Саммит еаэс в бишкеке: о чём говорили семь президентов. Полсотни антидемпинговых и защитных мер

В столице Киргизии Бишкеке 14 апреля состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС) Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

Мероприятие проходило в крайне сложной международной обстановке, к тому же на фоне недавних серьезных разногласий между Россией и Белоруссией по вопросам функционирования экономических механизмов ЕАЭС.

Зная упорство белорусского президента Александра Лукашенко в отстаивании своей позиции, можно было заранее предположить, что на саммите Минск попытается вынести интересующие его вопросы на обсуждение. И Лукашенко попытался.

В этом нет ничего удивительного или предосудительного. Понятно, что Белоруссия находится с Россией в разных весовых категориях. Ей очень трудно в двустороннем режиме отстаивать свою позицию в дискуссии с пятой экономикой мира, опирающейся на вторую в мире военную мощь. Логично попытаться привлечь в союзники остальных членов ЕАЭС. Тем более, что в Минске имели все основания считать, что свои претензии к России найдутся у каждого.

Естественной задачей России, ведущей тяжелую позиционную борьбу с США, была демонстрация единства собранного вокруг Москвы экономического союза. Равным образом необходимо было показать укрепление военно-политической интеграции в рамках ОДКБ (страны ЕАЭС и Таджикистан). Монолитность позиции ЕАЭС выгодно оттеняла позицию России на фоне погрязшего в склоках Запада, не способного толком договориться ни в рамках НАТО, ни в рамках ЕС. И наоборот, если бы саммит в Бишкеке сосредоточился на обсуждении взаимных претензий, международные позиции Москвы оказались бы подорванными.

Накануне встречи в Бишкеке Россия могла твердо рассчитывать на благожелательную позицию Киргизии. Президент страны Алмазбек Атамбаев явно желает, чтобы год президентства Киргизии запомнился существенным прорывом в развитии евразийской интеграции. Председательствовавший на заседании Алмазбек Атамбаев действительно сделал все, чтобы направить дискуссию в конструктивное русло.

Однако, если бы остальные участники встречи не были бы настроены так же конструктивно и поддержали бы попытку Белоруссии сосредоточиться на обсуждении взаимных претензий, президент Киргизии ситуацию бы не спас. Впрочем, очевидно, что российский президент Владимир Путин не зря в месяцы, предшествовавшие бишкекской встрече, активно встречался с партнерами по ЕАЭС.

Нурсултан Назарбаев отметил, что ситуация в торговле между членами ЕАЭС начала улучшаться. Неизвестно, заметил ли бы это улучшение казахстанский лидер или предпочёл бы дождаться более устойчивой тенденции, но согласие России на активизацию сотрудничества в космической сфере (без которого космодром «Байконур» остался бы исключительно памятником советской космонавтике, а так будет приносить живые деньги Астане) явно стимулировало желание сосредоточиться на хорошем и развивать успех.

Ереван в прошлом году также несколько раз намекал на желательность получения более льготного режима партнерства в рамках ЕАЭС. Однако ряд экономических вопросов был решен в ходе встречи президентов Путина и Саргсяна, а в Бишкеке к тому же повели неформальный саммит ОДКБ, на котором секретарь армянского Совбеза Юрий Хачатуров был назначен генеральным секретарем организации Договора о коллективной безопасности. Неудобно омрачать разногласиями столь прекрасный момент.

На встречу ОДКБ в Бишкек прибыл и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Таджикистан до сих пор решает, интересно ли ему членство в ЕАЭС. Но совсем недавно Владимир Путин пообещал Эмомали Рахмону решить проблему примерно 200 тыс работавших в России таджиков. Эти люди временно потеряли право въезда в Россию, а значит - и возможность кормить свои семьи, попав под норму о двух административных правонарушениях, после которых происходит депортация. Понятно, что в такой ситуации Эмомали Рахмон был склонен неформально (всё же Таджикистан не член ЕАЭС) поддержать российского президента.

Кроме того, в Бишкеке оказался и седьмой президент (при том, что в ЕАЭС пять членов). Президент Молдавии Игорь Додон присутствовал в качестве наблюдателя. У Додона внутриполитическая ситуация тяжелая. Хоть он и победил на прямых всенародных выборах президента, всё же Молдавия остаётся парламентской республикой, а парламент и правительство контролируют правые – оппоненты Додона.

Пока молдавский парламент не будет переизбран и не сформирует новое правительство, Додон практически не имеет рычагов для выполнения своих предвыборных обещаний. Но, чтобы не растерять до парламентских выборов авторитет и привести свою партию на них к победе, необходимо постоянно демонстрировать не просто желание выполнить обещанное, но, хоть маленькие, но успехи на этом пути.

Символическое присутствие Додона за столом переговоров в Бишкеке – четкий сигнал его избирателям, что президент следует обещанным курсом. Нет сомнений, что Додон был кровно заинтересован, чтобы встреча в Бишкеке прошла без сучка и задоринки, продемонстрировав нерушимое единство и значительный потенциал ЕАЭС.

В общем, вместо пяти президентов стран-членов ЕАЭС в Бишкеке присутствовали семь глав государств. Из них шесть были заинтересованы в конструктивном характере встречи.

Надо отдать должное Лукашенко. Он намеком обозначил свою позицию, но, осознав, что она не найдёт поддержки коллег и в одиночестве останется не Россия, а Белоруссия, не стал на ней настаивать, включившись в общую работу. Так что демонстрация единства, потенциала и перспектив получилась на славу. Осталось только все это реализовать.

Впрочем, накануне начала саммита, когда президенты уже слетались в Бишкек, Владимир Путин сделал важное заявление. Он сообщил, что Россия будет бороться с попытками цветных переворотов, чтобы не допустить их не только у себя, но и в ОДКБ в целом. Пожалуй, впервые сфера ответственности России очерчена настолько четко, недвусмысленно и на высшем политическом уровне. Сомнений не должно остаться ни у друзей, ни у врагов. Как любят говорить наши друзья и партнеры на Западе, «красная линия проведена».

Думаю, что занятие Москвой жесткой позиции в вопросе о сфере ответственности также повлияла на конструктивность последующих переговоров. В конце концов, призрак цветного переворота – ужас любого постсоветского руководителя.

Российские гарантии в этом вопросе не только придают стабильность действующим политическим режимам, но и обеспечивают сохранение преемственности. Это также стимулирует ориентацию постсоветских стран на Москву, что, в свою очередь способствует расширению ЕАЭС и ОДКБ, углублению интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Ростислав Ищенко

Новости Беларуси. Экономика и безопасность в Евразийском экономическом союзе на неделе стали главными темами бишкекских саммитов. В столице Кыргызстана прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета и неформальная встреча глав государств Организации Договора о коллективной безопасности.

Евразийская «пятерка» определила экономическую политику на ближайшие два года: необходимо улучшить условия для развития бизнеса, сосредоточиться на внутренних проблемах союза. В плане безопасности лидеры шести стран ОДКБ обсудили борьбу с внешними угрозами, сообщили в программе «Неделя» на СТВ.

Миллионный Бишкек стал в одну большую пробку: главный проспект переполнен. Десятки журналистов с разных стран мира пристально следят за событиями, а последние новости рассказывают в эфире телеканалов.

День большой политики и сразу два саммита в один день. Кыргызстан на неделе стал центром евразийской интеграции.

Плодотворную работу и множество новостей накануне больших саммитов предсказала даже… погода. День напролет лил сильный дождь. Для умеренного, а в некоторых областях субтропического, климата Кыргызстана эта погода – редкость. А пока местные жители рассказывали о том, что такого дождливого Бишкека не видели как минимум несколько лет, журналисты тут же отмечали: к удаче и деньгам, а точнее, перефразируя народную примету, к развитию сотрудничества. В рамках союза.

Анастасия Иванникова, СТВ:
Современный Бишкек. Многонациональный город-миллионник. На неделе встречал и высоких гостей. Именно Кыргызстан в нынешнем году председательствует в ЕАЭС. После Беларуси и Казахстана. А вот все последние новости приходили отсюда. Из государственной резиденции «Ала-Арча». Традиционно именно здесь проходят все крупные международные мероприятия на высшем и высоком уровнях.

В ЕАЭС Кыргызстан вступил последним из интеграционной «пятерки». Интерес оправдан был: около 37% экспорта идет как раз на рынки союза. Догонять тройку государств-основателей этой стране, как и Армении, пришлось. В итоге сегодня общее население – 180 миллионов человек. А это седьмые в мире. Площадь совместного рынка – 14% мировой суши. И с каждым годом мощь союза растет. На 37% за последние месяцы вырос и товарооборот с третьими странами. Как раз сотрудничество с ними было одним из главных в повестке дня. Поэтому никто не удивился, когда на саммите ЕАЭС появился шестой высокий гость.

Молдова подала заявку на получение статуса наблюдателя в союзе. Еще до начала больших переговоров Александр Лукашенко встретился с победившем во втором туре выборов в ноябре 2016 года, а ныне президентом Молдовы Игорем Додоном, все время выступавшем за евразийский курс.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь:
Мы делаем все, чтобы не разоврались наши связи с вашей прекрасной страной. Я ее очень хорошо знаю, в советские времена я не единожды бывал в Молдове. Разные составы у вас были правительства, разные были президенты, но мы старались поддерживать отношения.

Игорь Додон, президент Республики Молдова:
О Беларуси в Молдове люди очень хорошо знают, завидуют очень многим хорошим вещим и реформам, которые происходят в вашей стране. Очень часто приводят в пример, что вот Беларуси удалось сохранить то хорошее, что было в советское время.

Нынешний саммит получился плодотворным. Не было, кстати, и никаких опозданий. Их, к примеру, журналисты по традиции ожидали от Владимира Путина, но российский лидер приехал минута в минуту.

Даже во время протокольного фотографирования рядом с хозяином форума Алмазбеком Атамбаевым, вместе держатся Президенты Беларуси, России и Казахстана. Именно эти три лидера стояли у истоков ЕАЭС. И пусть пока союз молодой – ему чуть больше двух лет – свою мощь показал.

Андрей Страчко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Кыргызской Республике:
И создание совместных производств на льготных условиях, и возможности использования общего экономического пространства с выходом этой продукции на рынки стран ЕАЭС – это очень перспективно.

Правда, пока что остаются и проблемы. Со всеми трудностями страны-участницы союза справляются разрозненно, не в рамках союзнических обязательств. Да и взаимный товарооборот снижается. 2017 год, уверен белорусский Президент, можно и нужно сделать переломным.

Александр Лукашенко:
Заключение современных преференциальных соглашений о свободной торговле отвечает интересам Беларуси. Уверен, и другим государствам. Поэтому призываю шире их использовать для диверсификации торговых и инвестиционных отношений с нашими партнерами, углубления промышленной и сельскохозяйственной кооперации. Построение единого экономического пространства и задачи, заложенные в Договоре о ЕАЭС, находят понимание и отклик у других государств региона. Однако одно дело закрепить здравые идеи в документе и совсем другое – претворить в жизнь. Здесь у союза достаточно нерешенных проблем. В 2016 году нам не удалось остановить снижение взаимного товарооборота и устранить причины, приведшие к этому.

В прошлом году в силу вступил договор о зоне свободной торговли с Вьетнамом. Сегодня сотрудничать с ЕАЭС уже хотят около полусотни стран. Сербия, Иран, Сингапур… А идея «интеграции интеграций» становится все ближе. Но улучшить работу ЕАЭС можно и нужно. И здесь от каждой страны предложения свои. Кыргызстан уверен, что активно формировать нужно общий электроэнергетический рынок, рынок труда, завершить нужно работу над договором о пенсионном обеспечении. В то же время ставку нужно делать и на двустороннюю кооперацию – это мнение уже российской стороны.

Владимир Путин, президент Российской Федерации:
Развивается кооперация с Республикой Беларусь, причем развивается очень активно. По некоторым крупным предприятиям взаимная зависимость составляет 40% и более процентов.

11 документов – таков итог прошедшего саммита в Бишкеке. Утверждены основные ориентиры макроэкономической политики, внесены изменения в регламент работы ЕЭК.

А еще решено: помимо Молдовы статус наблюдателя в ЕАЭС могут предоставить всем государствам – участникам СНГ. Но пока разработать надо конкретный алгоритм действий.

Владимир Макей, министр иностранных дел Республики Беларусь:
Должны быть разработаны соответствующие основополагающие документы, которые конкретизируют, что такое статус наблюдателя, какими правами могут пользоваться государства, имеющие статус наблюдателя, какие у них должны быть обязанности.

Сразу же после встречи в рамках ЕАЭС – к вопросам безопасности. Их уже обсудили главы государств – участников ОДКБ. Кстати, через месяц организации исполняется четверть века. Основная часть переговоров прошла за закрытыми дверями.

Что и говорить, подобная встреча – отличная возможность обсудить и проблемы, и позитивный опыт совместной работы в рамках ЕАЭС. Следующее заседание Высшего Евразийского экономического совета 11 октября принимать уже будет Россия.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев провел встречу с президентом Киргизии Алмазбеком Атамбаевым , которая прошла в Бишкеке на полях проходящего там заседания глав правительств стран Шанхайской организации сотрудничества(ШОС).

Впрочем, встреча носила технический характер, поскольку в комментарии post factum значится только то, что Медведев выразил Атамбаеву благодарность за гостеприимство и передал главе Киргизии наилучшие пожелания от президента РФ Владимира Путина .

Атамбаев, в свою очередь, на этот счет заявил, что руководство России и Киргизии связывают не только деловые, но и дружеские отношения.

Петра Порошенко опять разыграли пранкеры

Другой вопрос, что в контексте этой встречи глав правительств ШОС в Киргизии в очередной раз уверенно «отличился» президент Украины Петр Порошенко даже, несмотря на то обстоятельство, что он там физически не присутствовал.

Дело в том, что администрация президента Киргизии сделала сегодня официальное заявление, что информация Киева о телефонном разговоре Атамбаева и Порошенко на деле не соответствует действительности.

Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев

О факте этого разговора сообщила пресс-служба Президента Украины, но заместитель руководителя президента Киргизии Сапар Исаков на этот счет заявил, что эта информация Киева является недостоверной и что Порошенко мог стать жертвой телефонного розыгрыша.

Украина готова говорить о своих проблемах с кем угодно

Забавно, но согласно информации, размещенной на официальном сайте украинского президента, Порошенко и Атамбаев обсудили актуальные вопросы двусторонних отношений и, в частности, альтернативные маршруты перевозок украинских товаров в Киргизию.

Интересно, что администрация президента Украины не в первый раз стала жертвой таких розыгрышей – хорошо известен скандал, который произошел во время процесса над в Ростове, когда один из советников Порошенко на протяжении месяца вел переговоры с лицом, называвшим себя адвокатом Марком Фейгиным .


Президент Украины Порошенко окружил себя непрофессиональными людьми

Все это, конечно, свидетельствует об исключительном непрофессионализме администрации Порошенко, которая готова вести разговор с кем угодно, если услышит в трубке какие-то правдоподобные предложения о решении собственных проблем.

Экономического сотрудничества Украины и Киргизии практически не существует

Сотрудник сектора Средней Азии Центра изучения проблем стран Ближнего зарубежья РИСИ Иван Ипполитов в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что торгово-экономические связи между Киргизией и Украиной, вероятно, существуют, но на деле они имеют несущественный и минимальный характер.

«Какие-то реальные экономические контакты между Украиной и Киргизией действительно есть, но масштабы там совершенно мизерные, из-за чего сложно здесь назвать конкретные цифры подобного торгово-экономического сотрудничества», - заключает Ипполитов.


Из стран Средней Азии у Украины был существенный товарооборот только с Казахстаном

При этом, если брать ситуацию, которая существовала на начало 2014 года, то, как замечает Ипполитов, у Украины существенный товарооборот из государств Средней Азии был только с Казахстаном, который до сих пор является важным партнером Киева.

«Казахстан здесь имел очень существенный отрыв, а та же Киргизия с ее скромной экономикой, по понятным причинам, занимала в этом вопросе очень слабые позиции. Так что, Киргизия – это не та страна, которая могла бы сегодня как-то помочь Украине и стать рынком сбыта для ее товаров. К тому же, вряд сама Киргизия так уж сильно заинтересована в партнерстве с Киевом, поскольку она не сможет, таким образом, решить те проблемы, которые имеют место в ее экономике», - резюмирует Ипполитов.

Альтернативного маршрута в Среднюю Азию на сегодня не существует

Точно такая же ситуация, как замечает Ипполитов, и с упомянутым «альтернативным» товарным маршрутом из Украины в Киргизию.


Очередная «гениальная» идея Киева – тянуть украинские товары через Черное и Каспийское моря

«Как известно, украинские товары в государства Центральной Азии могут попасть либо через нашу страну, а этот путь для Киева на сегодня практически полностью перекрыт, либо через так называемый южный транспортный коридор, т.е. через страны Южного Кавказа с перевалкой через Черное и Каспийское моря», - констатирует Ипполитов.

По словам Ипполитова, по этому направлению у Украины никаких успехов нет на сегодня нет, хотя разговоры об этом звучат постоянно. Тем более, всем памятна судьба «пробного поезда», который был отправлен украинцами из порта Ильичевск паромом через Черное море и далее через Каспий на территорию стран Средней Азии и в Китай.

«В итоге этот поезд, то терялся в Казахстане, то его задерживали местные власти за неплатежи. В общем, однозначно, ничего путного из такой затеи не вышло. Впрочем, это касается не только этого украинского проекта, но и всех других альтернатив – того же финансируемого Евросоюзом проекта по созданию транспортного пути в Среднюю Азию, который согласно плану должен пройти мимо российской территории. Это на сегодня совершенно нерентабельно», - заключает Ипполитов.


Россия и Киргизия имеют очень близкое и продуктивное сотрудничество

Все это говорит о том, что Украина в принципе не сможет наладить коммерчески выгодные поставки своих товаров в Среднюю Азию, не взаимодействуя в этом вопросе с российской стороной.

Сотрудничество России и Киргизии развивается успешно

«У России с Киргизией, напротив, существуют очень хорошие и тесные торгово-экономические – наши страны связаны между собой множеством организаций, таких как Евразийский союз, ОДКБ и многие другие. Так что, здесь в настоящий момент идет очень плотное сотрудничество», - резюмирует Ипполитов.

Хотя сейчас время, как замечает Ипполитов, непростое, и многие российско-киргизские совместные проекты оказались на сегодня замороженными.

«Это касается в первую очередь таких проектов, как Верхне-Нарынский каскад ГЭС и Комбаратинская ГЭС, реализация которых в настоящий момент приостановлена. При этом, сотрудничество наших государств в рамках Евразийского экономического союза рано или поздно позволит возобновить эти проекты», - констатирует Ипполитов.

Саммит Содружества независимых государств (СНГ), открывающийся в Сочи, подтвердил статус «клуба президентов». Лидеры 10 государств старательно обойдут многочисленные проблемы содружества в политике и экономике. Но при этом сделают программное заявление о поддержке традиционных семейных ценностей, пишет Газета.ру .

Саммит СНГ стартует 11 октября в Сочи. Российский курорт выбран для этого мероприятия по той причине, что Россия в этом году председательствует в Союзе. Год заканчивается, и председатель СНГ Владимир Путин отчитается о мероприятиях, которые укрепляли интеграцию на постсоветском пространстве. Укрепляющих мероприятий было порядка пятидесяти. О тех, которые не укрепляли и не способствовали, тоже, видимо, будет доложено.

Здесь вам не Давос

Кроме того, в повестке саммита указано 19 документов, которые лидеры подпишут. Тут все традиционно: борьба с коррупцией, с терроризмом, оргпреступностью, отмыванием преступных доходов.

Правда, документы носят в основном технический характер, предупредил накануне помощник российского президента по международным делам Юрий Ушаков. Да и формат саммита и его продолжительность - это не форум в Давосе или конференция ООН.

В Сочи не предполагается масштабное осмысление проблем главами государств. Часть повестки обсуждалась на уровне профильных министерств стран-членов. Но министры решения не принимают. Запланировано согласование документов, направленных на углубление сотрудничества в гуманитарной сфере: «Об объявлении в СНГ 2019 года Годом книги, 2020 года — Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». Будет уточнен «план действий» по взаимодействию в области спорта, туризма и молодёжной политики в Содружестве на период до 2020 года.

Из программных заявлений только одно. Оно вносится на утверждение лидеров по инициативе России.

Главы государств заявят о поддержке института семьи и традиционных семейных ценностей.

При всей значимости этой темы, она не может считаться самой животрепещущей на фоне экономической стагнации и территориальных конфликтов, решаемых силовыми методами. А под занавес саммита лидеры передадут полномочия председательствующего в СНГ Эмомали Рахмону, главе Таджикистана.

СНГ — чемодан без ручки

Вот, собственно, и вся повестка. Неудивительно, что только ленивый не называл СНГ «чемоданом без ручки» — бросить жалко, а толку никакого. Или «клубом президентов», намекая на то, что это парадная организация. И это еще не самые жесткие характеристики СНГ.

Справедливости ради стоит отметить, что саммиты БРИКС, АТЭС или даже мероприятия, проходящие под эгидой «Большой двадцатки», тоже не блистают конкретикой и обсуждением реальных проблем. При этом повестка международных саммитов пестрит фразами, которые должны свидетельствовать как раз о проявлении максимальной заботы о гражданах — инклюзивный экономический рост, всеобъемлющее партнерство.

С инклюзивностью (учетом интересов всех участников) в СНГ особенно напряженно. До конца непонятно даже, сколько сейчас стран состоит в рядах СНГ. В СССР было 15 республик свободных. Сейчас в СНГ формально числятся, кроме России: Армения, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Молдавия.

В справочных материалах, выданных Кремлем к саммиту, в СНГ входит еще и Украина.

Но про урегулирование конфликта в том же Приднестровье в повестке саммита ни слова. Известно, что Россия — за достижение компромисса между Кишиневым и Тирасполем, «за создание атмосферы доверия между берегами Днестра». Без конкретики.

С Украиной ситуация еще запутаннее. Считается, что формально Украина, хотя и подала «на развод» с СНГ, так из Союза и не вышла. С другой стороны, после присоединения Крыма к России и затяжного вооруженного конфликта на восточной границе Украины с Россией, ждать официальных лиц на саммите СНГ, организованным Москвой, абсолютно нереально.

«Уровень возможного участия Украины (в саммите СНГ) уточняется», — поясняют в Кремле.

Распри внутри Содружества

В прошлом году недовольство повесткой саммита и его рабочих структур высказывал глава Белоруссии Александр Лукашенко.

«Что, у нас нет сегодня Приднестровья, Нагорного Карабаха, у нас нет сегодня Украины, где масса проблем? Мы загоняем вглубь эти проблемы, эти болезни», — возмущался Лукашенко, закрепивший за собой имидж удачливого переговорщика.

«Я не говорю о том, что мы тут должны найти решения всем вопросам, но мы должны открыто поговорить, как близкие, родные люди. Ведь из 15 республик, я сегодня посмотрел, из 15 наших республик здесь только 9. Недавно было 11. И очень крупные, важные государства, такие как Украина и Грузия, сегодня уже здесь не присутствуют», — говорил Лукашенко на встрече с руководителями делегаций 40-го заседания Совета руководителей органов безопасности и спецслужб СНГ.

В этом году обострились проблемы между Казахстаном и Киргизией. Президент Киргизии Алмазбек Атамбаев обвинил президента Казахстана Нурсултана Назарбаева во вмешательстве во внутренние дела Киргизии. Он раскритиковал его за встречу с кандидатом в президенты Киргизии Омурбеком Бабановым, назвав ее предвыборной агитацией.

Бишкек направил ноту протеста Астане в этой связи. В итоге киргизский лидер отказался от поездки в Сочи. В Кремле называют этот отказ закономерным - выборы в Киргизии состоятся уже 15 октября.

Между тем, киргизский президент считает, что Назарбаев поддерживает ставленника прежнего президента Киргизии — Курманбека Бакиева. Сам Атамбаев фактически назначил себе преемника — экс-премьера Сооронбая Жээнбекова. Его шансы на победу не вполне очевидны и операция по транзиту власти может быть сорвана.

В итоге глава Киргизии предупредил Казахстан: «Если наши соседи не очухаются, не опомнятся, я буду говорить по-другому». Саммит СНГ мог бы взять на себя роль примирителя сторон, но киргизские выборы в повестке СНГ не значатся.

Полсотни антидемпинговых и защитных мер

Еще одна упущенная возможность саммита: борьба с протекционизмом. В повестке такого пункта нет.

Между тем, известно, что в отношении российских товаров (по состоянию на 1 сентября 2017 года) применяется 56 антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер. Это подсчеты Минэкономразвития РФ.

На ограничения торговли жалуются и другие члены СНГ и Евразийского экономического союза.

«Протекционизм - это, пожалуй, главная внешнеэкономическая угроза. Он делает мировую торговлю неэффективной, сокращает возможности для развития бизнеса, вредит конкуренции», — считает замминистра экономического развития РФ Азер Талыбов.

Другой глобальной тенденцией стал рост числа соглашений о свободной торговле. Стимулирование взаимной торговли между участниками соглашений может негативно отражаться на интересах третьих стран, считают в Минэкономразвития. Чем не тема в повестку саммита СНГ?

На самом деле в рамках СНГ и ЕАЭС идет ровно противоположный процесс. По инициативе России ЕАЭС активно прирастает новыми членами. Молдавия уже обрела статус наблюдателя при ЕАЭС. И намерена, по словам президента Додона, стать полноценным членом.

Соглашение о зоне свободной торговли с Вьетнамом является предметом гордости, товарооборот с этой страной растет. Ведутся переговоры о подписании соглашения о ЗСТ с Египтом, Израилем, Индией, Ираном, Сербией, Сингапуром. Евразийской комиссией подписаны меморандумы о взаимопонимании с правительствами Монголии, Перу, Камбоджей, Чили... На очереди - Бангладеш и Эквадор.

Следующий саммит СНГ состоится через год в Душанбе. Какие вопросы на нем будут обсуждать остается только догадываться.

Во Вьетнаме завершил работу 25-й саммит Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), который проходил 10-11 ноября 2017 года в Дананге. По результатам саммита АТЭС-2017 были достигнуты договоренности между странами-участницами в сфере цифровой экономики, инвестиций и деловых связей. Кроме того, Путин и Трамп провели переговоры и сделали совместное заявление по Сирии.

На заседании лидеры АТЭС-2017 рассмотрели перспективы мировой экономики при участии директора-распорядителя Международного валютного фонда Кристин Лагард. В ходе рабочего завтрака обсуждалось формирование Азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли и возможное расширение состава участников АТЭС. Заключительная встреча участников саммита была посвящена инвестициям и новым движущим силам в международной торговле.

Во второй день саммита АТЭС во Вьетнаме случилось то, чего ждали и о чем говорили все мировые СМИ последние две недели - личная встреча Владимира Путина и Дональда Трампа . Она была достаточно короткой и прошла не совсем в том формате, в котором планировалась изначально. Однако лидеры одобрили совместное заявление по Сирии.

Они договорились о том, что Москва и Вашингтон продолжат общую борьбу с международным терроризмом. Также Путин ответил на вопрос о своем возможном выдвижении на новый президентский срок. И в контексте беседы с главой Белого дома дал оценку нынешним отношениям России и США.

Разговор Путина и Трампа длился всего около пяти минут. В совместном заявлении, которое появилось спустя несколько часов говорится, что Россия и США подтвердили решимость разгромить запрещенную в РФ террористическую группировку ИГИЛ, а также отметили, что обе страны выражают приверженность «суверенитету, независимости, единству, территориальной целостности и светскому характеру Сирии». Президенты согласились, что сирийский конфликт не имеет военного решения, его окончательное урегулирование должно быть найдено в рамках Женевского процесса.

На своей пресс-конференции Владимир Путин рассказал о том, почему встреча с Трампом не состоялось в том формате, который планировался изначально. Он отметил, что это связано с напряженным графиком обоих и с определенными формальностями протокола.

«Мы согласовали совместное заявление по борьбе с терроризмом в Сирии. Я считаю его важным, потому что он подчеркивает некоторые абсолютно принципиальные вещи. Во-первых, продолжение борьбы с терроризмом. Это важно для США, для России и для всего мирового сообщества. Мы подтвердили территориальную целостность и суверенитет страны. После завершения борьбы с террором мы будет двигаться в Сирии по пути политического урегулирования под эгидой ООН», - отметил Путин.

Журналисты интересовались не только темами переговоров, но и то с каким настроением и в какой манере общались президенты.

«Президент Соединенных Штатов ведет себя в высшей степени корректно, доброжелательно, и у нас нормальный диалог», - сказал президент РФ.

Между тем, президент рассказал, что отношения с Соединенными Штатами по-прежнему находятся на низком уровне. Торговля между государствами упала до 20 миллиардов долларов в год, хотя было 28. Большие опасения вызывают вопросы безопасности. Владимир Путин отметил, что Штаты упрекают Россию в нарушении договора о ликвидации ракет средней и малой дальности. И подчеркнул, что нужно «показать», где эти нарушения происходят. При этом, США размещают в Румынии пусковые установки, которые могут быть использованы не только для противоракет, но и для баллистических ракет Trident. И именно это является прямым нарушением договора.

На полях саммита у Владимира Путина было четыре встречи. Одними из самых продуктивных стали переговоры с председателем КНР Си Цзиньпином . Лидеры обсудили вопросы экономики, а также подтвердили схожие позиции в отношении Северной Кореи.

Президент прокомментировал и многочисленные нападки на страну, в частности так называемые «антироссийские расследования», которые ведут в США в отношении некоторых должностных лиц, действующих в интересах России. Владимир Путин заявил, что об этом услышал недавно от пресс-секретаря Дмитрия Пескова и удивился тому, что в расследовании фигурируют будто бы его родственники. Президент назвал подобные действия «внутриполитической борьбой» и «пустой болтовней».

Сюда же можно отнести и ситуацию с телеканалом Russia Today. Министерство юстиции США заставляет телеканал зарегистрироваться в качестве иностранного агента. В этом случае он потеряет доступ к органам власти страны, будет отчитываться по источникам финансирования, а сотрудники в обязательном порядке будут сообщать о своем профессиональном общении.

«Было бы смешно, если бы не было так грустно, потому что те, кто это делает в Соединенных Штатах все время били себя в грудь и говорили о том, что они демократы №1 в мире. В этой связи свобода слова всегда поднималась на щит, как светоч демократии. Без свободы слова демократии не существует. Атака на наши СМИ в США - это атака на свободу слова», - подчеркнул президент.

На вопрос японского журналиста о том, на сколько продвинулись отношения стран в том числе и в обсуждении курильских островов, президент ответил, что выход на мирный договор потребует еще не один год работы. Хотя уже сейчас можно подумать о безвизовом посещении Курил гражданами Японии.

Российские журналисты не упустили возможности в очередной раз спросить у президента о предстоящих выборах. Владимир Путин ответил с улыбкой, отметив, что пока вопрос остается без ответа.

По итогам форума утверждена совместная декларация. Лидеры АТЭС-2017 дали оценку текущей региональной и мировой экономической ситуации, согласовали пути дальнейшего развития сотрудничества, обозначили ряд задач на следующий год . Кроме того, в кулуарах саммита глава Российского государства общался с Президентом США Дональдом Трампом. Лидеры двух стран одобрили совместное заявление по Сирии.

На заключительном этапе работы форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» Владимир Путин ответил на вопросы российских и иностранных журналистов.

Что касается организации, то Вьетнам сделал всё, для того чтобы было работать комфортно, удобно, и очень хорошую обстановку создал, без всяких сомнений. Это первое.

Второе, что касается самой темы - тема очень актуальная. Вы знаете - здесь в основном российские журналисты, - мы в России очень много внимания уделяем цифровой экономике в разных её аспектах, ипостасях, с разных сторон рассматриваем проблемы.

И то, что Вьетнам поднял именно этот вопрос, считаю чрезвычайно важным, актуальным, потому что необходимо всем вместе некоторые вопросы не только рассматривать, но и решать. В одиночку это трудно сделать.

Имею в виду, например: все говорят о малом, среднем бизнесе или микробизнесе, но нужно понять, как его встраивать в общую систему, общую цепочку работы в современной экономике, информационной экономике.

Что для этого нужно сделать? В этой связи у России были конкретные предложения, я их изложил. Это касается самого определения понятийного аппарата: что такое цифровая экономика, что такое цифровая торговля и так далее. Это всё кажется на первый взгляд простой вещью, но на самом деле это требует изучения.

Или, например, нам нужно понять социальные последствия применения новых технологий. Одни говорят, что это опасно и страшно, поскольку высвобождает много рабочих мест, непонятно что с этим делать. Другие говорят: нет ничего страшного, будем переучивать.

Но это требует экспертной оценки, это требует работы с профсоюзами, международными экспертами и Международной организацией труда - МОТ. Это всё было предметом нашего обсуждения.

Конечно, затрагивались и другие вопросы. Так, по ходу дела, это и борьба с терроризмом, и ситуация на мировых энергетических рынках. Вот сейчас только за рабочим ланчем об этом говорили.

Говорили и о перспективах развития АТЭС. За время существования этой организации взаимная торговля выросла в разы. Это, в общем и целом, показывает эффективность объединения.

Мы говорили о необходимости дальнейшей либерализации рынков, выстраивании отношений в рамках единого свободного рынка. Хотя некоторые считают, что пока преждевременно об этом говорить, имея в виду разный уровень развития экономик стран - участниц этой организации.

Очень интересным было сообщение госпожи Лагард по поводу состояния мировой экономики, которая, как мы знаем, растёт, и в среднесрочной перспективе прогноз хороший. Но есть и риски, как она говорила, связанные с тем, что в развитых экономиках замедляется темп роста заработной платы, это снижает потребительскую способность населения.

Она говорила о необходимости проведения взвешенной бюджетной, финансовой, кредитной политики, необходимости структурных изменений в экономике. Вот это всё было предметом нашего обсуждения.

Всё это чрезвычайно интересно, важно, востребованно. И то, что мы имеем общее представление о том, куда нужно двигаться, - это имеет большое значение.



 

Возможно, будет полезно почитать: