Загадочный вывод ВКС РФ из Сирии: полный обзор версий и последствий от ведущих экспертов. Вывод ВКС России из Сирии

Стремительное разрушение Ту-154 над Черным морем, исчезнувшего с экранов радаров утром 25 декабря, спустя всего две минуты после взлета, заставила многих говорить о вероятном взрыве на борту военного самолета. В правительственной комиссии по расследованию ЧП эту версию считать основной отказываются. ЦОС ФСБ в понедельник, 26 декабря заявил, что «признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено». попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, приведшее к потере мощности и отказу работы двигателей, ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Военные эксперты, правда, взрыв на борту обсуждают в первую очередь. Что могло стать его причиной?

Председатель общественного совета при межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета России Сергей Груздь в беседе с РБК сказал, что самолет могли атаковать из ПЗРК с земли. Не исключает он и взрыва на борту. Взрывное устройство могли пронести в самолет в Чкаловском аэропорту, где пассажира, по его словам, могут пустить в самолет вообще без досмотра. Корреспондент «Ведомостей» Алексей Никольский, в мае 2016 года летавший из Чкаловского военным бортом в командировку в Сирию, говорит, что досмотр там такой же, как в гражданском аэропорту – паспортный контроль, спецконтроль, таможня, пассажиры проходили через рамки, весь багаж просвечивался. «У нас самолет был Ил-62, имеющий большую дальность, чем Ту-154, поэтому летел без промежуточных посадок. Нормальный самолет, - рассказывает Никольский. – Борты 223-го летного отряда Министерства обороны хоть и старые, но летают гораздо меньше, чем в коммерческих авиакомпаниях и летный ресурс у них очень большой».

Генерал-полковник запаса, командующий фронтовой авиацией ВВС России, Герой Советского Союза Николай Антошкин в беседе с изданием «Свободна пресса» называет Ту-154 очень надежным самолетом. «Да и летный состав в Чкаловском очень подготовленный, - говорит Антошкин. - Экипажи на Ту летают десятилетиями, причем в Сирию всегда летает так называемый двойной летный состав - по два экипажа, для подмены».

Бывший генеральный директор авиакомпании «Татарстан» Магомед Закаржаев (сейчас глава «Казанского авиапредприятия») говорит, что по его ощущениям и по отзывам пилотов, летавших много больше него, Ту-154 с налетом около 800 часов - машина надежная. «Пилотам нравилось летать на ней, - рассказывает он в беседе с Forbes. - Техника пилотирования у самолета имеет определенные сложности, особенно заход на посадку и посадка с предельно передней центровкой, а вот взлет проблем не представляет, если проходит штатно, без перегруза и отказов». В Сочи авиакомпания «Татарстан» всегда летала в сезон, говорит Закаржаев: «Посадка на аэродроме Сочи довольно сложна, взлет и посадка выполняется на встречных курсах, мешают горы. Из-за гор на посадке ограничена минимальная высота ухода на второй круг (примерно 60-80 метров). Для допуска к полетам в Сочи обязательна была специальная подготовка командира, доверять посадку вторым пилотам запрещалось. Эта особенность немного напрягает экипаж на посадке. А взлет на море не представляет сложности». Для выстраивания версий слишком мало информации, торопиться с предположениями, по его мнению, не стоит: «Спешка нужна только в том случае, когда это поможет предотвратить другие события при сходных обстоятельствах. А это дело назначенной комиссии. Единственное, по ощущениям, версию с терактом я бы не отодвигал на последний план».

По мнению бывшего командира военно-транспортного авиационного полка Минобороны России, полковника запаса Леонида Куплешникова, тот факт, что самолет взлетел и набирал высоту в течение нескольких минут, говорит о том, что проблем с центровкой и двигателями не было: «Загрузку контролируют бортинженер и второй пилот лично, это их хлеб. В Чкаловском служат самые опытные, они не допускают таких ошибок». Полковник в интервью изданию «Фонтанка» отметил, что для самолета такого типа 92 пассажира - это очень небольшое количество, и о перегрузке речи быть не может. «Оружие и боеприпасы возят транспортными самолетами, в Ту-154 – только личный состав, личные вещи и почта», – сказал он.

Бывший полковник Генштаба Вооружённых сил РФ Михаил Ходарёнок предположил, что бомбу могли пронести на борт во время дозаправки. «Скорее всего, был пронос взрывного устройства, - заявил он в интервью радиостанции «Говорит Москва». - Никаких оснований пока судить об этом нет, но к этому склоняются практически все специалисты, исключая ошибку пилотирования и неисправности техники». По его словам, пилоты Ту-154 не успели подать сигнала бедствия или связаться с диспетчером, что указывает на то, что самолет потерпел крушение в результате внутреннего или внешнего воздействия.

Полковник в отставке, президент Центра исследования общественных прикладных проблем Александр Жилин рассматривает две версии происшедшего.

«Первая - техническая – при взлете оторвало закрылок, самолет закрутило и он упал, - цитирует экспертва агентство «Федералпресс». - все произошло так быстро, что пилоты ничего не успели сообщить диспетчерам. Но в этой версии меня смущает то, что так далеко разбросало обломки, фюзеляж. Самолет был намаленькой высоте, при падении его части просто не могло так раскидать. И вторая версия – все-таки теракт. Взрывное устройство, которое сработало при взлете – все происходит мгновенно и опять же до диспетчера просто не успели донести информацию. Я больше склоняюсь к версии теракта. Она логичнее и расставляет точки над i. Но могу с большой долей вероятности предположить, к каким выводам придет (или уже пришла) межведомственная комиссия по расследованию этого летного происшествия – во всем обвинят летчиков, припишут им ошибку пилотирования».

Майор ВВС, летчик-инструктор Андрей Красноперов в интервью «Коммерсанту» отмечает детали, подтверждающие теракт: «Шасси нашли, резиновые пневматики, накачанные воздухом, которые не тонут. После взлета самолет их убирает в гондолу. Если целый самолет просто упал бы, естественно, эта гондола ушла бы вместе с ним на дно. Но дело в том, что шасси нашли на поверхности воды, они плавали там. Почему они оказались вне самолета? Почему разлет осколков на 10 км, а не на 1 км? Вариант такой - разрушение самолета в воздухе. Конкретно о теракте говорить еще рановато».

По мнению бывшего министра обороны Украины Евгений Марчука, катастрофу ТУ-154 над Черным морем россияне расследуют очень быстро. «Конечно, ФСБ будет точно прорабатывать самые разные версии, в том числе и теракт, носообщений об этом не будет, - написал он на своей странице в Facebook, - Да и уголовное дело возбуждено Следкомитетом РФ не по этой статье. Такой теракт после убийства посла России в Турции был бы очень зловещим знаком для России в связи с ее участим в войне в Сирии. Российские специалисты сравнительно быстро узнают истинную причину этой катастрофы, но полное расследование завершитсянескоро. Госкомиссия расследует причины (физику) катастрофы, а Следкомитет,используя материалы Госкомиссии, кроме причин устанавливает виновных и передает материалы в суд. Полную официальную информацию об истинных причинах этой катастрофы мы узнаем нескоро».

После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы, сообщает Лайф .

По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.

Тяжёлый и неуправляемый

РАСШИФРОВКА:

Скорость 300... (Неразборчиво.)

- (Неразборчиво.)

Забрал стойки, командир.

- (Неразборчиво.)

Ух, ё-моё!

(Звучит резкий сигнал.)

Закрылки, сука, чё за х**ня!

Высотометр!

Нам... (Неразборчиво.)

(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)

- (Неразборчиво.)

Командир, мы падаем!

Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.

Пилоты, летавшие на Ту-154, с которыми пообщался Лайф, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.

У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал, - рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. - От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть.

Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.

На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками, - рассказал Лайфу Толбоев.

По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.

Трагический опыт

Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.

На фото (слева направо): Командир корабля Волков Роман Александрович и помощник командира корабля капитан Ровенский Александр Сергеевич. Фото: © Минобороны РФ

Скорее всего, ни командир самолёта Роман Волков, ни второй пилот Александр Ровенский, закончившие военные училища в начале нулевых годов, не проходили специальной лётной подготовки, - говорит источник Лайфа в комиссии по расследованию катастрофы в Сочи.

По его словам, если бы пилоты прошли специальную подготовку пилотирования в экстремальных ситуациях в Липецком авиацентре переподготовки военных пилотов или в ЛИИ имени Громова, то, возможно, катастрофы можно было бы избежать.

В военных училищах, которые закончили пилоты, их вряд ли обучали, как при сбое работы закрылков на малых высотах выставить их на обратный выпуск, чтобы вывести лайнер из запредельного угла атаки, - пояснил эксперт.

Кроме того, инженеры Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах не исключают, что, когда экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, у него был хороший шанс на спасение, если бы не перегруз.

О перегрузе свидетельствует тот факт, что, когда самолёт начал терять высоту, первой о воду ударилась именно хвостовая часть, которая отвалилась, а затем машина правым крылом зацепила воду и рухнула в море, - говорит источник Лайфа в Минтрансе РФ.

По его словам, нельзя исключать, что багажный отсек просто перегрузили.

Ведь это был чуть ли не последний вылет гражданского борта в Сирию, и родственники и сослуживцы находящихся в командировке военных могли упросить руководство аэродрома и экипаж взять на борт лишнего, - говорит эксперт. - А во время полёта и после посадки в Сочи груз могло растрясти. Во время взлёта из Сочи груз сдвинулся в хвостовую часть лайнера, и машину при внештатной ситуации с закрылками потянуло вниз.

Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.

Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания "223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющий перевозку военнослужащих.

Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.

По официальной версии крушения Ту-154 в Сочи 25 декабря 2016 года за штурвалом самолета вместо человека оказался орангутанг, ставший нелепо дергать ручки управления, что и привело к трагедии. Если провести параллель с управлением автомобилем, это выглядело бы так: водитель сел за руль, тронулся – и въехал в сугроб. Сдал назад – и смял три авто рядом. Потом поехал вперед – и врезался со всей дури в мусорный контейнер, на чем поездка и закончилась.

Вывод: или шофер был мертвецки пьян – или что-то стряслось с автомобилем.

Но самописцы Ту-154 показали, что самолет был полностью исправен. А предположить, что летчик начал взлет в мертвецком виде на глазах других членов экипажа, никак не самоубийц – тоже не выходит. Да и его голос на самописце абсолютно трезвый.

Однако же самолет упал – якобы в результате необъяснимых действий экипажа. Или объяснение все же есть – но военное руководство отчаянно скрывает его?

Ушлые журналисты раскопали, что самолет, возможно, был сильно перегружен – отсюда и все следствия. Причем перегрузили его не в сочинском аэропорту Адлере, где он делал промежуточную посадку, а на подмосковном военном аэродроме Чкаловский, откуда он стартовал.

Вес сверхнормативного груза – больше 10 тонн. Однако на Чкаловском, согласно документам, в этот Ту-1542Б-2 залили керосина на 10 тонн меньше полной чаши – 24 тонны, в итоге общий вес самолета составил 99,6 тонн. Это превышало норму всего на 1,6 тонны – и потому было некритично. Пилот наверняка отметил, что взлет там произошел с натугой – но причин тому могло быть много: ветер, атмосферной давление, температура воздуха.

А вот в Адлере, где самолет присел для дозаправки – эта дозаправка и сыграла роковую роль. В баки самолета долили топлива уже под пробку – до 35,6 тонн, отчего его взлетный вес и стал больше допустимого на 10 с лишним тонн.

И если принять эту версию с перегрузом, все дальнейшее получает самое логичное объяснение.

Отрыв самолета от взлетной полосы Адлера произошел на скорости 320 км/ч – вместо номинальной 270 км/ч. Дальше подъем происходил со скоростью 10 метров в секунду – вместо обычных 12–15 м/с.

И через 2 секунды после отрыва от земли командир корабля Роман Волков потянул на себя штурвал, дабы увеличить угол взлета. Дело в том, что траектории взлета и посадки строго определены на каждом аэродроме: посадка происходит по более пологой, взлет – по более крутой. Это необходимо, чтобы развести по высоте взлетающие и идущие на приземление лайнеры – без чего им постоянно грозило бы столкновение в воздухе.

Но увеличение угла подъема привело к падению скорости – слишком тяжелый самолет отказывался выполнять данный маневр. Тогда пилот, вероятно, уже понявший, что ему подложили некую свинью в виде лишнего груза, отдал штурвал от себя, чтобы прекратить подъем и тем самым набрать скорость.

Это произошло на высоте 200 метров – и если бы самолет так и остался в этом эшелоне, пусть в нарушение всех правил, трагедии, возможно, и не произошло бы. Но Волков пилотировал машину за пределами ее допустимых режимов – чего не делал до него никто, так как полеты с перегрузом категорически запрещены. И как повел себя самолет в этих условиях, трудно вообразить. К тому же не исключено, что тот лишний груз, будучи плохо закреплен, еще и нарушил центровку самолета в процессе взлета.

В итоге в кабине возникла легкая паника. Пилоты стали досрочно убирать закрылки – чтобы снизить сопротивление воздуха и за счет того быстрее набрать скорость.

Тут началось опасное сближение с водой, над которой шла линия взлета. Скорость уже была приличной – 500 км/час, Волков резко взял штурвал на себя, чтобы поднять самолет, одновременно начав разворот – видимо, решил вернуться на аэродром. Тогда и стряслось непоправимое: самолет в ответ на действия пилота не пошел вверх, а рухнул в воду, разлетевшись от столкновения с ней на фрагменты…

Такой сценария, основанный на данных самописцев, абсолютно непротиворечив – и выглядит куда правдоподобней бредового объяснения Шойгу, что летчик де потерял пространственную ориентацию и вместо набора высоты стал выполнять снижение.

При взлете никакой вообще пространственной ориентации от летчика не требуется. Перед ним два главные прибора: высотомер и индикатор скорости, он следит за их показаниями, не отвлекаясь на виды за окном…

Можно еще спросить: а как вообще перегруженный самолет смог оторваться от взлетной полосы? Ответ прост: существует так называемый экранный эффект, значительно увеличивающий подъемную силу крыльев на высоте до 15 метров от земли. На нем, кстати, основана концепция экранопланов – полусамолетов-полукораблей, летающих в пределах этих 15-и метров высоты с гораздо большим грузом на борту, чем у равных по мощности воздушных судов…

Ну, и теперь самые главные вопросы.

Первый: что за груз был помещен в брюхо этого Ту – и кем?

Ясно, что это были не легковесные лекарства доктора Лизы, летевшей этим рейсом, и не бронетранспортер: в пассажирском самолете нет широкого порта для въезда всякой техники. Этот груз был, очевидно, достаточно тяжелым и компактным – чтобы войти через грузовой люк.

А какой именно – предположить тут можно что угодно: коробки с водкой, снаряды, слитки золота, собянинская плитка… И почему это решили отправить не грузовым, а пассажирским рейсом – причины тоже могли быть любые. От разгильдяйства по неотправке боевого груза, прикрыть которое решили исподволь – до самых криминальных схем вывоза драгметалла либо иной контрабанды.

Другой вопрос: знали ли летчики об этом левом грузе? Наверняка! Тут не иголка в стоге сена – а целый стог, который от глаз не утаить. Но что именно там было и каков истинный вес этого – пилоты могли и не знать. Это ведь армия, где приказ высшего чина выше всех инструкций; и скорей всего тот приказ был снабжен еще каким-то щедрым посулом – с намеком на всякие козни в случае отказа. Под действием такой гремучей смеси сегодня совершается уйма должностных преступлений – когда подневольный человек оказывается перед выбором: или прилично заработать – или остаться без работы и без штанов.

И известный русский авось при этом тоже, как говорится, никто не отменял!

Кто приказал? Тут тоже может быть большой разброс: от какого-нибудь подполковника, зама по вооружению – до генерала-полковника. В зависимости от того, что именно за груз загнали в самолет.

Короче говоря, в Чкаловском самолет перегружают, но компенсируют этот перегруз неполной заправкой – а в Адлере уже заливают баки под завязку. Очевидно, расчет был в том, чтобы на своем горючем долететь до сирийского Хмеймима (пункт назначения) и обратно. И то, что командир корабля согласился в Адлере на эти 35,6 тонн горючего, говорит в пользу того, что настоящей величины перегруза он все-таки не знал. Лети он в одиночку – еще можно допустить лихое удальство, которому сам Чкалов положил начало в нашей авиации. Но за спиной Волкова были и свой экипаж из 7 человек, и еще 84 пассажира, включая артистов ансамбля Александрова!

О том, что Министерство обороны в этом деле не просто темнит, а вовсю скрывает истину – говорят такие факты.

1. Версия Шойгу о «нарушении пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира, приведшей к ошибочным действиям с органами управления воздушным судном» не выдерживает никакой критики. Для любого летчика не то что с 4000 часов налета, как у Волкова, но и с вдесятеро меньшим, взлет – самое простое действие, не требующее никаких особых навыков. Вот, скажем, посадка в сложных метеоусловиях – совсем другое дело. Катастрофа при посадке того же Ту-154 с польской делегаций под Смоленском – типичный пример нехватки мастерства и опыта пилота. Но при взлете на исправном самолете никто еще не разбивался никогда.

2. Расшифровка самописцев наверняка уже в первые дни после трагедии давала весь расклад случившегося. Тут уместна аналогия с этим же польским случаем в 2010 году: тогда уже на 5-й день МАК (Межгосударственный авиационный комитет) выдал исчерпывающую версию происшествия, которая полностью подтвердилась впоследствии.

Об адлерской же катастрофе МАК упорно молчит уже 6 месяцев. На его сайте, где публикуются подробные разборы всех летных происшествий – на предмет адлерского висят всего два кратких сообщения, что расследование продолжается. И еще такой многозначительный пассаж:

«Для расследования этой катастрофы привлечены ресурсы научно-исследовательских и экспертных учреждений. Среди них Межгосударственный авиационный комитет, обладающий большим опытом расследования происшествий с самолётами типа Ту-154 и необходимыми ресурсами для оказания содействия в целях ускорения расследования. Одновременно МАК информирует, что официальные комментарии по данному расследованию предоставляет исключительно Минобороны России».

То есть, читай, «нам рот заткнули, извините».

3. Естественно, министр обороны в первые же часы, если не минуты после катастрофы узнал, какой груз был на борту разбившегося Ту. И неимоверно долгие поиски обломков самолета, не добавившие ровно ничего к информации самописцев – говорят о том, что искали тот самый тайный груз. А вовсе не истину, которая была ясна военным сразу же.

Ну, и еще вопрос: а почему военные во главе с их министром так прячут эту истину? И от кого – от самого Путина или от народа?

Ну, чтобы ее прятали от Путина, я очень сильно сомневаюсь: он не похож на человека, которого можно эдак вокруг пальца обвести. Значит, прячут от народа. Значит, эта правда такова, что как-то страшно подрывает престиж наших военных.

То есть либо какой-то подполковник, полный идиот, загрузил в пассажирский самолет то, чего в нем близко не должно было быть. И тогда тень на всю нашу армию, в которой на коне такие идиоты, что могут своим идиотизмом угробить аж костяк ансамбля Александрова.

Либо причастен генерал-полковник, входящий в самую головку – и тогда тоже стыд и срам: выходит, через смену Сердюкова на Шойгу наша армия не очистилась от генерального бесчинства?

И самое последнее. Помните, когда мы в детстве смотрели фильм «Чапаев», многие из нас кричали в зале: «Чапай, беги!» Так же спонтанно хочется сегодня, когда все практически стало ясно с адлерской трагедией, крикнуть летчику Волкову: «Не бери этот груз! А взял – не взлетай выше 200-т метров над морем!»

Ведь если разобраться по спокойному уму, которого и не хвалило летчику, попавшему в шторм обстоятельств, у него был шанс спасения. А именно: при перегрузе самолета даже не пытаться соблюсти инструкцию, которая обязывает на такому-то удалении от аэродрома подняться на такую-то высоту. Нарушить ее к черту, схлопотать за это выговор, пусть даже увольнение – но спасти этим свою жизнь и жизни других. То есть лететь на минимальной высоте, вырабатывая топливо – и когда вес самолета через час-полтора снизится, начинать подъем.

Другое, что опять же напрашивается на ум – если решил вернуться в Адлер, делать разворот не путем стандартного виража с боковым креном, что и свалило самолет в море, а так называемым «блином». То есть одним рулем направления – когда самолет остается в горизонтальной плоскости, а радиус разворота при этом сильно вырастает: практически не применяемый в современной авиации маневр.

Да только и этот шанс, который мог бы спасти этот самолет, в дальнейшем плане был бы все равно призрачным и убийственным. Допустим, Волкову удалось бы выкрутиться из гиблой ситуации, заданной организаторами его полета. Тогда в следующий раз ему или его коллеге навесили бы уже не 10, а 15 лишних тонн какого-нибудь «неуказанного» груза: ведь аппетиты растут по мере их удовлетворения. И трагедия произошла бы все равно – не в этом случае, так в следующем, при сохранении ее причин.

Дай Бог, чтобы в итоге этой катастрофы кто-то кому-то в наших вооруженных силах дал как следует по мозгам, поставив крест на безобразиях, приведших к неизбежному исходу.

Александр Росляков

Завершение российской операции в Сирии 15 марта вызвало крайне неоднозначную реакцию во всем мире. Наш сайт публикует мнения ведущих экспертов, собранные ТАСС.

Первоначальный шок сменился вопросами на тему, что этим хотел сказать Путин? Затем наступила очередь анализа итогов российской операции. Практически все эксперты согласны с тем, что с военной точки зрения операция была проведена блестяще.

По словам министра обороны России Сергея Шойгу, за пять с половиной месяцев российские войска совершили более 9000 боевых вылетов, и за все это время у ВКС не было ни одного технического падения самолета (что, по мнению специалистов, не просто хороший, а великолепный результат).

Не менее важны и политические итоги операции, которые, собственно, и определили момент выхода России из военной фазы сирийского конфликта.

Казалось бы, военная операция нашей страны в Сирии пока еще не достигла окончательных целей. Всемирное и абсолютное зло - террористическая группировка «Исламское государство» (организация запрещена в России) понесла серьезные потери, но не прекратила сопротивление. Российские авиаудары лишь нанесли урон инфраструктуре ИГ (запрещенной в России террористической группировке Исламское Государство), лишили ряда нефтяных доходов от торговли с Турцией (по словам министра обороны РФ, уничтожили свыше 209 объектов нефтедобычи и переработки, а также более 2000 средств доставки нефтепродуктов) и позволили сирийской армии освободить значительную, но не критически важную часть территории, оккупированной террористами.

Кроме того, не удалось уничтожить даже большую часть выходцев из России и постсоветских республик, которые сейчас стажируются в рядах ИГ и захотят через какое-то время вернуться домой для организации в Таджикистане, Узбекистане, Киргизии, а также мусульманских регионах России местных отделений Халифата. Сергей Шойгу отчитался о двух тысячах убитых боевиков российского происхождения, тогда как в начале операции Кремль говорил, что их там раза в три больше.

Наконец, Москва на первый взгляд не исполнила своего обещания поддерживать наступление сирийской армии до его окончания (победоносного или нет - неважно). Владимир Путин заявил о выводе большей части войск в то время, когда армия Сирииготовилась к серьезнейшему наступлению на оккупированную ИГ Пальмиру, после которой планирует развернуть наступление на сирийскую столицу «Исламского государства» Ракку.

В то же время, как подчеркивает обозреватель журнала «Экспер»» Геворг Мирзаян, Россия и не ставила задачу полной и окончательной ликвидации ИГ, равно как и поголовно всех добровольцев из постсоветских государств в его рядах. Первоочередными военными задачами российской операции были спасение и стабилизация режима действующего президента САР Башара Асада, а затем принуждение вменяемой части сирийской оппозиции начать с ним диалог о выводе страны из состояния гражданской войны. На момент ввода войск диалог был невозможен: кто будет разговаривать с-де-факто покойником?

Напомним, что тогда террористы уже вторглись в родную провинцию президента Латакию, а Дамаск находился в осаде. Однако за пять с половиной месяцев операции российских ВКС позиции Асада серьезно усилились. Благодаря поддержке российских ВКС сирийская армия начала побеждать и освобождать города, а все силы внутри страны (в том числе колеблющиеся сторонники президента) увидели, что слухи о скором падении режима Асада несколько преувеличены.

И раз теперь его падение невозможно, то с ним надо договариваться - чем и занялась при посредничестве и гарантиях русских патриотическая часть сирийской оппозиции, а также некоторые внешние спонсоры сирийской гражданской войны. И теперь, на момент вывода основной части российского контингента, армия Сирии перевооружена российским оружием, пополнена новыми бойцами (в том числе представителями бывшей оппозиции) и готова выполнять задачи как минимум по удержанию нынешних территорий. А учитывая, что оставшиеся российские самолеты продолжают поддерживать с воздуха наступающие части сирийской армии (против той же Пальмиры), она может и освобождать оккупированные ИГ территории. В случае же, если сирийская армия вдруг потерпит поражение и начнет откатываться назад, российские ВКС всегда могут вернуться и поддержать коллег дружественным бомбометанием.

И цель эта была достигнута сравнительно небольшими средствами. Российский президент уверяет, что операция стоила 33 млрд руб (около 400 млн дол), некоторые российские издания пишут о 38 млрд руб (480 млн дол), а западные СМИ, позицию которых ретранслируют представители российской псевдолиберальной оппозиции, говорят о 4 млн дол в день (то есть порядка 660 млн дол за пять с половиной месяцев операции).

Однако даже если взять последний, самый негативный подсчет, то речь пойдет лишь об 1% годового бюджета Минобороны, который вполне отобьется за счет готовности российских войск (ведь нет лучше учений, чем боевые действия), а также оружейных контрактов на покупку иностранными государствами прекрасно зарекомендовавшей себя в Сирии российской военной техники, подчеркивает Геворг Мирзаян.

А если еще сравнить эти траты со стоимостью американской операции «Непоколебимая решимость» против ИГ в Ираке, то выяснится, что один день российской операции, предполагающей десятки боевых вылетов, стоит дешевле, чем два американских вылета.

Как полагает Геворг Мирзаян, военные цели операции, связанные с самой Сирией, были лишь вторичными. Основная цель российской операции имела политический характер и не касались напрямую Сирии или ее судьбы. Россия пришла в Сирию за статусом мировой великой державы - и получила его.

Ранее Москва вела себя в соответствии со словами президента Обамы - как держава региональная. Кремль проявлял активность на постсоветском пространстве, не реализовывая никаких значимых проектов на международной арене. Сирийский тест должен был показать способность Москвы не просто реализовывать эти проекты, а легитимно и решительно разрешать важнейшие кризисы существующей системы международных отношений.
И тест был пройден на отлично. Россия совершенно правильно вела себя с самого начала операции, когда вошла в Сирию не в одностороннем порядке всем вопреки, а после консультаций и достижения компромисса с теми, кто хотел этот компромисс заключать, в частности, с США, Евросоюзом и Израилем. И закончила тоже на мажорной ноте - через спонсирование политических переговоров в Женеве и на базе Хмеймим.

Москва успешно реализовывала свою стратегию и, главное, не перегибала палку. В частности, не стала публично демонстрировать беспомощность США в сирийском вопросе, вместо этого подав американцам руку и вместе с ними проспонсировав женевский мирный процесс.

По итогам операции Кремль не только продемонстрировал свою решимость, но и четко акцентировал разницу между российским и американскими подходами при решении сложных международных проблем, подчеркивает Геворг Мирзаян. В отличие от США, которые отметились неэффективностью принимаемых решений и чрезмерной идеологизацией внешней политики, Кремль действовал исключительно в рамках своих национальных интересах. Что, безусловно, делает Москву более предсказуемым партнером - для партнерства с ней необходимо лишь учитывать российские интересы. А они, в отличие от американских, вполне умеренные и не предполагают полного подчинения Кремлю страны - реципиента помощи, не говоря уже о перестройке под российские лекала через «демократизацию» и «либерализацию».

С учетом всего вышесказанного у серьезных экспертов возникает лишь один вопрос: почему основную группировку ВКС Россия вывела именно сегодня? Да, полуофициальная версия кажется вполне логичной: в Сирии режим перемирия, и столько авиации для регулярной бомбежки тех позиций ИГ, на которые наступает армия, просто не нужно.

К тому же в Сирии начался сезон песчаных бурь, во время которых летать затруднительно. Но, во-первых, в разговоре с корреспондентом журнала «Эксперт» сирийский боевой летчик заявил, что летать и бомбить можно (если бури не слишком сильные, как в прошлом году), а во-вторых, почему нельзя было вывести ненужную авиацию через несколько недель, на фоне громкого успеха в виде взятия Пальмиры и возможной реальной приостановки боевых действий сирийской армией?

Оперативность вывода основной российской группировки может объясняться двумя факторами. Первый фактор - турецко- курдский. Уже через несколько дней после вывода основной группировки российских войск (естественно, в Кремле это знали заранее) сирийские курды заявили об автономии трех курдских кантонов (с центрами в Джазире, Африне и Кобани) и их объединении в общий регион, который будет называться Роджава-Северная Сирия (слово «роджава» с курдского переводится как «запад» и означает западную часть курдских земель, или Сирийский Курдистан). То есть пошли на шаг, абсолютно неприемлемый для Турции.

«Заявление курдов - это удар по больному месту Реджепа Эрдогана. Для него создание курдских автономий на границе с Турцией - большая опасность, поскольку „автономией“ могут заразиться и турецкие курды. Анкара уже показала, что готова бороться со всеми этими автономиями любыми методами: подавлением иракских курдов и давлением на них через мягкую силу, открытием огня по сирийским курдам», - полагает директор Центра востоковедных исследований, международных отношений и публичной дипломатии Владимир Аватков.

Поскольку именно эти методы не помогли, турецкий президент оказался перед выбором: либо вводить войска в Сирийский Курдистан и ликвидировать его автономию, либо смириться. Не исключено, что Эрдоган выберет первый вариант, и Кремль просто не захотел стоять у него на пути. И не потому, что Путин боится мстить за сбитый турками Су-24 и обнулять турецкий экспедиционный корпус, начиная тем самым военный конфликт Турцией. Просто Москва не хочет мешать Реджепу Эрдогану совершить критическую ошибку.

Во-первых, ни для кого не секрет, что США категорически против турецкой военной операции, поскольку делают ставку на турецких курдов в частности и, по некоторым данным, на создание Большого Курдистана в целом. Поэтому ввод турецких войск в пику Вашингтону серьезно обострит американо- турецкие отношения, еще больше загнав Эрдогана в международную изоляцию.

Во-вторых интервенция в Сирию станет военной катастрофой для нынешнего турецкого режима, вплоть до военного столкновения с сирийской армией и, возможно, иранской. Турецким солдатам придется покидать Сирию с позором, и этот вывод войск вполне может повлечь за собой смену режима в Анкаре. Что и нужно России для нормализации российско-турецких отношений.

Второй фактор - женевские переговоры, аккурат перед которыми Россия сделал политическое заявление о выводе войск. Это заявление должно оказывать серьезное давление на партнеров России по переговорному процессу - Иран и Сирию.

Но зачем Росси давить на партнеров? Объяснений несколько. Во-первых, речь может идти о банальной демонстративной уступке. Оппозиция говорила, что для прогресса в Женеве нужно прекращение работы российской авиации - пожалуйста, авиация возвращается домой. Не будет прогресса - пожалуйста, авиация в нужное время возвращается из дома и продолжает свою работу (собственно, российские власти и не отрицают вероятности возврата самолетов). Но пусть кто-нибудь после этого попробует сказать, что Путин не является миротворцем и не делает все возможное для продвижения переговоров в Сирии.

Во-вторых, причиной может быть сделка. Либо российско- саудовская (уступки по Сирии в обмен на повышение цен на нефть), либо российско-американская по обмену российских уступок по Сирии на американские уступки по Украине. Принуждение Дамаска и Тегерана снизить свои требования к оппозиции - возможно, это и есть российская уступка, столь нужная США для демонстрации своего лидерства перед Турцией и Саудовской Аравией, обвиняющих Обаму в пассивности в сирийском вопросе для затягивания сирийской гражданской войны.

Наконец, речь может идти о желании самой России преподать урок союзникам (что, конечно, не отрицает возможности «продажи» нужного Москве вывода войск американцам и саудовцам). В последнее время Дамаск и Тегеран вели себя не очень хорошо. Так, Башар Асад очень прохладно относился к идее федерализации, положенной в основу всего переговорного процесса.

«Сирийский режим воспринимает гипотетическую федерализацию Сирии как прямой путь к ее развалу: ведь федерализм предполагает наделение составных частей страны обязательными элементами собственной государственности, а они, как известно, могут быть активированы в любой кризисный момент. И в этом плане готовность официального сирийского руководства, вдохновляемого призрачными надеждами на сохранение государственной целостности, делиться властью со своими принципиальными конкурентами вызывает большие сомнения», - сообщил арабист Леонид Исаев.

Отчасти Дамаск можно понять: перед глазами у всех пример Ирака, который федерализация довела до состояния полураспада, - однако эксперты признают, что после гражданской войны Сирия уже не сможет существовать как унитарное государство.

Иранцы ведут себя более демонстративно. В частности, по мнению некоторых экспертов, не исполняют взятые на себя перед операцией обязательства по ведению боевых действий на земле. И поскольку войск в достаточном количестве нет, сирийские войска не могут вести полноценные боевые действия, и Москва вынуждена втягиваться в долгосрочный военный конфликт. И действия в нем она оплачивает сама - ведь, и это во-вторых, Иран действия российских ВКС не финансирует. А должен бы, поскольку победа России в Сирии нужна Ирану куда больше, чем самой России. На кону стоит сохранение иранского влияния на всем Леванте и выживание «Хезболлы».

При этом - и это в-третьих - Иран даже не готов компенсировать России затраты после войны. Иранцы заключает контракты на десятки миллиардов долларов с европейскими, а не с российским компаниями. Россиянам же даже деньги за С-300ПМУ-2 выплатить пока не могут. И даже отказываются подписаться под столь важным для Москвы общим соглашением стран - экспортеров нефти о замораживании уровня добычи. Зачем же России в этой ситуации продолжать свое широкое участие в сирийском вооруженном конфликте?

Поэтому в Кремле, судя по всему, решили немного отрезвить Тегеран. «Теперь Иран, который сократил свое присутствие в Сирии до 700 человек, поймет, что русские за него каштаны из огня бесконечно таскать не будут. Пусть пойдет и поработает. Мы не подряжались за всех устанавливать справедливость на планете», - подчеркнул президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский.

Ну, а заодно Москва доказала всем арабским странам, что Путин не выбрал сторону шиитского мира в конфликте с суннитским. Это, безусловно, не значит, что Кремль выбрал суннитский - сдал Иран и встал на сторону КСА. Путин выбрал сторону России и лишь демонстрирует иранским партнерам свою гибкость и готовность сотрудничать с теми странами, которые уважают российские интересы и платят за российскую работу, заключает Геворг Мирзаян.

Словами «неожиданность, сюрприз, шок» пестрят заголовки комментариев, выступления экспертов и политиков на Ближнем Востоке после решения Президента РФ начать вывод своих войск из Сирии.

Нынешнюю реакцию сегодня можно сравнить с той, что имела место почти полгода назад, когда Москва приступила к своей операции ВКС в этой стране.

Тогда в арабских СМИ, особенно из Персидского залива или подпитываемых нефтедолларами, России сулили беды, провал ее «оккупационных замыслов и трясину афганского болота» и т.п.

Ныне нет той категоричности. Все же сквозь зубы и с раздражением признают, что режим Сирии выстоял, укрепился в борьбе с террором, произошел откат террористических банд. Но при этом не оставляют попыток приписать РФ коварные замыслы по перекройке Сирии, намекают на «раздрай» между Москвой и Дамаском и т.д.

Здесь много противоречий: одни утверждают, что этот шаг последовал в русле российско-американского согласия, другие, наоборот, заявляют, что Москва переиграла Америку. Есть и сюрреалистическое предположение о том, что якобы Москва «испугалась сухопутного вмешательства в Сирию арабо-исламской коалиции во главе с Эр-Риядом ».

На этом фоне заметно, как все больше пробивается тенденция объективной и адекватной оценки принятого Москвой решения.

Известный политический деятель Ливана, спикер его парламента Набих Берри заявил, что теперь В.Путин может сказать, что сделал все, что требовалось от РФ для облегчения урегулирования сирийского конфликта. Сирийская оппозиция, внешние стороны, поддерживающие ее, должны сделать тоже самое, вместо того чтобы твердить о «деструктивном российском военном присутствии». Оппозиции следует показать свою истинную ответственность за судьбы страны.

По словам иракского интернет-издания «Саут Аль-Ирак », вывод российских войск открывает многочисленные перспективы для решения сирийского кризиса в духе, который соответствует желаниям противостоящих сторон. Это придаст большую устойчивость нынешней турбулентной ситуации с крайней разобщенностью действующих сил.

Кувейтская газета «Фарнас» считает, что этот шаг поднимет имидж российского лидера как миротворца в этом районе и снизит градус напряженности в отношениях с Турцией - членом НАТО и другими арабскими государствами, недовольными военным присутствием РФ в регионе.

По заявлению сирийского публициста А.Аса газете «Аль-Кудс Аль-Арабий» , эта акция подтверждает, что Россия позиционирует себя как инициатор и протагонист политического решения кризиса: то, о чем она заявляла с самого начала своей операции. Ее усилия были ограничены четкими временными рамками и намеченными целями.

Не остаются неуслышанными и отклики на это событие в социальных сетях ближневосточного региона.

Известный сирийский сатирический актер Дарид Лихам заявил, что «горд вкладом россиян в решении проблем его страны». Газета «Аль-Кудс Аль-Арабий» проанализировала поток откликов в фейсбуке и твиттере по данной тематике. Она делает вывод, что, несмотря на ряд расхождений, настрой сирийских активистов и блогеров в отношении вывода ВКС из Сирии - «позитивный и оптимистичный».

Иракский медиадеятель Имад Али подмечает, что вывод части российских сил из Сирии - это решение Путина, сделанное «свободно», без какого-то прессинга извне, в соответствии с поставленными целями. Сам же ввод этих ограниченных сил был осуществлен на полной легитимной основе, по просьбе законного правительства Сирии, которое существует и по сей день. Это резко отличает действия Путина от грубого силового вмешательства США в Ираке, которые не опирались ни на закон, ни какую-то просьбу государства.



 

Возможно, будет полезно почитать: