всего морского транспортного потока Сахалина, в дополнение к судам, необходимым для поддержки морских операций на промысле нефти и газа (таких, например, как ледокол FESCO Sakhalin, предназначенный для обеспечения круглогодичной доставки материалов и оборудования в район добычи).

Проект модернизации Сахалинского Западного морского порта был профинансирован участниками консорциума «Сахалин-1» и компанией «Сахалин Энерджи» на паритетных началах, причем последняя взяла на себя функции управления всей работой. 5-летний контракт на руководство эксплуатацией порта заключен с сахалинской компанией «Сахалин Шельф Сервис».

По мнению вице-президента ЭНЛ Марка Хакни, модернизация Сахалинского Западного морского порта в Холмске является важной составляющей успешного выполнения задач Стадии 1 проекта «Сахалин-1» и даст дополнительные возможности как сахалинцам, так и сахалинской экономике. «Такое принципиальное обновление важного коммерческого грузового узла в то же время увеличит полезность порта для всех, а не только для шельфовых проектов. Это станет еще одним аспектом общего процесса улучшения инфраструктуры, явившегося результатом развития проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» и поддерживающего экономику сахалинского региона». В этом году введена в эксплуатацию промплощадка №3 – полноценный контейнерный терминал, оборудованный семью системами. Здесь все готово для концентрации и временного хранения большегрузных контейнеров и других крупногабаритных грузов.

ОАО «Сахалинское морское пароходство» (SASCO) – крупнейшая судоходная компания на Дальнем Востоке. Флот Сахалинского морского пароходства имеет суда ледового класса, может работать практически на всех морских линиях Мирового океана. SASCO – третья в стране судоходная компания по объему перевозки перевалочных грузов и первая по росту внутреннего пассажиропотока. Эта компания играет градообразующую роль и влияет на состояние экономики района.

ООО «Сахмортэк»- дочернее предприятие СМП. Транспортно-экспедиторская компания, осуществляющая услуги и агентскую деятельность пори перевозке грузов, следующих в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении паромами и транспортными судами на линии Ванино - Холмск – Ванино. Оказывает сервисные услуги по отправке грузов в страны Юго-Восточной Азии.

Паромная переправа Ванино-Холмск – одно из структурных подразделений SASCO. Она осуществляет доставку до 90 % всех грузов, поступающих на Сахалин. Читая местную прессу, я нашел материал о том, что это предприятие ждут большие изменения. В последние годы стала тормозом для грузоотправителей и грузополучателей. Еще в 2002 году с материка на Сахалин переправлялось в среднем 39 вагонов в сутки, в то же время на Дальневосточной железной дороге скапливалось до 300 вагонов. Об этом заявил заместитель министра путей сообщения РФ Владимир Якунин на встрече с руководством ОАО "Сахалинское морское пароходство". Не только обязательная замена колесных пар вагонов с учетом узкой колеи на Сахалине сдерживает транспортировку грузов. На линии Ванино-Холмск работают всего 4 парома вместо прежних 10. Но и они не загружаются полностью вагонами, поскольку в каждый рейс паром берет еще по 6-8 автофургонов. Руководством МПС принято решение о реконструкции Сахалинской железной дороги и переводе ее на стандартную широкую колею.

Холмский морской торговый порт - морские ворота Сахалина. Он принимает основной поток грузов и пассажиров. Порт свободен ото льда круглый год, может принимать любые среднетоннажные суда до 5500 тонн с осадкой до семи метров. Защищенная от волнения двумя молами гавань с глубинами более 9 метров позволяет принимать отечественные и зарубежные суда водоизмещением до 7 тысяч тонн. В порту три причала длиной 360 метров для обработки транспортного флота и два специализированных причала по 130 метров для приема паромов «Сахалин». Порт - высокомеханизированное предприятие, имеющее 13 портальных кранов от5 до40 тонн, 35 автопогрузчиков от 1,5 до 10 тонн и другую перегрузочную технику. Здесь обслуживаются такие грузы, как уголь, металлы, трубы, техника, контейнеры. В морском вокзале порта расположены таможенная, карантинная, миграционная и пассажирские службы. На его территории есть автостоянка и автозаправка. Порт принимает среднетоннажные суда и паромы круглый год. В 2005 году Холмским морским торговым портом получено доходов 79 миллионов рублей, что 23,8% больше периода прошлого года. Обработано 62 грузовых судна и 380 паромов. Грузооборот составил 1146,9 тысячи тонн. Объём погрузочно-разгрузочных работ в стоимостном выражении увеличился по сравнению с прошлым годом на 42,3% и составил 25,6 миллиона рублей. Предприятие в отчетном периоде работало с прибылью, в соответствующем периоде прошлого года имело отрицательный финансовый результат.

В 2000-2001 годах проведены дноуглубительные работы, и возможности порта по обработке судов возросли. Предприятие приступило к обработке крупнотоннажных судов для проекта «Сахалин-2».

ЗАО «Морская компания «Сахалин – Курилы» осуществляет регулярные морские перевозки грузов и пассажиров на линии Сахалин – Отару судами «Марина Цветаева» и «Игорь Фархутдинов».

Рыбопромышленные предприятия.

В общем объеме промышленного производства Холмского района рыбная отрасль занимает от 70 до 80 %. По итогам 1 полугодия 2005 года наибольший удельный вес в общем объёме производства по основным видам экономической деятельности приходится на рыболовство - это 47,4%. Объём производства составил к уровню 2004 года 114,4%.

Предприятиями рыбопромышленного комплекса в 1 полугодии 2005 года перечислено в местный бюджет налоговых платежей в размере 12,5 миллионов рублей, что составляет более 10% в общей сумме налоговых поступлений. Недоимка по налоговым платежам на 1.07.2005 года составила 17,6 миллионов рублей и выросла в сравнении с прошлым годом в два раза, что объясняет банкротством двух крупных предприятий отрасли (ЗАО "Сахрыбком" и ОАО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28") и сложным финансовым положением ОАО "Сахалинский рыбак".

В 2005 году предприятия РПК Холмского района получили квоты на вылов и добычу водных биоресурсов в промышленных целях в количестве 83,6 тысячи тонн и 14,9 тысячи тонн для прибрежного рыболовства, в том числе 208,8 тонны горбуши. За первое полугодие 2005 года предприятиями уже освоено 40%от выделенных лимитов, хотя промысловая обстановка в районах лова была довольно сложной. Все предприятия (кроме ОАО "Сахалинский рыбак") своевременно оформили разрешительные документы на вылов. Улов рыбы за январь-июнь 2005 года составили 34,5 тысячи тонн, рост к уровню 2004 года составляет 39,1%. Значительно увеличен выпуск пищевой продукции. Производство консервов в отчетном периоде снижено по сравнению с прошлым годом на 40,3%. Снижение допущено в связи с банкротством одного из крупных консервных заводов на Сахалине ООО "Холмские морские ресурсы РКЗ-28", простоем из-за финансовых проблем и отсутствием сырья ООО "Лаперуз". Сейчас кризисная ситуация ликвидирована и завод РКЗ -28 вновь работает с лета 2005года под новым названием ООО «Холмскэкопродукт» (РКЗ-35). Несмотря на сложности с сырьём, увеличен выпуск ЗАО "Компания "Сакура". Статус портового города поддерживает ОАО «Сахалинремфлот» - единственное в островной области предприятие, которое осуществляет комплексный ремонт судов с гарантийным сроком. Этому предприятию сейчас принадлежит и Байковский судоремзавод. 120 судов в год готовы принять на стапеля Холмские судоремонтники. ООО «Посейдон» - одно из крупнейших предприятий рыбного комплекса Сахалинской области. Создано в 1991 году. Компания имеет промысловый участок на юге Сахалина, несколько единиц маломерного флота, траулер-морозильщик «Мыс Курбатова», суточная производительность которого 50 тонн готовой мороженой продукции. Продукция компании получила признание на российском рынке и за рубежом. Фирма не раз награждалась памятным знаком «Лучший экспортер РФ». Рыболовецкий колхоз «Прибой» (с. Правда) - ведущее предприятие, работающее в сфере добычи и переработки рыбы-сырца и морепродуктов в районе. На предприятии имеются добывающий флот, береговой рыбоперерабатывающий цех, холодильники. Колхоз производит около 60 наименований видов продукции: мороженая, соленая, копченая, вяленая рыба, пресервы (из сельди, трески, морепродуктов); морская капуста мороженая нашинкованная; кулинария; фарш рыбный мороженый; икра лососевая соленая. На предприятии работают 220 человек. Колхоз неоднократно представлял свою продукцию на международной специализированной выставке-ярмарке «Рыбная индустрия», благодаря высокому качеству своей продукции. ЗАО «Компания «Сакура» (с. Правда) – занимается изготовлением рыбных консервов и пресервов, рыбной кулинарии, переработкой морепродуктов. На вкус взыскательного потребителя производится 12 видов рыбной кулинарии. Производство оснащено современными консервными линиями. Полностью модернизировано производство и система управления. Используется разнообразная тара: жестяная, алюминиевая, пластмассовая, гофротара. Производственная мощность – 7 200 тонн рыбы и 800 тонн морской капусты в год. Продукция пользуется широким спросом покупателей и имеет призовые места в дегустационных советах передачи «Впрок», журнале «Спрос», выставках ЦСМ и департамента по рыболовству администрации Сахалинской области.

ОАО "Холмская Жестянобаночная Фабрика" является единственным предприятием на Сахалине, выпускающим банкотару для рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности нашей области и других регионов России. Основной вид продукции - банка №6 для консервов - лосось, сайра. Дополнительно выпускает несколько видов банки. Например, №22 – икорная, традиционная банка №25 - для сельди.

В структуру предприятия входят: лакопечатный участок, фотоучасток, цех основного производства по выпуску банкотары №6, №5, №28, №22, №25,цельной банки, крышки СКО, механический, строительный, энергетический, погрузочно-разгрузочный участок и участок КИПиА.

А также лаборатория качества выпускаемой продукции, гараж и ОТК.

Так же производится совершенствование технологий изготовления продукции. Предприятие располагает тремя автоматическими линиями по производству банки со сварным швом. Такая технология изготовления продукции отвечает мировым стандартам и безопасна для хранения консервов. Сейчас был переход к выпуску штампованных банок, предназначенных в основном для хранения икры. Икорую банку усовершенствовали и снабдили ключом. Есть намерения улучшать потребительские свойства и других банок - тоже снабдив их ключом.

Как известно, упаковка - уже половина успеха при продаже товара. Завод применяет литографию при производстве тары уже свыше 30 лет.

Сначала - схематичную, а теперь - яркую, четкую и красочную. В последние годы начали разрабатывать новые способы её изготовления. Для производства лакированной банки используется современное технологическое оборудование фирм "Тойо-Секан" (Янония), "Континенталь" (США), "Маваг АГ ", "Судроник АГ", "Фрай АГ" (Швейцария), "Круп", "Блема", "Каргес-Хаммер АГ" (Германия). Предприятие сотрудничает с крупными отечественными и зарубежными фирмами по поставке лаков, жести и прочих материалов. Среди них - магнитогорский металлургический комбинат, Новосибирский оловянный комбинат, различные японские и немецкие компании. Вся продукция фабрики сертифицирована.

Холмская Жестянобаночная Фабрика - одна из крупнейших производителей металлической консервной тары в России. За достижение высших результатов и вклад в развитие рыбоперерабатывающей и пищевой промышленности Сахалина области коллектив предприятия неоднократно награждался почетными дипломами. На ежегодных специализированных выставках "Рыбная индустрия" в Сахалинской области продукция фабрики неизменно отмечается высокими наградами. Холмская банка ценится не только в России, но и за рубежом. Так, в 2001 году во Франкфурте на 29-ой церемонии присуждения международных призов качества ОАО "Холмская ЖБФ" была удостоена Приза Европы в номинации "За качество" (награда нового тысячелетия).

Предприятия транспортно-коммуникационной системы.

В Холмском районе создана развитая инфраструктура.

ООО «Холмская автотранспортная компания» располагает парком пассажирских автобусов и большегрузных машин. Работать приходится в условиях сложного рельефа, плохо приспособленных к перевозке грузов грунтовых дорог. Но машины этого предприятия можно встретить на всех дорогах Сахалина и Дальнего Востока. Объем перевозок грузов и пассажиров всеми видами транспорта в Холмском районе после 2000 года постоянно растет. ГОРОД Холмск связывается с областным центром и другими городами Сахалина автотрассой федерального значения, которая проходит через Холмский перевал. Коренную реконструкцию этой дороги вели предприятия «Восток – ООО «Перевал», ЗАО «Строй дортранс», ООО «Стройавто» и другие. Автомобильные дороги внутри района содержит государственное унитарное предприятие «Дорожник».

Экологическая ситуация на территории Сахалинской области остается на острие обсуждений среди жителей островного региона. Тема волнующая многих и она неразрывно связана с самочувствием населения, здоровьем островитян. К сожалению, обстановка вокруг нас оставляет желать лучшего.

ТОР Горный Воздух.

Реализация планов правительства Сахалинской области по строительству горно-лыжного курорта в рамках ТОР Горный Воздух периодически сопровождается скандалами, связанными с экологией. По мнению независимых от местного правительства экспертов, в ходе проводимых работ на склонах гор Большевик и Красная, жители Южно-Сахалинска могут остаться без качественной питьевой воды. Повышается риск схода селевых потоков. Этому способствует массовая вырубка деревьев в окрестностях областного центра.

Фото – SAKH.INFO

И повод для беспокойства есть – прокуратура фиксирует отсутствие со стороны управления Ростехнадзора по Сахалинской области контроля за соблюдением градостроительного законодательства при строительстве СТК “Горный воздух” пассажирской подвесной канатной дороги.

Для предотвращения негативных последствий жителями было предложено провести процедуру общественных слушаний, в ходе которых планировалось утвердить проект лесопаркового зеленого пояса в восточной части города, на всем ее протяжении. Слушания состоялись, однако их результатами не все остались довольны. Островные чиновники предложили свой вариант “зеленого пояса”, который ограничен территорией в северо-восточном районе города Южно-Сахалинска и не затрагивающий площадь застройки горно-лыжного курорта. Похоже, это как раз тот случай когда “размер имеет значение”. Обсуждение проекта перенесли “по подследственности” – на площадку Сахалинской областной Думы.

Свалка.

Существующие на территории области полигоны бытовых отходов (в народе – свалка) зачастую не выдерживают требований законодательства и не в состоянии соблюдать технологические процессы по утилизации и хранению бытового и промышленного мусора. Оказалось, Долинская свалка физически не в состоянии выполнить требования закона, Холмский полигон полигон используется с нарушениями требований действующего санитарно-эпидимиологического законодательства.

Ситуация с новым полигоном ТБО в Южно-Сахалинске, который расположился неподалеку от карьера Известковый, далека от совершенства. Его площадка находится среди живописных гор, в распадке, где берут свое начало многочисленные ручьи и реки. О переработке мусора в данном случае речь пока не идет.

Напомним, Сахалинская область, ежегодно, генерирует более одного миллиона кубометров твердых отходов, которые не проходят стадии переработки и подвергаются примитивному захоронению.

Рыба.

Путина-2017 оказалась по своим результатам провальной. Как следствие – ограниченные обьемы рыб лососевых пород на прилавках Сахалинской области и удорожание розничных цен. В ходе проведения путины уже в этом году сотрудниками “Эковахты Сахалина” выявлены факты превышения длины 31 ставного невода. Возможно, рыбопромышленники решили компенсировать потери прошлого года.

“Анализ спутниковых снимков за 7 – 23 июля 2018 года показал, что 31 ставной невод имеет длину центрального каната более 1500 м. Часть ставных неводов на момент съемки еще не была оборудована ловушками, а на некоторых и центральные канаты, и даже ловушки выходили за пределы рыбопромысловых участков. Превышения зафиксированы в Долинском (8 неводов), Корсаковском, (3 невода), Охинском (1 невод), Поронайском (2 невода), Ногликском (8 неводов) и Томаринском (8 неводов) районах. Полный список всех неводов, длина которых превысила 1500 м, размещен на интернет-сайте “Эковахты Сахалина”

Ранее, сотрудниками экологической организации зафиксирован массовый выброс сельди в районе залива Пильтун.

“Здравствуй лето – пляжа нет”

Казалось бы, жители области, окруженной со всех сторон морским побережьем и имеющей бесчисленное количество озер и рек на своей территории, не должны испытывать трудности с отдыхом на воде. Однако…

В настоящее время, на территории региона существует только ОДНО место для купания – в Холмском районе. Тысячи отдыхающих вынуждены использовать для своего отдыха “дикие” водоемы, не оборудованные должным образом и не обеспечивающие требуемый уровень безопасности отдыха на воде. Излюбленные пляжи Анивского побережья оказались под прямым запретом – качество воды не отвечает санитарным нормам.

Еще в 2017 году результаты экспертизы сточных вод, которые попадают в Анивский залив нас просто поразили – вода отравлена.

Справка: приказом Управления Росприроднадзора по Сахалинской области от 13.10.2017 года №372 утверждено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации “Техническая документация на новую технику (установка новозных и сточных вод свиноводческого комплекса “New logic Reserch”)

В ее составе оказалсяцелый «зоопарк» болезнетворных бактерий и их количество в пробах превышало ПДК (предельно допустимые нормы) в 700 (!!! ) раз. Об этом контролирующие органы еще год назад, которым до сих пор не хватило времени привести к норме экологическую обстановку в районе.

Река Сусуя, протекающая через территорию областного центра, несет в своих водах следы фекальных загрязнений.

Тем временем, география запретов распространяется на север. В Поронайске канализационные стоки попадают в залив без соответствующей очистки.

“Даешь Родине угля – черного и…много!”

Аппетиты сырьевых компаний выливаются в проблемы для жителей районов Сахалинской области. Директор ООО “Солнцевский угольный разрез” к административной ответственности за загрязнение реки Углегорки. Предприятие сбрасывало технологическую воду, минуя очистные сооружения. Тем самым жители Углегорска были лишены качественной питьевой воды. Цена вопроса оказалась смехотворной – 20 000 рублей штрафа, который обязал суд выплатить руководителя сахалинского разреза. Для сравнения, зарплата его коллеги в Барнауле составляет 200 000 рублей.

Угольщики не перестают “радовать” регион. Сход селевых потоков отработанной породы на юге Сахалина достиг окраины села Горнозаводска.


Фото – SAKH.INFO

По результатам проверки, проведенной Сахалинской областной прокуратурой, размещение отвалов размываемых грунтов в водоохранной зоне ручья Бамбучки осуществлялось ООО “Сахалинуголь-3” в нарушение требований Водного Кодекса Российской Федерации.

Должностные и юридические лица, по итогам проверки, привлечены к административной ответственности. Общая сумма штрафов достигла 275 000 рублей.

Тем временем, в реке Шебунинка местные следы разлива нефтепродуктов и обвиняют в этом местный карьер.

Печальные итоги…

Наш перечень нарушений в сфере экологической безопасности населения наверняка не полный. Не все воды рек прошли независимый анализ, не все свалки (или ТБО) попали в сферу внимания общественности. Да и промышленные выбросы фиксировать достаточно сложно – предприятия огородились заборами, батальонами охраны и юристами, которые уже запаслись заготовками в “защиту репутации, следов чести и достоинства”.

Об экологической обстановке в регионе можно судить по сведениям, изложенным в «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2017 году». В нем свою негативную оценку получили условия труда сахалинских граждан, условия обучения и воспитания детей, качество питания островитян, степень загрязнения воздуха и качество питьевой воды. К сожалению, в 2017 году максимальные уровни загрязнения атмосферного воздуха бенз(а)пиреном наблюдались на территории Сахалинской области. Снижение смертности и заболеваемости населения не затронули островной регион – Сахалин и Курилы в этот перечень не входят.

Кто виноват и что делать?

Судя по итогам Государственного доклада и публикаций в региональной прессе, проблема экологической безопасности жителей Сахалинской области так и не получила должной, комплексной оценки со стороны местного правительства, с выявлением всех причин и разработкой комплексного плана по их устранению и нормализации обстановки. Возможно, сделать это не представляется возможным в силу целого ряда причин, в том числе и кадровых. Некому в регионе встать над ситуацией и оценить ее негативное влияние на перспективу.

С чем вас не поздравляем…


Алексей Лукашевич, пресс-служба СРОПП КПРФ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Современный мир отличается необычайной сложностью и противоречивостью событий, он пронизан противоборствующими тенденциями, полон сложнейших альтернатив, тревог и надежд. Конец XX века характеризовался мощным рывком в развитии научно-технического прогресса, ростом социальных противоречий, резким демографическим взрывом, ухудшением состояния окружающей человека природной среды. Наша планета никогда ранее не подвергалась таким физическим и политическим перегрузкам, какие она испытывает в период XX-XXI веков.

Стремительное развитие всех отраслей промышленности, энергетики, транспорта, увеличение численности населения и урбанизация, химизация всех сфер деятельности человека привели к определенным изменениям окружающей среды, в том числе и неблагоприятным. Воздействие вредных веществ антропогенного происхождения на природную среду становится глобальным.

С каждым годом природные ресурсы все интенсивнее используются для нужд человечества. Это затронуло и остров Сахалин. Проблема рационального использования и охраны природных ресурсов от загрязнения и истощения требует проведения комплекса природоохранных мероприятий и прежде всего наблюдений, оценки и прогнозирования их состояния.

Сахалин - остров у восточного побережья Азии с очень уязвимой эко системой. Крупнейший остров России. Омывается Охотским и Японским морями. От материковой Азии отделён Татарским проливом, от японского острова Хоккайдо - проливом Лаперуза. Длина острова 948 км, ширина 26-160 км, площадь 76,4 тыс. кмІ.

На острове водятся 44 вида млекопитающих, наиболее хорошо известные из которых - это медведь, соболь, выдра, американская норка, северный олень, росомаха, кабарга, представленная здесь особым сахалинским подвидом, енотовидная собака, сивуч и другие.

На Сахалине отмечено 378 видов птиц; 201 из них (53,1%) гнездится на острове.

Основные отрасли промышленности - добыча нефти и природного газа лов и переработка рыбы.

Добыча нефти и газа на континентальных шельфах создало проблему негативного воздействия на окружающую среду и биоресурсы острова. Для стабилизации экосистемы необходимо либо улучшить качество производства, либо найти альтернативный более безопасный путь развития инфраструктуры Сахалина.

Рассчитаны два прогнозных варианта.

1 . Отрицательное влияние на экологию острова. Проект «Сахалин - 2?

Первый, инерционный вариант, будет нести в себе в основном тенденции трёх направлений (сырьевой консервативный, сырьевой либеральный, патерналистский). То есть параметры его будут взвешены по их ожидаемому удельному весу в ВРП Сахалинской области и испытывать максимальное влияние иностранных компаний («Сахалин-1», «Сахалин-2»), которые уже вложили десятки млрд. дол. США в развитие нефтегазового комплекса области.

Проект «Сахалин-2? - гигантский проект на острове с очень уязвимой экосистемой.

В 2006 году общественная организация «Экологическая вахта Сахалина» подготовила обзор выявленных нарушений природоохранного законодательства со стороны Sakhalin Energy. Среди них были названы незаконная вырубка леса в ходе неразрешенной перетрассировки трубопровода; незаконное размещение очистных сооружений в водоохранной зоне реки Вал; завоз на остров несколько тысяч тонн опасного ядохимиката - этиленгликоля без разрешения властей на его применение, в том числе в водоохранных зонах; контрабандный завоз в Россию (на Сахалин) приборов с высоким уровнем радиации; плановый сброс более 500 000 м 3 сточных вод на путях миграции лососевых рыб в залив Анива; многочисленные нарушения медицинских, санитарно-гигиенических норм и требований, охраны труда, выявленные комплексной проверкой федеральных и областных государственных надзорных органов. По мнению экологов, освоение нефтегазовых месторождений на шельфе северо-восточного Сахалина, в первую очередь, проекты «Сахалин-1? и «Сахалин-2?, создает угрозу существованию охотско-корейской популяции серых китов.

Популяция отнесена к категории 1 Красной книги Российской Федерации, ей присвоен статус находящейся под угрозой исчезновения. Проведенные сахалинскими учеными исследования сейсмического режима в северной части острова Сахалин и прилегающего шельфа за 1930-2009 годы показали, что вблизи Пильтун-Астохского нефтегазоконденсатного месторождения было обнаружено резкое изменение режима, выраженное в активизации сейсмичности начиная с 2005 года. По словам директора Института морской геологии и геофизики (ИМГиГ) ДВО РАН Бориса Левина, «собранные факты, по всей видимости, указывают на возникновение эффекта наведенной сейсмичности, обусловленного, по-видимому, разработкой месторождения».

Понимая необходимость развития нефтедобычи на Сахалине, которая ведет к созданию инфраструктуры острова, получению рабочих мест, развитию экономики, увеличению доходной части бюджета, необходимо учесть, что, развивая одну отрасль промышленности, можно погубить другую. Рыба, краб и другие морепродукты - это то, чем живет сейчас большая часть сахалинцев и жители всего побережья Охотского моря, и воздействие на морские биоресурсы и морскую среду отразится и на людях тоже. Не нужно забывать также, что рыба - это ресурс возобновимый, она есть у нас сейчас, и будет через 100 и через 200 лет, а нефть и газ иссякнут через несколько десятков лет.

Нормальное сосуществование рыбной и нефтяной отраслей возможно только при разумном подходе, с соблюдением строгих природоохранных норм и правил при добыче и разработке нефти, и все наши усилия направлены лишь на то, чтобы эти нормы и правила применялись нефтяными компаниями в действительности.

2 . Альтернативный путь развития

Необходимость разработки эффективной промышленной политики стала актуальной особенно в последние годы. Благоприятная рыночная конъюнктура, профицит государственного бюджета, положительное сальдо внешнего торгового оборота формируются на фоне усиления сырьевой специализации российской экономики. Поэтому необходима промышленная политика, обеспечивающая прогрессивные изменения в структуре экономики: развитие перерабатывающего сектора, повышение инновационности и конкурентоспособности национального хозяйства.

Дальний Восток является наиболее проблемной территорией с точки зрения сочетания наличного потенциала, реальных возможностей и стратегических целей. Поэтому промышленная политика здесь особенно необходима.

Предпосылкой возникновения стратегического планирования территориальным развитием являлось программно-целевое управление (ПЦУ). Обобщение зарубежной практики его развития в США, Канаде, Франции, ФРГ, Японии позволило сделать вывод о том, что применение этого метода было эффективным средством для стимулирования развития проблемных территорий. Итогом стала система «планов» разного уровня, позволяющая охватить всю территорию страны. Этапы развития ПЦУ характеризуются вектором движения от простых (единичных) территориальных объектов (город, провинция) к сложным многоотраслевым и межрегиональным системам (регион, страна). В России программно-целевое управление используется при разработке федеральных целевых, ведомственных программ развития, отраслевых стратегий.

Но использование программно-целевого подхода не в полной мере отвечает современной концепции управления социохозяйственными системами. В этих условиях находят своё применение стратегические планы долгосрочного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Большинство их методологически «настроены» на решение местных задач, использование локальных социальных ресурсов, учет своих экономических интересов и административных ресурсов. В этом случае укрепляется целостность экономики локальной социохозяйственной системы. Но проявляются и недостатки.

Экономика любой социохозяйственной системы находится под огромным влиянием потребностей, факторов и условий внешнего по отношению к ней порядка. В этой связи её стратегия не может строиться на основе только своих собственных условий и факторов развития. Это требует приведения (согласования) стратегии развития экономики города, района к одному знаменателю со стратегией развития экономики субъекта Российской Федерации, региона, его отраслевых комплексов. Ещё более важно разрабатывать стратегии развития конкретной социохозяйственной системы с учётом геостратегических интересов страны.

Консервативный вариант сырьевого сценария развития Сахалинской области может иметь реальные перспективы при сохранении высоких мировых цен на энергоносители. Опора на собственные силы не исключает привлечения иностранных инвестиций при сдерживании открытия внутреннего рынка. Поэтому преобладать будет отечественный капитал. Сохранится модель экспортно-сырьевой специализации при усиливающейся дифференциации в развитии муниципальных образований. Это определяет и траекторию развития Сахалина

Второй рассчитанный вариант - оптимистический, являющийся моделью желательного развития Сахалинской области. Он сформирован на основе гипотезы о начале реализации инновационного сценария с 2010 г. и последующем увеличении роли инновационного сектора экономики с 10 до 30% в 2020 г. Однако этот вариант будет находиться под сильным влиянием инерционного. В 2010 г. в режиме инерционного развития будут трудиться не менее 90,0%, в 2015 г. - 80,0%, в 2020 г. - 70,0% работающих. Эти значения положены в основу расчетов основных показателей оптимистического варианта.

Вывод

промышленный экология окружающий остров

По уровню богатства и разнообразия природных ресурсов, остров Сахалин, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди Российских регионов. Основными природными ресурсами острова являются промысловые водные организмы, углеводороды, уголь и лес. Доля остальных природных ресурсов (торф, сельскохозяйственные угодья, металлы, строительные материалы и пр.) составляет незначительную часть в сырьевом балансе Сахалинской области.

В современной социально-экономической ситуации, запасы природных ресурсов, расположенные непосредственно на территории Сахалинской области (уголь, нефть, газ, лес), не могут обеспечить динамичного развития экономики острова. Береговые месторождения нефти и газа находятся на заключительной стадии эксплуатации. Добыча и переработка угля экономически малоэффективна и может служить только для удовлетворения локальных потребностей отдельных районов. Увеличение лесосеки приведет к необратимым потерям лесных угодий.

Наиболее перспективные для освоения невозобновляемые ресурсы (нефть и газ) расположены на шельфе Охотского моря, прилегающем к северо-восточному побережью острова Сахалин. Разведанные запасы нефти и газа на шельфе Сахалина имеют тенденцию к резкому (в разы) росту. Относительный прирост освоения запасов морских промысловых объектов, сосредоточенных в данном районе, возможен в гораздо меньшем объеме.

Анализируя положение в нефтяной отрасли Сахалина, можно сделать следующие выводы:

катастрофический разлив нефти может случиться даже из-за относительно незначительной ошибки;

с обширными разливами справиться очень трудно;

нефть невозможно полностью собрать с берегов и поверхности воды;

экологический ущерб может быть колоссальным и долгосрочным.

Связи с этим стоит рассмотреть альтернативные варианты и выбрать из них всё необходимое для полноценного и экологического развития самого большого острова в России - Сахалина

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика экологической обстановки в Волгограде, негативное воздействие на нее отраслей промышленности региона. Виды выбросов ОАО "ВгАЗ", их влияние на состояние окружающей среды и здоровье населения. Перспективы развития экологической службы.

    курсовая работа , добавлен 02.09.2009

    Определение влияния окружающей среды на здоровье человека. Обобщение антропогенных факторов, влияющих на экологию окружающей среды. Основные экологические проблемы исследуемого района. Влияние на здоровье людей железной и шоссейной дороги, транспорта.

    контрольная работа , добавлен 16.12.2012

    Негативное влияние развития городов на экологию и окружающую среду. Урбоэкология как прикладная наука, изучающая экологические проблемы городов и формирует оптимальные пути их решения. Шумовое загрязнение и его отрицательное влияние на здоровье населения.

    реферат , добавлен 06.06.2012

    Что такое экология. Почему ухудшается экологическое состояние окружающей среды. Главные экологические проблемы современности. Основные экологические проблемы области. Как решать экологические проблемы и предотвратить загрязнение окружающей среды.

    курсовая работа , добавлен 28.09.2014

    Отрицательное воздействие предприятий рыбной промышленности на объекты окружающей среды. Требования, предъявляемые к территории рыбоперерабатывающих предприятий. Проблемы утилизации отходов промышленности Камчатского края и мероприятия по их устранению.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Экологически опасные отрасли промышленности, оказывающие интенсивное воздействие на природную среду. Экологические проблемы региона. Содержание государственной программы по сохранению окружающей среды, обеспечению экологической безопасности населения.

    контрольная работа , добавлен 27.06.2013

    Загрязнение окружающей среды, его основные источники и оценка негативных последствий, понятие и критерии определение предельно допустимой концентрации. Рост народонаселения на планете как глобальная проблема. Перспективы дальнейшего развития цивилизации.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2013

    Экономический подъем, развитие транспортной и промышленной инфраструктуры в Омской области и неотложные задачи охраны окружающей среды. Особенности территории, природно-климатические условия, экологические проблемы рек области и пути их решения.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Характеристика предприятий сферы туризма города. Влияние деятельности порта и припортового завода на экологию. Мероприятия по уменьшению экологических рисков, связанных с выбросом аммиака. Стратегии управления экологической безопасностью региона.

    контрольная работа , добавлен 04.10.2014

    Экологические аспекты совокупного действия на людей негативных и позитивных факторов окружающей среды. Оценка медико-экологического риска и медико-экологической ёмкости ландшафтов. Анализ глобальных изменений некоторых экологически зависимых заболеваний.

— Как Сахалинская область участвует в проведении Года экологии?

— Наша главная задача — это привлечь внимание общества к вопросам экологического развития, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности.

План основных мероприятий по проведению Года экологии, утверждённый правительством РФ, включает в себя 234 мероприятия. В их числе — сбор и вывоз на специализированный полигон химических веществ с территории двух муниципальных образований нашей области для утилизации или обезвреживания. Всего же на Сахалине необходимо провести 47 мероприятий разной направленности: экологическая безопасность, сохранение биологического разнообразия, обращение с отходами, снижение негативного влияния на воздух и водные ресурсы, экологическое образование и воспитание.

Кроме того, свой план проведения Года экологии есть в каждом районе области. О том, как именно Год экологии проводится в Сахалинской области, можно узнать на сайте регионального Минприроды. И любой желающий может принять участие в том или ином мероприятии.

— Какие основные мероприятия в регионе уже проведены?

— Большое внимание мы уделяем формированию экологической культуры населения. Поэтому в регионе организовывались выставки, круглые столы, краеведческие конференции и другие мероприятия, посвящённые удивительной природе Сахалина и Курил и необходимости её охраны. В январе и феврале удалось сделать две прямые телефонные линии об изменениях природоохранного законодательства, которые кардинально меняют существующие подходы к государственному регулированию в области охраны окружающей среды.

В апреле рекордное количество участников собрал XX юбилейный региональный детский экологический фестиваль «Зелёный калейдоскоп». Его организаторами выступили Сахалинская областная общественная организация «Экологический центр «Родник» и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области. В течение трёх дней школьные команды из 10 районов области не только демонстрировали свои знания в области экологии и краеведения, но и изучили формы проведения различных эколого-просветительских мероприятий. Летом на Сахалине откроет двери экологический лагерь «Родник», который традиционно работает при поддержке Минприроды Сахалинской области.

Общественная организация «Клуб „ Бумеранг “ » при финансовой поддержке регионального Минприроды проводит на Сахалине уникальные морские образовательные экскурсии: «Знакомство с сивучами». Жители и гости острова любых возрастов имеют возможность наблюдать за удивительными краснокнижными животными в естественной среде их обитания.

Большое количество людей приняли участие в мероприятиях по очистке населённых пунктов и мест отдыха от бытового мусора. В акции «Зелёная весна» и «Всероссийский экологический субботник» участвовало более 22 тысяч жителей всех муниципальных образований области.

Это здорово: распространяются принципы экологического движения, в котором участвуют дети, подростки, молодёжь, помогая решать насущные экологические проблемы.





Снижение выбросов парниковых газов

— Принимала ли участие Сахалинская область в Общероссийской климатической неделе, которая проводилась в стране с 15 мая по 15 июня?

— Мы присоединились к акции, в рамках которой проводились круглые столы, экскурсии, лекции и другие мероприятия, направленные на привлечение внимания к климатическим проблемам. Важно было рассказать людям о планах и уже достигнутых результатах в области снижения выбросов парниковых газов. К проведению акции присоединилась централизованная библиотечная система и ПАО «Сахалинэнерго». Открыл Климатическую неделю круглый стол «Климатическая политика России. Региональный аспект», в котором участвовали представители региональных министерств природных ресурсов и охраны окружающей среды, сельского хозяйства, лесного и охотничьего хозяйства, агентства по развитию электроэнергетики и газификации, а также компании ПАО «Сахалинэнерго», ООО «РН-Сахалинморнефтегаз», «Эксон Нефтегаз Лимитед», «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд». Каждый рассказал о том, как хозяйственная деятельность влияет на выброс парниковых газов. Так, например, активное развитие животноводства в области многократно его увеличит, но применение новых технологий по использованию биогаза и легкоусвояемых кормов позволит значительно уменьшить негативный эффект. Активная газификация региона позволит нивелировать эмиссию парниковых газов, а работы по восстановлению лесов позволят увеличить их поглощение.

— Мы слышали ещё об одной акции: «Всероссийский экологический урок „Сделаем вместе“ »...

— Акцию мы проводили с 15 марта по 22 мая 2017 года, в ней приняли участие более 4500 учеников практически из всех школ области, были проведены сотни экологических уроков. В настоящий момент завершила работу региональная комиссия, которая отобрала победителей конкурса по номинациям «Эколидер», «Экоплакат», «Лучшее образовательное учреждение» и «Лучший куратор» для участия в федеральном этапе акции. Победители получат памятные призы и путёвки в центры «Артек» и «Орлёнок».

Как спасти природу

— Сахалин славится своим богатым животным и растительным миром. Что делается в области для его сохранения?

— Наша область вошла в число восьми регионов РФ, в которых реализуется проект программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Минприроды России «Задачи сохранения биоразнообразия в политике и программах развития энергетического сектора России». В основу проекта легла концепция плана мероприятий по сохранению уникального биоразнообразия островного края. Стратегию рассмотрели на заседании Межведомственного экологического совета области, доработали с учётом поступивших замечаний. В настоящее время она проходит процедуру согласования в облправительстве.

Стратегия направлена на разработку эффективной долгосрочной политики Сахалинской области в сфере предотвращения снижения биологического разнообразия. В случае её принятия Сахалин станет первым и пока единственным регионом, имеющим документ долгосрочного стратегического планирования в области биологического разнообразия.

— А какова ситуация в области с чистотой атмосферного воздуха?

— Больше всего воздух загрязняют: автотранспорт (его доля — 46 процентов выбросов) добытчики полезных ископаемых (28 процентов), теплоэнергетика (18 процентов), прочие отрасли (8 процентов выбросов).

За последние пять лет наблюдается положительная динамика по снижению суммарных выбросов. Так, с 2011 года они уменьшились на 12 процентов. Серьёзную роль в этом сыграла модернизация и перевод на газ Южно-Сахалинской ТЭЦ-1. За весь период газификации с 2010 по 2014 годы выбросы по « Сахалинэнерго » снизились на 87,5 процента.

— Значит ли это, что Сахалин может изменить свои позиции в рейтинге грязных регионов?

— Южно-Сахалинск более 20 лет входил в приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферы. На долю автомобильного транспорта в городе приходится 83 процента суммарного выброса, ведь из общего количества автомобилей, зарегистрированных по всей области, в городе — 44 процента.

Но за пять лет индекс загрязнения атмосферы значительно снизился, это позволило городу в 2015 году перейти из разряда с «очень высоким» уровнем загрязнения атмосферного воздуха в разряд «высокого». В прошлом году уровень загрязнения остался на прежнем уровне.

А уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Корсакове снизился и в 2016 году перешёл из «высокого» в «повышенный».

— Александр Владимирович, что хотели бы пожелать коллегам?

— Хочется ещё раз напомнить, что Сахалин и Курилы — то редкое место на Земле, где сохранилась первозданная чистота и удивительное разнообразие флоры и фауны, но при этом активно развивается производство. Именно поэтому приоритетом нашей деятельности являются вопросы охраны окружающей среды. Улучшение условий жизни населения нашей области сегодня невозможно представить без труда экологов: людей, целью жизни которых стало сбережение природы для настоящего и будущего поколений. Ведь ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды влечёт за собой снижение качества жизни.



 

Возможно, будет полезно почитать: