Valkyria chronicles галльские хроники обзор. Взрыв из прошлого

Платформа: PlayStation Portable (PSP)
Жанр: Tactical Role Playing Game
Разработчик: Sega
Издатель: Sega
Игроков: 1-4

TRPG – замечательный жанр, погрязший в самоповторах. Как в сюжетных, так и в геймплейных. Всё реже можно встретить оригинальный сеттинг, и всё чаще приходится наблюдать за полем боя, поделенным на клеточки, с высоты птичьего полета.
Изредка разработчики пытаются отойти от стандартов жанра, а еще реже из этих попыток в итоге получается хорошая игра. Одну из таких удачных попыток мы сегодня и рассмотрим.

Первая часть Valkyria Chronicles вышла на консоли Playstation 3 в 2008 году. Игра обладала великолепной графикой, стилизованной под акварельные рисунки, оркестровым саундтреком и необычной боевой системой, которая открывала новый простор для тактической мысли.
Valkyria Chronicles была тепло принята критиками и выиграла множество наград, но за пределами Японии, к сожалению, очень плохо продалась. Несмотря на это в 2010 году вышло её продолжение. И, к всеобщему удивлению, оно вышло на PSP.

Урок истории

Действие игры разворачивается в Европе 1937 года в стране Галлия. После событий первой Valkyria Chronicles в Галлии сформировалась повстанческая группировка, состоящая из аристократов и военнослужащих, недовольных тем, что у власти находится эрцгерцогиня расы дарксен. По легенде, много лет назад племена дарксенов вели между собой жестокую войну, используя оружие массового поражения и убивая тысячи невинных людей. Остановить их смогли лишь валькирии, пришедшие с севера. Дарксены проиграли войну и даже спустя несколько сотен лет их раса продолжает презираться. Они не имеют фамилий, не могут работать по многим профессиям, а некоторые из них и вовсе лишены жилья.

Повстанцы боготворят валькирий и считают, что дарксены приведут за собой новое зло. Армия Галлии все еще не оправилась после предыдущей войны и поэтому в боевых действиях все чаще участвуют студенты военных академий. За одного из таких студентов нам и предстоит играть.

Знакомьтесь, Аван Хардинс – веселый и амбициозный парень, который поступает в военную академию, чтобы узнать подробности о пропаже своего брата Леона, который учился там до него. Вместе с Аваном вам придется пройти обучение в академии, узнать, что случилось с Леоном и положить конец войне.

Военное дело

Игра поделена на две большие части. Первая представляет собой исследование академии, просмотр сюжетных сценок, улучшение оружия и экипировки, а также покупку новых миссий. Большинство сюжетных сцен и диалогов персонажей представлены в стиле визуальной новеллы, однако присутствуют и видеовставки, которых, к сожалению мало.

Вторая же часть - это собственно боевые действия. В игре пять основных классов: разведчик, солдат, копьеносец, инженер и бронированный техник. Со временем вы сможете улучшать представителя каждого класса, давая ему более узкую специализацию. Так со временем разведчик может стать снайпером, а инженер – медиком.
У каждого персонажа также есть набор уникальных скиллов (в игре они называются потенциалами), которые активируются при выполнении определенных условий в битве (например, при атаке, когда рядом находится союзник или во время передвижения по траве). Потенциалы могут оказывать как положительный (повышение наносимого урона, восстановление боезапаса), так и отрицательный эффекты (потеря хода, понижение точности стрельбы).

Во время вашего хода вы получаете определенное количество Command Points (CP), которые можно тратить на передвижение персонажей или приказы (дают различные бонусы, например, повышают урон или открывают карту).

Выбрав юнит, которым будете ходить, игра переключается на вид от третьего лица, и вы получаете контроль над персонажем. Во время хода вы можете передвигать героя (во время передвижения расходуется полоска AP, которая разная для каждого класса), прятаться в окопах, атаковать, захватывать военные лагеря и прочее. Вражеские войска не будут сидеть на месте и будут вам мешать, открывая огонь, если вы окажетесь в поле их зрения. Во время атаки вы прицеливаетесь в противника на манер шутера, и персонаж стреляет один или несколько раз (в зависимости от оружия). На урон и точность влияет множество факторов: погода, освещение, местность, разброс оружия и то, куда вы стреляете (если целью стал человек, то он получит больше урона при попадании в голову).

Каждый юнит можно использовать несколько раз за ход (хватило бы CP), но с каждым разом его полоска AP будет становиться все меньше и меньше и это может привести к тому, что герой просто не сдвинется с места.

Из недостатков стоит отметить скачущую сложность: начинается игра тяжеловато, но примерно к середине игры, как следует проапгрейдив танк, этим самым танком выносится все живое на карте.
Дисбаланс присутствует и в классах. Зачем, спрашивается, учить бронированных техников закладывать мины и надеяться на то, что на них кто-то наступит, когда можно просто дать им молот в руки и отправить крушить вражескую технику с одного удара?
Полезность приказов тоже сомнительна, так как стоят они весьма дорого. Можно открыть карту за 6 CP, а можно потратить 2 CP на пробежку двумя скаутами и добиться того же эффекта. Даже такие мелочи как повышение точности стоят аж 4 CP.

В общем и целом, сражения играются интересно благодаря столь необычной для TRPG боевой системе, а также разнообразию оружия и классов персонажей, но их изрядно портит дисбаланс.

Количество против качества

Если в чем-то и можно быть уверенным при игре в Valkyria Chronicles 2, так это в том, что она предоставит большое количество контента. Играбельных персонажей свыше тридцати (не считая бонусных), каждый из которых имеет свой характер, и даже мини-сюжет, при прохождении которого откроется уникальная для каждого героя миссия. Проблема кроется в том, что все эти персонажи очень примитивны и односторонни. Есть и стандартная девочка из библиотеки, и высокомерный принц, и даже дворецкий. Складывается ощущение, что все эти герои сбежали из какого-то второсортного комедийного аниме. Зачем нам рассуждения о войне? Давайте лучше пойдем купаться и мериться сиськами.

Не стоит также ждать сюрпризов и от сюжета игры, ибо все неожиданные повороты предугадываются задолго до их совершения.
Не все гладко и с самими миссиями. Их в игре больше 200 (добрая половина из которых открывается после прохождения основного сюжета игры), но самих карт, где происходят боевые действия в игре не так много, поэтому на тридцатом часу игры окружающая обстановка начинает надоедать.

Все эти детали ощутимо портят впечатление от игры и не позволяют наслаждаться ей в полной мере.

Военный марш

Графически Valkyria Chronicles 2 удалась. Анимация на уровне, а модели персонажей соответствуют их портретам. Сами же портреты нарисованы хорошо и каждый из героев имеет свои отличительные черты в дизайне. Аниме-заставок к сожалению мало, но те что есть, очень недурственно нарисованы.
Одной же из лучших вещей в игре является полностью оркестровый саундтрек с большим количеством композиций, каждая из которых использована в нужное время в нужном месте. Здесь есть и боевые марши, и торжественные фанфары, и таинственные прелюдии и многое, многое другое.
Отдельно хочется высказаться об озвучке персонажей. Английские актеры совершенно не стараются и их голоса начинают очень быстро раздражать и бить по ушам. Японские сейю тоже далеки от идеала, но их голоса хотя бы подходят героям игры. От себя посоветую из двух зол выбрать меньшее и играть в undub-версию.

Выпускной

Стоит ли Valkyria Chronicles 2 того, чтобы тратить на неё время? Если вам нравится жанр TRPG и вы желаете попробовать что-то новое, то стоит. Кроме интересной боевой системы в игре есть замечательный саундтрек и неплохая графика. Сюжет и персонажи – самое слабое место игры, но если вы сможете закрыть на это глаза и просто получать удовольствие от геймплея, то игра наверняка придется вам по вкусу.

В альтернативной реальности, напоминающей Европу перед Второй Мировой, огромная, погрязшая в подковёрных интригах Империя решает решить все свои проблемы старым как мир способом – «Маленькой победоносной войной». Расширение на запад проходит повсеместно, но в небольшой стране Галлии развернулось самое масштабное противостояние, потому что орешек для имперской военной машины оказался необычайно крепок благодаря храбрым бойцам галлийского ополчения и их стремлению защитить свою родину любой ценой. И для вчерашнего натуралиста-выпускника Галлийского Университета Рангриза, а ныне командира 7-го отряда Галлийского ополчения лейтенанта Велкина Гюнтера, его сестры-даркийки Исары и сержанта ополчения города Брулля Алиссии Мелькиотт, вынужденных бежать из родного города, захваченного при первом наступлении Имперских войск, наступает пора встать на защиту родной страны в надежде спасти её от порабощения тщеславным Максимилианом Рангрейвом, наследным принцем Империи, желающим использовать Галлию как плацдарм при завоевании имперского трона…

Самое главное, что сразу стоит обозначить касательно этой работы - сериал снят по мотивом вышедшей эксклюзивно для PS3 одноимённой тактической игры, являвшейся в своё время не только чуть ли не единственным действительно интересным эксклюзивом для этой игровой платформы, но и продемонстрировавшей целый ворох инноваций в самых разных областях – от геймплея до уникального визуального ряда, делавшего игру похожей на нарисованный карандашом очень качественный мультфильм. Естественно, на волне популярности «Хроник…» было решено сделать аниме-адаптацию, благо сама игра, несмотря на европейский антураж, изобиловала классическими для аниме приёмами, героями, сюжетными ходами и даже стилем повествования. И вот 26-ти серийный сериал увидел свет.

Самой сильной стороной сериала, безусловно, является его графическая составляющая. Уникальная атмосфера игры за счёт сохранённых в аниме приёмов оказалась передана полностью, да и сама по себе эта нарочитая небрежность карандашных теней (лучше посмотрите на скриншоты – словами всё равно не передать) на экране выглядит не просто на удивление красиво, но и очень органично сплавляет элементы трёхмерной компьютерной графики (а практически каждый танк тут именно такой) с классической двухмерной рисовкой героев и задников. Поединки танка «Эдельвейс» - поначалу главного «секретного оружия» Велкина и его отряда – с танками противника в городе, пустыне, безжизненных равнинах и прочая и прочая являют собой безусловный пир для глаз и музыку для ушей (уши также могут насладиться не менее великолепным музыкальным сопровождением, кое-где пришедшем прямиком из игры). Классическая анимешная рисовка героев конечно впечатляет куда меньше, но в основном потому, что сама стилистика первоисточника в этом плане звёзд с неба решила не хватать и рожицы сделала как раз наианимешнейшими, с большими глазами, в меру безумными причёсками, всяческими атрибутами вроде ахоге и чёлки, закрывающей один глаз. Тут в глаза бросается только качество этой рисовки и всё та же карандашная ретушь, что, конечно, тоже неплохо.

Что хуже, сюжет перекочевал из игры в сериал с практически минимальными изменениями, а в игре он… ну, скажем так, не блещет. Нет, неожиданные ходы и проработанная (хоть и весьма предсказуемая) лавстори конечно присуствуют и драгоценный зритель, я уверен, найдёт где пустить слезу, но всё же сюжет простоват. Всё противостояние строится на описанных давным-давно штампах JRPG – большие империи всегда плохие, сильные и хотят всех поработить, маленькие королевства всегда хорошие, миролюбивые и слабые, но внезапно обладают невиданным секретным оружием. Не спасает ситуацию и обилие знакомых каждому ходов в духе «неожиданно холодная и преданная прекрасная помощница Главного Злодея вдруг оказывается не такой уж плохой, а на стороне зла лишь потому что беззаветно (и безответно) в Главного Злодея влюблена», «внезапно злобный вражеский генерал, не ценящий ни своих ни чужих оказывается сторонником и ревнителем своей версии Бусидо» или «бесшабашный вояка вдруг отказывается выполнять приказы Злодея потому что увидел всю глубину его жажды власти» . Правда, справедливости ради надо сказать, что с одной стороны скорее всего слишком уж переиначивать сюжет не позволила Sega (чтобы будущие продолжения не начинались с разных отправных точек), а с другой в части боёв и тактики (и даже кое-каких спорных сюжетных решений оригинала) аниматоры на редкость качественно углубили характеры героев и проработали поведение в бою соответственно этим самым характерам, так что впадение в когнитивный диссонанс, свойственное фанатам Devil May Cry, увидевшим, во что превратили их любимого демона в адаптации, поклонникам «оригинальной» Valkyrie Chronicles не грозит.

Рядом с простоватостью сюжета проходит и примитивность героев – ярких лиц в этом аниме, к сожалению, нет совсем, по всё той же причине отсутствия их в первоисточнике. Зато вот классические и набившие оскомину штампы в стиле «парень, не любящий сражаться, но горящий желанием защитить свою родину», «цундере, не способная признаться в своих чувствах» (таких тут, кстати, не одна и не две), «страшный снаружи, но добрый внутри здоровяк» и «стеснительная наследница богатых родителей» встречают зрителя уже с первым появлением на экране всех членов 7-го отряда, в дальнейшем обрастая не менее затасканными «подлыми министрами», «трусливыми генералами», «бесшабашными с виду, но весьма проницательными вояками» и прочими типажами. Конечно, и в Код Гиассе (кстати, любителей последнего ждёт приятный сюрприз, как только они услышат сейю Максимилиана) и в Призраке в Доспехах и в чём угодно другом штампов встречается обычно немало, но в любом заметном произведении всё-таки есть свой Лелуш или Кусанаги, вокруг которых танцует остальная труппа, оттеняя или подчёркивая их черты. А здесь на такую роль годится разве что Сильверия (потому что femme fatale из моды, как известно, не выходят никогда, а уж если белые волосы, большие достоинства и умение рубить пули мечом и отбивать танковые снаряды щитом присутствуют, то вообще) да танк Эдельвейс – уж больно он, зараза, красив и брутален.

Кстати, к слову об Эдельвейсе да и вообще экшене как таковом – не ждите от Валькирии реализма, ибо несмотря на сеттинг всё сделано по канонам боевика – снайпер не может попасть в лежачую героиню, а та снимает его очередью от бедра, оружие перезаряжают по большим праздникам, а танки даже не пытаются делать вид, что подчиняют свою стрельбу и движение законам физики. Ну и, конечно, обязательные вундервафли в стиле тех самых Валькирий и кое-чего другого прилагаются.

Тем не менее, если вы вдруг сочли, что сериал совсем простой и недостоин внимания, это не так. Пусть форма и превалирует здесь над содержанием, и внешняя красота призвана смягчить внутреннюю примитивность, в целом работа получилась зрелищной, насыщенной и без явных провисаний сюжета. Качественной в общем, хоть и не лишённый недостатков. Так что если хотите посмотреть «что-нибудь про войну в антураже начала прошлого века» или просто насладиться симпатичным боевиком – не проходите мимо. Смотреть МОЖНО.

Для меня японская культура - это нечто недостижимое, то за пределами понимания, нечто такое, что вызывает перелом мозга. Поэтому долгое время я фукаk на японские ролевкы и другие творения нации Sony. Но одна игра таки не на шутку влюбила меня в себя с первого взгляда. Ею была когда эксклюзивная для PS3 Valkyria Chronicles . Не прошло и 10 лет, как игру портировали на ПК.

Шло 1935 й год Маленькое королевство Галлия в альтернативной Европе оказалось в затруднительном положении. С востока вторглась Империя, а с юга поджимает своими предложениями, от которых нельзя отказываться, Федерация. На фоне этих глобальных событий, перекликаются с началом Второй Мировой войны, перед нами предстают героические бойцы седьмого отряда ополчения третьей дивизии галийського войска.
Во главе с бывшим ученым-натуралистом Велкином Гантером смельчаки умело находят выход из трудного положения и отчаянно противостоят всем нападениям имперцев.

Страницами альтернативной истории

Сюжета в Valkyria Chronicles отведено немало внимания. Об этом свидетельствует тот факт, что одни кат-сцены в разделах могут длиться от получаса и больше. Авторы тщательно прописывают причудливый мир альтернативной реальности, изображают культуру, политическое устройство, обычаи, технологии, истории и много других глобальных подробностей.
Не забывают и о детальное раскрытие персонажей. Главные герои, которых здесь под десяток, имеют сложные отношения между собой, у каждого свои особенности, биография, уникальные черты характера и реакция на события.
Мне еще не приходилось видеть, чтобы обычные рекруты, которых можно снова и снова подбирать в командной комнате, имели собственные озвучки, характер, уникальную анимацию победы и гибели. Благодаря этим мелочам бойцы не воспринимаются, как просто расчетные единицы, которыми можно пожертвовать во время боя. Это твои собратья, которых надо уберечь любой ценой.


Седьмой отряд, к бою! Игролад сосредоточен на проведении тактического пошагового боя. Довольно необычное то, что ход выполняется в реальном времени и подвижного бойца может убить какой пулеметчик, если игрок будет слишком медленным или рассеянным.
Использование каждого бойца стоит 1 очко действия (танка - 2), а уже во время хода боец имеет шкалу действия, которая исчерпывается передвижением. Емкость шкалы определяется классом - разведчики могут дальше передвигаться, но мало стреляют, пулеметчики могут вшкварить хорошую очередь из автомата, но недалеко уйдут.
Кроме того каждый класс более действенный, в зависимости от условий боя. Ракетчики хорошие против танков, снайперы пригодятся на больших картах, инженеры выручат, когда кончатся боеприпасы.

Достойный противник

Почти никогда невозможно заранее рассчитать, какие виды бойцов вам нужны именно в этом бою, но когда ты выяснил это (или угадал), то чувствуешь с каждым ходом, как контролируешь ситуацию. Это ощущение трудно описать словами, проще почувствовать.
Однако враг не спит. Искусственный интеллект адекватно оценивает ситуацию и способен на несколько неожиданностей, что сильно затрудняют приближения твоей победы. Впрочем мне, жестком казуал, игра выдалась умеренно сложной (в ней совсем нет уровней сложности). Еще немного пережали бы с хардкорностю и пришлось бы заставлять себя засесть за игру. А так имеем хорошо анимированную варгейму с ощущением присутствия на поле боя.


Так тик, так-тик, так-тик

Дополнительные тактические возможности раскрываются приказами, что разблокируются при прокачке бойцов или покупаются у отставного офицера, стал могильщиком и много знает о смерти, а потому может дать несколько действенных советов, как ее избежать. Это может быть приказ об отступлении кому-то одному, или приказ об усилении атаки или защиты для всех. Можно даже спросить артиллерийский удар! Но приказы стоят очков действия и усилив атаку, можно потерять возможность сделать переломный ход, который решит дальнейший ход боя.
А еще есть гранаты, медпакет, захват вражеских лагерей, укрытия, разрушение их, сложные карты, вышки, лестницы, обходные пути и многие другие геймплейных безделушек, которые превращают на первый взгляд простенькую игрушку на неисчерпаемый источник тактических возможностей.

Вдобавок

Если стандартного набора роликов вам окажется мало для постижения Valkyria Chronicles , То знания о мире игры можно расширить в местной энциклопедии, где подробно описаны все персонажи, оружие, техника и т. Также неплохим дополнением стала местная журналистка, зе небольшой гонорар может написать несколько интересных статей о ваших приключениях.
Ну, в а кому мало боев с основной кампании, может пройти несколько тренировочных миссий и разобраться с сюжетными дополнениями, которые предлагают совершенно необычные по сложности и изобретательностью бои.



Взрыв из прошлого

Valkyria Chronicles вышла еще в 2008 году, но и тогда было понятно, что она не устареет, ведь SEGA нашла удачное дизайнерское решение, не требующее сложной технической реализации.
Имею в виду, что перед нами графическая новелла, ожила. По стилю - это нечто среднее между японской мангой и французскими рисованными лентами. Выцветшие цвета, легкая Рисованная ретушь, пос-шейдинговые модели и окружение и вуаля - получите шедевр.
Портирование игру не испортило. Но и не улучшило. Разрешение выросла до 4K, проблем с совместимостью не возникает, управление удобное и с геймпадом, и с клавомишею, все DLC уже впаяны в обычное ПК-издания.
Однако рендерени кат-сцены не претерпели изменений, а потому имеем ролики без сглаживания и в низкой разрешения. Нью-фаґы могут вкурвитися через такое недоработки.

Valkyria Chronicles - Это очередной праздник на улице Пекарской. Замечательная основание начать любить японские игры. Глубокая и увлекательная история, дополняется интересными и разнообразными пошаговыми боями. Теперь доступна и на ПК.

Переиздания игр с позапрошлого и прошлого поколений консолей на текущее стали обычным явлением уже в первый год существования PlayStation 4 и Xbox One, поэтому они совершенно никого не удивляют. Иногда эти переиздания сделаны аляповато, без особого вмешательства разработчиков, и больше похожи на порт, чем на переработку игры. Иногда они очень существенно отличаются от своего оригинала, предлагая множество новых элементов и гораздо лучшую графику. Но ещё реже может появиться ремастер, который фактически не отличаясь от оригинала, будет смотреться красивее и играться бодрее. Valkyria Chronicles Remastered для PlayStation 4 - это именно последний случай.


Справедливости ради стоит отметить, что данная игра была перезапущена и на РС, откуда её затем перенесли на новейшую консоль Sony, фактически без единого изменения. Поэтому будем сравнивать переиздание с оригинальным проектом на PlayStation 3. Он него Valkyria Chronicles Remaster отличается лучшей графикой - разработчики подтянули разрешение до полноценного FullHD, обеспечили стабильную кадровую частоту в 60 fps, а движок CANVAS в очередной раз показал, что он отлично умеет обрабатывать картинку в нужном разрешении. Данный движок, конечно, не one of a kind, но один из немногих движков на рынке, который обеспечивает не фотореалистичный рендеринг в сэл-шейдинговой оболочке. Каждый элемент окружения, включая эффекты и тени, здесь рендерятся в естественном разрешении игры, то есть в 1080р.

Этого разработчики добились ещё на PlayStation 3, пусть и в меньшем разрешении, а затем удивили игроков на РС. Недаром даже Питер Томан, также известный как Durante - талантливый программист и создатель популярного DSfix для РС-версии Dark Souls , провёл анализ РС-версии, отметив качество рендеринга в среде CANVAS. Тем не менее, как и в случае игры на РС, на PlayStation 4 осталась одна не очень приятная сторона переиздания - все пре-рендеренные ролики остались в том качестве, в котором они были на PlayStation 3. При апскейле с 720р до 1080р на PlayStation 4 это не очень критично, хоть и заметно, а вот в случае РС с настройками в 4к - картинка опечаливает. Впрочем, пусть это будет проблема обладателей машин с 4к-разрешением, коей консоль Sony не является.


Самым же крутым, как мне кажется, улучшением в переиздании стала скорость загрузки. Она практически молниеносная. На РС загрузочные экраны исчезли как явление, а на PlayStation 4 длятся всего несколько секунд (1-3, в среднем). Для сравнения, на PlayStation 3 загрузки были раз в десять дольше. В остальном же, различные элементы игры либо остались на том же уровне, на котором были, либо стали лучше.

Но что же такое Valkyria Chronicles? Пожалуй, учитывая отсутствие на нашем сайте основного обзора, следует побольше рассказать об этой игре тем, кто пропустил проект на прошлом поколении консолей, но не прочь ознакомиться с ним после западного релиза (который состоится весной текущего года) на PlayStation 4. Дополнительный вводный материал по серии вы можете (и обязательно это сделайте!). Оригинальная Valkyria Chronicles представила нам альтернативный мир, в котором разгорается пламя новой войны за ресурсы и территории. Крупная восточная империя, которая больше похожа на мифический Третий Рим, объект влажных фантазий всевозможных националистов (и ведущая себя соответственно), начинает экспансию на запад, с целью захвата территорий и получения в своё распоряжение уникального наследия древней расы валькирийцев. По преданиям, валькирийцы прибыли в центральную и западную Европу откуда-то с севера, и одержали победу над расой даркийцев, стремящейся к уничтожению мира.

Даркийцы в данной игре и серии в целом часто испытывают гонения со стороны остальных людей, так или иначе считающих себя «выше этих черноволосых с накидками». За счёт них в Valkyria Chronicles обыгрываются темы расизма и эксплуатации людей (рабства), на них сосредотачивается ненависть многих и редкое сожаление. Но немало и тех, кто относится адекватно - неважно, насколько верны предания, потомки за своих предков ответа не несут в любом случае. Также здесь обыгрываются и темы социального неравенства, на пару со злоупотреблением должностными полномочиями: прекрасно показана определённая прослойка высшего военного командования, которая наверняка будет узнана как служившими, так и теми, кто просто хорошо знаком с военным бытом.

Валькирия Империи.


С другой стороны, история игры всё больше романтичная и, несмотря на антураж войны, пытается акцентировать внимание игрока скорее на добром, чем на плохом. Здесь есть место драме и философии, которые могут через несколько минут смениться каким-нибудь ярким пейзажем и вообще фансервисом. Удивительно, но такой подход выглядит и воспринимается очень органично, хоть и ощущается слишком уж наивным и сказочным.


Игровой процесс Valkyria Chronicles Remaster остался, разумеется, без изменений, и представляет собой уникальный микс экшена от третьего лица с пошаговой тактикой. На поле боя обозначены позиции двух противостоящих сторон, мы можем выставить около десятка юнитов разного класса, включая танк (два во второй половине игры). Всего классов пять:
  • Разведчик - быстрый и способный перемещаться на большие расстояния боец, вооружённый обычной полуавтоматической винтовкой, похожей на СКС. После повышения уровня класса до 10, получает в своё распоряжение подствольный гранатомёт.
  • Штурмовик - вооружённый автоматом мощный боец, он может выдержать значительно больше урона, чем скаут, и истребить сразу нескольких противников при помощи удачно поставленной очереди или подствольного огнемёта.
  • Копейщик - медленный и громоздкий воин, вооружённый местным вариантом гранатомёта. С лёгкостью уничтожает танки. Впрочем, с этой же задачей, при условии подхода на близкое расстояние, могут справиться штурмовик со скаутом. Последнему понадобится хорошо усиленная винтовка, а первому подойдёт и базовый автомат. Главное - стрелять по открытому радиатору в задней части боевой машины.
  • Инженер - сапер и целитель в одном лице, также не обделённый некоторым боевым потенциалом. Перемещается не так далеко, как скаут, но покрывает более приличные расстояния, чем штурмовик. Честно говоря, самый бесполезный класс в игре...
  • Снайпер - полезный и ценный класс. Почти не умеет бегать, но зато умеет стрелять далеко и точно. Особенно, если речь о Марине или Катерине - два лучших снайпера в этой игре по комплекту потенциалов и базовым способностям.


Практически всю игру можно пройти лишь двумя классами, за исключением миссий, где принуждают использовать другой класс или танк, - скаутом и штурмовиком. Это возможно благодаря системе приказов, которые изучает и может отдавать Велкин во время боя. Приказы требуют разное количество командных очков, но при этом способны превратить слабенького скаута в едва ли не терминатора, а пулям штурмовика придать воистину разрушительный эффект. Впрочем, танк Велкина тоже полезен в массе ситуаций, равно как и снайперы. Такой разброс говорит о дисбалансе, и действительно это так. Баланс в Valkyria Chronicles, с точки зрения тактики и стратегии, хромает на обе ноги. Она слишком лёгкая при правильном подходе, даже на сложном режиме, который открывается посредством дополнения (встроенного в переиздание). Другое дело, что этот правильный подход далеко не всегда очевиден даже для опытных тактиков и стратегов. А кто говорит иначе - бессовестно врёт. Когда я проходил Valkyria Chronicles в первый раз, даже имея немало опыта в пошаговых тактиках, испытал немало трудностей, которых никогда не испытывал, например, в XCOM. Что же касается интеллекта врагов, то он здесь примерно на том же уровне, что в упомянутой космической франшизе.

Выставив выбранных бойцов на поле боя - обязательно следует учитывать старший командный состав, вроде Рози и Ларго, так как их присутствие добавляет командные очки в общий их пул, мы выбираем, кем будем управлять. Количество ходов в раунде ограничено, но каждым персонажем можно ходить несколько раз за один раунд. Правда, следует учитывать, что с каждым использованием шкала действия бойца ощутимо сокращается, а запас гранат не бесконечный и просто так не восстанавливается. На поле боя, после выбора бойца. мы перемещаемся в реальном времени и враги реагируют на это соответственно - открывают огонь on sight, так что неосторожная пробежка разведчика может закончиться на том свете, попади он под мощную очередь автоматчика или пулемётчика-танкиста.


Выбор бойцов на поле боя имеет некоторое внутриигровое значение, но никак не влияет на саму игру (события, сюжет). В профиле каждого персонажа указано, кому из соратников он симпатизирует, а значит и будет лучше взаимодействовать при нахождении на небольшом расстоянии. Например, поддерживать огнём. Были спекуляции на счёт того, что благоприятное окружение из симпатичных персонажу бойцов также повышает шанс активации потенциала, но дальше спекуляций данные теории не зашли. Потенциалы чаще активируются либо случайно, либо под влиянием внешних факторов. Например, Рози чувствует себя увереннее, попадая под перекрёстный огонь, а Алисия может силой мысли запретить противнику уклоняться от пуль - прекрасный потенциал при борьбе против офицеров врага и уникальных противников, которые имеют привычку лечь наземь прямо перед открытием по ним стрельбы с нашей стороны. Как и потенциал наших героев, уклонение срабатывает совершенно случайным образом и работает для обеих сторон конфликта.


Интересно, что битвы в Valkyria Chronicles пусть и построены на единой механике и единых же общих задачах: дойти до точки «В», «захватить базу» или «уничтожить босса», многие из них играются по-разному. Это обусловлено различными факторами: и ландшафт, вынуждающий экспериментировать над тактиками, и тип противников, нам противостоящий, и дополнительные элементы на поле боя, с которыми можно взаимодействовать. А битвы с боссами здесь - вообще отдельная история. Каждая из них неповторимая и требует определённой смекалки. В роли последних выступают мощные бронемашины, управляемые офицерами армии принца Максимиллиана, бастарда, пытающегося доказать собственной стране своё право на трон. И самоутвердиться.

Напоследок хочется отметить музыкальное сопровождение игры и хорошую озвучку, хотя английский перевод меня местами не переставал огорчать интерпретациями. К примеру, сокращениями имён: когда Исара обращается к Велкину «брат», причём с уважительным именным суффиксом «-сан», в английской версии она бодренько говорит «Велкс». Русский вариант: это как если бы формальное обращение «Николай» поменяли на дружеское «Колян». Ничего критичного, но бросается в глаза и уши. Впрочем, лучше так, чем играть на японском, не умея особо читать... Музыка Valkyria Chronicles очень приятная, не зря вышло несколько дисков с OST к игре, тем не менее, спустя десяток часов она может и приесться.

Отдельно хочется упомянуть трофеи. Они основаны на внутриигровых медалях и потребуют фактически 100%-ного прохождения игры, включая завершение всех основных заданий, побочных задач и схваток (на которых удобно прокачивать уровни персонажей и зарабатывать деньги для апгрейда) на ранг «S». Ранг «А» в западной версии. Также есть тут и глупый трофей, требующий умертвить прокачанного персонажа и не вызывать ему медика. Лучше сделать это под конец и с кем-то из героев, кого не жалко, поскольку упакованный в цинк боец больше не встанет в строй.

Такую сценку вы будете наблюдать часто, если не на первом, то на втором прохождении. Упакованная приказами Алисия при прокачке скаута 10+ уровня, настоящая Рэмбо-в-платочке. До поры, до времени...


Valkyria Chronicles Remastered - это замечательное переиздание прекрасной игры, определённо достойной гораздо больше внимания игроков, чем ей было уделено на PlayStation 3. Интересная история, харизматичные персонажи, новаторский и увлекательный игровой процесс, отличная графика и приятный акварельный фильтр. Опытным стратегам и тактикам некоторые решения могут показаться спорными, но они никак не отражаются на получаемом от игры удовольствии - перед нами в первую очередь уникальный микс экшена с пошаговой тактикой, а не наоборот.


Обзор написан по японской цифровой версии игры, западный релиз состоится весной текущего года.

Весть о грядущей ПК-версии Valkyria Chronicles не могла не порадовать как минимум по двум причинам. Во-первых, игру хвалили еще шесть лет назад, когда она появилась на Playstation 3. В 2008 году она стала настоящим откровением для жанра тактических RPG и была отмечена как один из мощнейших эксклюзивов платформы - а это что-то да значит. Во-вторых, неприятный осадок после паршивой Final Fantasy XIII, которую месяц назад, нужно было чем-то развеять.

В общем, проверенное временем творение Sega WOW подоспело как раз кстати.

Если вы все еще не знаете, события Valkyria Chronicles разворачиваются в альтернативном историческом пространстве. На дворе тридцатые годы прошлого столетия - страшное время для маленькой Галлии, невольно втянутой в войну двух сверхдержав. Когда Имперский Альянс решается на дерзкое вторжение, мирное население Галлии хватается за оружие и дает отпор наглым захватчикам. А самое сильное сопротивление, очевидно, оказываем мы - Седьмой отряд во главе со студентом-танкистом Велкином Гюнтером.

Как бы наивно ни звучала завязка, за ней кроется куда больше. На фоне альтернативной Второй Мировой войны разыгрывается эпическая история, достаточно глубокая, чтобы вас удивить: тут и любовь, и дружба, и долг перед Родиной, и расизм, и нравственная сторона войны - и еще куча извечных человеческих тем. «Хроники Валькирии» время от времени заносит в такие философствования, что не сразу соотносишь их с происходящим.

При всем том местный сюжет не назовешь перегруженной нуднятиной. Даже если персонажи рассуждают о вечном, подается это в очень легкой форме, а возвышенные монологи перемежаются ненавязчивой болтовней, которая хоть и не несет колоссальной смысловой нагрузки, но вполне уместна. К тому же, серьезную драму игра включает довольно редко, предпочитая ей повествование чуть ли не сказочное. Герои у нас геройствуют, злодеи, как и полагается, злодействуют, и в конце всем воздастся по заслугам.

В любом случае самого пристального внимания заслуживает геймплей. Как уже было сказано выше, у нас есть целый отряд - ни много ни мало двадцать солдат, которых предлагается отбирать вручную из внушительного списка. Основываясь на классовых отличиях потенциальных соратников, игрок формирует партию своей мечты: разведчики, снайперы, инженеры, штурмовики, гранатометчики - в любых комбинациях, сколько угодно. Как только насидитесь в казармах, бегом воевать, а то самое интересное пропустите.

Боевая система Valkyria Chronicles - интереснейший эксперимент. BLiTZ, как ее нарекли создатели, являет собой сочетание классической пошаговой тактики с шутерными элементами, что поначалу выглядит так же дико, как и звучит.

Любое столкновение с вражескими войсками в игре начинается со стратегического вида. Помимо краткого брифинга и оценки будущего поля боя, на данном этапе происходит размещение отряда. Правда, точки развертывания уже предопределены, а вам всего лишь остается понатыкать в отведенные слоты своих бойцов так, как считаете нужным. Затем стартует первая «фаза», большой ход, где за командные очки можно отдать свой первый приказ и… самолично пуститься в бой.

А вы думали, что сможете отсидеться в стороне, надменно щелкая мышкой по карте? Нет уж, будьте любезны взять выбранного юнита под прямой контроль и провернуть задуманное вручную.

Здесь происходит все самое интересное. После активации очередного подопечного камера опускается к нему за спину, а мы вольны перемещаться по обозримому пространству как в любом шутере от третьего лица - разве что правила другие. Так, допустим, за раз юнит может пройти строго ограниченную дистанцию и выполнить одно действие: выстрелить, подлечить товарища, бросить гранату и все в таком духе.

Причем на действии ход не заканчивается, что открывает дополнительное пространство для маневров в духе «прибежали - атаковали - убежали». Деталь малюсенькая, но на фоне большинства других тактических игр ощущается совершенно по-новому. Кроме того, одного и того же юнита можно эксплуатировать неограниченное число раз, хоть и со штрафами к передвижению. Ваш хваленый XCOM так умеет?

В означенных условиях разница в классах солдат становится решающей. Вряд ли, скажем, будет хорошей идеей оставлять штурмовиков в тылу, поскольку их эффективность на дальних дистанциях снижается. Пара боев - и вы точно будете знать, что снайпера можно легко оставлять на стартовой точке для методичного отстрела недругов, а разведчик бегает дальше других, но под шквальным огнем долго не протянет.

Кстати, пошаговая природа Valkyria Chronicles не мешает ей вносить в бой элементы реального времени. Несмотря на то, что в течение вашего хода противник двигаться не будет, он не преминет всадить пару пуль в пробегающего перед носом галлийца. Стоит ли говорить, как это влияет на динамику сражений: тактику разрабатывать приходится буквально на бегу, ведь промедление может стоить вашему протеже жизни. Погибают-то герои раз и навсегда.

Военные успехи поощряются деньгами на апгрейды экипировки и, конечно же, опытом на прокачку. С первым и так все понятно, а вот RPG-система не так проста - прокачиваем мы целые классы вместо отдельных персонажей. Сделано это для того, чтобы у игрока не сформировалась команда фаворитов, превосходящих остальной отряд на три головы, и все бойцы имели равные шансы в схватке. Идея до безобразия простая и разумная.

Но вместе с тем прокачка открывает особые приказы - эдакие баффы для отряда - и уникальные «потенциалы» героев, раскрывающиеся в определенных условиях. К примеру, Велкин получает большую прибавку к характеристикам, когда сражается на природе, а его соратница, наоборот, падает духом, бегая по траве, - и вообще чувствует себя угнетенной в мужской компании. Подобные нюансы серьезно сказываются на боевых показателях, так что универсальной команды на все случаи жизни тут быть не может.

Тем не менее, даже если ваш опыт в жанре ограничивается просмотром трейлера Wasteland 2, разобраться и преуспеть в «Хрониках Валькирии» не составит никакого труда благодаря грамотно составленному туториалу и простоте освоения в целом. Поверьте, редко когда от процесса получаешь такое чистое и незамутненное удовольствие.

Способствует приятнейшему впечатлению, разумеется, и визуальная сторона. Со стилизацией и выбором движка авторы явно не прогадали - яркие акварельные краски даже спустя шесть лет радуют глаз и прикрывают технические несовершенства, лишь изредка выглядывающие на крупных планах. Остается только повторить тогдашние слова критиков: Valkyria Chronicles выглядит словно ожившая манга или до безумия красивое аниме.

А вот явным пятном на прекрасном полотне игры выглядит искусственный интеллект противников. Стоит только врагу перенять инициативу, как начинается дискотека наркоманов. Компьютер бездарно тратит командные очки, чтобы притопнуть ногой на месте, забывает про недобитые цели и поливает танковыми залпами через полкарты - не совсем такого поведения ждешь от ИИ в тактической RPG. Естественно, такие случаи не повсеместны, но встречаются довольно часто, чтобы беспокоиться на этот счет.

Не очень ясно и решение разработчиков оставить проект без сетевого режима. Отточенная концепция идеально подходит для мультиплеера - но вынуждена блистать в одиночных баталиях. Хотя это так, больше пожелание, нежели придирка.

Пару слов определенно нужно уделить и порту для PC. Он чудесен.

На самом деле, достаточно сравнить адаптацию данного проекта со все той же Final Fantasy XIII, за качество порта которой, надеемся, уже оторвали пару десятков рук. Здесь есть и гигантские разрешения, и поддержка сглаживания, и отличное управление для клавиатуры с мышью. Да чего там говорить - в Сети уже можно найти модификацию с HD-текстурами и сделать игру еще красивее.

Оттого вдвойне радостно, что Valkyria Chronicles ненадолго возглавила топ продаж в Steam. Само по себе достижение не ахти какое - а вот обойти Far Cry 4 и новую Call of Duty не каждый может.

Рекомендую Не рекомендую

 

Возможно, будет полезно почитать: