Верховный орган конституции ссср 1924 г. Разработка конституции ссср

1. Соотношение прав и полномочий Союза ССР и Союзных Республик по конституции СССР 1924 года. Гарантированность прав Союзных Республик

История конституции в любой стране неотъемлема от истории общества и государства. Каждый очередной этап их развития характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д. Принятие конституций имеет задачей отразить все качественно новые явления.

Характеризуя конституционное развитие России, надо учитывать все вышесказанное. И конкретно важен еще один момент: нельзя сводить конституционное развитие в нашей стране лишь к появлению актов, формально именуемых конституциями. Следует учитывать совокупности актов конституционного уровня и значения.

Конституцию СССР 1924 г., формально говоря, составили краткая преамбула, Декларация и Договор об образовании Союза ССР. Но преамбула весьма кратка и лишь провозглашает, что Декларация и Договор составляют Основной Закон (Конституцию) СССР.

Разделом вторым Конституции стал Договор об образовании СССР, который был существенно дополнен по сравнению с текстом 1922 г. Достаточно сказать, что в тексте Договора, утвержденном I-м съездом, было 26 статей, в вошедшем в Конституцию тексте - 72 статьи. Этот раздел состоял из 11 глав. Новое государство имело весь необходимый набор своих органов. Верховным органом власти Союза ССР являлся съезд Советов, а в период между съездами - ЦИК, состоявший из Союзного Совета и Совета Национальностей. Двухпалатная структура высшего органа власти с того времени сохранилась до конца существования Союза ССР.

Очередные съезды, согласно Конституции, созывались ЦИКом один раз в год, внеочередные - по собственному решению ЦИК, по требованию Союзного Совета, Совета Национальностей или же по требованию двух союзных республик. Делегаты на съезд избирались на губернских съездах Советов, а в республиках без губернского деления - на съездах Советов республик. Съезд составлялся из представителей городских Советов и Советов городских поселений (по расчету 1 депутат на 25 тыс. избирателей) и представителей губернских съездов Советов (по расчету 1 депутат на 125 тыс. жителей).

Съезд избирал Союзный Совет из представителей союзных республик пропорционально населению каждой (всего 414 членов). А Совет Национальностей образовывался из представителей союзных и автономных республик (по 5 от каждой) и от автономных областей (по 1 от каждой). Состав Совета Национальностей в целом утверждался съездом Советов СССР.

ЦИК работал в сессионном порядке, очередные сессии созывались его Президиумом три раза в год. ЦИК можно рассматривать как главенствующий орган в законотворчестве. Он издает кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяет работу по законодательству и управлению, определяет круг деятельности Президиума ЦИК и СНК СССР. Все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни СССР, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов СССР, должны вноситься на рассмотрение и утверждение ЦИК СССР.

Президиум ЦИК по Конституции - высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти Союза ССР в период между сессиями ЦИК.

СНК СССР - Правительство - являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК, образовывался последним и был ответствен как перед ним, так и перед Президиумом ЦИК. Народные комиссариаты СССР делились на две группы: общесоюзные (единые для всей страны) и объединенные - когда в республиках имелись одноименные комиссариаты, выполнявшие задания союзных комиссариатов (впоследствии такие органы управления стали называться союзно-республиканскими).

С самого начала на союзном уровне была создана разветвленная система правоохранительных (в том числе и карательных) органов. Высшим органом правосудия стал Верховный Суд СССР. Наряду с этим Верховный Суд выполнял функции конституционного правосудия и контроля. К его ведению относились вынесение заключений по требованию ЦИК СССР о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции (ст. 43 п. «в»), разрешение судебных споров между союзными республиками (ст. 43 п. «г»). Учреждалась должность Прокурора Верховного Суда СССР. В целях объединения революционных усилий союзных республик по борьбе с политической и экономической контрреволюцией, шпионажем и бандитизмом при СНК учреждалось ОГПУ (ст. 61 Конституции), имевшее своих уполномоченных при СНК союзных республик.

При создании Союза ССР и конституционном оформлении нового государственного устройства одним из острейших, ставший предметом споров и борьбы центра и республик, явился вопрос о соотношении компетенции Федерации и ее субъектов.

В Конституции СССР 1924 года важнейшие полномочия были зафиксированы именно на союзном уровне. Согласно главе 1 ст. 1 «ведению Союза Советских Социалистических Республик, в лице его верховных органов, подлежат:

а) представительство Союза в международных сношениях, ведение всех дипломатических сношений, заключение политических и иных договоров с другими государствами;

б) изменение внешних границ Союза, а также урегулирование вопросов об изменении границ между союзными республиками;

в) заключение договоров о приеме в состав Союза новых республик;

г) объявление войны и заключение мира;

д) заключение внешних и внутренних займов Союза Советских Социалистических Республик и разрешение внешних и внутренних займов союзных республик;

е) ратификация международных договоров;

ж) руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли;

з) установление основ и общего плана всего народного хозяйства Союза, определение отраслей промышленности и отдельных промышленных предприятий, имеющих общесоюзное значение, заключение концессионных договоров, как общесоюзных, так и от имени союзных республик;

и) руководство транспортным и почтово-телеграфным делом;

к) организация и руководство Вооруженными Силами Союза Советских Социалистических Республик;

л) утверждение единого Государственного бюджета Союза Советских Социалистических Республик, в состав которого входят бюджеты союзных республик; установление общесоюзных налогов и доходов, а также отчислений от них и надбавок к ним, поступающих на образование бюджетов союзных республик; разрешение дополнительных налогов и сборов на образование бюджетов союзных республик;

м) установление единой денежной и кредитной системы;

н) установление общих начал землеустройства и землепользования, а равно пользования недрами, лесами и водами по всей территории Союза Советских Социалистических Республик;

о) общесоюзное законодательство о межреспубликанских переселениях и установление переселенческого фонда;

п) установление основ судоустройства и судопроизводства, а также гражданского и уголовного законодательства Союза;

р) установление основных законов о труде;

с) установление общих начал в области народного просвещения;

т) установление общих мер в области охраны народного здравия;

у) установление системы мер и весов;

ф) организация общесоюзной статистики;

х) основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев;

ц) право амнистии, распространяемое на всю территорию Союза;

ч) отмена нарушающих настоящую Конституцию постановлений съездов Советов и центральных исполнительных комитетов союзных республик;

ш) разрешение спорных вопросов, возникающих между союзными республиками».

Конституция СССР 1924г. не определяла компетенции союзных республик. В краткой главе второй - об их суверенных правах и союзном гражданстве (его установление - также одно из новшеств Конституции) - признавалось наличие суверенитета у союзной республики, который «ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза» (ст. 3). Вне этих пределов, гласила Конституция, «каждая союзная республика осуществляет государственную власть самостоятельно, СССР охраняет суверенные права республик» (ст. 3). За каждой из союзных республик сохранялось право свободного выхода из Союза (ст. 4), причем для изменения, ограничения или отмены статьи, закреплявшей это положение, требовалось согласие всех республик, входивших в СССР. Республики имели свои конституции, в которые надлежало вносить изменения в соответствии с союзной Конституцией (ст. 5). Территория республик не могла быть изменена без их согласия (ст. 6). Для граждан республик устанавливалось единое союзное гражданство (ст. 7).

В девятой главе - «О союзных республиках» - Конституция СССР 1924 года фиксировала уже сложившуюся в них систему органов власти.

При этом состав СНК республик определялся исчерпывающим образом, что не оставляло республикам никакой свободы маневрирования и жестко соответствовало разделению компетенции между СССР и его субъектами.

Согласно ст. 67-68 Конституции «Центральные исполнительные комитеты союзных республик образуют свои исполнительные органы -- советы народных комиссаров в составе:

Председателя Совета Народных Комиссаров;

заместителей Председателя;

председателя Высшего Совета Народного Хозяйства;

народного комиссара земледелия;

народного комиссара финансов;

народного комиссара продовольствия;

народного комиссара труда;

народного комиссара внутренних дел;

народного комиссара юстиции;

народного комиссара рабоче-крестьянской инспекции;

народного комиссара просвещения;

народного комиссара здравоохранения;

народного комиссара социального обеспечения,

а также с правом совещательного или решающего голоса по решению центральных исполнительных комитетов союзных республик, уполномоченных народных комиссаров Союза Советских Социалистических Республик по иностранным делам, по военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов.

Высший Совет Народного Хозяйства и народные комиссариаты продовольствия, финансов, труда, рабоче-крестьянской инспекции союзных республик, подчиняясь центральным исполнительным комитетам и советам народных комиссаров союзных республик, осуществляют в своей деятельности директивы соответственных народных комиссариатов Союза Советских Социалистических Республик».

Основной Закон 1924г. имел конкретную цель - отразить природу и структуру СССР. Это прямо сказалось на содержании Конституции. Она исходила из существовавшего в республиках (а, следовательно, и в целом по стране) социально-экономического положения, статуса граждан. Но сама Конституция СССР 1924г. данных вопросов не касалась. Они нашли отражение в конституциях союзных республик, новые редакции или тексты которых были утверждены в период 1925-1931 гг. Конечно, на содержании этих конституций в существенной степени отразился факт вхождения республик в состав Союза ССР.

2. Казус

После смерти Яромира остались проживающие вместе с ним его родители, вдова, сын и дочь, а также сирота-племянник. Что они получат в наследство по русской правде? А по псковской судной грамоте?

Разберем вначале казус с точки зрения Русской Правды. В Русской Правде (пространная редакция) сказано:

85. Аже смердъ умреть, то заднивдо князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть за мужем, то не даяти части им.

Задница - наследство, имущество, оставшееся после смерти человека.

Перевод. 85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), то задница идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.

86. Аже в боярехъ любо в дружине, то за князя задниця не вдеть, но оже не будеть сыновъ, а дчери возмуть. (...)

Перевод. 86. Если умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат их дочери.

В данном случае, поскольку дочь Яромира, судя по всему, - незамужняя, то независимо от общественного положения Яромира, все имущество отойдет его сыну.

Проанализирует теперь соответствующие статьи Псковской Судной Грамоты.

15. А у котораго умръшаго а будет отец, или мать, или сын или брат, или сестра, или кто ближняго племени, а животом владеет, а толко не стороннии людие, ино им волно искати без заклада, и без записи умръшаго, а на них волно ж искати.

В ст. 15 делается исключение для близких родственников наследодателя. При переходе к ним наследства не требуется соблюдения всех формальностей, обязательных для сторонних людей. Родственники могли искать и отвечать по договорам наследодателя и без записи или залога.

100. А которой человек при своем животе, или пред смертию а что дасть своею рукою племяннику своему платно или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст пред попом, или пред старенными людми, ино тому тем даньем владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было.

На основании ст. 100 можно сделать вывод о том, что племянник не являлся наследником по закону. Чтобы передать ему движимое или недвижимое имущество по наследству, требовалось соблюдение определенных формальностей. Если племянник не был указан в завещании, то доказательством законности владения имуществом умершего могли служить лишь письменные грамоты, подтверждавшие акт дарения или договор купли-продажи, причем эта сделка должна была быть удостоверена попом или сторонними людьми.

В данном случае наследство, за вычетом оставшихся долгов Яромира будет разделено между его родителями, сыном и дочерью (ближнее племя). Вдова и племянник ничего не получат.

Литература

1. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. М., 2002.

2. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И.. Очерк истории Советской Конституции. М., Политиздат, 1987.

3. Ронин С.Л. К истории Конституции СССР 1924 года. - М.: Издание АН СССР. 1949.

4. Чистяков О.И. История российского конституционализма. М., Юристъ, 2006.

5. Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост. - П.П. Епифанов и О.П. Епифанова. М., 1987.

Конституция СССР 1924г. - это первая союзная Конституция. Она была принята ЦИК СССР 6 июля 1923 г. и единогласно утверждена 31 января 1924 г. II Всесоюзным съездом Советов СССР.

Конституция СССР 1924 г.

Состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. весьма своеобразна, В ней нет характеристики общественного устройства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Основное внимание Конституция СССР 1924 г. уделила факту окончательного юридического оформления образования СССР, прав Союза ССР и союзных республик, системе высших государственных органов Союза ССР и союзных республик.

Конституция СССР устанавливала следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК. ЦИК союзных республик образовывали свои исполнительные органы - СНК.

Конституция СССР 1924 г. закрепила принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства. За каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из СССР. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. действовала до 1936 г. 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.

Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с образованием Союза ССР и вступлением в действие союзной Конституции 1924 г.

Проект Конституции создавался в Наркомюсте, затем над ним работала комиссия Президиума ВЦИК. Конституция РСФСР была приведена в соответствие с Конституцией СССР 1924 г.

Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села.

Проект Конституции РСФСР обсуждался во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов. Конституция РСФСР была утверждена постановлением XII Всероссийского съезда Советов 11 мая 1925 г.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федеративное государство с автономными образованиями. В Конституции записано: «РСФСР есть социалистическое государство рабочих и крестьян, строящееся на основе федерации национальных советских республик». Также было заявлено, что вся полнота власти принадлежит Советам рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов.

Постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза, имели обязательную силу на территории РСФСР.

Конституция РСФСР закрепляла положение о том, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи составляют собственность государства.

Конституция РСФСР 1925 г. для осуществления руководства текущей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов центральной власти вводила новые органы - президиумы исполнительных комитетов местных Советов. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количество членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом.

Конституция РСФСР 1925 г. была заменена новой Конституцией РСФСР, принятой в 1937 г.

Общая характеристика Конституции РСФСР 1918 г.

Итоги преобразований первого периода истории Советского государства были зафиксированы в Основном Законе РСФСР, принятом в июле 1918 г. Первая советская Конституция обобщила (хотя и весьма небольшой) опыт государственного строительства.

Проекты комиссии ВЦИК и Наркомата юстиции были рассмотрены специальной комиссией ЦК РКП(б). На заседании V Всероссийского съезда Советов 4 июля 1918 г. была образована комиссия для рассмотрения проекта Конституции, который с некоторыми изменениями и дополнениями был принят съездом 10 июля 1918 г. 19 июля 1918 г. Основной Закон был опубликован в «Известиях ВЦИК» и с этого момента вступил в силу.

Конституция закрепила, что Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Власть в ней принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в Советах.

Конституция допускала лишение эксплуататоров любых прав, если они используются в ущерб трудящимся. Избирательных прав лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники; ограничивались их права на военную службу, на них возлагалось отправление военно-транспортных и военно-строительных обязанностей.

Конституция устанавливала равные права за гражданами независимо от их расовой и национальной принадлежности, при этом предусматривалось предоставление убежища иностранцам, преследуемым за политические и религиозные преступления. Косвенно устанавливался принцип равноправия полов, равноправия женщины с мужчиной. Предоставлялся широкий круг демократических свобод: свобода совести, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода объединения во всякого рода союзы.

Конституция отразила соответствие правам граждан их обязанностей. Важнейшими обязанностями устанавливались всеобщая обязанность трудиться и всеобщая воинская обязанность.

В Конституции закреплялись основные принципы советской федерации. Так, Конституция закрепила возможность объединения в автономные областные союзы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом. Закреплялся национально-территориальный принцип формирования Российской Федерации: членство в федерации строилось на основе выделения определенной территории, компактно населенной людьми той или иной национальности.

Определялась компетенция высших органов власти РСФСР. Высшими органами власти и общего управления являлись Всероссийский съезд Советов, ВЦИК и Совнарком. Конституция упоминала также о Президиуме ВЦИК, но правовое положение не раскрывала. Органами отраслевого управления согласно Конституции являлись народные комиссариаты.

Была зафиксирована и структура местных органов власти и управления, затрагивались взаимоотношения центральной власти с областными союзами.

Поскольку органы Советской власти всех степеней были выборными, в Конституции были закреплены основные принципы советской избирательной системы.

Общая характеристика Конституции СССР 1924 г.

Оформление единого союзного государства как федерации суверенных советских республик было продолжено на II Всесоюзном съезде Советов, который 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию СССР. Конституция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на причины и принципы объединения республик (добровольность и равноправие). СССР оставался открытым объединением для вхождения в его состав новых республик "...имеющих возникнуть в будущем". За союзной республикой сохранялось право выхода из СССР, а ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Договор состоял из 11 глав: 1. О предметах ведения верховных органов власти СССР. 2. О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве. 3. О Съезде Советов СССР. 4. О Центральном Исполнительном Комитете СССР. 5. О президиуме ЦИК СССР. 6. О СНК СССР. 7. О Верховном суде СССР. 8. О народных комиссариатах СССР. 9. Об ОГПУ. 10. О союзных республиках. 11 О гербе, флаге и столице СССР.

В исключительное ведение Союза входили внешняя политика и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ общесоюзного законодательства. Высшим органом власти являлся Съезд Советов СССР (собираемый раз в год), а в период между съездами - ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета (представители республик пропорционально населению) и Совета Национальностей (представители союзных и автономных республик - по 5 депутатов от каждой, и автономных областей - по 1 депутату). Число председателей ЦИК соответствовало числу союзных республик. Председателями ЦИК СССР в то время являлись М. И. Калинин, Г. И. Петровский, Г. А. Червяков и Н. Н. Нариманов. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом власти являлся Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. ЦИК СССР формировал высший исполнительный орган - СНК СССР из 10 наркоматов. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщений, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов и РКИ. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались функции разбирательства дел о злоупотреблениях высших должностных лиц СССР и рассмотрение дел о соответствии республиканского и союзного конституционного законодательства.

Все остальные сферы управления находились в исключительной компетенции союзных республик. В конституции СССР 1924 г. не было характеристик общественного устройства союзного государства, глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве и местных органах власти. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Конституция РСФСР была принята в 1925 г.


Образование СССР по решению декабрьского (1922) Пленума ЦК РКП (б) оформлялось договором. Однако уже первое заседание ЦИК СССР принимает решение о разработке ряда актов конституционального значения – положение о флаге и гербе СССР, положение о наркоматах СССР. В связи с этим, в феврале 1923 г. ЦК РКП (б) принимает решение о создании комиссии по выработке проекта конституции. Но только 27 апреля такая комиссия в составе 25 чел., включая представителей ЦИК всех союзных республик, начала работу. Во главе комиссии стоял М. И. Калинин.

После рассмотрения и обсуждения проекта Конституции ЦК РКП (б) и комиссиями ЦИК союзных республик 6 июля 1923 г. ЦИК СССР утверждает её и вводит в действие. Окончательно проект конституции был утвержден 31 января 1924 г. II съездом Советов.

Как и Конституция РСФСР 1918 г., Конституция Союза ССР носила ярко выраженный классовый характер. Она закрепляла на территории, входящих в Союз, республик ведущую роль принципов диктатуры пролетариата. Вместе с тем это была Конституция федеративного союзного государства с четко обозначенным верховенством общесоюзной власти.

Конституция 1924 г. состояла из двух разделов:

Декларации об образовании СССР, которая вошла в текст Основного закона без изменений;

Договора об образовании СССР.

Своеобразие конституции заключается в том (и это отличает её от конституции 1918 г. и последующих советских конституций), что в ней нет характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органов власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями. Главное, чему уделяет внимание конституция 1924 г., это конституционное закрепление образования СССР, прав Союза и союзных республик, системе высших государственных органов Союза и союзных республик.

В декларации указывались причины, побудившие республики объединиться в одно союзное государство: борьба с внешними врагами (интервенция), восстановление разрушенного хозяйства. В Декларации содержалось положение о том, что доступ в СССР открыт всем республикам «имеющим возникнуть в будущем». В документе были отражены принципы добровольности и равноправия союзных республик, а также право свободного выхода из СССР каждой из них.

По Договору СССР был конституирован как федеративное государство, где носителем суверенитета являлся и Союз в целом, и каждый из его членов в отдельности. Круг суверенных прав Союза очерчен преимущественно в ст. 1-2. Среди вопросов, отнесенных к компетентности высших органов Союза, можно выделить в основном две группы:

1. Внешние функции государства (внешняя торговля, внешние сношения, защита рубежей).

2. Хозяйственные дела (общее управление народным хозяйством, руководство его важнейшими отраслями).

Суверенные права республик были ограничены лишь вопросами, отнесенными к компетенции Союза. «Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно» (ст. 3). В конституции были оговорены некоторые специальные права: право выхода из Союза (ст. 4); право на неизменность территории; право на собственное гражданство (но гражданин каждой республики считался одновременно и гражданином Союза ССР) (ст. 7); право иметь свой собственный Основной закон, который должен соответствовать Конституции Союза (ст. 5).

Значительное место (с 3 по 9 главы) в конституции отводилось вопросам организации высших государственных органов Союза ССР. Высшим органом власти СССР являлся Съезд Советов Союза ССР. Делегаты на съезд избирались на республиканских съездах Советов. Норма представительства определялась количеством избирателей в городах (1 депутат на 25000 избирателей) и губерниях (1 депутат на 125000 избирателей). Съезд должен был собираться один раз в год. Однако уже в 1927 г. I V Съезд Советов установил, что впредь съезды будут собираться раз в два года. Важно отметить, что Съезд обладал исключительным правом изменять Конституцию СССР.

Съезд не был постоянно действующим органом. В период между съездами Советов верховная власть в СССР принадлежала ЦИК, который являлся двухпалатным органом:

Союзный Совет избирался из представителей союзных республик пропорционально их населению (414 чел.);

Совет Национальностей комплектовался из представителей союзных и автономных республик (по 5 депутатов от каждой) и автономных областей (по 1 депутату от каждой).

Обе палаты были равноправны. Любой законопроект получал силу закона лишь в случае его одобрения каждой из палат.

ЦИК являлся как исполнительным, так и законодательным органом. В качестве верховного органа он обладал компетенцией равной съезду Советов СССР (кроме тех, которые исключительно принадлежали съезду). По конституции сессии ЦИК должны были работать 3 раза в год. На период между сессиями ЦИК высшим законодательным и исполнительным органом являлся Президиум ЦИК СССР, который избирался на совместном заседании обеих палат в количестве 21 человека. Значение президиума всё больше возрастало по мере того, как съезды Советов и сессии ЦИК стали созываться реже. Поэтому президиум скоро стал решать вопросы, отнесенные к компетенции этих органов власти.

ЦИК СССР формировал правительство СССР – СНК, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом. СНК стоял из председателя и десяти наркомов и мог издавать декреты и постановления в рамках своей компетенции. В своей работе СНК был ответственен перед ЦИК СССР и его президиумом.

В конституционных главах о высших государственных органах СССР было закреплено единство законодательной и исполнительной власти. В этом проявилось неприятие большевиками «буржуазного» принципа разделения властей.

Органами отраслевого управления в СССР были народные комиссариаты, которые можно поделить на три группы:

1) пять общесоюзных наркоматов: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Они образовывались только в Союзе и действовали на территории республик через уполномоченных;

2) пять объединенных наркоматов: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Они образовывались и в Союзе и в республиках, и таким образом, эти наркоматы руководили теми отраслями, которые требовали централизации в масштабах всей страны и, одновременно, учета специфики республик;

3) республиканские наркоматы: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвещения, социального обеспечения. Эти наркоматы существовали только в республиках и в большей степени отражали местные особенности.

Конституция СССР 1924 г. просуществовала до дек. 1936 г. По мере укрепления сталинского единовластия национальная политика всё более устойчиво эволюционировала в направлении подмены демократического федерализма жестким унитаризмом, в рамках которого весомые конституционные права союзных республик становились фикцией.

После принятия первой Конституции СССР начался процесс по совершенствованию Основных законов союзных республик, который, по сути дела, вылился в создание новых республиканских конституций.

Таким образом, в период нэпа на территории России было оформлено партийное государство: партаппарат поглотил государственные органы и сам стал структурой власти. Новая политическая система представляла жестко централизованную структуру, основу которой составляла иерархия партийных комитетов. По такому же типу были выстроены структуры советских, хозяйственных, профсоюзных, карательных, комсомольских и др. органов. Их деятельность находилась под непосредственным надзором соответствующих партийных органов.

Образование СССР преобразовало сложившийся в годы гражданской войны военно-политического союз в союз государственный, но не повлияло на суть советской государственности. Был лишь повышен статус ряда высших и центральных органов. Они получали статус общесоюзных органов. В результате административно-территориальной реформы страна вернулась к старому административному устройству, но под новыми наименованиями. Появились национально-государственные образования – автономные республики, автономные области и национальные округа.

Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в Основном законе - Конституции СССР 1924 г. История ее создания начинается с принятия I съездом Советов СССР 30 декабря 1922 г. "Декларации об образовании СССР" и "Договора об образовании СССР".

Декларация и Договор стали основой будущей Конституции СССР 1924 г. I съезд Советов СССР как высший представительский орган союзного государства наметил программу работы над будущей союзной Конституцией и заложил правовые основы этой работы.

В период подготовки проекта Конституции шли ожесточенные споры, борьба мнений с предложениями, носящими характер великодержавного шовинизма и местного национализма. Так, дискутировались предложения о ликвидации РСФСР,

непосредственного вхождения в состав СССР автономных республик РСФСР и т. д. Важное значение для разработки Конституции СССР имел XII съезд РКП(б), проходивший в апреле 1923 г. Съезд высказался за то, чтобы в Конституции были отражены не только потребности всех национальностей Союза, но и специфические процессы отдельных национальностей.

После XII съезда РКП(б) была сформирована Конституционная комиссия из 25 человек, которую возглавил М.И. Калинин. В процессе работы над проектом Конституции этой комиссией были учтены все замечания и поправки, присланные из республик.

6 июля 1923 г. II сессия ЦИК СССР единогласно одобрила проект Конституции СССР и приняла постановление "О введении в действие Конституции Союза Советских Социалистических Республик". В январе 1924 г. проект Конституции СССР был одобрен съездами союзных республик.

Завершилась работа над первой Конституцией СССР на II съезде Советов СССР. 31 января 1924 г. II съезд Советов единогласно утвердил Конституцию СССР. Первая конституция СССР вошла в историю как Конституция СССР 1924 г.

В текст Конституции вошла Декларация об образовании СССР. Конституция насчитывала 72 статьи. Имелись развернутые главы о суверенных правах союзных республик, съезде Советов СССР, ЦИК СССР, Президиуме ЦИК СССР, СНК СССР, Верховном Суде СССР, о народных комиссариатах СССР, ОГПУ, о союзных республиках, гербе, флаге и столице СССР.

Конституция СССР 1924 г. состояла из двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор, в свою очередь, подразделялся на 11 глав, а главы - на 72 статьи.

В Декларации отмечалась невозможность решения национального вопроса в условиях капитализма. Его решение, по Конституции, стало возможным только при диктатуре пролетариата. Декларация указала на необходимость борьбы с внешними врагами республик, целесообразность объединения усилий республик для восстановления хозяйства.

Само строение Советской власти, интернациональной по своей природе, также способствовало объединению Советских республик.

В декларации были изложены принципы добровольности и равноправия, лежавшие в основе объединения республик в СССР. За каждой союзной республикой обеспечивалось право свободного выхода из СССР.

Ведению СССР подлежали внешнеполитические сношения, руководство внешней торговлей, установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства Союза СССР, руководство транспортом, почтово-телеграфным делом, утверждение единого бюджета СССР, установление единой денежной и кредитной системы и т.д. Верховные органы СССР решали вопросы приема в СССР новых республик, изменения границ Союза или границ союзных республик, спорные вопросы, возникающие между республиками. Такова была компетенция Союза ССР. Вслед за Декларацией Договор вновь отмечал их право свободного выхода из Союза. Конституция устанавливала для граждан союзных республик единое союзное гражданство.

Верховным органом власти, по Конституции, являлся съезд Советов СССР. В период между съездами высшим органом власти являлся ЦИК СССР, состоявший из двух равноправных палат: Союзного Совета и Совета национальностей. В двухпалатной структуре ЦИК СССР просматривается будущий двухпалатный Верховный Совет СССР.

В период между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти СССР являлся Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР образовывал Советское правительство. СНК, состоявший из председателя СНК, председателя Высшего Совета народного хозяйства и народных комиссаров, являлся исполнительным и распорядительным органом ЦИК СССР и был в своей работе подотчетен ему и его Президиуму.

Создавалось 10 комиссариатов СССР, в которых сочетались принципы коллегиальности и единоначалия. Народный комиссар имел право единолично принимать решения, доводя их до сведения коллегий. Конституция СССР 1924 г. установила следующую систему высших органов власти союзных республик: съезд Советов, ЦИК, Президиум ЦИК.

Специальные главы Конституции были посвящены Верховному суду СССР (глава 7) и ОГПУ (глава 9).

Заключительная глава Конституции СССР говорит о гербе, флаге и столице СССР. Столицей СССР объявлялся город Москва.

Конституция СССР 1924 г. закрепила построение федерации на базе Советов, соблюдение принципа добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправие субъектов союзного государства, принцип демократического централизма. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.

Конституция СССР 1924 г. была действующей по 1936 г., когда 5 декабря 1936 г. была принята новая Конституция СССР.



 

Возможно, будет полезно почитать: