По истории и обществознанию игры. Игры на уроках истории

Цель игры : развивать интерес к родной истории, к прошлому России.

В игре участвуют две команды:

1-я команда - «Археологи»;

2-я команда - «Реставраторы».

Эпиграф к игре:

История не терпит суесловия,

Трудна сё народная стезя,

Её страницы, залитые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя.

Ярослав Смеляков

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в удивительный мир истории. Вы уже познакомились с «лентой времени», с историей возникновения календаря, письменности, различных вещей, которыми мы пользуемся и сейчас. Сегодня мы собрались на игру «Счастливый случай». Тема игры - история.

Ваша задача - вспомнить все изученное и прочитанное ранее и защитить честь своей команды.

Представляю команды:

1-я команда - «Археологи».

2-я команда - «Реставраторы».

Кто такие археологи? Реставраторы?

Эпиграфом игры будут вот эти замечательные слова Ярослава Смелякова. (Учитель читает эпиграф, написанный на доске или плакате.)

Вопросы первой команде.

1. Отрезок времени в 100 лет. (Век.)

2. 1564 г. - начало книгопечатания на Руси. Какой это век? (16 в.)

3. Как назывался первый дом человека? (Пещера.)

4. В каком веке вы живёте? (21 век.)

5. Как называли правителей Египта? (Фараон.)

6. Что такое зипун? (Одежда.)

7. Лицевая сторона монеты. (Аверс.)

8. Что такое иероглифы? (Египетские знаки для письменности.)

9. В 988 году князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь. Какой это был век? (10 в.)

10. Материал для письма из листов тростника. (Папирус.)

Вопросы второй команде.

1. Отрезок времени в 12 месяцев (Год.)

2. 1380 г. - в этом году произошла Куликовская битва. Какой это век? (14 в.)

3. Дворец и крепость очень богатых людей средневековья. (Замок.)

4. В каком веке родились ваши родители? (20 век.)

5. Кто правил на Руси? (Царь.)

6. Что такое гардероб? (Предмет мебели.)

7. Оборотная сторона медали. (Реверс.)

8. Как называются знаки для письма в России? (Буквы.)

9. В 1147 году была основана Москва. (Первое упоминание в летописи). Какой это был век? (12 в.)

10. Обработанные телячьи шкуры, которые использовались для письма (Пергамент.)

III. Второй гейм «Ты - мне, я - тебе».

Команды задают друг другу вопросы, которые заранее подготовили сами.

IV. Третий гейм «Заморочки из бочки».

В ящике лежат бочонки от лого с номерами 1, 2, 3, 4. Дети достают номерок, учитель читает задание. Дается 1 минута на обсуждение.

1. О каком предмете идет речь?

Форму квадрата этого предмета установил французский король Людовик XVI, издав указ 23 сентября 1784 года. Согласно приказу, «длина этого предмета должна равняться его ширине», так как прежняя овальная форма была очень не экономичной. А самые первые сведения об этом предмете относятся к III веку до нашей эры. Уже тогда греческие и римские патриции пользовались ими довольно широко. В 13-14 веках эта вещь пользовалась огромным спросом у парижских модниц, превратившись в разновидность веера. А очень часто этот предмет пропитывался духами. (Носовой платок.)

2. Это один из самых древних напитков: впервые он упоминался в рукописи, относящейся к 2700 году до нашей эры. В Россию он попал из Монголии в 1638 году, когда Атлын-хан прислал в подарок царю Михаилу Федоровичу 4 пуда «этого»?

Напиток приготовляется из листьев кустарникового растения, однако дикие сорта представляют собой деревья высотой до 15 м. В Китае и Японии «это» употребляют и как приправу к блюдам, а в Бирме для приготовления салата. Плоды «этого» богаты маслом, которое вполне может заменить оливковое. (Чай.)

Восточная мудрость: «Свежий чай подобен бальзаму, оставленный на ночь - подобен ядовитой змее!»

3. Сценка (разыгрывают дети).

Только удивительно князю Юрию Владимировичу, почему Кучко, тутошний князь, не встречает его, не оказывает почести. Послал он воина за Кучком. (Входит Кучко, воин.)

Долгорукий. Почему не встречаешь, чести не оказываешь? В хоромы меня, великого князя, не зовешь?

Кучко. Не знал я, господин, что ты едешь, потому не встретил. В хоромы не зову, потому что старые хоромы разметали, новые не построили, сами в сарае живем.

Долгорукий. Хорошие у тебя села, богатые.

Кучко. Богатые.

Долгорукий. Знать, поля хороню родят.

Кучко. Хорошо.

Долгорукий. А река рыбна ли?

Кучко. И река рыбна.

Долгорукий. А как зовется река?

Кучко. Москва.

Долгорукий. Что значит такое название?

Кучко. Названо не нами, а жившими прежде нас. Мы сами не понимаем, что оно значит.

Как известно, князь Юрий Долгорукий основал нынешнюю нашу столицу - Москву. Мы посмотрели встречу великого князя с Кучко, владельцем земель, где потом князь выстроил Москву.

Вопрос: Что стало с Кучко? Какова его судьба?

(Боярин Степан Иванович Кучко был убит по приказу Долгорукова как не покорившийся, а сын Юрия Андрей взял себе в жены красавицу дочь Кучко.)

4. Иван I Данилович, князь Московский был умным и очень хитрым человеком. Он прослыл бережливым, даже скупым. Много богатства скопилось у него. В своем завещании проводил политику - не дробить землю Московскую. Пусть младшие склоняют голову перед одним, старшим в их роду князем. В своих завещаниях Иван Данилович подробно перечислял всякие мелочи - шелковую и иную рухлядь (ткани, одежду), все до единого драгоценные каменья. Перед отъездом растолковал он сыновьям и жене, в каком ларце что хранится, да где ларцы стоят, да какими печатями они запечатаны, да где находятся от них ключи, и прочая и прочая... Вот список только золотых предметов, которые упомянуты в последнем завещании Ивана Даниловича:

золотых цепей - 12,

ценных поясов - 9,

золотых чаш - 6,

золотых чар - 2,

золотое блюдо, с жемчугом и камнями - 1,

золотых сосудов - 4,

золотая коробочка - 1,

золотая шапка - 1.

И прозвал парод князя Ивана Даниловича Калитою.

Вопрос. Что означает слово «калига»? (Сумка или камень на лямке.)

V. Четвертый гейм «Темная лошадка».

Вопросы задает другой учитель или родители. Вопросы сразу обеим командам.

1 Отгадывание кроссворда. Учащиеся отгадывают кроссворд сами, в случае затруднения можно обратиться к зрителям, но за это команде снижается 1 балл.

(За этот конкурс максимальное количество баллов - 7.)

1) Имя князя Долгорукова, основавшего Москву. (Юрий.)

2) Сколько лет составляет один век? (Сто.)

3) Запись событий по годам. (Летопись.)

4) Столица России. (Москва.)

5) Отличительный знак государства, города, сословия, изображаемый на монетах, печатях. (Герб.)

6) На чем писали египтяне? (Папирус.)

7) Наследственное имя семьи, которое прибавляется к личному имени. (Фамилия.)

Ключевое слово: история.

2. Определить, где древнегреческая ваза, русский ковш, царский кубок.

3. Помогите этим людям сесть на свой стул. Соединить изображение человека со стулом.

VI. Пятый гейм «Пять вопросов».

Одна команда покидает наш класс, вопросы задаются той что в классе, затем второй команде.

1. Как называется греческий большой сосуд для вина?

Три варианта ответа (па карточках):

2) кратер;

3) амфора.

Ответ: амфора.

2. Как назывался город Волгоград раньше?

Ответ: Царицын, Сталинград.

3. Как называется надпись на монетах?

Три варианта ответа (на карточках):

2) Легенда.

3) Монета.

Ответ: легенда.

4 Чем знамениты славянские братья Кирилл и Мефодий?

Ответ: Они создали славянскую азбуку, то есть алфавит, в 9 веке.

5. В каком году был основан город Царицын? Три варианта ответа:

Ответ: 1589 год.

VII. Заключительное слово учителя, награждение победителей.

Все участники награждаются призами, грамотами.

Урок-игра по истории на тему: «Эпоха Петра Первого»

10 класс.

Игра для учащихся по образцу телеигры «Счастливый случай». В игре участвуют две команды из разных классов (10а, 10б классы). Каждая команда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из геймов, за каждый из которых команда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы «Лучшей команде», «Лучшему игроку» (призами могут служить книги).

Цели игры:

    обобщение и углубление знаний учащихся по теме «Эпоха Петра I»;

    развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;

    развитие умения учащихся работать в группе;

    воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;

    реализация межпредметных связей.

Оформление:

    Портрет или портреты Петра I.

    Выставка рисунков учащихся по данной теме.

    Книжная выставка, посвящённая ПетруI и его времени.

Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещение,

Не призирал страны родной:

Он знал её предназначенье.

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(А. С. Пушкин).

I . Разминка.

1. Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)

2. Как фамилия Петра I? (Романов)

3. Против какой страны был создан «Северный союз»? (Швеции)

4. Как назывался первый естественно-научный музей? (Кунсткамера)

5. Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)

6. Чем занималась Адмиралтейств-коллегия? (Делами морского флота)

7. Что такое галеры? (Лёгкие гребные суда)

8. Сколько лет шла Северная война? (21 год)

9. Какую битву назвали «Матерью Полтавской баталии»? (У деревни Лесной)

10. Какой род войск называли инфантерией? (Пехота)

11. С какого месяца начинался год в допетровской Руси? (С сентября)

12. Как называлась первая печатная газета? («Ведомости»)

13. Что такое Синод? (Духовная коллегия)

14. Где была построена первая вервь? (В Воронеже)

15. Какая главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

16. Что такое «ревизия»? (Правильность проверки переписи мужского населения)

17. Кто обучал молодого Петра? (Никита Зотов)

18. В каком году была Полтавская битва? (1709 году)

19. Что такое «верфь»? (Мануфактура по строительству кораблей)

20. Кто стоял во главе коллегии? (Президент)

21. Вместо чего появился Сенат? (Боярской Думы)

22. Во сколько лет Пётр был провозглашён царём? (В десять)

23. Как стала именоваться Россия после окончания Северной войны? (Российская империя)

24. С каким шведским королём воевал Пётр I? (Карлом XII)

25. Как назывался первый русский корабль? («Штандарт»)

26. что такое ассамблеи? (Общественные собрания)

27. «Зло», пришедшее на Русь при Петре (Табакокурение, винопитие)

28. С какой постройки начался Санкт-Петербург? (С Петропавловской крепости)

29. Какая школа находилась в Сухаревской башне В Москве? (Навигацкая)

30. Какой новый налог был введён при Петре? (Подушная подать)

I гейм.

«Географические названия».

1 команде:

* Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

Ответ: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово «бург» (крепость) немецкого происхождения. После смерти

В. И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.

2 команде:

* В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

Ответ: Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове, отсюда и его русское название – Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно «ключ-замок, ключ-крепость»).

Долгое время здесь была политическая тюрьма. Современное название города – Петрокрепость с 1944 года. Название русское.

II гейм

«Чьи это строки?».

Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):

1 команде:

1.«Покажи на деле, что ты русский» (А. В. Суворов).

2. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке тонера и при громе пушек» (А. С. Пушкин).

2 команде:

1. «Между болот, валов и страшных всех врагов торги, суды, полки и флот – и град готов!» (М. В. Ломоносов).

2. «Идут убийцы, потаённы, на лицах дерзость, в сердце страх»

(А. С. Пушкин).

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

По данной характеристике узнать историческое лицо.

1 команде:

Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

    сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;

    с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трёхлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;

    именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;

    участие в заговоре против Меньшикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

(Пётр Андреевич Толстой)

2 команде:

Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

    в России стал сначала личным переводчиком Петра I, а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;

    выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;

    был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;

    пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

(Андрей Иванович Остерман)

1 команде:

О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода:

* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;

* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем всевозможных титулов и званий;

* известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;

* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

(Александр Данилович Меншиков)

2 команде:

До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:

    он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;

    современник этого человека князь Куракин так писал о нём: «Сей князь, был характера партикулярного: собою видом как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой»;

    в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем «генералиссимуса Фридриха» и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;

    позднее он стал играть роль «князя-кесаря», которому ближайшее к царю окружение и сам Пётр отдавали царские почести.

(Фёдор Юрьевич Ромодановский).

IV гейм.

«Даты и события».

1 команде:

Соотнесите даты и события:

А) 1697-1698 гг. 1. Создание флота;

Б) 1707-1708 гг. 2. Правление Петра I;

В) 1700-1721 гг. 3. Россия – империя;

Г) 1705-1711 гг. 4. Великое Посольство;

Д) 1705 г. 5. Восстание под предводительством

Е) 1689-1725 гг. Кондратия Булавина;

Ж) 1721 г. 6. Астраханское восстание;

З) 1696 г. 7. Северная война;

8. Башкирское восстание.

Ответы: А- 4; Б-5; В-7; Г-8; Д-6; Е-2; Ж-3; З-1.

2 команде:

Назовите даты соответствующие следующим событиям:

    Гангутский бой.

    Полтавская битва.

    Битва под Нарвой.

    Основание Санкт-Петербурга.

    Создание флота.

    Битва при Лесной.

    Сражение у о. Гренгам.

    Прутский поход.

Ответы: (1.1714 г.; 2) 1709 г.; 3) 1700 г.; 4) 1703 г.; 5) 1696 г.; 6) 1708 г.;

7) 1720 г.; 8) 1711 г.).

Конкурс болельщиков.

Болельщикам 1-й команды:

Выберите государственные реформы, проведённые Петром I.

    Создание Государственного Совета

    Учреждение Боярской Думы

    Роспуск магистратов

    Организация коллегий

    Создание Сената

    Введение губернского административного деления

    «Жалованная грамота дворянству»

    Провозглашение империи

    Уничтожение патриаршества

    Уничтожение Синода

Ответы: (4,5,6,8,9).

Болельщикам 2 команды:

Сгруппируйте обычаи, выделив существовавшие до Петра I и введенные им.

    Летоисчисление с сотворения мира

    Летоисчисление с рождения Иисуса Христа

    Короткий кафтан

    Проведение ассамблей

    Хорошие манеры при поведении в обществе

    Длинные рукава у одежды

    Обязательность бороды

    Недопущение женщин в мужское общество.

Ответы: (Введённые Петром – 1, 4, 5, 6; существовавшие до Петра –

2, 3, 7, 8, 9, 10).

V гейм.

«Гости из прошлого».

Входят переодетые Пётр I и Александр Данилович Меншиков.

Учитель: К нам пожаловали сам государь Пётр I со своим другом, президентом Военной коллегии, А. Д. Меншиковым. Что привело Вас сюда?

Пётр I :

Ведома нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.

Меншиков:

Сдаётся мне, мин Херц, что не ведают они, какую ты державу принял. Ничего ведь не было, сонное царство. А как всё изменилось потом!

Пётр I :

Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых стран, и я по праву этим горжусь, хотя многие меня ругают…

Меншиков:

А давай, мин Херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.

1 команде:

* Пётр I : «Во второй половине 18 века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Пётр, отнестись к этому указу?

2 команде:

* Пётр I : «Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне, но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоёв населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплён?

1 команде:

Меншиков:

* «Иностранцев поражало, что наш государь занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и потом только стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе над адмиралом?

2 команде:

Меншиков:

* В Петре совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и еде. Чем это можно объяснить?

Пётр I :

Довольно друг Алексашка, зело познаниями сих отроков, остался я доволен. Жаль, что в моё время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься… Теперь нам пора идти…

VI гейм.

О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но … распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.

1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно

2. Не смигни, б) не видать

3. Быть делу так, в) он бы и через тын перерос

4. Царю из-за тына г) а один у каши загинет

5. Две головы в поле дымятся, д) как наметил дьяк

6. Дружно – не грузно, е) и одиноко, и немо

7. На чужбине, словно в домовине ж) а одна и в печи гаснет

Ответы: 1-в; 2-а; 3-д; 4-б; 5-ж; 6-г; 7-е.

Конкурс болельщиков.

Дайте ответы на вопросы.

Болельщикам 1 и 2 команды:

    Сколько лет шла Северная война? (21 год)

    Что такое Кунсткамера? (естественно-научный музей)

    Какой орден был учреждён в 1699 году? (Андрея Первозванного)

    Как в «детстве» назывались гвардейские полки? («Потешные»)

    Как назывался высший церковный орган власти, созданный при

Петре I? В каком году он был создан? (Синод, 1720 г.).

    Какие функции выполнял Сенат? В каком году он был создан? (Высший законодательный и распорядительный орган, 1711 год)

    В каком году прошёл Гангутский бой? (1714 год)

    Сколько рангов было в «Табели о рангах»? (14)

    Какого роста был Пётр I? (2 м., 4 см.).

    Как звали мать Петра I? (Наталья Нарышкина)

    Орган городского самоуправления (Ратуша)

    Высший законодательный, распорядительный орган при царе (Сенат)

    Государственный чиновник, осуществлявший контроль над администрацией (Фискал)

    Центральные органы власти (Коллегии)

    Солдат петровской армии (Рекрут)

    Крупнейший уральский заводчик, основатель династии знаменитых промышленников и меценатов XVIII-XIX в. (Демидов)

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.

1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.

2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.

(Монархия)

3. Ура + факт+ мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.

(Мануфактура)

4. Герб + уния –новая административная единица.

(Губерния)

5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.

(Коллегии)

6. Ру + трек – солдат петровской армии.

7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.

8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.

(Кунсткамера)

9. Рот + цинизм + понек – Экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.

(Протекционизм)

(Магистрат)

11. Бас + мел + аси – собрание –бал с участием женщин в домах российской знати.

(Ассамблеи)

12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.

(Абсервотория)

13. Ген + рет – временный правитель.

14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.

(Посольство)

15. Ефор + мыр - перемены в той или иной области жизни страны.

(Реформы)

16. Рим + ия + пе – монархическое государство.

(Империя)

17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.

(Ревизия)

18. Метка + низ + лир - экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

(Меркантелизм).

Конкурс болельщиков.

Дайте ответы на вопросы:

1. Какое должностное лицо Пётр I называл «оком государевым»?

(Генерал-прокурор)

2. Первое женское учебное заведение в России? (Институт благородных девиц при Смольном монастыре в Петербурге)

3. Что запретил делать необразованным дворянам Пётр I? (Жениться)

4. Самый большой остров Санкт-Петербурга? (Васильевский)

5. Год издания указа о создании Академии наук? (1724 г.)

6. Под каким именем в составе Великого посольства ехал Пётр I?

(Пётр Михайлов)

7. Назовите крупнейший православный мужской монастырь, непосредственно подчинённый патриарху, где покоятся останки одного из известных защитников Русской земли XIII века? (Александро-Невская лавра)

8. В 1703 году вышел в свет знаменитый учебник по арифметике. Кто его автор? (Магницкий)

9. Главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)

10. Какая школа в 1715 году была переведена в Петербург из Москвы?

(Навигацкая школа)

11. С какого сооружения началось строительство Санкт-Петербурга? (Петропавловской крепости)

13. Какую фамилию носил первый российский император? (Романов)

14. Назовите рост Петра I. (2 метра, 4 сантиметра)

15. Сколькими ремёслами владел Пётр I? (14)

16. Синоним слова крепость, который чаще употреблялся во времена Петра I (Цитадель)

17. Как называли призывников в регулярную армию Петра I? (Рекруты)

18. Два потешных полка положили начало отборной части русской армии…?

(Гвардии).

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее.

1 команде:

1. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне. (Названы представители оформлявшихся в начале XVIII века сословий, лишним является термин «бояре», т. к. с 1714 года всех землевладельцев стали официально именовать дворянами).

2. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия. (Названы коллегии, созданные Петром I, они имели распорядительные и судебные функции, поэтому Судебной коллегии не существовало).

2 команде:

1. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ. (Перечислены церковные иерархи начала XVIII века, лишним является патриарх, т. к. с 1700 года такой должности в Русской православной церкви уже не существовало).

2. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена. (Названы европейские города, через которые лежал путь «Великого посольства». Лишним в этом списке является Париж, куда русская делегация не заезжала, поэтому данный город следует вычеркнуть).

Конкурс болельщиков.

Перечислите основные реформы Петра I и его начинания. За каждое названное мероприятие команда, за которую вы болеете, получает по одному очку.

(Назвать не мене семи)

    Создал регулярную армию.

    Установил обязательное обучение дворянских детей.

    Ввёл массовое обучение дворян за границей.

    Создал новый вид вооружённых сил – флот.

    Введён гражданский шрифт.

    Добился выхода в Балтийское море.

    С 1703 года стала выходить первая печатная газета «Ведомости».

    Создан первый общедоступный театр.

    Основан город Таганрог.

    Созданы математические школы.

    Созданы органы городского самоуправления.

    Открыл Морскую академию.

    1703 год – основание Санкт-Петербурга.

    1711 год – основание Сената.

    Создал «Табель о рангах».

    Проведена губернская реформа.

    Организовал поиск руд и полезных ископаемых.

    Вместо приказов организованы коллегии.

    Основал офицерские военные школы.

    Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).

    Учредил первый русский орден святого Андрея Первозванного.

    Учредил первый музей – кунсткамеру.

    Основал первую публичную библиотеку.

    Учредил Академию наук (1724).

    Были введены ассамблеи.

    Введена европейская одежда.

Пока жюри совещается, учитель обращает внимание на книжную выставку, характеризует домашнее задание учеников (кроссворды, рисунки), выделяет лучшие.

Слово жюри. Подведение итогов. Награждение.

Вывод по уроку:

Личность Петра Великого и результаты его правления оцениваются очень различно как современниками императора, так и историками. Какой-то единой оценки не существует. Но в заключение урока мне бы хотелось привести слова С. М. Соловьёва о Петре I, произнесённые на публичном чтении в честь 200-летия Петра: «То нетленное наследство, которое оставил он нам, есть пример небывалого в истории труда, силы воли в борьбе с препятствием, в борьбе со злом; пример любви к своему народу, пример непоколебимой веры в свой народ, в его способности, в его значение… пример страсти к знанию, преданности вере, что обещает народам долголетие».

Задания командам:

I гейм.

«Географические названия».

1 команде:

* Вы знаете, что Санкт- Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

I гейм.

«Географические названия».

2 команде:

* В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименована в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

II гейм.

«Чьи это строки?».

1 команде:

1. « Покажи на деле, что ты русский».

2. «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке тонера и при громе пушек».

II гейм.

«Чьи это строки?».

Поставьте прямоугольники с буквами таким образом, чтобы можно было прочитать имя, отчество, фамилию автора следующих высказываний (1-я и последняя буквы будут обозначенье):

2 команде:

1. «Между болот, валов и страшных всех врагов торги, суды, полки и флот – и град готов!».

2. «Идут убийцы, потаённы, на лицах дерзость, в сердце страх».

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

1 команде:

Этот человек образованный и начитанный, принадлежал к элите своего времени:

    сподвижником Петра I он стал в зрелом возрасте, попросившись в 52 года волонтёром в Европу, однако показал себя более восприимчивым и энергичным, чем некоторые молодые дворяне;

    с 1702 года был послом в Османской империи и сумел удержать турок от вступления в войну против России на стороне Швеции, хотя за это ему пришлось выдержать трехлетнее заключение в страшном Семибашенном замке Стамбула;

    именно этот человек занимался возвращением на родину царевича Алексея, используя интригу, ложь, шантаж, подкуп, но выполнив порученное ему дело;

    участие в заговоре против Меншикова закончилось для него трагически – был заключён в каменный мешок Соловецкого монастыря, где и умер.

1 команде:

О происхождении этого человека нет единого мнения среди учёных, ясно только, что он незнатного рода:

* образования не получил никакого, оказался блестящим самоучкой, которого отличали огромная энергия и преданность царю;

* он был денщиком Петра I в юности, став в зрелые годы обладателем возможных титулов и званий;

* известен своим редкостным стяжательством и тем, что никогда не ощущал избытка в деньгах и почестях, даже став петербургским генерал-губернатором, продолжал заниматься казнокрадством;

* но, кроме того, занимался этот человек и кораблестроением, формированием полков, артиллерией и прочими важными делами для государства.

III гейм.

«Птенцы гнезда Петрова».

(Конкурс капитанов).

По данной характеристике узнать историческое лицо.

2 команде:

Он родился в семье лютеранского пастора в Вестфалии:

    в России стал сначала личным переводчиком Петра I , а затем и вице-канцлером Российской империи и графом;

    выполняя дипломатические поручения, прославился тем, что мог говорить о деле часами, не произнося ни слова по существу, чем приводил в неистовство даже дипломатов;

    был скуповат, но взяток никогда не брал, являя собой тип добросовестного и умелого служаки;

    пережил двух императоров и двух императриц, оставаясь в тени политической жизни, появление «на публике» при Анне Леопольдовне привело к краху его политической карьеры.

2 команде:

До конца своих дней сохранил репутацию неподкупного, чем заслужил расположение к себе царя, хотя имел прямое касательство к материальным ценностям, никто никогда не заподозрил его в казнокрадстве:

    он руководил Преображенским приказом, который занимался политическим сыском;

    современник этого человека князь Куракин так писал о нём: «Сей князь, был характера партикулярного: собою видим как монстра; нравом злой тиран; превеликий нежелатель добра никому; пьян по все дни; но его величеству верный так был, как никто другой»;

    в марсовых и нептуновых играх Петра он фигурировал под именем «генералиссимуса Фридриха» и командовал потешными полками, которые всегда побеждали стрелецкие войска;

    позднее он стал играть роль «князя-кесаря», которому ближайшее окружение и сам Петр отдавали царские почести.

IV гейм.

«Даты и события».

1 команде:

Соотнесите даты и события:

А) 1697-1698 гг. 1. Создание флота;

Б) 1707-1708 гг. 2. Правление Петра I ;

В) 1700-1721 гг. 3. Россия – империя;

Г) 1705-1711 гг. 4. Великое Посольство;

Д) 1705 г. 5. Восстание под предводительством

Е) 1689-1725 гг. Кондратия Булавина;

Ж) 1721 г. 6. Астраханское восстание;

З) 1696 г. 7. Северная война;

8. Башкирское восстание .

IV гейм.

«Даты и события».

2 команде:

Назовите даты соответствующие следующим событиям:

VI гейм.

«Эпоха Петра Первого в пословицах».

1 команде:

2. Не смигни, б) не видать

е) и одиноко, и немо

ж) а одна и в печи гаснет

VI гейм.

«Эпоха Петра Первого в пословицах».

О событиях петровской эпохи сложено много стихов, поэм, песен. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но … распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы.

2 команде:

1. Кабы на горох не мороз - а) так и не страшно

2. Не смигни, б) не видать

3. Быть делу так, в) он бы и через

4. Царю из-за тына тын перерос

5. Две головы в поле дымятся, г) а один у каши

6. Дружно – не грузно, загинет

7. На чужбине, словно в домовине д) как наметил дьяк

е) и одиноко, и немо

ж) а одна и в печи гаснет

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

1 команде:

VII гейм.

«Историческая лингвистика».

Путём перегруппировки и объединения букв, составляющих слова, составьте исторические определения.

2 команде:

1. Дон + си – центральный орган управления церковными делами.

2. Мор + хан + ия – форма правления, где власть неограниченно принадлежит правителю.

3. Ура + факт + мну + а – крупное капиталистическое предприятие, где существует ручной труд и разделение труда.

4. Герб + уния – новая административная единица.

5. Кол + лги + ие – центральные органы самоуправления.

6. Ру + трек – солдат петровской армии.

7. Сан + ет – высший судебный и распорядительный орган.

8. Куст + мера + кан – естественно-научный музей.

9. Рот + цинизм + понек – экономическая политика государства, направленная на поддержку отечественного производства.

11. Бас + мел + аси – собрание-бал с участием женщин в домах российской знати.

12. Ария + торсо + обев – учебное заведение.

13. Ген + рет – временный правитель.

14. Соль + пост + во – постоянное дипломатическое представительство.

15. Ефор + мыр – перемены в той или иной области жизни страны.

16. Рим + ия + пе – монархическое государство.

17. Ия + рви + ез – контроль за сбором и расходованием казённых средств.

18. Метка + низ + лир – экономическая политика, проявлявшаяся в поддержке купечества, поощрении развития отечественного мануфактурного производства.

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее».

1 команде:

1. Бояре, дворяне, купцы, казаки, крестьяне.

2. Берг-коллегия, Юстиц-коллегия, Вотчинная коллегия, Судебная коллегия, Ревизион-коллегия.

VIII гейм.

«Вычеркни лишнее».

2 команде:

1. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.

2. Рига, Митава, Париж, Амстердам, Гаага, Лондон, Вена.

Описание материала: сценарий командной игры, задания для команд и болельщиков. Мероприятие проводилось в рамках недели истории, но может быть использовано и как урок повторения и систематизации знаний.

Цель мероприятия: позитивное отношение к истории и повышение мотивации, ориентированной на изучение истории.

Форма проведения : игра - викторина

Задачи урока:

повторить в игровой форме, ранее изученный материал;

развить у учащихся интерес к истории, к средневековой культуре;

создать условия для проявления творческих возможностей учащихся умения работать в группе;

развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.

Оформление:

столы для команд - участников, стулья для зрителей, стол для жюри;

плакаты с изречениями историков.

Оборудование:

карточки с заданиями;

жетоны для зрителей;

удочки с магнитами и карточки с датами и металлическими скрепками;

грамоты для награждения по итогам игры - викторины.

План мероприятия:

1. Оргмомент

2. Приветствие команд

3. Разминка

4. «Крылатые выражения».

5. Конкурс эрудитов.

6. «Рыбалка в датах».

7. Конкурс « Историческая путаница».

8. Конкурс « Что здесь лишнее».

9. Конкурс капитанов.

10. Конкурс болельщиков.

11. Подведение итогов урока и награждение команд

Сценарий:

В игре - викторине принимают участие обучающиеся 6 класса. До начала викторины они делятся на 2 команды по 6-8 человек (по количеству параллелей, количество команд может быть увеличено), знакомятся с правилами игры, ее структурой. Каждая команда выбирает название для своей команды, девиз, капитанов. На игре - викторине могут присутствовать и принимать участие зрители - те, кто не вошёл в команду. Ведущий (учитель) назначает жюри викторины (3-4 человека) из числа зрителей, старшеклассников или приглашенных учителей.

1. Оргмомент

Ребята! Сегодня мы с вами проводим увлекательную интеллектуальную игру (викторину) по истории средних веков. Прошу команды занять свои места.

2. Приветствие команд

Команды поочередно встают, называют название, озвучивают девиз.

3. Разминка

Каждая команда получает карточки, на которых написаны, пять исторических терминов. В течение 3 минут командам необходимо написать определения к этим терминам. За каждый правильный ответ -1 балл. Жюри отслеживает время, подсчитывает количество правильных ответов. На вопросы, оставшиеся без ответа, могут отвечать болельщики команд, получая за каждый правильный ответ жетон.

Возможные задания:

1 команда

2 команда

1. Аббат - (руководитель монастыря).

2. Пергамен-(бумага из кожи молодых телят).

3. Замок -(жилище феодала).

4. «Щитовые деньги»-(особый взнос королю).

5. Рыцарь - (конный воин).

1. Дружина - (постоянный отряд).

2. Хроники - (летописи).

3. Донжон - (главная башня).

4. Десятина - (особый налог на содержание церкви).

5. Ратуша - (здание городского совета).

4. «Крылатые выражения».

Капитаны команд вытаскивают карточки, на которых написаны крылатые выражения. Команды должны в течение 2 минут должны объяснить суть крылатого выражения. За правильный ответ присуждается 1 балл. На вопросы, оставшиеся, без ответа могут отвечать болельщики команд, получая за каждый правильный ответ жетон. Начинает команда, набравшая в разминке меньшее количество баллов.

Выражение №1. « Если гора не идет к Магомету, Магомет идет к горе».

Выражение №2. « Париж стоит мессы».

Выражение №3. « Ходить в Каноссу».

Выражение №4. « Бросить перчатку».

5. эрудитов.

От каждой команды приглашаются по 2 ученика (по желанию).

Учащиеся получают на карточках задание, на которых написаны выражения и ребятам необходимо определить кому они принадлежат и по какому случаю?

«Когда Адам пахал, а Ева пряла кто тогда был дворянином?» (Д.Болл).

«Дворяне - главный нерв государства» (Ришелье).

«Государство это - я» (Людовик ХIV).

«Лучше потопить землю, чем потерять её» (морские гёзы при осаде Лейдена).

«На этом стою и не могу иначе» (Мартин Лютер).

6. «Рыбалка в датах».

Ну, какая история без дат (хронологии). Поэтому знание хронологии очень важно. Вот и проверим, как вы знаете даты. Предлагаю порыбачить на удачу. В нашем импровизированном озере плавают «рыбки». На каждой из них написана дата. Каждая команда получает по удочке (настоящая удочка или просто указка с леской и привязанным к ней магнитом). С её помощью каждый член команды может поймать одну рыбку. Если он называет событие - рыбка идёт в «улов» команды, если нет - уходит обратно в «озеро».

Даты на рыбках (стилизованные бумажные рыбки с прикрепленной на плавник скрепкой): 500 г, 1054 г., 1381 г., 1492 г., 1302, 843 г.,1204 г., 1453 г., 1498 г, 1265, 1337, 1402.

7. «Историческая путаница».

Команды получают следующее задание, в котором «историк» что-то напутал. Вам необходимо в текстах найти допущенные ошибки.

За правильно выполненное задание команды получают по 3 балла.

Текст для первой команды.

«К концу своего правления Карл Великий покорил многие народы и племена. В 801 году он прибыл в Константинополь , где был провозглашен великим князем . Но Франкская империя была непрочной и просуществовала недолго. В 810 году два внука Карла Великого разделили империю на две части. Наступило время феодальной раздробленности» (необходимо найти 6 ошибок).

Текст для второй команды.

«В мае 1385 года крестьяне нескольких деревень близ города Йорк подняли восстание. Их возглавил Гильом Каль . Они двинулись к столице и учинили там погром. Английский король Карл Смелый со своими приближенными укрылся в замке Бастилия . Крестьяне осадили замок, и король был вынужден пойти на переговоры. Восставшие вручили королю свои требования. И король, боясь гнева крестьян их выполнил ».

(Необходимо найти 6 ошибок).

8. «Что здесь лишнее»?

Необходимо в ряду терминов найти один выпадающий (не подходящий по смыслу).

Задание для первой команды:

Шелк, раджа , фарфор, пейзаж, порох.

Задания для второй команды:

Медресе, каллиграфия, инквизиция , арабески, мечеть.

9. Конкурс капитанов.

В средневековой истории было много войн. И сейчас в этом конкурсе мы проверим ваши знания в этой области. За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Когда состоялся первый крестовый поход? (1096г)

2. Какой город крестоносцы взяли после осады в 1099 году? (Иерусалим)

3.Что завоевал герцог Нормандии в 1066 году? (Англию).

4. Между кем шла Столетняя война? (Англия и Франция).

10. болельщиков

В течение всей игры болельщики команд переживали за свои команды. И сейчас в этом конкурсе у них есть возможность помочь своей команде получить дополнительные баллы для своей команды.

Итак, блиц - опрос для болельщиков. Вопросы задаются поочередно. В случае неправильного ответа или отсутствия ответа вопрос переходит к болельщикам другой команды.

За каждый правильный ответ - 1 балл.

1. Какие «звери» участвовали в присоединении славянских земель к Германии (Генрих Лев и Альбрехт Медведь);

2. Каково расстояние между Константинополем и Царьградом? (Это разные названия одного города).

3. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

4. Когда в истории воевали цветы? (Война Алой и Белой розы).

5. Назовите любимые развлечения рыцарей (пиры и ).

6. На каком языке преподавали в средневековых университетах (на латыни).

7. Кому подчинялись вассалы? (Сеньорам).

8. Как называлась металлическая рубаха у рыцарей? (Кольчуга).

9. Кто такие шерифы? (Королевские чиновники).

10. Что такое диспуты? (Словесные поединки)

Подведение итогов урока-викторины.

Награждение победителей.

МОУ «Ключевская СОШ» - Базовая школа

Тихомирова Екатерина Александровна

учитель начальных классов

МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа»-

Базовая школа.

Номинация: организация духовно – нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения

Интеллектуальная игра

«С днём рождения, школа!»

(4-5 класс)

Ключи - 2015

Цель :

Познакомить учащихся с историей школы в форме интеллектуальной игры

Задачи:

Развитие познавательного интереса к изучению истории школы

Формирование уважительного отношения к тем, кто работал и работает в школе

В игре может принимать участие команда учителей, родителей, выпускников школы, учащихся.

Оформление зала : игровые столы (по количеству команд-участниц); 6 стульев возле каждого стола для участников; на столах бумага и ручки для ответов; стол для членов жюри, микрофон для ведущего, призы команде-победительнице.

Дополнительное оформление : экран, проектор, презентация

Протокол жюри :

Название команды

1 1 раунд

2 2 раунд

3 3 раунд

4 4 раунд

Ставка

Итог

Условия игры. В команде 6 человек, каждая команда сидит за своим игровым столом, у каждой своё название. На 4 листочках команды указывают название и во время игры записывают ответы под цифрами 10 , 20 , 30 , 40 , 50 столбиком. Цифры – это количество баллов, которое получит команда в случае правильного ответа. Если ответ неверный, баллы вычитаются. Если команда не дала ответа, получает 0 баллов. Ведущий зачитывает название раунда и 5 вопросов. Время на обсуждение каждого вопроса 20-секунд. После того как зачитаны все пять вопросов, ответы сдаются членам жюри. Когда все ответы сданы, ведущий зачитывает ещё раз вопросы раунда и правильные ответы, члены жюри подсчитывают баллы и вносят итоги в протокол. Во время ответов демонстрируются слайды презентации.

«Выпускники»

10б

20б

30б

40б

50б

1 Ответ +

2 Ответ +

3 Ответ -

4 Ответ +

Ответ +

90 баллов

После 4 раунда жюри сообщает итоги. Игру продолжают команды, имеющие положительный результат, они принимают участие в ставке. В ставке предлагается один вопрос. Команда назначает ставку не более того количества баллов, которое получила в предыдущих 4 раундах. Решение о ставке сообщается жюри. В случае правильного ответа ставка прибавляется к баллам 4 раундов, в случае неправильного ответа – вычитается. Окончательный итог игры подводится после ставки.

Ход игры :

1. Сообщение ведущим темы игры.

2. Представление команд, членов жюри.

3. Сообщение ведущим условий игры.

4. Первый раунд «История школы в цифрах».

5. Второй раунд «Учителями славится Россия - ученики приносят славу ей».

6. Третий раунд «Школьное расписание».

7. Четвёртый раунд «После уроков».

8. Ставка.

9. Подведение итогов. Награждение.

1 раунд «История школы в цифрах»

10 баллов.

В год, когда после Великой Октябрьской революции прошло 16 лет, а до Великой Отечественной войны оставалась половина от этой цифры, родилась наша школа. Назовите год рождения любимой школы?

(1933год)

20 баллов.

В 1934 году выпускники нашей школы были семиклассниками, в 1952 году впервые выпускники школы были девятиклассниками, а сколько классов окончили выпускники 1981 года?

(11 классов)

30 баллов. В Ключевской школе работает 18 педагогов, а сколько

педагогов является выпускниками нашей школы?

(14)

40 баллов .

Бабина Галина Николаевна, Рожкова Тамара Фёдоровна, Кожевников Геннадий Алексеевич… их всего десять, а кто же в данном списке первый?

(Первый директор школы Седегов Павел Пименович)

50 баллов.

Тьма-это тысяча, чёртова дюжина-это тринадцать, а если 252, то это …?

(коллектив школы)

2 раунд «Учителями славится Россия - ученики приносят славу ей»

10 баллов.

По инициативе педагога Манохина Сергея Николаевича, участника Великой Отечественной войны, в школе создана экспозиция «Зал боевой славы», под руководством какого учителя - предметника она была оформлена?

(Зал оформлял учитель рисования Чебыкин Михаил Никитич вместе с детьми во время работы летнего лагеря)

20 баллов.

«Заслуженный учитель»! Какое высокое звание! Всего в Суксунском районе 6 педагогов удостоены этого высокого звания. Из них в нашей школе работали трое. Они занимали разные должности: директор школы, учителя начальных классов. Назовите их?

(Кожевников Геннадий Алексеевич, Исаева Валентина Николаевна, Александра Андреевна Закомлистова)

30 баллов.

При входе в школу висит табличка «МОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» Суксунского района Пермского края». Удивительно тонкой работы деревянная резьба, выведен резцом мастера каждый завиток буквы. Автора этой работы, выпускника школы, выдают три едва различимые буквы в нижнем правом углу «М.С.М». Расшифруйте их?

(Молокотин Сергей Михайлович)

40 баллов.

Общий педагогический стаж учительской династии Коклеминых в стенах нашей школы 80 лет. Папа-мастер производственного обучения, мама - учитель русского языка и литературы, а какой предмет преподаёт дочь?

(Бобина Светлана Сергеевна учитель географии)

50 баллов.

Она, выпускница нашей школы и педагог, в 2009 году стала первым победителем приоритетного национального проекта «Образование»?

(Хахилева Светлана Ивановна)

3раунд «Школьное расписание»

10 баллов .

Вы любите смотреть на звёзды? Вы знаете и можете найти ковш Большой Медведицы? В 80-е годы в школьном расписании был «звёздный урок», который вела Злыгостева Мария Андреевна. Как этот урок записывался в дневнике?

(Астрономия)

20 баллов.

Как мы любим убегать мимо спортзала вниз по лестнице! Запах золотистой стружки в кабинете технологии у мальчишек, запах блинчиков в кабинете технологии у девочек. Нас там встречают уже не один десяток лет Закомлистова Алевтина Александровна и Чебыкин Михаил Никитич. А ваши родители в эти же кабинеты спешили на какие уроки?

(Уроки обслуживающего труда (девочки), технического труда (мальчики).

30 баллов.

Это любимый предмет не одного поколения мальчишек и девчонок нашей школы, так как во время урока нужно лишь открывать рот. Какой это предмет, если сейчас он остался лишь в начальной школе, а когда- то оценка выставлялась в официальные документы об окончании школы?

(Пение)

40 баллов.

Сегодня на факультативе по трактороведению занимаются только юноши, девушки не изъявляют желания стать трактористками. В 1974 году выпускница нашей школы стала победителем областного конкурса «Юных трактористов». Назовите её, если после окончания школы и до сегодняшнего дня именно она возглавляет сельхозпредприятие в Ключах?

(Дьякова Нина Антоновна)

50 баллов.

Какие сейчас интересные факультативы! Например, «Решение задач повышенной сложности». В 80-годы, чтобы получить оценку по этому факультативу, нужно было встать в 5 часов утра, прийти на ферму, помочь дояркам. График работы на ферме составлся на месяц и висел рядом с расписанием уроков. Лучшие ученики могли представлять школу на районном конкурсе «Мастеров машинного доения». А как назывался этот факультатив?

(«Животноводство»)

3раунд «После уроков»

10 баллов.

Если над школой летели воздушные шары, то в школе - «Последний звонок», если был салют, то в школе…?

(Выпускной)

20 баллов.

В мае традиционно в школе проходит «Праздник достижений», а как назывался этот праздник 10 лет назад?

(«За честь школы»)

30 баллов.

Это внеклассное мероприятие проходит летом на реке Сылве. Если от Юлаево до Торговища, то в течение одного дня, если от Красного Луга до Торговища, то в течение трёх дней, если от Красного Луга до водопада «Плакун»-5 дней?

(Сплав)

40 баллов.

Наша школа носит имя Героя Советского Союза Ивана Леонтьевича Золина, который во время Великой Отечественной войны направил горящий самолёт на переправу через Днепр. На каких спортивных соревнованиях все дети Суксунского района борются за приз «Имени Ивана Леонтьевича Золина»?

(Соревнования по настольному теннису)

50 баллов.

19 мая. День Пионерии. Вся школа на плацу. Чеканные шаги, маршевые песни. В этот день всегда был праздник. Какой?

(«Смотр строя и песни»)

Ставка

Жюри подводит предварительные итоги. Команды определяют ставки.

Вопрос ставки.

Он родился в Ключах в 1942 году, его мама, Лидия Николаевна Чикулина – преподаватель математики в нашей школе, он член Союза журналистов и Союза писателей, в 2004 году стал лауреатом Всероссийской премии Мамина –Сибиряка?

(Кинёв Николай Георгиевич)

Итоги игры. Награждение

Жюри подводит итоги с учётом ставки. Командам, занявшим призовые места, вручаются грамоты и призы.

Еще в советское время методисты рекомендовали для активизации познавательной деятельности учащихся вводить в содержание урока элементы игры, например, помогающей составить портретное описание выдающейся исторической личности. Такой урок-игра по истории и станет темой данной статьи.

Портретное описание может сочетаться с заданием, предусматривающим выборку из перечня тех или иных качеств конкретной личности (образованность, жестокость, честолюбие, самодовольство, доброта, честность, тщеславие, хитрость, коварство, лицемерие).

1 вариант

Работа по изучению личности исторического деятеля.

Ученики записывают в тетради сведения о жизни исторического деятеля, его поступках, привычках, противоречивых особенностях характера, суждения о нем современников и потомков и образ исторического деятеля формируется в процессе изучения его поступков и свершений.

2 вариант

Учитель приводит факты биографического характера из жизни какого-либо исторического деятеля, не называя его имени, времени и места действия, даты событий, а учащиеся самостоятельно должны указать все недостающие данные.

Теперь непосредственно рассмотрим, что такое дидактические игры и как их нужно применять на уроке истории. Дидактическая игра – это педагогически направленная творческая деятельность, находящаяся в тесной связи с другими видами учебной работы, где обучающие действия направляю активность учащихся в определение русло учебного процесса, а игровые приемы и ситуации выступают как средство стимулирования учащихся в учебной работе.

Проведение игр может входить в тематическое планирование уроков по истории, а содержание, специально продумываться, прежде всего, для формирования познавательных умений и базовых знаний. Перед учениками не ставятся учебные задачи . Они овладевают новыми знаниями и отрабатывают умения опосредованно, непроизвольно, в ходе самой игры. Нельзя ролевую игру отождествлять с постановкой на историческую тему. Игра-это всегда импровизация. Игра обеспечивает оптимальный уровень активности участников. При этом ученик способен выполнять такой объем учебной работы, какой в обычных условиях ему недоступен. Игра особенно полезна, когда не сформирован интерес к учебному предмету . Перед игрой учитель знакомит школьников с правилами, регламентом, порядком работы. Чтобы они были более сосредоточенными и активными, следует ограничить время выполнения задания. И, наконец, должны прогнозироваться результаты игры и анализироваться ее итоги.

Урок – игра по истории «Кто это?».

В зависимости от подготовленности учеников игровое задание усложняется или упрощается. По портрету (малоизвестному), датам жизни и деятельности (можно не давать), именам современников, а также текстовой характеристике ученикам надо установить имя исторического деятеля. Например, для выполнения задания ученик получает карточку следующего содержания:

1. Малоизвестный портрет Петра I

2.1672-1725

3.Александр Меньшиков, Иван Посошков, Карл XII, Никита Демидов, Кондратий Булавин.

4.Обладал редкой физической силой, легко разгибал руками подковы; отличался большой любознательностью; не стыдился всею жизнь учиться. После его преобразований Россия стала сильным европейским государством.

Аналогично предложенной схеме формируются другие игровые карточки.

Игра по истории «Чьи слова?»

Учитель раздает ученикам карточки с высказываниями известных исторических деятелей, мыслителей. Высказывания могут быть взяты из школьного учебника. Ученикам предстоит выяснить. Кем, когда и при каких обстоятельствах были произнесены эти слова. Например, на карточке могут быть приведены слова командира крейсера «Варяг» В.Ф. Руднева из обращения к матросам перед боем с японской эскадрой: «Мы идем на прорыв и вступим в бой эскадрой, как бы она сильна не была… Мы, не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться …до последней капли крови».

Игра «Узнай исторического деятеля».

Ученики получают карточки, на которых содержатся сведения об известных государственных деятелях. Ученик должен назвать имя, хронологические рамки жизни и деятельности, факты из биографии. Такой, например, текст о П.П. Милюкове: «Видный политический деятель дореволюционной России, лидер партии. Ученик знаменитого русского историка В.О. Ключевского. Преследовался властями за свои взгляды. Пройдя через тюрьмы, ссылку и высылку за границу. Знал 12 языков. Член Временного правительства с 1920 г. в эмиграции.

Существуют и другие виды игр по истории, а также игры на других уроках . Их мы рассмотрим в следующих статьях.



 

Возможно, будет полезно почитать: