Отношения между кндр и российской федерацией. История отношений между кндр и республикой корея

Россия и Северная Корея подписали соглашение об урегулировании долга в размере 11 миллиардов долларов. 90 процентов долга прощено, остальная сумма будет использована в операциях "долг в обмен на помощь". Россия дает понять, что возвращается к партнерским отношениям. Но хватит ли у Москвы смелости вернуть Северную Корею в ряды союзников?

Речь идет о задолженности КНДР по кредитам, предоставленным бывшим СССР, сообщил замминистра финансов России Сергей Сторчак. Россия списала 90 процентов долга, оставшиеся 1,1 миллиарда долларов будут инвестированы в совместные проекты в области образования, медицины и энергетического сектора. Сумма немаленькая, почему российское правительство пошло на такой, несомненно, политический шаг, поскольку невозвратность этого долга была очевидна?

Для КНДР в силу ее модели государственного устройства — "чучхэ", то есть ставки на собственные силы — Россия всегда являлась самым приемлемым из неприемлемых партнеров. Об этом говорят хотя бы три визита Ким Чен Ира в Россию. Однако до сих пор достигнутые договоренности о строительстве транзитного газопровода, железной дороги и линий электропередач в Южную Корею, оставались на бумаге. Мало того, Россия в рамках своего участия в шестисторонних переговоров по ядерной программе КНДР всегда поддерживала самые жесткие санкции Запада против нее, что привело к ее изоляции, голоду и опасным перспективам.

Похоже, наконец, правительство России поменяло свою точку зрения на инспирированную Западом "северокорейскую проблему". Конечно, этому немало способствовала смена руководства и приход к власти Ким Чен Ына, который за 8 месяцев доказал свои способности управлять государством и готовность к переменам. Ясно, что вопрос теперь будет рассматриваться не только с точки зрения использования территории КНДР для транзита энергоресурсов в Южную Корею, но и в перспективе как возможного геополитического сотрудничества.

Северная Корея получает очевидные преимущества от оживления российского присутствия. Это, по сути, означает разрушение экономической блокады, снятие односторонней энергетической зависимости от Китая, пополнение бюджета минимум в 500 миллионов долларов в год на одних транзитных платежах. Мало того, президент Владимир Путин заручился на недавнем саммите АТЭС во Владивостоке поддержкой президента Южной Кореи в реализации грандиозных планов строительства инфраструктуры. Поэтому речь идет о трехстороннем партнерстве.

Пока же торговля между Россией и Северной Кореей ничтожно мала, даже по скудным стандартам последней. За последние 15 лет российско-северокорейский товарооборот колебался в районе 100 — 250 миллионов долларов, тогда как, за тот же период, объем китайско-северокорейской торговли увеличился почти в 10 раз и в прошлом году составил 5,6 миллиарда долларов. Но перспективы — хорошие. Достаточно сказать, что Россия имеет с КНДР общую границу и длинную историю отношений. Именно СССР в 1945 году стал инициатором создания северокорейского государства, и долгое время страны были союзниками.

Тем не менее, некоторые специалисты так не считают. Например, авторитетный кореист, доцент исторического факультета Университета Кунмин в Сеуле Андрей Ланьков полагает, что сегодня внешняя политика России является прагматичной и она не собирается тратить деньги на такие "туманные цели", как престиж и поиск политического влияния за пределами бывшего Советского Союза. Кроме того, новый лидер Ким Чен Ын вряд ли сумеет удержать страну в руках, она присоединится по революционному сценарию к Южной Корее, поэтому вкладывать туда деньги опасно и частный инвестор России на это не пойдет, считает Ланьков.

Однако факты говорят об обратном. После прихода к власти "нового" Путина, инициатора создания ЕврАзеса "от Лиссабона до Пекина" (это ли не престиж и идеология?), Россия стала делать ставку на Дальний Восток и сотрудничество со странами Восточной Азии. Последний саммит АЗЭС во Владивостоке — яркое тому подтверждение. Затраты в 20 миллиардов долларов на "капитальный ремонт" Владивостока, показывают, что деньги у России есть и она будет развивать регион с амбициозными намерениями. Именно государство, а не частный инвестор определяет политику в крупнейших энергетических компаниях "Газпром", "Роснефть", РАО ЕЭС.

Кроме того, опасения по поводу молодого Ким Чен Ына тоже не состоятельны. После смещения второго человека в государстве, влиятельного "ястреба", командующего армией КНДР Ли Ен Хо, глава государства показал, что завершил консолидацию власти в очень короткие сроки без каких-либо препятствий и держит курс на осторожное проведение экономических реформ с сохранением стратегии государственного выживания. Он уже ввел продразверстку, пообещав крестьянам забирать только 70% урожая. То есть революции сверху не предвидится, а снизу, приученный к повиновению народ, и не подумает.

Северокорейский политический режим может сохраниться, предложить своему обществу новый социально-идеологический проект и продолжить своё существование на новом витке. Для России это был бы идеальный сценарий.

Поэтому надо перехватывать инициативу у Китая, который уже создает свободные экономические зоны на границе с КНДР, и налаживать отношения на новой основе. Северные корейцы давно работают в Сибири и на Дальнем Востоке и в отличие от других мигрантов — из СНГ и Китая — легально. Почему бы не увеличить их квоту, которая сегодня составляет около 20 тысяч человек? Кстати, они считаются в регионе лучшими рабочими и готовы трудиться за смешные деньги.

Надо также разоблачать миф о северокорейской ядерной угрозе, которая является ничем иным, как "двойником" иракской химической угрозы, которая привела к свержению Саддама Хуссейна. Если и есть в Северной Корее бомба, то она не более опасна, чем израильская. Когда эта угроза будет снята, то российское руководство получит лишний аргумент против размещения американской ПРО в Европе. Если же это не станет аргументом, то можно подумать о своей военной базе в КНДР.

Похоже, Россия не выдержала давления США и присоединилась к фактической экономической блокаде Северной Кореи. Во всяком случае, перекрыла один из важнейших источников валютных поступлений Пхеньяна — трудовую миграцию.

Минтруд РФ отклонил все заявки работодателей Приморского края на привлечение 9 тысяч граждан КНДР в качестве работников на предприятиях региона, сообщает РИА Новости со ссылкой на пресс-службу администрации Приморского края. Отметим, что в регионе были готовы принять работников из Северной Кореи, однако в ситуацию внезапно вмешались центральные власти.

«Администрацией Приморского края… было согласовано привлечение более девяти тысяч иностранных граждан из КНДР, в том числе для работы в области строительства, сельского хозяйства, судоремонта, промышленности, гостиничного сервиса, рыбного и лесного хозяйства. Однако квота в полном объеме была отклонена Минтрудом России», — говорится в сообщении местной администрации.

Ранее сообщалось, что аналогичным образом Минтруд отклонил 156 заявок на работников из КНДР от правительства Югры. Таким образом, впору говорить о смене политики российской власти в сфере трудовой миграции из Северной Кореи. Вероятнее всего, это связано с позицией Соединенных Штатов.

Требование Вашингтона к Москве отказаться от «северокорейских гастарбайтеров» директор по политическому планированию Госдепартамента США Брайан Хук озвучил еще в середине ноября. По его словам, работники из КНДР каждый год направляют домой до 130 млн долларов и эти деньги тратятся в том числе и на государственные программы. Читай, ядерные ракеты.

В свою очередь МИД союзника США в регионе — Японии, также призвал Москву отказать в разрешении на работу 25 тысячам гражданам КНДР. Токио в данном случае хотя бы можно понять — запущенные Пхеньяном ракеты падают, как правило, в японской экономической зоне. А вот претензии США, уничтоживших в 1950-е годы, во время Корейской войны, почти 2 млн северян, и продолжающих военные учения ежегодно, явно чрезмерны.

Тем не менее, Москва согласилась с ними. Как и союзный нам Китай. Обе страны минувшей осенью поддержали в Совбезе ООН новые санкции в отношении КНДР, направленные против экспортно-импортных операций. Один из пунктов как раз и ограничивает выдачу разрешений на работу северокорейским трудовым мигрантам. Специалисты называют санкционный режим, установленный резолюцией 2375, самым жестким в XXI веке.

Согласившись слегка «придушить» северокорейский режим, Россия тем не менее, огрызается. «Мы выступаем против, во-первых, полной экономической блокады КНДР и, во-вторых, отстаиваем собственные экономические интересы», — пояснил посол по особым поручениям МИД РФ Олег Бурмистров .

По его словам, Россия обозначила некие «красные линии» и в принятой осенью резолюции Совбеза ООН. Так, Москва оставила свое участие в крупном экономическом проекте «Хасан-Раджин», сохранила авиасообщение, а также «изъятия» для техобслуживания самолетов и то, что нужно для деятельности своих диппредставительств".

Бурмистров заявил, что в России действует многоступенчатая система контрактов с КНДР. «Сложно разобраться: где новый контракт, где старый, нет единого шаблона для контактов, есть многолетние контракты, есть краткосрочные, есть квалифицированная или неквалифицированная рабочая сила. Будет неправильным считать, что речь идет только о лесорубах. В России работают и квалифицированные инженерные кадры на сложных объектах», — говорит дипломат, добавив, что тех, кто трудится по уже заключенным контрактам насильно высылать из РФ не будут.

Преподаватель Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса, кандидат политических наук Анастасия Николенко предвидит серьезные внешнеполитические потери страны из-за решения Москвы свернуть трудовую миграцию из КНДР.

— Ситуация с присоединением РФ к экономической блокаде КНДР неоднозначна. Стремясь сблизиться с западными «партнерами», Россия идет на охлаждение отношений с соседним государством и подрывает таким образом свою безопасность на востоке. Отклонение заявок граждан КНДР на работу может быть расценено Пхеньяном как слабость Москвы и желание во всем угождать Западу, что в свою очередь чревато имиджевыми потерями в глазах других мировых держав.

«СП»: — А насколько выгоден или невыгоден найм северокорейских работников для экономики Приморского края?

— Лесозаготовительной и деревообрабатывающей отрасли Приморья, найм северокорейских граждан никакого ущерба нанести не может. Скорее, идет на пользу. Дело в том, что доля русского населения, занимающегося подобной деятельностью невелика. Возможно, более широкое использование труда корейцев даже помогло бы лучше контролировать нелегальные вырубки и сократить численность «воровских делянок».

В бытовом смысле проблем от мигрантов из КНДР тоже никаких — они живут локально там, где работают. То есть их даже не видно.

В свою очередь директор международного альянса «Трудовая миграция» Сергей Болдырев , считает сложившуюся за годы практику импорта Россией трудовых мигрантов из КНДР выгодной обеим сторонам.

— Трудовая миграция из КНДР существует давно, еще со времен СССР. В Россию приезжают вовсе не по принуждению, а те, кто сам этого хочет. И не в частном порядке — контракты заключаются официальными ведомствами. В Северной Корее по-другому и нельзя. Одним из самых распространенных видов деятельности являются лесозаготовки в Сибири, на Дальнем Востоке. Кстати, в советские времена этим у нас промышляли болгары.

Надо понимать, что корейцы традиционно очень дисциплинированы. Живут они все вместе, компактно. В каждом коллективе имеются старшие. На Западе эту практику порой называют чуть ли концлагерем или трудовым лагерем, но это неверно. Там нет рабов, которых заставляют трудиться насильно, плохо кормят и т. п. Для выходцев из Северной Кореи это нормально. А Россия имеет с ними дело на тех условиях, к которым они привыкли. Обе стороны довольны.

Ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Евгений Ким считает, что экономическая блокада КНДР невыгодна ни России, ни даже Южной Корее.

Общая численность северокорейских трудовых мигрантов в России летом этого года составляла 37 тысяч человек. Это сравнительно немного. Невозможно сравнить с миграцией из той же Средней Азии. Тем более, что речь идет о работе исключительно по межгосударственным соглашениям, так как с КНДР у России действует визовый режим.

Основной ареал расселения и работы северян — Дальний Восток, где они в основном валят лес и работают в строительной сфере. Ожидалось, также, что рабочие руки северных корейцев будут востребованы с развитием свободного порта Владивосток. При этом трудовые мигранты из КНДР есть и в других регионах страны, например, в Подмосковье.

«СП»: — Представитель российского МИД Бурмистров напомнил, что Россия сохранила экономическое присутствие в КНДР, упомянув, в частности, проект «Хасан-Раджин». Что это за проект?

— Речь идет о строительстве транскорейской железнодорожной магистрали, начало которой будет в России. У нынешнего президента Южной Кореи Мун Джеина есть намерение добиться соединения железных дорог двух стран.

К тому же он провозгласил новую северную политику, которая предполагает активную работу над торгово-экономическими связями со странами северо-восточной Азии. Он даже для этого создал специальный комитет при президенте. Его возглавляет депутат парламента, награжденный российским орденом Дружбы, который вручал лично Владимир Путин. Десять дней назад я беседовал с сотрудниками этого комитета, они приезжали в Россию. Так что намерение у них имеется, так как они понимают, что это выгодно для Республики Корея.

Если грузы с севера будут идти на юг по железной дороге — это будет дешевле. Кроме того, с появлением железной дороги можно протянуть еще и газопровод. Сейчас Сеул готов платить 500 долларов за тонну сжиженного газа. Это почти вдвое больше, чем цена «Газпрома» при продаже газа в Европу. Думаю, Южная Корея, пусть и идя в чем-то на уступки американцам, все же попытается этот проект реализовать. Естественно, он будет трехсторонним, с участием КНДР. Пхеньян — за. Но вряд ли что-то сдвинется до середины марта, пока не закончится Олимпиада в Пхенчхане.

Россия углубляет отношения с северокорейской администрацией Ким Чен Ына. На днях она рассмотрела вопрос увеличения количества трудовых мигрантов из КНДР. Международная изоляция КНДР усиливается по причине продолжающихся ядерных и ракетных разработок. На этом фоне Россия продолжает обмениваться визитами высокопоставленных чиновников и предоставлять помощь КНДР. В настоящее время КНДР стала даже большим другом России, чем Китай. Администрация Путина преследует цель укрепить свои дипломатические позиции по отношению к США. Кроме того, она стремится ускорить развитие Дальнего Востока, рассчитывая на северокорейскую рабочую силу.

Контекст

Упадет ли нож гильотины?

Феникс 27.03.2017

Китайский путь к миру на Корейском полуострове

Project Syndicate 16.03.2017

Любовь еще, быть может, угасла не совсем

The Paper 16.03.2017

Кремль пошатнул G7

Сэкай Ниппо 27.03.2017

Северная Корея готовится к ядерной войне

Foreign Policy 10.03.2017 «Важно развивать двухсторонние отношения в сфере труда». По информации МИД России, 22 марта в Пхеньяне прошли российско-корейские консультации по поводу трудовых мигрантов. Российская сторона сообщила о проекте увеличения количества трудовых мигрантов из КНДР в средне и долгосрочной перспективе. Таким образом она подчеркнула свою позицию, которая состоит в том, чтобы придавать серьезное значение отношениям с КНДР.

Делегация «РЖД» также посетила КНДР в конце января. Стороны обсудили возможность расширения железнодорожной сети, которая свяжет оба государства. Также участники договорились увеличить количество железнодорожных инженеров из КНДР, которые будут стажироваться в российских университетах. По некоторым данным, Россия не выразила намерение прекратить экспорт нефти в КНДР даже после того, как Северная Корея запустила баллистическую ракету в феврале.

Китай, на протяжении многих лет являвшийся крупнейшим партнером КНДР, стал занимать жесткую позицию в отношении этой страны: был приостановлен импорт угля из КНДР до конца этого года. В результате для Пхеньяна возросла значимость России. По данным северокорейских СМИ, в феврале Россия оказалась первой в списке поздравлений Ким Чен Ына с Китайским Новым Годом.

Причина, по которой Россия придает особое значение отношениям с КНДР и которую жестко критикует международное сообщество, заключается в дипломатической стратегии: противостоять укреплению военной мощи США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. 23 марта официальный представитель МИД России Мария Захарова раскритиковала США, подчеркнув, что размещение системы ПРО THAAD в Южной Корее ухудшает обстановку в регионе.

Если усилить влияние на КНДР, то можно получить дипломатическое преимущество в переговорах с администрацией Трампа, которая испытывает все больше опасений по поводу ракетной и ядерной программы КНДР. «До тех пор пока отношения между РФ и США не улучшаться, позиция Москвы в отношении Пхеньяна не изменится. Россия будет пользоваться северокорейским козырем», — отмечает академик РАН, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО Василий Михеев.

Также Россия планирует развивать дальневосточный регион, используя дешевую рабочую силу из КНДР. По информации Счетной палаты РФ, количество легальных трудовых мигрантов из КНДР превысило 40 тысяч человек. Это в два раза больше показателя пятилетней давности.

Мультимедиа

Корейская война

ИноСМИ 25.06.2015

Жизнь в Северной Корее

The Guardian 14.12.2016

Черный рынок в Северной Корее

Reuters 09.11.2015

Ситуация на Корейском полуострове

РИА Новости 21.08.2015

Соотношение вооруженных сил на Корейском полуострове

РИА Новости 29.11.2010 Если включить нелегалов, количество северокорейских рабочих окажется намного больше. По словам источника в администрации Приморского края, для того, чтобы ускорить развитие инфраструктуры в Хабаровске, Приморском крае и Владивостоке, не обойтись без граждан КНДР, которые трудолюбивы и готовы работать без выходных.

Администрация Путина также пытается укрепить экономическое сотрудничество с РК, опираясь на отношения с КНДР. Существует возможность, что на президентских выборах, которые пройдут в мае, победят левые силы, выступающие против развертывания в Южной Корее системы ПРО THAAD.

Если после президентских выборов, отношения между РФ и РК будут улучшаться, увеличится значимость связей с КНДР. Возрастут надежды, связанные с проектом постройки линий электропередач и железнодорожной сети, который предложила Россия и в котором должны принять участие также КНДР и РК.

Несмотря на это, сближение с КНДР только ухудшит имидж России на международной арене. Есть риск обострения противоречий с Западом.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

ТАСС-ДОСЬЕ. 9 января состоялись переговоры представителей КНДР и Республики Корея. Они прошли на территории пропускного пункта Пханмунджом, расположенного в демилитаризованной зоне на границе двух стран. Темой встречи стала возможность участия спортсменов КНДР на зимних Олимпийских играх в южнокорейском Пхёнчхане. В ходе консультаций была достигнута договоренность о восстановлении работы горячей линии связи между военными двух стран. Эти переговоры возобновили межкорейский диалог, прерванный в 2015 году на фоне очередного кризиса. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о попытках нормализации отношений между двумя корейскими государствами.

Образование двух государств

В конце Второй мировой войны СССР и США достигли договоренности о разделе на зоны влияния Корейского полуострова, с 1910 года являвшегося владением Японской империи. Территория к северу от 38 параллели перешла под контроль Советского Союза, а южная часть к США. 15 августа 1948-го на юге полуострова была провозглашена Республика Корея (РК), а 9 сентября 1948-го на севере было объявлено о создании Корейской Народно-Демократической Республики. Каждая из стран считает себя единственным законным государственным образованием на Корейском полуострове и декларирует объединение страны в качестве важнейшей национальной задачи.

Эпоха холодной войны

В 1950 году противоречия между двумя государствами привели к войне, в которой на стороне КНДР принимали участие китайские добровольцы, а на стороне РК - войска ООН при ведущей роли ВС США. Число жертв конфликта до сих пор точно неизвестно. Суммарные потери Юга убитыми и ранеными оцениваются в диапазоне от 1,271 млн до 1,818 млн человек, Севера - от 1,858 млн до 3,822 млн. Война завершилась соглашением о перемирии, заключенным 27 июля 1953 года между КНДР и ООН, при этом представитель РК отказался поставить подпись под документом. Таким образом, оба корейских государства формально находятся в состоянии войны.

Первый контакт между КНДР и РК на официальном уровне состоялся в ходе визита в Пхеньян директора Центрального разведывательного управления РК Ли Ху Рака в 1972 году. Тогда он провел переговоры с лидером КНДР Ким Ир Сеном. Стороны договорились о трех принципах объединения страны: без вмешательства извне, мирным путем и на основе национальной консолидации.

В 1991 году состоялись переговоры на уровне премьер-министров (от РК - Чон Вон Сик, от КНДР - Ён Хён Мук). Они завершились подписанием Соглашения о примирении, взаимном ненападении, сотрудничестве и обменах. В том же году была подписана Декларация между Севером и Югом о безъядерном статусе полуострова, был создан Фонд межкорейского сотрудничества. Стороны обсуждали планы объединения на основе конфедерации, однако после смерти Ким Ир Сена в 1994 году диалог был приостановлен.

Политика "солнечного тепла"

После прихода к власти в РК президента Ким Дэ Чжуна началось осуществление политики "солнечного тепла". Она была нацелена на примирение и развитие сотрудничества с КНДР с целью экономического сближения двух Корей как залога для будущего объединения. В июне 2000 года в Пхеньяне состоялась первая в истории межкорейских отношений встреча лидеров двух государств - президента РК Ким Дэ Чжуна и руководителя КНДР Ким Чен Ира. Саммит положил начало процессу сближения и налаживания двусторонних отношений во многих сферах. Одной из важнейших договоренностей стало решение регулярно проводить встречи членов семей, разделенных в результате Корейской войны 1950-1953 годов.

В 2004-м начал работу совместный промышленный комплекс в городе Кэсон (КНДР), где 120 южнокорейских малых и средних компаний работали в сфере машиностроения, электроники, пищевой, химической и текстильной промышленности. На этих предприятиях было занято порядка 50 тыс. рабочих из КНДР и примерно 1 тыс. рабочих из РК. Доход КНДР от эксплуатации зоны составил около $2 млрд.

В октябре 2007 года КНДР с визитом посетил президент РК Но Му Хён (второй межкорейский саммит). Стороны договорились наращивать сотрудничество в экономической сфере.

Ухудшение отношений

Несмотря на политику "солнечного тепла", отношения между странами оставались нестабильными, в первую очередь из-за проводимых Северной Корей испытаний ядерного оружия (первый подрыв ядерного заряда был осуществлен в октябре 2006 года).

В 2010 году руководство РК возложило на КНДР ответственность за потопление корвета ВМС РК "Чхонан" (по данным РК, причиной трагедии, произошедшей в марте 2010 года и унесшей жизни 46 моряков, стала торпедная атака) и ввело меры, запрещающие практически все формы сотрудничества между Севером и Югом. В результате были свернуты все межкорейские проекты, за исключением Кэсонского промышленного комплекса, а также резко сократились поставки гуманитарной помощи в КНДР (за 2008-2013 годы они составили $480 млн, за 2003-2008 годы - порядка $2 млрд).

В 2013-2015 годах при администрации президента РК Пак Кын Хе, выступившей с программой укрепления доверия на Корейском полуострове, предпринимались попытки активизировать сотрудничество. В частности, возобновлялись встречи разделенных семей. Осуществлялись контакты на высоком уровне: так, в октябре 2014-го РК посетила военно-партийная делегация КНДР во главе с начальником Главного политического управления Корейской народной армии Хван Бён Со, "вторым человеком" в руководстве КНДР. Также РК выражала заинтересованность в участии в российско-северокорейском логистическом проекте "Хасан-Раджин", в рамках которого осуществлялись поставки российского угля в Республику Корея через северокорейский порт Раджин.

Однако в феврале 2016 года, в ответ на проведение в январе 2016-го очередного ядерного испытания, правительство РК заявило о закрытии технопарка в Кэсоне (при этом потери южнокорейских предпринимателей составили около $200 млн). Сеул поддержал санкции СБ ООН и ввел односторонние меры против КНДР: финансовые ограничения в отношении лиц и организаций, подозреваемых в участии в разработке оружия массового поражения; запрет на заход кораблей под иностранным флагом в южнокорейские порты, если перед этим они были в портах КНДР в течение 180 дней; запрет на ввоз северокорейских товаров в РК через третьи страны; запрет гражданам РК пользоваться услугами северокорейских ресторанов и иных коммерческих структур за пределами КНДР. Кроме того, Республика Корея вышла из проекта "Хасан-Раджин". Таким образом, Сеул полностью прекратил какое-либо сотрудничество с Пхеньяном.

Пришедший к власти в РК в мае 2017 года Мун Чжэ Ин выступил за нормализацию межкорейских отношений, в частности, он не исключил возможности визита в Пхеньян при "правильных обстоятельствах". Тем не менее напряженность на полуострове не снизилась: Пхеньян продолжил испытывать новые образцы ядерного оружия и средств его доставки, а южнокорейские вооруженные силы не отказались от совместных с США учений вблизи границ КНДР. В тоже время урегулированию отношений не способствовали взаимные обвинения лидера КНДР Ким Чен Ына и американского президента Дональда Трампа.

Надежду на возобновление межкорейского диалога возродил Ким Чен Ын, который 1 января 2018 года в новогоднем телеобращении к нации заявил об "искренней надежде, что зимняя Олимпиада в Пхенчхане пройдет успешно. Мы готовы принимать для этого меры, в том числе - отправить туда наших спортсменов".



 

Возможно, будет полезно почитать: