Врожденная безграмотность. Врождённая грамотность — проблемы одарённых детей

Инструкция

На самом деле, формулировка «врожденная грамотность» не совсем корректна. Ведь понятие «грамотность» означает знание правил грамматики и умение ими пользоваться. Так что «врожденной» она в принципе не может быть, т.к. знания не передаются генетически. То, что в народе называется «врожденной грамотностью», правильнее будет назвать «чувством языка», т.е. способностью быстро ориентироваться в правилах языка. Врожденным же может быть предрасположенность к обучению тем или иным предметам. Например, если у человека лучше функционируют части мозга, отвечающие за логическое мышление, ему легче будет изучать точные науки, такие как физика или математика. Это можно сравнить с другими способностями – к музыке или спорту. Так что «грамотность» – вещь приобретенная.

На то, что называется «врожденной грамотностью», в первую очередь, влияет память, особенно зрительная. Как правило, люди, которым приписывают это свойство, много читают в детстве. Особенно если они читают классическую литературу. Высокий интеллектуальный и культурный уровень этих произведений, а так же грамматически правильно написанный текст, непременно отложится в памяти. А если читать много, то со временем мозг способен так обработать накопившуюся информацию, что самостоятельно выработает алгоритм верно выстроенной грамматики и орфографии.

Кроме того, не последнюю роль играет обстановка, в которой вырос ребенок. Например, если в семье общаются на каком-нибудь диалекте, а ребенок потом идет в русскоязычную школу, ему будет намного сложнее ориентироваться в русском языке, чем тому, кого растили русскоязычные родители. То же самое касается детей, воспитанных в двуязычной семье – в подсознании ребенка образуется смесь из грамматики из двух языков. Ярким примером является ситуация в университетах Германии – на некоторых специальностях студентам повторно преподается немецкий язык, если они родом из местности с сильно отличающимся от литературного языка диалектом.

Таким образом, «врожденная грамотность» образуется посредством ряда факторов: среды, в которой вырос ребенок, хорошей памятью, чтением литературы, заучиванием правил языка и, конечно, практикой. Для развития «грамотности» необходимы постоянные тренировки. При написании диктантов, ребенок научится применять накопленный словарный запас, отложившиеся в памяти основы правописания и образованную цепочку «логической грамотности» таким образом, что со временем формулировки правил забудутся, а человек все равно будет писать грамотно «на автомате». Этот эффект и называется «врожденной грамотностью».

Существуют люди, которые всегда (ну, или почти всегда) пишут правильно, но при этом совершенно не помнят никаких правил, не ищут проверочные слова на безударные гласные или непроизносимые согласные, не заучивают списки исключений. Такое явление в быту часто называют «врожденной грамотностью» - как будто бы эти люди родились с умением правильно писать. Конечно же, это неверно: невозможно родиться со знанием правил орфографии и пунктуации какого-то определенного века (а то и десятилетия). В чем же дело? По-видимому, дело здесь в хорошей зрительной памяти: «врожденно» грамотный человек помнит слова как картинки. В принципе, в этом нет ничего невозможного. Это показали наблюдения над людьми с разделенными полушариями: в норме (у правшей) языковую информацию может обрабатывать только левое полушарие. Но оказалось, что некоторые очень распространенные слова люди иногда могут узнать и без помощи левого полушария - значит, они помнят их, как картинки. Вообще говоря, помнить слово, как картинку, могут не только люди, но и обезьяны: у бонобо Канзи, который учил язык-посредник «йеркиш», состоящий из клавиш с абстрактными изображениями (лексиграмм), на некоторых клавишах в качестве таких изображений были написаны слова. И Канзи их запомнил.

Видели ли Вы когда-нибудь, что делает «врожденно» грамотный человек, когда не может вспомнить в точности, как пишется то или иное слово? Он пишет на бумажке оба возможных варианта - и тут же один из них с омерзением замазывает, густо-густо, чтобы стало совсем не видно. Ключевое слово здесь - омерзение: действительно, неверно написанное слово вызывает у «врожденно» грамотного человека массу отрицательных эмоций. Об этом пишет : «для многих грамотных людей сам вид безграмотного текста мучителен, как скрип пенопласта». Зато писать такому человеку очень легко: пока приятно - значит, всё правильно, а если вдруг рука по ошибке выведет не ту букву (или палец промажет по клавише), подкорковые структуры мозга, отвечающие за эмоции, сразу подадут сигнал: «фу, какая гадость!», и можно будет быстро всё исправить (главное, понятно, на что: на то, что не вызывает отрицательных эмоций).

Обычно считается, что «врожденную» грамотность можно приобрести, если много читать. В большинстве случаев это действительно помогает, но не всегда: если вы читаете слишком быстро, угадывая слова по общему, приблизительному контуру, «врожденной» грамотности вам не видать - слишком невелики различия контуров у слова, написанного правильно, и слова, написанного с ошибкой в одну букву. Что же делать, особенно теперь, когда едва ли не главным показателем успешности чтения во многих случаях считается его скорость? Мне кажется, что здесь могли бы помочь упражнения, направленные на детализацию картинки: взять список «словарных» слов, с непроверяемыми гласными и согласными, и выписать из него, например, все слова, у которых гласные идут в алфавитном порядке. Или все слова, у которых во втором слоге буква «и». Или все слова, у которых все согласные буквы - «звонкие» (то есть такие, которые обычно обозначают звонкие звуки). Или - да что угодно, лишь бы внешний вид слова стал максимально детализированным. Невозможно написать «собака» с «а» после «с», если выписывал его как слово, в котором есть «о». Кстати, привычка «детализировать картинку» помогает и в жизни: такой человек не купит поддельный товар, чье название отличается от настоящего на целую букву.

А самое главное, чего делать ни в коем случае не следует, - это писать фонетическую транскрипцию. Особенно целых слов. Особенно в строчку - потому что в этом случае внешний вид слова с «неправильными» (с точки зрения орфографии) буквами примелькается, станет привычным и перестанет вызывать однозначные отрицательные эмоции. И вот тогда, встретившись со словом, вам придется всякий раз мучительно выбирать, какая же из двух одинаково привычных картинок является правильной. Вспоминать все правила и исключения - и так едва ли не для каждой буквы в слове. Ужасная перспектива, не правда ли? Так что, если не хотите мучиться, учитесь, глядя на правильные слова.

Начнем с того, что врожденной грамотности не бывает в принципе, это миф. Все дело в неверной терминологии. Правильнее говорить «языковое чутье». Оно отлично помогает писать без ошибок повседневные тексты. Его можно развить у ребенка с самого детства, для этого разработаны конкретные требования. Взрослых тоже учат и называют это «курсами врожденной грамотности». Но это уже иная сфера услуг, это шарлатаны.

Языковое чутье

Иногда этот феномен называют еще красивее: лингвистический тип интеллекта. Людей, обладающих им, немало. Они часто говорят о себе, что никогда не учили никаких правил русского языка, потому что не нуждаются в этом. Они много читают и, таким образом, запоминают, как выглядят слова. Часто для того, чтобы решить какое написание слова правильное, им достаточно написать оба варианта. Они тут же увидят, какой из них верный. Работает визуальная память - отличный помощник, если имеешь дело с простыми и рутинными текстами.

А вот если встречается сложный текст, то никакое языковое чутье не спасет. Без знаний правил и тонкостей языка ничего не получится, чудес не бывает. Бывает только труд.

Об особенностях русской орфографии

Русский язык - один из самых непростых языков с грамматической точки зрения. Причиной тому являются три совершенно разных принципа орфографии:

  1. Главный морфологический принцип заключается в одинаковом написании главной части слова (морфемы). Именно благодаря этому принципу нас со школьной скамьи заставляли проверять правильность безударной гласной однокоренным словом, где эта гласная является ударной. Например, шалун - шалость, молодой - молодость, свинья - свиньи и т. д.
  2. Фонетический принцип - самый запутанный для современного человека. С одной стороны, он говорит о том, что нужно писать, как слышится. Тогда по логике вещей вместо «город» нужно писать «горат», или «прикрасна» вместо «прекрасно». Но нет же, такое было только в древнерусских текстах. В нашем языке сохранились лишь остатки. К примеру, манка с одной «н» из манной крупы с двойной "н". Или кристальный с одной «л» и кристаллизация с двумя «л» из кристалла с опять же двойной «л» … По поводу правил и исключений по фонетическому принципу самым лучшим ответом на вопрос «почему» будет лишь одно: «потому». Никакой системы, словом.
  3. Исторический принцип с группой слов и выражений, написание которых сложилось исторически. Есть «слова-одиночки» типа песка или хозяина без каких-либо родственных исторических слов. Или правило из разряда «не верь ушам словим», по которому «жи» и «ши» нужно писать через «и». Правило пришло из старославянского мягкого произношения слов с этими буквами. И снова никакой системы.
  4. Все, кто пишет на русском языке, должны знать не просто огромное число правил и исключений. Мы должны помнить, когда и какое именно из них применяется, и каким принципом из трех существующих нужно руководствоваться в каждом случае. К сожалению, инстинкт врожденной грамотности здесь нам не помощник.

Когда «лингвистический интеллект» может навредить

Если визуальная память молчит, интуиция легко может подсказать неверное решение. Такая ситуация часто встречается, если человеку с языковым чутьем встречается непривычное слово. Он не знает правила, для него легче довериться «внутреннему голосу».

Врожденная грамотность во многом похожа на врожденное знание правил дорожного движения. Встречаются водители, которые отлично ориентируются на дорогах, понимая запреты, разрешения и лучшие способы маневров. Но есть сложные дорожные развилки или ситуации, которые можно разрешить лишь с помощью неукоснительных правил.

Шок на тотальном диктанте

Люди, обладающие «врожденной грамотностью», часто впадают в состояние шока после написанного ими тотального диктанта.

Тотальный диктант - великолепный проект, посвященный грамотному письму на русском языке. Это ежегодный письменный тест, в котором добровольцы пишут под диктовку.

Тотальный диктант никогда не бывает простым. Поэтому многие участники безмерно удивляются, когда их визуальные привычки не помогают освоить современный художественный текст на русском языке. Привычное «я всегда писал без ошибок» в данном случае не работает.

Что делать с запятыми: пунктуационная грамотность

С пунктуацией еще труднее, запятые и прочие знаки препинания в русском языке далеко не всегда совпадают с паузами и интонациями устной речи. «Чувствовать запятую» попросту невозможно, нужно знать ее смысловую роль и правила использования.

Пунктуационную грамотность можно только выучить, разбирая и формируя стойкие навыки постановки знаков препинания в процессе письма. Одна прямая речь в русском языке чего стоит с правилами ее оформления. Так что с кавычками, запятыми и другими знаками другого пути нет.

Шарлатанство и волшебные курсы

Если вас приглашают на курсы обучения врожденной грамотности для школьников или взрослых, перед вами шарлатаны чистой воды.

Во-первых, мы договорились, что есть приобретенная в детстве интуитивная грамотность. Врожденной грамотности не бывает по сути, это следствие неверной терминологии.

Во-вторых, даже если допустить возможность существования врожденного феномена, то обучить ничему врожденному нельзя. Как, например, нельзя обучить петь великолепным сопрано, потому что это врожденное свойство голоса.

Шарлатанам до этого дела нет. «Ультрасовременный мегакурс экстракласса» - только так и не иначе называются их чудесные курсы. «Нейролингвистика, неосознанный уровень и запуск программы у мозга» - любимые выражения и аргументы у организаторов такого рода услуг. К сожалению, они находят своих потребителей, спрос на "курсы врожденной грамотности для школьников" существует до сих пор.

Что работает на самом деле

Явление врожденной грамотности неплохо исследовалось, поэтому факторы ее формирования давно определены:

  • Этническая принадлежность семьи, в которой растет ребенок. Имеется в виду диалект, на котором разговаривают родители. У южан, например, интуитивная грамотность встречается реже: их фонетика отличается от классической орфографии.
  • Известный русский педагог Ушинский всегда возражал против изучения иностранного языка в раннем детстве. Аргументом было то, что при использовании второго (не русского) языка в бытовых разговорах врожденная грамотность встречалась реже. Мешало также «двуязычие» в семье.
  • Языковая среда для ребенка: чем разнообразнее и грамотнее речь родителей, тем больше связей и закономерностей формируется в мозге ребенка. Сюда же относится и чтение ребенку вслух - великолепный и доступный инструмент воспитания языкового чутья.

  • Конечно же, самостоятельное чтение. Важно, чтобы книги и тексты в них были качественными.
  • Письмо, письмо и еще раз письмо. Даже простое переписывание текста. В этом случае к визуальным механизмам запоминания добавляется мощнейший кинетический.

На пустом месте языковое чутье не вырастет. Здесь будет полезным и образное мышление, цепкая детская память и способность к зрительному восприятию. Одним словом, ребенком нужно серьезно заниматься. С самого раннего возраста соблюдаем следующие правила, которые можно обозначить в целом «методикой врожденной грамотности»:

  • Не ленимся разговаривать с ребенком, следим за речью.
  • Читаем ребенку вслух столько, сколько он просит (и даже больше).
  • Фильтруем книги, выбираем лишь ценные источники с художественной и стилистической точек зрения.
  • Не перестаем читать вслух, даже если ребенок научился читать сам (важнейшее правило).
  • Учим и говорим стихи, просим пересказывать прочитанные книжки.
  • Инициируем самостоятельное письмо вручную: открытки к праздникам, стенные газеты, толстые красивые тетради в виде дневников и т. д. - лишь бы ребенок писал.

Отдельно занимаемся с детьми, у которых уже есть чувство языка. Обычно они не хотят учить правила и не видят в них пользы. С пунктуацией у таких детей обычно есть проблемы. Лучший метод для школьников с врожденной грамотностью - от примера к правилу (в школе учат наоборот). Нужно разобрать несколько похожих фраз с выводами и правилом, которое появится само, согласно логике.

И не останавливаемся сами, русский язык нужно изучать всю жизнь. Такой уж это язык…

Вы уже битый час стоите над своим ребенком, пытаясь втолковать ему, что "жи-ши" пишется через "и", а Ваше чадо все равно с завидным упорством лепит ошибки в упражнениях, направленных на закрепление этого простого правила. Опустим момент, каким недобрым словом Вы вспоминаете про себя учительницу своего ребенка, которая не смогла объяснить ему на уроке русского языка все нюансы правописания этих сочетаний или смогла, да ребенок ничего не понял. Мы лишь посочувствуем Вам. Ведь впереди Вас ждет еще, как минимум, отработка правил про "ча-ща" и "чу-щу" (которые всегда через "а" и через "у"), а сил и терпения на нелегкую борьбу с полным отсутствием у Вашего школьника грамотности уже совсем нет. Знакомая картина?

Каждый из Вас, конечно, знает выражение "врождённая грамотность". Скорее всего, многие знают его еще со школьной скамьи. Вы с завистью поглядывали на соседа по парте, обладающим этим навыком, и если (увы и ах!) не могли похвастаться им сами, с обидой и упорством зубрили из учебника русского языка все правила без исключения. А ошибки в диктантах, тестах и упражнениях все равно были. Что греха таить - по этому предмету Вы, что называется, перебивались с "троечки" на "двоечку". И ребенка Вы своего понимаете, как никто другой. Но поделать с этим ничего не можете. Не дано ему, как и Вам, освоить все нюансы правильной грамматики, с ужасом признаетесь Вы себе.

Осознав это, Вы готовы опустить руки и не мучить больше своего ребенка двадцать пятым написанием одного и того же слова подряд. Живете же Вы уже столько лет, в конце концов, с пробелами в знаниях и полным отсутствием навыков грамотного письма, и не хуже других (успокаиваете Вы себя) ведь живете. Так, может быть, стоит оставить в покое своего бездаря? И не мучить ни себя, ни его? Сразу оговоримся, что от безграмотности, действительно, еще никто никогда не умирал. Как показывает практика, для жизни все равно необходимы несколько другие навыки. Если, конечно, Ваша профессия не связана непосредственно с написанием текстов и оформлением документов. Так что помнить все эти нудные правила русского языка, вроде бы, как и ни к чему. А значит, мучить своего ребенка никому не нужной зубрежкой - это почти варварство.

А, между тем, обладание навыками грамотной письменной и устной речи - это очень важная черта современного образованного человека. И в Ваших силах не оставить ребенка безграмотным на всю жизнь и даже (внимание!) параллельно с ним наверстать то, что прошло мимо Вас в школе. Итак, в этой статье мы расскажем Вам, зачем и почему надо обязательно отправлять школьников на курсы повышения грамотности, а самим родителям галопом бежать записываться на курсы интенсивного освоения русского языка для взрослых, если они сами, порой, забывают про всякие "жи" и "ча".

Врожденная грамотность

К сожалению, врождённая грамотность дана не всем. Способностью писать интуитивно без ошибок, даже не зная правила правописания, обладают лишь единицы. А что делать остальным, чтобы овладеть навыками грамотного письма? Как правило, степень усвоения всех правил русского языка зависит от школы, в которой учится ребенок, и от учителя, который преподает ему этот предмет. Большую роль играют также индивидуальные задатки, настойчивость и способности самого ученика, а также особенности его нервной системы и памяти.

Вы можете выдохнуть, если уже после первого года учебы в школе, учитель радостно сообщит Вам, что у Вашего ребенка хорошая память и внимание. Именно они помогут школьнику в процессе чтения запоминать и впоследствии безошибочно воспроизводить все слова. А вот тот ребенок, которому для овладения прочными навыками грамотного письма нужен индивидуальный подход и применение специальных обучающих методик, столкнется в школе с большими трудностями. Не думаем, что мы кого-то удивим, если скажем, что никакого особенного подхода к каждому конкретному школьнику в обычной школе ждать не приходится. Удел таких детей - ходить в вечных "двоечниках" по русскому языку.

Как обычно проходит урок русского языка? Объяснил учитель правило, заставил сделать детей упражнения на закрепление. И отправил домой делать домашнее задание. Это хорошо, если у ребенка успело в голове что-то действительно закрепиться. А если нет? Тогда груз ответственности ложится на плечи родителей. Маме (а обычно это всегда мамы) предстоит нелегкая задача донести ребенку то, что не смог сделать учитель и что никак не хочет укладываться в детской голове. Зубрежкой, "набиванием" руки в ходе выполнения десятка упражнений, руганью, подзатыльниками…методы у всех свои. Итог может быть один - ребенок приходит на урок, где коварный учитель приготовил очередной диктант, призванный выявить, насколько дети усвоили правила. И тут ребенка ждет очередная, хорошо, если это "тройка", а то ведь и "двойка". Еще одна "пара" в копилку, а знания так и не закрепились. Час истины наступает на экзамене.

В последнее время родители все чаще стараются переложить свои обязанности и обязанности школьных педагогов на плечи репетиторов. Однако такой способ вложить знания в голову своего чада финансово могут позволить себе далеко не все. И потом, походы к репетиторам откладываются, как правило, на период учебы уже в старших классах. Вроде как скоро и поступать надо, и выпускные уже на носу. Самое время привлечь тяжелую артиллерию в лице частных преподавателей. А пока - все сами, сами. "Двойки" от учителей на диктантах в качестве метода обучения, и подзатыльники вечером от родителей в качестве наказания.

А между тем, для тех, кто не знает, давно существуют специальные курсы повышения грамотности. Причем для школьников различного возраста и даже для взрослых.

Грамотность детям

На сегодняшний день существуют даже специальные курсы русского языка и развития речи для школьников младших классов. Здесь ученикам самых первых двух классов объяснят, что называется, на пальцах азы будущей грамотности, которые пригодятся им в дальнейшем. Здесь к каждому ученику опытный лингвист-психолог найдет свой индивидуальный подход.

Для школьников постарше существуют курсы повышения грамотности, на которых отрабатывается весь курс русского языка средней школы, а также разбираются наиболее сложные случаи в орфографии и пунктуации. Каждый центр обучения предлагают свою уникальную систему обучения. Все методики нацелены на формирование прочных навыков правописания.

Опытные преподаватели помогают школьникам не только овладеть практикой русского языка, но и преодолеть неуверенность, страх перед письменными работами, экзаменами по русскому языку или Единым государственным экзаменом (ЕГЭ), результаты которого идут не только в школьный аттестат, но и учитываются при поступлении в ВУЗы.

Как не прискорбно это признавать, зачастую школьной подготовки явно недостаточно, чтобы успешно выполнить все задания ЕГЭ. Для достижения успеха необходимо владеть материалом на самом высоком уровне, то есть знать все теоретические основы русского языка, владеть практикой грамотного письма, а также обладать навыком выполнения заданий в тестовой форме. Мы уж не говорим обо всех остальных нюансах.

К сожалению, в обычных школах на занятия по русскому языку в старших классах отводится очень мало часов, которых явно недостаточно для того, чтобы охватить все аспекты подготовки к ЕГЭ.

Между тем, многие курсы русского языка, направленные на повышение грамотности школьников, по содержанию программ и последовательности материала соответствуют программе по русскому языку общеобразовательной школы. Вместе с тем, как уверяют специалисты, методики курсов русского языка по повышению грамотности представляют собой сочетание лучших традиционных методов обучения правописанию и новейших достижений в области дидактики и психологии восприятия. Учащийся усваивает все правила и осваивает алгоритм их применения посредством специальных упражнений. Обучение проходит в интересной для школьников форме, не похожей на ту, что применяется учителями на занятиях в школе.

Преподаватели уверяют, что первые же успехи, которые Ваш ребенок сделает, посещая специальные курсы по русскому языку, незамедлительно скажутся на школьной учебе. В конце обучения курсов проводится тестирование, призванное продемонстрировать достигнутый прогресс.

Как правило, все курсы предлагают каждому учащемуся индивидуальную программу, соответствующую лично его возможностям и целям. Для того чтобы правильно выбрать учебную программу, преподавателям необходимо оценить уровень подготовленности и интеллектуальный потенциал учащегося. С этой целью при записи на курсы в большинстве случаев проводится бесплатное тестирование.

Русский язык для взрослых

Многие из нас уже давно закончили школы и ВУЗ, вроде бы прошли неплохую учебную подготовку, а все равно делают при написании текстов ошибки. К сожалению, не все из нас могут похвастаться тем, что помнят все правила правописания и обладают в полной мере всеми навыками грамотного письма. Отсюда досадные курьезы в виде орфографических ошибок в серьезных документах. Подобное абсолютно недопустимо в деловой среде и может напрочь подорвать уважение партнеров и клиентов.

Тем родителям, которые и сами не сильны в русском языке и кому пробелы в знаниях мешают в жизни, можно посоветовать курс интенсивного освоения русского языка для взрослых. Специалисты помогут Вам не только восполнить пробелы, но и повысить грамотность, наработать навыки грамотного письма. Сделать это никогда не поздно и не стыдно.

Стоимость таких курсов вполне доступна. Так, цена одного занятия в небольших группах в течение одного академического часа (40 мин.) начинается от 200 рублей.

Сами курсы (30 -36 ак. часов) для детей и взрослых стоят от 7 000 руб. до 13 900 руб. в зависимости от количества человек в группе и уровня обучения.

Индивидуальные занятия в группе, состоящей из 2-3 человек, обойдутся в более чем 30 000 руб. (за те же 30 - 36 ак. часов).

И хотя, как все мы знаем, врожденная грамотность является навыком врожденным, оказывается, давно существуют курсы, обещающие привить этот навык в любом сознательном возрасте.

Уникальная методика, которую мы разыскали на просторах интернета, обещает всего за чуть более десятка занятий снизить количество ошибок в письменных работах до 70 раз от исходного уровня. Особо подчеркивается, что уникальная технология обучения запатентована как изобретение в России и за рубежом и не имеет аналогов.

Есть, правда, ограничение в виде возраста. Здесь ждут школьников, начиная с седьмого класса и за исключением тех, кто страдает от дислексии и от "врожденной безграмотности". Да, оказывается, есть и такое. Поэтому прежде чем, говорить ребенку, который какой день подряд не может понять, что "жи-ши" пишется через "и", что он бездарь и все в таком духе, и отвешивать очередной подзатыльник, задумайтесь, а, может быть, у безграмотности Вашего ребенка есть вполне логичное объяснение в виде вот такого вот необычного расстройства.

Врожденная безграмотность

Итак, вернемся к термину, который мы озвучили выше, но так и не объяснили, что он означает. Дислексия - это избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению. Этот вид специфического нарушения обучения имеет неврологическую природу и проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Дислексия характеризуется неспособностью быстро и правильно распознавать слова, осуществлять декодирование, осваивать навыки правописания.

При этом нарушения письма имеют в российской логопедии самостоятельное наименование - дисграфия. Это неспособность (или сложность) овладеть письмом при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Есть также понятие "дисорфография". Это, когда ребенок не может применять правила правописания при написании слов.

Как говорят специалисты, дислексия довольно сложно диагностируется. Основные ее симптомы: замедленное чтение, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв. При этом само понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Существует ряд проблем, с которыми в той или иной мере сталкивается каждый дислектик. Самые распространённые из них:

Дезориентация в пространстве, дезорганизация;

Трудности с восприятием информации;

Трудности в узнавании слов, непонимание того, что только что было прочитано;

Неуклюжесть или нарушение координации;

Синдром дефицита внимания, иногда сопровождаемый гиперактивностью.

При этом признаки отставания в умственном развитии у таких детей исключаются. Надо сказать, что человек с симптомами дислексии или дисграфии абсолютно адекватен, просто он особенный и воспринимает окружающую действительность иначе, чем другие люди. Удивительно, что во многих других областях деятельности ребёнок с дислексией и дисграфией может проявлять удивительные способности. Он может отличиться в спорте, живописи, музыке, математике или физике.

Врачи отмечают, что дисграфия и дислексия бывает нескольких форм и разной степени выраженности. Родителям стоит обратить особое внимание, если ребенок делает при написании текста следующие характерные ошибки: пропускает буквы и слоги, меняет их местами, читает текст справа налево или даже "вверх ногами". В этом случае вероятность того, что у ребенка дислексия или дисграфия, достаточно велика. Неплохо для начала отвести ребенка к логопеду. Постоянные занятия с этим врачом помогут ребенку справиться с этими нарушениям.

Важно помнить, что дислексия не приходит и не проходит с возрастом. Дислексиками рождаются. Это нарушение либо есть у человека, либо его нет. Однако ни в коем случае нельзя опускать руки и пускать все на самотек.

Важным моментом является поведение родителей и педагогов во время занятий с такими детьми. Названные диагнозы не являются поводом для обучения ребенка дома. Он может запросто учиться в обычной школе. Однако главной задачей учителя и членов семьи является психологическая поддержка детей - дисграфиков. Ребенок должен знать, что его не накажут и не отругают за сделанные при письме или чтении ошибки. Как показывает практика, снятие напряжения во время обучения, когда ребенок уверен, что ему не грозит наказание, приводит к уменьшению количества самих ошибок.

В случае если Вашему ребенку поставили диагноз "дисграфия", не впадайте в панику. Стоит помнить, что Вы и Ваш ребенок не одиноки. Людей, столкнувшихся с такой проблемой, тысячи. Почитайте соответствующие форумы и сайты, посвященные этой проблеме.

Самое главное - надо помнить, что это не болезнь, а индивидуальная особенность Вашего ребенка и в Ваших силах как-то ему помочь. Выявив причины ошибок у школьника, с ними можно и нужно бороться. Делать это надо совместными усилиями с логопедом. В этом случае помогут специальные упражнения.

Специалисты говорят, что при грамотной корректирующей работе подавляющее большинство ошибок у детей-дисграфиков и детей-дислектиков исчезает совсем.



 

Возможно, будет полезно почитать: