Конституция рсфср 1978 г содержала образовательную ориентацию. Конституции рсфср, cccр, россии

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

Ключевые слова: особенности, Конституции, РСФСР, 1978, года

Последующее развитие конституционной системы бывшего СССР осуществлялось в связи с принятием новой Конституции СССР в 1977 г. На ее основе в 1978 г. была принята Конституция РСФСР , как и конституции других союзных республик

На протяжении своего 15-летнего срока действия Конституция 1978 г. претерпевала значительные изменения . Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. В ней закреплялся статус РСФСР как союзной республики в составе СССР, а затем и как независимого государства после распада Союза.

В связи с этим данная Конституция на последних этапах своего существования, в отличие от прежних, была самой нестабильной , изменялась часто, причем самым радикальным образом. Вот почему ее характеристика имеет различное содержание применительно к тому или иному периоду ее действия.

В первые 10 лет (до начала периода, получившего название "перестройка" ) вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 г., характеризовалась следующими чертами.

1. Принятие всех конституций этого периода должно было отразить новый этап , в который, как утверждалось, вступило советское общество - этап "развитого социализма", означавшего превращение советского государства из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство, что прямо закреплялось в первых статьях всех конституций. В связи с этим в конституциях как СССР, так и республик было впервые введено понятие "народ"; именно он был объявлен субъектом, которому принадлежит вся власть.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституции не утрачивали классового характера. Такая трактовка сущности конституции была общепринятой в политической и государственно-правовой литературе, поскольку идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса. Это подтвердилось и тем, что, например, в преамбуле Конституции РСФСР 1978 г. прямо говорилось о сохранении в ней преемственности идей и принципов Конституции РСФСР 1918 г., Конституции РСФСР 1925 г., Конституции РСФСР 1937 г.

2. Классовый характер конституций подчеркивался и тем, что они еще более откровенно и прямо отражали роль коммунистической партии , которая является "руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций", как записано в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. и в ст. 6 Конституции РСФСР 1978 г.

Знаменательно, что это была самостоятельная статья о партии , причем включенная в гл. 1 Конституции СССР (в прежней - статья о партии включалась в гл. X и положение о ней составляло часть ст. 126).

Это означало дальнейшее конституционное утверждение роли партии как основы всей государственной структуры.

3. В конституциях сохранялась и классовая ориентированность демократии , которая именовалась "социалистической демократией". Однако рамки ее были значительно расширены. Утверждался, в частности, принцип равенства граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства, чего не было в прежних конституциях.

Конституции закрепили более полный перечень прав граждан , введя такие новые права, как право на жилище, право на охрану здоровья и др.

Впервые закреплялось положение о том, что наиболее важные вопросы государственной жизни выносятся на всенародное обсуждение, а также ставятся на всенародное голосование.

Конституция РСФСР 1978 г. впервые утверждала в преамбуле , что ее принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

4. Конституция РСФСР вслед за Конституцией СССР весьма значительно изменилась структурно. В отличие от Конституции 1937 г., в ней имелось 11 разделов, делившихся на 22 главы. Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Так, в разд. I "Основы общественного строя и политики" были выделены главы: "Политическая система", "Экономическая система", "Социальное развитие и культура", "Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества".

Все это свидетельствовало о значительном расширении предмета конституционной регламентации, более совершенном уровне формирования государственно-правовых институтов.

5. Применительно к положениям Конституции РСФСР о ее федеративном устройстве можно отметить следующие новые моменты. В Конституции не было предусмотрено утверждение органами РСФСР конституций АССР; национальные округа были преобразованы в автономные и впервые перечислены; повысился уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (указано, что их статус определяется законом РСФСР, а ранее предусматривалось Положение о них).

Рассмотрим содержание и особенности Конституции РСФСР 1978 года .

Принятие новой Конституции СССР в 1977 года отражало непрерывность развития конституционной системы бывшего СССР. На её базе в 1978 году был принят Основной закон РСФСР.

На протяжении срока своего действия Конституция 1978 года подвергалась значительным изменениям . Эти изменения затрагивали не только содержание конкретных норм, но и саму сущность Основного закона. В ней утверждался статус РСФСР как союзной республики в составе СССР , а затем и как независимого государства после распада Союза.

Поэтому данная Конституция на последних этапах своего существования была самой нестабильной, причем изменения имели существенный характер. По этой причине характеристика Конституция РСФСР 1978 года имеет различное содержание в зависимости от периода действия, что является её особенностью.

В первые 10 лет (до начала периода, который известен как «перестройка») вся новая конституционная система СССР, в том числе Конституция РСФСР 1978 года (как и Основные законы остальных республик СССР), характеризовалась следующими чертами и особенностями .

Во-первых, принятие конституций данного периода должно было отражать новый этап , в который (как утверждалось) вступило советское общество - этап развитого социализма . Это означало превращение СССР из государства диктатуры пролетариата в общенародное государство .

Несмотря на провозглашение общенародного характера государства, конституции сохранили классовые признаки и особенности. Подобное понимание сущности конституции было общепринятым в политической и правовой литературе, так как идея диктатуры пролетариата была преобразована в идею о ведущей роли рабочего класса.

Во-вторых, Конституция РСФСР 1978 года ещё более откровенно подчеркивала роль коммунистической партии , которая провозглашалась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы».

В-третьих, в Конституции РСФСР 1978 года сохранялась классовая ориентированность демократии, которая называлась «социалистической демократией ». Однако её рамки были существенно расширены. В Конституции был закреплен более широкий перечень прав граждан (например, введены право на жилище, право на охрану здоровья и т.д.).

Впервые закреплялось положение, согласно которому наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни выносились на всенародное обсуждение и голосование .

В Конституции РСФСР 1978 года впервые в преамбуле указывалось, что её принимает и провозглашает народ Российской Федерации.

В-четвертых, особенностью Конституции РСФСР 1978 года является то, что в ней заметно изменилась структура . Конституция стала значительно более объемной и углубила систематизацию конституционных норм по предметному признаку. Это указывало на значительное расширение предмета конституционной регламентации, более совершенный уровень формирования государственных и правовых институтов.

В-пятых, в положения Конституции РСФСР о её федеративном устройстве были внесены изменения. В Конституции национальные округа были преобразованы в автономные, возрос уровень нормативных актов об автономных областях и автономных округах (отныне их статус определялся законом РСФСР, а не Положением о них).

Конституция 1978 года в первоначальной редакции не изменила политической системы страны - советы депутатов трудящихся стали называться советами народных депутатов, срок полномочий Верховного совета был увеличен с 4 до 5 лет, срок полномочий советов народных депутатов с 2 до 2,5 лет.

Конституция 1978 года потеряла юридическую силу после принятия Конституции 1993 года. Вместе с тем 12 декабря 1993 года прекратила существование политическая система установленная Конституцией 1978 года в редакции 1989 года.

Структура

По структуре и содержанию соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции новая Конституция РСФСР стала значительно более объёмной и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР: в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР (статьи 1-30) (статьи 1-9) (статьи 10-18) (статьи 19-27) (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67) Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан (статьи 31-36) Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР (статьи 37-67) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР (статьи 68-84) Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР (статьи 68-77) Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика (статьи 78-81) (статьи 82-84) IV. Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания (статьи 85-103) (статьи 85-90) (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР (статьи 104-130) Глава 13. Верховный Совет РСФСР (статьи 104-121) Глава 14. Совет Министров РСФСР (статьи 122-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики (статьи 131-136) Глава 15. Верховный Совет автономной республики (статьи 131-132) Глава 16. Совет Министров автономной республики (статьи 133-136) VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов (статьи 137-144) Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов (статьи 145-151) VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет РСФСР (статьи 158-162) IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Суд и арбитраж (статьи 163-175) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР (статьи 180-183) XI. Действие конституции РСФСР и порядок ее изменения (статьи 183-185).

Впоследствии структура неоднократно менялась в связи с поправками. По состоянию на 10 декабря 1992 года Конституция имела следующую структуру:

I. Основы общественного строя и политики Российской Федерации (статьи 1-30) Глава 1. Политическая система (статьи 1-9) Глава 2. Экономическая система (статьи 10-15, 17-18) Глава 3. Социальное развитие и культура (статьи 19-25, 26-27) Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67 11) Глава 5. Права и свободы человека и гражданина (статьи 31-67 3) Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации (статьи 67 4 -67 11) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации (статьи 68-84) Глава 7. Российская Федерация - суверенное государство (статьи 68, 70, 71-72, 75) Глава 8. Республика в составе Российской Федерации (статьи 78-81 5) Глава 9. Автономная область и автономный округ (статьи 82-84 6) Глава 9 1 . Край, область, город федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 84 7 -84 15) IV. Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания (статьи 85-103) Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов (статьи 85, 86, 86 1 , 87, 90) Глава 11. Избирательная система (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации (статьи 104-130) Глава 13. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации (статьи 104-121) Глава 13 1 . Президент Российской Федерации (статьи 121 1 -121 11) Глава 14. Совет Министров Российской Федерации (статьи 122-125, 127-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации (статьи 131-136) Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации (статьи 131-132) Глава 15 1 . Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации (статьи 132 1 -132 2) Глава 16. Совет Министров республики в составе Российской Федерации (статьи 133-136) VI 1 . Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 -136 6) Глава 16 1 . Советы народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 -136 2) Глава 16 2 . Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения (статьи 136 3 -136 6) VII. Местное самоуправление в Российской Федерации (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления (статьи 138-145) Глава 18. Местная администрация (статьи 146-150) VIII. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 158, 160-162) IX. Правосудие и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Судебная система Российской Федерации (статьи 163-174) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица Российской Федерации (статьи 180-183) XI. Действие конституции Российской Федерации и порядок ее изменения (статьи 183-185).

Преамбула

В преамбуле Конституции в общем виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Также в преамбуле было сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил новую редакцию преамбулы. В ней отмечалось, что Съезд, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к правам всех народов СССР и выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет республики и заявляет о своей решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого СССР.

9 декабря 1992 года из преамбулы было исключено упоминание о СССР, добавлено указание на признание приоритета прав человека и гражданина РФ.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что РСФСР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». 15 декабря 1990 года эта формулировка была отменена, вместо этого было установлено, что РСФСР «есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами».

21 апреля 1992 года к этой формулировке было добавлено указание о том, что РФ «есть суверенное федеративное государство...», «незыблемыми основами конституционного строя» которого являются народовластие , федерализм , республиканская форма правления . Наименования «Российская Федерация » и «Россия » Конституция объявляла равнозначными.

Статья 2 утверждала, что вся власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет её через Советы . Все другие органы были подотчётны и подконтрольны Советам.

15 декабря 1990 года было утверждено, что власть принадлежит «многонациональному народу РСФСР», а осуществляется им как через Советы, так и непосредственно .

Статья 3 определяла, что организация и деятельность РСФСР строятся в соответствии с принципом демократического централизма и давала его определение.

21 апреля 1992 года эта статья была изложена в новой редакции, в соответствии с которой система государственной власти основана на принципах разделения властей и разделения полномочий между Федерацией и ее субъектами . Но принципу разделения властей противоречила часть вторая статьи 104 Конституции, которая предоставляла Съезду народных депутатов право решать любой вопрос, отнесенный к ведению РФ (в несколько усеченном виде пункт 26 статьи 109 предоставлял его и Верховному Совету). Данное противоречие стало одной из причин кризиса власти , переросшего впоследствии в вооруженный конфликт между двумя её ветвями.

Статья 5 предусматривала возможность проведения референдумов и всенародных обсуждений по «наиболее важным вопросам государственной жизни», однако перечень этих вопросов не указывался.

15 декабря 1990 года в новой редакции этой статьи было провозглашено, что «право собственности в РСФСР защищено законом», а 9 декабря 1992 года было установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются следующие ее формы: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.

Статья 16 провозглашала экономику РСФСР составной частью экономики СССР и закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагала сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта , прибыли , себестоимости и других экономических рычагов и стимулов . V Съездом народных депутатов РСФСР в октябре-ноябре 1991 года эта статья была исключена.

Органы власти

В новой Конституции был введен новый Раздел IV - «Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 92 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет.

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете (глава 13 ) и Совете Министров РСФСР (глава 14 ). Содержащаяся в этом разделе статья 104 предоставляла Верховному Совету (а с 27 октября 1989 года - Съезду народных депутатов) РСФСР всю полноту государственной власти; к исключительным полномочиям ВС РСФСР относилось (по первоначальной редакции): принятие Конституции и законов РСФСР, внесение в них изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов.

27 октября 1989 года были введены нормы о Съезде народных депутатов РСФСР (новая редакция главы 13 ), а 24 мая 1991 года - отдельная глава 13 1 о Президенте РСФСР .

В разделе VI были обозначены органы власти автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись Верховные Советы (а с 27 октября 1989 года - и Съезды народных депутатов) и Советы Министров республик.

1 ноября 1991 года была введена глава о президентах республик РСФСР (глава 15 1 ), а 21 апреля 1992 года - отдельный раздел VI 1 , в котором были установлены органы исполнительной (администрация) и законодательной (Совет народных депутатов) власти краёв, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения (последние стали охватываться этой главой с принятием соответствующих поправок 9 декабря 1992 года).

Поправки

До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки (например аналогичные июньским поправкам 1981 года в Конституцию СССР 1977 года), не вносились . Вопрос о необходимости изменения Конституции РСФСР впервые встал лишь в 1988-1989 годах в связи с необходимостью приведения российского Основного Закона в соответствие с новой редакцией Конституции СССР. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высший органом государственной власти становился Съезд народных депутатов избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, сроком на 5 лет. Но Съезд не был постоянным органом - он собирался раз в год. Съезд народных депутатов избирал Верховный Совет РСФСР собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательной власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух (а не одной как это было в 1938-1990 годах) палат - Совета Национальностей и Совета Республики, организацию работы обеспечивал Президиум Верховного Совета. Функции высшего должностного лица РСФСР осуществлял Председатель Верховного Совета.

31 мая 1990 года число избираемых Съездом заместителей (не считая Первого заместителя) Председателя ВС РСФСР увеличено с одного до трех.

16 июня 1990 года была принята поправка, устанавливающая многопартийную систему в РСФСР. В отличие от союзного закона новая редакция 6 статьи Конституции РСФСР не упоминала о КПСС .

«Съезд народных депутатов РСФСР,

Сознавая историческую ответственность за судьбу России,
- свидетельствуя уважение к правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
- выражая волю народов РСФСР,

Подтверждает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР».

Статья 1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

Наряду с этим была изменена экономическая система Российской Федерации (разрешение частной собственности, хотя сам термин "частная собственность" тогда в Конституции не появился), создан Конституционный Суд РСФСР (избран годом позже) и должность Генерального прокурора РСФСР, назначаемого ВС РСФСР и утверждаемого Съездом. Закреплялось республиканское гражданство РСФСР (статья 31), из статей о политических правах граждан РСФСР были исключены положения о том, что эти права должны служить "интересам народа" и целям "укрепления и развития социалистического строя" (статья 49), "коммунистического строительства" (статьи 45, 49), в новой редакции была изложена статья о свободе совести и вероисповеданий. Была изъята обязанность граждан "беречь и укреплять социалистическую собственность", "бороться с хищениями и расточительством государственного и общественного имущества, бережно относиться к народному добру" (статья 59). В статье 57 об обязанности соблюдения законов на первое место была поставлена Конституция РСФСР (ранее - Конституция СССР). За РСФСР российским Съездом было конституционно закреплено право приостановления действия союзных актов, "ущемляющих суверенные права РСФСР" на территории РСФСР (ранее провозглашенное в Декларации о суверенитете). Автономные области вошли в РСФСР непосредственно, а за автономными округами закреплена возможность входить в край, область (т.е. они могли непосредственно войти в РСФСР по своему желанию). Исключена необходимость при разработке госпланов РСФСР исходить из госплана СССР; бюджет РСФСР выведен из бюджета Союза ССР. Упразднялись органы народного контроля (что закрепляло соответствующее постановление первого СНД) и (в одностроннем порядке) союзно-республиканские министерства, а также так и не сформированный Комитет конституционного надзора РСФСР (заменен Конституционным судом).

24 апреля 1991 года Верховным Советом РСФСР по итогам референдума, прошедшего 17 марта 1991 года, был принят закон "О Президенте РСФСР" который вводил должность Президента к которому переходили функции высшего должностного лица РСФСР и главы исполнительной власти , самостоятельно формирущего правительство РСФСР (лишь на назначение Председателя Совмина требовалось согласие Верховного Совета РСФСР и утверждение его Съездом народных депутатов РСФСР), руководящего его деятельностью и правомочного приостанавливать акты нижестоящих исполнительных органов в случае их противоречия Конституции и законам РСФСР (хотя последнее право было сохранено и за Правительством РСФСР). В мае 1991 года этот закон был утвержден Съездом, соответствующие изменения 24 мая 1991 года были внесены в Конституцию РСФСР. Совет Министров стал подотчётен только президенту, автономные советские социалистические республики были переименованы в советские социалистические республики в составе РСФСР (это переименование не согласовывалось с 85 статьёй конституции СССР ). Городские, сельские и поселковые Советы объявлены органами местного самоуправления , что противоречило статье 145 конституции СССР, согласно которой Советы народных депутатов являлись не «органами местного самоуправления », а «органами государственной власти в автономных областях, автономных округах, краях, областях, районах, городах, районах в городах, поселках, сельских населенных пунктах и других административно-территориальных единицах». Президент РСФСР вместо Верховного Совета был наделен полномочиями формировать Совет Министров , что противоречило статье 139 конституции СССР, согласно которой «Верховный Совет союзной республики образует Совет Министров союзной республики - Правительство союзной республики - высший исполнительный и распорядительный орган государственной власти союзной республики» . Местные администрации были в значительной мере выведены из под контроля Советов. Упразднялась система государственного арбитража , замененная системой арбитражных судов .

3 июля того же года на основании делегированных полномочий Верховным Советом РСФСР в конституцию были внесена поправка, утвержденная Съездом в апреле 1992 года, преобразовавшая Адыгейскую, Горно-Алтайскую, Карачаево-Черкесскую и Хакасскую автономные области в Советские Социалистические Республики в составе РСФСР , что не соответствовало статье 87 конституции СССР, в которой эти республики продолжали быть автономными областями РСФСР

1 ноября 1991 года в конституцию были внесены поправки об учреждении поста президента в каждой республике и утверждении в качестве государственного флага РСФСР государственного флага, аналогичного флагу Российской империи . Этими же поправками из числа лиц, не имеющих избирательных прав, исключались лица, содержащиеся с санкции прокурора в местах лишения свободы, а также находящиеся по решению суда в местах принудительного лечения. Президиум ВС РСФСР лишался права давать согласие на лишение депутатской неприкосновенности (это право от него передавалось Съезду); избрание Верховного Совета РСФСР Съездом стало называться формированием, а в Совет Национальностей теперь могли входить и депутаты от территориальных округов. Гимн РСФСР стал утверждаться Верховным Советом РСФСР (что отражало практику: Государственный гимн Российской Федерации 1990-2000 годов («Патриотическая песня » М. И. Глинки) был утвержден именно Верховным Советом), а в статье 166 Конституции закреплялась возможность суда с участием присяжных заседателей . Поправка продолжила линию на возрастающую самостоятельность РСФСР по отношению к СССР: статья 16 Конституции, закреплявшая экономику РСФСР как часть экономики Союза ССР, была исключена, а в статье 19 было установлено, что «государство способствует <...> всестороннему развитию и сближению всех наций и народностей РСФСР» (ранее говорилось о нациях и народностях всего Союза ССР)

Была внесена поправка, переименовавшая ряд регионов: Ленинград был переименован в Санкт-Петербург (однако в статье 109 осталось слово «Ленинград» в родительном падеже), Горьковская область была переименована в Нижегородскую, Калининская в Тверскую, Куйбышевская в Самарскую. Председатель Верховного Совета России был наделён полномочиями вести переговоры и подписывать соглашения между законодательными органами (парламентами) Российской Федерации и суверенных государств. Также в конституцию был включен Федеративный договор от 31 марта 1992 года.

9 декабря 1992 года в конституцию были внесены очередные поправки. Из преамбулы было исключено упоминание об СССР, включено упоминание о признании приоритета прав человека и гражданина. Из 7 статьи конституции, где говорилось, что политические партии, общественные организации и массовые движения действуют рамках закона, было исключено упоминание о Конституции и законах СССР, включено указание о иных (помимо республик) субъектах, акты которых должны соблюдаться партиями, организациями и движениями; запрещено создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти и незаконных вооруженных формирований, вместо недопустимости действий партий, организаций и движений по свержению советского конституционного строя и нарушению целостности социалистического государства было закреплено положение о недопустимости свержения конституционного строя и нарушении целостности Российской Федерации. Введено положение о том, что собственность в следующих ее формах: частной (понятие частной собственности в Конституции появлялось впервые и включало собственность юридических лиц и граждан), коллективной (общей совместная, общей долевой), государственной, муниципальной и собственности общественных объединений - признается и защищается; запрещалось использование собственности в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан; смягчены ограничения по обороту земельных участков. Из 30 статьи, где говорилось об обеспечении безопасности и обороноспособности страны, было исключено упоминание о Вооружённых силах СССР. Города республиканского подчинения (Москва, Санкт-Петербург) были переобразованы в города федерального значения. Однако, в статье 153 Москва и Санкт-Петербург продолжали упоминатся как города республиканского подчинения . Верховный Совет был наделён правом давать согласия на назначение на должность министра иностранных дел, министра обороны, министра безопасности, министра внутренних дел; назначать председателя Центрального банка; обеспечивать совместно с Верховными Советами республик в составе Российской Федерации соответствие Конституций республик в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации. Президент был наделен полономочиями Верховного главнокомандующого Вооружёнными Силами Российской Федерации, назначать на должность и освобождать от должности высших должностных лиц Вооружённых Сил Российской Федерации и присваивать высшие воинские звания в порядке, определяемом законом. Совет Министров стал подотчётен не только президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету, как это было до мая 1991 года. Также было установлено что в случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации . Этим же законом закреплено положение о избрании судей КС РФ съездом и введены нормы о мировых судьях.

На следующий день была внесена поправка, разделяющая Чечено-Ингушскую АССР на Ингушскую Республику и Чеченскую Республику .

Конституционный кризис и принятие новой Конституции

Конституция Российской Федерации, установившая новые основы построения российской государственности после распада СССР, была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.

Органические законы на основе Конституции 1978 года

  • Закон РСФСР "О выборах в Верховный Совет РСФСР" от 8 августа 1978 года
  • Закон РСФСР "О Совете Министров РСФСР" от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР "О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР" от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР "О краевом, областном совете народных депутатов РСФСР" от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР "Об автономных округах РСФСР" от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР "О выборах районных (городских) народных судов РСФСР" от 8 июля 1981 года
  • Закон РСФСР "О порядке отзывов народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов РСФСР" от 8 июля 1981 года

Органические законы на основе Конституции 1978 года в редакции 1989 года

  • Закон РСФСР "О выборах народных депутатов РСФСР" от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР "О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР" от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР" от 14 июля 1990 года
  • Закон РСФСР "О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР" от 30 октября 1990 года
  • Закон РСФСР "О статусе народного депутата РСФСР" от 15 октября 1990 года
  • Закон РСФСР "О вступлении в должность Президента РСФСР" от 27 июня 1991 года
  • Закон РСФСР "О порядке отзыва народного депутата РСФСР" от 17 мая 1991 года
  • Закон РСФСР "О Конституционном Суде РСФСР" от 6 апреля 1991 года

Примечания

  1. Верховный Совет не мог решать вопросы, отнесенные к исключительному ведению Съезда народных депутатов
  2. Норма, введенная в союзную Конституцию в 1981 году, присутствовала в Конституции РСФСР 1978 года с самого начала
  3. главы государства , хотя этот термин в Конституцию не включили в силу существования союзного государства (СССР), частью которого являлась Российская Федерация
  4. Закон РСФСР от 15 декабря 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»
  5. Закон РСФСР от 24 мая 1991 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР»
  6. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 10. Автономная Советская Социалистическая Республика
  7. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 19. Местные органы государственной власти и управления
  8. Конституция СССР в редакции от 26 декабря 1990 г. / Глава 17. Высшие органы государственной власти и управления союзной республики

Конституция 1978 года в первоначальной редакции не изменила политической системы страны - Советы депутатов трудящихся стали называться Советами народных депутатов, срок полномочий Верховного Совета был увеличен с 4 до 5 лет, срок полномочий Советов народных депутатов - с 2 до 2,5 лет.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Конституция РСФСР РФ 1978 НЕ ОТМЕНЕНА! Заставь чиновников РФ соблюдать ОСНОВНОЙ ЗАКОН!

    ✪ Как оккупанты писали конституцию РФ для граждан СССР

    ✪ Принятие расстрелянной Конституции СССР 1977 года. Программа "Время" 07.10.1977 г.

    ✪ СМИ РФ сообщают - СССР юридически СУЩЕСТВУЕТ!!!

    ✪ Оккупационные пункты конституции РФ

    Субтитры

Структура

По структуре и содержанию Конституция РСФСР 1978 года соответствовала новой Конституции СССР. В отличие от предыдущей Конституции новая Конституция РСФСР стала намного объёмнее и углубила систематизацию конституционных норм. Первый и второй разделы в целом соответствовали аналогичным разделам Конституции СССР. В третьем разделе «Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР» было закреплено административное деление РСФСР: в состав РСФСР входили 16 АССР, 5 автономных областей и 10 автономных округов.

Конституция содержала 11 разделов, 22 главы и 185 статей:

I. Основы общественного строя и политики РСФСР (статьи 1-30) (статьи 1-9) (статьи 10-18) (статьи 19-27) (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67) Глава 5. Гражданство РСФСР. Равноправие граждан (статьи 31-36) Глава 6. Основные права, свободы и обязанности граждан РСФСР (статьи 37-67) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство РСФСР (статьи 68-84) Глава 7. РСФСР - союзная республика в составе СССР (статьи 68-77) Глава 8. Автономная Советская Социалистическая Республика (статьи 78-81) (статьи 82-84) IV. Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания (статьи 85-103) (статьи 85-90) (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления РСФСР (статьи 104-130) Глава 13. Верховный Совет РСФСР (статьи 104-121) Глава 14. Совет Министров РСФСР (статьи 122-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления автономной республики (статьи 131-136) Глава 15. Верховный Совет автономной республики (статьи 131-132) Глава 16. Совет Министров автономной республики (статьи 133-136) VII. Местные органы государственной власти и управления в РСФСР (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов (статьи 137-144) Глава 18. Исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов (статьи 145-151) VIII. Государственный план экономического и социального развития РСФСР. Государственный бюджет РСФСР (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития РСФСР (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет РСФСР (статьи 158-162) IX. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Суд и арбитраж (статьи 163-175) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица РСФСР (статьи 180-183) XI. Действие конституции РСФСР и порядок её изменения (статьи 184-185).

Впоследствии структура неоднократно менялась в связи с поправками. По состоянию на 10 декабря 1992 года Конституция имела следующую структуру:

I. Основы общественного строя и политики Российской Федерации (статьи 1-30) Глава 1. Политическая система (статьи 1-9) Глава 2. Экономическая система (статьи 10-15, 17-18) Глава 3. Социальное развитие и культура (статьи 19-25, 26-27) Глава 4. Внешнеполитическая деятельность и защита социалистического Отечества (статьи 28-30) II. Государство и личность (статьи 31-67 11) Глава 5. Права и свободы человека и гражданина (статьи 31-67 3) Глава 6. Обязанности граждан Российской Федерации (статьи 67 4 −67 11) III. Национально-государственное и административно-территориальное устройство Российской Федерации (статьи 68-84) Глава 7. Российская Федерация - суверенное государство (статьи 68, 70, 71-72, 75) Глава 8. Республика в составе Российской Федерации (статьи 78-81 5) Глава 9. Автономная область и автономный округ (статьи 82-84 6) Глава 9 1 . Край, область, город федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 84 7 −84 15) IV. Советы народных депутатов Российской Федерации и порядок их избрания (статьи 85-103) Глава 10. Система и принципы деятельности Советов народных депутатов (статьи 85, 86, 86 1 , 87, 90) Глава 11. Избирательная система (статьи 91-98) Глава 12. Народный депутат (статьи 99-103) V. Высшие органы государственной власти и управления Российской Федерации (статьи 104-130) Глава 13. Съезд народных депутатов Российской Федерации и Верховный Совет Российской Федерации (статьи 104-121) Глава 13 1 . Президент Российской Федерации (статьи 121 1 −121 11) Глава 14. Совет Министров Российской Федерации (статьи 122-125, 127-130) VI. Высшие органы государственной власти и управления республики в составе Российской Федерации (статьи 131-136) Глава 15. Съезд народных депутатов и Верховный Совет республики в составе Российской Федерации (статьи 131-132) Глава 15 1 . Глава исполнительной власти (Президент) республики в составе Российской Федерации (статьи 132 1 −132 2) . Глава 16. Совет Министров республики в составе Российской Федерации (статьи 133-136) VI 1 . Органы государственной власти и управления края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 −136 6) Глава 16 1 . Советы народных депутатов края, области, автономной области, автономного округа и города федерального значения в составе Российской Федерации (статьи 136 1 −136 2) Глава 16 2 . Краевая, областная администрация, администрация автономной области, автономного округа, города федерального значения (статьи 136 3 −136 6) VII. Местное самоуправление в Российской Федерации (статьи 137-151) Глава 17. Местные Советы народных депутатов и органы территориального общественного самоуправления (статьи 138-145) :Глава 18. Местная администрация (статьи 146-150) VIII. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 152-162) Глава 19. Государственный план экономического и социального развития Российской Федерации (статьи 152-157) Глава 20. Государственный бюджет Российской Федерации (статьи 158, 160-162) IX. Правосудие и прокурорский надзор (статьи 163-169) Глава 21. Судебная система Российской Федерации (статьи 163-174) Глава 22. Прокуратура (статьи 176-179) X. Герб, флаг, гимн и столица Российской Федерации (статьи 180-183) XI. Действие конституции Российской Федерации и порядок её изменения (статьи 184-185).

Преамбула

В преамбуле в общем виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после Октябрьской революции. Также в преамбуле было сказано, что Конституция сохраняет принципы предыдущих Конституций.

15 декабря 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил новую редакцию преамбулы. В ней отмечалось, что Съезд, сознавая историческую ответственность за судьбу России, свидетельствуя уважение к правам всех народов СССР и выражая волю народов РСФСР, подтверждает государственный суверенитет республики и заявляет о своей решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого СССР.

9 декабря 1992 года из преамбулы было исключено упоминание о СССР, добавлено указание на признание приоритета прав человека и гражданина РФ.

Политическая система

Первый раздел Конституции закреплял общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества.

Статья 1 обозначала, что РСФСР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». 15 декабря 1990 года эта формулировка была отменена, вместо этого было установлено, что РСФСР «есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нём народами».

21 апреля 1992 года к этой формулировке было добавлено указание о том, что РФ «есть суверенное федеративное государство…», «незыблемыми основами конституционного строя» которого являются народовластие , федерализм , республиканская форма правления . Наименования «Российская Федерация » и «Россия » Конституция объявляла равнозначными.

Статья 2 утверждала, что вся власть в РСФСР принадлежит народу, который осуществляет её через Советы . Все другие органы были подотчётны и подконтрольны Советам.

15 декабря 1990 года было установлено, что власть принадлежит «многонациональному народу РСФСР», а осуществляется им как через Советы, так и непосредственно .

Статья 3 определяла, что организация и деятельность РСФСР строятся в соответствии с принципом демократического централизма , и давала его характеристику.

21 апреля 1992 года эта статья была изложена в новой редакции, в соответствии с которой система государственной власти основана на принципах разделения властей и разделения полномочий между Федерацией и её субъектами , однако принципу разделения властей противоречила часть вторая статьи 104 Конституции, которая предоставляла Съезду народных депутатов право решать любой вопрос, отнесенный к ведению РФ (в несколько усеченном виде пункт 26 статьи 109 предоставлял его и Верховному Совету). Данное противоречие стало одной из причин кризиса власти , переросшего впоследствии в вооруженный конфликт между двумя её ветвями. Впрочем, ещё в августе 1993 года Верховный Совет разработал проект закона о поправках в конституцию, который должен был исключить указанные пункты о полновластии Съезда и парламента . Председатель Комитета ВС по конституционному законодательству Владимир Исаков утверждал, что часть вторая статьи 104 и пункт 26 статьи 109 ни разу не применялись .

Статья 5 предусматривала возможность проведения референдумов и всенародных обсуждений по «наиболее важным вопросам государственной жизни», однако перечень этих вопросов не указывался.

15 декабря 1990 года в новой редакции этой статьи было провозглашено, что «право собственности в РСФСР защищено законом», а 9 декабря 1992 года было установлено, что в Российской Федерации признаются и защищаются следующие её формы: частная (юридических лиц и граждан), коллективная (общая совместная, общая долевая), государственная, муниципальная и собственность общественных объединений.

Статья 16 провозглашала экономику РСФСР составной частью экономики СССР и закрепляла принцип государственного планирования экономики , вместе с тем предполагая сочетание централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, использование хозяйственного расчёта , прибыли , себестоимости и других экономических рычагов и стимулов . V Съездом народных депутатов РСФСР в октябре-ноябре 1991 года эта статья была исключена.

Органы власти

В новой Конституции был введен новый Раздел IV - «Советы народных депутатов РСФСР и порядок их избрания», где была закреплена вся система Советов, увеличен срок полномочий Верховных Советов с 4 до 5 лет, местных Советов - с 2 до 2,5 лет.

Закреплялся также уже существовавший в прежней Конституции принцип всеобщего , равного, прямого избирательного права при тайном голосовании . При этом, согласно статье 92 , был снижен возраст пассивного избирательного права в Советы до 18 лет.

Раздел V закреплял положения о высших государственных органах власти - Верховном Совете (глава 13 ) и Совете Министров РСФСР (глава 14 ). Содержащаяся в этом разделе статья 104 предоставляла Верховному Совету (а с 27 октября 1989 года - Съезду народных депутатов) РСФСР всю полноту государственной власти; к исключительным полномочиям ВС РСФСР относилось (по первоначальной редакции): принятие Конституции и законов РСФСР, внесение в них изменений; представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых автономных республик и автономных областей в составе РСФСР; утверждение государственных планов экономического и социального развития РСФСР, государственного бюджета РСФСР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов.

27 октября 1989 года были введены нормы о Съезде народных депутатов РСФСР (новая редакция главы 13 ), а 24 мая 1991 года - отдельная глава 13 1 о Президенте РСФСР .

В разделе VI были обозначены органы власти автономных республик, где высшими государственными органами власти являлись Верховные Советы (а с 27 октября 1989 года - и Съезды народных депутатов) и Советы Министров республик.

1 ноября 1991 года была введена глава о президентах республик РСФСР (глава 15 1 ), а 21 апреля 1992 года - отдельный раздел VI 1 , в котором были установлены органы исполнительной (администрация) и законодательной (Совет народных депутатов) власти краёв, областей, автономных областей и округов, городов федерального значения (последние стали охватываться этой главой с принятием соответствующих поправок 9 декабря 1992 года).

Поправки

До 1989 года Конституция РСФСР находилась в полной неприкосновенности, даже малые поправки, - например, аналогичные июньским поправкам 1981 года, - в Конституцию СССР 1977 года не вносились . Вопрос о необходимости изменения Конституции РСФСР впервые встал лишь в 1988-1989 годах в связи с необходимостью приведения российского Основного Закона в соответствие с новой редакцией Конституции СССР. В соответствии с этим 27 октября 1989 года Верховный Совет XI созыва принял первые поправки к конституции. Высшим органом государственной власти становился Съезд народных депутатов , избираемый сроком на 5 лет на основе всеобщего , равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет . Но Съезд не был постоянным органом - он собирался раз в год. Съездом народных депутатов избирался Верховный Совет РСФСР, собиравшийся на сессии дважды в год и осуществлявший полномочия законодательного органа власти между съездами. Верховный Совет теперь состоял из двух (а не одной, как это было в 1938-1990 годах) палат - Совета Национальностей и Совета Республики , организацию их работы обеспечивал Президиум Верховного Совета . Функции высшего должностного лица РСФСР осуществлял Председатель Верховного Совета .

«Съезд народных депутатов РСФСР,
- сознавая историческую ответственность за судьбу России,
- свидетельствуя уважение к правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,
- выражая волю народов РСФСР,

В данной редакции из Конституции были повсеместно исключены упоминания о социализме.

Из-за отказа ставить на голосование ратификацию Беловежского соглашения о создании СНГ , где говорилось, «что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает своё существование» , Съезд народных депутатов не стал рассматривать вопрос о полном исключении из конституции упоминания о конституции и законах СССР; так, например, они продолжали упоминаться в части 2 статьи 4 конституции:

Государственные и общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию СССР , законы Российской Федерации и СССР , конституции и законы республик, входящих в состав Российской Федерации, изданные в пределах их полномочий.

Был существенно пересмотрен каталог прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, причем некоторые права закреплялись в российской Конституции впервые.

В конституцию были внесены положения о Республике Адыгея, Республике Горный Алтай, Карачаево-Черкесской ССР и Республике Хакасия. В текст основного закона внесено города Санкт-Петербург вместо Ленинграда (однако в статье 109 осталось указание на избрание Верховным Советом РФ Ленинградского городского суда, а не Санкт-Петербургского), а также заменены названия областей: Нижегородская область вместо Горьковской , Тверская область вместо Калининской , Самарская область вместо Куйбышевская (см. История административно-территориального деления РСФСР#Преобразования 1990-1992 годов). Председатель Верховного Совета России был наделён полномочиями вести переговоры и подписывать соглашения между законодательными органами (парламентами) Российской Федерации и суверенных государств. Также в конституцию были включены положения Федеративного договора от 31 марта 1992 года (ст. 72, ст.ст. 81-1 - 81-5, 84-1-81-6 и глава 9-1), а сам договор стал приложением к конституции. Данные поправки вступили в силу момента опубликования 16 мая 1992 года в «Российской газете» .

9 декабря 1992 года в конституцию были внесены очередные поправки. Из преамбулы было исключено упоминание об СССР и включено упоминание о признании приоритета прав человека и гражданина. Из статьи 7 конституции, где говорилось, что политические партии , общественные организации и массовые движения действуют в рамках закона, было исключено упоминание о Конституции и законах СССР, включено указание об иных (помимо республик) субъектах Федерации, акты которых должны соблюдаться партиями, организациями и движениями; запрещено создание не предусмотренных Конституцией и законами Российской Федерации структур власти и незаконных вооружённых формирований , вместо недопустимости действий партий, организаций и движений по свержению советского конституционного строя и нарушению целостности социалистического государства было закреплено положение о недопустимости свержения конституционного строя и нарушении целостности Российской Федерации. Введено положение о том, что собственность в следующих её формах: частной (понятие частной собственности в Конституции появлялось впервые и включало собственность юридических лиц и граждан), коллективной (общей совместная , общей долевой), государственной, муниципальной и собственности общественных объединений - признаётся и защищается; запрещалось использование собственности в целях, противоречащих интересам общества, правам и свободам других граждан; смягчены ограничения по обороту земельных участков. Из статьи 30, где говорилось об обеспечении безопасности и обороноспособности страны, было исключено упоминание о Вооружённых Силах СССР . Города республиканского подчинения (Москва, Санкт-Петербург) были преобразованы в города федерального значения , хотя в статье 153 Москва и Санкт-Петербург продолжали упоминаться как города республиканского подчинения . Верховный Совет был наделён правом давать согласия на назначение на должность министра иностранных дел , министра обороны , министра безопасности, министра внутренних дел ; назначать председателя Центрального банка ; обеспечивать совместно с Верховными Советами республик в составе Российской Федерации соответствие Конституций республик в составе Российской Федерации Конституции Российской Федерации. Президент был наделён полномочиями Верховного главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации , назначать на должность и освобождать от должности высших должностных лиц Вооружённых Сил Российской Федерации и присваивать высшие воинские звания в порядке, определяемом законом. Совет Министров стал подотчётен не только президенту, но и Съезду народных депутатов и Верховному Совету, как это было до мая 1991 года. Также было установлено, что в случае невозможности исполнения полномочий Президента Российской Федерации вице-президентом Российской Федерации они переходят последовательно к Председателю Совета Министров Российской Федерации, Председателю Верховного Совета Российской Федерации . Этим же законом закреплено положение о избрании судей КС РФ съездом и введены нормы о мировых судьях. Указанные поправки вступили в силу момента опубликования в «Российской газете» 12 января 1993 года .

На следующий день была внесена поправка, разделяющая Чечено-Ингушскую АССР на Ингушскую Республику и Чеченскую Республику . Данная поправка был опубликована 29 декабря 1992 года в "Российской газете " и вступила в силу 9 января 1993 года по истечении 10 дней со дня официального опубликования .

Конституционный кризис и принятие новой Конституции

Конституция Российской Федерации, установившая новые основы построения российской государственности после распада СССР, была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования (проголосовало только 1/3 населения страны, 58% из которых проголосовали "за"), проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15 октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проекту Конституции Российской Федерации». Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» - 25 декабря 1993 года.

Органические законы на основе Конституции 1978 года

  • Закон РСФСР «О выборах в Верховный Совет РСФСР» от 8 августа 1978 года
  • Закон РСФСР «О Совете Министров РСФСР» от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР «О выборах в местные советы народных депутатов РСФСР» от 3 августа 1979 года
  • Закон РСФСР «О краевом, областном совете народных депутатов РСФСР» от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР «Об автономных округах РСФСР» от 20 ноября 1980 года
  • Закон РСФСР «О выборах районных (городских) народных судов РСФСР» от 8 июля 1981 года
  • Закон РСФСР «О порядке отзывов народных судей и народных заседателей районных (городских) народных судов РСФСР» от 8 июля 1981 года

Органические законы на основе Конституции 1978 года в редакции 1989 года

  • Закон РСФСР «О выборах народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР «О выборах народных депутатов местных советов народных депутатов РСФСР» от 27 октября 1989 года
  • Закон РСФСР «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» от 14 июля 1990 года
  • Закон РСФСР «О статусе народного депутата местного совета народных депутатов РСФСР» от 30 октября 1990 года
  • Закон РСФСР «О статусе народного депутата РСФСР» от 15 октября 1990 года
  • Закон РСФСР «О порядке отзыва народного депутата РСФСР» от 17 мая 1991 года


 

Возможно, будет полезно почитать: