Каким по счету в семье был менделеев. Мария корнильева, мать менделеева

Менделеев Дмитрий Иванович – русский ученый, гениальный химик, физик, исследователь в области метрологии, гидродинамики, геологии, глубокий знаток промышленности, приборостроитель, экономист, воздухоплаватель, педагог, общественный деятель и оригинальный мыслитель.

Детство и юность

Великий ученый родился в 1834 году, 8 февраля, в Тобольске. Отец Иван Павлович был директором окружных училищ и Тобольской гимназии, происходил из рода священника Павла Максимовича Соколова, русского по национальности.

Фамилию Иван поменял в детстве, будучи учащимся Тверской семинарии. Предположительно, это было сделано в честь его крестного отца, помещика Менделеева. Позднее неоднократно затрагивался вопрос о национальной принадлежности фамилии ученого. По одним сведениям, она свидетельствовала о еврейских корнях, по другим – о немецких. Сам Дмитрий Менделеев рассказывал о том, что фамилию присвоил Ивану его педагог из семинарии. Юноша произвел удачный обмен и тем прославился среди однокашников. По двум словам – «мену делать» – Иван Павлович был вписан в учебную ведомость.


Мать Мария Дмитриевна (в девичестве Корнильева) занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, имела репутацию интеллигентной и умной женщины. Дмитрий был в семье самым младшим, последним из четырнадцати детей (по другой информации – последним из семнадцати детей). В 10-летнем возрасте мальчик лишился отца, который ослеп и вскоре умер.

Во время учебы в гимназии способностей Дмитрий не проявил, сложнее всего ему давалась латынь. Любовь к науке прививала мать, она же участвовала в формировании его характера. Мария Дмитриевна увезла сына учиться в Петербург.


В 1850 году в Петербурге юноша поступает в Главный пединститут на отделение естественных наук физмата. Его преподавателями были профессора Э. Х. Ленц, А. А. Воскресенский и Н. В. Остроградский.

Во время учебы в институте (1850-1855 годы) Менделеев демонстрирует незаурядные способности. Будучи студентом, он публикует статью «Об изоморфизме» и ряд химических анализов.

Наука

В 1855-м Дмитрий получает диплом с золотой медалью и направление в Симферополь. Здесь он работает старшим учителем гимназии. С началом Крымской войны Менделеев перебирается в Одессу и получает должность преподавателя в лицее.


В 1856-м он снова в Петербурге. Учится в университете, защищает диссертацию, преподает химию. Осенью защищает еще одну диссертацию и назначается приват-доцентом университета.

В 1859-м Менделеева отправляют в командировку в Германию. Работает в университете Гейдельберга, обустраивает лабораторию, исследует капиллярные жидкости. Здесь им были написаны статьи «О температуре абсолютного кипения» и «О расширении жидкостей», открыто явление «критическая температура».


В 1861-м ученый возвращается в Петербург. Создает учебник «Органическая химия», за что удостаивается Демидовской премии. В 1864-м он уже профессор, а спустя два года возглавляет кафедру, преподает и работает над «Основами химии».

В 1869-м представляет периодическую систему элементов, совершенствованию которой посвятил всю жизнь. В таблице Менделеев представил атомную массу девяти элементов, позднее добавил в свод группу благородных газов и оставил место для элементов, которые еще предстояло открыть. В 90-е годы Дмитрий Менделеев внес свой вклад в открытие явления радиоактивности. Периодический закон включал в себя доказательства связи свойств элементов и их атомного объема. Теперь рядом с каждой таблицей химических элементов находится фото первооткрывателя.


В 1865–1887 годах разрабатывает гидратную теорию растворов. В 1872-м начинает изучать упругость газов, спустя два года выводит уравнение идеального газа. Среди достижений Менделеева этого периода – создание схемы дробной перегонки нефтепродуктов, применение цистерн и трубопровода. При содействии Дмитрия Ивановича сжигание черного золота в топках полностью прекратилось. Фраза ученого «Сжигать нефть - все равно, что топить печку ассигнациями» стала афоризмом.


Еще одной сферой деятельности ученого стали географические исследования. В 1875 году Дмитрий Иванович побывал на Парижском международном географическом конгрессе, где представил на суд свое изобретение – дифференциальный барометр-высотомер. В 1887 году ученый участвовал в путешествии на аэростате в верхние слои атмосферы для наблюдения полного солнечного затмения.

В 1890-м ссора с высокопоставленным чиновником стала причиной ухода Менделеева из университета. В 1892-м химик изобретает методику получения бездымного пороха. Одновременно с этим его назначают хранителем Депо образцовых мер и весов. Здесь он возобновляет прототипы фунта и аршина, занимается вычислениями по сравнению русских и английских эталонов мер.


По инициативе Менделеева в 1899 году факультативно вводится метрическая система мер. В 1905, 1906 и 1907 годах ученого выдвигают кандидатом на Нобелевскую премию. В 1906-м году Нобелевским комитетом премия присуждается Менделееву, но Королевская академия наук Швеции это решение не подтвердила.

Менделеев, являющийся автором более чем полутора тысяч трудов, имел огромный научный авторитет в мире. За свои заслуги ученый был удостоен многочисленных научных званий, российских и зарубежных наград, был почетным членом ряда научных обществ на родине и за границей.

Личная жизнь

В юности с Дмитрием случился неприятный случай. Ухаживания за девушкой Соней, с которой тот был знаком с детства, закончились помолвкой. Но изнеженная красавица к венцу так и не пошла. Накануне свадьбы, когда подготовка уже шла полным ходом, выходить замуж Сонечка отказалась. Девушка посчитала, что нет смысла что-то менять, если жизнь и так хороша.


Дмитрий болезненно переживал разрыв с невестой, но жизнь шла своим чередом. От тяжких дум его отвлекла поездка за границу, чтение лекций и верные друзья. Возобновив отношения с Феозвой Никитичной Лещевой, с которой был знаком ранее, стал с ней встречаться. Девушка была старше Дмитрия на 6 лет, но выглядела молодо, поэтому разница в возрасте была незаметной.


В 1862-м они стали мужем и женой. Первая дочь Маша родилась в 1863 году, но прожила только несколько месяцев. В 1865-м родился сын Володя, спустя три года – дочь Оля. К детям Дмитрий Иванович был привязан, но времени им уделял мало, так как жизнь была посвящена научной деятельности. В браке, заключенном по принципу «стерпится-слюбится», он не был счастлив.


В 1877-м Дмитрий знакомится с Анной Ивановной Поповой, которая стала для него человеком, способным в трудную минуту поддержать умным словом. Девушка оказалась творчески одаренным человеком: училась в консерватории игре на фортепиано, позже в Академии художеств.

Дмитрий Иванович устраивал у себя молодежные «пятницы», где и познакомился с Анной. «Пятницы» трансформировались в литературно-художественные «среды», завсегдатаями которых были талантливые художники и профессора. Среди них были , Николай Вагнер, Николай Бекетов и другие.


Женитьба Дмитрия и Анны состоялась в 1881 году. Вскоре у них родилась дочь Люба, сын Иван появился в 1883-м, близнецы Василий и Мария – в 1886-м. Во втором браке личная жизнь ученого сложилась счастливо. Позднее зятем Дмитрия Ивановича стал поэт , женившись на дочери ученого Любови.

Смерть

В начале 1907 года в Палате мер и весов проходила встреча Дмитрия Менделеева и нового министра промышленности Дмитрия Философова. После обхода палаты ученый заболел простудой, которая вызвала воспаление легких. Но даже будучи сильно больным, Дмитрий продолжал работу над рукописью «К познанию России», последними написанными им словами в которой стала фраза:

«В заключение считаю необходимым, хоть в самых общих чертах, высказать…».

Смерть наступила в пять часов утра 2 февраля по причине паралича сердца. Могила Дмитрия Менделеева находится на Волковом кладбище Санкт-Петербурга.

Память Дмитрия Менделеева увековечена рядом монументов, документальных фильмов, книгой «Дмитрий Менделеев. Автор великого закона».

  • С именем Дмитрия Менделеева связано множество интересных фактов биографии. Помимо деятельности ученого, Дмитрий Иванович занимался промышленной разведкой. В 70-е годы в США начался расцвет нефтяной промышленности, появились технологии, которые удешевили производство нефтепродуктов. Российские производители стали терпеть убытки на международном рынке из-за неспособности конкурировать по цене.
  • В 1876 году по ходатайству министерства финансов России и «Русского технического общества», сотрудничавшего с военным ведомством, Менделеев отправился за океан на выставку технических новинок. На месте химик изучил новаторские принципы изготовления керосина и других нефтепродуктов. А по заказанным отчетам железнодорожных служб Европы Дмитрий Иванович попытался расшифровать метод изготовления бездымного пороха, что ему и удалось.

  • У Менделеева было хобби – изготавливать чемоданы. Ученый шил себе одежду.
  • Ученому приписывают изобретение водки и самогонного аппарата. Но на самом деле Дмитрий Иванович в теме докторской диссертации «Рассуждение о соединении спирта с водою» изучил вопрос уменьшения объема смешиваемых жидкостей. В работе ученого не было и слова о водке. А стандарт в 40° был установлен в царской России еще в 1843 году.
  • Придумал герметические отсеки для пассажиров и пилотов.
  • Существует легенда, что открытие периодической системы Менделеева произошло во сне, но это миф, созданный самим ученым.
  • Сам скручивал папиросы, используя дорогой табак. Говорил, что никогда не бросит курить.

Открытия

  • Создал управляемый аэростат, который стал неоценимым вкладом в воздухоплавание.
  • Разработал периодическую таблицу химических элементов, ставшую графическим выражением закона, установленного Менделеевым в ходе работы над «Основами химии».
  • Создал пикнометр – прибор, способный определять плотность жидкости.
  • Открыл критическую температуру кипения жидкостей.
  • Создал уравнение состояния идеального газа, устанавливающее зависимость между абсолютной температурой идеального газа, давлением и молярным объемом.
  • Открыл Главную палату мер и весов – центральное учреждение Министерства финансов, заведовавшее поверочной частью Российской империи, подчинявшееся отделу торговли.

Менделеевская викторина

1. Когда и где родился Д. И. Менделеев?

2. Сколько детей было в семье Менделеевых?

17 человек

3. Как звали отца Д.И. Менделеева?

Иван Павлович

4. Каким по счету был ребенком в семье Митя Менделеев?

Последним

5. Где и кем работал отец Дмитрия до того как ослеп?

Директором Тобольской гимназии

6. Как звали мать ученого?

Марья Дмитриевна

7. Во сколько лет Митя Менделеев пошел учиться в гимназию?
8. Сколько лет он обучался в первом классе?
9. Почему Митя Менделеев должен обучаться в первом классе 2 года?

До исполнения 8 лет

10. Что в детском возрасте привлекало Митю и послужило потом формированию интереса к знаниям в период жизни в Аремзянке?

Наблюдение за стеклодувным мастерством на стекольном заводе Василия Корнильева, дяди Менделеева

11. Где Менделеев получил высшее образование?

Высшее образование Д. И. Менделеев получил на отделении естественных наук физико-математического факультета Главного педагогического института в городе Петербурге, курс которого окончил в 1855 году с золотой медалью.

12. В каком качестве начал свою профессиональную деятельность Д.И. Менделеев? (преподаватель математики, физики и естественных наук).

13. Членом каких академий и научных обществ был Д. И. Менделеев?

Д. И. Менделеев (будучи забаллотирован при избрании академиков Российской академии) был почетным членом Американской, Ирландской, Югославской академий наук, Дублинского королевского общества; действительным членом Лондонского и Эдинбургского королевских обществ, Римской, Бельгийской, Чешской, Датской, Краковской и других академий наук; почетным доктором Кембриджского, Оксфордского, Геттинского и других университетов; почетным членом многих иностранных научных обществ.

14. Когда был открыт периодический закон Д. И. Менделеева?

Периодический закон был открыт Д. И. Менделеевым в 1869 г.

15. Что вы знаете о предсказании Менделеевым существования неоткрытых к тому времени химических элементов?

Д. И. Менделеев предсказал существование более 10 неизвестных до этого элементов; свойства трех из них он описал наиболее подробно и с удивительной точностью. Все химические элементы, предсказанные великим ученым, были впоследствии открыты.

16. Что вы знаете об исправлении Д. И. Менделеевым атомных масс химических элементов?

Д. И. Менделеев на основе открытого им закона исправил атомные массы для девяти химических элементов (бериллия, лантана, урана и др.)

17. Свойства каких неоткрытых элементов были наиболее полно предсказаны Д. И. Менделеевым, и кто открыл эти элементы?

Наиболее полно Д. И. Менделеев предсказал свойства галлия, германия, скандия. Эти химические элементы были открыты позже, соответственно, Лекоком де Буабодраном, К. Винклером, Л. Нильсоном.

18. Что послужило первым подтверждением периодического закона Д.И. Менделеева? (открытие галлия Лекоком де-Буабодраном).

19. Сколько лет в Петербургском университете вел свою научную и педагогическую деятельность профессор Д.И. Менделеев?

23 года


20. В каком городе за границей Менделеев организовал свою первую химическую лабораторию?
21. По словам Д. И. Менделеева, четыре предмета составили его имя. Что имел в виду ученый?

Д. И. Менделеев писал: «По существу четыре предмета составили мне имя: периодический закон, исследование газов, понимание растворов как ассоциаций и «Основы химии». Тут все мое богатство».

22. Каково научное наследие Д. И. Менделеева?

Д. И. Менделеев опубликовал 431 научную работу, в том числе 146 - по различным вопросам химии, 99 - по физике, 99 работ посвящены различным областям техники, 36 - по экономике и социологии, 22 - по географии, 29 - по другим вопросам.

23. Как увековечено имя Д. И. Менделеева?

Имя великого русского ученого Д. И. Менделеева носят химический элемент № 101 (менделевий), вулкан Менделеева на Курилах, хребет Менделеева в Северном Ледовитом океане, город Менделеевск (на Каме), Всесоюзное химическое общество имени Д. И. Менделеева, Всесоюзный научно-исследовательский институт метрологии имени Д. И. Менделеева и т. д. Имя великого ученого носят также открытый им периодический закон и составленная им периодическая система химических элементов, которые изучают школьники всего мира.

24. Что такое менделеевские среды?

По средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые

25.Сколько было детей у ученого? (5 детей: 3 сына и 2 дочери)

26. В каком городе Д.И. Менделеев начал свою профессиональную деятельность? (Одесса).

27. Что такое менделеевские среды? (по средам в доме семьи Менделеевых собирались выдающиеся люди того времени: художники, композиторы, поэты, ученые).

28. За каким великим русским поэтом была замужем дочь Люба Д. И. Менделеева? (А. Блок)

29.Как называлась первая книга ученого, принесшая ему известность? (учебник «Органическая химия»).

30. В чем видел, по словам самого ученого смысл своей научной деятельности Менделеев? («первая служба Родине»)

31.В каком году практически получил подтверждение периодический закон Д.И. Менделеева? (осень 1875 года)

32. Какая должность была предложена Менделееву министром финансов Витте в 1892 году? (хранитель Палаты мер и весов)

33.Сколько трудов было написано ученым? (25 томов)

Периодический закон химических элементов - важное открытие, благодаря которому навсегда вошел в историю Дмитрий Менделеев. Интересные факты из жизни ученого позволяют больше узнать об этом загадочном человеке, проникнуть в его секреты. Что же о нем известно помимо того, какой огромный вклад он внес в развитие науки?

Менделеев: интересные факты из жизни

Появился на свет в Тобольске, произошло это в феврале 1834 года. Конечно же, большой интерес представляет то, в какой семье родился Дмитрий Менделеев. Интересные факты из жизни знаменитого деятеля науки свидетельствуют о том, что он происходит из многодетной семьи, стал семнадцатым ребенком своих родителей. К сожалению, восемь детей умерли в возрасте до года, однако остальные выжили.

Дмитрий едва успел отпраздновать тринадцатилетие, когда семья лишилась кормильца. Отец, трудившийся в качестве директора Тобольской гимназии, умер от тяжелой болезни. Мать Менделеева вынуждена была много работать для того, чтобы поднять на ноги детей. Именно она позаботилась о том, чтобы будущий великий ученый стал студентом Главного педагогического института, который позже был переименован в Санкт-Петербургский государственный университет.

От двоечника - к медалисту

Удивительно, но во время учебы в гимназии вовсе не тянулся к знаниям Дмитрий Менделеев. Интересные факты из жизни ученого включают в себя и сведения о его школьных отметках. Известно, что наиболее сложно ему давались Закон Божий и латынь, не вызывали у него особого интереса и другие науки.

Также сохранились сведения о том, что у Менделеева были проблемы с учебой и в ту пору, когда он был студентом Главного педагогического института. Известно даже то, что гениальный ученый однажды оказался в числе второгодников, так как получил неудовлетворительные оценки по многим предметам. Тогда ему удалось хорошо сдать лишь математику. Однако постепенно у него появилась тяга к знаниям, он втянулся в учебу, отметки становились все лучше и лучше, благодаря чему при выпуске ему была вручена золотая медаль.

Непокорный учитель

Не только выдающимся ученым, но и прекрасным педагогом был Дмитрий Менделеев. Интересные факты из жизни гения говорят о том, что ему довелось преподавать в нескольких гимназиях. Примерно 30 лет химик отдал работе в Императорском Санкт-Петербургском университете, уйти из которого его заставил неприятный конфликт.

Характер у светила науки был достаточно сложный, если верить воспоминаниям современников. Неудивительно, что ему пришлось уволиться из университета в 1890 году. Известно, что это случилось из-за ссоры с министром народного просвещения. Министр Делянов не согласился обратить внимание на петицию студентов, с чем не смог смириться гордый Менделеев.

«Изобретатель» водки

Многим великим ученым приписывают открытия, которые они никогда не совершали. Не сумел избежать этой участи и Менделеев Дмитрий Иванович, интересные факты из жизни которого приводятся в этой статье. Большое распространение получил миф о том, что именно этот выдающийся деятель науки является изобретателем водки.

В действительности водка была создана задолго до того, как гениальный ученый представил докторскую диссертацию, которая получила название «Рассуждение о соединении воды и спирта». Точно известно, что в ней отсутствует какое-либо упоминание спиртных напитков. В этой работе рассматриваются свойства, которыми обладают смеси воды и спирта. С водкой же население России познакомилось еще в 1843 году, когда ее предполагаемому «изобретателю» тогда еще не исполнилось и десяти лет. Следовательно, никакого отношения Менделеев к ней не имеет.

Выдуманный сон

Действительно ли талантливому человеку приснилась таблица, сделавшая его знаменитым? Вещих снов также никогда не видел Менделеев Дмитрий Иванович, интересные факты из жизни которого собраны в этой статье. Известно, что ученый даже обиделся, когда услышал миф о том, что периодическая таблица элементов ему приснилась. Он заявил, что работал над ее созданием около двадцати лет, а вовсе не увидел во сне, следовательно, подобные утверждения обесценивают его труд.

Известно, что периодический закон был открыт Дмитрием в феврале 1869 года. Это случилось, когда собирался в командировку. Именно тогда его осенило, что между химическими свойствами и массой существует связь. Запланированную поездку пришлось отложить, так как Менделеев ушел в работу с головой.

Необычное хобби

Какие еще существуют интересные факты из жизни Менделеева? Кратко стоит рассказать и об удивительном хобби, которому на протяжении многих лет посвящал много времени гениальный химик. Страстью Дмитрия, о которой в наши дни мало кому известно, было изготовление чемоданов. Удивительно, но в Москве и Санкт-Петербурге он сумел завоевать репутацию самого выдающегося чемоданных дел мастера.

Конечно же, купцы с удовольствием приобретали у ученого чемоданы, гордясь тем, что изделия куплены у самого светила науки. Однако не только слава, которой уже тогда пользовался Дмитрий, заставляла их обращаться к нему. Интересно, что вещи в самом деле были необычайно качественными и долговечными. Их поразительная прочность обеспечивалась с помощью особой клеевой смеси, на которой гений остановился после исследования других рецептов создания клея. К сожалению, рецепт, изобретенный Менделеевым, так и остался тайной для потомков, так как он не пожелал придать его гласности.

Известно также, что талантливый ученый с удовольствием занимался переплетением книг, ему нравилось и клеить рамки, предназначенные для портретов. Увлечения помогали ему расслабиться и отдохнуть от трудовой деятельности.

Премия, которой не было

Весьма странно то, что так и не сумел стать Д. И. Менделеев, интересные факты из жизни которого освещаются нами. Установлено, что великий химик трижды входил в число номинантов. Однако на тайном голосовании, которое проводилось членами Императорской академии наук, его кандидатура постоянно проваливалась, номинировали ученого исключительно иностранцы.

Биографы, исследующие жизненный путь знаменитого химика, связывают это недоразумение с интригами недоброжелателей, а также с его неумением угождать вышестоящим лицам, наделенным властью.

Полеты на аэростатах

Какие еще существуют интересные факты из жизни и деятельности Менделеева? Известно, что гениальный ученый в течение многих лет трудился над конструкцией летательных аппаратов. Химик желал таким образом изучить влажность, давление и температуру в верхних атмосферных слоях. Проект стратостата, объем которого насчитывал 3600 кубических метров, был разработан Дмитрием в 1875 году. Также он является автором идеи управляемого аэростата с двигателями.

Интересно, что ученый не только разрабатывал проекты, но и с удовольствием летал на аэростатах, не думая об опасности для своей жизни. Впервые это случилось в 1878 году, именно тогда Менделеев поднялся в воздух на аэростате Анри Жиффара. Новый полет он совершил девять лет спустя в городе Клине. Однако на самое экстремальное приключение химик решился в 1887 году, когда в одиночестве поднялся в воздух на воздушном шаре «Русский». Известно, что высота полета шара тогда составила свыше трех тысяч метров.

В целом опасное приключение заняло примерно три часа, которых оказалось достаточно для того, чтобы Дмитрий полюбовался на полное солнечное затмение, а также зафиксировал давление и температуру.

Ученый-шпион и бездымный порох

Что еще стоит узнать читателям, которых занимает интересные факты из жизни гениального химика, чье имя навсегда запечатлено в истории науки? Мало кому известно, что Дмитрию довелось примерить на себя и роль промышленного шпиона. Произошло это в 1890 году, когда представители власти обратились к ученому за помощью. Правительство интересовал тщательно скрываемый рецепт создания бездымного пороха, который стоил слишком дорого для того, чтобы его приобретать.

Менделеев взялся выполнить полученное задание, для чего ему понадобились отчеты железных дорог иностранных государств (Франция, Германия, Британия). Талантливому химику не составило особого труда разгадать рецепт пороха, после чего он изготовил его для России. Потрясающе то, что тщательно скрываемую иностранцами информацию Дмитрий легко получил из отчетов, которые находились в свободном доступе.

Трубопровод для перекачки нефти

Разумеется, выше перечислены еще далеко не все интересные факты о Менделееве - талантливом изобретателе периодической таблицы. Ни для кого не секрет, что именно этот химик является автором теории неорганического Дмитрием была разработана схема ее дробной перегонки. Ученый стал первым человеком, который пришел к выводу о том, что нельзя сжигать нефть в топках.

Именно благодаря деятельности Менделеева владельцы нефтяных предприятий узнали о том, что для транспортировки нефти должны использоваться цистерны, а не бурдюки, как это было принято. Приведенные Дмитрием убедительные цифры позволили доказать очевидную выгоду перевозки нефти наливом. Также именно он порекомендовал строить заводы для ее переработки там, где располагаются места потребления нефтепродуктов.

Химический элемент, названный в его честь

10 интересных фактов из жизни Менделеева можно прочитать выше. Однако список не будет полным, если не упомянуть менделевий. Химический элемент, расположенный в периодической таблице под номером 101, свое название получил в честь ее создателя, который заслуженно удостоился этой чести. Менделевий был искусственно создан в 1955 году.

Интересно, что еще при разработке своей деятель науки выделил пустые клетки, которые были им сохранены для элементов, тогда еще не обнаруженных учеными. Впоследствии химические и физические свойства этих элементов были определены при использовании периодичности таблицы.

Что еще нужно знать

Имея представление о событиях, происходивших в жизни ученого, можно лучше понять, каким человеком был Дмитрий Менделеев. Интересные факты из жизни, коротко описанные в статье, обязательно помогут разобраться в этом. Добавить можно еще и то, что портрет знаменитого ученого был написан многими талантливыми художниками. К примеру, его образ запечатлел на холсте гениальный Илья Репин.

Интересно и то, что живописью увлекался и сам Менделеев, однако предпочитал рецензировать чужие картины, а не писать свои собственные. Также некоторую часть свободного времени талантливый ученый посвящал занятиям музыкой, особенно его восхищало творчество Бетховена, однако были у него и другие любимые композиторы.

Существует мнение, что дать «достойное» образование, «поставить на ноги», «вывести в люди», развить неординарную личность, направить в нужное русло, предоставить возможности для творчества в необходимом объеме можно только одному-единственному ребенку. Ведь для этого требуется много сил, средств и внимания со стороны родителей будущего дарования. А уже каждый последующий ребенок будет страдать от нехватки внимания, денежных вливаний и разнообразия в проведении своего досуга. И все это отрицательно повлияет на его будущие возможности.

То есть, следуя логике этого мнения: «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший - вовсе был дурак».

Обратимся к истории и изучим, действительно ли, только единственный ребенок в семье становился известным художником, поэтом, бизнесменом, политиком, деятелем науки. Так же, обратим внимание на профессию и образованность их родителей, на условия их жизни и материальное положение.

Художники

Борис Михайлович Кустодиев был четвертым ребенком в семье. Отец- преподаватель духовной семинарии – умер, когда мальчику еще не было и двух лет. Но мать - Екатерина Прохоровна - окружила детей таким теплом и любовью, что свет этой любви согревал их всю жизнь. Она сумела не только прокормить детей на мизерную пенсию, но и дала им хорошее воспитание - читала вслух, играла на фортепиано, пела, устраивала домашние спектакли. Кстати, Кустодиев перенял материнскую любовь к музыке и сам играл на фортепиано и скрипке.

Илья Ефимович Репин родился четвертым (три его старших брата умерли во младенчестве), и имел младших сестру и двух братьев. Его отец служил рядовым уланского полка. «У нас было и бедно, и скучно, - вспоминал Репин,- и мне часто хотелось есть. Очень вкусен был черный хлеб с крупной серой солью, но и его давали понемногу. Мы все беднели... Маменька теперь все плачет и работает разное шитье». Лишь когда отец Репина вышел в отставку и вернулся домой, он вывел семью из нищенства, занявшись скупкой и продажей лошадей. Читать и писать Илья Репин вместе с сестрой и братьями научился у матери. Не имея времени за постоянными хозяйственными хлопотами уделять должного внимания детям, Татьяна Степановна завела у себя небольшую домашнюю школу. Кроме своих детей, здесь обучалось около десятка ребят из соседних домов. Грамоте, чистописанию и закону Божьему обучал пономарь церкви.

Поэты, писатели

Александр Сергеевич Пушкин был вторым ребенком в семье, всего детей было четверо. Родители не уделяли особого внимания детям, возможно, что Александр вовсе не был любимым ребенком в семье. Воспитание будущего гения было беспорядочным: очень часто менялись учителя и гувернеры. Брат поэта писал о детстве Александра: «До одиннадцатилетнего возраста он воспитывался в родительском доме. Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом году возраста, умея уже читать и писать, он сочинял на французском языке маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей. Вообще воспитание его мало заключало в себе русского. Он слышал один французский язык; Гувернер был француз, впрочем, человек неглупый и образованный; библиотека его отца состояла из одних французских сочинений. Ребенок проводил бессонные ночи и тайком в кабинете отца пожирал книги одну за другою».

Константин Георгиевич Паустовский писал о своей семье так: «Моя мать - дочь служащего на сахарном заводе - была женщиной властной и неласковой. Всю жизнь она держалась “твердых взглядов”, сводившихся преимущественно к задачам воспитания детей. Неласковость ее была напускная. Мать была убеждена, что только при строгом и суровом обращении с детьми можно вырастить из них “что - нибудь путное”. Семья наша была большая и разнообразная, склонная к занятиям искусством. В семье много пели, играли на рояле, благоговейно любили театр. До сих пор я хожу в театр, как на праздник». В семье Паустовских было еще трое детей: два брата и сестра Константина.

Антон Павлович Чехов был третьим из пяти детей в семье. Чехов говорил: «В детстве у меня не было детства». Распорядок дня у детей в семье Чеховых был вовсе не детским. День занимали заботы об отцовской лавке, которая работала с 5 утра до 11 вечера, бесконечные спевки в церковном хоре, который отец стремился сделать лучшим в городе, учебой в гимназии. Кроме того дети учились ремеслу, так Антон, например, осваивал портняжное дело. Отец Чехова был деспотичен, в семье применялись наказания и порка. Но, в то же время, он был разносторонне талантлив: самостоятельно научился играть на скрипке, занимался иконописью. Отец хотел видеть своих детей образованными, более счастливыми, чем он сам. Он нанимал преподавателей музыки и иностранных языков для занятий с детьми, все они учились в гимназии. Влияние матери было смягчающим. Антон Павлович Чехов говорил о своей семье и детстве: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Космос

Юрий Алексеевич Гагарин был третьим ребенком в семье (всего детей в семье было четверо). Его семья была самой обычной крестьянской (колхозной): отец его окончил всего два класса, но многим интересовался в жизни, был мастером на все руки, мать не получила никакого образования. В их семье был очень силен авторитет отца, который прививал детям любовь к ближним и уважение к старшим.

Наука

Дмитрий Иванович Менделеев был последним семнадцатым ребенком в семье.

Родом он из русской православной семьи. Его дед был священником. Отец был директором гимназии, но в год рождения будущего ученого он серьезно заболел и потерял работу. Все семейные тяготы перешли на плечи его матери, женщине выдающегося ума и энергии. Семья жила на очень скромные средства: пенсию и совсем небольшой доход от стеклянного завода. Мама Менделеева заботилась о детях, которые получили очень хорошее образование. По вечерам Мария Менделеева собирала всех в гостиной и играла на фортепиано и читала вслух.

У родителей Ивана Петровича Павлова родилось десять детей. Он охотно занимался с братьями и сестрами, помогал матери по хозяйству, работал в саду и огороде, помогал отцу при постройке дома, выучился немного столярному и токарному делу. Отец любил говорить ему: «Делу время, потехе - час». Отец Павлова был священником, мать происходила тоже из духовной семьи. Семья жила не богато. Держали квартирантов, дети охотно помогали матери - приносили воду, кололи дрова, топили печь и др.

– первая женщина, ставшая лауреатом Нобелевской премии, так же она является первым дважды лауреатом этой премии.

Мария была пятым ребенком в семье преподавателей. Все дети в семье Склодовских окончили гимназию с золотой медалью. Этому не смогли помешать ни ранняя смерть матери, ни вечная нехватка средств. Часть дома Склодовские сдавали пансионерам. В связи с этим Марии приходилось спать в столовой, рано вставать и поздно ложиться - когда дела на кухне завершены. Большое влияние на детей оказал их отец, директор гимназии. Рано овдовев, он старался быть опорой и верным другом для своих детей.

Получив прекрасное образование в гимназии, Мария не могла поступить в Варшавский университет. В то время там могли заниматься только мужчины. Оплатить обучение детей за рубежом у семьи Склодовских не было возможности. И тогда Мария договорилась с сестрой, что Броня поступит в парижскую Сорбонну, а Мария будет для этого работать и оплачивать ее образование. Затем наступит очередь Брони помогать своей сестре. Так и поступили, Мария стала гувернанткой. Приехать в Париж она смогла только в 24 года. Но ее упорство, страсть к исследованиям, безмерная энергия помогли ей состояться как великому ученому и как женщине в семейной жизни. Кстати, дочери Марии Склодовской-Кюри тоже стали успешными: старшая Ирен продолжила труды своих знаменитых родителей, став ученым и также лауреатом Нобелевской премии; младшая Ева - превосходной пианисткой.

Медицина

Елена Васильевна Малышева - российский врач, телеведущая родилась в семье врачей, имеет старшую сестру и брата-двойняшку. Все дети впоследствии стали врачами. «Родители нас безмерно любили, много занимались нами, всячески развивали и образовывали, - вспоминала телеведущая. - Но и требовали с нас много, вольностей не допускалось. Например, я была солисткой хора, который выступал на всевозможных праздниках и торжественных мероприятиях. И в дни выступлений всех участников хора освобождали от занятий. Но меня мама каждый раз будила в семь утра и отправляла в школу. Я возмущалась: «Как ты можешь, никто же не идет, почему я должна?!» На что она говорила: «Потому что у тебя свой путь. Ты обязана учиться».

Леонид Михайлович Рошаль - директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, профессор, доктор медицинских наук, общественный деятель.

Из интервью. "У меня в семье медиков не было. Отец - воспитанник детского дома, до этого беспризорником был. Потом в военно-воздушных силах служил командиром дивизии. Мама была рабочая. Расписались они, когда папе было 18, маме - 17 лет, потому что в те годы была безработица. Ему надо было идти в армию, а она шла на его место работать. Потом рабфаки всякие окончила. Очаровательная совершенно женщина. Не с каким-то сверхобразованием, но была в ней огромная внутренняя культура. А отец довольно жесткий был человек. Но умел любить детей безумно совершенно». В их семье было трое детей.

А как у них?

А как же обстоят дела у талантливых и знаменитых людей за границей? Приведу лишь краткий список:

Л.В. Бетховен – первый из семи детей в семье;
И.С. Бах был шестым ребенком в семье;
Наполеон Бонапарт тоже из многодетной семьи;
Астрид Линдгрен - второй ребенок из четырех;
Мерилин Монро - третий ребенок;
Коко Шанель - вторая из пятерых детей;
Грейс Келли - третий ребенок в семье;
Одри Хэпберн - третий ребенок в семье;
Принцесса Диана - третья дочь в семье;
Джон Д.Астор - третий сын;
У Джона Д.Рокфеллера-старшего было еще три сестры;
Конрад Хилтон - второй ребенок в семье;
Стивен Спилберг имеет трех младших сестер;
Маргарет Тетчер - вторая из сестер;
Мел Гибсон - шестой ребенок из одиннадцати;
Мирей Матье - старшая из четырнадцати братьев и сестер;
Селин Дион самая младшая из четырнадцати детей в семье;
Шакира - первый ребенок матери и восьмой ребенок отца, воспитывалась вместе со всеми братьями и сестрами;
У Бреда Пита есть сестра и брат;
Киану Ривз один из четырех детей в семье;
Кейт Уинслет второй ребенок из пяти;
Жизель Бундхен тоже из многодетной семьи, у нее пять сестер;
Джонни Депп последний четвертый ребенок;
Ева Лонгория – одна из четырех сестер;
Уолт Дисней четвертый ребенок из пяти;
Кэти Перри вторая из троих детей;
Кэти Холмс – младший пятый ребенок;
Виктория Бекхэм из семьи с тремя детьми.

Делаем выводы

Как видно из данных примеров, все эти выдающиеся личности вышли из многодетных семей разных сословий, достатка и образованности. Но это отнюдь не помешало им стать теми, кем они стали. Это помогло им выработать в себе жизненную стойкость, терпение, ответственность, трудолюбие. Поэтому, часто встречающиеся мнение о том, что «мы сможем поставить только одного ребенка на ноги, дать ему качественное образование, разносторонне развить, хорошо одеть и обуть» является скорее заблуждением и связано больше с другими внутренними установками самих родителей.

Если вы обратили внимание, то чаще всего из всех исследуемых в данной работе знаменитостей наиболее одаренным был третий ребенок в семье. Убедитесь в этом сами и просмотрите еще раз жизненные истории прославленных людей.

Конечно, для каждого человека информация несет в себе свои индивидуальные выводы. Так, один, прочитав этот материал, обратит внимания на частое отсутствие гуманистического подхода в воспитании детей, когда родители требовали, наказывали, даже пороли своих детей. И сочтет это скорее невежественностью и малодушием, чем заботой о своем ребенке. Другой на то, что многим будущим знаменитостям не создавали каких-либо особых условий, многие жили очень бедно и у них не было даже самых элементарных вещей. И задастся вопросом, почему при современных возможностях наши дети все реже наделены той ответственностью, взрослой рассудительностью, стремлением к достижению цели, чем дети прошлых лет?

Сейчас мы много говорим и стараемся учитывать мнение ребенка в различных вопросах, мы стараемся оставлять детям свободу выбора и не навязываем своего мнения, мы стараемся создавать для детей «особые условия» в виде отдельных комнат, создания тишины во время занятий, стараемся удовлетворить все нужные и даже излишние потребности детей. Но часто получается так, что детям совсем ничего не хочется, они ни к чему не стремятся, кроме как к получению очередных удовольствий. Давайте задумаемся о «достаточном количестве условий» для ребенка или их бесполезных излишках.

Очень многие родители будущих выдающихся людей считали, что детей нужно воспитывать в строгости, поддерживая дисциплину в семье, почитание и уважение к старшим; дети много помогали своим родителям. Практически на равне со взрослыми они работали по хозяйству, занимались огородом, трудились в мастерской или торговали в лавке. Сейчас дома и в школах трудовое воспитание практически сходит на нет. Если раньше дети, помимо домашних обязанностей, дежурили по классу и школе (мыли пол, вытирали доску, ухаживали за растениями и «живым уголком», сажали цветы и деревья, где-то около школы был небольшой огород), то теперь этого уже нет. Да и многие родители это только приветствуют: «Негоже нашим детям ручки пачкать». На самом деле, от этого наши дети проигрывают.

В тоже время очень сильно была развита духовная сторона в жизни детей. Они часто ходили в церковь, дома вместе молились всей семьей, порой родители и прародители были из духовной среды (священники).

Часто личность самого родителя была очень неординарной. Взрослые увлекались различным творчеством. Мамы много читали детям, беседовали, часто пели и играли на фортепиано, отцы были людьми, интересующимися жизнью, разносторонне развитыми, хотя некоторые не имели даже базового образования.

Своим детям они стремились дать хорошее образование, считая это залогом лучшей жизни. Они тратили свои подчас небольшие средства на домашние библиотеки с разнообразными книгами, на занятия с частными преподавателями для детей. Можно сказать, что это «развивалки» того времени и зачастую гораздо более эффективные, чем современные.

Часто бывает полезно обратиться к опыту прошлых лет. Ведь результаты нашего сегодняшнего воспитания мы сможем увидеть очень не скоро. А исправить уже ничего не сможем. И спорить о методах бессмысленно. Не зря говорят, что у того, кто не знает истории, нет будущего. Ведь в уже завершенных историях мы можем проследить причины и следствия, проанализировать, что будет приемлемо для сегодняшней современности и конкретной семьи, да и просто ознакомиться с чужим жизненным опытом. Возможно, вы назовете другие интересные примеры на заданную тему, список с удовольствием продолжим.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева

Интеллектуальная игра

Я, Кнышева Людмила Николаевна, учитель химии высшей квалификационной категории, работаю в школе с 1986 года.

Я являюсь постоянным подписчиком газеты “Химия” с 1992 года. Подписку оформляю сразу на год. Выписывая данное издание, разочарования не получила, так как благодаря ему имею исчерпывающий материал для повседневной работы на уроках. Свой дебют в печати хочу начать с Вашего издания.

В Калининском районе Новосибирска с 2001 г. проходят тематические интеллектуальные игры среди учащихся школ района. В играх принимают участие ребята разных возрастов, с 8-го по 11-й классы. Игры проходят в два этапа: две кустовые игры (по 12 команд) и финальная – среди, как правило, 6–7 сильнейших команд школ района.

В 2009 г. мы не могли пропустить такое событие, как 140-летие открытия периодического закона и 175-летие со дня рождения великого ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева.

Цели игры. Общеобразовательные: обобщение и систематизация знаний по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева” с использованием элементов игры; знакомство с основными вехами жизни Д.И.Менделеева, периодическим законом и его следствиями.

Развивающие: активизация интереса учащихся к истории России; развитие чувства патриотизма и гражданского долга перед отечеством; развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками.

Воспитательные: формирование адекватной самооценки учащихся, способности работать в коллективе; воспитание познавательных интересов, потребности в знаниях; привитие интереса к химии.

Оборудование. Компьютер, экран, мультимедийный проектор, трафареты участников игры, периодическая таблица.

Оформление. Портрет Д.И.Менделеева (с датами жизни); высказывание Менделеева о периодическом законе: “…Периодическому закону – будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает…”; высказывание С.Я.Надсона (представлено в центральной части экрана):

“Не говорите мне: “он умер”, – он живет,
Пусть жертвенник разбит, – огонь еще пылает.
Пусть роза сорвана, – она еще цветет,
Пусть арфа сломана, – аккорд еще рыдает!..”

В игре принимают участие команды из 24 школ района, которые разбиты на две группы по 12. Командам заранее дается тема игры, учащиеся готовятся к ней – это повышает интерес к предмету, развивает умение работать с дополнительной литературой.

Игра состоит из двух частей: интеллектуальной (три тура) и торжественно-поздравительной.

Первый тур посвящен биографии великого ученого.

Второй тур включает вопросы, связанные с открытием самого закона и созданием системы элементов.

Третий тур направлен на выявление познавательного интереса и эрудиции участников игры. Каждый из туров включает по 15–17 вопросов.

Ответы оцениваются жюри от 1 до 16 баллов в зависимости от сложности вопроса (см. приложение ).

В состав жюри входят учителя географии, экологии, истории, педагог-психолог. Ведут игру учащиеся 10-х классов.

Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество баллов. Команды, занявшие первые три места в каждой кустовой игре, принимают участие в финальной игре района.

ХОД ИГРЫ

Ведущие по очереди зачитывают вопросы, которые одновременно появляются на экране, спроецированные через мультимедийный проектор. На обсуждение дается в первом и втором туре по одной минуте. По истечении времени на экран подается Ответ и зачитывается ведущими. На вопросы, предложенные в третьем туре, дается до 3-х мин., в зависимости от объема и сложности.

I тур

Дмитрий Иванович Менделеев
(детство, юность, университетские годы)

1. Назовите дату (число, месяц и год) рождения великого ученого по старому и новому стилю.

2. В каком российском городе родился и жил в детстве Д.И.Менделеев?

Ответ . Город Тобольск.

3. Мало кто знает, что фамилия “Менделеев” является не настоящей, а придуманной. Назовите настоящую фамилию ученого, и от кого он ее унаследовал.

Ответ . Соколов; унаследовал от деда –
священника.

4. Что означает фамилия “Менделеев”?

Ответ . “Фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял… – вспоминает
Дмитрий Иванович. – Учитель по созвучию
“ме?ну делать” вписал отца
под фамилией Менделеев”.

5. Каким ребенком по счету был Д.И.Менделеев в семье?

Ответ . Семнадцатым, младшим.

6. Назовите фамилии, имена и отчества родителей великого ученого.

Ответ . Отец – Иван Павлович Менделеев;
мать – Мария Дмитриевна Менделеева (Корнильева).

7. Назовите увлечение Д.И.Менделеева.

Ответ . Любил делать чемоданы, и среди питерских извозчиков
был известен как чемоданных дел мастер.

8. Назовите учебные заведения и города, в которых обучался Д.И.Менделеев в детские и юношеские годы.

Ответ . Тобольская гимназия;
Главный педагогический институт в Петербурге.

9. Какие должности занимали при жизни родители Д.И.Менделеева?

Ответ . Отец – директор Тобольской гимназии;
мать – управляющая небольшим стекольным заводом.

10. В какое учебное заведение Менделеев не смог выдержать испытания? Назовите город и учебное заведение.

Ответ . Петербург. Медико-хирургическая академия.

11. Какие известные люди оставили след в жизни будущего ученого в годы учебы?

Ответ . П.П.Ершов (писатель и поэт, автор “Конька-Горбунка”),
И.К.Руммель (учитель физики и математики в Тобольской гимназии),
Н.В.Гоголь (писатель, драматург, критик).

12. По каким предметам Менделеев имел всего лишь удовлетворительные оценки?

Ответ . Закон божий (не любил этот предмет),
русская словесность (не любил церковнославянский язык).

13. Назовите имена братьев и сестер Д.И.Менделеева, с которыми он общался.

Ответ . Екатерина, Ольга, Аполлинария, Елизавета, Иван, Мария, Павел.

14. Кто был любимым институтским преподавателем Д.И.Менделеева? Как его называли ученики?

Ответ . А.А.Воскресенский.
“Дедушка русских химиков”.

15. Насколько успешно Менделеев окончил Главный педагогический университет?

Ответ . С золотой медалью.

16. В каком населенном пункте под Тобольском проживал Менделеев в детские годы?

Ответ. Деревня Аремзянка.

Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги первого тура, предлагаем вашему вниманию композицию “Восток” в исполнении танцевальной группы.

II тур

Периодический закон.
Вклад Д.И.Менделеева в открытие периодического закона и периодической системы

1. Когда (по старому и новому стилю) Менделеев сделал первоначальный набросок периодической системы химических элементов?

Ответ . 17 февраля (1 марта) 1869 г. Менделеев составил таблицу
“Опыт системы элементов, основанной
на их атомном весе
и химическом сходстве”.

2. Что смог сделать Д.И.Менделеев на основе открытой им периодической зависимости?

Ответ . Исправил атомные массы и изменил
взаиморасположение некоторых элементов.

3. Сколько элементов было открыто химическими методами за 38 лет, прошедших со дня открытия периодического закона до смерти Д.И.Менделеева?

Ответ . 21.

4. Учебник “Основы химии” выходил отдельными частями. Работая над какой из них Д.И.Менделеев открыл закон периодичности химических свойств?

Ответ . Над второй.

5. Назовите, в чем заключался научный подвиг Менделеева?

Ответ. Открытие периодического закона; изменение атомных масс элементов,
определенных ошибочно, а также предсказание свойств еще не открытых элементов.

6. Сколько элементов предсказал и подробно описал Менделеев? Назовите эти химические элементы в современном и историческом стиле.

Ответ . Предсказал существование нескольких элементов,
подробно описал три: экаалюминий (галлий), экасилиций (германий), экабор (скандий).

Учебник “Основы химии”. Часть вторая

7. Считается, что Менделеев открыл периодический закон во сне. Это правда или легенда?

Ответ. Легенда.

8. В каком году Менделеев ввел термин “периодическая система”?

Ответ. В 1871 г.

9. У каких химических элементов Менделеев исправил атомные массы?

Ответ . Бериллий (№ 4), индий (№ 49).

10. Назовите четыре пары химических элементов, расположенных в периодической таблице не в порядке возрастания, а в порядке уменьшения атомных масс.

Ответ . Аргон – калий, кобальт – никель, теллур – йод, торий – протактиний .

11. На какие вопросы не мог ответить Менделеев в силу состояния науки его времени?

Ответ. Таких вопросов три.

1) Почему свойства химических элементов
повторяются периодически?

2) Почему в периодической таблице в четырех
местах элементы расположены
в порядке уменьшения атомной массы?

3) Сколько всего лантаноидов
в периодической системе?

12. Кого из ученых Менделеев называл “укрепителями периодического закона”?

Ответ. П.Лекок де Буабодран,
К.Винклер, Л.Нильсон, У.Рамзай.

13. В какую группу поместил Менделеев инертные газы? До какого года она просуществовала?

Ответ . Нулевая группа.
Она просуществовала до 1962 г.

14. Сколько химических элементов было известно ко времени открытия периодического закона?

Ответ. 63 элемента.

15. Этому ученому Менделеев предложил проверить удельный вес открытого им химического элемента. Элемент был открыт с помощью спектрального анализа, предсказан Менделеевым. Назовите химический элемент и ученого-спектроскописта.

Ответ . Элемент галлий (экаалюминий).
Ученый – П.Лекок де Буабодран.

Ведущий 2. И вновь перед вами танцевальная группа с композицией “Современные ритмы”.

Жюри в это время подводит итоги.

III тур

Занимательный тур по периодической системе (о химических элементах)

1. В каком году группой американских ученых был синтезирован элемент № 101, который назван в честь Д.И.Менделеева?

Ответ. В 1955 г.

2. Сколько раз фамилия “Менделеев” встречается в Периодической системе?

Ответ. Дважды: в названии системы
и в названии элемента № 101.

3. Какой химический элемент назван в честь России? Назовите его порядковый номер.

Ответ. Рутений, № 44.

4. Побывав в лаборатории А.Беккереля и супругов Кюри, Д.И.Менделеев рекомендовал “тем, кто ищет предметов для новых исследований, особенно тщательно заниматься этим элементом”. О каком элементе идет речь?

Ответ. Уран.

Лаборатория Пьера и Марии Кюри

5. Используя таблицу Д.И.Менделеева, составьте из букв слова “протактиний” названия химических элементов, укажите их порядковый номер. На выполнение данного задания вам предоставляется три минуты.

Ответ. Шесть элементов: натрий (№ 11), титан (№ 22),
криптон (№ 36), иттрий (№ 39), актиний (№ 89),
торий (№ 90).

6. Вставьте вместо пропусков названия растений или животных так, чтобы полученные слова обозначали химические элементы:

а) - - л о - - й;

б) - - б а л ь -;

в) - е л л - -;

г) - р - п - о н;

д) - - - н и й;

е) к у р - - т о в и -.

Назовите живой организм и элемент. Вам дается две минуты.

Ответ. а) пони – полоний; б) кот – кобальт; в) тур – теллур;
г) кит – криптон; д) дуб – дубний; е) чай – курчатовий.

7. Используя периодическую таблицу, назовите химические элементы, связанные с именами великих ученых. Для работы вы получаете три минуты.

Ответ . Гадолиний (Ю.Гадолин), кюрий (супруги Пьер и Мария Кюри),
лоуренсий (Э.Лоуренс), менделевий (Д.И.Менделеев), нобелий (А.Нобель), резерфордий (Э.Резерфорд), фермий (Э.Ферми), эйнштейний (А.Эйнштейн).

8. Назовите химические элементы, названные в честь планет. Вы работаете в течение двух минут.

Ответ . Нептуний (Нептун), плутоний (Плутон), уран (Уран),
церий (Церера – самый большой из астероидов).

9. Что обозначают буквы, составляющие символ знака кюрий?

Ответ. С – фамилия супругов Кюри (Curi);
m – имя первой женщины дважды лауреата Нобелевской премии Марии Кюри-Склодовской.

10. Какой элемент назван по имени дочери древнегреческого бога Тантала? Назовите этот элемент и имя дочери.

Ответ. Ниобий (№ 41), Ниоба.

11. Элемент имеет название от древнегреческого героя, похитившего огонь с божественного Олимпа и передавшего эту драгоценность людям.

Ответ. Прометий (№ 61).

12. Названия каких химических элементов связаны с географией?

Ответ. Америций, европий, калифорний, скандий, галлий, германий, иттрий,
рутений, тербий, эрбий, иттербий,
лютеций, полоний, франций, дубний.

13. Спутником этого элемента является европий. Используя периодическую таблицу, определите этот элемент и происхождение его названия.

Ответ. Самарий (№ 62), обнаружен спектральным способом в уральском минерале,
открытом в Ильменских горах горным инженером Василием Евграфовичем Самарским-Буховцевым.

14. Этот элемент назван в честь скандинавского бога войны, грома и молнии, открыт в 1828 г. Й.Я.Берцелиусом. Назовите элемент и бога войны Скандинавии.

Ответ. Торий. Скандинавский бог войны, грома и молнии – Тор.

15. Какие элементы 7-го периода изменили свои названия? Как они назывались раньше и как именуются сейчас?

Ответ. Элемент № 104 был назван курчатовий и переименован в резерфордий;
элемент № 105, названный нильсборием, переименован в дубний.

16. При нагревании он превращается в фиолетовый пар, минуя жидкое состояние.

Ответ. Йод.

17. В организме взрослого человека не меньше килограмма этого элемента, который находится во II группе 4-го периода.

Ответ. Кальций.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Шкала оценок
(максимальное количество баллов)

Л и т е р а т у р а

Макареня А.А., Рысев Ю.В . Д.И.Менделеев. М.: Просвещение, 1983; Макареня А.А, Трифонов Д.Н . Периодический закон Д.И.Менделеева. М.: Просвещение, 1969; Тищенко В.Е., Младенцев В.Н. Дмитрий Иванович Менделеев, его жизнь и деятельность: Университетский период, 1861–1890 гг. М.: Наука, 1993; Новый энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2001; Волков В.А., Вонский В.Е., Кузнецова Г.И . Выдающиеся химики мира. М.: Высшая школа, 1991; Крицман В.А . Книга для чтения по неорганической химии. Ч. 1. М.: Просвещение, 1992; Комкова Е.Г. Группа химических астероидов. М.: Просвещение, 1984; Я познаю мир. Химия. Авт.-сост. Л.А.Савина. М.: АСТ, 2001.

Фото из книг: Добротин Р.Б., Карпило Н.Г., Керова Л.С., Трифонов Д.Н. Летопись жизни и деятельности Д.И.Менделеева. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1984; Кудрявцев П.С. Курс истории физики. М.: Просвещение, 1982.



 

Возможно, будет полезно почитать: